Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галюк Анна Евгеньевна, Бузни Виктория Александровна

В статье раскрываются вопросы формирования экологической культуры младших школьников через реализацию проектов и включения детей в природоохранную деятельность. Определена и охарактеризована экологическая культура и проектная деятельность. Рассмотрены методы, формы и проекты по предмету «Окружающий мир», а именно «Будь природе другом», «Сбережем природу вместе», «Зеленый уголок в моем классе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галюк Анна Евгеньевна, Бузни Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH PROJECT ACTIVITIES

The article reveals the issues of formation of ecological culture of younger schoolchildren through the implementation of projects and the inclusion of children in environmental activities. The ecological culture and project activities are defined and characterized. The methods, forms and projects on the subject "The world around us", namely "Be a friend to nature", "Let's save nature together", "Green corner in my class" are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Annotation. The article is devoted to the study of extracurricular activities and its organizational and methodological support. According to the new provisions, extracurricular activity (the term that replaced extracurricular work) is a full-fledged component of holistic education and covers academic and extracurricular activities. Accordingly, the modern understanding of extracurricular activities is much broader than it is presented in the works of researchers of the educational process of the last century. Key words: extracurricular activities, teacher, standard, students. Литература:

1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.

2. Гребенюк, О.С. Курс лекций по педагогике / О.С. Гребенюк. - Калининградский университет, 1996.

3. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006.

4. Григорьев, Д.М. Внеурочная деятельность школьников / Д.М. Григорьев П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

5. Давыдова, Н.Н. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции / Н.Н. Давыдова, М.Г. Синякова, С.А. Фоменко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 5. - С. 48-52.

6. Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика: монография / И.Д. Демакова; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Новый учебник, 2003.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

8. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М., "Университет", 1990.

9. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: ИТРК, 2003.

10. Мокроусова, Г.И. Организация внеклассной работы по немецкому языку / Г.И. Мокроусова, Н.Е. Кузовлева. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

11. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

A.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

12. Педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: «Советская Энциклопедия», 1966. - 880 с.

13. Попова, И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 33 - 2013. - С. 150-154

14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: учебное издание / под ред.

B.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

15. Ребикова, Ю.В. Описание структуры программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО / Ю.В. Ребикова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - № 3 (8). - 2011. - С. 19-23

16. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993-1999.

17. Селиванова, Н.Л. Воспитание: тенденции развития теории / Н.Л. Селиванова // Вопросы воспитания. - 2009. - № 1. - С. 33.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

19. Федеральный закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Рос.газ. - 2012. - № 303.

20. Хайрутдинова, Р.Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований ФГОС / Р.Р. Хайрутдинова // Теория и практика общественного развития. - № 12. - 2012. -

C. 195-198.

21. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. - М.: Высшая школа, 1991. - 117 с.

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр-271 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/

23. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/ 68126/textpage/2/4

24. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/

25. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий // http://standart.edu.ru/

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

студентка Галюк Анна Евгеньевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Проблема улучшения качества экологического образования для учащихся в образовательных учреждениях актуальна и в нынешние времена. Отсутствие четкой позиции по охране и взаимоотношении с окружающей среды, напряженная экологическая обстановка, несформированное экологическое самосознание, слабая экологическая культура у людей, - все это требует изменений в улучшении экологического образования. Вопросами изучения проблемы

экологического образования и формирования экологической культуры у учащихся занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, Л.П. Печко и др. Проектная деятельность открывает новые возможности для формирования собственного жизненного опыта ребёнка в познании окружающего мира. Поэтому педагог должен способствовать эффективному усвоению экологической культуры у учащихся.

Целью статьи является раскрытие возможностей экологического образования для формирования экологической культуры у младших школьников с помощью метода проекта.

Изложение основного материала исследования. В последнее время в начальной школе все больше и больше внимания уделяется экологическому образованию и воспитанию в связи с необходимостью формирования у обучающихся экологического сознания, мышления и поведения, а для наиболее лучшего познания окружающей среды, педагоги используют метод проектов.

Метод проектов подразумевает такой способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность способствует актуализации знаний, навыков и умений ребенка и практическому применению их во взаимодействии с окружающим миром; стимулирование потребности ребенка в достижении и самовыражении.

В младшем школьном возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, который изучается в начальной школе, помогает по-новому раскрывать природоведческий материал, обогащает и способствует развитию навыков общения с природными объектами.

Экологическая культура - качество личности, компоненты которого включает:

• знание природы и методов ее охраны и устойчивого развития;

• интерес к природе и проблемам ее охраны;

• экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

• причины, определяющие активность и поведение человека в природной среде;

• нравственно-эстетические чувства к природе.

Целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.

Этапы экологического образования:

I этап - усвоение экологических знаний и ценностных ориентаций (на уровне фактов, представлений, идей, законов), а также навыков и умений интеллектуального, практического и поведенческого характера.

II этап - оперирование накопленными знаниями, умениями, навыками в учебных и игровых ситуациях. На этом этапе осуществляется: выдвижение экологических проблем, гипотез, накопление опыта оценок экологических ситуаций и принятия решений.

III этап - применение экологических знаний, умений, навыков, развитие эмоционально-волевых качеств в реальных ситуациях по разработке природоохранительных проектов, в организационной работе, в процессе отдыха в природном окружении.

В соответствии с данными этапами и спецификой экологической проблемы образования используются комплекс таких методических методов, форм и средств организации обучения, чтобы познание природы закладывалось в памяти у учащихся, а также отображалось положительно на сознание и чувства у детей.

При изучении природы, огромную роль играют такие формы экологического воспитания такие как, урок, внеклассная работа, игровая деятельность, работа с родителями, труд, экологические праздники, экскурсии, и поэтому их рассматривают, как важное составляющее в формировании экологической культуры у учащихся младших классов.

Основными методами экологического воспитания являются:

• объяснительно-иллюстративный метод;

Например, учитель сообщает ученикам информацию о перелетных птицах посредством устного слова и показывает изображения на слайде презентации.

• репродуктивный метод;

Например, учитель называет народные приметы о времени года, а ученики вспоминают подобные, которые изучены ранее.

• метод проблемного изложения;

Например, учитель может объяснить ученикам суть народной приметы: "ласточки летают низко перед дождем". Он ставит перед учащимися проблему: почему птицы перед дождем спускаются ниже к земле? Учитель рассказывает на основе научном материале и делает вывод о целостности природы.

• частично-поисковый метод;

Например, учитель разбирает с учениками пословицу: "Апрель - водой, май - с травой". Дети высказывают свое мнение на основе своего опыта, а учитель обобщает и делает вывод о зависимости роста и развития растений от атмосферных осадков.

• исследовательский метод.

Например, когда наблюдаем за сезонными изменениями в природе.

В качестве педагогического средства учителя эффективно используют метод проектов, который открывает широкие возможности для формирования экологической культуры, а это обусловлено тем, что проектная деятельность носит четко выраженный практико-ориентированный характер.

Практика показывает, что уже в начальной школе учащиеся способны выполнять разнообразные экологические и природоохранные проекты, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Познакомим с некоторыми из них.

«Будь природе другом».

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Результат проектной деятельности: экологический плакат, экологические «знаки».

«Сбережем природу вместе».

Цель проекта: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; осознание моральной ответственности за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Результат: стенгазеты, плакаты.

«Зеленый уголок в моем классе».

Цель проекта: формирование у детей эколого-биологических знаний; организация здоровье сберегающего пространства для учащихся; создание условий для формирования социальной компетенции учащихся.

Результат: рисунок «Комнатный цветок», презентация [2].

Если позволить детям выбирать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков, то действенность проектной деятельности будет велика. Так же, когда учащиеся выполняют проекты, они осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно анализировать и находить информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач [1].

При разработке проектов экологической направленности необходимо ориентироваться на следующую структуру проектной деятельности:

1. Анализ ситуации, формулирование целей.

2. Разработка проекта.

3. Реализация (выполнение) проекта.

4. Подготовка итогового продукта (презентации, защиты, творческого отчета).

5. Подведение итогов выполнения проектной деятельности.

Учителю необходимо избегать типичных ошибок при использовании метода проектов в процессе формирования экологической культуры учащихся.

Во-первых, нельзя допускать формальной организации проектной деятельности учащихся при создании проектов по аналогии с разработанными ранее. Во-вторых, нельзя допускать облегченного понимания экологического проектирования как некий алгоритм, строго следуя шагам которого можно автоматически достичь поставленных целей.

Выводы. Экологическое образование школьников с использованием проектной деятельности способствует формированию осознанного и бережного отношения к природе. Овладение учащимися основ экологической культуры во многом зависит от педагога: от его эколого-методической грамотности, понимания значения экологического воспитания и формирования личности учащихся, умения создавать условия для качественной работы, увлечь детей и разбираться с проблемами самому. Эффективным средством организации обучения является метод проектов, ведь участие в нем позволяет учащимся увидеть себя человеком способным, приобретая при этом компетенции: знаниевые, практические, творческие в формировании экологической культуры.

Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования экологической культуры младших школьников через реализацию проектов и включения детей в природоохранную деятельность. Определена и охарактеризована экологическая культура и проектная деятельность. Рассмотрены методы, формы и проекты по предмету «Окружающий мир», а именно «Будь природе другом», «Сбережем природу вместе», «Зеленый уголок в моем классе».

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Annotation. The article reveals the issues of formation of ecological culture of younger schoolchildren through the implementation of projects and the inclusion of children in environmental activities. The ecological culture and project activities are defined and characterized. The methods, forms and projects on the subject "The world around us", namely "Be a friend to nature", "Let's save nature together", "Green corner in my class" are considered.

Key words: project, project activity, ecological education, ecological culture, environmental education.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся [Текст]: учебно-метод. пособ. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2018. - С. 183.

2. Матвеева, Л.Н. Проект как средство экологического образования младших школьников / Л.Н. Матвеева, Д.А. Бакиева. - [Текст]: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 18 (204). - С. 180-182.

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В условиях модернизации отечественной системы образования среди первоочередных задач, которые направлены на усиление роли дошкольного образования в современном образовательном пространстве, является переход к новому типу гуманистически направленного инновационного образования, исходящего из понимания ценности человека.

По мнению современных теоретиков образовательных инноваций, одним из путей обновления содержания системы дошкольного образования, согласование его с потребностями современного общества является ориентация на компетентносную и личностно-ориентированную парадигмы образования.

В исследованиях современных ученых подчеркивается, что для компетентностного подхода «свойственно более широкое понимание как совокупности технологических способов, условий и структурных компонентов проектирования содержания образования на языке компетенций (компетентностей), а также специфических особенностей субъектов образовательного процесса» [10, С. 17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным подходом, по мнению В.И. Байденко, понимается метод моделирования результатов образования и их предоставления как норм качества высшего образования [1].

Также в современных научных исследованиях обосновывается необходимость осуществления воспитания дошкольников на основе личностно-ориентированной педагогики [14; 15], что в совокупности обеспечит становление личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Согласно этому подходу дошкольник признается активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием мира [13].

Изложение основного материала исследования. Под понятием «компетентностный подход в образовании» современные ученые понимают направленность образовательного процесса на формирование и развитие базовых и предметных компетентностей личности. Воспитания, которое рассматривалось ранее как передача знаний и отношений от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.