Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТОМСКИХ ВУЗАХ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТОМСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульмин Максим Петрович, Гибазов Роман Русланович

Статья посвящена исследованию инклюзии в вузах г. Томска, проведенному в марте-ноябре 2020 г. Авторы исследовали состояние инклюзивного образования в томских вузах. Акцент был сделан на субъективной оценке состояния инклюзивной среды участниками образовательного процесса: студентами-инвалидами и представителями томских вузов. Были выявлены объективные проблемы, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью при поступлении в университет и в процессе обучения. В свою очередь представители вузов поделились информацией о том, насколько успешно создаётся инклюзивная среда в их учебных заведениях. Рассмотрены нормативно-правовые акты и релевантная литература, позволяющие изучить процесс внедрения инклюзивных идей в образовательную среду. Особое внимание уделяется концептуализации понятий «социальная эксклюзия», «сегрегация», «интеграция» и «инклюзия». Сделаны выводы о состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в томских вузах. В целом респонденты позитивно оценили созданную инклюзивную среду в вузах Томска, хотя изначально предполагалось, что оценка будет негативной. Рассмотрен вероятный способ дальнейшего развития инклюзивного образования в России, предполагающий внедрение системы безбарьерной среды в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульмин Максим Петрович, Гибазов Роман Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INCLUSIVE ENVIRONMENTAL STATE BY THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN TOMSK

The paper is devoted to the study of inclusion in universities in Tomsk, conducted in March-November 2020. The study is focused on the subjective assessment of the state of the inclusive environment made by the participants of the educational process: students with disabilities and representatives of Tomsk universities. The publication identifies the problems faced by students with disabilities when entering the university and in the learning process. Representatives of universities shared information on how successfully an inclusive environment is created in their educational institutions. The paper also considers regulatory legal acts and relevant literature, contributing to the study of the process of introducing inclusive ideas into the educational environment. Particular attention is paid to conceptualizing the concepts of "social exclusion", "segregation", "integration" and "inclusion". Conclusions are made about the state and prospects of development of inclusive education in Tomsk universities. In general, the respondents assessed positively the created inclusive environment in the universities of Tomsk, although it was initially assumed that the assessment would be negative. The probable way of further development of inclusive higher education in Russia is considered.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТОМСКИХ ВУЗАХ»

Научная статья УДК 316.346.32-056:376:37.014 ББК 60.542.5:74.48 Ш 95

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-94-104

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТОМСКИХ

ВУЗАХ

(Рецензирована)

Максим Петрович Шульмин1 Роман Русланович Гибазов2

1Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия

2Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), г. Санкт-Петербург

1scoobi@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-0983-7723 2gibzaza@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию инклюзии в вузах г. Томска, проведенному в марте-ноябре 2020 г. Авторы исследовали состояние инклюзивного образования в томских вузах. Акцент был сделан на субъективной оценке состояния инклюзивной среды участниками образовательного процесса: студентами-инвалидами и представителями томских вузов. Были выявлены объективные проблемы, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью при поступлении в университет и в процессе обучения. В свою очередь представители вузов поделились информацией о том, насколько успешно создаётся инклюзивная среда в их учебных заведениях. Рассмотрены нормативно-правовые акты и релевантная литература, позволяющие изучить процесс внедрения инклюзивных идей в образовательную среду. Особое внимание уделяется концептуализации понятий «социальная эксклюзия», «сегрегация», «интеграция» и «инклюзия». Сделаны выводы о состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в томских вузах. В целом респонденты позитивно оценили созданную инклюзивную среду в вузах Томска, хотя изначально предполагалось, что оценка будет негативной. Рассмотрен вероятный способ дальнейшего развития инклюзивного образования в России, предполагающий внедрение системы безбарьерной среды в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, доступная среда, взаимоотношения инвалидов и общества.

Для цитирования: М.П. Шульмин, Р.Р. Гибазов/ Оценка состояния инклюзивной среды участниками образовательного процесса в томских вузах// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 94-104. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-94-104

Original Research Paper

ASSESSMENT OF THE INCLUSIVE ENVIRONMENTAL STATE BY THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN TOMSK

Maxim P. Shulmin1

Roman R. Gibazov2

1Tomsk State University of Control Systems and Radio Electronics, Tomsk,

Russia, scoobi@inbox.ru

2St. Petersburg State University (SPBU), St. Petersburg, gibzaza@yandex.ru

Abstract. The paper is devoted to the study of inclusion in universities in Tomsk, conducted in March-November 2020. The study is focused on the subjective assessment of the state of the inclusive environment made by the participants of the educational process: students with disabilities and representatives of Tomsk universities. The publication identifies the problems faced by students with disabilities when entering the university and in the learning process. Representatives of universities shared information on how successfully an inclusive environment is created in their educational institutions. The paper also considers regulatory legal acts and relevant literature, contributing to the study of the process of introducing inclusive ideas into the educational environment. Particular attention is paid to conceptualizing the concepts of "social exclusion", "segregation", "integration" and "inclusion". Conclusions are made about the state and prospects of development of inclusive education in Tomsk universities. In general, the respondents assessed positively the created inclusive environment in the universities of Tomsk, although it was initially assumed that the assessment would be negative. The probable way of further development of inclusive higher education in Russia is considered.

Keywords: inclusion, higher education, accessible environment, relations between people with disabilities and society.

For citation: Shulmin M.P., Gibazov R.R. Assessment of the inclusive environmental state by the participants of the educational process in Tomsk // Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. 4 (289). P. 94104 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3691-2021-4-289-94-104

В современном обществе идеи инклюзивного образования всё больше проникают в повседневную жизнь общества. Эта тенденция позитивно оценивается многими учёными, которые подчеркивают происходящую гуманизацию общественного сознания. В связи с этим многие учебные заведения начали позиционировать себя как инклюзивные, то

есть доступные для лиц с инвалидностью. Раздел, посвящённый инклюзии, был включён в требования для прохождения аккредитации, что подтолкнуло высшие учебные заведения хотя бы немного продвинуться в формировании инклюзивной среды. В Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г. заявляется о равенстве в правах всех людей,

в том числе и инвалидов, недопустимости дискриминации, заявляется о равенстве прав инвалидов и неинвалидов во всех сферах жизни, также документ требует для инвалидов равного доступа к объектам и услугам, предлагаемым населению, декларируется их право на самостоятельный образ жизни [1]. В комментарии № 4 к 24 статье Конвенции о правах инвалидов было дано разграничение понятий социальной эксклюзии, сегрегации, интеграции и инклюзии. Так, эксклюзия возникает, когда инвалиды напрямую или косвенно исключаются из общества. Сегрегация возникает, когда инвалидов изолируют от общества и работают с ними отдельно. Интеграция - это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую среду, в случае если эти люди соответствуют стандартизированным требованиями такой среды. Инклюзия же включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса [2].

Помимо этого, права инвалидов в России гарантируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 181-ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 29.07.2018) [3]. В нём прописывается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности, инвалидам гарантируется беспрепятственный доступ к информации и образованию.

В Приказе Минобрнауки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [4] закреплен перечень условий доступности объектов и услуг для инвалидов. Вводится понятие «паспорт доступности» и требования к нему. Регламентируется оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов.

Утверждаются показатели доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования и также устанавливается необходимость разработки дорожных карт.

По данным Федеральной службы государственной статистики, количество инвалидов в РФ на 2020 г. - 12 миллионов человек [5]. Однако до сих пор наблюдается сравнительно небольшое количество студентов с инвалидностью. При этом следует учитывать, что получение образования является одним из залогов нормальной адаптации инвалидов. Согласно второй статье Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [6]. Получая образование, инвалид может реализовать свои основные потребности и получить необходимый уровень знаний, который в будущем позволит ему найти работу. Согласно этому же закону, образование является неотъемлемым правом каждого человека независимо от состояния здоровья или иных факторов.

На основании существующих нормативных актов можно дать определение сформированности условий для инклюзивного образования студентов-инвалидов. Условия являются сформированными тогда, когда инвалид с любой нозологией и степенью инвалидности может комфортно получить высшее

образование, не сталкиваясь при этом с разного рода барьерами и дискриминацией.

В современной литературе многие авторы обращают своё внимание на тему инклюзивного высшего образования. Признавая, что преподавательский состав зачастую является серьёзным препятствием при формировании инклюзивной культуры, Colón изучила, как преподаватели в университете воспринимают интеграцию студентов с инвалидностью. Согласно результатам исследования, преподаватели оказались недостаточно подготовленными для работы со студентами-инвалидами. Также выявилось различие в оценке своей готовности у преподавателей с разных факультетов. Некоторые факультеты оказались более подготовлены, а преподаватели с более подготовленных факультетов были больше заинтересованы в проведении дополнительных тренингов, которые помогли бы лучше взаимодействовать со студентами-инвалидами. Исследователь предполагает, что это связано с тем, что на некоторых факультетах обучается больше студентов-инвалидов. Поэтому преподаватели, которые чаще сталкиваются со студентами-инвалидами, охотнее ищут информацию о том, как с ними работать [7].

Анализируя инклюзивные процессы, происходящие в высшем образовании, Collins выделила 4 ключевые проблемы:

Избыток ресурсов создаёт зависимость. С этим согласны преподавательский состав и сами студенты с инвалидностью. Преподаватели ставят вопрос о продолжении жизни студентов за пределами вузовских стен, где меньше развиты элементы доступной среды. Некоторые студенты утверждают, что они сознательно отказывались от некоторых, по их мнению, чрезмерных возможностей, предлагаемых университетом.

Необходимость дополнительного обучения для работников университета. Студенты-инвалиды

зачастую сталкиваются с непониманием со стороны преподавателей. Преподаватели же не всегда понимают, какая именно помощь нужна тому или иному инвалиду, стараясь при этом обучать всех студентов и не уделяя особого внимания студентам с инвалидностью.

Низкая представленность студентов с явно выраженной инвалидностью. Многие инвалиды с неявной формой инвалидности предпочитают скрывать свою инвалидность. Они делают это из-за наличия социальных барьеров, мешающих им интегрироваться. При этом здоровые студенты готовы принимать инвалидов, но зачастую не знают, как с ними правильно общаться.

Перемещение инклюзии за рамки образования в дальнейшую занятость. Эта проблема состоит в том, что за пределами университета не так развита инклюзия. И это создаёт барьеры для выпускника с инвалидностью при поиске работы [8].

А. Могта в своей статье изучает барьеры, с которыми сталкиваются студенты-инвалиды. Здесь выделяется недостаток, связанный с недооценкой потенциала идей инклюзии в университете. Это проявляется в слабой подготовке преподавательского состава, в недоступности информации и пространства. Также студенты отмечают, что бывает тяжело получить помощь со стороны университета. Они говорят, что предоставляемая им помощь преподносится как продукт доброй воли администрации университета, хотя это обязанность университетских служб, предусмотренная внутренними нормативными актами [9].

Е.В. Воеводина в своей статье отмечает, что система образования в России часто не может обеспечить инклюзию на начальных этапах образования. В то же время инклюзивная культура начинает формироваться именно тогда, когда изначально здоровые дети начинают обучаться совместно с детьми с ограниченными возможностями

здоровья. Также в статье рассматривается тьюторинг как эффективная форма поддержки для студентов с инвалидностью, когда они скрывают свою инвалидность [10].

Е.Ю. Медведева в своей статье описывает результаты проведённого мониторинга инклюзивного высшего образования в России. По ее словам, наименьший процент обучающихся составляют инвалиды-колясочники и лица с психическими заболеваниями, а самый высокий процент составляют студенты с неуказанным диагнозом и соматическими заболеваниями. При том что общая численность студентов-инвалидов в вузах достаточно высокая, наблюдается низкий удельный вес студентов с инвалидностью, обучающихся по адаптированным образовательным программам. Также оказалось, что большая часть выпускников-инвалидов остаются безработными и не могут применить полученные профессиональные компетенции [11].

Ю.В. Мельник, рассматривая тему инклюзивного образования, говорит о праве каждого на образование, хотя и признаёт, что существует большое количество барьеров, мешающих получению инвалидами образования [12]. Э.К. Наберуш-кина в свою очередь в своей статье выделяет три вида инклюзии: инфраструктурную, образовательную и социальную [13]. В другой работе она рассуждает на тему влияния барьеров в городской среде на ощущение своей инвалидности человеком и реакцию общества [14].

При поддержке Автономной некоммерческой организации «Инте-гро», реализующей Президентский грант, авторами настоящей статьи было проведено исследование основных аспектов инклюзии в вузах г. Томска.

Цель данной работы - выявить субъективную оценку состояния инклюзивной среды высшей школы города Томска у разных участников образовательного процесса

(студенты-инвалиды, представители вузов).

Гипотеза: субъективная оценка состояния инклюзивной среды у респондентов будет негативной.

Методы исследования: полуструктурированное интервью (студенты с инвалидностью и представители вузов). Было проведено 6 интервью со студентами с инвалидностью, а также 6 интервью с представителями вузов (ТУСУР, ТГУ, ТПУ, СибГМУ, ТГПУ, ТГАСУ).

В ходе поиска респондентов возникли сложности, вызванные противоэпидемическими мерами из-за новой коронавирусной инфекции. Это привело к ограниченному доступу к общению со студентами всех перечисленных вузов Томска. Однако результаты этого исследования можно распространить на состояние инклюзивной среды во всём городе по следующим причинам. В Томске существует единое образовательное пространство, состоящее из государственных вузов, поэтому ситуация с развитием инклюзивной среды в одном из университетов не может кардинально отличаться от других. Мы опираемся на данные, полученные не только от студентов, но и от представителей всех вышеназванных вузов.

Также у нас есть данные, полученные от наших коллег, которые занимались исследованием основных элементов инклюзии в тех же самых томских вузах: нормативного обеспечения, сайтов, работы приёмной комиссии, работы сотрудников вузов, ответственных за инклюзию, безбарьерной архитектурной среды в томских вузах. Главным выводом исследования, проведённого нашими коллегами, является тот факт, что решение проблем инклюзивного образования в томских вузах не является первоочередной задачей, а рекомендации Минобрнауки, касающиеся обучения инвалидов, не выполняются [15].

В итоге были получены следующие результаты. Мы провели шесть

интервью со студентами-инвалидами. В основном это студенты ТГПУ и один студент из ТУСУРа.

Присутствуют три нозологии:

Респондент А (ТГПУ), Респондент Б (ТГПУ), Респондент В (ТУ-СУР) - слабовидящие.

Респондент Г (ТГПУ) и Респондент Д (ТГПУ) - опорно-двигательный аппарат.

Респондент Е (ТГПУ)

- иммунодефицит.

Целью проведённых интервью было выявление актуальных проблем студентов с инвалидностью, а также ознакомление с личной историей получения высшего образования.

На вопрос: «Что способствовало Вашему поступлению в университет?», респонденты ответили, что это было их желание получить высшее образование. Респондент Б и Респондент А (слабовидящие) также отметили, что им просто было интересно получить высшее образование, потому что они уже обладали средним специальным образованием (массажист). Ни один из респондентов не столкнулся с какими-то проблемами в приёмной комиссии, они отметили доброжелательное отношение. Также никаких проблем не возникло при использовании льготы, которая полагается для лиц с инвалидностью.

На вопрос: «С какими ограничениями пришлось столкнуться при поступлении в университет или, наоборот, что помогало?», респонденты ответили следующее. Респондент А сказал, что тяжело было готовиться к вступительным испытаниям, так как мало было адаптированной литературы для слабовидящих. Ему приходилось просить друзей читать ему учебники и другие материалы, и он на слух воспринимал и запоминал информацию. Респондент Д столкнулась с проблемой попасть в приёмную комиссию ТГПУ, так как на лестнице не было перил, то есть ей необходима была посторонняя помощь. Респондент Б отметил, что

ему помогли подготовительные курсы для инвалидов, которые проводил ТГПУ. Он также считает, что эту практику необходимо распространить на все университеты. Ещё Респондент Б поделился своим видением общей ситуации с инклюзивным образованием. В 2000 г. он учился в ТГУ на юридическом факультете, но когда упало зрение, вынужден был отчислиться, так как для него не существовало тогда условий. Сейчас же время изменилось, и для инвалидов появляется всё больше возможностей для получения высшего образования.

Перед проведением исследования мы сформулировали гипотезу о том, что инвалиды не идут получать высшее образование, потому что считают, что в вузах для них не существует специальных условий. Эта точка зрения, предположительно, формируется под влиянием родителей, учителей и других людей из окружения инвалида. Учителя и родители могут практически с самого рождения настраивать инвалида на то, что высшее образование для него недоступно. Такое положение дел может приводить к инфантилизму, к мнению, что инвалиду все вокруг должны, что мешает ему полностью раскрыться как личности. Задав этот вопрос нашим респондентам, мы обнаружили, что никто из их окружения не отговаривал их от получения высшего образования. Родители, наоборот, всячески поддерживали стремление своих детей получать высшее образование и оказывали посильную помощь (это отметили Респондент Е и Респондент В). Некоторые инвалиды начинали получать высшее образование уже в зрелом возрасте, и, следовательно, на них уже в меньшей степени могло повлиять их окружение, чем на подростков.

Когда речь заходит о людях с ограниченными возможностями здоровья, у других людей сразу появляются в голове образы человека на коляске, слепого инвалида,

передвигающегося с помощью специальной трости и т.д. Это явные признаки инвалидности, которые легко видны невооружённым глазом. Возникает вопрос о том, как выстраиваются у преподавателей отношения со студентами, не обладающими ясными внешними признаками инвалидности. Студенты-инвалиды, с которыми мы побеседовали, отмечают, что у них периодически возникают проблемы во взаимоотношениях с преподавателями, особенно если инвалидность визуально не определяется. Присутствует недопонимание, иногда даже агрессия. Например, студенту с инвалидностью необходимо пропустить занятие, потому что этого требует состояние его здоровья (Респондент Е). А преподаватель может не пойти навстречу и поставить «прогул». Другой случай связан со слабовидящим студентом, который не носит очки (Респондент Б). Ему порой сложно увидеть информацию с доски, и он просит преподавателя повторить, однако периодически сталкивается с тем, что преподаватель не желает ничего повторять, так как не видит формального признака в виде очков. Разумеется, не все преподаватели таким образом относятся к людям с инвалидностью. Однако в процессе интервью неоднократно студенты из разных вузов акцентировали внимание на этой проблеме. Из-за этого усугубляются взаимоотношения, появляется негативный эмоциональный фон. Респондент Б ещё отметил, что желательно доплачивать преподавателям, если в группе находится инвалид, чтобы у преподавателя была дополнительная мотивация подробнее объяснять и повторять определенный материал для инвалида.

При проведении интервью мы вновь столкнулись с давно обсуждаемой темой социальной эксклюзии и инклюзии в обществе. Респондент Б утверждал, что инвалиду лучше будет в среде таких же, как и он сам, потому что людям привычнее общаться с подобными себе. Общение

со здоровыми людьми в таком случае, скорее всего, будет строиться из жалости к инвалиду. Также Респондент Б рассказал о проблеме, которая может ждать студентов с инвалидностью после окончания вуза. Он отметил безынициативность работодателей, которая проявилась во время прохождения практики. Он пытался попасть на практику в интернат для слабовидящих и слепых детей. Однако ему отказали, сказав при этом, что трудоустроить его не смогут.

Далее шёл блок вопросов об особых условиях обучения. На этот вопрос респонденты практически ничего не ответили, так как, с их слов, они ни в каких особых условиях не нуждались и старались учиться, как все остальные студенты. Как мы и предполагали, большинство студентов с инвалидностью, обучающиеся очно, не имеют явных признаков инвалидности, которые серьёзно ограничивали бы их мобильность. Они вполне могут обучаться в том же режиме, что и здоровые инвалиды. Остальные студенты-инвалиды обучаются в дистанционном формате. При взаимодействии с электронной средой особых проблем не возникло. Специализированные технические средства, которые мог бы предоставить университет, наши респонденты не использовали и за социально-психологической помощью не обращались. Относительно специальных средств слабовидящие использовали свою лупу, диктофон и приложение на телефоне, которое могло прочитать текст с фотографии (Респондент Б, Респондент А). Преподаватели в основном нормально относились к студентам-инвалидам, хотя иногда случались недопонимания. С сотрудниками деканата наши респонденты практически не взаимодействовали, с другими студентами проблем не возникало. Респонденты рассматривают высшее образование, как возможность получить новые знания, высоко оценивают вероятность дальнейшего

трудоустройства после окончания вуза по выбранной профессии. Относительно взаимодействия с безбарьерной средой в университете у большинства респондентов никаких проблем не выявилось. Респондент Д сказала, что тяжело передвигаться в тех местах, где отсутствуют перила. Также выяснилось, что чем больше студент-инвалид информирован о своих правах и особых возможностях, тем больше оправдываются его ожидания от получения высшего образования, а значит, обучение проходит на хорошем уровне.

Было проведено интервью с представителями шести томских вузов: ТГУ, ТПУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГПУ, ТГАСУ.

Все представители ответили, что инклюзивная среда в их вузе развивается, принимаются меры для создания благоприятной атмосферы для обучения студентов с инвалидностью. Однако представители СибГМУ и ТГАСУ сразу оговаривают важный нюанс: абитуриенту с инвалидностью и даже здоровому человеку следует рассчитывать свои силы и возможности. Дело в том, что не на все специальности возможно попасть человеку с ограниченными возможностями здоровья. Например, на одной специальности необходимо без дополнительных подъемников забираться на башенный кран. При этом представители вузов отмечают, что невозможно везде создать инклюзивную среду, потому что, например, некоторые здания являются памятниками архитектуры.

Нормативное обеспечение представители вузов считают достаточным. Представители называют некоторые корпуса и общежития, где создана доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но при этом уточняют, что в основном их студенты с инвалидностью учатся в разных корпусах и они способны перемещаться между ними. Приёмные комиссии работают хорошо, проблем и негативного отношения к абитуриентам

с инвалидностью не возникало. По словам представителей вузов, специальная подготовка преподавателей ведётся достаточно активно и преподаватели готовы к общению со студентами-инвалидами. Однако при этом при проведении интервью со студентами с инвалидностью периодически попадались случаи конфликтов между преподавателем и инвалидом из-за недопонимания. Представитель ТУСУРа отметила, что на самом деле подготовка ведётся слабо, преподаватели не понимают, как общаться с такими студентами.

По поводу созданных специальных условий представители вузов говорят следующее: по индивидуальным планам обучения никто не занимается, обустраиваются корпуса и стоянки. Некоторые отмечают наличие психологических служб (ТПУ, ТГУ). Представитель ТУСУРа рассказала о Центре доступного образования (ЦеДО), который помогает адаптироваться студентам-инвалидам.

Относительно трудоустройства представители вузов утверждают, что большинство студентов-инвалидов нормально трудоустраиваются.

Проанализировав все полученные данные, мы можем сделать следующие выводы. Относительно немного проблем было обнаружено у студентов с инвалидностью. Здесь следует отметить, что в основном студенты-инвалиды не имеют тяжёлых форм инвалидности, при которых требуется серьёзное изменение среды (слепые, колясочники). В связи с этим наши респонденты не всегда могут быть полностью осведомлены об особых условиях обучения, а также о наличии какой-либо службы сопровождения, так как они вполне могут и стараются учиться наравне со здоровыми. По мнению представителей вузов, общая картина, связанная с развитием инклюзивного высшего образования, является положительной: студенты-инвалиды не сталкиваются с проблемами ни при поступлении, ни

в процессе обучения, ни в дальнейшем трудоустройстве.

Подводя итоги, мы видим, что наша гипотеза не подтвердилась. Участники образовательного процесса позитивно оценивают состояние инклюзивной среды в вузах Томска. Согласно нашему исследованию, в томских вузах создана инклюзивная среда для инвалидов с относительно лёгкой степенью инвалидности (могут сами передвигаться, им не требуется каких-то особых изменений внешней среды и образовательного процесса).

Данные, полученные в рамках проведённого исследования, подтверждаются результатами зарубежных учёных. Действительность заключается в том, что люди с лёгкой формой инвалидности имеют полный доступ к высшему образованию, а для людей с тяжёлыми формами инвалидности, с явно выраженной инвалидностью высшее образование оказывается недоступным. В университете может быть создана видимость доступности для колясочников, слепых и глухих людей, однако в реальности инвалид сталкивается с серьёзными проблемами, с которыми он справиться не в состоянии. Может быть создан пандус, но этот пандус может не соответствовать нормам, и поэтому колясочник не сможет заехать по нему без посторонней помощи. Студенты с неявной формой инвалидности, то есть с лёгкой формой,

предпочитают скрывать свою инвалидность, а если они вынуждены рассказывать о ней, то зачастую могут встречать непонимание со стороны слабо подготовленного к инклюзии преподавательского состава, что нередко приводит к конфликтам. Руководство вузов отчитывается перед Министерством образования, утверждая, что в их вузе создана инклюзивная среда и любой желающий инвалид может поступить к ним на обучение. Однако на деле они учитывают только студентов с лёгкой формой инвалидности, для которых не обязательно каким-либо образом изменять университетскую среду, потому что они могут обучаться наравне со здоровыми студентами. Основываясь на проведённом исследовании и на проанализированной литературе, можно сказать, что была создана только первая ступень инклюзивного образования. В этих условиях необходимо переходить к следующей ступени, а именно - внедрять адаптивные методы обучения людей с тяжёлыми формами инвалидности. Пока таких инвалидов не будет в вузе, не будет в положительную сторону изменяться среда высшего образования: из-за неиспользования пандусы будут переставать ремонтировать и чистить зимой, а преподаватели будут чисто формально проходить какие-либо тренинги по инклюзии, ничего не меняя в своей работе.

Примечания:

1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (date accessed: 10.12.2020).

2. General comment N 4, Article 24: Right to inclusive education. URL: https:// www.refworld.org/docid/57c977e34.html (дата обращения: 01.12.20).

3. On social protection of disabled people in the Russian Federation: Federal Law of November 24, 1995 N 181-FZ (as amended on July 29, 2018). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (date of access 12/01/2020).

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.11.2015 No. 1309 "On approval of the Procedure for ensuring conditions for accessibility of facilities and services provided in the field of education for disabled people, as well as providing them with the necessary assistance". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/ (date of treatment 11/25/2020).

5. Situation of disabled people // Federal State Statistics Service. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13964 (date of access: 02.12.2020).

6. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 29, 2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (date of access: 01.12.2020).

7. Colón A.M.O., Montoro M.A., Ruiz M.J.C. Toward Inclusive Higher Education in a Global Context // Sustainability. 2018. Vol. 10, N 8. P. 1-13.

8. Collins A., Azmat F., Rentschler R. Bringing everyone on the same journey: revisiting inclusion in higher education // Studies in Higher Education. 2018. P. 1-13.

9. Moriña A., Perera V.H. Inclusive Higher Education in Spain: Students With Disabilities Speak Out // Journal of Hispanic Higher Education. 2018. P. 1-17.

10. Voevodina E.V. Inclusive education of disabled people: basic principles and technologies of implementation // Social and humanitarian knowledge. 2015. N 5. P. 254-266.

11. Medvedeva E.Yu., Dvurechenskaya O.N. Monitoring of the process and results of inclusive higher education in Russia // Bulletin of the Minin University. 2016. N 3. P. 1-12.

12. Melnik Yu.V. Problem field of inclusive education of atypical children in modern Russian conditions // Omsk Scientific Bulletin. 2011. P. 140-143.

13. Naberushkina E.K. Landmarks for the development of inclusion in the space of higher education // Man. Society. Inclusion. 2017. N 4 (32). P. 18-27.

14. Naberushkina E.K. Research of disability in the context of urbanism // Man. Society. Inclusion. 2018. N 2 (34). P. 12-22.

15. Bersenev M.V., Zinovieva V.I. Barrier-free environment of the educational space of the university: formation algorithms // Bulletin of the Tomsk State University. History. 2021. N 69. P. 188-195.

References:

1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (date of access: 10.12.2020).

2. General comment N 4, Article 24: Right to inclusive education. URL: https:// www.refworld.org/docid/57c977e34.html (date of access: 01.12.20).

3. On social protection of disabled people in the Russian Federation: Federal Law of November 24, 1995 N 181-FZ (as amended on July 29, 2018). URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (date of access 01.12.2020).

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.11.2015 No. 1309 "On approval of the Procedure for ensuring conditions for accessibility of facilities and services provided in the field of education for disabled people, as well as providing them with the necessary assistance". URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/ (date of access 25.11.2020).

5. Situation of disabled people // Federal State Statistics Service. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/13964 (date of access: 02.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 29, 2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (date of access: 01.12.2020).

7. Colón A.M.O., Montoro M.A., Ruiz M.J.C. Toward Inclusive Higher Education in a Global Context // Sustainability. 2018. Vol. 10, N 8. P. 1-13.

8. Collins A., Azmat F., Rentschler R. Bringing everyone on the same journey: revisiting inclusion in higher education // Studies in Higher Education. 2018. P. 1-13.

9. Moriña A., Perera V.H. Inclusive Higher Education in Spain: Students with Disabilities Speak Out // Journal of Hispanic Higher Education. 2018. P. 1-17.

10. Voevodina E.V. Inclusive education of disabled people: basic principles and technologies of implementation // Social and humanitarian knowledge. 2015. No. 5. P. 254-266.

11. Medvedeva E.Yu., Dvurechenskaya O.N. Monitoring of the process and results of inclusive higher education in Russia // Bulletin of the Minin University. 2016. No. 3. P. 1-12.

12. Melnik Yu.V. Problem field of inclusive education of atypical children in modern Russian conditions // Omsk Scientific Bulletin. 2011. P. 140-143.

13. Naberushkina E.K. Landmarks for the development of inclusion in the space of higher education // Man. Society. Inclusion. 2017. No. 4 (32). P. 18-27.

14. Naberushkina E.K. Research of disability in the context of urbanism // Man. Society. Inclusion. 2018. No. 2 (34). P. 12-22.

15. Bersenev M.V., Zinovyeva V.I. Barrier-free environment of the university educational space: creating algorithms // Bulletin of Tomsk State University. History. 2021. No. 69. P. 188-195.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 18.11.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication 18.11.2021.

© М.П. Шульмин, Р.Р. Гибазов, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.