Научная статья на тему 'Формирование экспертных компетенций и подготовка экспертов в сфере образования'

Формирование экспертных компетенций и подготовка экспертов в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОСТИ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИЗМЕРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гинзбург Д.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования экспертных компетенций и подготовки экспертов в различных сферах образования и управления. В работе исследуется структура модели педагогической компетентности педагога средней школы, в том числе определено, что ее составляют 12 видов компетенций, каждую из которых возможно измерить посредством совокупности методик. На основании эмпирического исследования, проведённого на базе средней школы г. Москвы, было показано, что с увеличением опыта улучшаются компетенции, однако после 5 лет их уровень снижается из-за эмоционального выгорания и профессиональной деформации. В результате апробации программы формирования профессиональных компетенций педагогов в области коммуникативных навыков и современных технологий, которая улучшила компетенции педагогов, особенно в части показателей мотивационно-ценностного и познавательного компонентов профессиональной деятельности, повышение профессионального интереса. Данный результат выразился в повышении у педагогов интереса к научной литературе по психолого-педагогическому сопровождению детей, предложении идей по совершенствованию образовательного процесса, повышении мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экспертных компетенций и подготовка экспертов в сфере образования»

Формирование экспертных компетенций и подготовка экспертов в сфере образования

Гинзбург Денис Александрович

преподаватель, кафедра психологии, Открытый гуманитарно-экономический университет, 89160116111@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования экспертных компетенций и подготовки экспертов в различных сферах образования и управления. В работе исследуется структура модели педагогической компетентности педагога средней школы, в том числе определено, что ее составляют 12 видов компетенций, каждую из которых возможно измерить посредством совокупности методик. На основании эмпирического исследования, проведённого на базе средней школы г. Москвы, было показано, что с увеличением опыта улучшаются компетенции, однако после 5 лет их уровень снижается из-за эмоционального выгорания и профессиональной деформации. В результате апробации программы формирования профессиональных компетенций педагогов в области коммуникативных навыков и современных технологий, которая улучшила компетенции педагогов, особенно в части показателей мотивационно-ценностного и познавательного компонентов профессиональной деятельности, повышение профессионального интереса. Данный результат выразился в повышении у педагогов интереса к научной литературе по психолого-педагогическому сопровождению детей, предложении идей по совершенствованию образовательного процесса, повышении мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию в данной области. Ключевые слова: профессиональная компетентность, формирование экспертности, модель компетенций, измерения компетентности.

Глобальные изменения экономики характеризуются повышением роли знаний, внедрением современных информационных технологий, повышением требований к компетентности работников образования. Современный педагог должен не только обладать знаниями, но и уметь применять их в практической деятельности, в совершенстве владеть информационными технологиями, обладать навыком саморазвития, стремлением к экс-пертности, быть готовым к работе в группе, уметь адаптироваться к меняющимся ситуациям [1, 171].

Это обуславливает необходимость разработки компетентностной модели специалиста, в которой будут отражены качественные характеристики образовательного процесса, выраженные в компетенциях.

Модель специалиста может разрабатываться с позиций двух различающихся методологических подходов:

1) Аксиологический (ценностный) подход - рассматривает личностно значимые, нравственные и социальные ценности, а также ценности профессиональной деятельности (в т.ч. образовательного процесса) [3, 80];

2) Компетентностный подход- определение профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Ввиду практической значимости и применимости следует уделить внимание компетентностному подходу.

Специалисты (Байденко В.И., Оскарссон Б., Шелтон А., Зеер Э.Ф., Новиков А.М., Хуторской А.В.) различают понятия «компетенции» и «компетентности» [4, 11-15].

Компетенция - качество личности, необходимое для реализации профессиональной деятельности, а также знания и умения, необходимые в любой профессиональной деятельности.

Компетентность - владение сотрудником соответствующим комплексом компетенций. Профессиональная компетентность сотрудников образования выражается в следующих аспектах:

- готовность и способность к результативному выполнению деятельности, постоянному усвоению информации;

- готовность к овладению новыми способами деятельности;

- способность объективно оценивать результаты своей деятельности;

- умение принимать быстрые и конструктивные решения профессиональных проблем;

- умение сотрудничать с коллегами, адаптироваться в профессиональной межличностной среде [10, 43].

Анализ исследований [2, 5, 6] позволяет выделить комплекс компетенций, составляющих педа-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

гогическую компетентность. Данный перечень представлен в таблице 1.

Таблица 1

№ Компетенция Составляющие компетенции

1 Общекультурная (оК) - личностная зрелость; - высокий уровень культуры; - готовность к личностному и профессиональному росту; - адекватная сформированная самооценка; - эмоциональная зрелость.

2 Правовая (ПР) - система знаний законодательства образования; - умение применять знания в деятельности.

3 Гностическая (ГН) - знание истории образовательных систем и технологий; - знания возрастной психологии, педагогики; - знание законов и принципов дидактики.

4 Технологическая (ТХ) - знание методов работы с подопечными; - умение организовывать образовательное взаимодействие; - способность организовывать игровую деятельность воспитанников; - навык организации самостоятельной деятельности.

5 Информационная (ИН) - умение находить, обрабатывать и структурировать информацию; - способность применять в работе информационные технологии.

6 Коммуникативная (КМ) - развитые речевые и коммуникативные навыки; - знание закономерностей семейных и родительско-детских взаимоотношений; - умение общаться с детьми, навык создания и поддержания дружелюбной атмосферы с группой воспитанников; - навык создания и поддержания деловой атмосферы с коллективом образовательного учреждения.

7 Социально-личностная (СЛ) - готовность к повышению качества образовательного процесса; - навыки партнерства и взаимодействия в образовательном процессе; - способность проявлять инициативу; - готовность брать ответственность за результаты деятельности.

8 Проектировочная (ПР) - навык оценки собственной профессиональной деятельности; - умение прогнозировать процесс образования; - умение определять пути развития воспитанника; - способность проектировать развивающую среду ДОО; - навыки планирования.

9 Мотивацион-ная (МТ) - понимание собственных мотивов профессиональной деятельности; - целенаправленное формирование профессиональных качеств.

10 Когнитивно- творческая (КТ) - умение творчески приобретать знания, умения, навыки; - наличие творческого потенциала саморазвития; - способность к успешной творческой деятельности.

11 Психологическая (ПС) - способность к рефлексивному осознанию собственного опыта; - умение преодолевать эмоциональное выгорание и стресс; - навык преодоления профессиональной деформации личности; - понимание границ деятельности, экспертных компетенций.

12 Контентная (КН) - совмещение педагогических и предметных знаний в индивидуальную стилевую систему преподавания; - поведенческая гибкость, содействующая эффективной деятельности независимо от характеристик учеников (ученической группы). - осознание мотивации учеников, их отношения к предмету, процессу обучения, преподавателю.

о

Е

СП

0

ео

01 Z

Правовая, гностическая, информационная и технологическая компетенции относятся преимущественно к блоку «hard skills» - профессиональным навыкам, связанным с технической стороной деятельности. Данный вид навыков успешно определяется тестами знаний.

Общекультурную компетенцию можно отнести к трудноразвиваемой (в зрелом возрасте) личностной компетенции.

Коммуникативная, социально-личностная, проектировочная, мотивационная, когнитивно-творческая и психологическая компетенции следует относить к блоку «soft skills» - навыкам, не зависящим преимущественно от полученного образования и зависящим от характера человека, его темперамента, личного опыта [7, 86]. Данные компетенции являются центром данного исследования.

Контентная компетенция является интегральной характеристикой педагогической компетентности. Эмпирически можно определить её как среднее арифметическое всех оценок педагогических компетенций.

Для определения уровня развития коммуникативной, социально-личностной, проектировочной, мотивационной, когнитивно-творческой и психологической компетенций была использована методика самооценки уровня квалификации педагогических работников Демидова П., Карпова А., Кузнецовой И., Шадрикова В. [8]. Респондентам предлагалось заполнить лист самооценки профессиональной деятельности, состоящий из 72 вопросов.

При обработке результатов самооценки учитывалось, что в методике использовались прямые и обратные шкалы. Прямые шкалы предполагали, что значение параметра находится в прямой зависимости от уровня проявления соответствующей компетентности (чем больше значение оценки, тем более выражена данная компетентность у респондента). Обратные параметры, напротив, находились в противоположной зависимости с уровнем развития соответствующей компетентности.

Для оценки уровня сформированности компетенций целесообразно использовать 4-уровневую шкалу оценки, широко применяемую консалтинговой компанией «Smart Business Solutions» (www.sbsc.ru). К достоинствам данной шкалы относится универсальность, понятное описание каждого уровня развития компетенции, широкая практическая применимость.

Характеристики каждого уровня развития компетенции приведены в таблице 2.

Оценка специалиста по модели компетенций (модель компетенций - системное описание важных для профессиональной-деятельности компетенций педагогов) применяется для адекватной и унифицированной оценки сотрудников. При этом предполагается всестороннее и длительное наблюдение за работой специалиста, его оценка различными методами.

Исследование осуществлялось на базе Департамента образования города Москвы, Южный административный округ. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 544" Выборка: 30 педагогов.

Первый этап диагностики развития компетенций состоял в прохождении комплексного тестирования (методики были приведены ранее).

Второй этап диагностики заключался в проведении ассессмент-центра (собеседование с группой экспертов), в результате которого делалось заключение об уровне сформированности компетенций педагогов.

Таким образом, комплексное тестирование и экспертный метод оценки позволяли получить взвешенные выводы об уровне компетентности [9, 87].

При высоком уровне компетентности (контекстная компетенция выше либо равна «3,0»), присваивается статус эксперта.

Таблица 2

У ровень Характеристика уровня

4 Мастерства Уровень развития выше ожидаемого (дополняет уровень опыта. Предполагает особо высокую степень владения компетенцией) - Сотрудник уверенно владеет компетенцией, проявляя ее как в стандартных, так и в новых, сложных ситуациях. - Сотрудник помогает другим людям эффективно проявлять компетенцию.

3 Опыта Ожидаемый уровень развития компетенции - Сотрудник успешно использует компетенцию для решения стандартных рабочих задач. - В новых, нестандартных ситуациях компетенция проявляется в виде отдельных фрагментов, нестабильно.

2 Развития Уровень развития ниже ожидаемого - Сотрудник владеет компетенцией ограниченно, в виде отдельных элементов. Компетенция проявляется в простых или знакомых ситуациях. - Компетенция не проявляется в новых, сложных ситуациях.

1 Начальный Уровень некомпетентности - Сотрудник не владеет компетенцией. - Сотрудник не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать.

Рисунок 1. Уровень развития компетенций педагогов, где: ОК - общекультурная, ПР - правовая, ГН - гностическая, ТХ -технологическая, ИН - информационная, КМ - коммуникативная, СЛ - социально-личностная, ПР - проектировочная, МТ - мотива-ционная, КТ - когнитивно-творческая, ПС - психологическая.

Совокупный показатель компетентности педагогов

7 з.72,1

1 2 3 л 5 6 7 8 9 1С) 1) 17 13 1* 15 16 II II № И) 21 23 24 25 26 27 2В 29 30

Рисунок 2. Показатели комплексной оценки компетентности

Таблица 3

Опыт работы Количество преподавателей Показатели комплексной оценки компетентности Количество экспертов

До 1 года 9 2,0; 2,2; 2,4; 2,5; 2,5; 2,5; 2,5; 2,9; 3,0 1

От 1 года до 3-х лет 5 2,5; 2,6; 2,8; 2,8; 2,9 0

От 3-х до 5 лет 7 2,0; 2,3; 2,4; 2,5; 2,5; 2,7; 3,1 1

Свыше 5 лет 9 1,7; 1,9; 2,0; 2,2; 2,5; 2,6; 2,7; 2,7; 2,8 0

Полученные в ходе исследования результаты (рис. 1, 2) показывают, что 66% педагогов (20 из

30) обнаружили уровень развития компетенций, соответствующий уровню опыта (уверенного владения компетенциями - от 2,5 и выше).

Проведена корреляция между опытом работы и уровнем компетентности (таблица 3).

Среди преподавателей с опытом работы до года характерен уровень развития компетенции в пределах от 2 до 3. Для преподавателей с опытом от 1 года до 3-х лет и от 3-х до 5-и лет выражен более высокий общий уровень компетентности. У преподавателей с опытом более 5 лет наблюдается сниженный уровень компетентности - видимо, сказывается эмоциональное выгорание и профессиональная деформация.

Таким образом, несмотря на достаточный уровень компетентности педагогов, имеется недостаток экспертов в исследуемом образовательном учреждении.

На основе результатов диагностического исследования была разработана программа формирования профессиональных компетенций педагогов в области коммуникативных навыков и современных технологий.

После серии организованных мероприятий (тренинги успешной коммуникации, круглые столы по обсуждению проблем образовательной деятельности, балинтовские группы для профилактики эмоционального выгорания) отмечается положительная динамика в показателях мотивационно-ценностного и познавательного компонентов профессиональной деятельности, повышение профессионального интереса.

Педагоги стали больше интересоваться научной литературой по психолого-педагогическому сопровождению детей, стали предлагать идеи по совершенствованию образовательного процесса, обнаружили мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию в данной области.

Таким образом, разработанная программа по формированию профессиональных компетенций и экспертности педагогов имеет практическую ценность в практике профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Литература

1. Алехин И. А., Казаков И. С., Казакова У. А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе // Мир образования -образование в мире. - 2018. - №1 (69). - С.171.

2. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А. Социально-психологические факторы развития терминологической компетентности в области дидактики у школьных учителей // Известия Российской академии образования. Научный журнал. - 2018. - №3 (47). - С.140.

3. Волошина Л., Шинкарева Л., Панасенко К. Точки роста профессионализма будущего педагога дошкольного образования // Профессия - педагог. -2018. - № 11. - С. 79-85.

4. Дохоян А. М. К вопросу о «компетенции» и «компетентности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С.11 - 15.

5. Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной научнопрактической конференции. Часть I и II. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. - 182 с.

6. Мусатов А.А., Миронова Я.С. - Анализ компетенций и квалификации научных сотрудников-

о о ш и т

г

т

О т э т Д А

X £ т

О

х О т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

01 и А ы О ш А X X т

о

сч

00 SI

z

экспертов в научно-технической сфере // Власть. -2018. - №5. - С.85 - 91.

7. Рогожин В.М., Елагина В.С. Современная модель подготовки специалистов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6.

8. Соломенникова О., Гладкова Ю. Профессиональная компетентность современного педагога. Вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Профессия - педагог. - 2018. С.86 - 92.

9. Феоктистова С. В., Васильева Н. Н. Совершенствование компетентности педагогов в области психолого-педагогического сопровождения развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии». - 2019. - №1 (50).

10. Мидова В.О., Минасян Е.Т., Пономарев М.А. Мотивация и стимулирование персонала для повышения продуктивности деятельности предприятий // Инновации и инвестиции. 2016. № 6. С. 64-67.

11. Minasyan E.T., Midova V.O. Corrélation of business and sport expressed metaphorically in the language of business communication // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-1 (59). С. 151-153.

12. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Зна-ково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

13. Актуальные проблемы лингвистики и линг-водидактики : коллективная монография / Адасова Я.Б., Батова А.С., Бахнова Ю.А., Белышева Т.В., Брискина Е.В., Бутылов Н.В., Васильева Н.В., Га-нюшина М.А., Григорьева И.В., Долгова Е.Г., За-базнова Н.М., Ишханова Н.И., Казимирова И.С., Карасев А.Б., Конде П.А., Короткова Л.А., Кузнецова Ю.А., Макарова Т.Г., Мамукина Г.И., Маркелова А.А. и др. / Центр гуманитарной подготовки РЭУ им. Г. В. Плеханова, кафедра иностранных языков № 3. - 4-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2019

14. Межкультурная бизнес-коммуникация и инновационные проекты в обучении: монография. / Буханцева Ю.В., Бычкова Н.В., Волкова Н.С., Го-лубева Т.И., Кудряшова Н.В., Дудник Л.В., Ефано-ва Л.Д., Кайдалова Т.А., Маркова Т.С., Морозова А.В., Невская М.В., Павлюк Л.В., Павлюк Е.С., Паудяль Н.Ю., Пигасова И.В., Путиловская Т.С., Салынская Т.В., Тартынских В.В., Тучкова И.Г., Филиндаш Л.В. и др. Москва, 2015.

15. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник университета. 2012. № 8. С. 270-275.

16. Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

17. Путиловская Т.С. Тестирование как фактор формирования коммуникативной компетенции // Вестник университета. 2012. № 6. С. 274-280.

18. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-

педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

Organization of expert competencies and training of experts in education

Ginzburg D.A.

Open University of Humanities and Economics

In this article issued the process of formation of expert competencies and the training of experts in various fields of education and management. In this article constructed the structure of the pedagogical competence model for a secondary school teacher. It's defined that it consists of 12 types of competencies, each of which can be measured combination of techniques using. Based on an empirical study of one secondary school in Moscow, it was show, that with an increase in experience, improve the pedagogy competencies, but after 5 years their level decreases due to emotional burnout and professional deformation. As a result of approbation the program of teacher's professional competencies formation in the field of communication skills and contemporary technologies, which improved the competencies of teachers, especially in terms of indicators of motivational-value and cognitive components of professional activity, and increasing professional interest. This result was expressed in increasing interest among teachers in scientific literature on the psychological and pedagogical support of children, suggesting ideas for improving the pedagogy process, increasing motivation for self-development and self-improvement in this area.

Key words: professional competence, formation of expertise, competency model, measurement of competence.

References

1. Alekhin I. A., Kazakov I. S., Kazakova W. A. Pedagogical tools for the

formation of competencies in higher education // World of Education

- Education in the World. - 2018. - No. 1 (69). - S. 171.

2. Bordovskaya N. V., Koshkina E. A., Tikhomirova M. A. Socio-

psychological factors for the development of terminological competence in the field of didactics in school teachers // Bulletin of the Russian Academy of Education. Science Magazine. -2018. - No. 3 (47). - S. 140.

3. Voloshina L Shinkareva L., Panasenko K. Points of growth of

professionalism of the future teacher of preschool education // Profession - teacher. - 2018. - No. 11. - S. 79-85.

4. Dokhoyan A. M. On the issue of "competence" and "competence"

// Scientific and methodological electronic journal "Concept". -2015. - T. 26. - S.11 - 15.

5. Personality and society: actual problems of pedagogy and psy-

chology: materials of the international correspondence scientific-practical conference. Part I and II. - Novosibirsk: Publishing House SibAK, 2012. - 182 p.

6. Musatov A.A Mironova Ya.S. - Analysis of the competencies

and qualifications of scientific experts in the scientific and technical field // Power. - 2018. - No. 5. - S.85 - 91.

7. Rogozhin V.M., Elagina V.S. The modern model of training //

Modern problems of science and education. - 2017. - No. 6.

8. Solomennikova O., Gladkova Yu. Professional competence of a

modern teacher. Issues of formation and continuous improvement // Profession - teacher. - 2018 .-- P.86 - 92.

9. Feoktistova S. V Vasilieva N. N. Improving the competence of

teachers in the field of psychological and pedagogical support for the development of visual perception in preschool children with visual impairment // Actual problems of psychological knowledge. Theoretical and practical problems of psychology. "

- 2019 .-- No. 1 (50).

10. Midova V.O., Minasyan E.T., Ponomarev M.A. Motivation and stimulation of personnel to increase the productivity of enterprises // Innovations and Investments. 2016. No. 6. P. 64-67.

11. Minasyan E.T., Midova V.O. Correlation of business and sport expressed metaphorically in the language of business communication // International Research Journal. 2017. No. 5-1 (59). S. 151-153.

12. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98-101.

13. Actual problems of linguistics and linguodidactics: a collective monograph / Adasova Ya. B., Batova AS, Bakhnova Yu.A., Belysheva TV, Briskina EV, Butylov NV, Vasilyeva N. V., Ganyushina M.A., Grigoryeva I.V., Dolgova E.G., Zabaznova N.M., Ishkhanova N.I., Kazimirova I.S Karasev A.B., Conde P.A. , Korotkova L.A Kuz-netsova Yu.A., Makarova T.G., Mamukina G.I Markelova A.A. and others. / Center for humanitarian training of REU them. G. V. Plek-hanova, Department of Foreign Languages No. 3. - 4th ed., Rev. and add. - Saransk, 2019

14. Intercultural business communication and innovative projects in training: a monograph. / Bukhantseva Yu.V Bychkova N.V., Volkova N.S., Golubeva T.I Kudryashova N.V Dudnik L.V., Efanova L.D., Kaydalova T.A., Markova T.S., Morozova A.V., Nevskaya M.V., Pavlyuk L.V., Pavlyuk E.S., Paudyal N.Yu., Pi-gasova I.V., Putilovskaya T.S., Salynskaya T. V., Tartinsky V.V Tuchkova I.G Filindash L.V. et al. Moscow, 2015.

15. Putilovskaya T.S. Principles of developing control measuring materials for assessing speech and language skills // University Herald. 2012. No. 8. S. 270-275.

16. Putilovskaya T.S. Leveling as one of the principles of the formation of foreign language communicative competence // Actual problems ofmanagement - 2015 Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 231-236.

17. Putilovskaya T.S. Testing as a factor in the formation of communicative competence // University Herald. 2012. No. 6. S. 274-280.

18. Yankovskaya V.V. Properties and the basic principle of the formation of professional and pedagogical potential // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 1 (78). S. 741-745

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.