Научная статья на тему 'Компетентностный анализ педагогических условий повышения квалификации преподавателей вокала в учреждениях культуры и дополнительного образования'

Компетентностный анализ педагогических условий повышения квалификации преподавателей вокала в учреждениях культуры и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL DEVELOPMENT PRACTICE OF TEACHERS OF VOCALISTS / MUSICAL PROJECT / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICE-ORIENTED (VOCALS) ACTIVITIES / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВОКАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтик И. А.

Музыкальное творчество один из самых популярных видов искусства. Педагогические условия повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в дополнительном образовании и учреждениях культуры имеют свою специфику, связанную с особенностями вокала. В статье исследуются педагогические условия повышения квалификации преподавателей вокала в актуальной для современных условий форме проектной деятельности. Рассматривая музыкальный проект, как педагогическое условие повышения профессиональной квалификации вокалистов, был произведён компетентностный анализ эффективности выделенных показателей профессиональной практики педагогов по вокалу исполнительских (вокально-технических) компетенций, а также компетенций теоретико-методического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF SINGING IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE AND ADDITIONAL EDUCATION

Musical creativity is one of the most popular forms of art. Pedagogical conditions for increasing the level of professional training in additional education and cultural institutions have their own specifics related to the peculiarities of vocal. The article explores the pedagogical conditions of improvement of professional skill of teachers of singing in is relevant to modern conditions, the form design activity. Considering the musical project as a pedagogical condition of professional development of vocalists, the competence analysis of efficiency of the allocated indicators of professional practice of teachers on vocal performing (vocal-technical) competences, and also competences of the theoretical and methodical plan was made.

Текст научной работы на тему «Компетентностный анализ педагогических условий повышения квалификации преподавателей вокала в учреждениях культуры и дополнительного образования»

Библиографический список

1. Алябышева Ю.А., Веряев А.А., Маничева А.С. Компьютерное моделирование в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 4 (71): 15 - 18.

2. Садулаева Б.С., Халиев М.С-У., Юсупов С.С. Современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 319 - 320.

3. Путин В.В. Без цифровой экономики нет будущего. Сетевое издание «Вести.Ру». Available at:: https://www.vestifinance.ru/articles/86836

4. Смолякова Л.Л., Юркин А.Г. Информатика и программирование как самостоятельные науки и о дифференциации их преподавания. ИзвестияАГУ. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000; 1.

5. Смолякова Л.Л. Методика преподавания курса «Основы программирования». Сборник трудов Всероссийской конференции по математике с международным участием «МАК-2018». Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018: 274 - 278.

References

1. Alyabysheva Yu.A., Veryaev A.A., Manicheva A.S. Komp'yuternoe modelirovanie v uchebnom processe kak 'effektivnyj mehanizm formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 4 (71): 15 - 18.

2. Sadulaeva B.S., Haliev M.S-U., Yusupov S.S. Sovremennye trebovaniya k professional'noj podgotovke buduschego uchitelya informatiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 319 - 320.

3. Putin V.V. Bez cifrovoj 'ekonomiki net buduschego. Setevoe izdanie "Vesti.Ru". Available at:: https://www.vestifinance.ru/articles/86836

4. Smolyakova L.L., Yurkin A.G. Informatika i programmirovanie kak samostoyatel'nye nauki i o differencial ih prepodavaniya. Izvestiya AGU. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2000; 1.

5. Smolyakova L.L. Metodika prepodavaniya kursa «Osnovy programmirovaniya». Sbornik trudov Vserossijskoj konferencii po matematike s mezhdunarodnym uchastiem « MAK-2018». Barnaul: Izd-vo AltGU, 2018: 274 - 278.

Статья поступила в редакцию 23.04.19

УДК 371.72

Voytik I.A., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

COMPETENCE ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS OF SINGING IN THE INSTITUTIONS OF CULTURE AND ADDITIONAL EDUCATION. Musical creativity is one of the most popular forms of art. Pedagogical conditions for increasing the level of professional training in additional education and cultural institutions have their own specifics related to the peculiarities of vocal. The article explores the pedagogical conditions of improvement of professional skill of teachers of singing in is relevant to modern conditions, the form design activity. Considering the musical project as a pedagogical condition of professional development of vocalists, the competence analysis of efficiency of the allocated indicators of professional practice of teachers on vocal - performing (vocal-technical) competences, and also - competences of the theoretical and methodical plan was made.

Key words: professional development - practice of teachers of vocalists, musical project, professional competence, practice-oriented (vocals) activities.

И.А. Войтик, аспирант каф. культурно-досугоеой деятельности, Московский государственный институт культуры г. Москва,

E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОКАЛА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкальное творчество - один из самых популярных видов искусства. Педагогические условия повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в дополнительном образовании и учреждениях культуры имеют свою специфику, связанную с особенностями вокала. В статье исследуются педагогические условия повышения квалификации преподавателей вокала в актуальной для современных условий форме - проектной деятельности. Рассматривая музыкальный проект, как педагогическое условие повышения профессиональной квалификации вокалистов, был произведён компетентностный анализ эффективности выделенных показателей профессиональной практики педагогов по вокалу - исполнительских (вокально-технических) компетенций, а также - компетенций теоретико-методического плана.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов - вокалистов, профессиональная компетентность, практико-ориентированная деятельность.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что в нашей стране выделяются значительные финансовые средства частных негосударственных и благотворительных фондов для спонсорской поддержки программ развития социально-культурных инициатив. В результате такого сотрудничества появилась возможность расширения спектра использования проектной формы деятельности, которая определяется новой стратегией государственной политики в области культуры и образования, реализация которой требует педагогического сопровождения инноваций - новых форм педагогического взаимодействия [1; 2].

Большой интерес к вокально-музыкальным проектам - одна из заметных тенденций современного социума, стимулирует интерес к пению, а для участников проекта предоставляет возможность самореализации. Однако на практике музыкальный проект чаще всего постулируется как феноменом массовой культуры, цель которой - создание коммерческого продукта музыкальной деятельности [3].

Среди постоянных проектов последних 10 лет в музыкальной сфере только фестиваль духовых оркестров «Спасская башня», проходящий при финансовой поддержке концерна «Лукойл» и Правительства Москвы, пропагандирует профессиональную исполнительскую культуру музыкантов-духовиков всех уровней подготовки. В названном фестивале участвуют любительские, учебные (молодёжные) и профессиональные духовые оркестры.

На практике целям повышения исполнительской культуры преподавателей по вокалу, служит существующий с 1989 года французский международный фестиваль «Еврооркестрия»,8в регламенте которого только в последние годы по-

явилась конкурсная номинация «Академический вокал» (ранее вокалисты приглашались вне конкурса, только для демонстрации оркестром умения работать с солистами-вокалистами).

Других музыкально-вокальных проектов за рубежом, целью которых было бы целенаправленное и методически организованное обеспечение педагогических условий повышения профессиональной квалификации вокалистов, мы не обнаружили.

Центр Елены Образцовой в этом году впервые объявил профессиональный конкурс на лучший урок «Подношение педагогу», который будет направлен на повышение методико-педагогического мастерства преподавателей вокала [4].

Ранее, на основе анализа исследований по педагогическому проектированию (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.), автор статьи пришел к выводу, что музыкальный проект, как форма достижения педагогических целей повышения квалификации на основе технологии педагогического проектирования, в музыкальной педагогике специально не рассматривался, хотя потребность в методико-педагогической поддержке локальных музыкальных проектов имеет в последние годы большую востребованность и актуальность [3; 5; 6; 7; 8].

В теории педагогики понятие о сущности, структуре и содержании музыкального проекта не разработано, а концептуально-методические основы проектной деятельности в дополнительном профессиональном образовании не устоялись [9].

В педагогических условиях музыкального проекта «Времена года. Посвящение П.И. Чайковскому», организованном Минэконом развития РФ, при участии Департаментов образования и культуры г Чайковский Пермского края, при финансовой поддержке концерна Лукойл, отрабатывалась методика повышения квалификации преподавателей профессионального дополнительного образования на основе новой инновационной формы, апробировался инструментарий педагогического сопровождения повышения квалификации, анализировались специфика и показатели повышения квалификации преподавателей при реализации музыкального проекта [1; 5; 10; 11].

Одним из главных педагогических условий этого долговременного многофункционального проекта стал подготовительный этап, на котором цели проекта (в том числе - повышение квалификации преподавателей вокала, участвующих в нем) и программа подготовки обсуждались организаторами проекта совместно с координаторами на основе компетентностной стратегии организации проектной деятельности [3; 10; 11]. Основные задачи, сформулированные на подготовительном этапе, состояли: в подготовке концерта-спектакля «Времена года. Посвящение П.И. Чайковскому»; в повышении квалификации преподавателей вокала в профессиональном секторе дополнительного образования в ходе реализации проекта, как слушателей «Школы вокального мастерства»; в апробации новых принципов организации деятельности на основе проектирования и педагогического сопровождения вокальной подготовки; в избирательной направленности индивидуальных методик, с дифференцированными программами формирования траектории развития профессиональной вокальной компетентности (для преподавателей-солистов и преподавателей-педагогов); в повышении роли творческого потенциала профессиональной вокальной подготовки (решение задач пропаганды классической музыки и развития творческих способностей участников проекта); в направленном характере социализации участников проекта; в учете вокально-исполнительской специфики содержания и структуры продуктивной предметной деятельности [2; 9].

При планировании, для обеспечения концептуального единства заданных педагогических условий повышения квалификации, прежде всего исполнительских компетенций, координаторами осуществлялся выбор средств, методов и технологий, обеспечивающих решение этой задачи.

Компетентный анализ педагогических условий повышения квалификации преподавателей вокала в учреждениях культуры дополнительного образования предполагает:

- диагностические средства компетентностной оценки профессиональной квалификации педагогов-вокалистов в начале проекта;

- использование для повышения исполнительской компетентности вокалистов общепедагогических и частно-предметных методик в рабочей (дистанционно-интерактивной) фазе проекта;

- итоговая оценка (концерт-спектакль) эффективности созданных педагогических условий повышения профессиональной компетентности (исполнительской техники) педагогов по вокалу в ходе реализации музыкального проекта.

Анализ специфики педагогических условий повышения исполнительской компетентности, как ядра профессиональной вокальной квалификации, показал, что для обеспечения реализации поставленной цели - создание эффективных педагогических условий, еще на стадии планирования предусматривает педагогическое сопровождение всех этапов реализации музыкального проекта. Методологической основой педагогического сопровождения повышения квалификации в музыкальном проекте стали теоретические разработки структуры проектной деятельности, критерии оценки профессиональной компетентности, методические основы практики педагогического сопровождения вокальной подготовки [1; 4; 5; 9; 11].

На диагностической стадии реализации педагогических условий в проекте, как формы повышения вокально-исполнительской квалификации педагогов по вокалу, были выделены две категории вокалистов, работающие в учреждениях культуры и дополнительного образования г. Чайковска и Чайковского района (Пермский край):

- педагоги по вокалу - академисты (бывшие солисты оперных театров, солисты филармонии, академических хоров и т. д.);

- педагоги по вокалу, никогда сольной деятельностью не занимавшиеся.

Оценка полученных результатов диагностики лежала в основе индивидуальной траектории (индивидуальной программы) развития вокальной компетентности при повышении квалификации в проекте, в том числе - репертуарной политики участников проекта. После отбора участников проекта, для всех преподавателей вокала города Чайковский и Чайковского района, проводились мастер-классы и методические семинары. Суммарный норматив времени, выделенный для этой стадии проекта, составил 110 академических часов.

Педагогическое сопровождение этапа дистанционно-интерактивного (заочного) повышения квалификации преподавателей осуществлялась индивидуально, согласно выстроенной программы коррекции вокальной компетентности: оказывалась требуемая методическая помощь - консультации по скайпу, интернет-рекомендации (теоретико-тематические обзоры по теории и специфике вокала, обучающие тесты, тесты-срезы, творческие задания, корректировка репертуарного плана). Суммарный норматив времени для этой стадии составил 220 часов.

Итогом реализации музыкального проекта «Времена года. Посвящение П.И. Чайковскому» стал Спектакль-посвящение композитору, от педагогов и воспитанников детских музыкальных школ и школ искусств г. Чайковского и Чайковского района Пермского края. Уникальность результата проекта заключалась в том, что одновременно на сцене действовали и преподаватели, и их воспитанники, взаимодействуя и создавая этот спектакль. Концерт имел огромный общественный резонанс, исполнялся 3 раза, чтобы его увидели все желающие.

Мастер-классы, методические конференции, обобщающие контрольные занятия, генеральная репетиция и итоговое тестирование достигнутых результатов профессиональной вокальной компетентности преподавателей дополнительного вокального образования также входили в программу занятий «Вокальной школы» на заключительной стадии проекта, как формы повышения профессиональной квалификации. Норматив времени данной части музыкального проекта составил 110 академических часов.

Суммарное время повышения вокальной квалификации в форме музыкального проекта составило 440 академических часов.

Экспериментальные данные, полученные при повышении квалификации в рамках музыкального проекта, были затем структурированы в соответствии с критериями и показателями профессиональной компетентности (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов по вокалу

Критерий Показатели компетентности и соответствующий критерий оценки Компетенции

1. Теоретическая компетентность 1.1. Общекультурная компетентность (на основе опосредованной оценки - общего впечатления от исполнения при прослушивании) 1.2. Вокально-теоретическая компетентность (по итогам тестирования) Ключевые (знание-во-информационные и академические) компетенции

2. Методическая компетентность педагогов по вокалу 2.1 .Общепедагогическая компетентность (тестирование по стандарту В.Д. Шадрикова) 2.2. Вокально-методическая компетентность (тестирование способностей по постановке голоса) Операциональные (функциональные) компетенции

3. Вокально-исполнительская компетентность 3.1. Вокальная техника (прослушивание) 3.2. Вокальный слух (прослушивание) Практические исполнительские компетенции

Первые два типа компетентности (теоретическая и методическая) оценивались по результатам тестирования знаний - теории музыки, теории вокала, методик постановки голоса.

Вокально-исполнительская компетентность оценивалась при прослушивании (певческое дыхание; певческая позиция; певческие автоматизмы гортани - владение всеми видами атаки, выпевание певческих гласных; резонатор-ный самоконтроль; профессионально-развитый диапазон голоса; певческая артикуляция; певческая координационно-мышечная система - вокальный слух).

Таблица 2

Оценка повышения теоретической вокальной компетентности музыкального проекта

Категория преподавателей Вокально-теоретическая компетентность, в %, (до/ после проекта) Общепедагогическая компетентность, в % (до/ после проекта) Вокально-методическая, в %, (до/ после проекта)

Солисты 24%/47% 15%/44% 33%/61%

Педагоги 18%/59% 24%/60% 31%/59%

Первое значение показателей теоретической компетентности характеризует результат соответствующей компетентности (по сравнению с максимально возможными ста процентами), выявленный при тестировании в начале эксперимента, второе число - по результатам итогов эксперимента.

Теоретические (вокально-теоретические, общепедагогические и вокально-методические) показатели преподавателей при их первичном тестировании (см. таблицу 2) имели низкий уровень, как для категории солистов, так и для категории педагогов, особенно - по общепедагогической компетентности (у со-

(7.8%/13.4%) техникавокала

(21.4%/21%) вокальныйслух

(57.1%/54.1%) общ. впечатл.

(28.8%/29.6%) сред.значения

(28.2%/7.7%) муз. проект/курсыПК

Рис. 1. Практические показатели роста вокально-исполнительской компетентности (техника вокала; вокальный слух; общее впечатление от исполнения; среднее значение исполнительских оценок; сравнение успешности повышения квалификации преподавателей для двух форм - музыкального проекта и курсов

повышения квалификации(данныеО.В.Резиковой)

листов - только 15% знаний из 100% возможных). Вокально-методическая компетентность в началепроектабыл а чутьвыше усол исток и практпкенкп сравняк лась птитоттьым ррппльтараыв обеирклтегорняы , с ноьмитивным роииомэеооо показателя в 2 раза.

и повшшенпя вокалкко-пспчлоьтрмьвкой квалификации музыкальном проекте (вокальная техника, вокальный слух, общее впечатление от исполнения) показаны на диаграмме (рис. 1); здесь же, (последняя диагр амм а спрывс) привяденыйреин и е з наченияповыше ниьйопалннояяып олни-тельской квалификации, полученные в нашем исследовании, для двух исследуемых катогтрийвреьоиа ванылшй.вотовые еыс%авьилра а нео гиыными дзеными курсов ПК, полученными О.В. Резиковой [12].

У псерыысяареыеЯ-Ыывших солрсыов,срядниеьночеяиянипешнестипо-вышения вокальной техники, несмотря на её изначально высокий уровень, составил 7.8%, у преподавателей-педагогов, соответственно - 13.4%; по показателю вокалиьогосл^о^ солистов - 21.4%, упрдавогов- 21 % ; показатеаьттщз° культуры (общее впечатление от исполнения) вырос сильнее всего - на 57.1% у солистон и нлс4.1%--педагогяв.

Общий среднестатистический результат повышения вокально-исполни-тельскойкомпеиентноитр пр й пок^^о^^еялл - ММ.Ы%, В,ИЗ балла(вс%авненни с

Библиографическийсписок

1.

уровнем повышения вокально-исполнительской квалификации на 7.7% - курсы ПК,данныеО.В. Резиковой)[12].

Считаем, что столь высокий показатель успешности повышения теоретической и методической компетентности у преподавателей вокала вызван не только низким первоначальным уровнем этого типа профессиональной готовности, но и особой спецификой повышения квалификации в проекте, а именно: соединением теоретической и методической подготовки - с практико-ориентированной, её нацеленности на практический, социально-значимый результат, имеющий ценность в глазах социума и участниковпроекта.

Полученные результаты свидетельствуют об успешности музыкального проекта, как инновационной формы повышения квалификации преподавателей вокала; а также - о необходимости дифференциации содержания повышения квалификации для двух категорий преподавателей (солистов и педагогов), на основе индивидуальной программы вокальной подготовки; о высокой степени релевантности разработанного методического и технологического обеспечения сопровождения повышения квалификации преподавателей вокала в системе учреждений культуры и дополнительного профессионального образования.

Войтик ИА Музыкальный проект в дополнительном образовании как форма повышения квалификации преподавателей по вокалу Проблемы и перспективы современной науки: сб. материалов 13 МНПК. ЦНС «Международные научные исследования», Москва: ISI (International scientific investigations). 2G16: 46 - 5G.

2. Voytik I.A., Shatskaya O.V. Metodological foundations of teaching practict support of vocal training. Scientific Discussion. 2G16; Vol 1, No 2. Praga, Czech Republic, ISSN3G41-4245.2G16:45 - 49.

3. Краевский В.В. Методология педагогических исследований: метод. пособие для педагогов-исследователей. Самара: ПГПЛ. 1994.

4. Маряхин С.В. Педагогическое проектирование индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста МЧС России. Проблемы управления рисками в техносфере. 2G12; Т. 21; № 1: 144 - 151.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 1995.

6. СластенинВАидр. Пе0агогика:учебноепособие под ред.СластёнинаВА,3-е издание,Москва, 2GG2.

7. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. Москва: Aкадeмия, 2GG8.

8. X^^o^AE. Практикум подидактикеи современнымметодикамобучения. Cанкт-Пeтeрбург:Питeр,2004.

9. Войтик ИА Творческий музыкальный проект как организационная форма педагогических условий повышения квалификации педагогов в области певческого искусства. Тенденции развития науки и образования. Самара. Материалы 6 МНТК. 2G15; 11: 5 - 7.

1G. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности. Инновации в образовании. 2GG3; 4: 21 - 29.

11. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала. Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Под редакцией Дмитриевой МА, Дружилова СА Вып. 2GGG (4). Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2GG1: 18 - 3G.

12. Резикова О.В. Оптимизация процесса повышения квалификации педагогов-музыкантов на современном этапе. Aвторeфeрат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2G13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.