Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива'

Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1065
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / EMOTIONAL SPHERE / CHOREOGRAPHIC ART / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / CHILDREN'S TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касимова Рамиля Шамилевна, Сиразиева Миляуша Альбертовна

В современном обществе произошли значительные изменения, которые привели к социально-психологическим конфликтам, нарастанию социальной напряженности, маргинализации значительной части населения, сменой ценностных ориентаций, разочарованием. Очень важно позаботиться об эмоциональном благополучии с раннего возраста, выделить способы и технологии сохранения эмоциональной стабильности. В психолого-педагогической литературе нами было выделено, что эмоциональное состояние младших школьников существенно влияет на интеллектуальную деятельность и общее психологическое состояние. Кроме того, знание особенностей эмоциональной сферы учащихся способствует пониманию характера школьников, а также помогает понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, а также в отношениях с одноклассниками. За основу было взято хореографическое искусство, которое влияет на формирование благоприятной эмоциональной сферы младших школьников в условиях детского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF YOUNGER STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE CHILDREN'S TEAM

In modern society there have been significant changes that led to socio-psychological conflicts, the growth of social tension, the marginalization of a large part of the population, the change of value orientations, disappointment. It is very important to take care of emotional well-being from an early age, to identify ways and technologies of preserving emotional stability. In psycho-pedagogical literature, we pointed out that the emotional state of schoolchildren significantly affects intellectual activity and the general psychological state. In addition, the knowledge of the emotional characteristics of students contributes to understanding the nature of schoolchildren, and also helps to understand the difficulties and problems that children face in school, as well as in relations between classmates and parents. Choreographic art was taken as a basis, which influences the formation of auspicious emotional sphere of younger schoolchildren in a children's team.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива»

- решение системы задач содержательной стороны учебного процесса с разработкой (методов, приемов, средств и форм) технологии обучения.

Литература:

1. Волков, В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В. Ю. Волков // Теория и практика физической культуры, - 2001. - №4. -С. 60-63.

2. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, - 2007. - 40 с.

3. Петров, П. К. Универсальная информационно-диагностическая си-стема по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных ин-формационных технологий / П. К. Петров, О. Б. Дмитриев, Э. Р, Ахмедзянов // Теор. и практ. физ. культ., - 2000. - №6. - С. 57-62.

Педагогика

УДК:371.8

кандидат педагогических наук, доцент Касимова Рамиля Шамилевна

Казанский федеральный университет (г. Казань); студентка Сиразиева Миляуша Альбертовна

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ДЕТСТКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В современном обществе произошли значительные изменения, которые привели к социально-психологическим конфликтам, нарастанию социальной напряженности, маргинализации значительной части населения, сменой ценностных ориентаций, разочарованием. Очень важно позаботиться об эмоциональном благополучии с раннего возраста, выделить способы и технологии сохранения эмоциональной стабильности. В психолого-педагогической литературе нами было выделено, что эмоциональное состояние младших школьников существенно влияет на интеллектуальную деятельность и общее психологическое состояние. Кроме того, знание особенностей эмоциональной сферы учащихся способствует пониманию характера школьников, а также помогает понять трудности и проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, а также в отношениях с одноклассниками. За основу было взято хореографическое искусство, которое влияет на формирование благоприятной эмоциональной сферы младших школьников в условиях детского коллектива.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, хореографическое искусство, младшие школьники, детский коллектив.

Annotation. In modern society there have been significant changes that led to socio-psychological conflicts, the growth of social tension, the marginalization of a large part of the population, the change of value orientations, disappointment. It is very important to take care of emotional well-being from an early age, to identify ways and technologies of preserving emotional stability. In psycho-pedagogical literature, we pointed out that the emotional state of schoolchildren significantly affects intellectual activity and the general psychological state. In addition, the knowledge of the emotional characteristics of students contributes to understanding the nature of schoolchildren, and also helps to understand the difficulties and problems that children face in school, as well as in relations between classmates and parents. Choreographic art was taken as a basis, which influences the formation of auspicious emotional sphere of younger schoolchildren in a children's team.

Keywords: emotional sphere, choreographic art, younger schoolchildren, children's team.

Введение. В настоящее время многие ученые в области педагогики, психологии отмечают необходимость уделить существенное внимание формированию эмоциональной сферы детей. Сфера досуга, как действенное средство духовного, нравственного, эстетического и общекультурного развития подрастающего поколения, дает возможность ребенку примерить на себя широкий спектр социальных ролей, предоставляет зону для реализации человеческих качеств.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества.

В XXI веке приоритетом образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [1].

Многими учеными отмечено, что хореографическое искусство - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и другие дисциплины, направленные на формирование эмоциональной сферы ребенка, хореография даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

Потенциал хореографического искусства имеет огромное воспитательное значение в развитие нравственных и эстетических качеств личности, повышении уровня культурной компетенции, формировании эмоциональной культуры ребенка.

Анализ научных источников показал, что проблема формирования эмоциональной сферы младших школьников в той или иной мере рассматривалась многими учеными в различных областях наук.

Проблема эмоционального воспитания, формирования культуры чувств личности рассмотрена в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, К.Изард, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.) ученными сформированы взгляды на эмоции человека, как на психофизиологические реакции.

О значении эмоционального фактора хореографического искусства, его воспитательный потенциал, представлен в трудах педагогов и деятелей искусств (А.Я. Вагановой(педагог-хореограф), Ю.Н. Григоровича(педагог-хореограф), И.А. Моисеева (педагог-хореограф), и др.), педагогическая

деятельность в условиях творческих самодеятельных коллективов рассмотрена в работах Ю.И.Громова(хореограф), А.Я. Пономарева (психолог), Е.П. Тонконогой (педагог), М.Г. Ярошевского (психолог) и др.

В научно-теоретической литературе дается множество различных определений понятия эмоции.

Так в кратком психологическом словаре «эмоции» (от лат. «emoveo» -потрясаю, волную) - это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема развития эмоций является одной из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Еще Демокрит и Платон уделяли большое внимание вопросу о роли чувств в регуляции деятельности человека, а Аристотель разрабатывал теорию аффектов и способов их предупреждения, борьбы с ними.

Согласно мнения психолога Б.А.Сосновского эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [3].

Доктор психологических наук А.К.Маркова указывает на взаимосвязь эмоций с мотивами, отмечая, что эмоции выражают возможность реализации учащимися поставленных целей [4].

Психолог В.Е.Дружинин отмечает, что эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами [5].

Важным в нашей работе является высказывание Доктора педагогических наук М.Г.Яновской [6]. о взаимосвязи эмоций с поведением и познавательной деятельностью, которые обозначены триадой «знание -чувства -поведение», где чувствам, эмоциям отводится центральное место.

Среди точек зрения на различные виды эмоций важно отметить ту, в которой определена различная роль положительных и отрицательных эмоций в процессе развития личности.

По теории американского психолога Л.Фестингера [7], положительные эмоции проявляются тогда, когда знания претворяются в жизнь, то есть находят свое практическое применение. Отрицательные же эмоции возникают тогда, когда не совпадают ожидания результатов и знаний с реальными условиями их претворения в жизнь». Данное положение крайне важно для нас, так как оно доказывает, что эмоции внимательно оценивают ситуацию и доводят до сведения сознания свою оценку на языке переживаний.

Эмоции как бы опережают мышление и могут либо снижать, либо повышать активность личности. Внешнее проявление эмоций можно фиксировать с различных позиций, ведь эмоции проявляются в общем понимании ситуации, в поведении, в речевой насыщенности, мимике, жестах, моторике.

Безусловно, мыслить необходимо, кто-то даже решит, что мысли, важнее эмоций, но это не так. Здравая мысль на основе горячих эмоций, не лучше банальной глупости, тут должен быть симбиоз, необходим сбалансированный коктейль мыслей и эмоций, для должного становления личности, здоровой психики, адекватной самооценки и просто для того, чтобы быть человеком.

Это важно для контакта с окружающими, для общения и развития, для обмена информацией. В совокупности, это позволяет удерживать чаши весов на одном уровне и формирует гармонию, как в сознании человека, так и в его окружении, но гармоничные отношения человека с человеком не возникают сами по себе. Межличностные отношения одинаково важны во всех сферах деятельности человека и должна быть направлена на их формирование.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Обратившись к вопросу возрастной периодизации, необходимо дать характеристику младшего школьного возраста с точки зрения возрастной психологии, физиологии, социологии.

В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы).

Данный возраст привлекает к себе пристальное внимание многих ученых психологов (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.И.Айдарова, Ю.А.Полуянов и др.). По мнению Д.Б.Эльконина, данный возрастной период является четвертым после младенчества (0-1 год), раннего детства (1-3 года), дошкольного детства (3-6 лет). В своем исследовании, ученый отметил в этот период преобладание операционно-технической сферы, развитие мотивов познавательной деятельности, освоение правил учебной деятельности [8].

Возраст от 6 до 11 лет ученые психологи называют «школьным». Переход к систематическому обучению создает условия для развития активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учиться управлять восприятием, мышлением, воображением, вниманием, памятью.

Восприятие согласуется с практическими действиями и становится более целенаправленным. Представление о предметах и явлениях расширяются и углубляются в соответствии с общепринятыми эталонами, что способствует осмыслению детьми семантики (смыслового значения), различных названий, в частности из области искусства.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Особое значение в развитие детей приобретают различные виды памяти. Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

В данном возрасте более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети лучше и быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [9].

Совершенствование двигательной памяти способствует формированию разнообразных умений, что предполагает своевременное и доступное освоение детьми вариантов движений, в том числе и танцевальных [10].

Начиная с 7 лет происходит интенсивное биологическое развитие детского организма: центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. Интенсивное физиологическое развитие требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации внутренних резервов всего организма.

Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности

артериального давления. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием интенсивных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется.

Следует отметить, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от чрезмерных физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они неспособны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Поэтому преподавателю необходимо обращать внимание на формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений.

У детей младшего школьного возраста продолжается развитие анализаторного аппарата: зрительная, слуховая, вестибулярная и мышечная чувствительность.

Но им ещё с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в экзерсисе классического танца, как у опоры, так и на середине зала), а также, ребёнок младшего школьного возраста не способен ещё длительно выполнять однообразные движения, требующие постоянного контроля сознания.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети», то теперь в системе отношений «ребенок - взрослый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок -родитель» и «ребенок - учитель».

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - субъективного поведения, т.е. специально организованное и управляемое поведение. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, фундамент нравственного поведения, в основе которого лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок становится самостоятельным, и он сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.

Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.

Часто нравственное поведение может быть вызвано желанием быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте -мотивом достижения успеха.

Дети, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности. Находят деятельность, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких школьников в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Именно в этом возрасте ребенок способен осознавать себя личностью, стремится к совершенству, переживать свою уникальность. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни [11].

Совершенно иначе ведут себя дети, мотивированные на избежание неудачи. Их цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Ребенок проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом - жизненным неудачником [12].

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.

Выше приведенные мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для ребенка, что превращаются в черты его личности. Преобладание мотива достижения успеха или избегания неудачи определяет некоторые личностные особенности школьника. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Важно так же понять основные социальные особенности младших школьников: изменения внутренних процессов наряду с внешними условиями, приобретение качеств, свойственных взрослым людям, включение в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений, появление новой системы отношений «ребенок - родитель» и «ребенок- учитель», появление важного новообразования-субъективного поведения, мотив достижения успеха, мотив избежание неудачи.

Рассмотрены характеристики эмоционального развития младших школьников представленные исследователем О.М.Романовой: легкая отзывчивость на происходящие события; непосредственность и откровенность выражения своих переживаний; большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения; склонность к кратковременным и бурным аффектам; эмоциогенными факторами для младших

школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками; свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются.

Выводы. Мы выяснили, что данный возрастной период так же происходит развитие художественно-эстетических способностей ребенка. В связи с этим, использование потенциала хореографического искусства, на наш взгляд, будет актуальным.

Издавна самым простым языком, который использовал человек, был язык тела и танца. Формирование эмоциональной сферы через танец дает возможность развитию нравственной и художественной воспитанности, это не только средство получения эстетического удовольствия зрителем, но и возможность для самовыражения исполнителя. С помощью танца растешь духовно сам и воспитываешь в себе любовь к прекрасному.

Для детей в младшем школьном возрасте хореографическое искусство дает возможность нравственного, физического и эстетического развития. Посещение детьми такого возраста танцевальных классов дает возможность проявлению творческих способностей, возможности к сочинению и воображению.

На уроках хореографии происходит совместная работа педагога и учащихся, они вместе работают над образами в каждом танце, над созданием атмосферы, продумыванием роли для учащихся танцевального класса, вместе сочиняют истории каждого выступления.

На занятиях дети учатся передавать эмоции и чувства, активно используя мимику. Каждая роль в танце для ребенка младшего школьного возраста - это возможность научиться передавать через движения и мимику переживания и эмоции, характер героя, историю которого они рассказывают.

Через танец, исполняя движения, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников без слов. Происходит невербальное общение: они общаются, влияя друг на друга своими образами, мимикой.

Говоря о физической стороне, дети младшего школьного возраста посещая такие занятия приобретают хорошую координацию движений, они находятся в хорошей физической форме. Тем самым исключается возможность высмеивания сверстниками из-за полноты и т.д.

Научная деятельность и множество исследований специалистов многократно доказывали благотворное влияние хореографического искусства на людей. Результат такого рода работы обоснован многоканальным спектром влияния хореографии, который задевает бессознательные пласты нервной системы оказывает большое влияние на ощущения человека, проходя через защитные механизмы сознания в глубины бессознательного.

Таким образом, важным в возрасте младших школьников является формирование благоприятной эмоциональной сферы, достичь этого можно в условиях детского коллектива.

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 4 сентября. М: 2014. № 1726-р стр. 2

2. Свенцицкий, А.Л.Краткий психологический словарь. / А.Л. Свенцицкий- М: Проспект. 2015 г., 512 с.

3. Сосновский, Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. - М.: Юрайт - Издат, 2005. - 660 с., с. 527

4. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. / А.Н.Малюков -Дубна: Феникс, 2001. - 253 с.

5. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. М.: ТЦ «Сфера», 2003. с. 5

6. Эльконин, Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Д. Эльконин — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

7. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г.Яновская - М.: Педагогическое общество России, 2001.

8. Склярова, Т.В. Возрастная психология для социальных педагогов: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Т.В. Склярова, Н.В. Носкова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 336 с. / с.63

9. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. / Сост. М.Н.Ахметова, Ю.В.Иванова, К.С.Лактионов, М.Г.Комогорцев, В.В.Ахметова, В.С.Брезгин, А.В.Котляров, А.С.Яхина- Пермь: Меркурий, 2012. - 190 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский псих. исслед. - М.:АСТ: Астрель: ЛЮКС, 2005. -670 с., с. 89

11. Возрастные, особенности младшего школьного возраста. Особенности младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.liceum9.ru (Дата обращения 11.02.17)

12. Шпаковская, Е. Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избежание неудач. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.komanda.ru/shpakovskaja/007a.html (Дата обращения 120.02.17)

Педагогика

УДК: 81-13

старший преподаватель Качалкин Анатолий Анатольевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)

СИСТЕМАТИЗИРУЮЩИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Аннотация. Современная система отечественного образования предъявляет определенные требования к методологии преподавания различных учебных дисциплин в образовательных учреждениях ступени высшего образования. На примере анализа систематизирующего подхода к преподаванию латинской терминологии в вузе показаны фундаментальные основы методологии разработки и преподавания дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии».

Ключевые слова: латинский язык, терминология, термин, грамматика, лексика, систематизирующий подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.