Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗБЕАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна

Образовательные среды, сформированные в различных государствах, можно условно разделить на эксклюзивные и инклюзивные. В России инклюзивность образования зафиксирована в ключевых законодательных актах, но в реальной практике можно увидеть многочисленные примеры эксклюзивности вузовской среды. В данной связи в статье рассмотрены важнейшие проблемы и перспективы развития концепции инклюзии в высшем образовании. Отмечена важность разработки конкретных педагогических технологий, позволяющих обеспечить инклюзию в высшем учебном учреждении. Вузы нуждаются в специальных образовательных модулях, которые будут учитывать состояние здоровья обучающихся. Проблема поиска педагогических технологий, обеспечивающих инклюзию в вузах, связана с проблемой инклюзивной цифровизации высшей школы. Перспективными также являются вопросы дистанционного и смешанного образовании лиц, имеющих ограничения возможностей. Переход на дистанционное обучения актуализирует проблемы жилищных и финансовых условий социально незащищенных слоев населения. Кроме прочих, в статье рассмотрена проблема поиска и разработки средств педагогической диагностики качества и степени инклюзивности образования в вузах. Среди актуальных тенденций в области инклюзивного высшего образования - медицинское сопровождение инклюзии: высокое качество инклюзивного высшего образования возможно исключительно при условии интеграции усилий педагогов, психологов и медицинских работников. Отмечена тенденция внедрения практики повышения цифровой компетентности педагогов. Все инновации в плане обеспечения инклюзии возможны в рамках «кампусов будущего», сочетающего в себе преимущества цифровой образовательной среды, инноваций и безбарьерного пространства. Наконец, автором рассмотрена тенденция развития «инклюзивного языка» в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN ENSURING INCLUSIVENESS IN THE PARADIGM OF HIGHER EDUCATION

Educational environments formed in different states can be conditionally divided into exclusive and inclusive ones. In Russia, the inclusiveness of education is fixed with key legislative acts, but in real practice we can face numerous examples of the exclusivity of the university environment. In this regard, the article considers the most important problems and prospects for the development of the concept of inclusion in higher education. The importance of developing specific pedagogical technologies to ensure inclusion in a higher educational institution is noted. Universities need special educational modules that will take into account, firstly, the state of health of students, and secondly, their specialization. The problem of finding pedagogical technologies that ensure inclusion in universities is related to the problem of inclusive digitalization of higher education. The issues of distance and mixed education of persons with disabilities are also promising. The transition to distance learning actualizes the problems of housing and financial conditions of socially unprotected segments of the population. Among others, the article considers the problem of finding and developing means of pedagogical diagnostics of the quality and degree of inclusiveness of education in universities. Among the current trends in the field of inclusive higher education is medical support for inclusion. The high quality of inclusive higher education is possible only if the efforts of teachers, psychologists and medical workers are integrated. The trend of introducing the practice of increasing the digital competence of teachers is noted. All innovations in terms of ensuring inclusion are possible within the framework of the “campus of the future”, which combines the advantages of a digital educational environment, innovation and barrier-free space. Finally, the author considers the development trend of inclusive language in education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Современные тенденции обеспечения инклюзивности в парадигме высшего образования

Деточенко Людмила Станиславовна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» E-mail: detochenko@sfedu.ru

Образовательные среды, сформированные в различных государствах, можно условно разделить на эксклюзивные и инклюзивные. В России инклюзивность образования зафиксирована в ключевых законодательных актах, но в реальной практике можно увидеть многочисленные примеры эксклюзивности вузовской среды. В данной связи в статье рассмотрены важнейшие проблемы и перспективы развития концепции инклюзии в высшем образовании. Отмечена важность разработки конкретных педагогических технологий, позволяющих обеспечить инклюзию в высшем учебном учреждении. Вузы нуждаются в специальных образовательных модулях, которые будут учитывать состояние здоровья обучающихся. Проблема поиска педагогических технологий, обеспечивающих инклюзию в вузах, связана с проблемой инклюзивной цифрови-зации высшей школы. Перспективными также являются вопросы дистанционного и смешанного образовании лиц, имеющих ограничения возможностей. Переход на дистанционное обучения актуализирует проблемы жилищных и финансовых условий социально незащищенных слоев населения. Кроме прочих, в статье рассмотрена проблема поиска и разработки средств педагогической диагностики качества и степени инклюзивности образования в вузах. Среди актуальных тенденций в области инклюзивного высшего образования - медицинское сопровождение инклюзии: высокое качество инклюзивного высшего образования возможно исключительно при условии интеграции усилий педагогов, психологов и медицинских работников. Отмечена тенденция внедрения практики повышения цифровой компетентности педагогов. Все инновации в плане обеспечения инклюзии возможны в рамках «кампусов будущего», сочетающего в себе преимущества цифровой образовательной среды, инноваций и безбарьерного пространства. Наконец, автором рассмотрена тенденция развития «инклюзивного языка» в сфере образования. Ключевые слова: инклюзивность, высшее образование, безбеарьерная среда, педагогическая технология, инклюзивное образование, вуз.

Адаптация образовательного процесса к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья на основе концепции инклюзивного образования в вузах - проблема, носящая критически важный характер. Во многих вузах разных стран мира практика введения инклюзивного высшего образования только зарождается, несмотря на то, что многие из них достаточно давно являются участниками международной Конвенции о правах инвалидов от 24 сентября 2008 г. Несмотря на то, что в развитых странах мира уже накоплен положительный опыт введения инклюзивного образования в высшей школе, получение высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья до сих пор не является массовой практикой.

Данная проблема представляется особенно актуальной, если учесть тот факт, что в общей сложности в мире насчитывается около 1 миллиарда людей с инвалидностью, или 15% населения. При этом, согласно данным Программы развития Организации Объединенных Наций, уровень грамотности среди взрослого населения планеты с инвалидностью составляет 3%, среди женщин-инвалидов данный показатель достигает всего 1%. В данной связи крайне важно, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья были полностью включены в общественные процессы, в том числе и в образовательные практики [13].

Для того чтобы преодолеть существующее неравенство образовательных возможностей, международное сообщество взяло на себя обязательства по обеспечению инклюзивного и справедливого качественного образования. Данные обязательства были зафиксированы в 2015 г. в рамках Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2030 Agenda for Sustainable Development), представленной

145

под руководством Организации Объединённых Наций. Данный документ декларирует, помимо сокращения масштабов нищеты и достижения экологической устойчивости, обеспечение социальной справедливости и расширение прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья и удовлетворение их потребностей.

Н.Ю. Родыгина (с соавт.) указывает, что условно механизмы, приводящие к неравенству в сфере образовательной политики, можно разделить на универсальные и специфичные - определяемые социальными, культурными и экономическими условиями конкретной территории. Следуя устоявшимся в социально-культурной среде стереотипам и представлениям, местные правительства могут, сознательно или нет, отдавать предпочтение одним группам обучающихся, лишая другие группы возможностей получения качественного высшего образования. Деятельность государственных учреждений, таким образом, может приводить к коррекции диспропорций прав и возможностей граждан, либо, напротив, усугублять неравенство [9, с. 104].

Все это привело к формации двух типов образовательных сред: эксклюзивное и инклюзивное образовательной пространство. Безусловно, эксклюзивное образовательное пространство имеет дискриминирующий характер: в его рамках человек, отличающийся от большинства, отстранён от социума, не имея возможности продемонстрировать свои возможности. Л.А. Чин-дина с соавт. именуют подобную среду дарвиновской [12, с. 190]: индивид, выделяющийся из группы, хоть и получает доступ к образовательной среде, но вынужден функционировать в ней наравне с другими участниками образовательного процесса, получая образование на общих основаниях.

Современное российское общество также сталкивается с вышеописанными проблемами, в связи с чем в научных и законодательных кругах все чаще высказываются мнения о реформировании сферы образования по модели,

позволяющей полноценно реализовать идею инклюзивности. Тем не менее, изменения сферы образования в сторону инклюзивности, происходящие сегодня, нельзя назвать существенными. Возможной причиной этого можно считать нежелание пересмотра существующего «удобного» уклада национальной образовательной системы. Кроме того, общество еще не пришло к осознанию того, что инклюзивность в образовании - необходимый и неизбежный этап эволюции современной цивилизации [3, с. 55].

Нацеленность на качество и модернизацию средней и высшей школы В. Дунаев называет декларативной: де юре многие государства имплементируют инклюзивную образовательную политику, разрабатывая законодательные массивы под эти цели, но де факто образовательная среда во многом остается недоступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья [4]. Данный тезис подтверждается реальными фактами и статистикой: по данным исследования Т.Ю. Богомоловой и С.В. Коржук, большинство российских вузов не учитывают образовательные потребности студентов с инвалидностью и не имеют четко установленных технологий их обучения. Около трети исследуемых авторами вузов отличаются выраженностью ориентации на обучение людей с инвалидностью [2, с. 258].

В связи с вышеизложенным обозначим перспективные направления реализации концепции инклюзивно-сти в высшей школе как в России, так и за рубежом. Прежде всего, следует отметить вопрос разработки конкретных педагогических технологий, позволяющих обеспечить инклюзию в высшем учебном учреждении. В рамках гуманистической парадигмы современной педагогики усилия учителей должны быть направлены на формирование условий, «способствующих гармоничному саморазвитию и самореализации личности в согласии с самой собой и обществом» [3, с. 56]. На сегодняшний день педагоги имеют ряд соответствующих педагогических техно-

146

логий, которые, тем не менее, должны быть усовершенствованы и «отфильтрованы» согласно современным представлениям об инклюзии. Перспективным направлением совершенствования образовательного процесса является внедрение вариативных программ, направленных на вовлечение учеников с ограниченным возможностями здоровья в образовательных процесс. Применяются такие формы работы, как командные игровые турниры, коллективные исследования, разновозрастное обучение, взаимное обучение. В перспективе весьма желательно разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты для каждого обучающегося [3, с. 56]. Современный комплексный педагогический инструментарий, примененный в соответствии с гуманистическим вектором образования, безусловно, способен снизить риски экс-клюзии и расширить диапазон методов сотрудничества между разными типами обучающихся, вне зависимости от состояния их здоровья.

Важным вопросом является разработка специальных образовательных модулей, которые будут учитывать, во-первых, состояние здоровья обучающихся, и, во-вторых, - их специализацию. Представляется невозможным разработать единый адаптивный модуль, общий для всех образовательных программ вуза. Программа, если следовать принципам инклюзивного образования, должна быть вариативной и, в конечном итоге, обеспечивать качественное образование лиц с ограничениями возможностей и лиц, не имеющих подобных ограничений. Согласно наиболее распространенному мнению, перечень, количество и содержание адаптивных модулей должно определяться каждым вузом самостоятельно и фиксироваться соответствующими нормативными актами. Необходимость выработки отдельного вузовского программного контента обусловлена вариативностью контингента обучающихся, особенностями кадрового состава и направленностью конкретного образовательного учреждения.

Вышеизложенная проблема поиска педагогических технологий, обеспечивающих инклюзию в вузах, тесно связана с проблемой инклюзивной цифровизации высшей школы. Современная образовательная среда характеризуется углублением цифро-визации во все образовательные процессы и естественной сменой представлений о качественном образовании. Широко применяются облачные образовательные системы, интернет-сервисы; лекции и семинары все чаще проходят в формате видеоконференций. Абсолютное большинство вузов располагает электронными медиате-ками и электронными учебными пособиями [10, с. 243]. Все эти инновации вызваны ростом требований современных студентов к формату подачи учебного материала. Цифровые технологии, естественно, применяются и в инклюзивном образовательном пространстве. В данной связи возникает вопрос об оптимальных формах работы со студентами, имеющими ограничения возможностей здоровья. Множество исследователей и педагогов-практиков склоняются к визуализации образовательного пространства (более того, важность визуального компонента информации в современном обществе породило отдельную научную отрасль - «социальную визиософию»). Визуализация в вузовском образовании подразумевает, как правило, ин-фографические средства или видеоматериалы, а потенциал их практического использования в учреждении образовании практически неисчерпаем. В данной связи исследователям предстоит найти ответы на следующие вопросы: какую степень визуализации можно считать избыточной и в какой мере визуализация снижает критическое восприятие информации и приводит к фрагментарности и поверхностности восприятия [10, с. 244]. Тем не менее, визуализация, безусловно, выступает ключевой инновацией при обучении лиц с нарушением слуха. Лица с нарушением работы органов зрения, напротив, должны обучаться

147

в контексте, предполагающем аудиа-лизацию образовательного процесса.

Одной из причин цифровизации образовательных систем является поворот вузовского образования к дистанционным формам проведения занятий. Система дистанционного обучения в вузе - важнейшее средство формирования образовательной среды. Перспективными, на наш взгляд, являются вопросы дистанционного и смешанного образовании лиц, имеющих ограничения возможностей. Неизбежной тенденцией последних лет стала так называемая домоцентричность. Информатизация общества, наряду с недавней пандемией, привела к тому, что значительная часть людей стала работать и получать услуги (в том числе образовательные) удаленно. Д.Б. Лит-винцев с соавт. справедливо отмечают: в условиях пандемии и после нее домо-центричность любого индивида колоссально повысилась [7, с 84]. Подобная тенденция результирует во множество проблем, связанных с психологическим и эмоциональным состоянием людей, ухудшающемся вследствие изолированности от социума. Лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом, и ранее были домоцентричными, а в современных условиях тотальный отрыв от общества может восприниматься ими крайне болезненно. Несмотря на очевидную простоту и очевидность данного умозаключения, попыток преодоления данного барьера социализации в стране, к сожалению, не наблюдается. Существующие практики мейн-стриминга, способные смягчить домо-центричность, остаются дискретными.

Все вышесказанное, помимо прочего, повышает роль жилища в жизни современного человека, что актуализирует исследования жилищных и финансовых проблем социально незащищенных слоев населения. По данным множества зарубежных и отечественных исследований, значительная часть людей с инвалидностью страдает от бедности - как в развивающихся, так и в развитых странах. Домохозяйства, в которых есть члены семьи с ограни-

ченными возможностями, с большей вероятностью окажутся на пороге или даже за чертой бедности и утратят социально-экономический статус в случае экономического кризиса в стране или по причине изменения индивидуальных финансовых условий. Многие исследования, проведенные учеными из разных стран, достоверно подтверждают сильную степень корреляции между бедностью и инвалидностью. Недостаток средств напрямую влияет на доступ к высшему образованию. В результате лицо, имеющее ограничения, связанные с состоянием здоровья, может поступить в вуз, но не сможет продолжать обучение в нем из-за нехватки средств или отсутствия оборудования для прохождения домашнего курса обучения. Данную проблему мы считаем одной из наименее разработанной в современных исследованиях.

Одной из важных тенденций в обеспечении инклюзивности высшего образования является поиск и разработка средств педагогической диагностики. Тогда как эффективность и качество образования в целом подлежит измерению посредством целой батареи разнообразных диагностических методик, изучение и установление результатов обучения, воспитания и развития в условиях развития инклюзивного образования - относительно неразработанный вопрос теории и практики [11, с.108].

Важной тенденцией в области инклюзивного высшего образования становится медицинское сопровождение инклюзии. Высокое качество инклюзивного высшего образования возможно исключительно при условии интеграции усилий педагогов, психологов и медицинских работников; подобная комплексность - «обязательное условие построения индивидуального образовательного маршрута» [11, с. 110]. При этом постепенно функционеры национальных систем высшего образования приходят к осознанию того, что педагогическая, психологическая и медицинская диагностика не должна реали-зовываться в виде единичных замеров.

148

В современной парадигме инклюзивного образования предполагается системность проведения замеров, наряду с оперативным мониторингом количественных и качественных параметров.

Отметим, помимо прочих, тенденцию интенсификации практик повышения цифровой компетентности педагогов. Цифровая компетентность сегодня - неотъемлемый компонент квалификационного портрета педагога. При этом, как пишет Г.Ф. Арстан-галеева (с соавт.), методики ее оценки до сих пор не разработано. Безусловно, требуется инструмент, который бы позволил оценить цифровые компетенции педагога [1, с. 143]. Отсутствие цифровых компетенций, по нашему мнению, означает не только бедность обучающего инструментария, который может применить педагог, но и его неспособность к обеспечению принципа инклюзии, ведь множество обучающихся с ограничениями возможностей здоровья обучаются в дистанционном формате. По данным вышеотмечен-ных исследователей, наиболее высокий уровень сформированности цифровых компетенций ожидаемо фиксируется среди учителей информатики; критическим можно считать отставание по данному параметру среди педагогов гуманитарных дисциплин [1, с. 149]. Важность сформированности цифровых компетенций обусловлена также и тем фактом, что подавляющее большинство цифровых образовательных ресурсов не имеют адаптированных версий и не ориентированы на инклюзивное обучение, из-за чего являются малоэффективными при обучении учащихся с особыми потребностями. Таким образом, готового образовательного контента для лиц с особыми потребностями, как очевидно, недостаточно, а педагогов, способных его создать или адаптировать имеющийся, практически нет.

Среди перспективных векторов совершенствования инклюзивного высшего образования отметим реформирование системы физического воспитания. Вместо освобождения от за-

нятий физической культурой или включения в малоинтенсивные группы ЛФК в вузах проводится разработка адаптивных программ по физическому воспитанию, способствующих максимальному вовлечению студентов с ограничениями возможностей здоровья в занятия физической культурой [8, с. 77].

Глобальной тенденцией, которая в дальнейшем, возможно, определит путь развития концепции инклюзии в вузах, является создание «кампусов будущего». «Кампус будущего» - такой тип университетского городка, который сочетает в себе преимущества цифровой образовательной среды, инноваций и безбарьерного пространства. Несмотря на то, что в целом данная тенденция соответствует глобальной, российские реалии зачастую вносят свои коррективы в имплементацию идеи «кампуса будущего». Речь идет, прежде всего, о таких барьерах, как низкий уровень финансирования вузов, износ зданий, недостаточно развитая транспортно-пешеходная инфраструктура, сниженный комфорт общежитий, низкие темпы внедрения ресурсосберегающих технологий. Тем не менее, в целом российская система высшего образования движется именно в сторону внедрения «кампусов будущего» [5, с. 226].

За рубежом при проектировании новых зданий учебных и жилых корпусов инклюзивность закладывается уже на этапе черновых проектов. За рубежом накоплен достаточно показательный опыт создания в кампусах так называемых Deaf Space, ориентированных на лиц с нарушениями работы органов слуха. В данных пространствах зрение и осязание являются основными средствами пространственного восприятия и ориентации студентов, а ключевым принципом проектирования выступает «сенсорная досягаемость» [14].

Наконец, отметим глобальную тенденцию развития «инклюзивного языка» в сфере образования. Одним из эффективных способов избавиться от стигматизации инвалидов является сознательное использование «инклюзивного языка» как в пределах учеб-

149

ной среды, так и вне ее. Подобный язык основывается на позитивных образах учащихся с инвалидностью и смещает акцент с физических или психических недостатков на уникальные потребности и характеристики таких учащихся [14]. Несмотря на то, что некоторые исследователи сопоставляют подобные изменения языковой практики с «новоязом» Дж. Оруэла, необходимость исключения определенных формулировок в отношении лиц с ограничениями возможностей здоровья неоспорима. Исследования в данной области многочисленны, но, при этом, авторы до сих пор не пришли к единому мнению о сущности и функциях инклюзивного языка в сфере образования. В качестве причин этого можно отметить вариации в дефинициях политической корректности и поляризацию общества в ее отношении. Кроме того, наблюдается динамика политически корректного языка: многие номинации, считающиеся приемлемыми сегодня, могут в последствии расцениваться как недопустимые [6, с. 198].

Таким образом, инклюзивность в высшей школе - довольно проблемный компонент функционирования образовательных систем государств. Многие из этих проблем пока не находят своего решения, тогда как другие -вполне разрешимы в ближайшей перспективе. Задача современных законодателей, управленцев сферы образования и педагогов - сделать так, чтобы декларируемая инклюзивность в вузах трансформировалась в инклюзивность реальную, ощутимую. Только в этом случае можно будет говорить о полноценном доступе к образовательным услугам, заявленном в ключевых законодательных актах нашей страны.

Литература

1. Арстангалеева, Г.Ф. Оценка сфор-мированности цифровых компетенций педагогических работников / Г.Ф. Арстангалеева, М.Н. Тезина, С.М. Слободчикова // Отечественная и зарубежная педагогика. -2022. - № 3. - С. 140-155.

2. Богомолова, Т.Ю. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату / Т.Ю. Богомолова, С.В. Коржук // Мир экономики и управления. - 2018. - № 4. -С.254-268.

3. Дельцова, И.А. Инклюзивность как новый ориентир образования / И.А. Дельцова // Ноосферные исследования. - 2020. - № 2. - С. 5558.

4. Дунаев, В. Школы и вузы: деформации образовательной политики / В. Дунаев // Белорусский ежегодник. - 2020. - № 1. - С. 158-167.

5. Елисеев, А.М. Кампусы будущего в университетских городах России и франции в условиях цифровой экономики, инноваций и безбарьерной среды / А.М. Елисеев, Ю.В. Подопригора, Т.В. Захарова // Вестн. Том. Гос. Ун-та. Экономика. -

2020. - № 49. - С. 225-235.

6. Леонтович, О.А. Политическая корректность, инклюзивный язык и свобода слова: динамика понятий / О.А. Леонтович // Вестник РУДН. Серия: лингвистика. - 2021. -№ 1. - С.194-220.

7. Литвинцев, Д.Б. Инклюзивное проживание в России как аспект многомерности социальной инклюзии / Д.Б. Литвинцев, Л.Б. Можейкина,

B.В. Дегтярева // Вестн. Том. Гос. Ун-та. - 2021. - № 468. - С. 84-92.

8. Минская, Е.В. Адаптивная физическая культура для студентов с нарушениями здоровья в рамках инклюзивного образования в вузе / Е.В. Минская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». -

2021. - № xviii. - С. 76-79.

9. Родыгина, Н.Ю. Опыт зарубежных стран по экспорту образовательных услуг в рамках обеспечения цели устойчивого развития / Н.Ю. Родыгина, В.И. Мусихин, И.А. Арзуманов,

C.В. Молева // образование и право. - 2021. - № 12. - С. 102-110.

10. Треушников, И.А. Преподавание в эпоху цифрового общества /

РЩ

I ■ ul

150

И.А. Треушников, М.Б. Ротанова // юридическая наука и практика: вестник нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 1 (49). -С. 243-244.

11. Челнокова, Т.А. Диагностика и мониторинг в системе инклюзивного образования / Т.А. Челнокова // Гуманитарные науки. - 2022. - № 1 (57). - С. 107-113.

12. Чиндина, Л.А. Развитие образовательного пространства через увеличение степени инклюзии (мировой опыт) / Л.А. Чиндина, М.В. Берсенев, А.Л. Козлитина // Вестн. Том. Гос. Ун-та. - 2018. - № 437. -

C.188-196.

13. Disability and higher education: workforce preparedness for students with disabilities // United Nations Organization. - 2022. [Electronic source]. - Mode of access: https:// www.un.org/en/disability-higher-education-workforce-preparedness-students-disabilities. - Date of access: 28.07.2022.

14. Shaewitz, D. Higher education's challenge: disability inclusion on campus /

D. Shaewitz, J.R. Crandall // Higher Education Today. - 2020. [Electronic source]. - Mode of access: https:// www.higheredtoday.org/2020/10/19/ higher-educations-challenge-disability-inclusion-campus/. - Date of access: 28.07.2022.

MODERN TRENDS IN ENSURING INCLUSIVENESS IN THE PARADIGM OF HIGHER EDUCATION

Detochenko L.S.

Southern Federal University

Educational environments formed in different states can be conditionally divided into exclusive and inclusive ones. In Russia, the inclusiveness of education is fixed with key legislative acts, but in real practice we can face numerous examples of the exclusivity of the university environment. In this regard, the article considers the most important problems and prospects for the development of the concept of inclusion in higher education. The importance of developing specific pedagogical technologies to ensure inclusion in a higher educational institution is noted. Univer-

sities need special educational modules that will take into account, firstly, the state of health of students, and secondly, their specialization. The problem of finding pedagogical technologies that ensure inclusion in universities is related to the problem of inclusive digitalization of higher education. The issues of distance and mixed education of persons with disabilities are also promising. The transition to distance learning actualizes the problems of housing and financial conditions of socially unprotected segments of the population. Among others, the article considers the problem of finding and developing means of pedagogical diagnostics of the quality and degree of inclusiveness of education in universities. Among the current trends in the field of inclusive higher education is medical support for inclusion. The high quality of inclusive higher education is possible only if the efforts of teachers, psychologists and medical workers are integrated. The trend of introducing the practice of increasing the digital competence of teachers is noted. All innovations in terms of ensuring inclusion are possible within the framework of the "campus of the future", which combines the advantages of a digital educational environment, innovation and barrier-free space. Finally, the author considers the development trend of inclusive language in education.

Keywords: inclusiveness, higher education, wear-free environment, educational technology, inclusive education, university.

References

1. Arstangaleeva, G.F. Evaluation of the formation of digital competencies of pedagogical workers / G.F. Arstangaleeva, M.N. Tez-ina, S.M. Slobodchikova // Domestic and foreign pedagogy. - 2022. - No. 3. - S. 140155.

2. Bogomolova, T. Yu. Higher education for people with disabilities in Russia: on the way to an inclusive format / T. Yu. Bogomolova, S.V. Korzhuk // World of Economics and Management. - 2018. - No. 4. - P. 254268.

3. Deltsova, I.A. Inclusivity as a new landmark of education / I.A. Deltsova // Noospheric research. - 2020. - No. 2. - P. 55-58.

4. Dunaev, V. Schools and universities: educational policy deformations / V. Dunaev // Belarusian Yearbook. - 2020. - No. 1. -S. 158-167.

5. Eliseev, A. M., Podoprigora Yu. V., Zakharo-va T.V. Campuses of the future in university cities of Russia and France in the conditions

151

6.

7.

9.

10,

of digital economy, innovations and barrier-free environment // Vestn. Volume. State. University. Economy. - 2020. - No. 49. -S. 225-235.

Leontovich, O.A. Political correctness, inclusive language and freedom of speech: dynamics of concepts / O.A. Leontovich // Vestnik RUDN. Series: linguistics. - 2021. -No. 1. - P. 194-220.

Litvintsev, D.B. Inclusive living in Russia as an aspect of the multidimensionality of social inclusion / D.B. Litvintsev, L.B. Mozheykina, V.V. Degtyareva // Vestn. Volume. State. University. - 2021. - No. 468. - P. 84-92. Minskaya, E.V. Adaptive physical culture for students with health disorders within the framework of inclusive education at the university / E.V. Minskaya // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Science and Society". - 2021. -№ xviii. - P. 76-79.

Rodygina, N. Yu. Experience of foreign countries in the export of educational services in the framework of ensuring the goal of sustainable development / N. Yu. Rodygina, V.I. Musikhin, I.A. Arzumanov, S.V. Moleva // education and law. - 2021. - No. 12. -P. 102-110.

Treushnikov, I.A. Teaching in the era of digital society / I.A. Treushnikov, M.B. Rotano-

va // legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. -No. 1 (49). - P. 243-244.

11. Chelnokova, T.A. Diagnostics and monitoring in the system of inclusive education / T.A. Chelnokova // Humanities. - 2022. -No. 1 (57). - P. 107-113.

12. Chindina, L. A., Bersenev, M. V., Kozliti-na, A.L. Development of educational space through increasing the degree of inclusion (world experience) // Vestn. Volume. State. University. - 2018. - No. 437. - S. 188-196.

13. Disability and higher education: workforce preparedness for students with disabilities // United Nations Organization. - 2022. [Electronic source]. - Mode of access: https:// www.un.org/en/disability-higher-education-workforce-preparedness-students-disabilities. - Date of access: 07/28/2022.

14. Shaewitz, D. Higher education's challenge: disability on campus / D. Shaewitz, J.R. Crandall // Higher Education Today. -2020. [Electronic source]. - Mode of access: https://www.higheredtoday.org/2020Z10/19/ higher-educations-challenge-disability-inclusion-campus/. - Date of access: 07/28/2022.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.