Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
педагогический вуз / будущий учитель / экономическая культура

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Севда Аббасова, Фарида Микаилова

Наряду с профессиональной подготовкой студентов в педагогических вузах важным считается формирование их экономической культуры. Успешное формирование экономической культуры студентов педагогического вуза как сложной, интегративной, опытно-ориентированной, нравственной и экономической личности может быть обеспечено в следующих случаях: экономическая культура должна стать профессиональной потреб-ностью будущего педагога; интеллектуальный, эмоциональный, ценностный и практический компоненты должны быть включены в содержание процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза; в процессе формирования экономической культуры следует использовать как традиционные, так и специальные курсы, стимулирующие возможность передачи приобретенных знаний, умений и навыков учащихся будущим студентам; может быть эффективно раскрыть сущность, структуру и содержание понятия экономической культуры, проанализировать особенности проблемы применительно к профессиональным потребностям будущих учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

СЕВДА АББАСОВА

Кандидат педагогических наук, доцент. Азербайджанский государственный педагогический университет

ФАРИДА МИКАИЛОВА

Старший преподаватель Агджабединского филиала Азербайджанского государственного педагогического университета

Аннотация. Наряду с профессиональной подготовкой студентов в педагогических вузах важным считается формирование их экономической культуры. Успешное формирование экономической культуры студентов педагогического вуза как сложной, интегративной, опытно-ориентированной, нравственной и экономической личности может быть обеспечено в следующих случаях: экономическая культура должна стать профессиональной потребностью будущего педагога; интеллектуальный, эмоциональный, ценностный и практический компоненты должны быть включены в содержание процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза; в процессе формирования экономической культуры следует использовать как традиционные, так и специальные курсы, стимулирующие возможность передачи приобретенных знаний, умений и навыков учащихся будущим студентам; может быть эффективно раскрыть сущность, структуру и содержание понятия экономической культуры, проанализировать особенности проблемы применительно к профессиональным потребностям будущих учителей.

Ключевые слова: педагогический вуз, будущий учитель, экономическая культура.

События, произошедшие в общественно-политической и экономической жизни Азербайджана в последние годы, наглядно подтверждают, что курс становления рыночной экономики страны переходит на качественно новый уровень общественного развития. Рыночные отношения коренным образом изменили характер процессов производства, обмена, распределения и потребления, основанных на различных формах собственности, в новых экономических условиях. Это создало благоприятные условия для развития творческих способностей и деловых качеств человека. Это означает, что каждый работник сталкивается с необходимостью пересмотреть свои представления, отказаться от многих существующих стереотипов мышления, сформировать адекватную экономическую культуру новому типу социально-экономических отношений.

Задача формирования современной экономической культуры имеет чрезвычайно важное социальное, экономическое и политическое значение, поскольку экономическая культура является необходимым условием успешного функционирования экономики и, как следствие, обеспечивает сохранение суверенитета каждого государства.

В настоящее время социально-экономические условия в Азербайджане требуют серьезных изменений. Естественный интерес населения к экономическим и социальным проблемам не подкрепляется его социально-экономическими знаниями и культурными запросами. Проведенные наблюдения показывают, что современные экономические знания школьников и студентов недостаточны. Так, если в 1993 г. менее 40% старшеклассников связывали свои жизненные успехи с экономическими знаниями, то в 1995 г. их число возросло до 78%. В то же время 90% старшеклассников, опрошенных в 1996 году, считали, что в условиях рыночной экономики невозможно соблюдать морально-этические нормы.

Эти цифры показывают, что если потребность в экономических знаниях уже достаточно осознана населением, то и значение экономической культуры должно быть оценено на соответствующем уровне. Экономическая культура, как частный случай культуры, — это

знания и привычки, приобретаемые людьми не по биологической наследственности, а посредством воспитания.

Говоря конкретнее, «Культура... есть сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества» (2, 3).

Особенно важен этот фактор в условиях педагогического вуза, ведь студент как будущий педагог является не только носителем культуры, но и примером для своих будущих студентов. Понятно, что для формирования у молодого поколения нравственного иммунитета против негативных ситуаций, событий экономической действительности, культуры взаимоотношений в учебных и трудовых коллективах, самоуправления и коммуникативной культуры личности, зависимость производительности от культуры межличностных отношений и соответствующих знаний и умений, которыми должен обладать сам педагог.

Методология и теоретические вопросы экономической культуры, необходимость экономического образования, задачи экономического образования, азербайджанские учёные-педагоги проф. Под редакцией Акифа Аббасова, Хикмата Ализаде, Руфата Гусейнзаде, Хумейира Ахмедова, Пирали Алиева, Асмара Бадаловой. Материалы, полученные в результате проведенного исследования, показывают, что молодое поколение - учащиеся средних школ и студенты педагогических вузов - не обладает необходимыми знаниями для формирования экономической культуры. Возникает парадоксальная ситуация: для успешного развития общества необходимо прививать его членам творческую активность, ответственность за принимаемые решения, умение идти на риск, уважение к деловым партнерам и другие качества, входящие в понятие экономической культуры. Однако эта потребность недостаточно удовлетворяется программой подготовки студентов педагогических вузов. В статье трактуются условия формирования экономической культуры студентов в целях повышения их профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Полагаем, что успешное формирование экономической культуры студента педагогического вуза как сложной, интегративной, опытно-ориентированной, нравственно-экономической личности может быть обеспечено в следующих случаях:

- экономическая культура должна стать профессиональной потребностью будущего учителя;

- в содержание процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза должны быть включены интеллектуальный, эмоциональный, ценностный и практический компоненты;

- в процессе формирования экономической культуры должны использоваться как традиционные, так и специальные курсы, стимулирующие возможность передачи полученных знаний, умений и навыков учащихся будущим студентам;

- может быть эффективно раскрыть сущность, структуру и содержание понятия экономической культуры, проанализировать особенности проблемы применительно к профессиональным потребностям будущих учителей.

Культура также характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В него входят результаты деятельности людей (производственная наука, техника, моральные и правовые нормы), в том числе знания, умения, привычки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, методы и формы деятельности, реализуемые в деятельности человека.

К составляющим общей культуры: духовной, физической, правовой, трудовой, экономической и др. включает в себя Тема нашей статьи связана с экономической культурой, ее формированием и развитием среди студентов педагогических вузов. Именно учителя должны готовить молодое поколение, положительно относящееся к рыночным отношениям в экономике, основанное на высокой экономической культуре.

Трудно оценить значение роли, которую играет культура в жизни общества. Культура -это не случайный набор обычаев и верований, а сложная интегрированная система. Ценности,

утверждаемые обществом, взаимозависимы, и если что-то меняется, меняются и все культурные традиции.

Понятие «культура» трактуется в философском энциклопедическом словаре (4, 192) как совокупность ценностей, представленных в материальных и духовных продуктах труда человеческой жизни, в системе социальных норм и институтов, в духовности, отношения людей с природой и с самим собой. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их понимания и достижения. Культура передается не через процесс пассивного усвоения готовой информации, а через личное общение. Таким образом, основным средством передачи культуры в образовательном процессе является неповторимая индивидуальность педагога как носителя культуры (6, 286).

Задача экономического образования - привить подрастающему поколению экономические качества. Предпринимательство, экономика, бережливость, расточительность, бюджет, семейный бюджет, обмен, деньги, прибыль, доход, долг, расход, производительность, рынок, цена, конкуренция, экономический кризис, забота об общественной собственности, материальных и духовных богатствах, созданных другими отношениями и т. д. . являются экономическими понятиями. Когда смысл и возможности этих понятий прививаются подрастающему поколению, когда даются знания, умения и навыки в этих направлениях, получается экономическое образование.

Задачи экономического образования можно охарактеризовать следующим образом:

1. Формировать экономическое сознание школьников и студентов путем предоставления экономических знаний.

2. Создать представление об экономических закономерностях развития.

3. Формирование стремления подходить к материальному богатству с экономией.

4. Воспитывать предпринимательско - коллективистские качества, экономические навыки.

5. Добиться приобретения экономической культуры каждого обучающегося.

6. Воспитывать бережное отношение к общественному имуществу, общественной собственности, в том числе к имуществу образовательных учреждений.

7. Формировать умение правильно понимать экономическую политику страны.

8. Формировать представления о роли экономики в жизни семьи и развитии общества.

Экономическая культура может формироваться при наличии у студента хотя бы

определенного объема экономических знаний. Кроме того, определив уровень естественных способностей студента к приобретению экономических знаний, мы можем подготовить систему мер по их совершенствованию с учетом когнитивных, волевых и эмоциональных особенностей личности, его индивидуальной личности и психического строения.

Обратимся к анализу возможностей учебного процесса в вузах, осуществляющих подготовку учителей. На основе требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования можно определить основные предметы, содержание которых способствует формированию экономической культуры будущих учителей. Эти предметы, рассчитанные на студентов всех специальностей, нашли отражение в гуманитарном, естественнонаучном и психолого-педагогическом периодах. Сюда входят интегрированные курсы психологии и педагогики, в том числе общей психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии и физиологии труда, социальной психологии. Также введение в специализацию, теорию образования и дидактику; теория и методика воспитательной работы; включает в себя основы педагогического мастерства.

Ведущие педагогические условия формирования экономической культуры можно обобщить следующим образом:

- разработка содержания образования, обеспечивающего необходимый минимальный уровень экономических знаний и навыков для успешной жизни в определенных социально-экономических условиях;

- формирование нравственно ценной мотивации как предпосылки рационального экономического поведения;

- развитие экономически важных качеств, обусловливающих самостоятельность, ответственность и деловую индивидуальность;

- вовлечение студентов в различные виды деятельности, позволяющие реализовать экономическую культуру в поведении, общении и самосознании.

Хотя проблема совершенствования экономического образования охватывает все области высшего образования, особую специфику она приобретает в условиях педагогического вуза. Помимо общих требований к передаче студентам конкретных и современных знаний об экономических понятиях, теориях и экономических законах, высокая адаптация изучаемого материала к местным условиям, а также демонстрация функций применения экономической науки. и развитие навыков их применения в практической деятельности имеет особое значение для будущих учителей. Интеллектуальная составляющая экономической культуры студентов педагогического вуза предполагает, прежде всего, приобретение определенных экономических знаний и умений.

При определении содержания обучения по экономическим предметам выбор учебного материала должен учитывать степень соответствия требованиям изучаемых экономических вопросов. Важно учитывать требования общеобразовательной школы, текущие и будущие запросы общества к природе и содержанию педагогической профессии.

В заключение можно сказать, что при объединении гуманитарных, естественных наук, психолого-педагогических циклов и экономических предметов возникают важные возможности для формирования экономической культуры студентов.

Важно смоделировать процесс формирования экономической культуры в условиях педагогического вуза и подготовить ее критерии, показатели и уровни у студентов. Важно развивать содержательную, включающую интеллектуальную, эмоциональную, ценностную и практическую составляющие процесса формирования экономической культуры студентов педагогического вуза.

Одной из ближайших задач является разработка специальных семинаров, которые обеспечат формирование экономической культуры будущих учителей и возможность передачи полученных знаний, умений и навыков школьникам. Определение педагогических условий успешного формирования экономической культуры студентов педагогического вуза является необходимостью дня.

1. Аббасов А.Н., Ализаде Х.А. Педагогика. Баку, Ренессанс, 2000, 448 с.

2. Бадалова Асмар Образование и обучение. Баку 2015. С. 220- Издательство АДПУ 291 с.

3. Алиев П.Б., Ахмедов Х.Х. Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях. Баку, Образование, 2006, 41 с.

4. Гусейнзаде Р.Л., Исмаилова М.Ч. Воспитательная работа и ее методика. Баку, Издательство АДПУ, 2012, 294 с.

5. Коран (перевод З. Буньядова и В. Мамедалиева), Баку, Азернашр, 1992. 114 сур.

6. Гусейнзаде Р.Л. Азизова З.М., Алиев Ш.Х. Алиева У.М. Педагогика, учебник. Баку Переводчик 2021, 488 с.

ССЫЛКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.