Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития'

Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2871
1166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатихова Л.Ф.

В статье предлагается методика педагогической диагностики сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методика направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников таких математических умений, как умение производить количественные действия (прямой и обратный количественный счет), оперировать цифрами, преобразовывать количественные совокупности, решать простейшие арифметические задачи и др. Методика может использоваться в процессе педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в школе, овладения им элементарными математическими представлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогическая диагностика количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Фатихова Л. Ф.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.

М. Акмуллы», г. Уфа, Россия

Аннотация. В статье предлагается методика педагогической диагностики сформированности количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методика направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников таких математических умений, как умение производить количественные действия (прямой и обратный количественный счет), оперировать цифрами, преобразовывать количественные совокупности, решать простейшие арифметические задачи и др. Методика может использоваться в процессе педагогической диагностики готовности ребенка к обучению в школе, овладения им элементарными математическими представлениями.

Дети с задержкой психического развития, поступающие в школу, - это потенциально неуспевающие школьники, учебная неуспеваемость которых часто имеет тотальный характер. В связи с тем, что данная группа детей обладает большими компенсаторными возможностями, коррекционно-развивающая работа с ними в дошкольный период является достаточно успешной в случае ее своевременного и систематического характера (Борякова Н.Ю., 2003; Ульенкова У.В., 1994).

В процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития производится их психологическая и педагогическая диагностика. Если психологическая диагностика направлена на выявление уровня и особенностей развития психических процессов ребенка, то задачей педагогической диагностики является определение результата достижений поставленных целей образовательного процесса.

В Педагогическом энциклопедическом словаре педагогическая диагностика определяется как «совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и педагогического воздействия» (Бим-Бад Б.М., с. 190). Там же указывается, что для осуществления процессов обучения и воспитания необходимы оценка, анализ и учет этих процессов. Следовательно, педагогическая диагностика, выявляя результаты обученности детей, в случае неудовлетворительности этих результатов позволяет корригировать процесс обучения и, тем самым, предупреждать дальнейшую неуспешность в усвоении детьми образовательной программы. Особенно важна такая работа в практике обучения детей с нарушениями развития, в том числе и такой группы детей, как дошкольники с задержкой психического развития, являющихся на сегодняшний день одной из наиболее многочисленных групп детей с нарушениями развития и одной из категорий, неуспешность которых в период школьного обучения возможно предупредить. Педагогическая диагностика в данном случае является одним из инструментов, выполняющих корректировочную и прогностическую функции. Она позволяет (в случае ее систематического проведения) своевременно обнаружить несоответствие различных элементов образовательного процесса образовательным потребностям ребенка и устранить это несоответствие. Если педагогическая диагностика будет направлена не только на выявление уровня обученности, но и на его обучаемость, т.е. на перспективы

усвоения знаний, умений и навыков в рамках реализуемой образовательной траектории, то она будет выполнять и прогностическую функцию.

Педагогическая диагностика уровня и качества сформированности элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР в соответствии с программой обучения может проводиться по разделам, выделенным в методических рекомендациях «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», а именно: «Действия с группами предметов», «Размер предметов», «Геометрические фигуры», «Количество и счет», «Пространственные представления», «Десяток», «Сложение и вычитание в пределах 10» (Шевченко С.Г., 2005), При этом объектом диагностики станут математические умения, которые рассматриваются нами и как приемы познавательной деятельности. Например, среди умений по разделу «Количество и счет» нами выделены следующие математические умения дошкольников с задержкой психического развития, подлежащие формированию, а, следовательно, и диагностике (Фатихова Л.Ф., 2014):

1) умение производить прямой и обратный счет количественный счет;

2) умение отсчитывать объекты от совокупности;

3) умение соотносить число и количество, оперировать цифрами;

4) умение устанавливать равенство - неравенство совокупностей путем их сравнения;

5) умение преобразовывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше);

6) умение раскладывать числа (состав числа);

7) умение считать двойками;

8) умение решать примеры на нахождение суммы и остатка и оперировать арифметическими знаками («+», «-», «=»);

9) умение решать и сравнивать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, моделировать содержание задач.

Указанные умения являются предпосылкой для освоения ребенком математических знаний, умений и навыков в начальной школе.

В связи с тем, что методики педагогической диагностики детей с нарушениями развития должны выявлять не только обученность ребенка, но и его обучаемость, требуется включение помощи ребенку при выполнении математических действий. Кроме того, методики должны отражать как количественные характеристики сформированного математического умения (например, в пределах какого числа ребенок оперирует математическим действием), так и качественные (самостоятельно или с помощью ребенок производит математическое действие, какая помощь ему необходима и т.д.).

Охарактеризуем комплекс методик педагогической диагностики количественных представлений, разработанных для дошкольников, воспитывающихся в специальной (коррекционной) дошкольной группе для детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.

1. Методика изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет

Ребенку предлагается произвести прямой количественный счет - посчитать расположенные перед ним объекты (объемные предметы, предметные карточки, геометрические фигуры или др.) с называнием итогового числа. Затем дается задание на обратный количественный счет с использованием той же совокупности предметов.

Виды оказываемой ребенку помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец, после чего действие воспроизводит ребенок;

3) производится совместный счет педагога и ребенка.

Выясняется, в пределах какого числа у ребенка сформированы действия прямого и обратного количественного счета, насколько самостоятельно он выполняет эти действия. Если используется помощь, то какая доза помощи ему нужна для выполнения математических действий.

2. Методика изучения сформированности умения отсчитывать объекты от совокупности

Ребенку дается задание на отсчет объектов (объемных предметов, геометрических фигур или др.) от совокупности однородных предметов.

Виды помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец, после чего действие отсчета выполняет ребенок;

3) дается числовая карточка (предлагается наложить предметы на точки на числовой карточке);

4) производится совместный отсчет педагога и ребенка.

Здесь и в последующих методиках анализ результатов диагностики производится по тому же принципу, что и в первой методике.

3. Методика изучения сформированности умения соотносить число и количество, оперировать цифрами

В качестве стимульного материала используются числовые карточки с совокупностями предметов от 1 до 10 и карточки с цифрами. Ребенку следует сначала разложить числовые карточки по порядку, а затем разложить под ними разложить карточки с цифрами.

Виды помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец, затем действие выполняет ребенок;

3) производится совместная деятельность педагога и ребенка.

4. Методика изучения сформированности умения устанавливать равенство -неравенство совокупностей путем их сравнения

Ребенку дается задание: сравнить два множества различных объектов (объемных предметов, предметных карточек или геометрических фигур для счета) и выяснить, каких предметов больше, а каких меньше. Ребенок сравнивает совокупности посредством наложения, приложения и при помощи волшебных полосок, которыми соединяет предметы одного множества с предметами другого множества, опираясь на вопросы: «Чего у ежика больше грибов или яблок?», «Как узнать?».

Виды помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец сравнения, а ребенок производит действие на другой группе объектов;

3) производится совместная деятельность педагога и ребенка с проговариванием действия сравнения совокупностей.

5. Методика изучения сформированности умения преобразовывать совокупности (на 1 меньше и на 1 больше)

После сравнения ребенком двух множеств разными приемами (посредством пересчета, приемами приложения или наложения) ребенку предлагается уровнять множества посредством вопроса: «Что нужно сделать, чтобы яблок и груш у Ежика стало поровну?».

Виды помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец уравнивания, после чего ребенок уравнивает другие два множества предметов;

3) производится совместная деятельность педагога и ребенка с проговариванием действия сравнения совокупностей.

6. Методика изучения сформированности умения производить прямой и порядковый счет

Диагностика проводится аналогично методике изучения сформированности умения производить прямой и обратный количественный счет, с той разницей, что ребенок

производит порядковый счет («Первый, второй, третий...»), а не количественный и, следовательно, не называет итоговое число.

7. Методика изучения сформированности умения раскладывать числа (состав числа)

Педагог предоставляет ребенку карточку с определенной совокупностью объектов

(например: 2 яблока, 3 гриба, 4 матрешки и т.д.) и просит подобрать к ней 2 карточки с геометрическими фигурами, сумма которых равна количеству объектов на первой карточке.

Виды помощи:

1) дается подсказка;

2) дается образец раскладывания числа, после чего ребенок воспроизводит действие на другом материале (количество объектов прежнее);

3) производится совместная деятельность педагога и ребенка по раскладыванию числа.

8. Методика изучения сформированности умения считать двойками

Диагностика проводится аналогично методике изучения сформированности умения

производить прямой и обратный количественный счет, с той разницей, что ребенок производит счет двойками («Первый, второй, третий.»), называет итоговое число, но не производит обратный счет.

9. Методика изучения сформированности умения решать примеры на нахождение суммы и остатка и оперировать арифметическими знаками («+», «-», «=»)

Ребенку предлагаются карточки с цифрами от 1 до 10 и карточки с геометрическими знаками «+», «-», «=» и диктуется пример. Ребенок должен выложить диктуемый пример и найти положить карточку с цифрой-ответом.

Виды помощи:

1) задаются направляющие вопросы, например: «Какой знак нужен, чтобы прибавить?»;

2) сначала предлагается выложить «пример» с помощью карточек с совокупностями предметов, предварительно их пересчитав, а затем снова дается задание на выкладывание примера посредством карточек с цифрами;

3) дается образец действия, после чего он воспроизводится ребенком;

4) производится совместная деятельность педагога и ребенка по выкладыванию примера, после чего карточку с ответом предлагается найти самому ребенку.

10. Методика изучения сформированности умения решать и сравнивать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, моделировать содержание задач

Ребенку читаются задачи, которые он должен устно решить.

Виды помощи:

1) педагог анализирует условие задачи с ребенком, задавая ему вопросы, после чего ребенку снова предлагается решить задачу;

2) условие задачи моделируется посредством различных объектов (объемных предметов, геометрических фигур, меток), с опорой на эту модель ребенку снова предлагается решить задачу;

3) ребенку предлагается пересчитать совокупность объектов, полученную в результате суммирования или вычитания и таким образом дать ответ на вопрос задачи.

По результатам проведенной диагностики каждого ребенка оформляется индивидуальный протокол обследования.

Фрагмент протокола результатов педагогической диагностики элементарных математических представлений ребенка_(ФИ ребенка)

Раздел Математическое умение Самостоятельное выполнение (уровень выполнения) Выполнение с помощью

1. Количество 1) умение производить Производит прямой Производит обратный

и счет прямой и обратный счет в пределах 10, счет от 5 до 1 с

счет количественный обратный счет подсказками, от 10 до

счет самостоятельно не производит. 1 в совместной деятельности.

2) умение отсчитывать В пределах 10

объекты от отсчитывает с

совокупности подсказками.

3) умение соотносить В пределах 10

число и количество, соотносит с

оперировать цифрами подсказками.

4) умение Сравнивает множества

устанавливать в пределах 4 с

равенство - подсказками, с 5 - в

неравенство совместной

совокупностей путем деятельности.

их сравнения

Таким же образом можно диагностировать сформированность и других математических умений, которые предусмотрены программой воспитания и обучения дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такую диагностику можно использовать как динамическую, т.е. применять на контрольных срезах с целью выявления эффективности обучения ребенка, прогнозирования его дальнейшего продвижения по образовательной траектории.

Библиография

1. Бим-Бад Б.М. 2003. Педагогическая диагностика // Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М. 190.

2. Борякова Н.Ю. 2003. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. М., 2003. 136.

3. Шевченко С.Г. Развитие элементарных математических представлений. 2005 // Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под ред. С.Г. Шевченко. М. 77-107.

4. Фатихова Л.Ф. 2014. Методическое обеспечение процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольное воспитание. № 3. 106-112.

5. Ульенкова У.В. 1994. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород.

230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.