УДК 37.035.3 ББК Ч420.05
ГСНТИ 14.27.01
Код ВАК 13.00.02
А. Г. Коршун
Россия, Екатеринбург
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Представлены основные аспекты экономического воспитания учащихся подросткового возраста в условиях меняющейся социально-экономической ситуации в стране, направленные на формирование правильного отношения к окружающей их действительности, адаптацию к изменяющимся социальноэкономическим условиям и выбор будущей профессии.
Ключевые слова: подростки; экономическое воспитание; экономическая независимость личности.
Сведения об авторе: Анастасия Г еннадьевна Коршун.
Место работы: аспирантка кафедры экономики и предпринимательства ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Контактная информация: тел. 8 (343) 336-14-52
В период экономического кризиса и стагнации мировой экономики, таких глобальных изменений современного российского общества, как переход на рыночную систему экономики, актуальным стало экономическое воспитание подростков в семье и образовательных учреждениях. Вышеуказанное воспитание подростков предполагает не только формирование деловых качеств, таких как бережливость,
A. G. Korshun
Russia, Ekaterinburg
IMPORTANCE OF ECONOMIC EDUCATION OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEM
Abstract. Main aspects of economic education of teenagers in the conditions of changing social economic situation in the country are given; they will help to treat the reality right, to adapt to the changing conditions easily and to choose future profession thoughtfully.
Key words: teenagers, economic education, economic independence of a person.
About the author: Anastasia
Gennadievna Korshun.
Place of employment: Post-graduate Student of the Chair of Economics and Entrepreneurship, Russian State Vocational Pedagogical University.
предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, развития предпринимательской деятельности и т.п.
Сегодня подросток должен знать, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как родители зарабатывают денежные средства на содержание семьи. Детям необходимы знания о профессиях,
связанных с экономикой, таких как экономист, бухгалтер, финансист и др. Недостаточное внимание, уделяемое экономическому воспитанию, приводит к экономической безграмотности подростков, к неправильному выбору будущей профессии в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями и убеждениями. Чтобы подросток сделал правильный выбор будущей профессии, необходимо расширить и углубить пропаганду экономического воспитания в семье, образовательных учреждениях, СМИ и т.д.
Учащимся подросткового возраста необходимо понимать и знать, как работает рынок, что такое потребление: доходы, расходы, кредит и т.п. Через средства массовой информации он часто слышит такие сложные для него понятия, как ценные бумаги, акции, биржи, фирмы. До подростка необходимо в доступной форме довести данные понятия, ознакомить с ними, а также необходимо помочь ему повысить уровень экономической грамотности, а главное - повернуть его к вопросам, касающимся экономики, заинтересовать его экономической наукой. Потому так важно экономическое воспитание в семье и образовательных учреждениях, чтобы будущее страны с развитой рыночной экономикой было в руках экономически воспитанного поколения.
Необходимо отметить, что экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний,
умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное -образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка. Проблемы экономического воспитания подростков в целом достаточно подробно рассмотрены в трудах
А. Ф. Аменда, Ю. К. Васильева,
Б. З. Вульфова, Е. Н. Землянской,
М. Б. Рамазова, Н. С. Толстого,
Л. П. Фридмана и др. В вышеуказанных работах рассмотрены особенности, цели, формы, задачи экономического воспитания в образовательных учреждениях, в семье, а также подчеркнута актуальность данной проблемы.
К условиям меняющейся экономики нашей страны нелегко приспосабливаться даже взрослым, не говоря уже о подростках, которым и так нелегко адаптироваться в окружающей действительности. Меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране ставит личность в тяжелые психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Подростки чувствуют себя еще более некомфортно, поэтому можно с уверенностью говорить о целесообразности формирования экономических ценностей у подростков, что позволит им правильно относиться к окружающей их действительности, в дальнейшем легче адаптироваться к изменяющимся условиям окру-
жающей среды и выбрать правильно будущую профессию.
Таким образом, актуальность экономического воспитания подростков в настоящее время заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, а в дальнейшем соответствовать повышенным требованиям, которые предъявляются к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики - их активности, самостоятельности,
компетентности, деловитости, ответственности.
Экономическое воспитание помогает подросткам развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Необходимо также отметить, что рыночная экономика, к которой идет наше государство, ставит в основу экономическую и социальную независимость личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи. В настоящее время главными качествами являются индивидуальность, расчет человека на собственные силы, способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей.
Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все наше общество. Безусловно, становление рыночной экономики в России ставит перед образовательными учреждениями серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подростков,
от решения которой зависит будущее нашего государства. Рынок предъявляет к человеку требования сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность,
добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать предпринимателем. Элементарная экономическая образованность необходима каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т. п. В воспитательной работе необходимо отводить особое место экономическому воспитанию подростков.
Стоит отметить, что воспитание в широком социальном смысле - это воздействие на человека всей системы общественных связей. Это процесс передачи старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями исторически сложившегося опыта, необходимого для жизни человека и развития общества. Под опытом понимаются знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые, трудовые и другие нормы, традиции, выработанные в процессе исторического развития. Основная цель при этом - усвоение человеком имеющегося социального опыта [7].
Воспитание в узком социальном смысле - это процесс направленного воздействия на человека со стороны воспитателя, педагога, семьи, трудовых коллективов, общественных институтов (средств массовой информации, искусства, литературы) с целью передачи чело-
веку системы приоритетов, понятий, норм, жизненного опыта, формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни [7].
На основе вышесказанного можно заключить, что экономическое воспитание - особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности - экономике - и присуще всем участникам современных рыночных отношений вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Другое дело, насколько оно продуктивно и полезно.
Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-пе-дагогической науке в 60-е годы ХХ столетия. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.
В связи с тем, что в настоящее время практически отсутствует современная база для экономически эффективного производительного труда подростков, у них воспиты-
вается безалаберность, асоциальные взгляды, пренебрежение к трудовой дисциплине. Все это переносится ребенком из образовательного учреждения во взрослую трудовую жизнь.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.
Знание основ рыночной экономики необходимо всем: и тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. В экономике в основе стоят экономические законы, и поведение людей во многом зависит от них. Незнание вышеуказанных законов может привести к неразумным с точки зрения экономики поступкам. То, как люди ведут себя, решая экономические вопросы, какие действия в данной сфере совершают, выражается в конечных результатах их деятельности, достижении (или недостижении) поставленных ими целей. Главное, что отличает экономически воспитанного человека - он совершает грамотные и рациональные экономические поступки, результат которых оказывает положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и экономические процессы в целом.
Экономическое воспитание -это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, на-
правленная на формирование экономического сознания учащихся.
Успех экономического просвещения школьников во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Так как работа по экономическому просвещению еще не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, приходится искать различные ее формы и методы. Формы экономического воспитания в системе внеклассной работы могут быть различными: кружки
экономики, ученические научные общества, общественно-полезный
труд, читательские конференции, диспуты, ученические конференции, беседы, тематические стенды, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы, стенгазеты.
Вопросы экономического воспитания подростков как части процесса всестороннего воспитания не могут решаться без целенаправленного планирования и четкого руководства. Планирование и организация управления воспитательной работы с учетом особенностей их возраста, специфики, содержания и структуры вне учебной деятельности.
Огромное значение в экономическом образовании и воспитании учащихся имеет учебный процесс. Целенаправленное использование возможностей учебных предметов в экономическом воспитании и образовании требует дальнейшего совершенствования форм и разнообразных методов преподавания.
Учитывая изложенное и исходя из реальных требований нашей жизни, а также с учетом социально-
экономических перспектив развития нашего государства и рыночной экономики необходимо осуществлять экономическое воспитание подростков. Недостаточное внимание, уделяемое экономическому воспитанию, приводит к экономической безграмотности, негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями, потребностями.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди подростков в семье, а самое главное - в образовательных учреждениях.
Литература
1. Горлач, Н. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / Н. И. Горлач. - Киев, 2007.
2. Кудинов, В. В. Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы : дисс. ... канд. пед. наук / В. В. Кудинов. - Ижевск, 2005.
3. Рожкова, М. И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожкова. - М. : ВЛА-ДОС, 2001.
4. Смирнов, И. П., Ткаченко, Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург : Сократ, 2005.
5. Даринский, А. В. Экономическая подготовка школьников / А. В. Да-ринский // Педагогика. 2001. - №3.
6. Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствова-
ния социальной демократии /
В. Е. Ковалева, Т. В. Орлова // Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. - М., 2006.
7. Леонтьев, А. Дети и бизнес / А. Леонтьев // Народное образование. - 2002. - №8.
8. Матюша, И. К. Связь трудового и экономического воспитания / И. К. Матюша // Педагогика. 2006. - №9.