Научная статья на тему 'Исследование формирования специальных компетенций при освоении дисциплины "Архитектоника"'

Исследование формирования специальных компетенций при освоении дисциплины "Архитектоника" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / DISCIPLINE / АРХИТЕКТОНИКА / ARCHITECTONICS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Петрикеева Е.Н.

Современные требования к выпускающимся специалистам вузов стали настолько завышены, что современная система образования ставит перед педагогом новые цели и задачи в обучении студентов. Это заставляет разрабатывать новые методики преподавания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данной статье мы рассматриваем предлагаемые компетенции при освоении дисциплины «Архитектоника». Владея знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения данной дисциплины, выпускающийся специалист должен обладать общепрофессиональными компетенциями, что позволит ему уверенно чувствовать себя на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бартенева Ю.В., Мартыненко Н.Д., Петрикеева Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования специальных компетенций при освоении дисциплины "Архитектоника"»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

Педагогические науки

Исследование формирования специальных компетенций при освоении дисциплины «Архитектоника».

22 © Ю.В. Бартенева, Н.Д. Мартыненко, Е.Н. Петрикеева

Бартенева Ю.В. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: bartesha-u@mail.ru

Мартыненко Н.Д. - доцент кафедры художественного проектирования костюма, к.с.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: nata-mart23@yandex.ru

Петрикеева Е.Н. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: vip.petrikeeva@mail.ru.

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Современные требования к выпускающимся специалистам вузов стали настолько завышены, что современная система образования ставит перед педагогом новые цели и задачи в обучении студентов. Это заставляет разрабатывать новые методики преподавания, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данной статье мы рассматриваем предлагаемые компетенции при освоении дисциплины «Архитектоника». Владея знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения данной дисциплины, выпускающийся специалист должен обладать общепрофессиональными компетенциями, что позволит ему уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Ключевые слова: компетенции, освоение дисциплины, архитектоника, методика преподавания.

УДК: 378:687.01 ББК: 74.48

Профессиональная компетентность педагога профессионального обучения в дизайне предполагает грамотное владение знаний, умений и навыков, а также их использование в процессе обучения, при постановке профессиональных задач перед обучающимися [1]. Раскрытие творческого потенциала личности - основная задача владения профессии педагога, который проявляется непосредственно в процессе обучения, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Особое место здесь отводится личным качествам и способностям обучающегося, такие как: интеллектуальные, художественные, креативные, проектные, эмоциональные [3]. Именно они помогают тренировать память и внимание; способствуют развитию художественного вкуса и изобретательности, объёмно-пространственного мышления; воспитанию необходимой эстетической и художественно-пластической культуры, как одного из основополагающих профессиональных качеств; формируют общекультурные и профессиональных компетенции, необходимые для дизайнерской деятельности; способствуют самоорганизации и самоконтролю .

В профессиональную деятельность педагога в процессе профессионального обучения дизайну, должно входить:

1. Владение законами и закономерностями развития науки, техники, культуры и искусства;

2. Учитывание социальной значимости и профессиональной ответственности деятельности дизайнера;

3. Владение практическими навыками различныфх видов изобразительного искусства, компьютерными технологиями, графикой.

4. Использование опыта реализации от художественного замысла к выполнению проекта.

Педагог профессионального обучения в области дизайна должен обладать профессиональными специальными компетенциями. Ему необходимо владеть общекультурными (универсальными, ба-

зовыми) компетенциями, владеть общим уровнем гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Специалист художественно-моделирующей деятельности формируется в творческом процессе моделирования объектов и дизайна «во взаимодействии искусства, науки и техники».

Одной из специальных дисциплин, изучаемых по направлению Дизайн костюма является «Архитектоника объёмных форм».

Для обоснования разработки специальных компетенций при освоении дисциплины» «Архитектоника объёмных форм», мы изучили программу предмета и в соответствии с этим выявили ряд специальных компетенций, формируемые в процессе изучения данной дисциплины .

1. ОПК-3 способность обладать элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании. Этап формирования компетенции предполагает владение приёмами работы в макетировании и моделировании. В процессе обучения, будущий дизайнер должен:

• знать основные закономерности развития объемных структур;

• уметь выявлять структурные связи объектов;

• владеть отдельными практическими приемами по формированию объемных (трехмерных) структур.

2. ПК-3 способность учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств. Этап формирования компетенции предполагает владение разнообразными формообразующими и декоративными свойствами различных материалов. И здесь очень важно обучающемуся как будущему специалисту в области дизайна:

• знать принципы взаимодействия формы и материала в композиции;

• уметь использовать пластические свойства материалов для решения художественных задач на основе технологического творчества;

23

• владеть умением провести исследование свойств материала при создании конкретной формы.

3. ПК-7 способность выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале. Этап формирования компетенции предполагает понимание основных параметров разработки проектных заданий в части проектирования отдельных его элементов, согласование основных требований к объекту дизайна. Освоение данного материала обязывают студента :

• знать основные свойства формы и их проявление в материале;

• уметь воплощать замысел в объемно-пространственную форму на уровне макета;

• владеть практическими знаниями и навыками изготовления изделий в раз-

24 личных техниках из разнообразных мате-

риалов.

Однако, в процессе освоения этих компетенций хотелось бы понять этапы их формирования. Для этого нам необходимо более детально рассмотреть, что же это за понятие. «Компетенция — совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Область компетенций — совокупность знаний и навыков человека или организации, которые они выполняют на высоком, конкурентном уровне.

Согласно ФГОСу, компетенция — заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, студента, обучающегося. В составе ФГОСа компетенции имеют коды. Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетенция — интеративная №1 (10) 2018 характеристика возможностей субъек-www.j-chr.com та осуществлять деятельность в той или иной сфере деятельности.

Важно помнить, что компетент-ностный подход не исключает обязательность получения обучающимися определенных знаний и умений по конкретной дисциплине и этот результат преподавания необходимо совместить с формированием общих компетенций. В отличие от профессиональных компетенций, которые немыслимы без соответствующих знаний и умений, а значит базируются на них, следуют за ними, общие компетенции напрямую никак не связаны с дисциплинарными знаниями и умениями. Это обстоятельство позволяет реализовывать компетентностный подход параллельно с освоением учебной программы [2].

Задачи компетенций - поднимать и решать проблемы, которые возникают в процессе освоения разделов дисциплины, предполагают использовать традиционные и современные формы, изучать методики и технологии обучения, направленные на развитие творческого мышления ; грамотное владение методами анализа информации, выявления проблемных областей и нахождения оптимальных вариантов решения; формируют выработку навыков критического оценивания различных точек зрения, а так же способствуют четкому изложения и отстаиванию собственной позиции в устной и письменной форме; приобретению опыта работы в команде, стимулирование к организации систематической и ритмичной самостоятельной работы по дисциплине. Современные технологии ставят перед педагогом совершенно новые, сложные задачи подготовки специалиста [4]. В процессе обучения у выпускников вуза как будущих дизайнеров должны быть сформированы профессиональные и личностные компетенции. Важное место здесь отводится ориентации проведения занятий по изучаемому курсу на формирование общественных компетенций (приобретение новых знаний, продуцирование новых идей, совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня); инструментальных компетенций

(применение навыков работы информации из различных источников); социально-личностных и общекультурных компетенций (выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, проявление настойчивости в достижении цели, критическое переосмысление накопленного опыта, проявление толерантности); общепрофессиональных компетенций. Компетентностный подход в процессе обучения, позволяет решать задачи, связанные с формированием у студентов

способности и готовности действовать в конкретных условиях, и предполагает использование интерактивных технологий обучения. Таким образом можно сделать вывод о том, что интерактивные методы обучения позволяют создать обстановку, в которой взаимоотношения субъектов обучения (преподавателя и студента) придают учебным занятиям воспитательный, активный познавательный характер и превращают их в процесс формирования общепрофессиональных, общенаучных, инструментальных, социально- личностных и общекультурных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С.-Пб.-2009.

2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательно

го процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002. С. 22 - 46.

3. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. - № 1.

4. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

25

WAYS TO IMPROVE THE FORMS AND TYPES OF INDEPENDENT WORK, USED FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL

COMPETENCE OF STUDENTS

© Yuliya V. Barteneva, Natalia D. Martynenko, Elena N. Petrikeeva

Barteneva Yuliya V. - Senior Lecturer of the Department of Art Costume Design, Kursk State University.

E-mail: bartesha-u@mail.ru

Martynenko Natalia D. - Associate Professor of the Department of Costume Design, Ph.D., Kursk State University. E-mail: nata-mart23@yandex.ru

Petrikeeva Elena N. - Art. the teacher of the chair of artistic costume design, Kursk State University.

E-mail: vip.petrikeeva@mail.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

Abstract

Keywords: competence, discipline, architectonics, teaching methods.

Modern requirements for graduates of higher education institutions have become so overstated that the modern education system confronts the educator with new goals and tasks in teaching students. This leads to the development of new teaching methods aimed at the formation of general cultural and professional competencies. In this article, we consider the proposed competencies when mastering the discipline "Architectonics." Knowing the knowledge, skills and skills obtained in the course of studying this discipline, the graduating specialist must have general professional competencies that will allow him to feel confident in the labor market.

REFERENCE

1. Permyakov O.Ye. Razvitiye sistem otsen-ki kachestva podgotovki spetsialistov/Avtore-ferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk. S.-Pb.-2009.

2. Baydenko V.I., Oskarsson B. Bazovyye navyki (klyuchevyye kompetentsii) kak in-tegriruyushchiy faktor obrazovatel'nogo protsessa // Professional'noye obrazovaniye i

formirovaniye lichnosti spetsialista. - M., 2002. S. 22 - 46.

3. Landsheyer V. Kontseptsiya «minimal'noy kompetentnosti» // Perspektivy. Voprosy obra-zovaniya. 1988. - № 1.

4. Novikov A.M. Professional'noye obrazovaniye v Rossii. - M., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.