Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов'

Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ECOLOGICAL CULTURE / EDUCATIONAL PROJECT / THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна

Данное исследование посвящено актуальной проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В работе описывается личный опыт работы с учащимися начальной школы средствами учебных проектов. Изучены основные подходы к понятиям «экологическая культура», «учебный проект», описана система работы в начальной школе, к которой привлекались не только учащиеся, но и их родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ecological culture of younger schoolchildren by means of educational projects

This study is devoted to the actual problem of the formation of the ecological culture of younger schoolchildren. The paper describes personal experience of working with elementary school students by means of educational projects. The main approaches to the concepts of “ecological culture”, “educational project” are studied, the system of work in elementary school is described, to which not only pupils, but also their parents were involved.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов»

Педагогика

УДК: 37. 033

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюжетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент факультета психологии и педагогики группы МДО-17-1 Рыжечкина Лариса Игоревна

Федеральное государственное бюжетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено актуальной проблеме формирования экологической культуры младших школьников. В работе описывается личный опыт работы с учащимися начальной школы средствами учебных проектов. Изучены основные подходы к понятиям «экологическая культура», «учебный проект», описана система работы в начальной школе, к которой привлекались не только учащиеся, но и их родители.

Ключевые слова: экологическая культура, учебный проект, формирование экологической культуры младших школьников.

Annotation. This study is devoted to the actual problem of the formation of the ecological culture of younger schoolchildren. The paper describes personal experience of working with elementary school students by means of educational projects. The main approaches to the concepts of "ecological culture", "educational project" are studied, the system of work in elementary school is described, to which not only pupils, but also their parents were involved.

Keywords: Ecological culture, educational project, the formation of the ecological culture of younger students.

Введение. Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс как средства формирования экологической культуры является прогрессивной и содержащей огромный потенциал. Для начального звена школьного обучения решение этой проблемы особенно актуально, так как с позиции отечественных психологов, учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей. Тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.

В связи с этим приобретает все большее значение не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

В. А. Сухомлинский отмечал, что природа непосредственно оказывает большое влияние на моральное развитие детей и является составляющей основы восприятия мира детьми. Он также утверждал, что важно прививать ребенку уважение к природе, ее красоте, рассказывать о негативном влиянии человека на экологию [8].

Теоретические и методические аспекты формирования экологической культуры младших школьников были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.И. Самарцева, Л.П. Симоновой, В.А. Минаевой, С.Н. Северена, Т.А. Бабановой, Б.Т. Лихачева и др.

Особенности воспитания уважительного и бережного отношения к природе у учащихся младших классов отражены в работах таких педагогов-исследователей, как: Т.А. Бобылева, Л.Д. Бобылева, А.В. Миронов, А.А. Плешакова, Л.П. Салеева и др.

Открытие метода проектов связано с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали: Т. М. Кауда, Н.В.Матяш, И. Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном пространстве современной школы изучали И. А. Зимняя, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.

Таким образом, мы определяем цель статьи - обосновать педагогические возможности и условия формирования экологической культуры младших школьников посредством метода учебных проектов.

Изложение основного материала статьи. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. «Основа проявления экологической культуры - деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды» [4, 397 с.].

«Экологическая культура - наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе» [4, 397 с.].

Несмотря на достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания, проведение различных мероприятий, посвященных этому вопросу, уровень экологической культуры учащихся остается низким. «Проблемы методики обучения, введение новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для младших школьников ставятся особенно остро» [6, 55 с.]. В начале XXI века российская школа не имеет достаточно ясной программы приближения детей к живой природе, ее познания на видовом, наглядном уровне.

Мы не можем не затрагивать вопросы формирования экологической культуры детей, так как здоровье человека почти на четверть зависит от экологических условий. От эффективности воспитания экологической культуры также зависит качество и продолжительность жизни людей. Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Итак, формирование экологической культуры - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств» [5, 96 с.]. Он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Это формирование у человека способности сознательно воспринимать окружающую природную среду, убедиться в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Формирование экологической культуры должно быть непрерывным и продолжаться в дошкольном, школьном и послешкольном периодах. В начальной школе оно осуществляется, как известно, на межпредметной основе. Содержание действующих программ позволяет сформировать у детей элементарные естественные и природоохранные представления и понятия, выработать отдельные природоохранные умения и навыки, раскрыть взаимосвязи между неживой и живой природой, природой и человеком. Уже в начальных классах дети должны понять, что человек - неотъемлемая составная часть природы, что именно он в своей деятельности влияет на окружающую среду и влияние ее может быть как положительным, так и отрицательным.

Экологическое сознание формируется под влиянием экологических знаний и убеждений. В первую очередь, экологические представления младших школьников формируются на уроках. Полученные знания перерастают в убеждения и формируют экологическое сознание личности.

В этом возрасте у детей формируется наглядно-образная картина мира и особая экологическая позиция, определяющая отношение ребенка к природе, социуму и самому себе. Устойчивость и глубина впечатлений, получаемых ребенком, объясняется живостью и искренностью его эмоций.

Как писал о младшем школьнике В.В. Давыдов: «Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе» [2, с. 73].

Экологическая культура младших школьников является «целенаправленным, организованным, планомерным и систематически осуществляемым процессом овладения экологическими знаниями, умениями и навыками» [1, с. 93]. Поэтому основой деятельностного подхода может стать организация исследований и проектирования в школе, имитационная игра. Метод проектов представляет собой разработку и создание проекта, в процессе работы над которым решаются социально значимые проблемы. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, формирование исследовательских умений, а также развитие критического мышления.

Обучение проектированию на начальном этапе направлено на формирование основных умений учебного проектирования:

- планирование;

- постановка проблемы;

- определение цели, гипотезы и задач (этапов) проекта;

- распределение задач по группам и их выполнение.

При такой организации дети учатся преодолевать трудности как интуитивно, так и посредством поиска новых знаний. Однако для осуществления проектной деятельности требуется заинтересовать детей и предоставить им возможность самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель мотивирует детей на самостоятельную активность, поддерживает, поощряет и направляет их, помогает в поиске источников информации и анализирует результаты проекта.

Отметим, что в результате работы над проектами любого типа у младших школьников формируются коммуникативные универсальные учебные действия [7], создаются условия для оформления основных новообразований младшего школьного возраста, а именно, рефлексии, внутреннего плана действий и самоконтроля [3].

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для урочной и внеурочной работы младших школьников.

В учебниках по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России») можно найти примеры проектов для учащихся 1-4 классов, связанные с формированием экологической культуры (проект «Мои домашние животные», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Разнообразие природы родного края»).

Примеры проектов, формирующих экологическую культуру у младших школьников, также содержатся в учебниках по курсу «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова (УМК «Планета Знаний»). Приведем примеры некоторых из них. Это проект «Растения» и его модификации, проект «Красная книга леса». Анализ данных проектов показал, что в них имеются свои особенности. Среди плюсов можно отметить:

1. Связь темы проекта с изученными ранее темами, т.е. облегчается работа учителя по поиску подходящей темы и проблемы проекта, и закрепляются ранее изученные детьми темы;

2. Учебник является «помощником» для учащихся в структурировании и оформлении проекта;

3. Психологически детям привычнее воспринимать и выполнять задание, представленное наглядно на материальном носителе (в учебнике).

Однако такого рода проекты имеют также ряд недостатков:

1. Степень самостоятельности детей в выборе темы, формулировке проблемы и структурировании проекта минимальная, что затрудняет в дальнейшем работу над проектами в последующих классах;

2. Сжатые сроки проектов, не позволяющие детям глубоко и основательно вникнуть в проблему;

3. Предлагаемые проекты рассчитаны на индивидуальное выполнение их учащимися, т.е. теряется одна из важнейших задач проекта - формирование коммуникативных навыков при работе в группе [7].

Таким образом, работа над проектами способствует развитию экологической культуры младших школьников. Кроме этого, проекты, направленные на формирование экологической культуры младших школьников, могут осуществляться и на междисциплинарной основе. Например, «Экологические стихотворения» (Литературное чтение и Окружающий мир), «Кормушка для воробья» (Технология и Окружающий мир), «Сколько стоит клубника с моего огорода?» (Математика и Окружающий мир) и т.п.

Для достижения цели исследования нами было проведено опытно-экспериментальное исследование педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников посредством метода проектов в 4 классе одной из школ города Нижнего Новгорода.

В качестве диагностики были использованы:

1. Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников;

2. Методика «Экологическая деятельность»;

3. Методика «Развитость моего экологического сознания».

Экологические знания являются основой экологической культуры. Данная методика была использована нами для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.

По результатам диагностики можно отметить, что 4 ребенка имеют высокий уровень (15%), 11 детей показали средний уровень - (44 %) и 6 детей - низкий уровень (41%).

Далее была использована методика диагностики экологической направленности учащихся «Экологическая деятельность». При её проведении детям выдавались бланки с перечнем занятий, которые учащиеся должны были пронумеровать в соответствии со своими интересами в порядке убывания - от наиболее любимых занятий к наименее любимым. На основании результатов диагностики можно отметить, что у учащихся теоретическая экологическая направленность преобладает над практической, т.е. имеется разрыв между знаниями о природе и умениями применять их в реальной жизни.

Последней проводилась методика «Развитость экологического сознания», в которой детям предлагалось выбрать вариант своего отношения к утверждению, предложенному в бланке анкеты. На основании результатов диагностики можно отметить, что 3 ребенка имеют высокий уровень (14%), 8 детей показали средний уровень - (38 %) и 10 детей - низкий уровень (48%).

Таким образом, по итогам мониторинга мы определили общий уровень экологической культуры класса как низкий.

Формирование экологической культуры в 4 классе осуществлялось в рамках комплексного социального проекта «Наша планета - одна на всех», включающего в себя ряд запланированных мероприятий, имеющих экологическую направленность.

Проведение данного проекта предполагало беседы на экологические темы, ведение детьми научного дневника, уход за комнатными растениями класса и школы, участие в акциях «Накорми птиц зимой», «Мы -за чистый город », «Посади дерево», организация экологического субботника, выпуск классной газеты «Юные экологи», проведение классных часов на тему «День Земли», «Животные нашего края», праздника «Золотая осень».

Оценка результатов деятельности участников проекта осуществлялась через анкетирование учащихся и родителей.

Участвуя в проекте, дети осваивали схему принятия решений, что является подтверждением формирования познавательных универсальных учебных действий.

Осуществление проекта «Наша планета - одна на всех» проходило поэтапно. На подготовительном этапе мы подбирали методическую литературу, лингвистический материал (загадки, стихи, сказки), разрабатывали план мероприятий.

Технологический этап включал в себя проведение экскурсии «Экологическая тропа», организацию выставки поделокиз бросового материала, оформление информационного стенда «Чем мы можем помочь природе?», основные мероприятия, формирующие экологическую культуру. Погружение в проект мы осуществляли и на других уроках, включая задачи с экологическим содержанием в уроки математики, анализируя тексты экологической направленности на уроках русского языка и литературного чтения, проводя дидактические игры.

На заключительном этапе мы проводили анкетирование родителей учеников и самих учеников с целью получения обратной связи.

Выводы. Цель повторной диагностики была сформулирована нами, как выявление изменений уровня сформированности экологической культуры у младших школьников после реализации системы работы по формированию экологической культуры.

Изучив данные об уровне сформированности экологических знаний у учащихся 4 А класса, мы сделали следующий вывод: высокий уровень имеют 6 человек, что составляет 29 %, средний уровень - 12 человек (57 %) и низкий уровень - 3 человека (14 %).

По результатам диагностики экологической направленности у учащихся 4 класса в контрольном эксперименте можно сделать вывод о том, что у троих учащихся (14, 5%) повысился интерес к практической деятельности, связанной с экологической культурой.

По результатам диагностики развитости экологического сознания у учащихся можно сделать вывод, что 5 человек имеют высокий уровень (24%), 11 человек показали средний уровень - (52%) и 5 - низкий уровень (24%).

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей формируется убеждение в необходимости охраны природы, стремление приумножить природные богатства. Дети способны дать отпор отрицательным проявлениям в природе, сознательно могут регулировать свои поступки в природе.

Анализ полученных результатов работы показывает, что ученики стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что формирование экологической культуры младших школьников эффективно в том случае, если возможна реализация следующих условий: использована технология проектной деятельности; реализован личностно-ориентированный подход по учету интересов и возможностей каждого ученика в ходе организации проектной группы.

Литература:

1. Бобылева, Л.Д. Интерактивные методы как средство эколого-педагогической подготовки [Текст] / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная педагогика: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 12-14 мая 2008 г., НДОЛ «Зубренок» / редкол.: С.С. Кашлев (отв. ред.) [и др.]. - Мн: Изд. центр БГУ, 2013. - 369 с.

2. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слабодчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 2009. № 4, С. 19-25

3. Зайцева С.А., Кузьмина Н.А. Психологические и методические приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий как средство развития личности младшего школьника // Нижегородское образование. 2018. №1. - С. 35-39

4. Панченко, К.К. Формирование экологического мышления у младших школьников: учеб. пособие для учителей нач. классов [Текст] / К.К. Панченко. - СПб: Питер-Пресс, 2016. - 397 с.

5. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. -2000. - № 1.

6. Рахматуллина, А.Х. Развитие экологической культуры у младших школьников: учебно-метод. пособие [Текст] / А.Х. Рахматуллина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 158 с.

7. Рябова Н.В., Терлецкая О.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Мининского университета. 2018.Т.6, №2. С.10. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-10

8. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский - 8-е изд. - К.: Рад. школа, 1984. - 288 с.

Педагогика

УДК: 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Булатова Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования процесса формирования эмоционально -ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается сущность понятия «эмоционально - ценностное отношение к природе», приводится содержание программы, раскрываются формы организации детской деятельности, виды культурных практик детей, требования и содержание предметно - пространственной развивающей среды, описываются результаты исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: проектирование, эмоционально-ценностное отношение к природе, дошкольный возраст, формы организации детской деятельности, культурные практики, предметно-пространственная развивающая среда.

Annotation. The article is devoted to the problem of designing the process of formation of emotional - value attitude to nature in preschool children. The article deals with the essence of the concept of "emotional - value attitude to nature", provides the content of the program, reveals the forms of organization of children's activities, types of cultural practices of children, the requirements and content of the subject - spatial developing environment, describes the results of the study on this problem.

Keywords: design, emotional-value attitude to nature, preschool age, forms of organization of children's activities, cultural practices, subject-spatial developing environment.

Введение. В погоне за современными тенденциями, когда большое внимание уделяется развитию интеллекта ребенка, его кругозора, упускается из виду необходимость формирования у детей правильного отношения к природе. Между тем, современное состояние процесса взаимодействия человека и природы, экологические проблемы свидетельствуют о важности данного направления работы с детьми, что актуализирует вопросы, связанные с формированием эмоционально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для решения этой задачи.

Общение детей с природой имеет огромный потенциал. Систематически организованное общение детей с природой удовлетворяет интерес к природным объектам, учит ответственно относиться к растениям и животным, способствует формированию потребности в проявлении заботы о них. Однако процесс формированием эмоционально-ценностного отношения к природе требует от воспитателя и родителей слаженности и систематичности работы, что обеспечивается за счет проектирования этого процесса.

Проектирование выступает как прообраз чего-то задуманного и предполагаемого. Данный термин ввел А.С. Макаренко, который рассматривая педагогику с точки зрения личности, считал, что функция педагогов заключается в составлении программ воспитания для каждого члена коллектива с учетом его индивидуальных особенностей.

В.П. Беспалько под педагогическим проектированием понимал особый вид профессиональной деятельности, целью которой является создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование педагогических объектов.

Целью нашего исследования стало проектирование процесса формирования эмоционально - ценностное отношение к природе у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели мы проанализировали сущность понятия «эмоционально - ценностное отношение к природе», изучили состояние уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста эмоционально - ценностное отношение к природе, определили формы организации различных видов деятельности детей в природе, культурных практик, требования к предметно - пространственной развивающей среде.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования эмоционально - ценностного отношения к природе активно рассматривалась учеными, психологами, практиками. В философии отношение рассматривалось, как взаимосвязь между вещами или как частный случай отношения. В психологии «отношение» выступает как практическое действие к объекту. Основной характеристикой отношения является личностный смысл, который получает объект для человека [4, с. 321.

Первый анализ отношений человека был выполнен ещё в двадцатом веке. Его автором стал А.Ф. Лазурский. В дальнейшем В.Н. Мясищев построил свою концепцию, в которой он рассматривал «отношение», как потенциал личности, определяющий степень интереса, выраженности эмоций и потребностей [7]. В.Н. Мясищев отмечал, что эмоциональное отношение, включает в себя восприятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.