УДК 159.922 Larina E.S., Koval V. V. SOCIAL AND EMOTIONAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH WEAK EYESIGHT. The article describes psychological bases of social and emotional competence of junior schoolchildren; results of research of social and emotional competence of junior schoolchildren with weak eyesight are given.
Key words: emotions, social and emotional competence, social and emotional development, social and psychological competence, emotional competence.
Е.С. Ларина, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск;
В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—[email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
В работе рассмотрены психологические основы социально-эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста, представлены результаты исследования по изучению социально-эмоциональной компетентности младшего школьника с ослабленным зрением.
Ключевые слова: эмоции, социально-эмоциональная компетентность, социально-эмоциональное развитие, социально-психологическая компетентность, эмоциональная компетентность.
В настоящее время все в большей степени отдается приоритет развитию как способу существования человека, делается упор на то, что постоянное самоизменение, самонаблюдение и самосовершенствование личности обеспечивает устойчивость человека в мире. В связи с глобальными социальными трансформациями, с большим потоком информатизации общества, социальными изменениями и нестабильностью в нем, в последние годы резко возрастает потребность человека гибко ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в нем, осознавая происходящее вокруг, понимая свои эмоции и эмоции партнера по взаимодействию, то есть возникает потребность в социально-эмоциональной компетентности человека.
Психолог Н. Ежкова отмечает, что ребенок должен идти к познанию себя и окружающего мира через эмоции, который ученые рассматривают как механизм, приводящий в движение когнитивные процессы, и как средство, активизирующее произвольное поведение, изменяющее направленность и избирательность познавательных процессов [1].
Понятие «социально-эмоциональная компетентность» рассматривается многими авторами, которые вводят схожие понятия: социально-эмоциональное развитие, социально-психологическая компетентность, эмоциональный интеллект.
Так, согласно определению Даниэля Гоулмана, понятие эмоциональная компетентность подразумевает способности распознавать собственные чувства и чувства окружающих людей [2].
С.Ю. Головин отмечает, что социально-психологическая компетентность - это способность ребенка эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях; умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовывать их в процессе взаимодействия [3].
Таким образом, социально-эмоциональная компетентность является значимым элементом в жизни каждого человека, который дает возможность для оптимизации взаимоотношений и повышении психологической культуры общества в целом.
Становление жизненного мира ребенка происходит в социальном взаимодействии, на основе эмоционального оценивания возникающих потребностей и прогнозирования вероятности их удовлетворения. Рассматривая социально-эмоциональные состояния ребенка младшего школьного возраста, можно сказать, что в этот период его жизни эмоции имеют большое значение. Как правило, у ребенка 7-10 лет в большей степени преобладают положительные эмоции, веселое, жизнерадостное, бодрое настроение. В этот период ребенок уже способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него уже сформированы базовые чувства и отношения, продолжают развиваться «высшие чувства»: интеллектуальные (любознательность, любопытство, чувство юмора), моральные (чувство гордости, стыда, дружбы) и эстетические (чувство прекрасного, героического) [4].
Для младшего школьного возраста характерно недостаточное умение управлять своими чувствами, скрывать или активно демонстрировать их. Чувства ребенок обычно ярко выражает в своей речи, используя мимику и пантомимику лица, в выражении эмоции в виде плача или смеха [4].
Обучение в школе оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы детей. С поступлением в школу ребенок получает новые впечатления, вызывающих у него немало различных эмоций. В первые дни обучения у детей появляется чувство удовлетворения и гордости, что они стали уже взрослыми и выполняют школьные обязанности. В этот период так же дети испытывают чувство смущения, робости, из-за незнания новых для них правил, установленных учителем, неумения выполнять указания, предлагаемые школой. Появляются переживания за успех и неуспех в учебной деятельности. Происходит адаптация ребенка к новой ситуации, и он начинает себя чувствовать более уверенно.
Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка. Эмоциональное развитие также во многом зависит от степени участия в нем взрослого, именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысляет и интерпретирует социальные нормы и правила. Социально-эмоциональная компетентность играет здесь важную роль, и включает в себя совокупность таких характеристик, как знание базовых эмоций, понимание своих эмоций, узнавание эмоции партнера по взаимодействию [4].
Развитие социально-эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте способствует повышению активности, интереса, инициативности в познании и преобразовании окружающей действительности.
О социально-эмоциональной компетентности слабовидящего ребенка младшего школьного возраста существуют разные точки зрения.
A.Г. Литвак утверждает, что слабовидящие дети имеют тот же набор эмоций, чувств и их проявлений, что и дети с нормой развития. Но социально-эмоциональная компетентность слабовидящего ребенка зависит от степени и уровня его развития и от социального окружения ребенка. Так же может отличаться от социально-эмоциональной компетенции ребенка с нормой развития [5].
П. Хастингс, утверждает, что слабовидящие дети более эмоциональны, впечатлительны и уязвимы, чем дети с нормой развития. В формировании социально-эмоциональной компетентности у слабовидящего ребенка большую роль играет социальное окружение [5].
B.З. Денискина утверждает, что недостаточность зрения влечет за собой слабые эмоциональные проявления, проявление базовых эмоций более вяло, не всегда правильное восприятие эмоциональных проявлений окружающих людей, частая несвязанность мимики с вокальными проявлениями или их сма-занность [6].
Таким образом, по мнению большинства ученых, социально-эмоциональная компетентность слабовидящего ребенка в большей степени зависит от социального окружения ребенка. Она способствует включению ребенка в процесс построения жизненного мира, повышает интерес к окружающему миру и помогает познать себя.
Целью исследования являлось изучение особенностей социально-эмоциональной компетентности слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Для изучения социально-эмоциональной компетентности слабовидящего ребенка и ребенка с нормой развития, были использованы методики: Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Определение эмоций по пантомимике»; Л.С. Цветковой «Связь эмоциональных состояний с мимикой»; А.О. Прохоровой «Часики».
Для определения уровня знания базовых эмоций была использована методика «Определение эмоций по пантомимике» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой. После проведения данной методики были получены следующие результаты: 72% слабовидящих детей имеют высокий уровень знания базовых эмоций: они легко определяют эмоциональные состояния через восприятие мимических проявлений людей, изображенных на картинках; 28% - средний уровень: данные дети правильно определяют только положительные эмоции, а в названии и интерпретации отрицательных затрудняются; 9 % испытуемых имеют низкий уровень знания базовых эмоций: данные дети определяют правильно только эмоции грусти и радости, в определении остальных затрудняются.
Среди детей с нормой развития 63% имеют высокий уровень знания базовых эмоций, 18% - средний и 18% - низкий уровень.
Таким образом, большинство слабовидящих детей достаточно точно могут определять эмоциональные состояния окружающих через мимику их лица и давать правильные характеристики базовых эмоций, причем их показатели выше, чем показатели детей с нормой развития.
Далее, для выявления уровня понимания испытуемыми своих эмоций была проведена методика «Связь эмоциональных состояний с мимикой» Л.С. Цветковой.
По результатам методики, у 81% слабовидящих детей был выявлен высокий уровень понимания своих эмоций: данные испытуемые определяли свои эмоции через мимику лица, правильно сопоставляли их с соответствующим цветом и давали соответствующее название эмоциям; у 18% - средний уровень: дан-
Библиографический список
ные дети определяли свои эмоции, правильно давали им название, но неправильно сопоставляли их с цветом; респондентов с низким уровнем понимания своих эмоций среди детей с ослабленным зрением выявлено не было.
После проведения данной методики с детьми с нормой развития были получены следующие результаты: 54% испытуемых имеют высокий уровень понимания своих эмоций, 36% - средний, 9% - низкий уровень.
Анализируя результаты данной методики, можно сказать, что показатели уровня понимания собственных эмоций слабовидящих детей значительно превышают показатели детей с нормой развития.
Для выявления уровня узнавания эмоций партнера по взаимодействию с испытуемыми была проведена методика «Часики» А.О. Прохоровой.
После проведения данной методики были получены следующие результаты: 18% слабовидящих детей имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию: данные респонденты правильно дорисовывали все мимические детали лица, давали верное название эмоциям; 63% - средний уровень: дети правильно давали название эмоциям, но не всегда дорисовывали всю мимику лица; 18% - низкий уровень: испытуемые дорисовывали героям на картинках эмоции, не соответствующие ситуациям, в которых они находятся.
Дети с нормой развития после проведения данной методики показали следующие результаты: 9% имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, 45% - средний, 36% - низкий уровень.
По результатам данной методики, можно сказать, что большинство испытуемых имеют средний уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию, хотя показатели детей с ослабленным зрением также выше показателей детей с нормой развития.
Таким образом, анализируя результаты диагностик, можно сделать вывод о том, что большинство слабовидящих детей, по сравнению с детьми с нормой развития, имеют высокий уровень социально-эмоциональной компетентности. Они имеют высокий уровень знания базовых эмоций, умеют правильно определять и интерпретировать собственные эмоции и переживания, с легкостью определяют эмоциональные состояния и мимические проявления окружающих людей при взаимодействии. Слабовидящие дети наиболее чувствительны к окружающим людям, легко считывают эмоциональные состояния через мимику, жесты и вокальные изменения в голосе собеседника.
1. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11.
2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю. - М., 2013.
3. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.Д. Шипицына,
О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - М., 2004.
4. Андреева, Г.М. Эмоциональная компетентность социального познания // Мир психологии. - 2002. - № 4.
5. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.
6. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: метод. рекомендации. — Верхняя Пышма, 1997.
Bibliography
1. Ezhkova, N. Ehmocionaljnihyj komponent obrazovaniya: proektirovanie soderzhaniya // Doshkoljnoe vospitanie. - 2005. - № 11.
2. Goulman, D. Ehmocionaljnihyj intellekt. Pochemu on mozhet znachitj boljshe, chem IQ. - M., 2013.
3. Shipicina, L.M. Azbuka obtheniya: Razvitie lichnosti rebenka, navihkov obtheniya so vzroslihmi i sverstnikami / L.D. Shipicihna, O.V. Zathirinskaya, A.P. Voronova, T.A. Nilova. - M., 2004.
4. Andreeva, G.M. Ehmocionaljnaya kompetentnostj socialjnogo poznaniya // Mir psikhologii. - 2002. - № 4.
5. Litvak, A.G. Psikhologiya slepihkh i slabovidyathikh. - SPb., 1998.
6. Deniskina, V.Z. Formirovanie nerechevihkh sredstv obtheniya u deteyj s narusheniem zreniya: metod. rekomendacii. — Verkhnyaya Pihshma,
1997.
Статья поступила в редакцию 29.05.13
УДК 159.922 Radionova I.Y., Koval V.V. PROBLEM OF CORRECTION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S CONFORMAL BEHAVIOR. The article describes the psychological component of conformal behavior; results of junior schoolchildren conformal behavior research and opportunities of its correction are presented.
Key words: conformism, conformality, suggestibility, conformal behavior, imitation, infection.