Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов'

Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ЗАТРАТЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин Э.М.

Студент вуза воспринимается зачастую как объект для обучения и использования педагогических компетенций. Вместе с тем, профессиональная компетенция студентов оценивается не в приложении к адаптации к рынку труда, а только к соответствию определенным педагогическим требованиям. В статье раскрывается необходимость адаптации студентов прежде всего к рынку труда. Авторы предлагают использовать в формировании профессиональной компетенции студентов такие подходы, которые будут адаптированы для рынка труда. Новизна исследования состоит в том, что благодаря предложенной проблематике студент будут более конкурентоспособны на рынке труда и смогут претендовать на более высокие позиции при выборе места работы и заработной платы для начинающего специалиста. Для работодателей разработанные подходы к повышению конкурентоспособности студента позволят сократить затраты на обучение и адаптацию молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов»

Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов

Ахметшин Эльвир Мунирович

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет (КФУ), elvir@mail.ru

Студент вуза воспринимается зачастую как объект для обучения и использования педагогических компетенций. Вместе с тем, профессиональная компетенция студентов оценивается не в приложении к адаптации к рынку труда, а только к соответствию определенным педагогическим требованиям. В статье раскрывается необходимость адаптации студентов прежде всего к рынку труда. Авторы предлагают использовать в формировании профессиональной компетенции студентов такие подходы, которые будут адаптированы для рынка труда. Новизна исследования состоит в том, что благодаря предложенной проблематике студент будут более конкурентоспособны на рынке труда и смогут претендовать на более высокие позиции при выборе места работы и заработной платы для начинающего специалиста. Для работодателей разработанные подходы к повышению конкурентоспособности студента позволят сократить затраты на обучение и адаптацию молодого специалиста. Ключевые слова: формирование, профессиональная компетенция, студенты вузов, подходы к обучению, затраты адаптации.

о

Е

£

СП

0

СП

01 г

Профессиональная компетенция студентов вузов формируется исходя из требований, которые к ним предъявляют как работодатели, так и образовательные стандарты. Традиционно применяются основные методологические подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной компетентности студентов вузов в процессе изучения дисциплин: системный, личностно-деятельностный, акмеологический, которые также являются определяющими в организации образовательного процесса в вузе [3, с. 37].

Общей содержательной сущностью названных категорий является понятие «подход». В целом рассматривать поход следует как набор действий и определенных условий, которые способствуют формированию качественного наполнения процесса реализации образовательных программ. Подход является частным производным от парадигмы и определяется тем, что формирует также и систему взглядов, которая может быть основой для развития в будущем образовательной системы. Однако основная смысловая нагрузка заложена в понятиях «компетентностный», «системный», «технологический» и тому подобное [8, с. 114]. Рассмотрим подробно содержание определенных методологических подходов в контексте нашего исследования.

Компетентностный подход является одним из важных концептуальных положений обновления содержания и качества образования. Понятие компетентностный подход вошло в научное образовательное языковое пространство из зарубежных стран. В частности, понятие «компетентност-ное образование» возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей в 70-х годах ХХ века. Специалисты США определяют три основных компонента в образовании ком-петентностного типа: это формирование знаний, умений и ценностей личности. Нередко компетентностный подход отождествляется с набором определенных компетенций, то есть практических умений, которыми студен должен овладеть для успешной сдачи государственного квалификационного экзамена. Предлагаемая нами формулировка определяет то, что прежде всего требования

к компетентностному подходу должны быть определены со стороны рынка работодателей и быть гибкими для целей адаптации к рынку [2, с. 21].

Индикатором успешного внедрения компетент-ностного подхода является трудоустройство и последующая адаптация выпускников вузов на производстве и в социуме. Сегодня мы наблюдаем определенный парадокс: компетентностный подход внедряется в систему отечественного образования еще с 1992 года. В то же время зарегистрированный уровень безработицы все более и более растет. В среднем более 25% выпускников не находят себе работу по той причине что их квалификационные характеристики для рынка труда либо недостаточны либо не соответствуют текущим требованиям по причине неактуальности и несвоевременности полученных знаний (навыки которые требуются не в текущий момент, а были актуальны 10-15 лет назад) [10, с. 59]. Причиной такой ситуации является несоответствие уровня профессиональной подготовки специалистов требованиям работодателей, основными из которых являются:

- глубокая теоретическая подготовка и адекватное применение теоретических знаний в практической деятельности;

- высокий профессионализм;

- способность самостоятельно принимать решения;

- коммуникабельность;

- способность мыслить на перспективу;

- организованность;

- трудовая дисциплина;

- умение работать в команде;

- способность к непрерывному саморазвитию;

- повышение квалификации.

Проанализировав различные подходы к толкованию понятия «компетентностный подход», можно утверждать, что в широком смысле этот подход призван направить образовательный процесс подготовки будущего специалиста на формирование и развитие у студента ключевых и профессиональных компетенций, определенных в отраслевом стандарте образования, профессионально важных качеств личности, приоритетными среди которых является мотивация к профессиональной творческой деятельности, уровень развития интеллекта, степень усвоения нравственных и культурных норм, способность к принятию решений, самоорганизованность и самодисциплина; создание необходимых условий, обеспечивающих формирование умения решать профессиональные задачи, успешно адаптироваться на производстве на основе полученных знаний, умений и навыков.

Компетентностный подход является методом моделирования и проектирования результатов образования. Применение компетентностного подхода к подготовке специалистов предусматривает:

1. Определение перечня компетенций (ключевых и профессиональных) по всем учебным дисциплинам (общеобразовательных, фундаментальных, профессионально ориентированных и профессиональных), обеспечивающих формирование профессиональной компетентности специалиста.

2. Определение структуры профессиональной компетентности будущих специалистов.

3. Разработка структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетентности студентов.

4. Формирование предметных компетенций по программам учебных дисциплин на основе применения современных технологий, методов, средств обучения, которые предусматривают модернизацию содержания образования, организацию учебно-воспитательного процесса и взглядов на структуру, форму и содержание оценки выпускников, которые должны соответствовать условиям современного рынка труда и требованиям работодателей.

5. Создание условий для развития учебно-познавательных и практических знаний, умений и навыков студентов.

6. Формирование у студентов мотивации к постоянному обучению, непрерывному труду и самосовершенствованию в течение всей жизни.

В плоскости проблемы исследования рассматриваем процесс формирования профессиональной компетентности в процессе изучения естественных дисциплин. Компетентностный подход в таком аспекте предполагает:

1. Оптимальное соотношение фундаментальной и общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов.

2. Профессиональное направление естественных дисциплин.

3. Надлежащее овладение знаниями фундаментальных дисциплин и умение применять их для будущей профессиональной деятельности.

4. Формирование у студентов способности применять приобретенный опыт в процессе изучения естественных дисциплин не только для решения профессиональных задач, но и для выполнения различных социальных функций и ролей.

5. Развитие интеллектуальных, творческих способностей студентов, формирование морально-этических, ценностно-этических, волевых качеств, научного мировоззрения, что является признаком целостной личности, гражданина.

6. Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, формирование экологического сознания.

Компетентностный подход тесно связан с лич-ностно ориентированным и деятельностным подходами.

Если определить приемы личностного подхода, то этим требованиям соответствует прежде всего формализация подхода к образовательному процессу как личностной процедуре. То есть студент строит свое образование не только на основе государственных требований, но также применяя полученные знания в иных областях. Все получаемые им познания должны соответствовать критериям К. Роджерса, который впервые сформулировал критерии применения личностного подхода в образовании:

- личность находится в центре внимания;

- человек воспринимает окружающий мир сквозь призму своего отношения и понимания;

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

СП

01 г

- индивид стремится к самопознанию и самореализации, имеет способность к самосовершенствованию;

- взаимопонимание, которое необходимо для развития может быть достигнутое только в результате общения;

- самосовершенствование может проходить только во взаимодействии с окружающим миром, с другими людьми.

Основными сущностными признаками личност-но ориентированных образовательных технологий являются такие как: субъект-субъектное взаимодействие, диалогичность, проектность, ресурсная обеспеченность, проблемность, рефлексивность [7, с. 268]. Другими словами, личностно ориентированное образование - это постоянный тренинг личностного роста ученика и педагога. На необходимость усиления гуманистической направленности учебного процесса мы обращаем внимание так как зачастую вопросы обучения становится для студента далеко не принципиальным. Мы отмечаем, что в основе парадигмы личностно ориентированного обучения положена главная ценность -сам человек, его творчество. Это положение определяет сущность педагогической деятельности, оберегает, поддерживает ребенка, создает творческую среду для его развития, стимулирует индивидуальную и творчество коллектива. Итак, цель личностно ориентированного обучения - становление целостной культуры человека, что объединяет взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности студентов [1, с. 286].

В нашем исследовании целесообразно рассматривать личностно ориентированный подход в тесной взаимосвязи с деятельностным подходом. Подготовка специалистов тесно связана с профессиональной производственной деятельностью. Специалист как личность и профессионал способен проявиться и сформироваться лишь в деятельности (учебной, учебно-практической, производственно-профессиональной). Деятельностный подход определяет то, что специфика образовательной деятельности должна носить универсальный характер и побуждать к практическому применению получаемых знаний. Если подобного не наблюдается, то, следовательно, не всегда есть возможность реализации данной образовательной программы. И весь материал, который предлагается студентам для изучения должен отличаться практическим применением. Данная позиция является весьма спорной, так как наполнение только практическими занятиями снижает эффективность обучения и не предполагает применения и научения эвристическим методам анализа. Это в свою очередь будет способствовать появлению новых форм применения полученных знаний [4, с. 149].

Любая деятельность - или индивидуальная, или коллективная - опирается на индивидуальный опыт личности и ее личные мотивы, ценностное отношение к процессу. И таким образом деятельность студента в процессе своего обучения определяет возможность приобретения профессиональных компетенций в совокупности применения

экспериментальной работы, личностного интереса и формирования общих условий развития личности [9, с. 342].

Личностно ориентированный подход в чистом виде адекватен общему образованию, в рамках которого не стоит задача подготовки студента к определенной профессиональной деятельности. В профессиональном же образовании студент готовится к определенной профессии, к выполнению определенного вида деятельности. Обществом и профессиональными сообществами выдвигаются требования к этой деятельности, которые сказываются на содержании обучения. Поэтому в отношении профессионального образования в вузах корректнее говорить о личностно-деятельностном подходе, который содержит в равной степени оба компонента.

Таким образом, смысл личностно-деятельност-ного подхода можно сформулировать так: только личная осмысленность своей роли в обществе, взглядов и перспектив на будущую профессиональную деятельность и своего места в сфере работы может выступать движущей силой учебной деятельности студента, его стремления к совершенствованию, всестороннего развития, достижения вершин в профессиональной деятельности.

Это в свою очередь должно основываться на применении педагогических технлогий. Безусловно это формируется исходя из того, насколько качественно педагогические технологии могут варьироваться в своем применении я каждом конкретном случае. Необходимо четко показать, что достижение определенных показателей не всегда сводится только к применению технологий. Необходимо выстроить систему, которая будет определять, насколько та или иная технология в достаточной мере определяет потребности студента в образовательном материале. Это достигается в свою очередь применением системного подхда. Системный подход является общим методологическим подходом, который применяется в разнообразных научных исследованиях [6, с. 8]. Идеологом современного подхода к общей теории систем считают Людвига Фон Берталанфи, который отмечает, что системный подход возник не случайно, а как реакция на длительное использование аналитических способов исследования. Системный подход стал востребованным в связи с необходимостью в исследуемых объектах соотносить между собой их части и целое, устанавливать взаимосвязи, на первый взгляд, несвязанных между собой фактов, накопленных в рамках одной научной отрасли, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях, различных по природе.

Общей, безусловно, является цель педагогических технологий - повышение эффективности образовательного процесса, обеспечения, достижения студентами запланированных результатов обучения. Планирование обучения позволяет студенту не только пользоваться заранее известными алгоритмами развития собственной образовательной траектории, но также и формировать соб-

ственные алгоритмы взаимодействия с педагогическим составом вуза и формирования собственных наборов профессиональных компетенций. Важным свойством педагогических технологий является их оптимальность и рациональность [5, с. 242].

На основе проведенных проблем рассматриваем педагогическую технологию формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе изучения дисциплин как систему концептуальных положений, целей, методов, средств, способов взаимодействия, которая предполагает прогрессивные изменения в организации образовательного процесса, его совершенствования с учетом современного уровня развития педагогической науки, инноваций в практической деятельности и гарантирует определенный уровень сформированности профессиональной компетентности.

Это также отражается и в том случае, если студент выражает необходимость инноватизации программ обучения. Вариативность в форме научения и формирования у будущего специалиста профессиональной компетенции будет также способствовать и тому, чтобы развивалась социальная, а также профессиональная компетенция.

В последнее время особую актуальность в процессе формирования и развития личности, профессионала приобретает средовой подход. Выдающееся влияние среды как фактора развития и становления личности установлено еще античными учеными, и сегодня как аксиома рассматривается утверждение, что гармонизация научения студента возможна только при условии формировании среды, которая затрагивает не только непосредственно учебное заведение, о также и общую среду, в которую входит семейная обстановка и в целом среда общения будущего специалиста. В этом случае можно говорить о среде формирования профессиональных компетенций. Актуальность средового подхода обусловлена стремительными общественными изменениями в среде существования человека, которые сама она и вызывает. В современном информационном обществе внедрение в производство новейших достижений науки и техники, появление новых технологий привели, с одной стороны, к глубоким качественным изменениям в жизни человечества, с другой - к усилению антропогенного воздействия на природу, которое, как правило, носит негативный характер.

Сегодня человек уже приблизился к краю той пропасти, когда каждый следующий невзвешенный шаг может привести к самоуничтожению. Если отношение человека к природе не изменится, не произойдет кардинальной переоценки смысла бытия, человеческая цивилизация в современном измерении перестанет существовать или коренным образом видоизменится в сложно предсказуемом направлении. Для спасения себя и себе подобных человек должен менять себя, свое отношение к миру, а задачей педагогов и всех, кто при-

частен к делу воспитания молодого поколения, является формирование нового мировоззрения.

Обострение глобальных проблем человечества большинство ученых связывает с кризисом духовности, который проявляется в разрушении нравственности, культуры поведения, гуманности, чувстве ответственности перед собой и обществом. Именно поэтому учреждения образования, используя все новейшие достижения педагогики, психологии, антропологии, социологии, должны скоординировать усилия вокруг проблемы формирования личности, подготовленной в научно-технологическом плане с развитым эколого-гуманистическим сознанием. Образовательные учреждения всегда были мощным фактором социализации личности, поэтому созданная в них образовательная среда должна способствовать процессу формирования личности с новым типом мышления и отношением к миру.

Практической реализацией теоретических основ творческого подхода является привлечение студентов к проведению внеаудиторных профессионально направленных мероприятий, исследо-вательско-поисковой работы, выполнения задач и решения ситуаций профессионального направления, решения проблемных задач. Не только профессиональные дисциплины должны раскрывать содержание профессии - изучение фундаментальных естественнонаучных дисциплин должно быть направлено на постоянное обогащение и расширение круга потребностей и мотивов, связанных с преимуществами профессиональной деятельности будущего специалиста-профессионала.

Литература

1. Арышева О.С. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в формировании профессиональных компетенций у студентов // В сборнике: Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для инновационной экономики на основе широкого внедрения передовых технологий Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 285-286.

2. Баркетова М.В. Специфика оценки профессиональных компетенций студента вуза: к постановке проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 19-22.

3. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Количественная оценка профессиональных компетенций, получаемых студентами в вузах // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 6 (19). С. 35-39.

4. Гончар Л.И., Скепко О.А. Формирование профессиональных компетенций студента при изучении высшей математики // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 148-150.

5. Дроздова А.М. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // В

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч en

SI

Z

сборнике: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности сборник научных трудов V международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2019. С. 239-244.

6. Каменева С.Е. Об освоении студентами профессиональных компетенций // Базис. 2017. № 1 (1). С. 7-9.

7. Медведев И.Л. Проблема освоения профессиональных компетенций иностранными студентами // В сборнике: Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В. В. Константинов. 2018. С. 264-270.

8. Мельникова Л.А., Пивненко П.П. Педагогическая ситуация как технология обретения профессиональных компетенций студентами высшей школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 109115.

9. Меркулова А.В., Шаров Д.А., Честнов А.А. Формирование и развитие профессиональных компетенций и лидерских качеств студента путем участия в соревнованиях по информационной безопасности // В сборнике: Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете Материалы Международного конгресса. Под редакцией А.П. Лунева, П.Л. Карабущенко. 2017. С. 341-343.

10. Озерова М.Г. Формирование профессиональных компетенций студента через практико-ориентированное обучение // В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития материалы международной научно-практической конференции. Красноярский государственный аграрный университет. 2017. С. 58-60.

11.Мидова В.О. Современные методики повышающие эффективность обучения иностранным языкам // В сборнике: Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в ВУЗе. Материалы Пятой ежегодной международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. 2010. С. 350-352.

12.Межкультурная бизнес-коммуникация и инновационные проекты в обучении : монография. / Буханцева Ю.В., Бычкова Н.В., Волкова Н.С., Го-лубева Т.И., Кудряшова Н.В., Дудник Л.В., Ефано-ва Л.Д., Кайдалова Т.А., Маркова Т.С., Морозова А.В., Невская М.В., Павлюк Л.В., Павлюк Е.С., Паудяль Н.Ю., Пигасова И.В., Путиловская Т.С., Салынская Т.В., Тартынских В.В., Тучкова И.Г., Филиндаш Л.В. и др. Москва, 2015.

13.Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

14. Путиловская Т.С. Компетентностно-деятельностный подход к обучению деловому общению // Социология. 2015. № 4. С. 154-161.

15.Актуальные проблемы лингвистики и линг-водидактики : коллективная монография / Адасова Я.Б., Батова А.С., Бахнова Ю.А., Белышева Т.В., Брискина Е.В., Бутылов Н.В., Васильева Н.В., Га-нюшина М.А., Григорьева И.В., Долгова Е.Г., За-базнова Н.М., Ишханова Н.И., Казимирова И.С., Карасев А.Б., Конде П.А., Короткова Л.А., Кузнецова Ю.А., Макарова Т.Г., Мамукина Г.И., Маркелова А.А. и др. / Центр гуманитарной подготовки РЭУ им. Г. В. Плеханова, кафедра иностранных языков № 3. - 4-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2019

16.Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Зна-ково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

Problems of forming professional competence of university

students Akhmetshin E.M.

Kazan Federal University

A university student is often perceived as an object for teaching and using pedagogical competencies. At the same time, the professional competence of students is assessed not in the application to adaptation to the labor market, but only to meet certain pedagogical requirements. The article reveals the need for students to adapt primarily to the labor market. The authors propose using approaches that will be adapted to the labor market in the formation of students' professional competence. The novelty of the study is that, due to the proposed problems, students will be more competitive in the labor market and will be able to claim higher positions in choosing a job and salary for a novice specialist. For employers, developed approaches to improving student competitiveness will reduce the cost of training and adaptation of a young specialist. Key words: formation, professional competence, university

students, approaches to learning, adaptation costs. References

1. Arysheva O.S. Extracurricular independent work of students in

the formation of professional competencies among students // In the collection: Professional education and youth employment: XXI century. Training for an innovative economy based on the widespread introduction of advanced technologies Materials of the International Scientific and Practical Conference. 2018.S. 285-286.

2. Barketova M.V. Specificity of the assessment of professional competencies of a university student: to the problem statement // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017.Vol. 6. No. 1 (18). S. 19-22.

3. Vorobyov A.E., Murzaeva A.K. Quantitative assessment of professional competencies obtained by students in universities // Russian Science and Education Today: Problems and Prospects. 2017. No. 6 (19). S. 35-39.

4. Gonchar L.I., Skepko O.A. The formation of professional competencies of a student in the study of higher mathematics // Modern Education: content, technology, quality. 2019.Vol. 1.P. 148-150.

5. Drozdova A.M. The formation of professional competencies of a

student in the context of introducing a professional standard of a teacher // In the collection: Development of professional competencies of a teacher: main problems and values collection of scientific papers of the V international forum on teacher education. Kazan, 2019.S. 239-244.

6. Kameneva S.E. On the development of professional competencies by students // Basis. 2017. No. 1 (1). S. 7-9.

7. Medvedev I.L. The problem of mastering professional competencies by foreign students // In the collection: Socio-psychological adaptation of migrants in the modern world Materials of the 4th International Scientific and Practical Conference. The responsible editor is V.V. Konstantinov. 2018.S. 264-270.

8. Melnikova L.A., Pivnenko P.P. Pedagogical situation as a technology for gaining professional competencies by students

of higher education // Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2018. No. 6. S. 109-115.

9. Merkulova A.V., Sharov D.A., Chestnov A.A. The formation and

development of professional competencies and leadership qualities of a student through participation in information security competitions // In the collection: Elites and Leaders: Formation Strategies at a Modern University Materials of the International Congress. Edited by A.P. Luneva, P.L. Karabuschenko. 2017.S. 341-343.

10. Ozerova M.G. The formation of professional competencies of a student through practice-oriented training // In the collection: Science and education: experience, problems, development prospects materials of an international scientific and practical conference. Krasnoyarsk State Agrarian University. 2017.S. 5860.

11. Midova V.O. Modern techniques to increase the effectiveness of teaching foreign languages // In the collection: Professionally-oriented teaching of a foreign language and translation at a university. Materials of the Fifth annual international conference dedicated to the 50th anniversary of the Peoples' Friendship University of Russia. 2010.S. 350-352.

o

o

00

■o

m

S

m

X

X

o

m

n

m

b

A

O

S

£

m

O

X

O

m

O

01

■o

A

u

o

m

A

X

s

m

9

12. Intercultural business communication and innovative projects in training: a monograph. / Bukhantseva Yu.V., Bychkova N.V., Volkova N.S., Golubeva T.I., Kudryashova N.V., Dudnik L.V., Efanova L.D., Kaydalova T.A., Markova T.S., Morozova A.V., Nevskaya M.V., Pavlyuk L.V., Pavlyuk E.S., Paudyal N.Yu., Pigasova I.V., Putilovskaya T.S., Salynskaya T. V., Tartinsky V.V., Tuchkova I.G., Filindash L.V. et al. Moscow, 2015.

13. Putilovskaya T.S. Leveling as one of the principles of the formation of foreign language communicative competence // Actual problems of management - 2015 Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 231-236.

14. Putilovskaya T.S. Competence-activity approach to teaching business communication // Sociology. 2015. No. 4. P. 154-161.

15. Actual problems of linguistics and linguodidactics: a collective monograph / Adasova Ya. B., Batova AS, Bakhnova Yu.A., Belysheva TV, Briskina EV, Butylov NV, Vasilyeva N. V., Ganyushina M.A., Grigoryeva I.V., Dolgova E.G., Zabaznova N.M., Ishkhanova N.I., Kazimirova I.S., Karasev A.B., Conde P.A. , Korotkova L.A., Kuznetsova Yu.A., Makarova T.G., Mamukina G.I., Markelova A.A. and others. / Center for humanitarian training of REU them. G. V. Plekhanova, Department of Foreign Languages No. 3. - 4th ed., Rev. and add. - Saransk, 2019

16. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.