Научная статья на тему 'Религия, мораль, право и нравственно-правовое воспитание личности'

Религия, мораль, право и нравственно-правовое воспитание личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
993
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGION / MORALITY / LAW / MORAL EDUCATION / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Брутян В. А.

В статье автор анализирует взаимодействие норм религии, морали и права как регуляторов воспитания и их влияние на морально-правовое воспитание личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION, MORALITY, LAW AND MORAL AND LEGAL EDUCATION OF A PERSON

In the article, the author analyzes the mutual relationship between religion, morality and the norms of law as regulators of human and their their impact on the moral and legal education of a person.

Текст научной работы на тему «Религия, мораль, право и нравственно-правовое воспитание личности»

PEDAGOGICAL SCIENCES

RELIGION, MORALITY, LAW AND MORAL AND LEGAL EDUCATION OF A PERSON

Brutyan V.

Doctor of ped. science Rector of the Armenian-Russian International University of

"Mkhitar Gosh " in RA

РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ПРАВО И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Брутян В.А.

Доктор пед. наук Ректор Армянско-Российского международного университета "Мхитар Гош " в РА

Abstract

In the article, the author analyzes the mutual relationship between religion, morality and the norms of law as regulators of human and their their impact on the moral and legal education of a person. Аннотация

В статье автор анализирует взаимодействие норм религии, морали и права как регуляторов воспитания и их влияние на морально-правовое воспитание личности.

Keywords: religion, morality, law, moral education, legal education

Ключевые слова: религия, мораль, право, моральное воспитание, правовое воспитание

Религия, мораль и право — древнейшие, авторитетные, близкие и взаимосвязанные регуляторы общественных отношений. Проблема взаимодействия религии, морали и права всегда была одной из наиболее острых в истории культуры, и в полной мере сохранила свою злободневность. Тема «религия и мораль» занимала умы мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались различные, порой противоположные точки зрения. Религия на протяжении всей истории человечества объединяла людей, оказывала влияние на жизнь государства, воспитывала и взрослых, и подрастающее поколение. Она не только определяла и определяет отношения человека с Богом и церковью, но и регламентирует отношения людей друг с другом в самых разнообразных сферах общественной жизни. Система регулятивных норм и правил действует даже в самой церкви. Эта система включает основанное на Божественном законе каноническое право, обязательное для соблюдения всеми членами церкви, религиозную мораль [1, а 72].

Несмотря на то, что в РА государство и церковь в принципе независимы, не вмешиваются в дела друг друга и имеют свои отдельные сферы деятельности, у них имеется общая цель — нравственное, а значит, и правовое воспитание граждан. Таким образом, роль правового воспитания значительно усиливается в контексте воспитательной функции религии, поскольку человек, преступивший религиозную заповедь и правовую норму, знает, что понесет двойную ответственность.

Конечно, такой педагогический подход возможен лишь в правовом, демократическом государстве, где свобода совести и вероисповедания — одно из основных гражданских прав человека, где

церковь не только не должна быть формальным образом отгороженаи обособлена от государственной системы, но и не должна быть формально «вписана» в нее.

Таким образом, можно словами Г.В. Плеханова констатировать: «Религия не создает нравственности. Она только освящает ее правила» [8, а 362], облекая их в религиозную форму. Религии «пропустили» общечеловеческую мораль через призму своих верований и учений, конституируя и воспринимая ее как взаимосвязь с «божественной волей». В религиозных учениях имеются специфические понятия, которые отсутствуют в светском сознании: рай и ад, грех (как нарушение заповедей Бога), покаяние перед Богом, искупление вины перед Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства - любовь к Богу, страх перед Богом, перед муками ада и т.п. Религия включает в себя эмоционально и эстетически насыщенный культ (молитва, таинства, обряды), что вызывает особые психические переживания. Наконец, религия имеет своеобразную, а для мировых религий весьма развитую организацию. Мораль же, как известно, не имеет своих институтов, а опирается лишь на сознание, совесть и общественное мнение. Заметим в этой связи, что сам факт существования церковной иерархии не всегда благотворно воздействует на религиозную жизнь, ибо в среде священнослужителей не редки проявления стяжательства, так и более тяжких проявлений человеческой аморальности [см: 4].

Таким образом, и религия, и мораль принадлежат к миру ценностей, в котором действуют не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не общие бездушные

и застывшие понятия, а живые образы. Между религией и моралью имеются не только различия, но и немало медлу ними и сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание все больше «пропитывается» нравственной проблематикой. По сути дела, мировые религии, как, впрочем, и многие национальные, все в большей мере претендуют на приоритет и первенство в духовной жизни человека.

Право активно использует такие понятия, как справедливость, служебный долг, равенство, честь и достоинство, которые занимают важное место в понятийном аппарате как религиозного, так и морального сознания. Правда, эти понятия в правосознании имеют некоторые специфические и характерные для этой области черты, обусловленные особенностями отношений в правовой сфере.

Иными словами, необходимым условием существования права как легитимного образования, которое обязывает к исполнению своих предписаний, является наличие мегаструктуры, включающей в себя ритуал, традицию, авторитет и универсальность. Если религия выражает «чувство святого», а право - «чувство справедливости», то объединяет их иррациональная вера в Бога и Высшую справедливость соответственно. «Лишь придавая особое значение взаимодействию права и религии, - пишет Берман, - мы получаем возможность рассматривать их не просто как два связанных между собой общественных института, а как два диалектически взаимосвязанных аспекта единого процесса - общественной жизни человека» [3, с. 23].

Любая нормативная система координирует и связывается с существующей системой ценностей. Нормативных систем много, а система ценностей одна. Нормативные системы являются социальными регуляторами, которые используют различные подходы, среду воздействия, методы воздействия и цели.

Наиболее мощными и эффективными регуляторами, тесно связанными между собой и активно взаимодействующими, являются право и мораль.

Мораль выражает представление о таких устойчивых ценностях, как добро, зло, справедливость, честь и т.д. Так же как и право, она устанавливает варианты и виды поведения, которые вызывают одобрение общества и негативно реагирует на поведение, которое расширяет свое действие на более широкую сферу социального регулирования.

И право, и мораль, как основные из ведущих нравственных качеств личности, призваны упорядочить общественные отношения, формировать у нее правильное осознание своих поступков, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

Религия позволяет человеку ответить на вопросы о смысле жизни, о его предназначении, о его месте в мире. Религия и мораль тесно взаимосвязаны, так как долгое время именно они являлись главными регуляторами общественной жизни, пока право не завоевало более значительного веса. На нормы морали религия оказывает большое влияние.

Зачастую религиозные нормы становятся первостепенной и основой норм морали, а потом эти нормы морали ввиду своей значимости, типичности и ценности тех отношений, которые они регулируют, могут быть введены законодателем как общеобязательные юридические нормы.

В религиозных и моральных нормах заключаются общечеловеческие нормы, правила поведения, которые были якобы установлены членами общества. Религиозные нормы обеспечиваются авторитетом какой-либо Всевышней силы, в отличие от правовых норм, обеспечиваемых государственным принуждением.

Вышеупомянутые регуляторы общественных отношений, будь то религия, мораль, политика или право, тесно взаимосвязаны между собой и с той или иной степенью интенсивности проникают друг в друга, оставляя заметный отпечаток своего влияния. Выбор правовой или политической позиции у религиозного человека может заметно отличаться от позиции, занимаемой человеком нерелигиозным. Оказывая влияние на политическую и правовую культуру конкретного человека, религия влияет на политическое и правовое поведение данного лица, оказывая влияние и на культуру всего общества [5, с. 49].

Воспитательное начало присутствует в самой идее веры в Бога, поскольку Бог наделен высшими, совершенными моральными качествами и воплощает те нравственные требования, которым обязаны следовать все верующие. Не случайно австрийский психолог В. Франкл (1905-1997), иудей по исповеданию, назвал Бога «персонализированной совестью» [9, с. 51].

Хранительницами нравственных идеалов человечества являются мировые религии — христианство, ислам, буддизм, которые на протяжении тысячелетий играют важную роль в нравственном и правовом воспитании.

Характер взаимосвязи морали и права определяет взаимодействие нравственности и правового воспитания. Действуя в одном и том же направлении, право и мораль создают предпосылки приобщения субъекта к правовым и моральным ценностям.

Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей.

Нравственное и правовое воспитание имеют пересекающиеся поля действий. Нравственное воспитание охватывает все области человеческого общения, тогда как правовое регулирует далеко не все взаимоотношения между людьми. Нравственное воспитание имеет всеобъемлющий, всепроникающий характер, стоит в определенной мере над правовым воспитанием. Нормы нравственности, как уже отмечалось, ориентируют на идеальную модель поведения, требуют не только соблюдать требования права, но и превращать их в личные убеждения [6, с. 48].

Критерием и показателями действенности нравственио-правового воспитания служат реальные поступки и действия людей в правовой сфере.

Сознание и деятельность людей взаимообусловлены, поэтому именно от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития зависит поведение личности.

Можно сделать вывод, что право «воспитывает, регулируя», а мораль «регулирует, воспитывая». Переплетаясь и накладываясь друг на друга, они создают феномен нравственно-правового воспитания. Функция такого воспитания заключается в формировании поведения, предусматривающего активное и сознательное исполнение норм нравственности и права. Общей целью нравственно-правового воспитания выступает формирование у личности нравственной и правовой культуры, которые складываются из сознательного отношения личности к своим правам и обязанностям, уважения к закону, готовности соблюдать его предписания, бороться с нарушениями законности и правопорядка [7, а 143].

Целью правового воспитания выступает осознание ценности свободы для себя в правовом пространстве. «Самостоятельную реализацию ценностей правильно называть жизненным самоутверждением, а не эгоизмом. Без такого самоутверждения не может быть права» [2, а 149].

Высшие ценности права и нравственности обладают сходными признаками. Ценность, воплощающаяся и в нравственности и в праве, - это свобода. А справедливость и равенство являются общими ценностями для нравственности и права.

Эти ценности в процессе правового воспитания первоначально осваиваются и осознаются как нравственные, а затем воспринимаются правом. Однако в дальнейшем они приобретают самостоятельные и нещзависимые черты. Общность на уровне высших духовных ценностей сменяется своеобразием, самостоятельностью по мере воплощения на более низких уровнях норм, принципов, отношений.

Можно подчеркнуть, что сегодня наиболее остро стоит проблема формирования правовой системы и норм права на основе нравственного потенциала общества. Это требует фундаментальной и всесторонней разработки, комплексного и полного анализа демократических начал, последовательной нравственно-гуманной направленности законодательства.

В современном обществе происходит не просто дополнение, но и взаимоподдержка права и морали, что отразится и на правовом воспитании.

В настоящее время, когда в Армении складывается новая система духовных ценностей, тема взаимодействия светской и религиозной морали становится очень важной в деле правового воспитания. И общество, и Церковь понимают, что земное благополучие недостижимо без следования правовым и нравственным нормам — тех самых порядков, которые необходимы не только для спасения человека в вечности, но и для достойной жизни здесь, на земле. Такое содружество и сотрудничество может восстановить и сохранить в людях верность богоданным нравственным нормам, подвигнет общество к миру и согласию.

Представители Церкви оказывают помощь в воспитательной и социально-реабилитационной работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в области противодействия проявлениям религиозной ненависти и вражды, профилактики межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Возможно объединение усилий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, наркоманией, маргинализацией общества, с деятельностью тоталитарных, деструктивных сект, а также с другими негативными тенденциями [1, с. 76].

Формами сотрудничества правоохранительных, правоприменительных органов и Армянской Апостольской церковьи могут быть:

• участие в проведении мероприятий общенационального значения, посвященных памятным событиям истории Армянского государства;

• участие в региональных семинарах и симпозиумах по проблемам вероисповедания, роли религии и права в повышении эффективности защиты прав, свобод верующих;

• организация и проведение духовно-нравственного просвещения работников правоохранительной и правоприменительной систем;

• организация встреч с гражданами и проведение совместной разъяснительной работы.

Духовное воздействие может осуществляться в епархиях, приходах, монастырях и иных канонических подразделениях Армянской Апостольской церкови. Во время богослужений, церковнослужители могут проповедовать о греховности и порочности принципа жизни взаймы, безнравственности стяжательства, потребительского отношения к жизни и к другим людям, о том, что по церковным правилам невозвращение долгов приравнивается к присвоению чужого имущества - воровству.

Совместная с государственными органами воспитательная деятельность священнослужителей способна и может стать важным фактором изменения отношения людей к нравственным и правовым ценностям.

Таким образом, объединившись под сводами юридической педагогики, религия, мораль и право способны значительно эффективнее противодействовать любым формам экстремизма и прочим выпадам, посягающим на общественную мораль, правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аминов И.И., Основы юридической педго-гики: учебник для аспирантов. М., "Проспект", 2017. - 272 с.

2. Алексеев Н.Н., Основы философии права. СПб., "Лань", 1999. - 256 с.

3. Берман Г.Дж., Право и закон: примирение права и религии. М., "Ad Marginem", 1999. - 432 а

4. Горностаева Л.Г., Торгашев Г.А., Религия,

мораль, право: общей и особенное. Прававая инициатива, 2013, N5, М., Изд. дом Александра Галушкина.

5. Тогузаева Е.Н. Нормы, права, религии как регуляторы поведения. "Известия Саратовского университета". 2007. Т.7. Сер. Экономика Управление. Право, вып. 2, c. 46-49.

6. Кравцов Р.В., Правовые и нравственные ценности в воспитании личности. Вестник ЮУрГУ, N5, c. 47-55.

7. Мишина И.Д., Нравственные ценности в

праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

8. Плеханов Г.В., Избранные философские произведения в 3 т. М., Госполитиздат, 1957. Т.3. -789 с.

9. Судейская этика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденции», «Правоохранительная деятельность» / И. И. Аминов и др. М., "ЮНИТИ-ДАНА", 2015. -248с.

FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN STUDENTS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION THROUGH THE ABILITY TO REPRODUCE ACTIONS WITH STANDARDIZED SENSORY OBJECTS

Vlasova I.

teacher-speech pathologist of state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

Azhgihina P.

teacher, state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

Tronina N.

teacher, state special educational institution "the Republican centre of diagnostics and counseling" (Izhevsk)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ УМЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ДЕЙСТВИЯ СО СТАНДАРТИЗОВАННЫМИ СЕНСОРНЫМИ

ОБЪЕКТАМИ

Власова И.Н.

учитель-дефектолог ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Ожгихина П.В.

учитель ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Тронина Н.В.

учитель ГКОУ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (г. Ижевск)

Abstract

The article presents the content of teaching elementary mathematical concepts of children with moderate mental retardation on the basis of the ability to recognize and use patterns (standardized samples) using multi-touch manual "Numicon". As a result of training, children have the ability to correlate the number with the number, to build a natural number of numbers up to 10, to make calculations within 10.

Аннотация

В статье представлено содержание обучения элементарным математическим представлениям детей с умеренной умственной отсталостью на основе умения распознавать и использовать паттерны (стандартизованные образцы) при использовании мультисенсорного пособия «Numicon» (Нумикон). В результате обучения у детей формируются умения соотносить число с цифрой, выстраивать натуральный ряд чисел до 10, производить вычисления в пределах 10.

Keywords: moderate mental retardation, Numicon, mathematical representations, numerical figures.

Ключевые слова: умеренная умственная отсталость, Numicon, математические представления, числовые фигуры.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с умеренной умственной отсталостью попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний для решения жизненных задач: определить время по часам, узнать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. В связи

с этим обучение детей с умеренной умственной отсталостью математике заключается в формировании у них элементарных математических представлений и применение их в повседневной жизни [3].

Одной из доступных форм обучения является формирование у обучающихся элементарных математических представлений в практической деятельности через умение воспроизводить действия со стандартизованными сенсорными объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.