V7TK" ^ 7 П1 ^ 4.9 \r~\ lT\fS\ 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
•УД14 J /.U1J.-+Z |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0044 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ © Автор(ы) 2020 SPIN: 3509-1101 AuthorlD: 882382
КУШНИРУК Любовь Игоревна, аспирант, учитель начальных классов муниципального автономного образовательного учреждения «Начальная образовательная школа № 41» Череповецкий государственный университет (162600, Россия, Череповец, проспект Луначарского д. 5 e-mail: [email protected]) Аннотация. Автор рассматривает необходимость экологического воспитания младших школьников для формирования их экологического мировоззрения. А также роль школы и семьи в экологическом воспитании. В статье приводятся примеры позитивного взаимодействия младших школьников с окружающей средой, и рассматриваются варианты внеклассного обучения. Особое место отводится экологическому воспитанию младших школьников. Ведь именно из них вырастают люди с укоренившимися понятиями, которые впоследствии решают судьбу экологии всего мира и своей страны, в частности. Приходя в первый класс уже с определенными знаниями и привычками, приобретенными в семье, они должны получить в школе правильный вектор экологического развития. Именно в начальных классах формируются основные понятия, и закладывается фундамент отношения человека к экологии и окружающему миру. Необходимость формирования в подрастающих поколениях устойчивого экологического мировоззрения, направленного на осознанное потребление обуславливается сложившимися в последнее столетие экологическими проблемами. Грамотное использование экологических ресурсов позволит минимизировать экологический ущерб. Составной частью учебно - воспитательного процесса является внеклассная деятельность. Это деятельность учащихся класса вне уроков в свободное от занятий время под руководством или совместно с педагогом В заключении автор дает выводы о возможном улучшении экологического состояния всего мира, в связи с изменением экологических взглядов младших школьников.
Ключевые слова: Младший школьник, внеклассная деятельность, экологические знания, экологическое мировоззрение, экологическая ответственность, экологическое воспитание, экологическое развитие, мировоззрение младших школьников, экологические проблемы, формирование мировоззрения.
ECOLOGICAL WORLD OF YOUGER SCHOOLCHLDREN
© The Author(s) 2020
KUSHNIRUK Lyubov Igorevna, Post-graduate student, Primary school Teacher of Municipal autonomous educational institution "Primary Educational School № 41" Cherepovets State University (162600, Russia, Cherepovets, Lunacharsky Avenue, 5, e-mail: [email protected]) Abstract. The author considers the necessity of ecological education of primary school children for the formation of their ecological worldview. As well as the role of the school and the family in environmental education. The article provides examples of positive interaction of primary school students with the environment, and considers options for extracurricular learning. A special place is given to environmental education of primary school children. After all, it is from them that people with ingrained concepts grow up, which later decide the fate of the ecology of the whole world and their country, in particular. Coming to the first grade with certain knowledge and habits acquired in the family, they must get the right vector of environmental development at school. It is in the primary classes that the basic concepts are formed, and the foundation of a person's attitude to the environment and the surrounding world is laid. The need for the formation of a sustainable ecological worldview in the younger generations, aimed at conscious consumption, is caused by the environmental problems that have developed in the last century. Proper use of environmental resources will minimize environmental damage. Extracurricular activities are an integral part of the educational process. This is the activity of students of the class outside of lessons in their free time under the guidance or together with a teacher. In conclusion, the author gives conclusions about the possible improvement of the ecological state of the whole world, in connection with the change in the environmental views of younger students.
Keywords: Primary school student, extracurricular activities, environmental knowledge, environmental outlook, environmental responsibility, environmental education, environmental development, worldview of primary school students, environmental problems, worldview formation.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими учеными (Везетиу Е.В. [1], Ким А. А. [2], Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. [3] и др.) наше развитое общество осознает потребность в улучшении экологического состояния окружающего мира. В погоне за технологиями и цифрами, мы, в течение довольно продолжительного промежутка времени, оставляли без внимания такой факт, как стремительное загрязнение природы. Пользуясь благами, которые она нам дает, человечество забывало возвращать. Что в итоге привело к плачевному состоянию экологии по всей нашей планете.
Однако к концу XX века люди начали осознавать неизбежность гибели, окружающей нас природы, в результате нашей же жизнедеятельности. Таким образом, пришло понимание необходимости выхода из сложившегося экологического кризиса. И в этом вопросе боль-
шую роль играет самосознание каждого индивидуума. Только при поднятии общего уровня знаний о состоянии экологии, а также при бережном отношении абсолютно всех граждан к экологическим ресурсам своей страны, возможно избежать стремительного разрушения нашей природы. Которой человек не дает самой восстанавливаться.
Запас экологических знаний, приобретенный в школе, человек будет или пополнять, или растеряет. Важно направить школьника к пониманию важности экологического состояния окружающего мира и непрестанного пополнения этого запаса. Оно будет способствовать к повсеместному повышению экологического сознания человечества в целом. Так как общее состояние экологии зависит от отношения к нему каждого человека в отдельности.
Человеческая жизнь тесно связана с природой, ведь все, что мы берем - берем именно у нее. И для формирования гармонии необходимо эту природу беречь. Воспитание любви к окружающему миру и его понима-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474
ния во многом зависит от педагогов. Однако не только Окружающий мир или Природоведение как предметы способны развить и сформировать определенный экологический запас знаний. На это направлены и такие дисциплины как: Чтение, Русский язык, Физическая культура. Каждый из этих предметов играет свою роль, но все они в той ли иной степени способствуют становлению ребенка и воспитанию в нем положительных качеств, несущих в себе, в том числе и бережное отношение к окружающему миру.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Экологическое образование младших школьников должно быть направлено не только на получение ими необходимых теоретических знаний, но также и на приобретение положительного опыта взаимодействия с окружающей средой на внеклассных занятиях. Таким образом, у детей должны сформироваться экологические знания, которые позволят им в будущем иметь основу для позитивного поведения, относительно природы. Заложенные в начальных классах и закреплённые в более старшем возрасте базовые принципы бережного отношения к окружающей среде, в конечном счете, увеличат процент экологической сознательности активного населения. Чернышева Н.М. считала обязательным развивать у младших школьников экологическое мировоззрение. Это будет способствовать возникновению еще в младшем возрасте определенных поведенческих установок, которые не позволят в дальнейшем принимать недопустимых решений в отношении окружающей среды [3, с.28].
Формирование целей статьи. Выявить истоки формирования экологической культуры у младших школьников и обосновать необходимость их развития.
Постановка задания. Рассмотреть факторы, определяющие процесс формирования у младших школьников экологического мировоззрения
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Социальные, педагогические, психологические исследования, касающиеся экологического мировоззрения младших школьников.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Экологическое мировоззрение каждого - это те знания, которые мы имеем о природной среде, об окружающем нас мире, включающем в себя и техногенную метасистему. Поэтому мировоззрение младших школьников так важно. То, как они видят происходящее вокруг, а также как к этому относятся, напрямую влияет на будущее планеты. Ведь в случае недостаточности знаний, или нежелания их приобретать будущие поколения будут только усугублять сложившуюся экологическую ситуацию.
Мировоззрение как таковое, при поступлении в школу, только начинает перерождаться из мироощущения. Ведь в раннем возрасте дети еще не умеют давать оценки тем или иным действиям других людей. Это связано с отсутствием опыта. По мере взросления ребенок приобретает практические знания, которые позволяют ему иметь собственную точку зрения на объект. В данном случае на экологию.
В настоящее время формирование мировоззрения у младших школьников часто происходит стихийно. Это связано с отсутствием единой линии его воспитания у государства, педагогов и родителей.
В результате исследования данной проблемы представилось необходимым проведение социологического опроса среди младших школьников. Для чего с помощью сервиса https://anketolog.ru была создана анкета «Мир вокруг нас». Опрос производился с участием родителей. Его результаты представлены в Таблице №1.
Таблица №1 - Результаты опроса
Вопрос анкеты Варианты ответа Процентное соотношение
Наблюдаешь ли ты за природой Да 40%
на прогулке? Нет 60%
А как ведут себя другие дети? Наблюдают 30%
Не интересуются 70%
Как ты думаешь, природа Да 80%
Нет 20%
Как правильно вести себя в Осторожно, чтобы не навредить 60%
Как захочется, лесу же все равно 40%
Можно ли ломать ветки деревьев и кустов Да 80%
нет 20%
Можно ли оставлять мусор Да 10%
Нет 90%
Как видно из результатов анкетирования, у младших школьников нет четко устоявшейся позиции взглядов на окружающий мир. Такое мировоззрение обеспечивается внешним воздействием СМИ и телевидения, сверстников, а также нарушенной системой ценностей в некоторых семьях. Возможно, так происходит потому, что далеко не все родители говорят об этом с детьми.
На данном этапе развития человеческого общества необходимо увеличивать объем получаемых экологических знаний даже у младших школьников. Уже в раннем возрасте ребенок должен считать для себя недопустимым мусорить вокруг или бесцельно уничтожать растительность и мелких насекомых [4, с.18]. Важно, чтобы дети осознавали последствия своих действий для окружающего мира, так как ответственность за него несет каждый из нас. Ведь глобальные последствия стремительного разрушения экологии возникли из, казалось бы, мелких нарушений. Однако в своей совокупности они нанесли непоправимый ущерб природе. Наглядно это можно объяснить, как: если один ученик без нужды сорвет цветок в саду, то вроде бы ничего страшного, а если по цветку сорвет каждый из класса, или каждый из школы. Таким образом, видно, как люди постепенно уничтожают природу вокруг себя.
Вопрос выживания человека на Земле напрямую зависит от экологического воспитания младших школьников. Прикладывая к этому усилия сейчас, общество сможет вырастить экологически сознательные поколения, которые будут прилагать усилия к восстановлению окружающего мира, а не его разрушению ради собственной сомнительной выгоды.
Известно, что в младшем возрасте дети сильно основываются на чувствах и эмоциях в своем выборе. Подкрепление знаний на внеклассных занятиях с конкретными примерами может оптимизировать процесс обучения [5, с.79]. Прогулка по лесу или парку расскажет о природе гораздо больше, нежели картинка из учебника. Встретив лесу ежа, можно рассказать детям о том, что одна выброшенная пальчиковая батарейка лишит этого ежика дома. Так как она загрязняет 20 квадратных метров земли. На этой территории может обитать не только ежик, но еще и один-два крота и масса насекомых. И весь этот мир может быть уничтожен в результате неправильной утилизации обычных батареек из игрушек или пульта. Такой рассказ возымеет гораздо больше смысла, кода будет приведен именно на месте обитания ежиков и кротов. Он произведёт на детей впечатление и, таким образом, останется в памяти, а вместе с ним в сознании школьников зафиксируется информация о том, что для утилизации батареек существует определённый порядок.
Еще более критическая обстановка с утилизацией пластика. Все эти миллионы тонн пластика, от которых сейчас гибнет огромное количество животных и растений, могли бы быть переработаны в долгосрочные пластиковые изделия, которые нет необходимости выбрасывать. Однако, знают об этом не все, а многие и не интересуются данным вопросом. Налаженная система легкого потребления не дает нам задуматься о последствиях. Это нам неудобно. Использовал - выбросил. Будь то одноразовая пластиковая посуда, ватные палочки, пакеты, бутылки и так далее [6, с.319]. Необходимо воспитать в подрастающих поколениях экологическое сознание, которое будет направленно на осознанное потребление.
А также на грамотную утилизацию опасных для окружающего мира отходов. В противном случае, двигаясь в эгоцентричном направлении, каждый человек ведет к гибели все вокруг себя.
Человек в течение всей жизни, так или иначе, взаимодействует с природой. Научить этому детей - задача педагогов младших классов. Именно в это время податливая психика ребенка наиболее восприимчива к положительному опыту и фиксации принципов поведения [7, с.8]. Несомненно, подростковый период внесет свои коррективы, но заложенный вначале обучения прочный фундамент экологического воспитания, трудно будет разрушить.
Формированию экологического мировоззрения способствуют не только педагоги. Много ребенок берет в свою жизнь из семьи. Экологическая культура должна начать прививаться еще до школы, после она будет развиваться и укрепляться в процессе обучения. Стоит учитывать, что СМИ также имеют влияние на экологическое воспитание. Ведь сейчас проблема экологии стоит особенно остро [8, с.338]. Поэтому довольно часто в средствах массовой информации можно встретить призыв к активным действиям по спасению природы. А видео с гибнущими морскими животными и уничтоженными лесами также способно оставить впечатление в ребенка. В этом случае, не стоит ограждать от негативной информации, а наоборот объяснить, с чем связана такая ситуация и как каждый из нас маленькими делами может предотвращать мировые катастрофы. Поэтому важность экологического воспитания должны понимать и родители тоже.
Немаловажную роль при формировании мировоззрения играет и личный опыт учащихся. Активные действия, направленные на изучение природы со стороны школьников
Важно с раннего детства растить экологически сознательного человека. Давать понять, что он, пусть даже и будучи ребенком, может приносить пользу природе или хотя бы не наносить вред. Работа в этом направлении должна вестись и на внеклассных занятиях [9, с.91]. Возможно, она будет проходить в форме игры или соревнования. А может дети буду просто наблюдать за природой, тем самым изучая ее. Вести экологические дневники, записывая в них особенности и повадки животных, насекомых или птиц. Наблюдая за природой, младшие школьники научатся терпению и бережному отношению к окружающей среде. У них возникнет понятие того, что все вокруг живое и требует заботы и внимания.
Важно не упустить момент становления экологического мировоззрения в начальных классах, так как впоследствии может быть потеряно время. В силу того, что многие дети сейчас черпают массу информации из интернета, в том числе из компьютерных игр, где в основном позиционируется разрушение не только природы, но и человека, из-за отсутствия четких установок они могут быть подвержены негативному воздействию [10, с.75]. Всегда легче построить новое, чем восстановить или исправить старое. Поэтому гораздо проще работать с чистым мышлением, чем пытаться переубедить уже испорченное. Ведь нарушенная система ценностей может повлечь за собой неправильное понимание жизни в целом и экологических проблем в частности.
Воспитание в младших школьниках бережного отношение к природе несет в себе залог будущего успеха в борьбе с ее гибелью [11, с.64]. Ведь активным ее уничтожением занимались и продолжают заниматься вчерашние дети - взрослые люди, лишенные устойчивых принципов, направленных на сохранение всего живого вокруг. Человек должен созидать, создавая для себя и будущих поколений условия, способные отвечать требованиям экологической безопасности. Спустя многие годы бездумного использования природных ресурсов, человечество начало активно пропагандировать меры, направленные на исправление сложившейся ситуации. И 180
в первую очередь необходима системная работа с детьми младшего школьного возраста. Формируя правильную систему ценностей у школьников, можно рассчитывать на положительные результаты развития экологического состояния планеты [12, с.25].
Воспитывать в младших школьниках экологическую ответственность необходимо с первого класса, привлекая учеников к совместной деятельности во дворе школы, как-то: полив цветов, уборка территории, прополка цветника и другая посильная деятельность в рамках внеклассных занятий. Немаловажно то, что дети будут выполнять какую-либо экологически полезную работу совместно. Потому что, придя в школу, в основном дети только начинают знакомиться, и им будет полезно ближе узнать друг друга в результате экологического мероприятия.
На необходимость и актуальность экологического воспитания указывает не только состояние нашей планеты, но и то, что очень многие сейчас не интересуются этими проблемами, совсем не имеют представления о правилах и способах утилизации отходов, эко-
логически правильном поведении на природе, а также не стараются развить такие знания в своих детях. Поэтому школа должна делать упор на развитии экологического мировоззрения учеников с младшего возраста [13, с.35]. Несмотря на то, что сейчас дается очень много информации в СМИ о состоянии экологии, люди пропускают такую информацию мимо ушей. Не считая себя способными что-то изменить в данной ситуации или как-то повлиять на нее. Следовательно, понимание необходимости созидательного отношения к природе должно быть сформировано в детском возрасте и крепнуть по мере взросления человека.
Экологическое воспитание влияет на развитие личности ребенка в целом. Помимо экологических знаний оно дает понятия о взаимодействии с окружающим миром, в том числе и друг с другом на примере бережного отношения к природе. Развивает в школьниках сострадание, уважение, ответственность, дает целостное представление о мире, учит не отделять себя от природы и быть благодарными ей за предоставленные блага. Окружающий нас мир - это среда нашего обитания. По меньшей мере, не разумно разрушать ее [14, с.50]. Понятия и принципы, сохраняющие мир вокруг должны работать на подсознательном уровне. Сейчас многие понимают, например, что мусорить плохо и бросают фантик от конфеты в урну. Однако мы должны стремиться к тому, что человек не будет думать об этом специально, он априори не сделает этого в силу своего воспитания.
Особую роль в сохранении природного потенциала играет подрастающее поколение. Смотря на мир через призму экологических знаний, молодежь может стремительно улучшить состояние родного края, перестав повсеместно мусорить и потребительски относиться к природным богатствам. Это возможно с помощью приобретенного в раннем школьном возрасте позитивного опыта взаимодействия с природой.
Приобретением понятия «экологического мировоззрения» мы обязаны таким ученым как А.Н. Захлебный, И.М. Чернова и другим. Очевидно, что они ввели его с целью упорядочения процесса обучения и определения основных его принципов. Дали понять, что экологическое мировоззрение не может формироваться бессознательно. Оно должно четко и последовательно воспитываться в детях сначала семьей, а потом школой. Только прямые и обоснованные знания, с приведением примеров и деятельном в них участии, могут послужить прочным фундаментом для правильного представления о мире и складывания в детских умах определенно правильного экологического мировоззрения [15, с.33].
Школьное воспитание в целом должно быть направлено на:
- развитие в детях морально - нравственных ценностей
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474
- обучение их позитивному взаимодействию друг с другом в любых ситуациях
- становление личности каждого ученика
- формирование правильной картины мира
Составной частью учебно - воспитательного процесса является внеклассная деятельность. Это деятельность учащихся класса вне уроков в свободное от занятий время под руководством или совместно с педагогом. Именно на совместную с педагогом деятельность нужно делать упор в экологическом воспитании [16, с.74]. Учитель начальных классов пользуется большим авторитетом у своих учеников, чем в более старших классах, в силу их возраста и полного доверия педагогу. Подавая положительный пример взаимодействия с окружающей природой, педагог побудит школьников ему следовать. Таким образом, это поспособствует появлению незримой связи не только между совместно действующих учеников, но и между ними и учителем.
Немаловажно также привить младшим школьникам любовь к природе, например, с помощью организации тематических утренников и праздников с привлечением к участию каждого ученика и родителей. Или с помощью организации детских творческих конкурсов на экологические темы. Это будет стимулировать интерес школьников к изучению природных свойств и материалов, а также научит беречь, данное природой [16, с.76].
Особую роль стоит отводить изучению экологического, культурного и исторического наследия родного края. И начинать изучать подобные темы нужно с младших классов. Потому что возраст, в котором дети приходят в школу, наиболее благоприятен для принятия и формирования внутренней культуры человека. С целью доступного изучения можно отправиться с детьми на экскурсию в краеведческий музей или посетить заповедник, если таковой имеется неподалеку. Это заинтересует детское мышление и пробудит неравнодушие к проблемам родного края.
При динамичном экологическом воспитании следует не допустить снижение интереса школьников к данному направлению. Этому может помочь смена видов деятельности. Важно включать в занятия не только познавательную и трудовую деятельность, но и чередовать ее с игровой и творческой, а иногда и исследовательской (например, как уже приводилось выше с помощью наблюдения).
Также нужно избежать приукрашивания или умаления значимости экологических проблем современности, опираясь на весьма юный возраст учеников. В их сознании должна сформироваться реальная картина, и четко определиться проблемы и пути их решения, пусть даже пока на простейшем уровне. Впоследствии это послужит возникновению интереса к более глубокому познанию окружающего мира. Необходимо вовлечь в активное изучение всех детей. Чтобы каждый принимал участие не только в ответах на уроках, но и во внеклассных занятиях, конкурсах и играх, посвященных экологическим темам.
Человек как никто заинтересован в сохранении природы, но при этом только люди постоянно нарушают законы экологии. Не считаются с очевидными мерами безопасности и продолжают разрушать мир вокруг себя. Поэтому необходимо создать экологический запас знаний для того, чтобы будущие поколения смогли достойно существовать на нашей планете. Экологическое воспитание должно затрагивать не только российских школьников. Детей всего мира необходимо научить уважительному отношению к природе, чтобы они смогли сохранить ее для своих потомков. Это возможно, только если образование будет соответствующего уровня. И в нем будут четко определены цели и позиции педагогов относительно формирования экологического мировоззрения школьников, в том числе и младших классов.
Важно не только формально пройти программу, утвержденную для начальной школы и провести все уроки,
посвященные экологическому воспитанию, а привить ученикам любовь к природе и воспитать в них осознанное поведение по отношению к своему родному краю, окружающей природе и экологии в целом. Только в таком случае можно считать цель достигнутой [17, с.32].
Экологические проблемы - проблемы всех людей вместе и каждого в отдельности. Мы сталкиваемся с ними изо дня в день, когда добираемся на работу или в школу, когда гуляем с детьми, когда пользуемся изначально вредными средствами, когда видим повсюду нарушение правил утилизации отходов и так далее. Все это сопровождает нас по жизни. Но иногда мы видим в СМИ глобальные проблемы с вымиранием целых видом животных, тоннами плавающего мусора, неконтролируемой вырубкой леса - мы не помним об этом каждый день, но увидев, должны задуматься о том, что это именно мы и сделали. Каждый из нас. Именно для предотвращения полного разрушения экологии и гибели природы мы, не только педагоги, но и каждый родитель, каждый человек, должны способствовать формированию правильного мировоззрения, как младших школьников, так и детей старшего возраста.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. По мнению Виноградовой, общество создает специальную систему необходимых для развития человека условий. Это и называется воспитанием. С течением времени эти условия меняются ввиду освоения людьми новых сфер деятельности, а также появления новых условий существования. В таком случае экологическое воспитание должно постоянно расти и развиваться в связи с тем, что экологическое положение дел в мире движется в обратном направлении. Все средства, направленные сейчас на борьбу с гибелью природы, не будут иметь должного действия, если не повысить экологическое самосознание каждого. Только прекратив своими действиями активно разрушать природу, человечество может надеяться на, пусть не скорое, ее восстановление [18, с.693].
В.А. Сухомлинский придавал большое значение взаимодействию детей и природы. Изначально природа влияет на детское мышление. Важно в это время привить детям качества, способствующие гармоничному сосуществованию с окружающим миром. Направить их деятельность на созидание, иначе со временем, под влиянием негативного опыта и экологически несознательного окружения, она может направиться на разрушение [19, с.72].
Выводы исследования.
Результатом направленного экологического воспитания станет формирование здорового экологического мировоззрения. И, как следствие, возрождение единственно правильного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо воспитать не одно поколение экологически грамотных людей. Ориентируясь на нравственные и правовые принципы природопользования, школьники, будут давать правильную оценку происходящему и рационально взаимодействовать с окружающим миром [20, с.78].
Устойчивое позитивное развитие личности ребенка должно быть главной целью его воспитания. Нельзя позволить негативным примерам и мнениям иметь влияние на формирование экологического мировоззрения младших школьников. Ведь оно, как правило, берет свое начало именно в этом возрасте.
Не имея достаточного опыта и должного воспитания, школьники часто, даже неосознанно, могут подавать отрицательный пример сверстникам. Однако, это вовсе не характеризует их как плохих людей. Скорее, как не грамотных. Отсутствие экологических знаний приводит к нарушению правил поведения.
Таким образом, младший школьный возраст является лучшим для позитивного влияния педагогов и родителей на экологическое мировоззрение детей, закладывания его основ и принципов. Ведь мировоззрение взрослого
человека часто опирается на истины, знания о которых были получены в детстве.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Возможно, устойчивое экологическое мировоззрение, берущее свое начало в младших кассах, существенно повлияет на судьбу нашей планеты в целом, а также на уровень жизни и здоровья каждого ее жителя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 4 (46).
2. Ким А.А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности //Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2019. № 2. С. 19-22.
3. Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., ЛебедеваЕ.Г. Современное экологическое образование: российский и международный опыт // Современные Проблемы Науки И Образования. — 2019. — № 5.;
4. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы /Л. С. Виситова. — Текст: непосредственный //Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIIМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 15-18.
5. Дурдыева, С. Г. Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на уроках биологии (заочная экскурсия в заповедник) / С. Г. Дурдыева. — Текст : непосредственный //Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 235-236.
6. Байбикова, А. О. Использование активных методов и приемов обучения на уроках биологии как средство повышения эффективности усвоения знаний /А. О. Байбикова. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 319-321.
7. Алистратова С.В. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через применение икт //Вестник научных конференций. 2018. № 8-2 (36). С. 7-8.
8. Калинина, Н. Ю. Формирование исследовательской компетенции у детей во время внеурочной краеведческой деятельности / Н. Ю. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 337-338.
9. Ковалёва, Е. В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 91-93.
10. Леднева, О. С. Экологическое воспитание школьников / О. С. Леднева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. — Краснодар : Новация, 2015. — С. 74-79.
11. Шевелев, Н. С. Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе / Н. С. Шевелев, А. А. Решетникова, А. Д. Андрейчева, А. Э. Осокина. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 63-65.
12. Макаренко, Е. Н. Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект / Е. Н. Макаренко. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 23-26.
13. Ридигер О.Н. Инновационные технологии в экологическом воспитании: семья и школа в лесной рекреации //Среднее профессиональное образование. - 2011 г. - № 8 - С. 32 — 35.
14. Ридигер О.Н. Интеграция школы и семьи в экологическом воспитании //Воспитание школьников. - 2012 г. - № 4. - С.49 - 55.
15. Вороненко М.В. Экологическая грамотность в контексте формирования экологической культуры младших школьников // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития / сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 30-33.
16. Ридигер О.Н. Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2012 г. - № 4 (68) - С.74 - 77.
17. Афонина Е.А., Ларионова О.В. Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-журнал «Мир науки», 2018, №6
18. Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 692-694.
19. Зубова, С. С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С. С. Зубова, Л. М. Жиженина. — Текст: непосредственный //Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 72-73.
20. Тагирова Л.Р. Экологические игры на уроках окружающего мира как средство формирования экологической культуры младших школьников // Проблемы региональной экологии, экономики и географии Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. СоставителиМ.М. Иолин, Р.В. Кондрашин. 2018. С. 78-80.
Статья поступила в редакцию 29.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021