Научная статья на тему 'Структура модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога'

Структура модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопрезентация педагога / имидж педагога / культура самопрезентации педагога / структура культуры самопрезентации будущего педагога / модель формирования культуры самопрезентации будущего педагога / self-presentation of the teacher / the image of the teacher / the culture of self-presentation of the teacher / the structure of the culture of self-presentation of the future teacher / the model of formation of the culture of self-presentation of the future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постникова Наталья Ивановна

Автор анализирует понятие «самопрезентация» и «имидж», рассматривая самопрезентацию как процесс, направленный на создание определенного впечатления о себе, формирование образа (имиджа). Имидж педагога рассматривается в работе как конечный результат процесса его профессиональной самопрезентации, а формирование желаемого имиджа – как сложный, целенаправленный, контролируемый процесс самопрезентации. Осознавая важность культурно-исторического, а не компетентностного подхода в обучении будущих педагогов самопрезентации, автор рассматривает культуру самопрезентации будущего педагога как часть его профессионально-педагогической культуры. В работе выделяются когнитивный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты культуры самопрезентации будущего педагога, которые формируются на рефлексивной основе. Автором предлагается модель процесса формирования культуры самопрезентации будущего педагога как процесса организации учебной и внеучебной деятельности студентов педагогических профилей, способствующий овладению ими системой знаний по самопрезентации, включению их в самопрезентационную деятельность, наполненную личностным смыслом и направленную на создание положительного имиджа педагога, готового к самопрезентационному поведению для успешного решения профессионально-педагогических задач. Статья содержит описание модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога, в которой выделяются целевой, методологический, содержательный, технологический блоки. Также в статье рассматриваются условия формирования культуры самопрезентации будущего педагога, включающие выбор в качестве пространства формирования культуры самопрезентации будущего учителя учебной и внеучебной деятельности при ведущей роли последней и формирование компонентов культуры самопрезентации на рефлексивной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постникова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE MODEL FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF SELF-PRESENTATION OF A FUTURE TEACHER

Тhe author analyzes the concept of « self-presentation» and « image », considering self-presentation as a process aimed at creating a certain impression of oneself, the formation of an image (image). The image of a teacher is considered in the work as the final result of the process of his professional self–presentation, and the formation of the desired image is considered as a complex, purposeful, controlled process of self-presentation. Realizing the importance of a cultural-historical, rather than a competence-based approach in teaching future teachers self-presentation, the author considers the culture of self-presentation of a future teacher as part of his professional and pedagogical culture. The paper highlights the cognitive, personal-semantic and activity components of the culture of self-presentation of the future teacher, which are formed on a reflexive basis. The author proposes a model of the process of forming a culture of self-presentation of a future teacher as a process of organizing educational and extracurricular activities of students of pedagogical profiles, contributing to their mastery of the system of knowledge on self-presentation, including them in self-presentation activities filled with personal meaning and aimed at creating a positive image of a teacher ready for self-presentation behavior for the successful solution of professional and pedagogical tasks. The article contains a description of the model of formation of the culture of self-presentation of the future teacher, in which the target, methodological, substantive, technological blocks are distinguished. The article also discusses the conditions for the formation of a culture of self-presentation of a future teacher, including the choice of educational and extracurricular activities as a space for the formation of a culture of self-presentation of a future teacher with the leading role of the latter and the formation of components of a culture of self-presentation on a reflexive basis.

Текст научной работы на тему «Структура модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога»

Структура модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога

Постникова Наталья Ивановна,

доцент кафедры теории и методики физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» E-mail: postnikovani@mail.ru

Автор анализирует понятие «самопрезентация» и «имидж», рассматривая самопрезентацию как процесс, направленный на создание определенного впечатления о себе, формирование образа (имиджа).

Имидж педагога рассматривается в работе как конечный результат процесса его профессиональной самопрезентации, а формирование желаемого имиджа - как сложный, целенаправленный, контролируемый процесс самопрезентации. Осознавая важность культурно-исторического, а не компетент-ностного подхода в обучении будущих педагогов самопрезентации, автор рассматривает культуру самопрезентации будущего педагога как часть его профессионально-педагогической культуры. В работе выделяются когнитивный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты культуры самопрезентации будущего педагога, которые формируются на рефлексивной основе.

Автором предлагается модель процесса формирования культуры самопрезентации будущего педагога как процесса организации учебной и внеучебной деятельности студентов педагогических профилей, способствующий овладению ими системой знаний по самопрезентации, включению их в самопрезентационную деятельность, наполненную личностным смыслом и направленную на создание положительного имиджа педагога, готового к самопрезентационному поведению для успешного решения профессионально-педагогических задач. Статья содержит описание модели формирования культуры самопрезентации будущего педагога, в которой выделяются целевой, методологический, содержательный, технологический блоки.

Также в статье рассматриваются условия формирования культуры самопрезентации будущего педагога, включающие выбор в качестве пространства формирования культуры самопрезентации будущего учителя учебной и внеучебной деятельности при ведущей роли последней и формирование компонентов культуры самопрезентации на рефлексивной основе.

Ключевые слова: самопрезентация педагога, имидж педагога, культура самопрезентации педагога, структура культуры самопрезентации будущего педагога, модель формирования культуры самопрезентации будущего педагога

Современная организация образовательного процесса требует от учителя не только быть профессионалом, но и уметь создавать впечатление о себе как о профессионале, «продавать себя» на рынке труда, «продавать свои идеи» в профессиональном сообществе, «продавать свой имидж профессионала» для учеников и родителей. Интерес к проблеме самопрезентации учителя обусловлен изменением ценностных отношений в сфере образования, когда для учителя стало важным быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Министерство просвещения Российской Федерации запустило нарратив «педвузы это модно», подчеркивая необходимость для выпускника педвуза производить определенное впечатление на окружающих, вызывать симпатии, выстраивать профессиональный имидж в процессе самопрезентации.

С другой стороны, по роду своей деятельности автор часто сталкивается с подготовкой будущих учителей к педагогическим конкурсам и может уверенно констатировать, что неумение представить себя, свои достижения и свои педагогические идеи в выгодном свете является одной из самых распространенных проблем для участников. Особенно это касается студентов негуманитарных направлений подготовки.

Сложившаяся ситуация заставила нас обратиться к проблеме формирования у будущего педагога культуры самопрезентации.

Интерес к проблеме самопрезентации пришел в российскую науку из западной (Гоффман, 1959, 1961; Тедески, Аркин, 1986; Глейтман, Ли, ([Goff-man, Wicklund, Tedeschi, Baumeister, Fenigstein, Snyder, Leary, Kowalski, Lee et al., Schlenker, Weigold, Schlenker, Bolino et al., Grant, Mayer и др.),; 1999; Bolino, Turnley, 2001; Ferris et al., 2005; Tsai, Chen, Chiu, 2005; Kacmar, Harris, Nagy, 2007; Tsai et al., 2010] и др.), но вклад отечественных ученых в разработку данного направления трудно переоценить.

К проблеме самопрезентации обращались не только психологи (Л.К. Аверченко, Н.В. Амя-га, М.В. Бородина, О.А. Герасимова, Е.М. Зима-чева, Е.В. Зинченко, Т.В. Климова, Е.И. Короб-ко, Ю.П. Кошелева, Ю.С. Крижанская, Е.В. Кузнецова, Е.В. Михайлова, Е.П. Никитин, Е.Б. Пе-релыгина, О.А. Пикулёва, Е.А. Соколова-Бауш, Н.Е. Харламенкова, В.В. Хороших, Н.В. Федорова, И.П. Шкуратова и др.), но и культурологи, культу-рантропологи, специалисты по психолингвистике, социальной филосовфии, социологии.

В трактовке большинства авторов, самопрезентация - это феномен осознаваемого или нео-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

со см о см

сознаваемого поведения, направленного на создание у окружающих благоприятного впечатления о субъекте самопрезенетации [1].

Базой для нашего исследования послужили работы, раскрывающие проблему самопрезентации в педагогике (Н.Ф. Анохина, Е.Б. Булавкина, А.А. Майер, Е.Л. Казанцева, Э.М. Шамсиддино-ва, С.В. Карев, К.В. Петрунина, Л.С. Колмогорова, В.А. Савин, Л.Э. Семенова, Г.Г. Спиридонова, Н.К. Черников, А.А. Черникова, А.А. Чекалина и др.), а также исследования проблемы профессионального имиджа учителя (А.А. Калюжный, Е.О. Ковалева, А.А. Кононенко, С.А. Маскалянова, И.А. Николаеску, Н.А. Тарасенко и др.).

Имидж как результат самопрезентации необходим педагогу для эффективного взаимодействия и успешного решения профессиональных педагогических задач в рамках образовательного процесса.

Обобщив различные взгляды на самопрезентацию, мы сформулировали определение данного понятия, которым мы будем оперировать в нашем исследовании.

Под самопрезентацией педагога мы будем понимать процесс, направленный на создание определенного впечатления о себе, формирование образа (имиджа) педагогом.

Имидж педагога мы будем рассматривать как конечный результат процесса его профессиональной самопрезентации, считая, что формирование желаемого имиджа - это сложный, целенаправленный, контролируемый процесс самопрезентации [2].

Разделяя мнение Г.Г. Спиридоновой, указывающей на важность культурно-исторического, а не компетентностного подхода в обучении будущих педагогов самопрезентации [6], мы рассматриваем культуру самопрезентации будущего педагога как часть его профессионально-педагогической культуры, включающей процесс создания профессионального имиджа педагога.

Подобный подход представляется нам наиболее эффективным, так как он позволяет сосредоточить внимание исследователей на осознаваемой самопрезентации учителя, являющейся средством управления впечатлением, которое учитель производит на учеников, коллег, родителей учащихся, администрацию школы и т.д.

На основании нашего понимания культуры самопрезентации будущего педагога, анализа опыта организации процесса подготовки педагога в рамках педагогического университета и собственного педагогического опыта нами была разработана модель процесса формирования культуры самопрезентации будущего педагога.

Под формированием культуры самопрезентации будущего педагога мы понимаем процесс организации учебной и внеучебной деятельности студентов педагогических профилей, способствующий овладению ими системой знаний по самопрезентации, включению их в самопрезентационную деятельность, наполненную личностным смыслом и направленную на создание положи-

тельного имиджа педагога, готового к самопрезентационному поведению для успешного решения профессионально-педагогических задач.

Важно обозначить подход, который мы использовали при разработке нашей модели формирования у студентов культуры самопрезентации.

Анализ публикаций по теме исследования, показал, что в абсолютном большинстве исследователи предлагают решать данную проблему, используя в качестве основного инструмента психологические и психотерапевтические практики и сосредоточив свое внимание на психологической природе культуры самопрезентации и работу с образом Я педагога [4,6]. Мы не оспариваем эффективность данных подходов, однако, хотели бы обратить внимание на тот факт, что основными субъектами формирования культуры самопрезентации при таком видении проблемы являются психологи, а собственно работа по формированию этой культуры практически выносится за рамки предметной и профессионально-педагогической подготовки.

Мы в нашей модели хотели сосредоточиться на возможностях, которые предоставляет для развития культуры самопрезентации учебная и вне-учебная деятельность будущего педагога, раскрыв потенциал всех блоков подготовки студента педвуза к профессиональной деятельности.

Представляемая модель имеет следующие взаимодополняемые, выстроенные в логическом порядке блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический.

В основе целевого компонента формирования у студентов педагогического вуза культуры самопрезентации лежит развитие трех ключевых составляющих культуры самопрезентации: когнитивного, личностно-смыслового и деятельностно-профессионального.

Цель нашей модели - развитие у будущих педагогов культуры самопрезентации в профессиональной деятельности.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

1) формирование у будущих учителей знаний о средствах и технологиях самопрезентации современного учителя;

2) развитие интереса к проблематике самопрезентации, осознание роли самопрезентации в профессиональной деятельности учителя, развитие мотивации к самосовершенствованию в сфере самопрезентации;

3) развитие умений и навыков самопрезентации учителя, которые позволят повысить эффективность профессиональной деятельности.

Методологический блок представляемой модели включает теоретические подходы, принципы организации процесса формирования у будущих учителей культуры самопрезентации и педагогические условия функционирования данной модели.

Теоретико-методологический блок спроектированной модели составляют деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Саранцев, Н.Ф. Талызина и др.) и личностно

ориентированный (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гер-шунский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходы, а также теоретические основы развития самопрезентации студентов.

Принципами функционирования представляемой модели формирования культуры самопрезентации являются: системность и непрерывность, ориентированность заданий на содержание практической деятельности педагога, индивидуальный подход, субъект-субъектного общения, обратной связи, принцип активности.

Содержательный блок модели представлен содержанием компонентов культуры самопрезентации будущего педагога (личностно-смысловой, когнитивный, деятельностный), которые развиваются на рефлексивной основе.

Культура самопрезентации педагога включает когнитивный, личностно-смысловой и дея-тельностный компоненты, которые развиваются на рефлексивной основе.

Личностно-смысловой компонент включает осознание значения самопрезентации для профессиональной деятельности, мотивацию к развитию личностных качеств, необходимых для успешной самопрезентации, и проявлению собственной

Таблица 1. Компоненты культуры самопрезентации будущего педагога

активности при работе над повышением уровня культуры самопрезентации.

Когнитивный компонент включает понимание сущности понятия самопрезентации, стратегий и тактик самопрезентации, знание средств самопрезентации (не только воспринимаемых визуально, аудиально, тактильно и ольфакторно, но и средств самопрезентации педагога как профессионала в содержательном, речевом, эмоциональном, творческом аспектах, а также в медиа-пространстве).

Деятельностный компонент включает умения составлять план самопрезентации, владение стратегиями, тактиками, средствами самопрезентации педагога, умения оценивать эффективность созданной самопрезентации, навыками использования средств ИКТ для самопрезентации.

Педагогические условия формирования культуры самопрезентации будущего учителя:

• выбор в качестве пространства формирования культуры самопрезентации будущего учителя учебной и внеучебной деятельности при ведущей роли последней;

• формирование компонентов культуры самопрезентации на рефлексивной основе.

Компонент Характеристика компонента

Когнитивный Понимание сущности понятия самопрезентации, знание стратегий и тактик самопрезентации, знание средств самопрезентации (не только воспринимаемых визуально, аудиально, тактильно и ольфакторно, но и средств самопрезентации педагога как профессионала в содержательном, речевом, эмоциональном, творческом аспектах, а также в медиа-пространстве), знание особенностей оценивания имиджа в значимых социально-ролевых ситуациях образовательной деятельности; знание профессионально значимых качеств педагога, способствующих эффективности самопрезентации.

Рефлексивная основа когнитивного компонента Способность осознавать избираемую стратегию самопрезентации

Личностно-смысловой В смысловой сфере: осознание значения самопрезентации для профессиональной деятельности, мотивацию к развитию личностных качеств, необходимых для успешной самопрезентации, и проявлению собственной активности при работе над повышением уровня культуры самопрезентации В личностной сфере: развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов; повышение самооценки, уверенности в себе; развитие воображения, умения оригинально мыслить; внутренний настрой на творчество, ориентация на активную позицию; самообладание в условиях публичности, умение поставить себя на место партнера по общению и т.д.

Рефлексивная основа личностно-смыслового компонента Способность осознавать избираемую стратегию самопрезентации, а также индивидуально-личностные особенности, влияющие на процесс и результат самопрезентации учителя

Деятельностный Умение целенаправленно привлечь внимание учеников, произвести нужное впечатление, передать свое эмоциональное отношение к материалу, действительности, к ученикам; владение средствами самопрезентации, воспринимаемыми визуально (внешний вид, мимика, кинетика, проксемика), аудиально (паралингвистические и экстралингвистические характеристики), тактильно, ольфакторно; способность вывести учащихся на уровень увлеченности совместной деятельностью, умелая режиссура всего хода урока; умения составлять план самопрезентации; владение навыками использования средств ИКТ для самопрезентации; проявление творчества в процессе самопрезентации

Рефлексивная основа деятельностного компонента Способность осознавать применяемые в той или иной ситуации образовательного процесса средства самопрезентации, анализировать их эффективность, а также изменять свой способ предъявления себя как учителя, если это необходимо

Рефлексия в нашем исследовании выступает как способность будущего педагога осознавать свой способ самопрезентации и воспринимаемый другими участниками образовательного процесса профессиональный имидж.

Все компоненты культуры самопрезентаици будущего учителя интегрированно связаны с рефлексивной основой, которая предполагает умение выполнять анализ самопрезентации, умение проводить коррекцию целей и содержания самопрезентации и т.д.

Рефлексия в процессе самопрезентации помогает учителю понять, какие моменты в его поведении помогают, а какие, наоборот, препятствуют благоприятному впечатление на других участников образовательного процесса. В ходе рефлексии будущий учитель сравнивает свою самопрезентацию с самопрезентацией других, учится эффективнее подавать свои сильные стороны и скрывать негативные, которые могут помешать построению отношений с учениками, родителями, коллегами в коллективе и т.д.

Для выпускника педвуза рефлексивное понимание особенностей своей культуры самопрезентации, свойственной ему как личности, помогает повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Таблица 1 отражает характеристики компонентов культуры самопрезентации будущего педагога. Процессуальный блок модели представлен описанием этапов развития культуры самопрезентации (по курсам обучения) и по видам деятельности (учебная и внеучебная).

На первом этапе (1 курс) строится индивидуальная траектория формирования культуры самопрезентации будущего педагога: первокурсник получает базовые знания о феномене самопрезентации, культуре самопрезентации, стратегиях, тактиках, средствах самопрезентации; моделирует желаемый образ учителя, который он будет транслировать в образовательном процессе; рефлексирует опыт проживания социальной роли ученика и стереотипы образа учителя, которые у него сложились; погружается в коммуникативную среду педвуза, которая дает возможность оценить эффективность различных стратегий самопрезентации в профессиональной деятельности.

На втором этапе (2-3 курс) процесс формирования культуры самопрезентации направлен на научное осмысление проблематики самопрезентации учителя, а также на познание особенностей своей самопрезентации. Пространством формирования культуры самопрезентации будущего учителя могут выступать исследовательские проекты, связанные с проблематикой педагогического общения, профессиональной культуры, средств самопрезентации учителя.

Помимо углубления знаний в области самопре-° зентации также происходит первая проверка эф" фективности избираемых стратегий самопрезен-^ тации в период прохождения учебных практик. ^ На третьем этапе (4 (4-5) курсы) основным про-Ц странством формирования культуры самопрезен-

тации выступает педагогическая практика, где студенты имеют возможность проявить творческо-поисковый подход к решению задач самопрезентации.

Процесс формирования культуры самопрезентации будущего учителя должен включает проработку вариантов самопрезентации в различных социально-ролевых ситуациях, возникающих в образовательной деятельности (ситуация трудоустройства в образовательную организацию, ситуация знакомства с классом и родителями, ситуация предъявления педагогического опыта и своего педагогического кредо в ходе конкурсов педагогического мастерства, ситуация самопрезентации в информационном пространстве и т.д.).

На каждом этапе важно обеспечить формирование рефлексивной основы культуры самопрезентации. На первом этапе это могут быть эссе на тему «Образ учителя, которым я хочу быть», «Идеальный учитель это...», «Мои плюсы и минусы как учителя»; на втором и третьем этапах - совместный анализ видео с педагогической практики, квази-преподавание, игровые тренинги, конкурсы педмастерства; на завершающем этапе - взаимодействие студентов с представителями департаментов образования, сотрудниками кадровых отделов, которые помогут оценить уровень культуры самопрезентации выпускника с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда.

Основополагающей идеей нашей модели является идея о том, что культура самопрезентации студента педвуза может быть сформирована на высоком уровне только при условии, если целенаправленная работа по ее развитию, коррекции и совершенствованию организована не только в рамках учебной работы, но и в рамках внеучеб-ной деятельности педагогического вуза.

Отметим те характеристики внеучебной деятельности, которые делают ее пространством эффективного формирования культуры самопрезентации будущего учителя.

Во-первых, в процессе неформального взаимодействия в ходе внеучебной деятельности наступает осознание и глубокое понимание студентами сущности будущей профессии и осознание своего места в ней, своих сущностных качеств как профессионала.

Во-вторых, внеучебная деятельность позволяет студентам расширить круг своего профессионального общения, выйти за рамки своей академической группы, факультета, института на пространство университета в целом, региона, страны. Это позволяет расширить наблюдаемый спектр различных стратегий самопрезентации, уйти от влияния привычных шаблонов и стереотипов.

В-третьих, в ходе внеучебной деятельности студенты получают дополнительную возможность приобрести опыт совместной деятельности с людьми, которые имеют яркую личную индивидуальность, развитые навыки самопрезентации, творческого самопредъявления. В этой роли могут

выступать режиссеры студенческих театров, актеры творческих коллективов, эксперты и спикеры на форумах различного уровня, победители профессиональных конкурсов и т.п.

В-четвертых, внеучебная деятельность выступает событийным пространством, которое ставит студента в ситуации, требующие выхода за пределы его зоны комфорта, быстрой смены модели самопрезентации на более успешную для достижения результата. Такой ситуацией может быть студенческий спектакль или КВН, конкурс педагогического мастерства или педагогические дебаты, участие в «Лиге лекторов» или проведение масштабного мероприятия для школьников в качестве ведущего - важно, что контролируемая экстремальность момента дает студенту стимул для самоизменения.

В-пятых, не менее важным является то, что внеучебная деятельность часто ставит студента в ситуацию конкуренции, когда он получает возможность сравнить свой уровень культуры самопрезентации с другими, наглядно получить представление об имеющихся дефицитах и векторах развития [5].

Приведем примеры эффективных практик, которые могут быть использованы в процессе формирования культуры самопрезентации будущего педагога в ходе внеучебной деятельности:

1. Подготовка презентации «Мое педагогическое кредо», «Мои главные открытия в педагогике», «Мой учитель» и т.д. в стиле стендап, научного доклада, сторителлинга, для аудиторий с разными характеристиками (младшие школьники, средние школьники, старшие школьники, потенциальные работодатели, родители и т.д.).

2. Участие в педагогических дебатах, дискуссиях в статусе участников.

3. Участие в играх на командообразование, играх на знакомство.

4. Участие в социальных играх (типа «Мафии» и т.п.), где необходимо доказывать свое мнение.

5. Участие в работе микрогрупп при разработке проектов, подготовке мероприятий и т.д.

6. Участие в театрализациях, исполнение стихов и прозы со сцены.

7. Участие в работе студенческого самоуправления, выборах студенческого актива.

8. Участие в проведении мероприятий для школьников в качестве ведущих, вожатых.

9. Участие в педагогических дебатах, дискуссиях, интеллектуальных соревнованиях в качестве модераторов и судей, которые дают обратную связь.

10. Участие в работе университетских медиа, ведение блогов, запись контента для социальных сетей.

11. Участие в конкурсах педагогической направленности, конкурсов педагогического мастерства и т.п.

12. Выступление на конференциях, форумах, заседаниях студенческих клубов.

Сочетание этих практик внеучебной деятельности с организованной работой по формированию самопрезентации будущего учителя в ходе учебной деятельности будет способствовать комплексному развитию личностно-смыслового, когнитивного, деятельностного компонентов культуры самопрезентации на рефлексивной основе.

Результатом реализации нашей модели является формирование у студента культуры самопрезентации на максимально возможном для индивидуальной ситуации профессионального развития уровня.

Мы выделяем три уровня сформированности культуры самопрезентации будущего учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень сформированности культуры самопрезентации предполагает ценностное отношение учителей к процессу самопрезентации; осознание необходимости работы над культурой самопрезентации для профессионального развития; владение полными знаниями о сущности понятия самопрезентации, знание видов, стратегий и тактик самопрезентации; знания о средствах и технологиях самопрезентации современного учителя; понимание условий, определяющих эффективность самопрезентации; владение техниками, и средствами самопрезентации педагога, навыками использования средств ИКТ для самопрезентации на творческом уровне.

Средний уровень сформированности культуры самопрезентации предполагает положительное отношение к процессу самопрезентации; осознание необходимости работы над самопрезентацией для профессионального развития; владение достаточными, но не всегда полными знаниями о сущности понятия самопрезентации, видах, стратегиях и тактиках самопрезентации; достаточное знания средств и технологий самопрезентации современного учителя; общее понимание условий, определяющих эффективность самопрезентации; владение техниками, и средствами самопрезентации педагога, навыками использования средств ИКТ для самопрезентации на уровне воспроизведения.

Низкий уровень сформированности культуры самопрезентации предполагает нейтральное отношение к процессу самопрезентации; отрицание необходимости работы над самопрезентацией для профессионального развития; дефицит знаний о сущности понятия самопрезентации, видах, стратегиях и тактиках самопрезентации; не умение пользоваться средствами и технологиями самопрезентации современного учителя; недоста-товное понимание условий, определяющих эффективность самопрезентации; низкий уровень владения техниками, и средствами самопрезентации педагога, навыками использования средств ИКТ для самопрезентации.

Отдельного исследования заслуживает также проблема выбора студентами стратегий и тактик самопрезентации в процессе формирования культуры самопрезентации будущего педагога.

Предлагаемая модель в настоящий момент внедряется в процесс подготовки учителя в ФГ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

БОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и промежуточные результаты ее внедрения показывают, что организация целенаправленого процесса формирования личностно-смыслового, когнитивного, деятель-ностного компонентов культуры самопрезентации на рефлексивной основе при ведущей роли вне-учебной деятельности может быть эффективной.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Михайлова, Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг / Е.В. Михайлова. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с. - Текст: непосредственный Опфер, Е.А. Имидж современного педагога: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование» / Е.А. Опфер. - М-во образования и науки РФ, Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. Волгоград: Принт, 2017. -84 с. - Текст: непосредственный. Пикулёва, О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дис. ...доктора психол. наук: 19.00.05. / О.А. Пикулева. - СПб. - 2014. -426 с. - Текст: непосредственный Пикулёва, О.А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты / О.А. Пикулёва. - Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. -2013. - Том 18. - № 4. - С. 37-44. Постникова, Н.И. Подготовка студентов педвуза и молодых учителей к участию в педагогических конкурсах как средство профессионального развития: монография / И.С. Осипо-ва, Н.И. Постникова; Шадр. гос. пед. ун-т, Каф. теорет. основ физ. воспитания и безопасности жизнедеятельности. - Шадринск: ШГПУ,

2021. - 121 с.

Спиридонова, Г.Г. Формирование культуры самопрезентации студентов педагогических профилей (на примере деятельности психологического центра вуза): дисс. канд. псих. наук. 5.3.4. / Г.Г. Спиридонова. - Барнаул: АлтГПУ,

2022. - 269 с. - Текст: непосредственный

THE STRUCTURE OF THE MODEL FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF SELF-PRESENTATION OF A FUTURE TEACHER

Postnikova N.I.

Shadrinsky State Pedagogical University

The author analyzes the concept of «self-presentation» and «image», considering self-presentation as a process aimed at creating a certain impression of oneself, the formation of an image (image). The image of a teacher is considered in the work as the final result of the process of his professional self-presentation, and the formation of the desired image is considered as a complex, purposeful, controlled process of self-presentation. Realizing the importance of a cultural-historical, rather than a competence-based approach in teaching future teachers self-presentation, the author considers the culture of self-presentation of a future teacher as part of his professional and pedagogical culture. The paper highlights the cognitive, personal-semantic and activity components of the culture of self-presentation of the future teacher, which are formed on a reflexive basis.

The author proposes a model of the process of forming a culture of self-presentation of a future teacher as a process of organizing educational and extracurricular activities of students of pedagogical profiles, contributing to their mastery of the system of knowledge on self-presentation, including them in self-presentation activities filled with personal meaning and aimed at creating a positive image of a teacher ready for self-presentation behavior for the successful solution of professional and pedagogical tasks. The article contains a description of the model of formation of the culture of self-presentation of the future teacher, in which the target, methodological, substantive, technological blocks are distinguished. The article also discusses the conditions for the formation of a culture of self-presentation of a future teacher, including the choice of educational and extracurricular activities as a space for the formation of a culture of self-presentation of a future teacher with the leading role of the latter and the formation of components of a culture of self-presentation on a reflexive basis.

Keywords: self-presentation of the teacher, the image of the teacher, the culture of self-presentation of the teacher, the structure of the culture of self-presentation of the future teacher, the model of formation of the culture of self-presentation of the future teacher.

References

1. Mikhailova, E.V. Self-presentation. Theories, research, training / E.V. Mikhailova. - St. Petersburg: Speech, 2007. - 224 p.

2. Opfer, E.A. The image of a modern teacher: a textbook for students of the direction «Pedagogical education» / E.A. Opfer. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Volgogr. gos. sots.-ped. un-T. Volgograd: Print, 2017. 84 p.

3. Pikuleva, O.A. Social psychology of personality self-presentation: dis. ...Doctors of Psychological Sciences: 19.00.05. / O.A. Pikuleva. - St. Petersburg. - 2014. - 426 p.

4. Pikuleva, O.A. Psychology of personality self-presentation: gender and age aspects / O.A. Pikuleva. - Text: direct // Psychological science and education. 2013. Volume 18. No. 4. - pp. 3744.

5. Postnikova, N.I. Preparation of pedagogical university students and young teachers to participate in pedagogical competitions as a means of professional development: monograph / I.S. Osi-pova, N.I. Postnikova; Shadr. gos. ped. un-t, Kaf. theory. fundamentals of physics. education and life safety. - Shadrinsk: SHSPU, 2021. - 121 p.

6. Spiridonova, G.G. Formation of a culture of self-presentation of students of pedagogical profiles (on the example of the activity of the psychological center of the university): diss. cand. psycho. sciences'. 5.3.4. / G.G. Spiridonova. - Barnaul: AltGPU, 2022. - 269 p.

о с

u

CO CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.