Научная статья на тему 'Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста'

Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Педагогическая психология»

792
150
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / САМОПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Карасева Саяд Акыф Кызы, Хазова Снежана Александровна

В работе проанализированы понятия «самопрезентация», «самопрезентационная деятельность», «компетентность». Дано определение, и раскрыта сущность понятия «самопрезентационная компетентность». Представлены выявленные структура и содержание самопрезентационной компетентности личности. Когнитивный компонент описан как совокупность знаний о себе как личности и специалисте; об организации, в которой работает специалист; о факторах, средствах и приемах самопрезентации и т.п. Мотивационно-ценностное содержание самопрезентационной компетентности охарактеризовано через целеопределяющие (достижение успеха, стремление чувствовать свою эффективность и пр.) и средствоопределяющие (мотивация профессиональной деятельности, профессионального саморазвития и др.) мотивы самопрезентационной деятельности. В деятельностно-поведенческий компонент включены интеллектуальные (анализ и интерпретация информации, самоанализ, отбор информации и пр.) и практические (проектирование целей и содержания самопрезентации, организация коммуникации и пр.) самопрезентационные умения, а также опыт эффективной самопрезентации. Самопрезентационная компетентность обоснована как фактор конкурентоспособности современных специалистов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Карасева Саяд Акыф Кызы, Хазова Снежана Александровна,

SELF-PRESENTATION COMPETENCE OF THE MODERN COMPETITIVE EXPERT

An analysis is made of the concepts of “self-presentation”, “self-presentation activity” and “competence”. Definition is presented and the essence of concept of “self-presentation competence” is disclosed. The revealed structure and the content of self-presentation competence of the personality are presented. The cognitive component is described as set of knowledge on himself as the personality and the expert; on the organization in which the expert works; on factors, means and ways of self-presentation, etc. The motivational and value content of self-presentation competence is characterized through the purpose-defining (achievement of success, aspiration to feel the efficiency, etc) and means-defining (motivation of professional activity, professional self-development, etc.) motives of self-presentation activity. The activity-behavioural component includes intellectual (the analysis and information interpretation, introspection, information selection, etc.) and practical (design of the purposes and content of self-presentation, communication organization, etc.) self-presentation skills, as well as experience in effective self-presentation. Self-presentation competence is proved as a factor of competitiveness of modern experts.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Самопрезентационная компетентность современного конкурентоспособного специалиста»

УДК 159.9 ББК 88.411.9 К 21

С.А. Карасева

Ассистент кафедры менеджмента Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (филиала в г. Ставрополе); E-mail: s.apynya2011@yandex.ru

С.А. Хазова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: khazovasn@rambler.ru

САМОПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

(Рецензирована)

Аннотация. В работе проанализированы понятия «самопрезентация», «самопрезентационная деятельность», «компетентность». Дано определение, и раскрыта сущность понятия «самопрезентационная компетентность». Представлены выявленные структура и содержание самопрезентационной компетентности личности. Когнитивный компонент описан как совокупность знаний о себе как личности и специалисте; об организации, в которой работает специалист; о факторах, средствах и приемах самопрезентации и т.п. Мотивационно-ценностное содержание самопрезентационной компетентности охарактеризовано через целеопределяющие (достижение успеха, стремление чувствовать свою эффективность и пр.) и средствоопределяющие (мотивация профессиональной деятельности, профессионального саморазвития и др.) мотивы самопрезентационной деятельности. В деятельностно-поведенческий компонент включены интеллектуальные (анализ и интерпретация информации, самоанализ, отбор информации и пр.) и практические (проектирование целей и содержания самопрезентации, организация коммуникации и пр.) самопрезентационные умения, а также опыт эффективной самопрезентации. Самопрезентационная компетентность обоснована как фактор конкурентоспособности современных специалистов.

Ключевые слова: компетентность, самопрезентация, способность к самопрезентации, самопрезентационная компетентность.

S.A. Karaseva

Assistant Lecturer of Management Department, Southern Russian State University of Economy and Service (Branch in Stavropol); E-mail: s.apynya2011@yandex.ru

S.A. Khazova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler.ru

SELF-PRESENTATION COMPETENCE OF THE MODERN COMPETITIVE

EXPERT

Abstract. An analysis is made of the concepts of “self-presentation”, “self-presentation activity” and “competence”. Definition is presented and the essence of concept of “self-presentation competence” is disclosed. The revealed structure and the content of self-presentation competence of the personality are presented. The cognitive component is described as set of knowledge on himself as the personality and the expert; on the organization in which the expert works; on factors, means and ways of self-presentation, etc. The motivational and value content of self-presentation competence is characterized through the purpose-defining (achievement of success, aspiration to feel the efficiency, etc) and means-defining (motivation of professional activity, professional self-development, etc.) motives of self-presentation activity. The activity-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

behavioural component includes intellectual (the analysis and information interpretation, introspection, information selection, etc.) and practical (design of the purposes and content of self-presentation, communication organization, etc.) self-presentation skills, as well as experience in effective selfpresentation. Self-presentation competence is proved as a factor of competitiveness of modern experts.

Keywords: competence, self-presentation, ability to self-presentation, self-presentation competence.

В условиях рыночной экономики способность специалиста эффективно презентовать себя, свои личностные качества, достижения, квалификацию и т.д. выходят в ряд значимых факторов достижения профессионального успеха [1, 2, 3 и др.]. Знания, умения, свойства человека, обусловливающие такую способность, во многом обеспечивают конкурентоспособность субъекта труда [4]. Системным качеством, интегрирующим необходимые в данном контексте характеристики личности, представляется самопрезентационная компетентность.

Сущность конкурентоспособности специалистов ученые связывают с двумя основными аспектами. Первый - соответствие субъекта труда требованиям профессии и конкретного рабочего места, требованиям работодателя в рассматриваемый период, целям и миссии организации, а также общим требованиям социума и рынка труда [5, 6, и др.]. Второй

- наличие определенных конкурентных преимуществ, выгодных отличий от других специалистов данной области, позволяющих выделить конкретного работника из числа коллег [7 и др.]. Конкурентными преимуществами, в зависимости от рода деятельности, являются и наличие дополнительной специальности, полипрофессионализм, и знание иностранных языков, и большой опыт работы, и другие показатели, связанные «как с профессионально обусловленными характеристиками личности, уровнем профессиональной подготовки, так и с некоторыми характеристиками, выходящими за пределы требований профессии» [4, с. 57]. На наш взгляд, при равноценной профессиональной подготовленности конкурентным преимуществом специалиста может выступать и более полное, по сравнению с соперниками, соответствие требованиям работодателей (руководителей) и целям, миссии организации.

Однако никакие положительные, социально и профессионально одобряемые качества, характеристики и позиции не помогут личности достигнуть успеха, если они не будут продемонстрированы, презентованы. Анализ теоретических и эмпирических исследований (Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, Дж. Равена, Ф.Р. Туктарова, Р.А. Фатхутдинова, С.А. Хазовой и др.) свидетельствует о том, что независимо от вида труда, исторического периода и страны проживания качество, отражающее эффективность самопрезентации, является значимым для специалиста и в личностном, и в профессиональном аспектах, существенно определяя его социальную и профессиональную конкурентоспособность. Востребовано данное качество как в период трудоустройства (в данном случае его наличие отвечает, прежде всего, интересам самой личности), так и в процессе профессиональной деятельности [4].

В частности, Е.Ю. Подойма отмечает, что одним из двух аспектов рассмотрения проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, является формирование у студентов личностной готовности действовать в условиях конкуренции, а именно: «формирование самодостаточной личности, с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к самопрезентации, способной эффективно взаимодействовать с окружающими» [1].

Очевидно, в процессе профессионального образования должны решаться три взаимосвязанных задачи:

1) обеспечение соответствия выпускников требованиям профессии посредством подготовки квалифицированных, компетентных специалистов, способных эффективно выполнять профессиональные функции;

2) обеспечение способности выпускников соответствовать требованиям социума, рынка труда, рабочего места (а также организации в целом) и работодателя путем формирования у студентов системы знаний и навыков поиска и отбора информации о соответствующих требованиях, умений определять свое соответствие этим требованиям,

находить способы преодоления выявленных недостатков и т.п.;

3) формирование у будущих специалистов способностей к эффективной самопрезентации (и при трудоустройстве, и в процессе профессиональной деятельности); заметим, что содержание самопрезентации («что презентовать») должно отражать результаты решения первых двух задач из вышеназванных.

По сути, несмотря на декларируемое обновление целей и содержания профессионального образования, на практике относительно качественно и системно решается только первая задача. Безусловно, подготовка компетентных специалистов -ведущий целевой ориентир высшей школы. Однако недостаточное внимание вопросам обеспечения соответствия выпускников объективным требованиям социума, рынка труда и работодателей, а также становлению способностей к предъявлению собственных конкурентных преимуществ приводит к значительному затруднению профессионального старта молодых специалистов, а также существенно снижает конкурентоспособность уже состоявшихся, опытных работников. Таким образом, формирование у будущих специалистов самопрезентационной компетентности можно рассматривать как актуальную задачу современного профессионального образования.

Заметим, что в существующих научных исследованиях нами не обнаружено употребления термина «самопрезентационная компетентность». Подавляющее большинство авторов используют понятия «способность к самопрезентации» (Дж. Равен, Е.Ю. Подойма и др.), «готовность к самопрезентации» (Т.Р Иринина, М.Н. Платунов и др.), «умения самопрезентации» (И. Баранова, Л. Кроль, В. Трубецкая и др.). Однако, на наш взгляд, указанные дефиниции, во-первых, не в полной мере характеризуют исследуемое качество как фактор конкурентоспособности специалиста (поскольку либо отличаются неоднозначностью трактовок, либо ограничивают содержание искомого качества преимущественно мотивационными, операциональными и пр. аспектами рассмотрения), во-вторых, не соответствуют компетентностно-ориентированному содержанию современного профессионального образования. Указанные недостатки нивелируются посредством использования термина «самопрезентационная компетентность», поскольку, как показывает анализ литературы, родовое понятие «компетентность» включает не только знания и опыт, но и способности, и умения, связанные с личностно значимой деятельностью. Компетентность, как и способности (через которые она чаще всего определяется), характеризует наличие у человека совокупности качеств, необходимых для эффективного выполнения деятельности. Однако если способность к какой-либо деятельности означает, прежде всего, потенциальную возможность успешно осуществлять эту деятельность, то компетентность - категория актуальная, подтвержденная практическим опытом, - это «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» (W.E. Blank, G.K. Britell, R.M. Jueger,).

Феномен компетентности описывает две сферы: внешнюю - область предметной деятельности со всей совокупностью составляющих ее действий и операций, и внутреннюю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- те качества, свойства личности, задаваемые внешней областью, которые необходимы для эффективного выполнения деятельности. Относительно внутренней сферы компетентности ученые придерживаются различных мнений. Ряд исследователей относят к содержанию компетентности как интегрального качества практически все многообразие внутреннего мира личности: способности и отношения, знания и умения, стиль мышления, мотивы и цели, ценностные ориентации и рефлексивные навыки и пр. (В.И. Байденко, Е.В. Бондарева, Т.Г. Браже и Н.И. Запрудский, А.К. Маркова и др.). Однако в подавляющем большинстве наиболее современных работ ученые в структуру компетентности напрямую не включают личностные качества (в частности, черты характера), отношения, установки, эмоции т.п., а акцентируют внимание на инллектуально-когнитивном и операционально-поведенческом ее содержании: знаниях и умениях, способах действий, опыте практической реализации знаний и умений (Н.А. Гришанова, В.А. Исаев, Л.И. Митина, Ю.Г. Татур, Е.П. Тонгоногая, А.В. Хуторской и др.). Но при этом авторы указывают на ценностную значимость для субъекта

того круга предметов, объектов, процессов и явлений, относительно которых задается указанное содержание компетентности, на положительную мотивацию субъекта к деятельности. То есть практически все современные ученые прямо или косвенно включают в состав компетентности мотивационно-ценностный компонент, соглашаясь с Дж. Равеном в том, что компетентность - это мотивированная способность [8].

Помимо мотивационно-ценностной обусловленности, к сущностным характеристикам компетентности относятся следующие: 1) интегрированность компонентов, обеспечивающая системность компетентности как качества личности, 2) функциональность качества как способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая в результате поставленных целей, 3) экстраполируемость как способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций, способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых они изначально сформировались, 4) продуктивность, выражающаяся в эффективном использовании индивидуальных способностей, владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющее плодотворно осуществлять деятельность и гибко решать контекстные проблемы (В.В. Батышев, ВА. Болотов, AÆ Бусыгин, ИА. Зимняя, A.K Маркова, Е.И. Cахарчук, A3. Хуторской и др.). Все вышесказанное позволяет сформулировать следующее определение: самопрезентационная компетентность - это мотивированная способность личности к эффективной самопрезентационной деятельности, обусловленная сформированной системой необходимых знаний и умений, вариативных способов и приемов осуществления самопрезентации, а также наличием опыта практического успешного осуществления самопрезентации.

Таким образом, самопрезентационную компетентность ^пК) мы понимаем как качество, более широкое, чем отдельные способности, умения или готовность, но интегрирующее их и обладающее их характеристиками, а именно:

- &К предполагает освоение всех элементов самопрезентационной деятельности: целевых (определяющих, зачем осуществляется самопрезентация), содержательных (показывающих, что презентуется), операциональных (демонстрирующих, какими способами и с помощью каких средств осуществляется самопрезентация);

- об освоении всех элементов деятельности свидетельствует наличие соответствующих знаний и умений, обеспечивающих эффективность деятельности, мотивационно-ценностного отношения к деятельности, позитивного опыта осуществления деятельности.

Исходя из этого, а также опираясь на принятое нами определение C^^ в ее структуре мы выделяем когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-поведенческий компоненты, контекстно связанные с целями, содержанием, средствами и способами, приемами самопрезентации. Когнитивный компонент может быть описан посредством системы необходимых знаний, мотивационно-ценностный компонент будет включать совокупность мотивов самопрезентационной деятельности, а деятельностно-поведенческий

- умения и способы в области подготовки, осуществления, анализа и коррекции самопрезентации.

Для определения содержания самопрезентационной компетентности специалиста мы проанализировали научную литературу по следующему кругу вопросов: сущность и содержание самопрезентации, ее средства и способы осуществления (В.С Aгеев, Ю. Aртюхова, Н.Д. Громова, М.Н. Котлярова, Д. Майерс, H.A. Федорова, Ю.Г. Фролова, В.М. Шепель, И.П. Шкуратова и др.), сущность имиджа и его связь с самопрезентацией (A.A. Aльтшуллер, О.С Виханский, A^. Cанатулова, C.K Cергиенко, В.М. Шепель и др.), взаимосвязь имиджа, самопрезентации и Я-концепции личности (A3. Гадаев, М. Ковальски, Р. Лири, Н.С Титова, И.П. Шкуратова и др.), условий и факторов создания имиджа и эффективности самопрезентации (М.В. Aпраксина, Р. Вердербер, К. Вердербер, И. Гофман, Дж. Келли, К. Леонгард, В.М. Михайлова, ТА. Трифонова, М. Райдер и др.), мотивационных основ самопрезентации (Р. Aркин, И. Джонс, Т. Питтман, Дж. Уайт, Б.

Шленкер, А. Шутц и др.) и пр. Результаты проведенного теоретического исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Самопрезентация - это целенаправленная деятельность человека, направленная на создание благоприятного впечатления о себе или впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам; она выражается в умении эффективно и выигрышно подать себя в различных ситуациях, расположить к себе аудиторию (отельного человека или группу лиц), привлечь внимание, актуализируя интерес к своим определенным внешним (видео-, аудио-). Как вербальная и невербальная демонстрация собственной личности, самопрезентация всегда осуществляется в системе внешних коммуникаций и в отношении социально и культурно принятых способов действий и поведения. Являясь, по сути, деятельностью по управлению впечатлением о себе, она связана с контролем и регулированием Я-информации для создания необходимого Я-образа в глазах окружающих, конструирования модели поведения, отвечающей в конкретной ситуации исполняемой роли, имиджу, социальным требованиям.

Таким образом, самопрезентация как результат - это создание благоприятного впечатления о себе, как средство - создание определенного образа Я (имиджа), как деятельность - управление впечатлением о себе посредством поведенческой демонстрации Я-информации. Очевидно, что самопрезентация всегда ориентирована на некие образцы, идеалы, в соответствии с которыми человек демонстрирует, подает себя перед той или иной аудиторией, используя различные коммуникативные средства и имея целью создать благоприятное впечатление о себе. В свою очередь, образ, обусловливающий благоприятное впечатление, зависит от особенностей аудитории (их идеалов, стереотипов, установок, ожиданий и пр.); выбор тех или иных средств и содержания самопрезентации во многом определяется индивидуальными особенностями личности и целями самопрезентации [9].

2. Самопрезентация тесно связана с понятием имиджа. Имидж - это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для какого-либо явления. В качестве явления может выступать личность человека, результаты его труда, конкретные характеристики отдельного индивидуума или организации, фирмы, продукция, а также целые профессиональнальные общности. Самопрезентация с позиций имиджелогии выступает как одно из ключевых деятельностных аспектов, ориентированных на создание благоприятного имиджа; как один из механизмов формирования или демонстрации имиджа. Детерминантом создания имиджа выступает противоречие между «Я-реальным» или «Я-идеальным» и «Я-социальным»; при этом базой для отбора имиджеформирующей информации является когнитивное содержание Я-концепции.

Содержание имиджа соотносится, прежде всего, с таким компонентом Я-концепции личности, как Я-идеальное. Поскольку имидж формируется в глазах окружающих и важен исключительно как образ, воспринятый аудиторией, этот идеальный образ Я должен быть внедрен в сознание объектов имиджирования. Процесс самопрезентации, следовательно, направлен на перевод Я-идеального в Я-социальное (или Я-идеального социального в Я-реальное социальное).

Соответственно характеристики (объективность и субъективность, естественность и искусственность, когнитивность и эмоциональность, образность, символичность, влиятельность), функции (личностно-возвышающая, психотерапевтическая, социальной адаптации, высвечивание лучших и затенения негативных личностно-деловых характеристик, организации внимания, преодоления рубежей), атрибуты (внешние данные, личностные данные, компетенции, достижения, цели и ценности личности и пр.) имиджа ключевым образом определяют цели, средства, содержание, факторы, механизмы и т.д. самопрезентационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Совокупность демонстрируемых личностных качеств (целесообразных элементов содержания самопрезентации) определяется объективными требованиями к личности (в нашем случае - к личности специалиста) социума, профессии, аудитории (работодателей, коллег, руководителей, потребителей). Таким образом, решение вопроса о содержании самопредъявления сопряжено с исследованием вышеуказанных требований.

4. Удержание, приемы самопрезентации определяются не только исходя из характеристик внутреннего мира (внутренних условий) субъекта самопрезентации, но и в зависимости от внешних условий, наиболее значимыми из которых являются относящиеся к характеристикам аудитории, реципиентов, воспринимающих сообщение. A от соответствия, согласованности внутренних и внешних условий зависит эффективность самопрезентации. ^едовательно, содержание &К должно включать знания, умения, способности и т.д., касающиеся четырех аспектов:

- личности презентуемого (Я-информации и ее адекватного отбора),

- особенностей аудитории, реципиентов (индивидуальных и/или коллективных), их требований и ожиданий,

- содержания сообщения, средств его трансляции, способов и приемов самопрезентационной деятельности, поведения,

- способов интерпретации и оценки реакций реципиентов, а также способов адекватной коррекции содержания и приемов самопрезентации.

5. В процессе труда от работника ожидается способность эффективно представлять

себя не только как индивидуальность, самобытного специалиста, но и как члена конкретного трудового коллектива, организации, учреждения, как производителя качественного товара/услуг. Индивидуальная (личностная) самопрезентация направлена на

создание/корректировку/поддержание/продвижение собственного имиджа. В зависимости от текущих или стратегических целей, от условий самопрезентации субъекту в разных случаях целесообразно предъявлять себя либо как индивидуальность (Я-специалист), либо как члена группы, профессионального сообщества (Я-представитель организации, фирмы). ^едовательно, содержание &К должно включать оба аспекта в целевом, информационном, операциональном ключах (знания, умения, приемы и пр.).

При конструировании собственного имиджа соответственно целесообразно использовать либо Я-информацию преимущественно индивидуального плана (личностные и профессиональные качества, успехи, планы, собственный стиль одежды и пр.), то есть важную исключительно для собственного профессионального имиджа специалиста, либо содержание корпоративного имиджа (имиджа продукта, потребителей, корпоративной культуры, руководителей и персонала и пр.). В первом случае имидж формируется преимущественно под влиянием качеств самого субъекта, зависит от адекватности отобранной Я-информации и используемых средств, приемов, способов самопрезентации. Во втором случае осуществляется презентация «Я-представитель организации», значимыми являются корпоративный имидж и успешность демонстрации собственной причастности к делам, ценностям и пр. организации. Естественно, в двух случаях стратегии и тактики самопрезентации также могут различаться.

6. Тактические цели самопрезентации обусловлены текущими, актуальными потребностями личности и соответствующими мотивами. ^едовательно, при определении содержания структурных компонентов CпК необходимо опираться на мотивационные основы самопрезентационной деятельности. Это позволит не только понимать побуждения, детерминирующие самопрезентационную активность субъекта, но и сознательно определять и корректировать цели самопрезентации таким образом, чтобы их достижение способствовало удовлетворению существующих потребностей способами и средствами, наиболее приемлемыми с точки зрения социальных, профессиональных, субъективноличностных требований и ожиданий. То есть путем выбора или конструирования социально, профессионально и адекватных ситуации стратегий, тактик, техник и содержания самопрезентации. Заметим, что в числе конструктивной мотивационной основы самопрезентационной деятельности целесообразно рассматривать три вида мотивов: достижения успеха, приобретения власти эксперта или потребность в уважении, стремление чувствовать свою эффективность.

В свою очередь, цели самопрезентации обусловлены текущими и/или стратегическими профессиональными целями специалиста, как трудоустройство,

профессиональная адаптация, профессиональное развитие, карьера и пр. ^едовательно, содержание мотивационно-ценностного компонента &К должно включать мотивы профессиональной деятельности и профессионального саморазвития. Поскольку наиболее конструктивной с точки зрения устойчивости, продуктивности, перспективной направленности труда является внутренняя положительная мотивация деятельности, то в содержание мотивационно-ценностного компонента CпК следует включить: интерес и ценностное отношение к процессу, содержанию, результатам профессиональной деятельности и стремление к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию.

7. Cамопрезентация стратегически направлена на

создание/коррекцию/поддержание/продвижение имиджа, поэтому ее целесообразно рассматривать шире нежели собственно, самопредъявление личности в процессе коммуникации. В связи с этим, на наш взгляд, более оправданным является термин «самопрезентационная деятельность», предполагающая и подготовку к самопрезентации, и анализ ее результатов и пр. Поэтому содержание деятельностно-поведенческого компонента &К должно включать блоки, соответствующие этапам имиджирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовка к самопрезентации - отбор Я-информации (содержания Я-концепции) и Ты-информации (сведений о реципиентах), выбор адекватных внутренним и внешним условиям средств и способов самопредъявления;

- собственно самопрезентация - предъявление отобранной Я-информации выбранными вербальными и невербальными средствами с использованием избранных способов и приемов;

- анализ самопрезентации - осознание и интерпретация реакций аудитории на самопрезентацию, определение ключевых причин успеха/неудачи;

- коррекция содержания и/или средств и способов самопрезентации в случае неудовлетворительных результатов; закрепление образа Я в глазах аудитории при его соответствии желаемому.

8. Поскольку в процессе самопрезентации имидж формируется как результат восприятия визуальных и невизуальных атрибутов, то содержание &К должно включать знания, умения, способы, опыт грамотного конструирования и предъявления собственных внешних данных, а также объективации, визуализации внутреннего мира личности.

9. Cущность, факторы, механизмы и т.д. самопрезентации исследуются и раскрываются с трех концептуальных позиций: в контексте ролевой теории личности, теории ролевого взаимодействия; с точки зрения теории коммуникации, коммуникативного взаимодействия; в аспектах социального взаимодействия, социальной перцепции. ^едовательно, содержание CпК предполагает сформированность системы знаний, умений, мотивации, опыта, касающихся сущности и атрибутов социальных ролей, способов и приемов эффективной коммуникации, средств и способов воздействия на восприятие окружающими собственной личности и анализа этого восприятия.

Таким образом, можно ориентировочно выделить следующий круг вопросов, который должен быть включен в содержание &К в виде знаний, умений, мотивов, опыта, способов действий и т.п.:

- Я-информация (личностная, лично-профессиональная, корпоративная);

- информация об аудитории, реципиентах (личностная и корпоративная);

- социальные, профессиональные, корпоративные, субъективные требования к конкретным специалистам, субъективные нормы, ценности, установки, стереотипы и пр.;

- социальные и профессиональные роли, их атрибуты, соответствующие ролевые ожидания, способы исполнения ролей и т.п.;

- средства и способы общения эффективной коммуникации, социального взаимодействия;

- основы социального восприятия (перцепция), средства и способы воздействия на восприятие окружающих;

- внутренние и внешние условия самопрезентации (внутренний и внешний контекст

коммуникационного события), способы их анализа, интерпретации, использования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутренние и внешние факторы эффективности самопрезентации;

- средства и способы, принципы и правила конструирования и трансляции самопрезентационных сообщений, способы коррекции содержания самопрезентации;

- способы интерпретации и оценки реакций реципиентов на презентуемый образ;

- стратегии, тактики, техники (приемы, способы), средства и цели самопрезентации, способы их коррекции;

- самопрезентация как средство удовлетворения потребностей личности;

- мотивационные основы целепостроения самопрезентации, целесообразная для эффективной самопрезентации жизненная и профессиональная мотивация (самопрезентационной деятельности, профессиональной деятельности, профессионального саморазвития);

- имидж как глобальная цель самопрезентации, основы его построения, коррекции, продвижения;

- личностный, профессиональный, корпоративный имидж, их взаимосвязь;

- использование корпоративного имиджа для создания/коррекции/продвижения личного профессионального имиджа специалиста;

- цели и способы участия специалиста в формировании имиджа организации;

- функции имиджа как основа целеполагания самопрезентации, возможности удовлетворения собственных потребностей путем реализации имиджевых функций;

- этапы самопрезентационной деятельности, возможные ошибки и способы их предупреждения/исправления;

- вербальные средства, способы, принципы эффективного самопредъявления внешних данных;

- вербальные и невербальные средства, а также способы и приемы объективации (визуализации) внутреннего мира личности и др.

Все вышесказанное позволило нам определить содержание C^^ дифференцированное по ее структурным компонентам (Таблица №1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица №1.

________________Структура и содержание самопрезентационной компетентности специалиста_

Структурный компонент СпК Содержание СпК

Когнитивный Знания: - о себе: черты характера, социально и профессионально значимые личностные качества, способности и компетенции, профессиональный опыт, результаты деятельности, достоинства и недостатки, успехи и неудачи, жизненные и профессиональные цели и интересы, свои конкурентные преимущества, установки и отношения и т.д.; - о своей организации: содержание корпоративного имиджа, а именно, перечень, качество и характеристики товаров/услуг, потребителей, руководителей и сотрудников; корпоративная культура (миссия, ценностные ориентиры, нормы взаимоотношений, традиции, требования к сотрудникам и пр.); - о качествах-факторах эффективной самопрезентации и способах их демонстрации; - о внешних условиях самопрезентации: социальные, профессиональные, корпоративные нормы, требования, ожидания, ценности, правила; корпоративная культура внешней организации и индивидуальные особенности аудитории; - о самопрезентационной деятельности: цели, содержании, средствах, способах и приемах самопрезентации.

Мотивационно- ценностный Мотивы: - целеопределяющие: мотивация достижения успеха, мотивация приобретения власти эксперта, потребность в уважении, стремление чувствовать свою эффективность. - средствоопределяющие: интерес и ценностное отношение к процессу, содержанию, результатам профессиональной деятельности; стремление к

профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию.

Деятельностно- поведенческий Умения: - интеллектуальные, в области: анализа и интерпретации информации (соответствующей содержанию когнитивного компонента СпК), ее отбора сообразно ситуации применения самодиагностики и самоанализа личностных качеств, способностей, поведения, деятельности; - практические, в области: проектирования целей, содержания и способов самопрезентации; выбора и использования адекватных средств самопрезентации; переориентации поведения и коррекции содержания сообщения в процессе самопрезентации; конструирования и реализации стратегий и тактик самопрезентации; реализации приемов коммуникации, психологического воздействия; составления устных и письменных самоописаний; профессионального целеполагания и планирования/проектирования карьеры и т.д.

Знание содержания самопрезентационной компетентности специалистов позволяет определить содержание, средств и методов ее формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки. В свою очередь, формирование самопрезентационной компетентности представляется актуальной задачей высшей школы, решение которой будет способствовать повышению качества образования, приведению его в соответствие с запросами современного социума и в целом обеспечит повышение конкурентоспособности как молодых специалистов - выпускников вузов, так и учреждений высшего профессионального образования.

Примечания:

1. Подойма Е.Ю. Программа психологического сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста. URL: http://www.omatus.ru/?p=rgratis&i=1356

2. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2010. Вып. 1. С. 282-288.

3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

4. Хазова С.А. Внепрофессиональные детерминанты конкурентоспособности специалистов (на примере специалистов по физической культуре и спорту) // Известия ВГПУ Сер. Педагогические науки. 2010. № 1 (45). С. 55-59.

5. Баранова И., Кроль Л., Михайлова Е. Деловая самопрезентация: смысл, образ, стиль. URL: http: //www.klacc. ru/korp_progs/descr/14/

6. Скоробогатова М. Как мы понимаем конкурентоспособность на рынке труда. URL: http://globsitc.narod.ru/konferenc/tezisi/s2t3.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Славова Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях. URL: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

9. Jones E.E., Pittman, T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Регере^т^ on the Self. Vol. 1. Hillsdale. N.Y.: Lawrence Erbaum, 1982.

References:

1. Podoyma E.Yu. Programme of psychological support of a competitive expert training. URL: http://www.ornatus.ru/?p=rgratis&i= 1356

2. Khazova S.A. Management of development of the sphere of physical culture and sports in Russia: a personnel aspect // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2010. Iss. 1. P. 282-288.

3. Chernilevsky D.V. Didactic technologies at a higher school: a manual for higher schools. M.: YUNITI-DANA, 2002. 437 pp.

4. Khazova S.A. Extra professional determinants of experts’ competitiveness (based on the example of physical culture and sports experts) // VGPU News. Series «Pedagogical sciences». 2010. No. 1 (45). P. 55-59.

5. Baranova I., Krol L., Mikhaylova E. Business self-presentation: sense, image, style. URL: http: //www.klacc. ru/korp_progs/descr/14/

6. Skorobogatova M. How we understand competitiveness on a labour-market. URL: http://globsitc.narod.ru/konferenc/tezisi/s2t3.htm

7. Slavova L.D. Competitiveness of an intern in modern realities. URL:

http://rusnauka.com/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm

8. Raven J. Competence in modern society: identification, development and realization. M.: Kogito-Center, 2002. 396 p.

9. Jones E.E., Pittman, T.S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self. Vol. 1. Hillsdale. N.Y.: Lawrence Erbaum, 1982.