ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
УДК 371
АббасоваЛ.И., к.пед.н.
доцент
кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Россия, г. Ялта
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Аннотация. В статье раскрыты понятия экологическое образование, экологические представления. Рассматриваются особенности формирования экологических представлений учащихся младших классов во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир», а также значение формирования экологических представлений учащихся младших классов во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: экологические представления, экологическое образование, формирование, воспитание, младшие школьники, внеурочная деятельность.
Abbasova L.I.
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Humanitarian and Pedagogical Academy, «Crimean Federal University
V.I. Vernadsky»
FORMATION OF ECOLOGICAL REPRESENTATIONS OF PUPILS OF ELEMENTARY GRADES IN AFTER-HOUR WORK ON THE
SUBJECT "ENVIRONMENT"
Summary: In this article, the features of formation of ecological represent ations ofjunior schoolchildren in extracurricular activities.
Key words: environmental representations, junior schoolchildren, extracurricular activities.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание внеурочной деятельности младших школьников. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Экологические проблемы призваны решаться средствами образования, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Формирование экологических понятий у младших школьников происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
В теории и практике педагогического образования имеется ряд фундаментальных исследований, посвященных отдельным аспектам проблемы экологического образования и воспитания, в которых выявляется сущность основных понятий теории экологического воспитания, экологической культуры, указываются пути формирования экологических представлений младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой, этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой.
Внеурочная деятельность - это любая организованная учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане. В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности. [5]
Средством воспитания и образования младших школьников является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.
Главная цель организации внеурочной деятельности - создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Основное предназначение внеурочной деятельности - удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей обучающихся.
Основные задачи организации внеурочной деятельности обучающихся: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; расширение рамок общения с
социумом [3].
В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. Каждый вид внеурочной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект [4].
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы образовательного учреждения.
Процесс формирования экологических представлений у детей будет эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями ребенка и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему.
Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.
Для реализации задач экологического образования и воспитания младших школьников наряду с традиционными методами активно
применяются инновационные технологии, что значительно расширяет возможности в формировании экологической культуры учащихся. Основная задача экологического развития, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды [2].
Первое важнейшее условие - формирование экологических представлений учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие - активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за комнатными растениями класса.
В своей работе можно использовать различные технологии экологических знаний:
- исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
- проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование метода проектов);
- конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад и др.);
- игровые (эко-случай, подвижные игры, ролевые игры, игры-драматизации и др.);
- познавательные («круглые столы», дебаты, экскурсии, походы и
др.);
- продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.) [1].
Эта систематическая целенаправленная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, способствует формированию правильного представления детей о природе, обществе и человека в них. В результате у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы [7].
Учащиеся младших классов становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению к природе, но и друг к другу. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитываются высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.
Разрабатывая мероприятия по формированию экологических представлений во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир», педагог должен чётко представить результат своей работы, подбирая такие
формы, которые гарантируют желаемый результат. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеурочных занятий [6]: индивидуальных, групповых, массовых.
Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологических представлений.
На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная.
Одной из форм организации процесса формирования экологических представлений может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках «Окружающего мира» предметных знаний и умений школьников.
В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом
деятельности. Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры. В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами - подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе экологические представления, упражнять их в использовании.
Разнообразные виды внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс формирования экологических представлений младших школьников, дают возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Таким образом, формирование экологических представлений наиболее эффективно будет проходить во внеурочное время в процессе организации внеурочной деятельности экологической направленности.
Использованные источники:
1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 320 с.
2. Виноградова, Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с окружающим миром / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2007. - С. 226-232.
3. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И. В. Цветкова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 192 с.
4. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе / Т. И. Тарасова, П. Т. Калашникова. - Борисоглебск: БГПИ, 2008. - 146 с.
5. Рябова, И. Г. Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана / И. Г. Рябова, С. Н. Горшенина; под ред. С. Н. Глазачева, С. Т. Шалгымбаева. - Алматы : Казах. Университет, 2006. - 504 с.
6. Морозова, Н. В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н. В. Морозова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 300-304.
7. Зверев, Н.Д. Экология для младших школьников: Из опыта работы по факультативному курсу / Н. Д. Зверев // Начальная школа. - 2005. - № 4. -С. 60-64.