Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
883
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подовинникова Эльвира Александровна, Гуцу Елена Геннадьевна

Модернизация содержания и структуры российского образования затрагивает многие сферы, в том числе и решения задач формирования экологической культуры. В статье анализируется понятие экологической культуры, рассматриваются ее структура. Обуславливается необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы, направленной на формирование экологической культуры у младших школьников. Представлена система работы по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подовинникова Эльвира Александровна, Гуцу Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN OUT-OF-LESSON ACTIVITIES

The modernization of the content and structure of Russian education affects many areas, including the solution of the problems of the formation of environmen

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Кротенко Татьяна Юрьевна, к.т.н., к.филос.н., доцент Государственный университет управления, Москва, Россия (e-mail: krotenkotatiana@rambler.ru) КануниковаМаргарита Игоревна, к.т. н, к.э.н., доцент

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия (e-mail: m.kameneva72@mail.ru)

Лесникова Ольга Валентиновна, к.т.н.. к.э.н., доцент (e-mail: lesnikovamslu@gmail.com)

Московский государственный лингвистический университет Москва, Россия ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Такие устоявшиеся концепты, как «обучающееся общество», «общество знаний», «образовательный капитал», отражают свободные от национальных черт взгляды на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе. В статье делается попытка рассмотреть понятие «мобильность личности» как значимый концепт «образования на протяжении жизни». Делается акцент на важности развития этого понятия, особенно в ситуации цифро-визации образования и общества в целом.

Ключевые слова: образование, значимые концепты непрерывного образования, общество знаний, образовательный капитал, обучающееся общество, мобильность личности.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.22 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подовинникова Эльвира Александровна, учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 110», г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: e.podovinnikova@mail.ru) Гуцу Елена Геннадьевна, канд.психол.н., доцент (e-mail: elenagytcy@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г.Н.Новгород, Россия

Модернизация содержания и структуры российского образования затрагивает многие сферы, в том числе и решения задач формирования экологической культуры. В статье анализируется понятие экологической культуры, рассматриваются ее структура. Обуславливается необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы, направленной на формирование экологической культуры у младших школьников. Представлена система работы по формированию экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: экологическая культура, компоненты экологической культуры, формирование экологической культуры, младший школьный возраст, внеурочная деятельность

Ухудшение экологической обстановки в мире является одной из глобальных проблем современного общества. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о повышении уровня экологической культуры населения. Перед школой встает важнейшая задача - воспитание личности, которая способна осознавать весь спектр и неоднозначность природных, социальных и нравственных проблем, давать эффективный ответ на постоянные жизненные изменения, принимать осознанные, ответственные решения. Все это интегрируется в понятии экологической культуры (ЭК).

Глобальную цель развития ЭК можно определить как развитие у подрастающего поколения чувства ответственности и долга по отношению ко всему окружающему миру.

Само понятие ЭК неоднозначно рассматривается в работах исследователей проблемы.

С точки зрения И.В. Цветковой ЭК можно рассматривать как результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой [7].

А.А. Вербицкий трактует данное понятие как совокупность опыта взаимодействия человеческого общества с природой. Значение этого опыта огромно - он обеспечивает выживание человека и его постоянное развитие. ЭК фиксируется в виде системы теоретических знаний, способов практических действий в природе и обществе, а так же в нравственных нормах, культурных традициях и фундаментальных ценностях [1, С. 13].

Наиболее развернутую трактовку ЭК дает Н.Д. Зверев через описание ее основных задач. Важнейшие из них - это обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социальной средой; формирование ответственного отношения общества в целом и конкретной личности к живой и неживой природе, обеспечение благополучия здоровья человека в условиях его взаимодействия с природой [5].

Обобщение исследований по проблеме позволяет заключить, что ЭК рассматривается как особый вид культуры, аккумулирующий в себе систему знаний основных законов природы, практических умений в области экологии, а также характеризуется уважительным, гуманистическим отношением к окружающей среде и здоровью людей.

Анализ исследований по проблеме позволил выделить в структуре экологической культуры следующие компоненты: когнитивный (знаниевый), эмоционально-ценностный (аффективный) и деятельностный (поведенческий).

Интеграция этих компонентов приводит к осознанию сложности и многогранности данного понятия, включающего и мировоззренческий, и аффективный (способность чувствовать и эмоционально воспринимать природу) и поведенческий (система практических навыков и умений) аспекты.

Максимально сензитивными для формирования основ экологической культуры является эпоха детства, включающая старший дошкольный и

младший школьный возраста. В этот возрастной период ребенок характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, подражательностью и эмоциональностью [4]. Данная возрастная особенность обеспечивает единство педагогических подходов и позволяет решать вопросы преемственности в воспитании ЭК у детей [3].

И.В. Цветкова подчеркивает, что именно в младшем школьном возрасте происходит качественный скачок в формировании у ребенка ценностного отношения к миру [7]. Особая роль учителя в системе значимых отношений младшего школьника, значимость родителей, зарождающееся теоретическое осмысление мира, стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности как фундаментальная возрастная потребность - все это является ценными ресурсами, на которых может базироваться целенаправленная работа по экологическому воспитанию.

Богатые возможности для формирования экологической культуры младших школьников предоставляет внеурочная деятельность.

В работе Л.П. Симоновой [6] выделены основные направления работы во внеурочной деятельности, способствующие развитию экологической культуры учащихся (таблица 1).

Таблица 1 - Направления внеурочной деятельности по формированию экологической культуры

№ Название направления Формы работы

1 познавательное викторины, беседы, дидактические игры

2 познавательно-развлекательное экологические игры, классные часы, игры-путешествия, праздники

3 исследовательское проекты, опыты, наблюдения, экскурсии

4 практическое озеленение класса, подкормка птиц, посадка деревьев и кустарников

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет активно вовлекать в процесс экологического воспитания родителей младших школьников, поскольку роль семьи в формировании ценностно-смысловой сферы для данной категории детей чрезвычайно высока [2].

Для выявления возможностей целенаправленного формирования ЭК младших школьников нами было проведено собственное исследование, в котором приняло участие 29 учащихся 3-го класса (9-10 лет).

На начальном этапе был выявлен актуальный уровень сформированно-сти ЭК учащихся. Для этого был составлен пакет диагностических методик, охватывающий все структурные компоненты экологической культуры (методика Ю.А. Полещук (выявляет уровень экологических знаний), методика Л. В. Моисеевой (выявляет ценностное отношение к природе), методика Н.С. Жестовой (изучает отношения к экологической деятельности)).

Обобщенные данные исследования представлены на Рисунке 1.

80% Уровень экологической культуры

60% Высокий

40% Средний

Низкий

20%

0%

Рисунок 1. Распределение учащихся по уровню экологической культуры

Первый диагностический срез показал, что преобладающее количество участников исследования продемонстрировали средний уровень развития ЭК. У 8% детей был зафиксирован низкий уровень ЭК по всем выделенным структурным компонентам. Это привело к осознанию необходимости специально организованной работы по развитию ЭК учащихся.

С этой целью мы разработали и апробировали систему мероприятий во внеурочной деятельности. Работа планировалась с частичным привлечением родителей учащихся.

Содержание работы представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Система внеклассной работы по формированию ЭК учащихся

№ Название мероприятия Цель

1 Классный час «Поговорим об экологии» Приобщение младших школьников к проблемам экологии

2 Проект «Страницы Красной книги» (с привлечением родителей) Знакомство учащихся с Красной книгой, анализ её содержания и структуры

3 Экскурсия в дубовую чащу микрорайона школы Знакомство с разнообразием объектов живой природы

4 Классный час «Страницы Красной книги» Знакомство с Красной книгой. Презентация продукта проектной деятельности

5 Проект «Мы и экология» (с привлечением родителей) Приобщение к проблемам экологии. Анализ масштабных экологических проблем

6 Беседа «Столовая для птиц» Актуализация знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах, о способах помощи птицам в холодное время года

7 Классный час «Экологический марафон» Активизация познавательной деятельности младших школьников в сфере экологии

8 Конкурс чтецов «Мороз и солнце, день чудесный!» Воздействие на развитие основных компонентов ЭК младших школьников посредством искусства

9 Мозговой штурм «Охрана водных ресурсов» Приобщение младших школьников к глобальным экологическим проблемам

10 Классный час «Мы и экология» Анализ масштабных экологических проблем. Презентация продукта проектной деятельности

Система мероприятий реализовывалась в течение всего учебного года. В качестве примера приведем паспорт проекта «Страницы Красной книги».

Тип проекта: исследовательский, внутриклассный, краткосрочный.

Постановка проблемы проекта. Сегодня экологическая ситуация такова, что на грани вымирания находится большое количество растений и животных. Люди пытаются исправить эту ситуацию. Одним из решений этой проблемы стало создание «Красной книги». В Красной книге перечислены живые организмы, которые могут безвозвратно исчезнуть. Наша с вами задача - защитить их.

Цели и задачи проекта:

Образовательные:

- Знакомство учащихся с Красной книгой, историей её создания.

- Знакомство с некоторыми представителями страниц Красной книги.

- Анализ основных причины сокращения численности некоторых видов животных и растений.

Развивающие:

- Развитие умения планировать свою деятельность, самостоятельно работать с информацией.

- Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения.

Воспитательные:

- Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

- Воспитание чувства сопереживания к проблемам окружающей среды.

- Воспитание ответственности за выполнение коллективной работы, уважения к мнению и работе других.

Состав проектной группы: 3 класс, 29 человек. Дополнительно привлекаемые участники - родители учащихся, администрация школы.

Сроки проведения: 1 неделя.

1 день - знакомство с темой работы, обсуждение проблемы, поиск ее решения.

2 день - планирование и обсуждение дальнейшей деятельности, распределение учеников на 4 на группы по интересам, выбор роли каждого ребенка в группе.

3 - 4 день - поиск и систематизация информации, реализация проекта.

5 - 6 день - создание компьютерной презентации.

7 день - оценка и самооценка проекта.

Вид продукта проекта: презентация.

Содержание этапов работы над проектом.

1. Ценностно - ориентационный этап.

С детьми были рассмотрены вопросы: «Как называется самая важная экологическая книга?», «Почему Красная книга так называется?». На общем обсуждении выносится решение создать Красную книгу, системати-

зировать полученную информацию, представить в виде компьютерной презентации.

2. Этап планирования и организации деятельности учащихся.

Цель - обсуждение и составление плана и графика работы, определение основных источников информации. Дети делятся на 3 группы по интересам.

3. Конструктивный этап.

Детям сообщается задача каждой группы и особенности работы.

1 группа - «Историки». Цель этой группы - анализ истории создания «Красной книги», систематизация полученной информации.

2 группа - «Ученые». Группа исследует страницы «Красной книги».

3 группа - «Редакторы». Участники группы редактируют полученную информацию, создают продукт проекта - компьютерную презентацию.

4. Создание продукта проектной деятельности.

Систематизация и коррекция полученного материала, создание компьютерной презентации вместе с учителем или родителями.

5. Подготовка к презентации проекта.

Распределение ролей. Обсуждение и предварительная работа над презентацией продукта.

6. Презентация проекта.

Презентация проекта происходит на классном часе «Страницы Красной книги».

7. Рефлексивно-оценочный этап.

Дети проанализировали, что им показалось интересным при работе над проектом, с какими сложностями столкнулись, чему они научились.

Педагогические эффекты работы:

- изучили историю создания Красной книги,

- расширили кругозор детей,

- сформировали у детей положительный интерес к проблемам экологии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сформировали навыки организации рабочего пространства и времени,

- сформировали умения работы с информацией,

- сформировали навыки сотрудничества, взаимодействия в группе.

Результаты реализации полной системы работы отражены в рисунке 2.

В результате проведенной работы наметилась положительная динамика в развитии ЭК учащихся 3-го класса. Так, количество детей с высоким уровнем ЭК увеличилось с 31% до 45%. Все структурные компоненты экологической культуры (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) у данной группы детей вышли на более высокие качественные показатели.

Рисунок 2. Уровень экологической культуры учащихся до и после проведенной работы

Важным результатом является то, что после проведенной работы среди участников исследования не было зафиксировано детей с низким уровнем экологической культуры. Это позволяет сделать вывод о том, что ЭК у детей младшего школьного возраста поддается целенаправленному психолого-педагогическому воздействию, а предложенная нами система работы является эффективной.

Показательным дополнительным эффектом реализации предложенной нами системы работы явилось повышение заинтересованности вопросами экологии родительской группы, что выражалось в изменении содержания и качества семейного досуга. Семьи стали чаще бывать на природе, охотно участвовали в экологических мероприятиях, организованных школой и общественными организациями. В рисунках на тему «Мой выходной день» дети стали изображать себя с родителями на природе (в лесу, парке, на реке и т.д.), в зоопарке, на придомовых субботниках. Это свидетельствует о том, что заинтересованность в вопросах экологии стала носить деятельно-стный характер, выражаться в реальном поведении как взрослых, так и детей.

Разработанная и апробированная в ходе исследования система работы по формированию экологической культуры у младших школьников может представлять интерес для учителей и педагогов групп продленного дня, работающих с детьми данного возраста, студентов, обучающихся в пед-колледжах и педагогических вузах по специальности «Психология и педагогика дошкольного и начального образования», а так же для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. М.: Минприроды России, 1993.

2. Гуцу Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 1997. 173 с.

3. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Зезина М.А. Подготовка учителей начальных классов к осуществлению преемственности дошкольного и начального образования // Инноваци-

онная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 249254.

4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе в свете новых требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015.№ 3. С. 146-151.

5. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М.: «Академия», 2003.

6. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000.

7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Podovinnikova Elvira Alexandrovna, teacher Municipal budget educational institution «School № 110», Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: e.podovinnikova@mail.ru) Gutsu Elena Gennadievna, Ph. D. in psychology, associate Professor, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia (E-mail: elenagytcy@mail.ru)

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN OUT-OF-LESSON ACTIVITIES

Abstract. The modernization of the content and structure of Russian education affects many areas, including the solution of the problems of the formation of environmental culture. The article analyzes the concept of ecological culture, examines its structure. The necessity of purposeful psychological and pedagogical work aimed at the formation of ecological culture in younger schoolchildren is determined. The system of work on the formation of ecological culture among younger schoolchildren in extracurricular activities is presented. Key words: ecological culture, components of ecological culture, the formation of ecological culture, primary school age, extracurricular activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.