Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПОКАЗАТЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербенева Галина Викторовна

В настоящее время инклюзия и инклюзивное образование являются неотъемлемыми процессами современной системы образования. Актуальность статьи обусловлена рассмотрением проблемы формирования инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза. Целью статьи является анализ сущности и необходимости формирования инклюзивной культуры у студентов - будущих педагогов. Особое внимание в статье уделено анализу подходов к определению понятия «инклюзивная культура». Показана необходимость комплексного похода к формированию инклюзивной культуры, включая всех субъектов образовательного процесса. Ключевым аспектом статьи является рассмотрение инклюзивной культуры как основы формирования готовности студентов педагогических вузов к работе в инклюзивной образовательной среде. Автором проведено эмпирическое исследование сформированности инклюзивной культуры у студентов педагогического вуза и выявлены три уровня: высокий, скорее высокий и средний уровни. Для организации исследования использован модифицированный опросник, составленный на основе опросника Т. Бута и М. Эйнскоу. В статье представлено описание процесса формирования инклюзивной культуры через создание и реализацию учебной программы учебной дисциплины «Инклюзивное образование», а также через вовлечение студентов педагогического вуза во внеучебную и волонтерскую деятельность, на примере Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре. Представленные данные проведенной диагностики показывают высокую результативность осуществляемой деятельности в отношении решения проблемы формирования инклюзивной культуры у студентов - будущих педагогов, ориентированных на работу в инклюзивной образовательной среде. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов работниками системы образования, педагогами, учителями и студентами высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF AN INCLUSIVE CULTURE AMONG STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Currently, inclusion and inclusive education are integral processes of the modern education system. The relevance of the article is due to the consideration of the problem of the formation of an inclusive culture among students in the educational environment of a pedagogical university. The purpose of the article is to analyze the essence and need to form an inclusive culture among students - future teachers. Particular attention in the article is paid to the analysis of approaches to the definition of the concept of "inclusive culture". The need for a comprehensive campaign to form an inclusive culture, including all subjects of the educational process, is shown. A key aspect of the article is the consideration of inclusive culture as the basis for shaping the readiness of students of pedagogical universities to work in an inclusive educational environment. The author conducted an empirical study of the formation of an inclusive culture among students of a pedagogical university and identified three levels: high, rather high and medium levels. A modified questionnaire based on the T. Booth and M. Ainskow questionnaire was used to organize the study. The article describes the process of forming an inclusive culture through the creation and implementation of the curriculum of the educational discipline "Inclusive Education", as well as through the involvement of students of a pedagogical university in extracurricular and volunteer activities, using the example of the Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara. The presented data of the diagnostics show the high effectiveness of the activities carried out in relation to solving the problem of the formation of an inclusive culture among students - future teachers focused on working in an inclusive educational environment. The practical significance of the study lies in the possibility of using its results by employees of the education system, teachers, teachers and students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дербенева, Г. В. Формирование инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза / Г. В. Дербенева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf

For citation:

Derbeneva G.V. The formation of an inclusive culture among students in the educational environment of a pedagogical university. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 51PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Дербенева Галина Викторовна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

Филиал в г. Таре, Тара, Россия

Декан факультета «Педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: derbeneva_gv@mail.ru

Формирование инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза

Аннотация. В настоящее время инклюзия и инклюзивное образование являются неотъемлемыми процессами современной системы образования. Актуальность статьи обусловлена рассмотрением проблемы формирования инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза. Целью статьи является анализ сущности и необходимости формирования инклюзивной культуры у студентов — будущих педагогов. Особое внимание в статье уделено анализу подходов к определению понятия «инклюзивная культура». Показана необходимость комплексного похода к формированию инклюзивной культуры, включая всех субъектов образовательного процесса. Ключевым аспектом статьи является рассмотрение инклюзивной культуры как основы формирования готовности студентов педагогических вузов к работе в инклюзивной образовательной среде. Автором проведено эмпирическое исследование сформированности инклюзивной культуры у студентов педагогического вуза и выявлены три уровня: высокий, скорее высокий и средний уровни. Для организации исследования использован модифицированный опросник, составленный на основе опросника Т. Бута и М. Эйнскоу. В статье представлено описание процесса формирования инклюзивной культуры через создание и реализацию учебной программы учебной дисциплины «Инклюзивное образование», а также через вовлечение студентов педагогического вуза во внеучебную и волонтерскую деятельность, на примере Филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре. Представленные данные проведенной диагностики показывают высокую результативность осуществляемой деятельности в отношении решения проблемы формирования инклюзивной культуры у студентов — будущих педагогов, ориентированных на работу в инклюзивной образовательной среде. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов работниками системы образования, педагогами, учителями и студентами высших учебных заведений.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивная культура; образовательная среда; формирование инклюзивной культуры; культура; структурные компоненты инклюзивной культуры; студенты педагогического вуза; ключевые ценности педагогического вуза; показатели инклюзивной культуры; уровень сформированности инклюзивной культуры

Введение (актуальность)

В современную образовательную среду прочно вошел процесс инклюзии и инклюзивного образования, законодательно закрепленный в 2012 году Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Уже не вызывает сомнения актуальность данных явлений на современном этапе развития общества и педагогической науки. Инклюзию можно рассматривать как процесс определенной трансформации нашего общества, определивший новый вектор его дальнейшего развития — полноценное включение людей с ограниченными возможностями здоровья в социум. В данном контексте включение предполагает, прежде всего, построение человеческих отношений. А исследовательское поле инклюзивного образования постоянно расширяется, появляются новые аспекты и вопросы для изучения. И, естественно, такое включение будет успешным, если в социуме будет взаимопонимание, поддержка и сотрудничество. Но в процессе введения инклюзивного образования стало возникать множество проблем, в частности социальных. Актуальной проблемой остается формирование культурного отношения к людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как в обществе в целом, так и в образовательной организации в частности. С точки зрения Т. Бут, М. Эйнскоу в развитии инклюзии можно выделить три основных аспекта: разработка инклюзивной политики; развитие инклюзивной практики; создание инклюзивной культуры2. При этом процесс формирования инклюзивной культуры является хорошей основой для реализации и инклюзивной практики, и инклюзивной политики.

В настоящее время одним из основных и актуальных направлений исследования и развития инклюзивного образования является всестороннее изучение феномена инклюзивной культуры.

Инклюзивная культура входит в круг вопросов активного обсуждения в психолого-педагогической, социальной литературе, данная проблема широко представлена на научно-практических конференциях, форумах, семинарах и круглых столов.

Понятие культура достаточно многозначно и определяется в соответствии с областью человеческой жизнедеятельности. В гуманитарных исследованиях культура трактуется как система различных общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта, а именно, передает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях.

Современный философский словарь трактует понятие культура, как «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом,

3

составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества»3.

Социальная жизнь невозможна без включения человека в какой-либо коллектив или организацию. Рассмотрим понятие культура организации. В словаре по социальной педагогике под культурой организации понимаются «ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общих целей»4.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-Ф3 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — UPL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 22.11.2022).

2 Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу; под ред. Марка Вогана. — М.: РООИ «Перспектива», 2007. — 124 с.

3 Философский словарь / Авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. — 2-е изд. стер. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 562 [2] с.

4 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с. — С. 138.

Наше общество невозможно представить без включения в социальную жизнь людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями, а значит и невозможно без такого явления как инклюзивная культура. Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко и И.В. Тимченко констатируют, что инклюзивная культура «охватывает жизнь общества в целом, функционирование отдельных его институтов, а также может использоваться для характеристики личностных качеств отдельного человека» [1, с. 830]. Сущность инклюзивной культуры представлена в работах М.Р. Арпентьевой [2], В.З. Кантор и Ю.Л. Проект [3], Е.А. Кирилловой [4], А.И. Полянского и В.Д. Мартиросян [5], В.Н. Ярской-Смирновой и Е.Р. Ярской-Смирновой [6]. Опираясь на все вышеперечисленные исследования, можно констатировать, что под инклюзивной культурой мы понимаем определенный уровень развития современного общества, который выражается в гуманном, безопасном отношении людей друг к другу, где присутствуют идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений и где формируются, и всеми принимаются инклюзивные ценности, которые стимулируют инклюзивное образование.

Следует отметить, что в широком смысле инклюзивная культура организации предполагает полную и успешную интеграцию лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья последовательно в учебную и трудовую деятельность и отражает психологический климат коллектива, в котором царит уважение, равенство и позитивное признание различий. В исследовании Т.В. Емельяновой и А.А. Синявской инклюзивная культура рассматривается как основа, первый этап формирования готовности студентов педагогических вузов к работе в инклюзивной образовательной среде [7].

В своем исследовании Н.В. Старовойт выделяет пять основных аспектов, рассматривающих инклюзивную культуру относительно образовательной организации: (1) особая философия; (2) часть общей школьной культуры; (3) уникальный микроклимат доверия; (4) особая инклюзивная атмосфера; (5) фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества [8]. Важно отметить, что получения качественного образования на любой степени обучения и эффективной социальной и психологической адаптации в социуме необходимо не только детям с ограниченными возможностями здоровья активно вступать во взаимодействие с другими детьми, но и не менее важно данное общение для детей, которые не имеют ограничений в своем развитии и здоровье. Не вызывает сомнения, что простое уважение каждой личности, гуманное отношение, эмпатия и отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивная культура должна пронизывать все образовательное пространство любой образовательной организации, ее должны освоить все участники образовательного процесса, что является важным основанием для развития инклюзивного образования.

Формирование инклюзивной культуры является весьма многоплановой задачей, решение которой направлено на значительное расширение границ образовательного пространства образовательной организации, в том числе и вуза. Под формированием инклюзивной культуры следует понимать построение такого образовательного пространства, в котором каждый чувствует себя комфортно, где человек понимает, что его уважают и ценят. Данный процесс осуществляется последовательно, переходя от звена к звену в определенной технологической цепочке: от приобретения знаний по инклюзивной культуре к формированию ценностного отношения и получения опыта совместной деятельности до положительного отношения к существующей действительности. Главное, что описанный процесс должен осуществляться совместно всеми субъектами инклюзивного образовательного процесса.

Инклюзивная культура в педагогическом вузе имеет отличительную систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, включающая профессорско-преподавательский состав, обучающихся, административно-управленческий персонал и социальных партнеров вуза. Данная система функционирует на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивного образования. Как отмечает С.В. Алехина, что новую парадигму образовательных отношений определяют инклюзивные ценности, которые также ориентируют на гуманистический характер самого образования [9]. По ее мнению, «идея включения требует от нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, осознать необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей» [9, с. 72]. В исследовании Л.А. Казаковой отмечено, что в инклюзивной образовательной среде быстрее и эффективнее формируются нравственные нормы и правила жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса на основе механизмов социализации: подражания и идентификации [10]. Данную позицию поддерживает и Е.С. Гринина [11].

Е.Л. Тихомирова, Е.В. Шадрова отмечают, что в педагогической науке принято выделять следующие структурные компоненты инклюзивной культуры: миссия образовательной организации, ценности и принципы ее деятельности [12]. Опираясь на Программу стратегического развития ОмГПУ, определяем, что миссией педагогического вуза является создание открытого пространства возможностей профессионально-личностного развития студентов, преподавателей и сотрудников: от личного успеха — к успешному университету в интересах региона, государства и общества. Среди ключевых ценностей вуза можно выделить: образование и развитие личности, индивидуальность и уникальность, успешность и целеустремленность, равенство, права и свободы личности, поддержку и уважение, а также сопереживание и дружбу, и др. Обозначенные ценности, возможно, использовать и в качестве основных критериев оценки инклюзивной деятельности вуза, и для выявления степени готовности всех участников образовательного процесса к осуществлению инклюзивного образования. Представленная система ценностей позволяет создать надежную основу инклюзивной культуры образовательной организации. К основным принципам инклюзивной культуры можно отнести: гуманность, взаимопомощь, доступность, защита, информирование, вовлеченность, принадлежность к сообществу, сотрудничество между участниками образовательного процесса, педагогический оптимизм и другие. Именно поведение каждого человека определяют социальные нормы и ценности, т. е. составляют часть инклюзивной культуры. Как отмечает М.Н. Лебедева, это совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них, это система представлений, правил, установок, ценностей и моделей поведения, общих для группы и являющихся условием устойчивости определенной группы [13]. Интересной является позиция С.В. Алехиной и А.Ю. Шеманова, которые в своем исследовании останавливаются на инклюзивной организационной культуре и определяют ее как культуру, которая направлена «одновременно на успешное достижение целей организации и целей инклюзии» [14]. О.Б. Янусова определяет инклюзивную культуру будущих педагогов через изучение трех структурно-содержательных компонентов: аксиологического (ценности инклюзивного образования, саморазвитие и самореализация), личностно-коммуникативного (коммуникативные и организаторские способности, профессионально-значимые качества, гуманистическая направленность), когнитивного (особенности интеллектуально-мнестической деятельности, высокая способность к обучению) [15].

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что инклюзивная культура является важной составляющей инклюзивного образования, суть которой заключается в проявлении ценностного отношения к лицам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями

здоровья. Несформированность инклюзивной культуры отрицательно сказывается на всех результатах образовательного процесса. Можно создать идеальные условия для обучения лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях образования, но исключить человеческий фактор просто невозможно. Таким образом, над формированием инклюзивной культура необходимо работать во всех образовательных организациях, особенно это актуально в педагогическом вузе в процессе подготовки будущих учителей, которым предстоит в будущей профессиональной деятельности решать эту задачу.

Все вышесказанное и проанализированное определяет цель нашего исследования — теоретическое и экспериментальное исследование процесса формирования инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятия «инклюзия», «инклюзивная культура», «формирование инклюзивной культуры».

2. Определить уровень сформированности инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза.

3. Рассмотреть специфику формирования инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза.

Методы и материалы

С целью решения исследовательских задач нами были применены теоретические методы исследования: анализ научной литературы, синтез и систематизация материалов по изучаемой проблеме, а также практические методы исследования: опрос и наблюдение.

Для определения уровня инклюзивной культуры нами был взят за основу модифицированный Л.С. Дейкиной и Н.А. Першиной опросник на основе практического пособия «Показатели инклюзии» авторов Т. Бута и М. Эйнскоу5, под редакцией М. Вогана, который направлен на выявление уровня сформированности инклюзивной культуры в образовательной организации. Опросник состоит из 40 вопросов, которые распределены на шесть следующих блоков: первый блок вопросов направлен на изучение мнения о сформированности представлений о сути понятия инклюзия и инклюзивная культура; второй блок вопросов позволяет изучить отношение в образовательной организации, в том числе к людям с ОВЗ; третий блок вопросов выявляет информацию о сформированности у обучающихся представления об инклюзивной культуре; четвертый блок вопросов позволяет определить: является ли ограничение возможностей обучающегося для включения его в общественно-значимую деятельность; пятый блок вопросов направлен на понимание основ инклюзивной культуры и шестой блок вопросов предполагает изучение личной готовности к инклюзивной деятельности. Содержание опросника позволяет определить пять уровней сформированности инклюзивной культуры.

Экспериментальной базой исследования явился Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре. Исследование проведено в период с октября по ноябрь 2022 года.

5 Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу; под ред. Марка Вогана. — М.: РООИ «Перспектива», 2007. — 124 с.

Результаты и их обсуждение

С целью изучения сформированности инклюзивной культуры у студентов педагогического вуза было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие студенты — будущие педагоги очной формы обучения 3-5 курсов в количестве 82 человек. Именно данная категория студентов проходит интенсивное погружение в инклюзивный образовательный процесс. Результаты исследования уровня сформированности инклюзивной культуры в образовательной организации представлены на рисунке 1.

72 %

80 70

60

50 40 30 23 %

7 %

20 10

0

Высокий уровень Скорее высокий Средний уровень уровень

Рисунок 1. Результаты исследования уровня сформированности инклюзивной культуры у студентов — будущих педагогов (составлено автором)

Проведя исследование, мы выявили, что среди тестируемых 72 % студентов обладают высоким уровнем сформированности инклюзивной культуры, 21 % респондентов со скорее высоким уровнем инклюзивной культуры и 7 % показали средний уровень сформированности инклюзивной культуры. Надо отметить, что практически все респонденты как участники образовательных отношений проинформированы и имеют представления об инклюзии в образовательной организации, знают какие условия должны быть созданы для организации образовательного процесса всех категорий обучающихся.

Инклюзивная культура не возникает спонтанно, само себе, она является результатом общей работы по внедрению в образовательную среду образовательной организации основных ценностей инклюзии. Формирование инклюзивной культуры в педагогическом вузе может осуществляться как в учебной так во внеучебной деятельности, через реализацию плана воспитательной работы.

С целью формирования инклюзивной культуры в учебной деятельности нами разработана программа учебной дисциплины «Инклюзивное образование», которая рассчитана на 3 зачетные единицы и включена в учебный план подготовки бакалавров. Цель данного курса — формирование инклюзивной компетентности у студентов через освоение знаний об организации инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательной организации. Программа состоит из следующих разделов: педагогика и психология инклюзивного образования; проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; психолого-педагогические основы формирования инклюзивной культуры педагога инклюзивного образования. Основными формами занятий в рамках изучаемой дисциплины являются лекции, семинары. На занятиях проводятся диспуты на животрепещущие темы, круглые столы,

организуются и проводятся деловые игры, направленные на выработку подходов формирования инклюзивных ценностей у обучающихся, широко используется решение кейс-заданий. Особый интерес у студентов вызывает написание эссе на тему «Легко ли быть непохожим на других...» и по проблеме использования кинофильмов или мультфильмов для решения задач формирования инклюзивной культуры у обучающихся. Обязательным видом деятельности является разработка программы для обучающихся общеобразовательной школы, направленной на формирование инклюзивной культуры. Данная программа разрабатывается группами, защищается и осуществляется последующая реализация непосредственно в общеобразовательной организации. Действенной формой работы по формированию инклюзивной культуры является проведение серии мероприятий и проектов, приуроченных к Международному дню инвалидов, которые разрабатывают и проводят сами студенты. Значимым процессом является совместная подготовка и проведение мероприятий, реализация проектов студентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и студентами, так называемой нормы. Бесценным является и совместное участие студентов в волонтерской деятельности. Организация и проведение акций, праздников и мероприятий позволяют студентам проживать нестандартные ситуации, которые требуют от них проявления взаимоподдержки и взаимовыручки.

Проведя теоретическое и экспериментальное исследование проблемы, мы пришли к выводу, что целенаправленное построение инклюзивной культуры в образовательной среде педагогического вуза является важным условием, во-первых, успешности включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с инвалидностью в образовательный процесс, а во-вторых, способствует формированию инклюзивной образовательной культуры у студентов — будущих педагогов. Формирование инклюзивной культуры в образовательной среде педагогического вуза должно быть непрерывным процессом, построенном на соблюдении следующих инклюзивных ценностей: признание ценности разнообразия людей; открытости образовательной организации для всех обучающихся; приоритетности принципа равноправия; ценности сотрудничества в образовательном процессе. Несомненно, эффективным условием реализации инклюзивного образования в образовательной организации является целенаправленная специально организованная работа по формированию инклюзивной культуры у студентов в образовательной среде педагогического вуза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование инклюзивной культуры в образовательной среде любой образовательной организации является достаточно сложным и противоречивым процессом, предполагающим принятие и разделение ценностей инклюзии, понимания всех особенностей инклюзивного образования в целом.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Горюнова Л.В., Тимченко Е.С., Тимченко И.В. Формирование инклюзивной грамотности студентов в вузе: анализ эффективности организационных моделей учебного процесса // Педагогика. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2020, Том 5, номер 6. — С. 828-834. URL: https://www.gramota.net/materials/4/2020/6/19.html (дата обращения: 28.11.2022).

Арпентьева М.Р. Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018, Том 29, номер 1. С. 97-106. URL: https://psyj ournals.ru/j ournals/scientific_notes/archive/2018_n1/Arpentieva (дата обращения: 01.12.2022).

Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука 2021, Том 23, номер 3. С. 156-182. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-156-182 (дата обращения: 06.12.2022).

Кириллова Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции (Казань, КФУ, 30 октября 2014 г.) / под ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. — Казань: Отечество, 2014. — с. 257-260 URL: https://repository.kpfu.ru/7p id=95043 (дата обращения 01.12.2022).

Полянский А.И., Мартиросян В.Д. Инклюзивная культура в образовательной организации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018, номер 1. — С. 67-72. URL: https://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/682 (дата обращения 26.11.2022).

Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. — 2015. — № 12. — С.133-140.

Емельянова Т.В. Инклюзивная культура будущих педагогов «включенного» образования / Т.В. Емельянова, А.А. Синявская // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. По материалам VII Междунар. науч.-практ. конф., 31 октября 2015 г.: в 10 ч. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. — Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015 г. — № 7, часть Х. — С. 38-41.

Старовойт Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Электронный ресурс] / Н.В. Старовойт // Научно-методический журнал «Концепт». 2016, Том 8. — С. 31-35. URL: https://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 20.11.2022).

Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20. — № 3. — С. 70-78. doi: 10.17759/pse.2015200307.

Казакова Л.А. Специфика инклюзивного воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современных российских условиях / Л.А. Казакова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.

С. 260.

51PDMN622

11. 12.

13.

14.

15.

Гринина Е.С. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Гринина // Изв. Сарат. ун-та. — 2015. — Т. 4. — Вып. 4(16). — С.333-337.

Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование инклюзивной культуры вуза как гетерогенной организации / Е.Л. Тихомирова, Е.В. Шадрова // Стратегии формирования инклюзивной среды: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 17-19 мая 2016 года. — СПб.: Изд-во АППО, 2016. — С. 64-69.

Лебедева Н.М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А Н. Татарко. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. — 408 с.

Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. 2018. — С. 5-13. URL:

https://psyiournals.ru/nonserialpublications/inclusdev 2018/contents/Alekhina Shema nov (дата обращения: 05.12.2022).

Янусова О.Б. Структурно-содержательные компоненты инклюзивной культуры будущего педагога // Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. 2018, Выпуск 6. — 144 с. — С. 65-71. URL: https://www.barsu.by/vestnik/vestnik1 6.php (дата обращения: 12.12.2022).

51PDMN622

Derbeneva Galina Viktorovna

Omsk State Pedagogical University Branch in Tara, Tara, Russia E-mail: derbeneva_gv@mail.ru

The formation of an inclusive culture among students in the educational environment of a pedagogical university

Abstract. Currently, inclusion and inclusive education are integral processes of the modern education system. The relevance of the article is due to the consideration of the problem of the formation of an inclusive culture among students in the educational environment of a pedagogical university. The purpose of the article is to analyze the essence and need to form an inclusive culture among students — future teachers. Particular attention in the article is paid to the analysis of approaches to the definition of the concept of "inclusive culture". The need for a comprehensive campaign to form an inclusive culture, including all subjects of the educational process, is shown. A key aspect of the article is the consideration of inclusive culture as the basis for shaping the readiness of students of pedagogical universities to work in an inclusive educational environment. The author conducted an empirical study of the formation of an inclusive culture among students of a pedagogical university and identified three levels: high, rather high and medium levels. A modified questionnaire based on the T. Booth and M. Ainskow questionnaire was used to organize the study. The article describes the process of forming an inclusive culture through the creation and implementation of the curriculum of the educational discipline "Inclusive Education", as well as through the involvement of students of a pedagogical university in extracurricular and volunteer activities, using the example of the Branch of the Omsk State Pedagogical University in Tara. The presented data of the diagnostics show the high effectiveness of the activities carried out in relation to solving the problem of the formation of an inclusive culture among students — future teachers focused on working in an inclusive educational environment. The practical significance of the study lies in the possibility of using its results by employees of the education system, teachers, teachers and students of higher educational institutions.

Keywords: inclusion; inclusive culture; educational environment; the formation of an inclusive culture; culture; structural components of an inclusive culture; students of a pedagogical university; key values of a pedagogical university; indicators of an inclusive culture; the level of formation of an inclusive culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.