Научная статья на тему 'Социально-эмоциональная компетентность младших школьников с ослабленным зрением'

Социально-эмоциональная компетентность младших школьников с ослабленным зрением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
847
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EMOTIONS / SOCIAL AND EMOTIONAL COMPETENCE / SOCIAL AND EMOTIONAL DEVELOPMENT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / EMOTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Е. С., Коваль В. В.

В работе рассмотрены психологические основы социально-эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста, представлены результаты исследования по изучению социально-эмоциональной компетентности младшего школьника с ослабленным зрением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Larina E.S., Koval V.V. SOCIAL AND EMOTIONAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH WEAK EYESIGHT

The article describes psychological bases of social and emotional competence of junior schoolchildren; results of research of social and emotional competence of junior schoolchildren with weak eyesight are given.

Текст научной работы на тему «Социально-эмоциональная компетентность младших школьников с ослабленным зрением»

УДК 159.922 Larina E.S., Koval V. V. SOCIAL AND EMOTIONAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH WEAK EYESIGHT. The article describes psychological bases of social and emotional competence of junior schoolchildren; results of research of social and emotional competence of junior schoolchildren with weak eyesight are given.

Key words: emotions, social and emotional competence, social and emotional development, social and psychological competence, emotional competence.

Е.С. Ларина, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;

В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—[email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

В работе рассмотрены психологические основы социально-эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста, представлены результаты исследования по изучению социально-эмоциональной компетентности младшего школьника с ослабленным зрением.

Ключевые слова: эмоции, социально-эмоциональная компетентность, социально-эмоциональное развитие, социально-психологическая компетентность, эмоциональная компетентность.

В настоящее время все в большей степени отдается приоритет развитию как способу существования человека, делается упор на то, что постоянное самоизменение, самонаблюдение и самосовершенствование личности обеспечивает устойчивость человека в мире. В связи с глобальными социальными трансформациями, с большим потоком информатизации общества, социальными изменениями и нестабильностью в нем, в последние годы резко возрастает потребность человека гибко ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в нем, осознавая происходящее вокруг, понимая свои эмоции и эмоции партнера по взаимодействию, то есть возникает потребность в социально-эмоциональной компетентности человека.

Психолог Н. Ежкова отмечает, что ребенок должен идти к познанию себя и окружающего мира через эмоции, который ученые рассматривают как механизм, приводящий в движение когнитивные процессы, и как средство, активизирующее произвольное поведение, изменяющее направленность и избирательность познавательных процессов [1].

Понятие «социально-эмоциональная компетентность» рассматривается многими авторами, которые вводят схожие понятия: социально-эмоциональное развитие, социально-психологическая компетентность, эмоциональный интеллект.

Так, согласно определению Даниэля Гоулмана, понятие эмоциональная компетентность подразумевает способности распознавать собственные чувства и чувства окружающих людей [2].

С.Ю. Головин отмечает, что социально-психологическая компетентность - это способность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе взаимодействия [3].

Таким образом, социально-эмоциональная компетентность является значимым элементом в жизни каждого человека, который дает возможность для оптимизации взаимоотношений и повышении психологической культуры общества в целом.

Становление жизненного мира ребенка происходит в социальном взаимодействии, на основе эмоционального оценивания возникающих потребностей и прогнозирования вероятности их удовлетворения. Рассматривая социально-эмоциональные состояния ребенка младшего школьного возраста, можно сказать, что в этот период его жизни эмоции имеют большое значение. Как правило, у ребенка 7-10 лет в большей степени преобладают положительные эмоции, веселое, жизнерадостное, бодрое настроение. В этот период ребенок уже способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него уже сформированы базовые чувства и отношения, продолжают развиваться «высшие чувства»: интеллектуальные (любознательность, любопытство, чувство юмора), моральные (чувство гордости, стыда, дружбы) и эстетические (чувство прекрасного, героического) [4].

Для младшего школьного возраста характерно недостаточное умение управлять своими чувствами, скрывать или активно демонстрировать их. Чувства ребенок обычно ярко выражает в своей речи, используя мимику и пантомимику лица, в выражении эмоции в виде плача или смеха [4].

Обучение в школе оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы детей. С поступлением в школу ребенок получает новые впечатления, вызывающих у него немало различных эмоций. В первые дни обучения у детей появляется чувство удовлетворения и гордости, что они стали уже взрослыми и выполняют школьные обязанности. В этот период так же дети испытывают чувство смущения, робости, из-за незнания новых для них правил, установленных учителем, неумения выполнять указания, предлагаемые школой. Появляются переживания за успех и неуспех в учебной деятельности. Происходит адаптация ребенка к новой ситуации, и он начинает себя чувствовать более уверенно.

Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка. Эмоциональное развитие также во многом зависит от степени участия в нем взрослого, именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысляет и интерпретирует социальные нормы и правила. Социально-эмоциональная компетентность играет здесь важную роль, и включает в себя совокупность таких характеристик, как знание базовых эмоций, понимание своих эмоций, узнавание эмоции партнера по взаимодействию [4].

Развитие социально-эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте способствует повышению активности, интереса, инициативности в познании и преобразовании окружающей действительности.

О социально-эмоциональной компетентности слабовидящего ребенка младшего школьного возраста существуют разные точки зрения.

A.Г. Литвак утверждает, что слабовидящие дети имеют тот же набор эмоций, чувств и их проявлений, что и дети с нормой развития. Но социально-эмоциональная компетентность слабовидящего ребенка зависит от степени и уровня его развития и от социального окружения ребенка. Так же может отличаться от социально-эмоциональной компетенции ребенка с нормой развития [5].

П. Хастингс, утверждает, что слабовидящие дети более эмоциональны, впечатлительны и уязвимы, чем дети с нормой развития. В формировании социально-эмоциональной компетентности у слабовидящего ребенка большую роль играет социальное окружение [5].

B.З. Денискина утверждает, что недостаточность зрения влечет за собой слабые эмоциональные проявления, проявление базовых эмоций более вяло, не всегда правильное восприятие эмоциональных проявлений окружающих людей, частая несвязанность мимики с вокальными проявлениями или их сма-занность [6].

Таким образом, по мнению большинства ученых, социально-эмоциональная компетентность слабовидящего ребенка в большей степени зависит от социального окружения ребенка. Она способствует включению ребенка в процесс построения жизненного мира, повышает интерес к окружающему миру и помогает познать себя.

Целью исследования являлось изучение особенностей социально-эмоциональной компетентности слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Для изучения социально-эмоциональной компетентности слабовидящего ребенка и ребенка с нормой развития, были использованы методики: Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Определение эмоций по пантомимике»; Л.С. Цветковой «Связь эмоциональных состояний с мимикой»; А.О. Прохоровой «Часики».

Для определения уровня знания базовых эмоций была использована методика «Определение эмоций по пантомимике» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой. После проведения данной методики были получены следующие результаты: 72% слабовидящих детей имеют высокий уровень знания базовых эмоций: они легко определяют эмоциональные состояния через восприятие мимических проявлений людей, изображенных на картинках; 28% - средний уровень: данные дети правильно определяют только положительные эмоции, а в названии и интерпретации отрицательных затрудняются; 9 % испытуемых имеют низкий уровень знания базовых эмоций: данные дети определяют правильно только эмоции грусти и радости, в определении остальных затрудняются.

Среди детей с нормой развития 63% имеют высокий уровень знания базовых эмоций, 18% - средний и 18% - низкий уровень.

Таким образом, большинство слабовидящих детей достаточно точно могут определять эмоциональные состояния окружающих через мимику их лица и давать правильные характеристики базовых эмоций, причем их показатели выше, чем показатели детей с нормой развития.

Далее, для выявления уровня понимания испытуемыми своих эмоций была проведена методика «Связь эмоциональных состояний с мимикой» Л.С. Цветковой.

По результатам методики, у 81% слабовидящих детей был выявлен высокий уровень понимания своих эмоций: данные испытуемые определяли свои эмоции через мимику лица, правильно сопоставляли их с соответствующим цветом и давали соответствующее название эмоциям; у 18% - средний уровень: дан-

Библиографический список

ные дети определяли свои эмоции, правильно давали им название, но неправильно сопоставляли их с цветом; респондентов с низким уровнем понимания своих эмоций среди детей с ослабленным зрением выявлено не было.

После проведения данной методики с детьми с нормой развития были получены следующие результаты: 54% испытуемых имеют высокий уровень понимания своих эмоций, 36% - средний, 9% - низкий уровень.

Анализируя результаты данной методики, можно сказать, что показатели уровня понимания собственных эмоций слабовидящих детей значительно превышают показатели детей с нормой развития.

Для выявления уровня узнавания эмоций партнера по взаимодействию с испытуемыми была проведена методика «Часики» А.О. Прохоровой.

После проведения данной методики были получены следующие результаты: 18% слабовидящих детей имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию: данные респонденты правильно дорисовывали все мимические детали лица, давали верное название эмоциям; 63% - средний уровень: дети правильно давали название эмоциям, но не всегда дорисовывали всю мимику лица; 18% - низкий уровень: испытуемые дорисовывали героям на картинках эмоции, не соответствующие ситуациям, в которых они находятся.

Дети с нормой развития после проведения данной методики показали следующие результаты: 9% имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, 45% - средний, 36% - низкий уровень.

По результатам данной методики, можно сказать, что большинство испытуемых имеют средний уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, хотя показатели детей с ослабленным зрением также выше показателей детей с нормой развития.

Таким образом, анализируя результаты диагностик, можно сделать вывод о том, что большинство слабовидящих детей, по сравнению с детьми с нормой развития, имеют высокий уровень социально-эмоциональной компетентности. Они имеют высокий уровень знания базовых эмоций, умеют правильно определять и интерпретировать собственные эмоции и переживания, с легкостью определяют эмоциональные состояния и мимические проявления окружающих людей при взаимодействии. Слабовидящие дети наиболее чувствительны к окружающим людям, легко считывают эмоциональные состояния через мимику, жесты и вокальные изменения в голосе собеседника.

1. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю. - М., 2013.

3. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.Д. Шипицына,

О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - М., 2004.

4. Андреева, Г.М. Эмоциональная компетентность социального познания // Мир психологии. - 2002. - № 4.

5. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.

6. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: метод. рекомендации. — Верхняя Пышма, 1997.

Bibliography

1. Ezhkova, N. Ehmocionaljnihyj komponent obrazovaniya: proektirovanie soderzhaniya // Doshkoljnoe vospitanie. - 2005. - № 11.

2. Goulman, D. Ehmocionaljnihyj intellekt. Pochemu on mozhet znachitj boljshe, chem IQ. - M., 2013.

3. Shipicina, L.M. Azbuka obtheniya: Razvitie lichnosti rebenka, navihkov obtheniya so vzroslihmi i sverstnikami / L.D. Shipicihna, O.V. Zathirinskaya, A.P. Voronova, T.A. Nilova. - M., 2004.

4. Andreeva, G.M. Ehmocionaljnaya kompetentnostj socialjnogo poznaniya // Mir psikhologii. - 2002. - № 4.

5. Litvak, A.G. Psikhologiya slepihkh i slabovidyathikh. - SPb., 1998.

6. Deniskina, V.Z. Formirovanie nerechevihkh sredstv obtheniya u deteyj s narusheniem zreniya: metod. rekomendacii. — Verkhnyaya Pihshma,

1997.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

УДК 159.922 Radionova I.Y., Koval V.V. PROBLEM OF CORRECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S CONFORMAL BEHAVIOR. The article describes the psychological component of conformal behavior; results of junior schoolchildren conformal behavior research and opportunities of its correction are presented.

Key words: conformism, conformality, suggestibility, conformal behavior, imitation, infection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.