Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования'

Организационно-педагогические условия реализации модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНСКАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаева Р.А.

В статье обосновывается необходимость учета существующих в педагогической практике реалий при разработке стратегии развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. В рамках данной стратегии была разработана модель педагогических воздействий. Обосновано, что персонификация повышения квалификации, использование командной работы, вовлечение в педагогическое проектирование вариантов решения конкретных проблем, способствует развития умений преподавательской, методической и научной работы. На этом основании выделены и охарактеризованы организационно-педагогические условия развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования: поддержка создания персонифицированных программ повышения квалификации; вовлечение преподавателей в работу проектных групп, обеспечивающих научно-методическую поддержку проектов; организационное содействие участию преподавателей в методическом сопровождении исследовательских проектов, осуществляемых в образовательных организациях разных видов. Новизна этих условий состоит в обосновании применения акмеологического, андрагогического, системно-деятельностного, культурологического подхода к развитию научно-методической культуры преподавателя в условиях учреждения дополнительного профессионального образования. Практическая значимость состоит в возможности применения данных условий в практике повышения квалификации преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаева Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования»

Организационно-педагогические условия реализации модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования

Эльмурзаева Румиса Абуязидовна

проректор по научно-методической работе, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, metod-08@mail.ru

В статье обосновывается необходимость учета существующих в педагогической практике реалий при разработке стратегии развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. В рамках данной стратегии была разработана модель педагогических воздействий. Обосновано, что персонификация повышения квалификации, использование командной работы, вовлечение в педагогическое проектирование вариантов решения конкретных проблем, способствует развития умений преподавательской, методической и научной работы. На этом основании выделены и охарактеризованы организационно-педагогические условия развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования: поддержка создания персонифицированных программ повышения квалификации; вовлечение преподавателей в работу проектных групп, обеспечивающих научно-методическую поддержку проектов; организационное содействие участию преподавателей в методическом сопровождении исследовательских проектов, осуществляемых в образовательных организациях разных видов. Новизна этих условий состоит в обосновании применения акмеологического, андраго-гического, системно-деятельностного, культурологического подхода к развитию научно-методической культуры преподавателя в условиях учреждения дополнительного профессионального образования. Практическая значимость состоит в возможности применения данных условий в практике повышения квалификации преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия; преподаватель; дополнительное профессиональное образование; научно-методическая культура; персонификация повышения квалификации, командная работа, проектирование.

Как показывают многочисленные исследования и педагогическая практика, любой результат, полученный на этапе теоретического исследования требует практической апробации. В соответствие с системным подходом к исследованию, элементы модели описывают объективное педагогическое явление и позволяют описать те воздействия, которые будут способствовать качественным положительным изменениям. При этом, разработанная модель, проект или стратегия представляют общий план организации педагогической деятельности. Этот план может быть по разному реализован в зависимости от тех условий объективной реальности, которые существуют в практике образования. Поэтому целесообразно учитывать эти условия для эффективной реализации, разрабатываемых моделей.

Организационно-педагогические условия в педагогической науке практике выступают как некоторые объективные обстоятельства функционирования образовательной организации: используемые формы, методы и средства, особенности взаимодействия субъектов дополнительного профессионально образования [1; 2]. Следовательно, такие условия будут хорошо отражать специфику реализации разработанной нами модели развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования. Модель включает в себя целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты. Она построена в соответствии с положениями культурологического, андра-гогического, акмеологического и системно-деятельностного подходов. Модель отражает отражающая цель, задачи, содержание, этапы, формы, методы, средства и результаты осуществляемой деятельности. Модель также предполагает получение качественного результата: положительные изменения в процессе развития научно-методической культуры преподавателей дополнительного профессионального образования.

В аспекте нашего исследования, можно говорить о наличие таких объективных условий, связанных в первую очередь с особенностями деятельности учреждения дополнительного профессионального образования. Как мы уже отмечали в деятельности преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования инте-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

00

01 г

грируется преподавательская, методическая и научная работа. Сами учреждения дополнительного профессионального образования не только курируют повышение квалификации, но и осуществляют научную и методическую поддержку инноваций, реализующихся в региональной образовательной системе. Это обстоятельство обусловливает включение преподавателя в различные виды деятельности образовательной организации. Следовательно, развитие научно-методической культуры преподавателя стоит согласовывать с целями и задачами развития учреждения профессионального образования. Эти задачи согласуются с государственной политикой в сфере образования и приоритетами развития региональной образовательной системы. Соответственно, такое согласование обеспечит инновационный вектор развития самой образовательной организации и ее сотрудников. Кроме того, цели и задачи, актуальные для развития образовательной организации можно рассматривать в качестве ценностных ориентаций, которые являются одним из компонентов научно-методической культуры. Это является основанием для выделения организационно-педагогических условий развития научно-методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования.

Другим основанием, влияющим на условия профессионального роста педагога, является тот факт, что у преподавателей естественно существуют потребности в сфере профессионального роста. Необходимо получать знания и осваивать дополнительные умения для осуществления новых видов деятельности, реализации образовательных инициатив. Потребность в самореализации стоит учитывать при выборе форм, методов и средств развития научно-методической культуры. Имеет смысл поддерживать и сопровождать эту деятельность при условии, что она согласуется с целями и задачами развития образовательной организации.

Вместе с тем достигнуть качественного результата можно только в рамках системно организованной деятельности. Такой организаций, можно считать реализацию персонифицированных программ повышения квалификации, которые реализуются без отрыва от производства в реализации профессиональных действий в повседневной работе. Использование такой формы дополнительного профессионального образования отражает тенденцию к персонализации повышения квалификации. Также в этом случае используется потенциал неформального образования.

При учете целей и задач развития образовательной организации и персонификации самореализации преподавателя может возникать необходимость апробировать инновационные инициативы на базе муниципальных общеобразовательных организаций. Этому может способствовать использование возможностей сетевого взаимодействия субъектов образовательной системы.

Выделенные основания дают возможность сформулировать условия, в которых разработан-

ная нами модель будет реализована наиболее эффективно. Первым условием будет поддержка создания персонифицированных программ повышения квалификации для преподавателей с разным уровнем развития научно-методической культуры. Вторым условием можно считать вовлечение преподавателей в работу проектных групп, обеспечивающих научно-методическую поддержку проектов, реализуемых учреждением дополнительного профессионального образования. Третье условие можно сформулировать как организационное содействие участию преподавателей в методическом сопровождении исследовательских проектов, осуществляемых в образовательных организациях разных видов.

Комментируя первое условие можно сказать, что оно основано на реализации персонифицированный подхода к проектированию системы повышения квалификации специалистов социальной сферы. Данный подход обоснован в исследованиях Т.Е. Галкиной [3], Н.И. Никитиной [3] В.В. Обухова [4], В.В. Афанасьева, С.М. Куницыной, В.В. Лебедевой [5] и др. Авторы анализируют возможности профессионального саморазвития личности в рамках самообучающейся организации и внут-риорганизационного обучения.

Персонифицированная программа повышения квалификации учитывает стадии профессионального развития преподавателя. Для начинающего работника такая программа поможет создать условия для его скорейшей адаптации на рабочем месте. Для опытного сотрудника, который занимается диссертационным исследованием такая программа будет способствовать систематизации необходимых знаний и умений, средством организации деятельности, стимулирующим фактором. Для работников, которые хорошо разбираются в педагогической науке и практике, персонифицированные программы могут служить средством поддержки самореализации, поддержки в рамках реализации научно-прикладного проекта.

Смысл выделения данного условия - уточнение субъектной позиции и выявление потребностей преподавателя в аспекте развития элементов научно методической культуры. Проектирование персонифицированной программы предполагает учет потребностей преподавателя, уровень развития методических, научных и преподавательских умений, особенности и направленность их практической деятельности, актуальные задачи развития учреждения дополнительного профессионального образования.

Говоря о втором условии следует подчеркнуть, что оно учитывает один из самых распространенных методов реализации методической работы -педагогическое проектирование. Использование этого метода в повышении квалификации исследовали В.И. Сахарова [6], Р.С. Бондаревкая [7], Г.И. Смирнова [8]. В исследованиях наглядно показано, что именно коллективная проектная деятельность может выступать основой развития компетентности педагогов, носит творческий, рефлективный характер. Т.е. такая деятельность органи-

зационно поддерживает развитие элементов научно-методической культуры в практической работе. Педагог получает возможность наблюдать за действиями более опытных коллег, взаимодействовать с ними, получать признание собственных результатов. Это обусловливает влияние такой формы работы на принятие педагогических ценностей, творческую самореализацию и удовлетворенность результатами работы. Вовлечение преподавателей в работу проектных групп предполагает нормативно-методическую поддержку работы проектных групп, обеспечение профессиональной коммуникации, стимулирование преподавателей, использование экспертных методов. Таким образом, проектная деятельность является существенным организационно педагогическим условием развития научно методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования.

Сетевое взаимодействие специалистов организаций разных видов активно развивается в современной образовательной практике. Осуществление такого взаимодействия непосредственно влияет на развития умений научной и методической деятельности. Это наглядно показано в исследованиях, посвященных организации взаимодействия специалистов образовательных организаций различного уровня в рамках различных организационных форм научной и методической работы [9, 10]. Задачами такого взаимодействия может являться разработка проектов основных образовательных программ учреждений; моделирование внеурочной деятельности обучающихся; выстраивание системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ и т.д. Вполне очевидна эффективность привлечения преподавателей к сопровождению исследовательских проектов, осуществляемых в образовательных организациях. В рамках такой работы преподаватели получают возможность апробировать результаты научно-методической работы, реализовывать инновационные инициативы. Совершенно очевидно, что в рамках данной работы совершенствуются элементы научно-методической культуры, в первую очередь умения профессиональной коммуникации. Происходят положительные изменения личностной позиции педагога по отношению к способам осуществления научно-методической деятельности. Преподаватель приобретает уверенность в своих силах, убежденность в достоверности научных данных и эффективности разрабатываемых методик.

Итак, выделенные нами три организационно-педагогических условия отражают специфику интеграции научной, методической и преподавательской работы и тенденции, характеризующие процесс повышения квалификации специалистов. Эти основания обусловливают акцент в реализации нашей модели развития научно-методической культуры преподавателей на персонализализацию данного процесса, приоритет внутриорганизацион-ных командных форм повышения квалификации, обеспечивают потребность самореализации. Воз-

можность реализации данных условий поддерживается положениями методологических подходов, представлениях об устойчивости влияния различных факторов на процесс профессионального развития, педагогических теориях и идеях. В этом смысле, организационно-педагогически условия можно рассматривать как элемент педагогической стратегии, отражающий реалии деятельности преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования, как среды, в которой происходит развитие научно-методической культуры.

Литература

1. Галкина, О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования / О.В. Галкина // Известия Самарского научного центра РАН. -2008. - №6-2. - С.30-36.

2. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - №2. - С. 143-152.

3. Галкина, Т.Э. Персонифированный подход в системе повышения квалификации / Т.Э. Галкина, Н.И. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - №2 (7). - С.40-45.

4. Обухов, В.В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированных на новые модели аттестации / В.В. Обухов, М.П. Войтеховская, И.В. Осипова // Вестник ТГПУ. - 2013. - №13(141). - С. 93-98.

5. Афанасьев, В.В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, В.В. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2017. - №1. - С. 45-59.

6. Сахарова, В.И. Проектная деятельность взрослых обучающихся в системе дополнительного профессионального образования / В.И. Сахарова // Научные исследования в образовании. -2007. - №2. - С. 173-178.

7. Бондаревская, Р.С. Становление проектной деятельности педагога на основе акмеологическо-го подхода: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Р.С. Бондаревская. - С-Пб, 2011. - 203 с.

8. Смирнова, Г.С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.С. Смирнова. - СПб., 2000. - 198 с.

9. Сликишина, И.В. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования профессиональных компетенций в дополнительном профессиональном образовании / И.В. Сликишина, Ю.В. Коровина // Вестник ТГПУ. - 2018. - №8 (197). - С. 144-148.

10. Швецов, М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

образования в регионе / М.Ю. Швецов, А.Л. Дуга-ров // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2012. - №5. - С. 33-38.

11. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

12. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики : коллективная монография / Адасова Я.Б., Батова А.С., Бахнова Ю.А., Белышева Т.В., Брискина Е.В., Бутылов Н.В., Васильева Н.В., Ганюшина М.А., Григорьева И.В., Долгова Е.Г., Забазнова Н.М., Ишханова Н.И., Казимирова И.С., Карасев А.Б., Конде П.А., Короткова Л.А., Кузнецова Ю.А., Макарова Т.Г., Мамукина Г.И., Маркелова А.А. и др. / Центр гуманитарной подготовки РЭУ им. Г. В. Плеханова, кафедра иностранных языков № 3. - 4-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2019

13. Путиловская Т.С. Овладение иностранным языком в современной парадигме нелингвистического образования // В сборнике: Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки бакалавров и магистров. Москва, 2018. С. 39-52.

14. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник университета. 2012. № 8. С. 270-275.

15. Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

16. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

Organizational and pedagogical conditions for the implementation of the model of development of scientific and methodical culture of a teacher of additional professional education institution Elmurzaeva R.A.

Chechen Institute for Advanced Training of Educators The article substantiates the necessity of taking into account the existing realities in pedagogical practice in the development of the strategy of development of scientific and methodical culture of a teacher of additional professional education institution. This strategy has developed a model of pedagogical impact. It is grounded that personification of professional development, use of teamwork, involvement in pedagogical designing of variants of concrete problems solution, promotes development of skills of teaching, methodical and scientific work. On this basis, the organizational and pedagogical conditions for the development of scientific and methodological culture of a teacher of the institution of additional professional education were identified and characterized: support for the creation of personalized professional development programs; involvement of teachers in project teams work that provide scientific and methodological support for projects; organizational support for the participation of teachers in the methodological support of research projects car-

ried out in educational institutions of various types. The novelty of these conditions consists of substantiation of the use of the akmeological, andragogical, system-activity, culturological approaches to the development of scientific and methodological culture of the teacher in the conditions of establishment of additional professional education. Practical importance lies in the possibility of applying these conditions in the practice of professional development of teachers of institutions of additional professional education. Keywords: organizational and pedagogical conditions; teacher; additional professional education; scientific and methodical culture; personalization of advanced training, teamwork, design. References

1. Galkina, O.V. Organizational and pedagogical conditions as a

category of scientific and pedagogical research / O.V. Galkina // Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2008. - No. 6-2. - S.30-36.

2. Volodin, A.A. Analysis of the content of the concept of "Organiza-

tional and pedagogical conditions" / A.A. Volodin, N.G. Bondarenko // Bulletin of the TulSU. Humanitarian sciences. -2014. - No. 2. - S. 143-152.

3. Galkina, T.E. A personalized approach in the continuing educa-

tion system / T.E. Galkina, N.I. Nikitina // Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2011. - No. 2 (7). - S. 40-45.

4. Obukhov, V.V. Modern variable models of personified and indi-

vidualized advanced training of educators focused on new certification models / V.V. Obukhov, M.P. Voitekhovskaya, I.V. Osi-pova // Bulletin of TSPU. - 2013. - No. 13 (141). - S. 93-98.

5. Afanasyev, V.V. Personified continuing education: model, design

strategy for continuing education programs / V.V. Afanasyev, S.M. Kunitsyna, V.V. Lebedev // Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. - 2017. - No. 1. - S. 45-59.

6. Sakharova, V.I. Project Activities of Adult Students in the System

of Continuing Professional Education / V.I. Sakharova // Scientific research in education. - 2007. - No. 2. - C. 173-178.

7. Bondarevskaya, R.S. The formation of the project activities of the

teacher based on the acmeological approach: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / R.S. Bondarevskaya. - St. Petersburg, 2011 .-- 203 p.

8. Smirnova, G.S. The collective creative activity of teachers as a

factor in the development of their professional competence: dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01 / G.S. Smirnova. - St. Petersburg, 2000 .-- 198 p.

9. Slikishina, I.V. Network interaction of teachers as a means of

forming professional competencies in additional professional education / I.V. Slikishina, Yu.V. Korovin // Bulletin of TSPU. -

2018 .-- No. 8 (197). - S. 144-148.

10. Shvetsov, M.Yu. Network interaction of educational institutions of vocational education in the region / M.Yu. Shvetsov, A.L. Dugarov // Scientific notes of ZabSU. Series: Pedagogical Sciences. - 2012. - No. 5. - S. 33-38.

11. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual model of teaching as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98101.

12. Actual problems of linguistics and linguodidactics: a collective monograph / Adasova Ya. B., Batova AS, Bakhnova Yu.A., Be-lysheva TV, Briskina EV, Butylov NV, Vasilyeva N. V., Ganyushina M.A., Grigoryeva I.V., Dolgova E.G., Zabaznova N.M., Ishkhanova N.I., Kazimirova I.S., Karasev A.B., Conde P.A. , Korotkova L.A., Kuznetsova Yu.A., Makarova T.G., Mamukina G.I., Markelova A.A. and others. / Center for humanitarian training of REU them. G. V. Plekhanova, Department of Foreign Languages No. 3. - 4th ed., Rev. and add. - Saransk,

2019

13. Putilovskaya T.S. Mastering a foreign language in the modern paradigm of non-linguistic education // In the collection: Linguistic and cultural education in the system of university training of bachelors and masters. Moscow, 2018.S. 39-52.

14. Putilovskaya T.S. Principles of developing control measuring materials for assessing speech and language skills // University Herald. 2012. No. 8. S. 270-275.

15. Putilovskaya T.S. Leveling as one of the principles of the formation of foreign language communicative competence // Actual problems of management - 2015 Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 231-236.

16. Yankovskaya V.V. Properties and the basic principle of the formation of professional and pedagogical potential // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 1 (78). S. 741-745.

о

СЧ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00 SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.