ЭКОНОМИКА
Е.В. Малахова, Е.А. Степанов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Трудовое воспитание, профессиональные компетенции, экономическая компетентность, экономическая культура, общественные функции воспитания.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных государственных задач является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Сегодня перед российским образованием поставлена задача сформировать у современной молодёжи такие качества делового человека, которые позволят ей быстрее адаптироваться в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений, овладеть основами профессиональных знаний и умений, грамотно вести собственное дело, найти место в жизни. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная, экономическая и т. д., чтобы выпускник мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни [Концепция модернизации...]. Вопрос возможности формирования именно экономических компетенций становится особенно актуальным в современных рыночных отношениях, когда человек рассматривается как фактор производства — человеческий капитал.
Анализ обсуждаемой темы необходимо начать с изучения понятия компетентности, которая может формироваться как в процессе обучения, так и в результате взаимодействий с социальным окружением (семьёй, друзьями, государством, социумом). Возможность реализовать особый, компетентностный подход в образовании зависит от социокультурной среды, в которой находится обучающийся, и это необходимо учитывать. Свойства компетентностей формируются в процессе развития общеучебных и специальных умений. В литературе «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, авторитетность, полноправность». Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный (лат. сотре!епз, сотре1еп1л8 — надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [Краткий словарь..., 1950].
При такой постановке вопроса задача образовательного учреждения — помочь учащемуся овладеть универсальными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, при которых и будут формироваться необходимые нам компетентности.
Условно компетентности можно разделить на три группы: ключевые; универсальные; профессиональные. Опираясь на исследования А.К. Марковой, В.А. Сластенина, М.А. Чошанова и др., мы установили, что понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» имеют некоторые общие составляющие, такие как: знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. По мнению этих ученых, основополагающим по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена ими в основу определения экономической компетентности. В соответствии с определениями этих ученых экономическая компетентность — это интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением к экономике, к ее предметам, средствам, результатам, позволяющим наиболее полно реализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности.
В ходе анализа педагогической и специальной литературы нами уточнено содержание экономической компетентности будущих специалистов как структуры состоящей, из экономических компетенций (табл.).
Таблица
Система экономических компетенций специалиста
Экономическая компетентность
Базовые
компетенции
Функциональные
компетенции
Практичесике
компетенции
аЗ
м
м
о
N
!=Г
аЗ
т
N
Ен
о
аЗ
т
(Г
ц
о
т
аЗ
м
т
N
Ен
аЗ
§
а
о
-8*
м
N
аЗ
и
о
0)
н
я
ч
ей
и
ей
СЗ
и
и
СЗ
и
о
л
я
н
и
я
л
о
СЗ
й
о
Р
и
ч
и
СЗ
л
н
аЗ
м
л
ц
о
а
Ен
м
о
и
аЗ
м
т
N
Ен
аЗ
и
N
м
ч
СЗ
&
а
а
N
ч
Рн
л
Приобретение совокупности теоретических знаний
Формирование умений применять теоретические знания в учебно-практической ситуации
Формирование способности применять полученные знания и умения
Характеристики экономической компетентности специалиста
Выделяется три группы взаимосвязанных составляющих элементов экономической компетентности: базовые, функциональные и практические (табл.). Наличие этих компетенций позволяет говорить об экономической компетентности специалиста [Морозова, 2009, с. 87].
В данном аспекте экономическая компетентность — это качественная характеристика современного специалиста, заключающаяся в особом экономическом мышлении, состоящая из системы компетенций и характеризующаяся: знаниями, умениями, опытом деятельности; возможностью мобилизации усилий к принятию рациональных экономических решений; степенью готовности специалиста к решению определенных экономических задач.
Вопрос формирования экономических компетенций невозможно рассматривать в отрыве от экономического воспитания.
В последнее десятилетие идет активное обсуждение стратегии и тактики осуществления экономических преобразований в России. Формирование основ экономической культуры школьников особенно значимо сейчас, в связи с развитием рыночных социально-экономических отношений в обществе. Экономическая культура является своего рода «защитой» подрастающего поколения в жизни. Она формируется
практически на основе изучения всех учебных предметов и введенного недавно специального курса «Основы экономических знаний», призванного сформировать экономическое мышление, личностные гражданские качества хозяина (бережливость, экономность и расчетливость и др.), экономические знания о труде и производстве, элементарные умения и навыки предпринимательской деятельности и делового общения [Шилова, 2007, с. 116].
Повышение экономической культуры личности приобретает в связи с этим особую актуальность, так как при низкой экономической грамотности населения, отсутствии навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развитие страны все намечаемые реформы так и останутся на стадии теоретического обсуждения. Культура личности, хотя и зависит от состояния экономической культуры всего общества, вместе с тем может ее опережать. Последнее означает, что молодежь, которая не отягощена стереотипами прежних экономических отношений, в последующем может и должна поднять уровень экономического развития общества. Поэтому необходимы глубокое теоретическое осмысление проблем, разработка и реализация специальных программ экономического воспитания детей и молодежи с учетом их возрастных и психологических особенностей, как и специфики социально-экономического развития региона, где они проживают [Региональная концепция..., 2011, с. 37].
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование рыночного экономического мышления учащихся. В процессе ее осуществления обучающиеся усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие рыночного экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Так, например, экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла. На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания. Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда. Прямо связаны с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности. Производительный труд знакомит подростков, юношей и девушек с экономическими проблемами организации труда, планирования, соблюдения требований технологии, качества продукции, эффективности производства, его модернизации. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.
Формировать именно рыночное экономическое мышление необходимо, так как именно оно, выполняя ряд общественных функций, имеет непосредственное влияние на формирование, в свою очередь, экономических компетенций, это такие функции, как:
— просвещенческая функция — состоит в систематическом распространении экономических знаний, которые позволяют каждому труженику осмыслить свою трудовую деятельность, осознать степень ее экономической эффективности. Учащиеся усваивают истину, что экономика, развивающаяся на базе современной науки и техники, должна быть предельно рентабельной и эффективной;
— развивающая функция — заключается в формировании экономического мышления. Участник экономической сферы жизни общества осваивает свою деятельность в масштабах конкретного производства и всей системы народного хозяйства. Он не просто исполнитель, а предприимчивый рационализатор, приводящий в действие свою фантазию, смекалку, расчетливость. Все это развивает творческую личность;
— воспитательная функция — направлена на формирование у ребенка умения рачительного хозяйствования, бережливости, добросовестности, честного отношения к труду, соблюдения трудовой, технологической, плановой сознательной дисциплины;
— организующая функция — непосредственно связана с научной организацией труда, которая определяет расстановку сил, задает определенный режим и ритм работы, обеспечивает технологическую последовательность операций и качественный конечный результат. Организованный труд рождает эстетику трудового процесса;
— эстетическая функция — направлена на развитие понимания каждым тружеником производственной деятельности как эстетически значимой. Продукт труда, не удовлетворяющий эстетические вкусы потребителей, не пользуется спросом, утрачивает потребительскую стоимость, что наносит прямой ущерб производителю и экономике;
— прогностическая функция — проявляется в планировании размещения производительных сил, в предвидении роста производительности труда, в потребности в кадрах, в осуществлении модернизации технологических линий, производства новых товаров, упреждающих требования моды. Каждый рабочий прогнозирует изменения в своей производственной деятельности и соответственно планирует повышение квалификации, овладение смежными профессиями, создание новых форм и методов организации труда.
Функции рыночного экономического мышления начинают «включаться» непосредственно в процессе деятельности и проявляются в ходе трудового воспитания подростков. Важно реализовывать функции именно в воспитательных целях, так как нереализованные функции могут лишь ориентировать на ценности и существенно затруднять их присвоение. Трудовое воспитание включает подростков в производственные отношения, дает представление о различных видах частной и корпоративной собственности, бригадном, арендном, семейном подряде и индивидз'альной трудовой деятельности, о плане, режиме экономии, рентабельности, производительности труда, себестоимости, трудовой и производственной дисциплине, качестве продукции, заработной плате, хозяйственном расчете и много другого (рис. 1).
Трудовое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с политехническим обучением, профессиональной ориентацией и экономическим образованием.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Оно призвано прививать уважение к людям труда, знакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; побуждать к сознательному выбору профессии и получению первоначальной профессиональной подготовки.
Обостряющиеся противоречия порождают негативные явления в среде школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, безалаберность, халатность, разболтанность, привычка к плохой организации труда и низкой производительности, порождающей отчуждение от труда. Противоречие снимается лишь в результате непосредственного вовлечения детей в высокоорганизованный общественно полезный (особенно производительный) труд, осуществления экономического воспитания, а также строгого учета законов и механизмов организации детского труда.
Ведущими условиями воспитательной эффективности детского труда являются его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность. Воспитательная эффективность труда учащихся тем интенсивнее, чем более технологически современным и экономически рентабельным является производство, в котором участвуют школьники. Психологический закон организации детского труда требует того, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить радость победы. Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать общественно и личностно значимые цели труда, перспективы своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Подростку надо познать коллективный характер труда и развить в себе чувство коллективизма, убедиться на практике и в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно взаимосвязаны, что только коллективный успех позволяет удовлетворить и личные потребности. Непреложный закон — стимулирование детского труда. В качестве основных стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственность перед коллективом и самим собой, а также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес возникает в результате личной заинтересованности; творческого характера труда; его тесной связи с жизнью, приобретением практически полезных знаний и навыков.
Основными механизмами осуществления трудового воспитания являются: развивающееся техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение ребенка к труду, общение в трудовом коллективе на основе деловых, взаимодействий и зависимостей. Техническое мышление обеспечивает накопление технологических знаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление качества результатов трудовой деятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу. Непосредственная трудовая деятельность формирует умения, навыки, привычные системы целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Следствием организованной трудовой деятельности является такой специфический механизм воспитания, как отношение к труду. Среди отношений особенно важны такие, как ответственность за конечные результаты труда, трудовая и технологическая дисциплина, эстетическая оценка произведенного продукта, проявляемые в трудовом процессе точность, четкость, упорство, настойчивость, воля. Общение в трудовом процессе осуществляется на основе обмена опытом по вопросам технологии и организации труда, коллективной, моральной, гражданской оценки отношения к труду; вза-
имопомощи, выражения общественного мнения по поводу поведения членов коллектива в труде и в быту. Общение оказывает непосредственное воздействие на трудовое сознание и через него на формирование мировоззрения и нравственных качеств личности [Лихачев, 2001, с. 312].
Трудовое воспитание лежит в основе формирования множества базовых компетентностей, и прежде всего экономических, обеспечивает эффективное взаимодействие гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности.
Эффективным средством мотивации развития личности, расширения поликультур-ного пространства самореализации школьников путем обмена видами деятельности также выступает и дополнительное образование. В школах, гимназиях, лицеях, колледжах дополнительное образование (научные клубы, общества учащихся, спецкурсы, факультативы и т. п.) способствует осознанному выбору школьником профиля обучения и последующего этапа образования, обеспечивает учащимся выход в различные виды деятельности, в определенной степени компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития в условиях массовой школы.
Так, например, в Красноярске ведется работа по широкому экономическому образованию школьников — работают школы бизнеса, организовано обучение в школах и классах менеджеров. Такое дополнительное образование позволяет решать задачи формирования общего понимания школьниками экономических законов жизни современного общества, развития, умения самостоятельно приобретать экономические знания и т. д.
Создание подобного дополнительного образования не только актуально, но имеет значительную личностную окраску, так как предпринимательская деятельность привлекательна для современных школьников. Это подтверждают данные опроса учащихся общеобразовательных школ гг. Красноярска, Железногорска, Дивногорска (рис. 2).
■ 4, интересна 45,70%
□ 1, неинтересна 6,10%
И 2, почти неинтересна
8,30%
Н 1, неинтересна
■I2, почти неинтересна □ 3, так себе И 4, интересна
□ 3, так себе 39,90%
Рис. 2. Привлекательность предпринимательской деятельности для учащихся общеобразовательных школ
Значительная часть старшеклассников (45,7 % из 783 опрошенных) рассматривает предпринимательскую деятельность как привлекательную; индифферентно относятся к ней 39,9 % учащихся; для 8,3 % опрошенных она почти не интересна и лишь для 6,1 % предпринимательская деятельность не представляет никакого интереса. Отметим, что более половины респондентов (около 60 %) выразили желание заниматься предпринимательством в будущем. Более того, значительная часть учащихся (67 %) уже имели опыт в данной сфере и признали необходимость обучения менеджмент}^ [Шилова, 2007, с. 120].
Конечно, в задачи общеобразовательной школы не входит выпуск готовых профессионалов, компетентных предпринимателей, но школа в состоянии помочь ребятам, имеющим склонность к предпринимательской деятельности, «деловую жилку» и определенные деловые качества, помочь присвоить именно те компетенции, которые быстрее помогут найти свой путь в дальнейшей самостоятельной жизни.
Многочисленные факты социально-экономического развития нашей страны убедительно доказали большую не только теоретическую, но и практическую значимость экономического образования и воспитания всех граждан страны, а особенно молодежи, для создания, сохранения и умножения своей конкурентоспособности в этих экономических отношениях. И хочется верить в то, что учителя и преподаватели смогут внести свою лепту в формирование экономической культуры граждан нашей необъятной страны.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 1. 02. 2002 № 393).
2. Краткий словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: ГИ Иностранных и национальных словарей, 1950. 438 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. педагог, учеб. завед. и слуш. ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.
4. Морозова Г.М. Формирование экономической компетентности как способ повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2009. № 1.
5. Региональная концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края / под общ. ред. М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск, 2011. 96 с.
6. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие. Изд. второе, перераб. и доп. Красноярск: РИО КГПУ, 2007. 218 с.