Научная статья на тему 'Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей'

Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧИТЕЛЬ / CULTURE / AESTHETIC CULTURE / FORMATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Бахшилло Жураевич

В практике современного высшего педагогического образования преобладает аналитический подход к формированию эстетической культуры будущего учителя, который характеризует структурно-качественная раздробленность отдельных учебных дисциплин и внеучебной деятельности студентов. В статье рассматриваются актуальность и педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих учителей. В ней обоснованы содержание и структурные компоненты технологии формирования эстетической культуры будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF AESTHETIC CULTURE IN FUTURE TEACHERS

In the practice of modern higher pedagogical education, an analytical approach to the formation of the aesthetic culture of the future teacher prevails, which characterizes the structural and qualitative fragmentation of individual academic disciplines and extracurricular activities of students. Looking at this, the article discusses the relevance and pedagogical conditions of the formation of an aesthetic culture among future teachers. It substantiates the content and structural components of the technology for the formation of the aesthetic culture of the future teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей»

7. Turdiyev Sh., Shadiev R. Basic didactic principles of building an integrated system of training to innovation engineering. Сборник статей. XIII международная конференция. Развитие науки в XXI веке. 4 часть. Харьков, 2016. 87-90 стр.

8. Turdiyev Sh. The role of practical classes and methods to implement them when promoting mathematical problems in technical university // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Great Britain, 2016. № 2. P. 36-40.

9. Turdiyev Sh. Forming Innovative Abilities of Students in Engineering and Research. // Eastern European Scientific Jornal, 2017. № 1. D0I10.12851/EESJ201701.P-163-168.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Умаров Б.Ж. Email: Umarov683@scientifictext.ru

Умаров Бахшилло Жураевич- кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в практике современного высшего педагогического образования преобладает аналитический подход к формированию эстетической культуры будущего учителя, который характеризует структурно-качественная раздробленность отдельных учебных дисциплин и внеучебной деятельности студентов. В статье рассматриваются актуальность и педагогические условия формирования эстетической культуры у будущих учителей. В ней обоснованы содержание и структурные компоненты технологии формирования эстетической культуры будущего учителя.

Ключевые слова: культура, эстетическая культура, формирования, учебный процесс, учитель.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF AESTHETIC CULTURE IN FUTURE TEACHERS Umarov B.Zh.

Umarov Bakhshillo Zhuraevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the practice of modern higher pedagogical education, an analytical approach to the formation of the aesthetic culture of the future teacher prevails, which characterizes the structural and qualitative fragmentation of individual academic disciplines and extracurricular activities of students. Looking at this, the article discusses the relevance and pedagogical conditions of the formation of an aesthetic culture among future teachers. It substantiates the content and structural components of the technology for the formation of the aesthetic culture of the future teachers.

Keywords: culture, aesthetic culture, formations, educational process, teacher.

УДК 378

В Законе "Об образовании" и "Законе о национальной программе по подготовке кадров", принятой 29 января 1997 года на сессии Олий Мажлиса Республики

Узбекистан в качестве главной задачи школьного образования отводится формированию эстетической культуры школьников, так как эстетическая культура школьника, как важный компонент всесторонне и гармоничного развития личности, является процессом целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию прекрасного в природе, в жизни и в действительности.

Эта задача предусмаривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетического чувства и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве [3, 181].

Перед педагогическим образованием поставлена задача формирования у будущих педагогических кадров эстетической культуры как важного фактора профессионально-личностной подготовки, ибо педагогическое искусство и творчество невозможны без этой культуры. Профессионально-педагогическое становление учителя должно быть тесно связано с формированием эстетической культуры [1, 78].

Несомненным фактором в повышении общей культуры, учителя выступает эстетическая культура, положительно влияющая на творческое профессионально-личностное становление. К сожалению, до сих пор проблема формирования эстетической культуры будущего учителя, как фактор профессионально-личностной подготовки, не исследована.

Культурологическая концепция образования требует повышения уровня подготовки педагогических кадров, прежде всего, за счет формирования эстетической культуры будущих учителей, особенно при изучении педагогических, гуманитарных — художественно-эстетических дисциплин. Необходимость решения проблемы, актуальность и востребованность обусловлены ее печальным состоянием в вузовской практике. Этот процесс в педагогических вузах хотя несколько активизирован: имеются некоторые попытки его исследования, например, в ракурсе педагогического мастерства, его художественной стороны (средствами художественной культуры) в философском, психологическом и педагогическом планах; в широком культурологическом контексте; даже через призму социокультурных факторов, однако эти усилия далеки от научно обоснованных исследований.

В педагогических вузах эстетическое воспитание будущих учителей осуществляется периодически, согласно планированию воспитательной работы (факультетов, кафедр, кураторов, преподавателей). В учебном процессе эстетический аспект также имеет место, однако, только в ряде случаев. В результате студенты недостаточно осознают важность эстетической культуры в своей будущей работе в школе; имеют поверхностное представление об эстетической культуре учителя; не знают, что особенно пригодится из эстетического материала в будущей работе. В первую очередь необходимо организовать содружество преподавателей, особенно педагогических дисциплин, обеспечить их необходимой практической помощью.

Итак, теория и практика формирования эстетической культуры у будущих учителей нуждается в обоснованном теоретико-педагогическом - и практическом исследовании. На основе следующей идеи: эстетическая культура учителя — профессионально-личностная необходимость, обусловливающая творческо -педагогический успех, высокий учебно-воспитательный, эстетически полноценный результат.

Эстетическая культура будущего учителя — важный фактор готовности к успешному решению на практике (в учебной и внеклассной работе) проблем эстетико-воспитательного характера во взаимосвязи с другими сторонами воспитания личности учащихся [2, 46].

Концептуально значимыми в данном исследовании определены следующие положения:

- повышение качества педагогической, профессионально-личностной подготовки будущих специалистов в сфере образования — государственно важная задача;

- культурологический аспект в подготовке педагогических кадров — приоритетное направление современного образования, особенно формирование профессиональной культуры будущего учителя, в которой решающую роль играет эстетическая культура, важный фактор повышения качества эмоционально-положительной учебной атмосферы, содержания, процесса и результативности учебно-воспитательной работы, ее творческого потенциала в целом;

- в целях успешного формирования эстетической культуры у будущих учителей необходимы методологически, научно и теоретически аргументированные теоретико-педагогические - и практические основы, а также психологические аспекты проблемы, обусловливающие высоко результативную, прежде всего, профессионально-личностную и, безусловно, эстетико-педагогическую подготовку будущих учителей;

- в процессе формирования эстетической культуры у будущих учителей начальных классов важно уяснить сущность и критерии этой культуры.

Необходимо предельно использовать педагогические и художественно-эстетические дисциплины с модификацией их программ, усилить адекватную внеаудиторную работу во взаимосвязи с учебной, иметь в виду междисциплинарные связи (особенно с курсом «Эстетика», «Литература» и т.п.), эстетическая культуры учителя требует от него ее осознанности, элементарных эстетических знаний, понятий и представлений, эстетически полноценных ориентаций, способности видеть, понимать, осмысливать и оценивать прекрасное, творчески отражать его, творчески интегрировать в будущую эстетизированную педагогическую деятельность с «видением» эстетико-воспитательных результатов; в формировании эстетической культуры у будущих учителей необходим системный, последовательный, комплексный, интегрированный педагогически — творческий и созидательный подход, поиск новых технологий и методов, особенно в обучении будущих учителей эстетической технике педагогического труда и в практикумах по эстетике-этике педагогического общения с интеграцией в будущую работу учителя.

Концептуально важными являются новые направления в образовании, его новые ценности, приоритет, внимания личности обучающихся, обращения к национальным и общечеловеческим ценностям, эстетическим, в частности.

Проблема формирования эстетической культуры у будущих учителей, особенно начальных классов, прежде всего, в процессе изучения педагогических дисциплин, чрезвычайно актуальна и востребована в практике педагогических вузов.

Список литературы /References

1. Жураев Б.Т. Деятельность педагога по гуманизации учебно-воспитательного процесса // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Е.В. Швачко. Челябинск: ЧГИК, 2017. 394 с. ISBN 978-5-94839-629-3, 2017.

2. Олимов Ш.Ш., Сайфуллаева Н.З. Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2015. № 5 (10).

3. Ходжаев Б.К., Ходжаев Б.Б. Подготовка студентов педагогического факультета к формированию эстетической культуры у школьников // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив, 2016. С. 184-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.