8. Тагиров, А. М. Влияние XXVII Всемирной летней Универсиады на развитие студенческого спорта в стране / А. М. Тагиров // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 23-24.
9. Шиндина, И. В. Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров / И. В. Шиндина, В. А. Шамонин // Science Time. - 2015. - № 7 (19). - С. 258-262.
REFERENCES
1. Dutov, S. Yu. (2012), "Physical culture and sport as a factor in strengthening youth health", Bulletin of Tambov University. Humanitarian sciences, No 10 (114), pp.186-190.
2. Kardash, T. A. and Gorskaya, I. Yu. (2016), "Methodological approaches in the preparation of students of a non-physical high school involved in the athletics section specializing in sprinting", Modern problems of science and education, No 5, P. 224.
3. Konovalov, I. E., Chernyaev, A. A. and Mutaeva, I. Sh. (2015), "Technology of training athletics in the program of an educational school (textbook)", International Journal of Experimental Education, No 3-2, pp. 216-217.
4. Kornev, V. G. and Tursky M. S. (2015), "International and modern Russian sports student movement in the past and now", Unique researches of the 21st century, No 5 (5), pp. 93-97.
5. Panova, O. S. and Yudin, A. S. (2016), "Improving the efficiency of managing the training process of young runners for short distances using the models of special preparedness and competitive activity", Successes of modern science and education, T. 1, No 6, pp. 109-113.
6. Peshkova, N. V., Lubysheva L. I. and Peshkov, A. A. (2013), "Sports of physical education as a condition for the development of student sports in universities of non-sports profile", Theory and practice of physical culture, No 12, pp. 88-90.
7. Sokolov, N. G. and Putenko I. V. (2014), "On Some Problems of the Development of Student Sport in Universities", Physical Culture, Sport and Health, No 23, pp. 186-189.
8. Tagirov, A. M. (2014), "The influence of the XXVII World Summer Universiade on the development of student sport in the country", Theory and practice ofphysical culture, No 1, pp. 23-24.
9. Shindina, I.V. and Shamonin, V.A. (2015), "Technique of sports training of young athletes of sprinters", Science Time, No. 7 (19), pp. 258-262.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2018
УДК 378.147+796.077.4
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тарас Анатольевич Нескреба, преподаватель, Дмитрий Алексеевич Чернышев, доктор педагогических наук, доцент, Донецкий национальный университет, г. Донецк, ДНР
Аннотация
Современные требования к личности учителя физической культуры выводят его развитие на качественно новый уровень, решение которого направленно на систему дополнительного педагогического образования. Поэтому в данной статье, представлена методическая система, позволяющая раскрыть процесс повышения уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе дополнительного педагогического образования. Целью статьи является определение доступного и качественного инструментария, при использовании которого будет повышаться уровень профессиональной компетентности в системе дополнительного педагогического образования. Методология и методы исследования включали в себя эмпирический анализ научно-методической литературы направленной на повышение уровня профессиональной компетентности личности учителя физической культуры, моделирование, анкетирование учителей физической культуры с различным стажем работы и их квалификацией. Результаты исследования включают в себя разработанный экспериментальный аппарат, который способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе
дополнительного педагогического образования. Весь процесс использования методической системы, нацелен на самообразование как основное условия повышения профессиональной компетентности. Данная методическая система находит применение в системе дополнительного педагогического образования. Учителя, приходя на курсы повышения квалификации, получают новый продукт образования, позволяющий начать повышение профессиональной компетентности в системе дополнительного педагогического образования и продолжать процесс через самообразование в межаттестационный период, делая методическую систему непрерывной в процессе всего периода профессиональной деятельности.
Ключевые слова: учитель, физическая культура, методика, непрерывность, профессиональная компетентность.
TECHNIQUE OF INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION
Taras Anatolievich Neskreba, the teacher, Dmitry Alekseevich Chernyshev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic
Annotation
Modern requirements to the personality of the teacher of physical culture lead to its development to a qualitatively new level, the solution of which is directed at the system of additional pedagogical education. Therefore, in this article, the methodical system is presented that makes it possible to disclose the process of increasing the level of professional competence of the teacher of physical culture in the system of additional pedagogical education. The purpose of the article is to identify accessible and high-quality tools, which will increase the level of professional competence in the system of additional pedagogical education. The methodology and methods of research included an empirical analysis of scientific and methodological literature, aimed at raising the level of professional competence of a teacher of physical culture, modeling, questioning of teachers of physical culture with different work experience and their qualifications. The results of the research include a developed experimental apparatus that helps to increase the level of professional competence of the physical education teacher in the system of additional pedagogical education. The whole process of using the methodical system is aimed at self-education as the basic conditions for increasing professional competence. This methodical system finds application in the system of additional pedagogical education. Teachers coming to the advanced training courses receive a new product of education that allows them to start increasing their professional competence in the system of additional pedagogical education and continue the process through self-education during the inter-certification period, making the methodical system continuous during the entire period of professional activity.
Keywords: teacher, physical culture, methodology, continuity, professional competence.
ВВЕДЕНИЕ
Современное образовательное сообщество ставит перед учителем физической культуры новые требования, способного непрерывно повышать уровень профессиональной компетентности, повышать качество образовательного процесса.
Согласно Закона ДНР «Об образовании» Принят Народным Советом 19 июня 2015 года Донецкой Народной Республикой (Постановление №1-233П-НС) (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 №111-1НС) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в физическом, интеллектуальном, личностном, и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [8].
Дополнительное образование взрослых в Донецкой Народной Республике и в других развитых странах мира становится одним из ведущих видов непрерывного образования, приобретая все большее социальное и личностное значение, превращаясь в особую сферу жизнедеятельности человека, расширяющую его возможности [9].
Процесс модернизации образовательного пространства ставит учителя физической культуры на путь непрерывного развития в процессе которого повышается уровень профессиональной компетентности [2]. Необходимость повышения профессиональной
компетентности в системе дополнительного педагогического образования заключается в том, что уменьшается количества часов по дисциплине физическая культура, вместо этого вводятся факультатив, которые требует от учителя новых возможностей реализации профессиональной компетентности [10].
Целью статьи является разработка методической системы, при использовании которой будет повышаться уровень профессиональной компетентности учителей в системе дополнительного педагогического образования.
Основным противоречием рассматриваемой проблемы является несоответствие между социальным заказом и требованиями государственных стандартов к повышению уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе ДПО.
Данное общее противоречие включает совокупность частных противоречий между:
• необходимостью объединения системы непрерывного образования, которое реализуется через самообразование и системы дополнительного педагогического образования;
• необходимостью непрерывной подготовки учителя к использованию инновационных технологий в физической культуре;
• необходимостью наличия контрольно-оценочного аппарата для анализа профессиональной деятельности учителя;
• широкими возможностями использования информационных технологий;
• недостаточностью разработанности качественного методического материала, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности.
Методология и методы исследования включали в себя эмпирический анализ научно-методической литературы направленной на повышение уровня профессиональной компетентности личности учителя физической культуры, моделирование, анкетирование учителей физической культуры с различным стажем работы и их квалификацией.
Поэтому, существует необходимость создания методической системы повышения уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе дополнительного педагогического образования (ДПО) [4]. Так как, система ДПО является центром разработки методического материала и концентрации всего педагогического состава, то для решения педагогических задач в образовательных организациях, проводится непрерывная работа с учителями физической культуры для повышения их уровня профессиональной компетентности.
Для того чтобы методическая система начала работать необходимо выстроить структуру, которая позволит ориентироваться в процессе повышения профессиональной компетентности. Н.В. Кузьмина выделяет следующие структурные компоненты методической системы: цель, содержание, методы, формы и средства [5, 6, с. 16-17].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нам импонирует видение построения структуры методической системы Н. В. Кузьминой, поэтому была выстроена структура методической системы в контексте дополнительного педагогического образования, в содержание которой вошли следующие компоненты:
- целевой компонент;
- содержательный компонент;
- организационный компонент;
- средства, применяемые для достижения результата.
Уникальность данной методической системы [3] заключается в том, что она может непрерывно обновляться, дополняться, подстраиваться, совершенствоваться под влиянием развития образовательного пространства и воздействием различных информационных источников. Данная методика объединяет личностно-ориентированный, деятельност-ный, компетентностный подход и реализует их через систему дополнительного педагогического образования.
Используя данную методическую систему, учитель нацелен на процесс повышения уровня профессиональной компетентности, процесс его развития становится системным, непрерывным, реализация которого будет лежать через использование процесса самообразования, позволяющий в свою очередь раскрыть потенциал в личностно-ориентирован-ном, деятельностном и компетентностном подходе.
В связи с этим нами было выделено три уровня характеризующих повышение профессиональной компетентности при использовании методической системы в системе ДПО [1].
Достаточный уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе дополнительного педагогического образования проявляется в глубоком уровне знаний в области дидактики, теории и методики воспитания, общей и педагогической психологии, теории и методики физического воспитания, педагогики и психологии физической культуры; высоком уровне развития профессионально важных качеств (нравственных, коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, индивидуально-типологических, личностно-характерологических и рефлексивных); профессионально-педагогических способностей: дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, авторитарных, коммуникативных, прогностических, когнитивных, рефлексивных; профессиональной мотивации (наличие целей, стремлений, установок, интереса, мотивов профессиональной деятельности тренера, степень инициативности, активности и заинтересованности при решении учебно-теоретических, учебно-практических, профессиональных задач); в глубоком уровне развития умений и навыков профессиональной деятельности (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организатор-ско-коммуникативных, предметно-практических) и физической и технической подготовленности.
Средний уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры, проявляется в фрагментарном уровне знаний в области дидактики, теории и методики воспитания, общей и педагогической психологии, теории и методики физического воспитания, педагогики и психологии физической культуры; частичном уровне развития профессионально важных качеств (нравственных, коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, индивидуально-типологических, личностно-характерологических и рефлексивных); профессионально-педагогических способностей: дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, авторитарных, коммуникативных, прогностических, когнитивных, рефлексивных; профессиональной мотивации (наличие целей, стремлений, установок, интереса, мотивов профессиональной деятельности тренера, степень инициативности, активности и заинтересованности при решении учебно-теоретических, учебно-практических, профессиональных задач); среднем уровне развития умений и навыков профессиональной деятельности (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторско-коммуникативных, предметно-практических) и физической и технической подготовленности.
Низкий уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры, проявляется в недостаточном уровне знаний в области дидактики, теории и методики воспитания, общей и педагогической психологии, теории и методики физического воспитания, педагогики и психологии физической культуры; недостаточном уровне развития профессионально важных качеств (нравственных, коммуникативных, когнитивных, эмоционально-волевых, индивидуально-типологических, личностно-характерологических и рефлексивных); профессионально-педагогических способностей: дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, авторитарных, коммуникативных, прогностических, когнитивных, рефлексивных; профессиональной мотивации (наличие целей, стремлений, установок, интереса, мотивов профессиональной деятельности тренера, степень инициативности, активности и заинтересованности при решении учебно-теоретических, учебно-практических, профессиональных задач); недостаточном уровне развития умений и навыков профессиональной деятельности (аналитических, прогностических,
проективных, рефлексивных, организаторско-коммуникативных, предметно-практических) и физической и технической подготовленности [7].
Принципы, на которые опирается методическая система в системе ДПО:
- принцип системности - создание продуктивного процесса для создания условий повышения профессиональной компетентности;
- принцип непрерывности и перспективности - оптимальное сочетание организационных форм и методов самообразования;
- принцип научности и прочности - соответствие форм, методов, средств и приемов для использования в современной системе ДПО;
- принцип диверсификации - освоение новых форм, методов, средств с целью повышения уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе ДПО.
Для повышения уровня профессиональной компетентности, методическая система включает ряд производных продуктов, направленных на учителя физической культуры в системе ДПО:
1. План дополнительного лекционного материала на тему - введение в инновационную педагогическую деятельность учителя физической культуры в системе непрерывного образования; инновации учителя физической культуры в его профессиональной деятельности; самообразование учителя физической культуры в системе непрерывного образования; проектирование профессионального самообразования.
2. Программа повышения уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры через самообразование в системе дополнительного педагогического образования.
3. Методические рекомендации по дальнейшему повышению уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры через самообразование в системе дополнительного педагогического образования.
4. Дистанционный учебный модуль, направленный на определение уровня профессиональной компетентности после изучения лекционного материала [9].
5. Оценочный инструментарий, состоящий из разработанной базы анкет и дневника самоконтроля самообразования учителя физической культуры в системе дополнительного педагогического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс развития педагога в системе дополнительного педагогического образования является неоспоримым, поэтому нами предлагается дополнить содержание научно -методическим материал в рамках эксперимента, который способствует активизации процесса самообразования. Так, разработанная методическая система позволяет выстроить процесс повышения профессиональной компетентности таким образом, что в системе ДПО учитель получит базу информационно-методического материала, целью которого является непрерывный процесс его профессионального роста, контролем которого будет служить разработанный дневник. Данный дневник может применяться как один из основных критериев оценки, при прохождении аттестации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиниятова, З.М. Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога / З.М. Гиниятова // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3. - С. 66-68.
2. Глебова, Л.К. Профессиональная компетентность учителя / Л.К. Глебова, З.Ю. Луц // Одаренный ребенок. - 2008. - № 1. - С. 96-100.
3. Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников / М.В. Киреева, Е.В. Ладинская // Методист. - 2006. - № 6. - С. 54-58.
4. Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - № 4. - С. 24-25.
5. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - СПб. : Политехника, 2002. - 188 с.
6. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
7. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность и система повышения квалификации педагогических и управленческих работников / С.Г. Молчанов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2001. - Т. 5. - № 1. - С. 84-99.
8. Закон ДНР об образовании 2015 № 55-IHC от 19.06.2015 : принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 год. - Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii / (дата обращения: 22.09.2018).
9. Коваль, Н. Стремление к совершенствованию педагогического мастерства / Н. Коваль // Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. - Режим доступа : http://www.donippo.org/author/koval_n/ (дата обращения: 22.09.2018).
10. Закон "О физической культуре и спорте" : принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 24 апреля 2015 года (постановление №!-143П-НС). - Режим доступа : https://dnrsovet.su/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte/ (дата обращения: 22.09.2018).
REFERENCES
1. Giniyatova, Z.M. (2015), "Structural components of the professional competence of a social teacher", Pedagogy of Higher Education, No. 3, pp. 66-68.
2. Glebova, L.K. (2008), "Professional competence of the teacher", A gifted child, No 1, pp. 96100.
3. Kireeva, M.V., (2006), "The system of improving the professional and pedagogical competence of teachers",Methodologist, No. 6, pp. 54-58.
4. Kozyrev, O.A., (2008), "Methodology for modeling professional competence of a teacher", Additional professional education, No. 4, pp. 24-25.
5. Kuzmina, N.V. (2002), Subject of Akmeology, Polytechnic, St. Petersburg.
6. Kuzmina N.V. (Ed.) (1980), Methods of systemic pedagogical research: studies, publishing house LSU, Leningrad.
7. Molchanov, S.G. (2001), "Professional competence and system of professional development of pedagogical and administrative workers", Messenger of the Chelyabinsk state university, Vol. 5, No. 1, pp. 84-99.
8. The law of the DPR on education 2015 No. 55-IHC from 6/19/2015 (It is accepted by the Resolution of National Council on June 19, 2015), available at: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii.
9. Koval, N. (2018), "Aspiration to improvement of pedagogical skill", Donetsk republican institute of additional pedagogical education, available at: http://www.donippo.org/author/koval_n/.
10. The law "About Physical Culture and Sport" (it is adopted by National Council of the Donetsk People's Republic on April 24, 2015 (Resolution No. I-143P-NS)), available at: https://dnrsovet.su/o-fizi-cheskoj-kulture-i-sporte/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2018
УДК 796.011.3
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАНЦЕВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРМСКИХ ВУЗАХ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный институт культуры
Аннотация
В данной статье приводится анализ развития физической культуры и спорта иностранных студентов, обучающихся в вузах г. Перми их подготовленность и перспективы развития.
Ключевые слова: иностранные студенты, физическая культура, адаптация.