Научная статья на тему 'Методические аспекты формирования культуры самопрезентации у студентов педагогического вуза'

Методические аспекты формирования культуры самопрезентации у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура самопрезентации / профессиональная культура / профессиональный рост / профессиональное развитие / педагогическое мастерство / профессионализм / culture of self-presentation / professional culture / professional growth / professional development / pedagogical skills / professionalism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Наталья Сергеевна

В публикуемом материале осуществлена попытка рассмотреть проблему формирования культуры самопрезентации студентов педагогического вуза. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть предположение, что формирование культуры самопрезентации будущих педагогов может быть успешно достигнуто посредством содержания вузовских дисциплин, а также предлагаемых практических заданий при освоении этих дисциплин. Раскрыты особенности проявлений структурных компонентов культуры самопрезентации педагога как части общей профессиональной культуры. Проведен анализ возможностей отдельных дисциплин в формировании компонентов культуры самопрезентации на разных этапах вузовского обучения. Приводятся результаты педагогического исследования, проведенного при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование у будущих учителей культуры самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе». Педагогическое исследование позволило установить значимость проводимой нами работы по формированию культуры самопрезентации у будущих учителей, осуществить оценку уровня ценностно-смыслового компонента культуры самопрезентации будущего учителя, а также определить сформированность отдельных сторон культуры самопрезентации будущих педагогов. Сделан вывод о том, что комплексный подход к разработке содержательного наполнения учебных дисциплин и практических заданий учебных и педагогических практик, а также систематическое вовлечение студентов 1–5 курсов педагогического вуза в целенаправленную учебную и, кроме того, внеучебную деятельность по формированию культуры самопрезентации, может послужить механизмом развития основных компонентов этой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A CULTURE OF SELF-PRESENTATION AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

In the published material, an attempt is made to consider the problem of forming a culture of self-presentation of students of a pedagogical university. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem allowed us to suggest that the formation of a culture of self-presentation of future teachers can be successfully achieved through the content of university disciplines, as well as the proposed practical tasks in the development of these disciplines. The features of the manifestations of the structural components of the teacher’s self-presentation culture as part of the general professional culture are revealed. The analysis of the possibilities of individual disciplines in the formation of components of the culture of self-presentation at different stages of university education is carried out. The analysis of the possibilities of individual disciplines in the formation of components of the culture of self-presentation at different stages of university education is carried out. The results of a pedagogical study conducted with the financial support of research works on the priority areas of activity of partner universities of SUSSPU and SHSPU in 2023 on the topic “Formation of a culture of self-presentation among future teachers in educational and extracurricular activities at the present stage” are presented. The pedagogical research allowed us to establish the significance of our work on the formation of a culture of self-presentation among future teachers, to assess the level of the value-semantic component of the culture of self-presentation of the future teacher, as well as to determine the formation of certain aspects of the culture of self-presentation of future teachers. It is concluded that an integrated approach to the development of the content content of academic disciplines and practical tasks of educational and pedagogical practices, as well as the systematic involvement of students of 1–5 courses of pedagogical university in purposeful educational and, in addition, extracurricular activities to form a culture of self-presentation, can serve as a mechanism for the development of the main components of this culture.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты формирования культуры самопрезентации у студентов педагогического вуза»

Методические аспекты формирования культуры самопрезентации у студентов педагогического вуза

Касьянова Наталья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» E-mail: Arianaelka@mail.ru

В публикуемом материале осуществлена попытка рассмотреть проблему формирования культуры самопрезентации студентов педагогического вуза. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть предположение, что формирование культуры самопрезентации будущих педагогов может быть успешно достигнуто посредством содержания вузовских дисциплин, а также предлагаемых практических заданий при освоении этих дисциплин. Раскрыты особенности проявлений структурных компонентов культуры самопрезентации педагога как части общей профессиональной культуры. Проведен анализ возможностей отдельных дисциплин в формировании компонентов культуры самопрезентации на разных этапах вузовского обучения. Приводятся результаты педагогического исследования, проведенного при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование у будущих учителей культуры самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе». Педагогическое исследование позволило установить значимость проводимой нами работы по формированию культуры самопрезентации у будущих учителей, осуществить оценку уровня ценностно-смыслового компонента культуры самопрезентации будущего учителя, а также определить сформированность отдельных сторон культуры самопрезентации будущих педагогов. Сделан вывод о том, что комплексный подход к разработке содержательного наполнения учебных дисциплин и практических заданий учебных и педагогических практик, а также систематическое вовлечение студентов 1-5 курсов педагогического вуза в целенаправленную учебную и, кроме того, внеучебную деятельность по формированию культуры самопрезентации, может послужить механизмом развития основных компонентов этой культуры.

Ключевые слова: культура самопрезентации, профессиональная культура, профессиональный рост, профессиональное развитие, педагогическое мастерство, профессионализм.

Введение

Интерес к проблеме самопрезентации учителя обусловлен изменением ценностных отношений в сфере образования, когда для учителя стало важным быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда.

Самопрезентация педагога является неотъемлемой частью профессионально-педагогической деятельности в современных условиях и позволяет выстраивать социальные контакты с учениками, родителями, коллегами, поддерживать имидж в профессиональном сетевом сообществе и т.д. Мотивацией к написанию нашей работы явилась идея о том, что целенаправленная работа по формированию культуры самопрезентации в условиях педагогического вуза должна занимать значительное место в процессе подготовки будущего учителя, так как она дает профессионалу возможность представить себя, заявить о своих достижениях, намерениях, умениях и навыках публично.

Суть самопрезентации педагога заключается прежде всего в том, чтобы продемонстрировать весь потенциал педагога, показать свой профессиональный рост, презентовать свои профессиональные навыки, результаты своей деятельности, стать конкурентоспособным на этой основе, а также на основе анализа достигнутых результатов продолжать самосовершенствоваться.

Цель исследования

Цель исследования - рассмотреть возможности формировании культуры самопрезентации в учебной деятельности у будущих педагогов посредством содержания вузовских дисциплин, а также предлагаемых практических заданий при освоении образовательных результатов этих дисциплин.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование у будущих учителей культуры самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе» (№ 16-352 от26.05.2023 г).

Материал и методы исследования

Базовую основу исследования составляют требования ядра высшего профессионального образования к системе универсальных компетенций, которые позволяют формировать у молодых педагогов общепрофессиональные компетенции, проявляющиеся как во время обучения, так и по результатам окончания педагогического вуза. Рассматривая культуру самопрезентации будущих педагогов, мы также учитываем требования социального заказа к успешным и конкуретноспособным специалистам на рынке труда.

В представленном исследовании проанализирован учебный план бакалавриата по направле-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нию подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Физическая культура», профиль «Безопасность жизнедеятельности»).

Исследование проводилось по классической схеме педагогического эксперимента, включающего проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов. В ходе педагогического эксперимента применялись анкетирование, наблюдение, метод статистической обработки данных, анализ и формулирование выводов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Формирование у будущих учителей культуры самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности на современном этапе» (№ 16-352 от 26.05.2023 г).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема самопрезентации будущего педагога рассматривается нами в рамках профессионально-педагогической культуры, которая, проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности учителя, поэтому центральным понятием является понятие «культура самопрезентации будущего педагога».

Культура самопрезентации будущего педагога - это часть профессионально-педагогической культуры, включающая процесс создания имиджа педагога, способствующего эффективному решению профессиональных педагогических задач.

Рассматривая культуру самопрезентации будущего учителя как часть профессиональной культуры, мы неизбежно сталкиваемся с определением методических аспектов ее формирования. Остановимся более подробно на описании процесса формирования культуры самопрезентации будущего педагога в период обучения в педагогическом вузе.

Описанные нами упражнения и приемы носят универсальный характер и могут быть использованы в образовательном процессе педагогического вуза для студентов разных направлений подготовки, так как наибольшие возможности для формирования культуры самопрезентации будущего учителя представляют такие предметы как речевые практики, психология, педагогика, методика преподавания, технология и организация воспитательных практик (классное руководство), психология воспитательных практик, основы вожатской деятельности, социальное проектирование и т.д.

Структурно культура самопрезентации будущего педагога представлена личностно-смысловым, когнитивным и деятельностным компонента-о ми, развивающимся на рефлексивной основе ££ (Л.Ю. Донская, Л.С. Колмогорова, Г.Г. Спиридоно-§ ва) [1, 2, 3].

~ Личностно-смысловой компонент выступает в качестве одного из самых важных в структу-

ре культуры самопрезентации будущего педагога в связи с тем, что именно он определяет проявление у будущих учителей ценностного отношения к процессу самопрезентации, а также осознание необходимости самопрезентации для его профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального развития. Кроме этого, личностно-смысловой компонент выявляет мотивацию будущего педагога к приобретению навыков самопрезентации и проявлению собственной активности при работе над совершенствованием своих навыков самопрезентации.

Формировать личностно-смысловой компонент культуры самопрезентации следует с первого года обучения в вузе. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, складывается естественная ситуация, когда каждый студент выстраивает свою стратегию самопрезентации, определяя свое место в академической группе и пространстве факультета/института/вуза. Пространством такой самопрезентации выступают не только все учебные дисциплины, но и (преимущественно) внеучебная деятельность, т.е. походы, конкурсы, форумы, мероприятия адаптационной недели, волонтерская деятельность и т.д., а также межличностное взаимодействие студентов.

Во-вторых, в этот период закладываются основы будущей самопрезентации учителя в профессиональной деятельности. Эти два процесса протекают параллельно и в тесной взаимосвязи, но они не тождественны. Пространством формирования культуры самопрезентации будущего учителя на этом этапе выступают преимущественно дисциплины психолого-педагогического цикла.

Рассмотрим, как может быть организована работа по формированию у будущих учителей культуры самопрезентации на уровне личностно-смыслового компонента.

Учитывая то обстоятельство, что формирование самопрезентации будущего учителя предполагает осмысление роли учителя в образовательном процессе, построение образа (имиджа), который будущий учитель будет транслировать своим ученикам. Понимая, что этот образ будет строиться не только на материале вузовского образования, но и на базе собственного социального опыта будущего учителя, его индивидуальной ситуации развития, на этом этапе необходимо организовать процесс рефлексии опыта ученика, накопленного студентами педвуза.

Пространством такой рефлексии выступают преимущественно дисциплины психолого-педагогического цикла, поэтому важно, чтобы работа по формированию культуры самопрезентации начиналась с 1 курса, с момента поступления студента в педвуз. Важно, чтобы в рамках работы на этих предметах студенты получили возможность осмыслить свой опыт проживания социальной роли ученика, а также свои первоначальные представления об образе учителя, например, в процессе написания эссе «Мой любимый учи-

тель», «Самый важный школьный день», «Учитель моей мечты» и т.д.

Основной задачей данного этапа является формирование осознания у будущих педагогов, что для успешности в профессиональной деятельности необходимо постоянно работать над собой, совершенствуя свою личностную сферу. При этом важно преодолеть все барьеры неуверенности в себе, низкой самооценки, раскрепоститься уже на начальном периоде обучения. Усилия наставников и преподавателей должны быть направлены на формирование установки у будущих педагогов на дальнейшее раскрытие внутреннего потенциала, позитивного взгляда на определение слабых и сильных сторон личности и последующую необходимость их совершенствования и проработки.

Важную роль в процессе построения личностно-смыслового компонента культуры самопрезентации играет коммуникативная среда первокурсника. Вузовские преподаватели предъявляют студентам различные модели самопрезентации, эффективность которых они уже вполне способны оценивать аналитически, но гораздо важнее предоставить студентам возможность оценить эффективность различных стратегий самопрезентации в профессиональной деятельности студентов старших курсов и молодых учителей. Сделать это возможно через организацию группового взаимодействия в ходе учебной и внеучебной деятельности. Взаимодействие с обучающимися старших курсов, а также с педагогическим коллективом позволяет смоделировать индивидуальную траекторию развития своей самопрезентации, представить уровень развития культуры самопрезентации в перспективе. В свою очередь, студенты старших курсов и молодые учителя через общение с первокурсниками получат возможность ретроспективного анализа своего становления как профессионала, выбирающего ту или иную стратегию самопрезентации.

С точки зрения когнитивного компонента культуры самопрезентации, студенты первого курса получают базовые знания о феномене самопрезентации, культуре самопрезентации, стратегиях, тактиках, средствах самопрезентации в основном через предметы психолого-педагогического цикла.

Например, содержание дисциплины «Психология» призвано ориентировать будущих педагогов на необходимость учета психологических и физиологических закономерностей протекания психических процессов. Параллельно с освоением содержания дисциплины будущие педагоги анализируют закономерности протекания психических процессов у себя, а также познают свою личность. Этому способствует использование на практических занятиях психологического инструментария, диагностик, тестов, тренингов. Дисциплина помогает освоить модель успешного педагогического поведения, обсудить проблемы, с которыми участники могут столкнуться или уже столкнулись в самом начале их педагогического пути.

Коммуникативная сторона деятельностного компонента профессиональной самопрезентации будущих педагогов начинает формироваться при освоении содержания учебной дисциплины «Речевые практики». Для успешного педагога важно овладеть навыком грамотной речи, освоить речевые техники, приемы и методы самопрезентации [4]. Закрепление навыков, полученных в процессе освоения дисциплины «Речевые практики», может быть успешно реализовано во время публичных выступлений, например, в качестве ведущих мероприятий, защиты докладов, участия в конференциях, защите и презентации проектов и т.д., которые так необходимы для профессиональной самопрезентации.

Образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть ориентирован на побуждение первокурсников к профессионально-творческой активности, проявлению и развитию своего Я. Развитию деятельностного компонента культуры самопрезентации будет способствовать организация командной работы, а также педагогические дебаты, тренинги и мастер-классы ораторского мастерства. Работа в команде позволит студентам первого курса приобщиться к успеху других студентов с одной стороны, и пережить свой собственный успех, почувствовать собственную значимость в процессе реализации общей цели, с другой.

Развитию рефлексивной составляющей культуры самопрезентации в этот период будут способствовать задания, способствующие осмыслению выбора студентами профессии (эссе «Мой профессиональный выбор», презентация «Мой путь в учителя», «Мои сильные и слабые стороны как будущего учителя» и т.д.)

II курс - при 4-летней форме; III курс - при 5-летней форме обучения предоставляют новые возможности для формирования культуры самопрезентации. На данном этапе происходит углубление знаний в области педагогики и психологии, а также первая проверка избираемых стратегий самопрезентации в период прохождения учебных практик.

Например, достаточно много внимания в процессе освоения учебной дисциплины «Педагогика» отводится ориентации будущих учителей на их активную педагогическую позицию, осознание себя как педагога, с точки зрения самоанализа, самокритики, требований к саморазвитию и самосовершенствованию, стимулирующие к побуждению работать над собой, исправлять ошибки, преодолевать сложности. Именно поэтому при освоении учебной дисциплины «Педагогика» важно разъяснять необходимость формирования положительного образа Я как профессионала у будущих воспитанников.

Содержание учебной дисциплины «Педагогика» способствует формированию также когнитивного элемента самопрезентации посредством формирования системы знаний о педагогических методах и приемах. Правильный подбор упражне-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

со см о см

ний на учебных занятиях позволяет будущим педагогам приобрести знания, которые будут позволять им уверенно себя чувствовать при организации учебного и воспитательного процесса с будущими учениками, сформировать образ педагога-профессионала, позитивный (положительный) имидж педагога. Немаловажное значение здесь будет иметь также и формирование деятельност-ного компонента культуры самопрезентации, так как кроме знаний о широком спектре педагогического инструментария для организации учебного и воспитательного процесса важно овладеть технологиями и методиками их использования на практике. Использование на учебных занятиях по педагогике деловых игр, ситуационных задач позволяют формировать технологическую составляющую деятельностного компонента профессиональной самопрезентации.

Прохождение практик (учебной, производственной, технологической) дает возможность определить оптимальные уровни проявления всех качеств, знаний, умений, необходимых для организации учебного процесса, а самое главное, определить готовность их применять, провести анализ степени овладения ими и на рефлексивной основе корректировать их проявление. В целом, процесс формирования культуры самопрезентации на этом этапе должен быть направлен на научное осмысление проблематики самопрезентации учителя, а также на познание собственных профессиональных качеств, их максимальную реализацию.

Пространством развития когнитивного компонента культуры самопрезентации будущего учителя 2 (3) курса могут выступать исследовательские проекты, связанные с проблематикой педагогического общения, психологической культуры, культуры самопрезентации учителя.

Логика развития деятельностного компонента культуры самопрезентации развивается от накопления знаний о методах, приёмах и стратегиях самопрезентации учителя к потребности их реализации. В процессе педагогической практики студенты переживают первый опыт педагогической деятельности, обретают чувство уверенности в правильности выбора профессии, проживают первый опыт самопредъявления себя классу. Учебная и внеучебная деятельность студента должна давать ему возможность для самопрезентации, демонстрации формирующегося собственного стиля профессиональной деятельности [5].

Развитию рефлексивной составляющей культуры самопрезентации будут способствовать ситуации обмена накопленным педагогическим опытом и анализа способов самопрезентации (например, совместный анализ видео с педагогической практики, квази-преподавание, игровые тренинги, конкурсы педмастерства), которые позволят отреф-лексировать свои и чужие достижения, получить опыт конкурентной борьбы, развить индивидуальную тактику достижения поставленных для самопрезентации целей.

Предвыпускной и выпускной курсы - не менее важный этап в становлении будущего специалиста и в формировании его культуры самопрезентации. Важнейшее содержание этих этапов - это практика в общеобразовательных учреждениях, где студенты имеют возможность проявить творческо-поисковый подход к решению задач самопрезентации, продемонстрировать сформированность всех компонентов, составляющих культуру самопрезентации, отшлифовать приобретенные навыки посредством максимального погружения в педагогическую деятельность.

Учебные дисциплины методического цикла, педагогические практики позволяют будущим педагогам корректировать свою личностную педагогическую позицию (личностно смысловой компонент культуры самопрезентации), продолжают формировать стратегию самопрезентации, ее виды и формы; знание условий, определяющих эффективность самопрезентации; знание особенностей оценивания профессиональных качеств при проведении собеседования на должность преподавателя; знание профессионально значимых качеств педагога, способствующих эффективности самопрезентации; знание возможностей применения культуры самопрезентации в профессиональной деятельности педагога.

Отметим обстоятельство, что на этом этапе важно обеспечить взаимодействие студентов с представителями общеобразовательных учреждений, департаментов образования, сотрудниками кадровых отделов, которые помогут оценить навыки самопрезентации студента с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, комплексный подход к разработке содержательного наполнения учебных дисциплин и практических заданий учебных и педагогических практик, а также систематическое вовлечение студентов 1-5 курсов педагогического вуза в целенаправленную учебную и, кроме того, вне-учебную деятельность по формированию культуры самопрезентации, может послужить механизмом развития основных компонентов этой культуры (когнитивного, деятельностного, личностно-смыслового).

Основополагающей идеей нашей работы является идея о том, что культура самопрезентации студента педвуза может быть сформирована на высоком уровне только при условии, если целенаправленная работа по ее развитию, коррекции и совершенствованию организована не только в рамках учебной работы, но и в рамках внеучеб-ной деятельности педагогического вуза. Однако в публикуемом материале мы сосредоточим основное свое внимание на обосновании возможностей учебной деятельности в формировании культуры самопрезентации.

Наиболее значимыми проявлениями культуры самопрезентации являются внешние проявления культуры самопрезентации педагога, связанные с восприятием педагога как участника образовательного процесса - содержательный аспект

культуры самопрезентации педагога, предполагающий формирование умения педагога выбирать педагогические методы и средства, которые обеспечат наиболее эффективное взаимодействие с учениками и достичь образовательные результаты. На практических занятиях дисциплин методического цикла следует проводить деловые игры, целью которых будет выбор и обоснование эффективных методов, технологий и приемов обучения для организации урока в определенных заданных условиях, например, в условиях малокомплектной школы, проведение дистанционного урока и т.п. Эффективным приемом является подбор методов под достижение конкретного учебного результата, цели урока, решения конкретной задачи, например, сформировать представление о понятии, овладеть учебным умением, совершенствовать двигательный навык, освоить алгоритм действий и т.п. Важный момент при проведении подобного рода практических занятий - проигрывание ситуации проведения урока, позволяющее проиграть различные сценарии, прокомментировать их, на сопоставительном и рефлексивном анализе скорректировать ошибки, и как результат - научиться ориентироваться в изменяющейся учебной ситуации, подстраиваться под обстоятельства без потери качества проведения урока и достижения образовательных задач. Чем больше студенту предоставляется возможность поработать с учебным классом и пробовать применять практические умения, тем больше у него формируется навык адаптироваться под часто меняющиеся обстоятельства образовательного процесса, и тем быстрее студент ориентируется в данных обстоятельствах, формируется положительная педагогическая импровизация.

Подбор эффективных методов, приемов, технологий и средств обучения должны соответствовать условиям: быть динамичными, разнообразными, побуждающими к активным действиям, по максимуму практико-ориентированными. Самая частая методическая ошибка - проведение формальных, а также однообразных и скучных учебных занятий. С профессиональной точки зрения, это не способствует дальнейшему становлению профессионала, мастера своего дела.

Культура самопрезентации педагога немыслима без овладения умениями, которые позволяют ему позиционировать себя как профессионала в онлайн-среде. В данном случае речь идет о владении информационными технологиями и проявлениях самопрезентации, связанных с образом учителя в информационном пространстве. Информационное пространство сети Интернет предоставляет возможности не только для социального взаимодействия, но и для обмена педагогическим опытом, демонстрации себя как профессионала по всему миру через создание личных сайтов, страниц и т.д. Базовые знания, а также первый практический опыт обучающиеся могут приобрести в процессе освоения дисциплины «Проектная деятельность обучающихся в области физической

культуры и безопасности жизнедеятельности», работая над созданием проекта «Мой личный сайт».

Выводы или заключение

Исследование процесса формирования культуры самопрезентации будущего учителя требует обязательного проведения оценочных мероприятий. Важным для нашего исследования является тот факт, что универсальный набор методов оценки уровней сформированности культуры самопрезентации учителя в профессиональной деятельности еще не сформирован, поэтому мы сочли возможным использовать методы оценки, характерные для педагогической и психологической науки

Исследование проводилось среди студентов факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». Выбор факультета объяснялся, во-первых, спецификой профессиональной деятельности авторов, связанной с этим факультетом, а во-вторых, традиционно высоким показателем трудоустройства выпускников этого факультета в школы и ДЮСШ, то есть сформированной профессиональной направленностью студентов.

Перед началом исследования уровня сформи-рованности культуры самопрезентации нами было принято решение провести анкетирование с целью определить значимость проводимой нами работы и оценить уровень ценностно-смыслового компонента культуры самопрезентации будущего учителя.

Данные, полученные в ходе опроса студентов 1 (40 человек) и 4 курсов (40 человек) факультета физической культуры ШГПУ в июне 2023 г. на предмет отношения их к формированию культуры самопрезентации показали, что культура самопрезентации воспринимается студентами как необходимый элемент профессиональной деятельности, с другой стороны, выстраивая процесс формирования культуры самопрезентации будущего учителя, необходимо опираться на исследования сформированности отдельных сторон (компонентов) культуры самопрезентации будущего учителя.

Для проведения исследования сформирован-ности отдельных сторон культуры самопрезентации будущего педагога мы выбрали следующие методики:

- выявление стратегий самопрезентации осуществляли по методике С. Ли и Б. Куигли;

- оценку знаний испытуемых о феномене самопрезентации в педагогической деятельности, культуре самопрезентации учителя, тактиках и стратегиях самопрезентации учителя, средствах самопрезентации учителя, которые он может использовать в педагогической деятельности, мы осуществляли с помощью метода письменного опроса;

- метод самооценки испытуемыми уровней сформированности компонентов культуры са-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

мопрезентации на основе сформированных нами чек-листов.

Первый этап исследования проводился в июне 2023 года в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», участие в исследовании приняли студенты 1 курса факультета физической культуры. (35 человек) и 4 курса факультета физической культуры (24 человека).

Результаты исследования показали, что в целом студенты-первокурсники показали невысокий уровень владения теоретическими знаниями о культуре самопрезентации, особенно ярко это проявилось в результатах по критерию «знаю стратегии и тактики самопрезентации» и по критерию «могу назвать и охарактеризовать средства самопрезентации».

Для оценки степени сформированности когнитивного компонента культуры самопрезентации экспертами студентам предлагалось проанализировать специально снятые (разыгрываемые вживую) ситуации, возникающие в процессе взаимодействия учителя с учениками, сформулировать, какую стратегию и тактики самопрезентации выбрал учитель, какие средства самопрезентации он использовал, назвать возможные ошибки учителя в процессе самопрезентации и сделать вывод о результативности такой самопрезентации. Экспертная оценка несколько расходилась с самооценкой студентов и показала, что в отдельных ситуациях студент способен почувствовать ошибки самопрезентации и сделать верные выводы исходя из своего жизненного опыта, даже не владея научным тезаурусом.

К четвертому курсу (в исследовании участвовало 24 студента), картина несколько изменилась. Студенты показали отчетливый рост по показателю «сформированность когнитивного уровня культуры самопрезентации», это объясняется прежде всего, целенаправленной работой педвуза по развитию у будущих учителей компетенции «способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний», в первую очередь, в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла, а также прохождения учебных практик. Важную роль в повышении сформиро-ванности когнитивного компонента культуры самопрезентации сыграло и широкое включение студентов во внеучебную деятельность. Рост был отмечен и при оценке сформированности уровня сформиро-ванности когнитивного компонента культуры самопрезентации будущего педагога экспертами.

Уровень сформированности деятельностного компонента культуры самопрезентации мы исследовали только у студентов 4 курса, так как считаем, что их формирование является результатом профессиональной подготовки будущего учителя ^ в процессе обучения в педагогическом вузе. Ис-с= следование уровня сформированности деятель-~ ностного компонента было организовано, во-пер-сэ вых, методом, самодиагностики, а во-вторых, ме-= тодом экспертных оценок. Экспертные оценки z складывались из оценок самопрезентации студен-

тов, во-первых, в ходе педагогической практики (анализ видеозаписей), во-вторых, в ходе конкурсов педагогического мастерства в формате World Skills [6] и в ходе учебной игры «Самопрезентация личности», где студенты разыгрывали различные ситуации самопрезентации, а эксперты оценивали их эффективность.

Анализ показал, что наибольшие трудности студенты испытывают по критерию «Владение ауди-альными средствами самопрезентации» и «Проявление творчества в процессе самопрезентации». Объяснить этот результат можно спецификой факультета, однако опыт одного из организаторов исследования, Н.И. Постниковой по организации и проведению конкурсов педагогического мастерства, а также подготовки студентов к ним указывает, что именно эти критерии являются точкой дефицита в подготовке будущего учителя.

Считаем, что описание этой работы может стать предметом дальнейших исследований.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Спиридонова Г.Г. Структура и содержание культуры самопрезентации педагога как характеристики его психологической культуры // Образование и общество. Психологические науки. - 2015. - № 2-3. - С. 77-80.

2. Колмогорова Л.С., Спиридонова Г.Г. Характеристики самопрезентации в контексте соотношения внутренней и внешней составляющих культуры человека // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4. - С. 180-182.

3. Донская, Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ.к.психол.н.: Спец. 19.00.07. / Л.Ю. Донская. - Ставрополь. - 2004. - 21 с.

4. Корягина, Н.А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация: учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. -225 с.

5. Анохин С.М., Анохина Н.Ф. Особенности профессиональной самопрезентации педагога в глобальных сетях // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. -2012. -Т. 2. - № 1 (8). - С. 200-205.

6. Постникова Н.И., Осипова И.С. Подготовка студентов педвуза и молодых учителей к участию в педагогических конкурсах как средство профессионального развития: монография; Шадр. гос. пед. ун-т, Каф. теорет. основ физ. воспитания и безопасности жизнедеятельности. - Шадринск: ШГПУ, 2021. - 121 с.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A CULTURE OF SELF-PRESENTATION AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Kasyanova N.S.

Shadrinsk State Pedagogical University

In the published material, an attempt is made to consider the problem of forming a culture of self-presentation of students of a peda-

gogical university. The analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem allowed us to suggest that the formation of a culture of self-presentation of future teachers can be successfully achieved through the content of university disciplines, as well as the proposed practical tasks in the development of these disciplines. The features of the manifestations of the structural components of the teacher's self-presentation culture as part of the general professional culture are revealed. The analysis of the possibilities of individual disciplines in the formation of components of the culture of self-presentation at different stages of university education is carried out. The analysis of the possibilities of individual disciplines in the formation of components of the culture of self-presentation at different stages of university education is carried out. The results of a pedagogical study conducted with the financial support of research works on the priority areas of activity of partner universities of SUSSPU and SHSPU in 2023 on the topic "Formation of a culture of self-presentation among future teachers in educational and extracurricular activities at the present stage" are presented. The pedagogical research allowed us to establish the significance of our work on the formation of a culture of self-presentation among future teachers, to assess the level of the value-semantic component of the culture of self-presentation of the future teacher, as well as to determine the formation of certain aspects of the culture of self-presentation of future teachers. It is concluded that an integrated approach to the development of the content content of academic disciplines and practical tasks of educational and pedagogical practices, as well as the systematic involvement of students of 1-5 courses of pedagogical university in purposeful educational and, in addition, extracurricular activities to form a culture of self-presentation, can serve as a mechanism for the development of the main components of this culture.

Keywords: culture of self-presentation, professional culture, professional growth, professional development, pedagogical skills, professionalism.

References

1. Spiridonova G.G. The structure and content of a teacher's self-presentation culture as characteristics of his psychological culture // Education and Society. Psychological Sciences. -2015. - No. 2-3. - P. 77-80.

2. Kolmogorova L.S., Spiridonova G.G. Characteristics of self-presentation in the context of the relationship between the internal and external components of human culture // World of science, culture, education. - 2015. - No. 4. - pp. 180-182.

3. Donskaya, L. Yu. Psychological conditions for the formation of the image of a higher school teacher: Author's abstract. dis. for the job application scientist step. PhD in Psychology: Special 19.00.07. / L. Yu. Donskaya. - Stavropol. - 2004. - 21 p.

4. Koryagina, N.A. Self-presentation and persuasive communication: textbook and workshop for universities. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. - 225 p.

5. Anokhin S.M., Anokhina N.F. Features of professional self-presentation of a teacher in global networks // Technological education and sustainable development of the region. -2012. - T. 2. - No. 1 (8). - pp. 200-205.

6. Postnikova N.I., Osipova I.S. Preparing pedagogical university students and young teachers for participation in pedagogical competitions as a means of professional development: monograph; Shadr. state ped. University, Dept. theoretical basic physics education and life safety. - Shadrinsk: ShGPU, 2021. -121 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.