Научная статья на тему 'Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами'

Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERATE MENTAL RETARDATION / NUMICON / MATHEMATICAL REPRESENTATIONS / NUMERICAL FIGURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова И.Н., Ожгихина П.В., Тронина Н.В.

В статье представлено содержание обучения элементарным математическим представлениям детей с умеренной умственной отсталостью на основе умения распознавать и использовать паттерны (стандартизованные образцы) при использовании мультисенсорного пособия «Numicon» (Нумикон). В результате обучения у детей формируются умения соотносить число с цифрой, выстраивать натуральный ряд чисел до 10, производить вычисления в пределах 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова И.Н., Ожгихина П.В., Тронина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN STUDENTS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION THROUGH THE ABILITY TO REPRODUCE ACTIONS WITH STANDARDIZED SENSORY OBJECTS

The article presents the content of teaching elementary mathematical concepts of children with moderate mental retardation on the basis of the ability to recognize and use patterns (standardized samples) using multitouch manual \"Numicon\". As a result of training, children have the ability to correlate the number with the number, to build a natural number of numbers up to 10, to make calculations within 10.

Текст научной работы на тему «Формирование элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами»

мораль, право: общей и особенное. Прававая инициатива, 2013, N5, М., Изд. дом Александра Галушкина.

5. Тогузаева Е.Н. Нормы, права, религии как регуляторы поведения. "Известия Саратовского университета". 2007. Т.7. Сер. Экономика Управление. Право, вып. 2, а 46-49.

6. Кравцов Р.В., Правовые и нравственные ценности в воспитании личности. Вестник ЮУрГУ, N5, с. 47-55.

7. Мишина И.Д., Нравственные ценности в

праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

8. Плеханов Г.В., Избранные философские произведения в 3 т. М., Госполитиздат, 1957. Т.3. -789 с.

9. Судейская этика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденции», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов и др. М., "ЮНИТИ-ДАНА", 2015. -248с.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN STUDENTS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION THROUGH THE ABILITY TO REPRODUCE ACTIONS WITH STANDARDIZED SENSORY OBJECTS

Vlasova I.

teacher-speech pathologist of state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

Azhgihina P.

teacher, state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

Tronina N.

teacher, state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ УМЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ДЕЙСТВИЯ СО СТАНДАРТИЗОВАННЫМИ СЕНСОРНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ

Власова И.Н.

учитель-дефектолог ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Ожгихина П.В.

учитель ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Тронина Н.В.

учитель ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Abstract

The article presents the content of teaching elementary mathematical concepts of children with moderate mental retardation on the basis of the ability to recognize and use patterns (standardized samples) using multi-touch manual "Numicon". As a result of training, children have the ability to correlate the number with the number, to build a natural number of numbers up to 10, to make calculations within 10.

Аннотация

В статье представлено содержание обучения элементарным математическим представлениям детей с умеренной умственной отсталостью на основе умения распознавать и использовать паттерны (стандартизованные образцы) при использовании мультисенсорного пособия «Numicon» (Нумикон). В результате обучения у детей формируются умения соотносить число с цифрой, выстраивать натуральный ряд чисел до 10, производить вычисления в пределах 10.

Keywords: moderate mental retardation, Numicon, mathematical representations, numerical figures.

Ключевые слова: умеренная умственная отсталость, Numicon, математические представления, числовые фигуры.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с умеренной умственной отсталостью попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний для решения жизненных задач: определить время по часам, узнать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. В связи

с этим обучение детей с умеренной умственной отсталостью математике заключается в формировании у них элементарных математических представлений и применение их в повседневной жизни [3].

Одной из доступных форм обучения является формирование у обучающихся элементарных мате-магических представлений в практической деятельности через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами.

Такой вид обучения позволяет решить ряд задач:

-формировать предметные действия, направленные на познание окружающего мира;

-учить при опознании предмета, ориентироваться на его основной опознавательный признак;

-формировать умение переносить усвоенное действие на аналогичное, используя стандартизованные шаблоны;

-учить находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи между предметами.

- развивать пространственные представления; -формировать представления о натуральном ряде чисел,

-осуществлять операции сложения и вычитания с опорой на наглядный материал;

-развивать познавательную деятельность. В качестве стандартизированного сенсорного объекта для формирования элементарных математических представлений у обучающихся с умеренной умственной используется мультисенсорное пособие «Ышшсоп» [2].

Мультисенсорное пособие «Мишкой» позволяет обучать ребенка математическим умениям при задействовании сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод). Оно является полифункциональным, то есть интегрируется в различные виды деятельности: предметно-практическую, математику, конструирование, знакомство с окружающим миром; даёт возможность использовать данный дидактический материал на протяжении нескольких лет обучения; может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими дидактическими материалами, дополняя их.

В комплект набора Нумикон также входят штырьки для пересчёта. При обучении элементарным математическим представлениям детей с умеренной умственной отсталостью мы осуществляем работу только с пластинами, которые назвали «Числовые фигуры». Числовая фигура (ЧФ) предъявляется обучающимся без пересчёта отверстий, то есть ребёнок учится воспринимать число целиком.

Q

В)

ш вв

Рис. 1 Числовые фигуры

Суть методики состоит в том, что ребенку предлагается изначально не абстрактное число, а действие с конкретным предметом - пластиной с соответствующим количеством отверстий, где каждая пластина, изображающая число, имеет свой цвет. В зависимости от увеличения числа, увеличивается размер пластины путем добавления еще одного отверстия и увеличением пластины в размерах. Сначала ребенка знакомят с числом, визуально и на ощупь. Далее детям показывают примеры сложения и вычитания с помощью пластин.

С ЧФ производится множество различных манипуляций - их рассматривают, выкладывают в ряд

в определенном порядке, сравнивают, накладывают формы друг на друга; выполняют сложение, соединяя формы, соответствующие разным числам, вычитают, узнавая ЧФ в незакрытой части [4].

Содержание образовательного процесса строится на использовании следующих методов:

-практические операционные методы: тренировочное и игровое упражнение;

-наглядный метод: использование наглядного материала, демонстрации выполнения способа действия в сочетании с инструкцией; -метод самоконтроля; -практический метод дидактических игр;

-метод контроля образовательных результатов;

-метод формирования познавательных интересов [1].

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В результате обучения у ребёнка, на основе умения распознавать и использовать паттерны (стандартизованные образцы), формируются умения:

-строить конструкции, опираясь на свойства предмета;

-соотносить число с цифрой;

-выстраивать натуральный ряд чисел до 10;

-производить вычисления в пределах 10.

В результате обучения работе со стандартизированными сенсорными объектами у детей формируются базовые учебные действия:

1. Эмоциональное, коммуникативное взаимодействие с педагогом.

2. Учебное поведение:

-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-умение выполнять инструкции педагога;

-использование по назначению учебные материалы;

-умение выполнять действия по образцу.

3. Умение выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

4. Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия [3].

В начале обучения ребёнка знакомят с ЧФ. Он должен научиться дифференцировать зрительно-осязательным способом однородные предметы различной формы, иметь представление о схематическом, условном изображении предметов и изучить приёмы действий с ЧФ в определённой последовательности. Педагог обучает ребёнка совершать с ЧФ следующие практические действия:

-тактильно обследовать формы ЧФ: рассматривать формы ЧФ, крутить в руках, надевать на пальцы, отпечатывать формы на пластилине, поглаживать в ладонях, зажимать в руках, находить в крупе, песке;

-нанизывать формы ЧФ на шнурок; -обводить формы карандашами по контуру и раскрашивать;

-ставить оттиски ЧФ на тесте, пластилине; -сравнивать ЧФ по размеру (начиная с двух), упорядочивать ЧФ по размеру методом наложения и приложения по образцу, самостоятельно, выкладывать ЧФ в ряд от меньшей к большей (от большей к меньшей);

-конструировать из форм ЧФ плоскостных изображений: найти такую же форму, как эта, наложение форм на их цветные изображения по типу игры в лото, выкладывание дорожки (домика, машинки, животных) по образцу (по схеме), составление одной большой формы из двух и более форм [1.2].

Рис. 2 Конструирование из ЧФ и соотнесение их по форме

На втором этапе обучения ребёнок учится дифференцировать формы ЧФ для того, чтобы узнавать число ЧФ без пересчёта и соотносить ЧФ с цифрой,

выкладывать числовой ряд, называя числа числового ряда в возрастающем и убывающем порядке с опорой на цифры без цифр. Для этого его обучают умениям:

- соединять цветные ЧФ и их не цветные копии;

- выкладывать числовой ряд до 10 из ЧФ, называть числа числового ряда в возрастающем и убывающем порядке;

- «подписывать» числовой ряд из ЧФ цифрами, называть числа числового ряда в возрастающем и убывающем порядке с опорой на цифры без цифр;

- восстанавливать числовой ряда из ЧФ;

- образовывать числа, путем составления одной ЧФ из двух других [4].

На третьем этапе обучающиеся учатся выполнять арифметические действия сложения и вычитания: читать пример на сложение и вычитание, со-

ставленный из цифр или ЧФ; иллюстрировать запись примера на ЧФ или цифрах; выполнять сложение, соединяя формы, соответствующие разным числам; выполнять вычитание, узнавая в незакрытой части ЧФ. Для этого ребёнок должен научиться выполнять действия:

1. Решение примера на сложение с помощью

ЧФ:

-найти ЧФ, соответствующие числам в примере;

-соединить две ЧФ;

- узнать в постройке ЧФ;

- проверить результат: взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигура закрыта полностью - ответ верный.

Рис. 3 Решение примеров на сложение

2. Решение примера на вычитание с помощью - узнать в незакрытой части ЧФ;

ЧФ: - проверить результат: взять предполагаемую

-найти ЧФ, соответствующие числам в при- ЧФ-ответ и приложить ее сверху. Если ЧФ закрыта

мере; полностью - ответ верный. -наложить на большую ЧФ меньшую;

Рис. 4 Решение примеров на вычитание

Анализ результатов педагогической диагностики показывает достижение обучающимися планируемых результатов. В конце обучения дети, умея распознавать и использовать стандартизованные образцы, осуществляют арифметический счёт, называют числовой ряд, решают примеры на сложение и вычитание. Знания, приобретаемые детьми в ходе обучения элементарным математическим представлениям, помогут им ориентироваться в окружающей действительности при решении повседневных практических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. - М.:

Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 г. - С. 155181;

2. Научим каждого ребёнка считать. Нуми-кон: набор для занятий дома: Руководство для родителей / пер. с англ. Е.И. Стальгоровой / 2-е изд., исправленное - М.: Благотворительный фонд «Да-унсайт АП», 2014. - 16 с.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (Протокол от 22.12.2015 № 4/15) - С. 335-366.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственно отсталостью. Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. С.-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. - С. 25-28;

SHORT AND FULL VERSIONS OF PROVERBS AND SAYINGS REGARDING THE MODIFIED PROVERBS (IN THE SYSTEM OF TRAINING OF SPECIALISTS OF INTERLINGUAL

COMMUNICATION)

Kajaia N.

Doctor of Philology, Associate professor. Department of Slavic Studies. Akaki TsereteliState University

Chechelashvili T.

MA 2nd year, majoring in "Russian Language and Literature" of Akaki TsereteliState University

КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ ВЕРСИИ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК (К ВОПРОСУ О МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПОСЛОВИЦАХ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ)

Каджая Н.

доктор филологии, ассоциированный профессор департамента славистики Государственного университета Акакия Церетели

Чечелашвили Т.

магистрант 2 курса, специальности "Русский язык и литература " Государственного университета Акакия Церетели

Abstract

In the last decades the changed proverbs i.e. transformed or modified have become especially popular. In linguistics there are various designations for the modified proverbs. E.N. Savina calls them the term "transformations", E.M. Beregovskaya designates as "quasiproverb". In the collection of the modified proverbs "Anti-proverbs of the Russian people" H. Walther and V.M. Mokiyenko offer the term "anti-proverbs" and explain it as a tracing-paper from the German Antisprichworter (V. Mider).

Transformations are exposed different aspects of proverbs: lexical, stylistic, grammatical. In this article we highlight short versions of traditional full proverbs as a peculiar transformation.

Аннотация

В последние десятилетия особенно популярными стали измененные пословицы, т.е. трансформированные, модифицированные. В языкознании существуют различные обозначения для модифицированных пословиц. Е.Н. Савина называет их термином «трансформации»; Э.М. Береговская обозначает как «квазипословицы». В сборнике модифицированных пословиц «Антипословицы русского народа» Х. Вальтер и В.М. Мокиенко предлагают термин «антипословицы» и объясняют его как кальку с немецкого Antisprichworter (В. Мидер).

Трансформации подвергаются разные аспекты пословиц: лексический, стилистический, грамматический. В данной статье рассматриваем краткие версии традиционных полных пословиц, как своеобразную трансформацию.

Keywords: proverbs, short versions, semantics, structure, grammatical characteristic.

Ключевые слова: пословицы, краткие версии, семантика, структура, грамматическая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.