Научная новизна статьи состоит в определении роли, каковую формирование готовности будущих учителей к использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности играет в процессе профессиональной подготовки студентов-педагогов.
Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о процессе формирования готовности будущих учителей к использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности.
Практическая значимость определяется выявлением наиболее эффективных методологических подходов и форм учебной деятельности, способствующих эффективному формированию готовности будущих учителей к использованию мобильных технологий в профессиональной деятельности
Литература:
1. Богданова, А.В. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. / А.В. Богданова, В.Ф. Глазова, А.А. Коростелев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т.8. - № 2(27). - С. 21-24.
2. Герасимова, Т.Ю. Рефлексивно-креативный подход к контролю учебной деятельности студентов технического вуза. / Т.Ю. Герасимова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2020. - № 1(51). - С. 48-53.
3. Гладков, А.В. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации. / А.В. Гладков, О.И. Ваганова, М.П. Прохорова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т.8. - № 1(26). - С. 274-276.
4. Горбушин, А.Г. Использование технологии BYOD (bring your own device) в образовательном процессе /
A.Г. Горбушин / Актуальные проблемы современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - М.: Научный Центр «Аэтерна», 2014 - С. 58-60.
5. Гузь, Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку. / Ю.А. Гузь // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4. - С. 59-62.
6. Карабельская, И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы / И.В. Карабельская // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. Педагогические науки. - 2017. -№ 1(19). - С. 127-131.
7. Остапенко, Р.И. Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD / Р.И. Остапенко // Перспективы Науки и Образования. Международный научный журнал. - 2017. - № 5. - С. 66-73.
8. Петрова А.С. Информатизация образования: проблемы и перспективы. / А.С. Петрова, О.В. Афанасьева, Н.Н. Левкина // Педагогика. - 2017. - № 11(21)- С. 39-41.
9. Раскина И.И., Круглова Н.А. Использование мобильных устройств на уроках математики и информатики / И.И. Раскина, Н.А. Круглова / Актуальные проблемы обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 22-26 апреля 2019 г. - М.: МПГУ, 2019. - С. 732-739.
10. Садыкова, О.П. Рефлексивный компонент в концептуальной модели образовательного процесса в высшей школе / О.П. Садыкова, А.А. Петров // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 295-297.
11. Стариченко Б.Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 153-162.
12. Татаринов, К.А. Мобильные технологии в образовании / К.А. Татаринов, Л.Е. Бовкун // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. - Т.9. - № 3(32). - С. 47-50.
13. Фадеева, В.А. Новейшие веб-сервисы в лингводидактике: дидактические возможности и применение /
B.А. Фадеева. - М.: Международные отношения, 2017 - 186 с.
Педагогика
УДК 371.38
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Асадулаева Фатима Рамазановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Джегистаева Лариса Исаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Батырова Айна Магометовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников. Процесс экологического воспитания очень сложный и требует большого внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Для достижения поставленных целей и задач в области формирования бережного отношения к природе педагог использует проектную деятельность, как современный способ качественного и эффективного обучения детей цель экологического воспитания. Это предполагает соблюдение моральных принципов, правил и идей по улучшению окружающего мира, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности, интерес к глобальным проблемам в области экологии. Формирование процесса экологического воспитания проходит у каждого ребенка индивидуально, и в той или иной степени усваивается в различных областях. Автор приходит к выводу, что проектная деятельность - сложный поэтапный процесс, который состоит не только из теоретического аспекта, но и напрямую связан с практической деятельностью.
Ключевые слова: проектная деятельность, средство, экологическое воспитание, младшие школьники, бережное отношение.
Annotation. The article considers project activity as a means of environmental education of younger schoolchildren. The process of environmental education is very complex and requires a lot of attention, both from parents and teachers. To achieve the set goals
and objectives in the field of forming a careful attitude to nature, the teacher uses project activities as a modern way of high-quality and effective teaching of children the purpose of environmental education. This implies compliance with moral principles, rules and ideas for improving the surrounding world, active activity in studying and protecting the nature of your area, interest in global problems in the field of ecology. The formation of the process of environmental education takes place in each child individually, and is assimilated to varying degrees in various fields. The author comes to the conclusion that project activity is a complex step-by-step process that consists not only of a theoretical aspect, but is also directly related to practical activities.
Key words: project activity, means, environmental education, junior schoolchildren, careful attitude.
Введение. Воспитание экологически грамотной личности - важнейшая задача, сложившаяся в современном мире. Являясь, по мнению В.И. Вернадского, основной геологической силой, человек настолько преобразил нашу планету, что нынешние созданные экосистемы (например, городские) сильно отличаются от естественных. Человек возводит новые дома, заводы, фабрики и даже города, но забывает про настоящую природу, которая его окружает и частью которой сам является. Мы люди - создаем комфорт себе и своему существованию, но так быстро забываем о том, что мы часть окружающего мира и наша задача его не разрушать, а сохранять и преумножать. Поэтому так важно уже с ранних лет воспитывать в детях понимание и бережное отношение к окружающему миру.
Процесс экологического воспитания очень сложный и требует большого внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Ведь экологическое воспитание не значит просто бережно относиться к природе и защищать животных. Это значит быть человеком нравственным, гуманным, бережно относить ко всему, что нас окружает и знать все моральные и этические нормы поведения в окружающем нас мире.
Формирование основы экологического просвещения начинается уже с детства. Задача педагога развить интерес к природе, обустроить пространство для правильного усвоения материала, сформировать чувство любви к своему здоровью и телу, научить школьников заботиться о себе, о своих близких, о мире, который нас окружает. Для достижения поставленных целей и задач в данной области педагог использует множество методов. Одним из таких перспективных методов является проектная деятельность.
В стандартах нового поколения проектной деятельности уделяется большое внимание, потому что данный метод позволяет ученикам не только в теории, но и на практике развивать свои навыки и углублять свои познания в любой сфере. Этот подход в обучение позволяет вызывать у школьников интерес к учебе, проявляет в них интерес к познанию мира. Проектная деятельность это современный способ качественного и эффективного обучения детей. Данный метод помогает проявить интерес не только в области экологии и окружающего мира, но и в целом по всем предметам. Проектная деятельностьявляется частью предметно-практической деятельности, несет в себе развивающую функцию.
Изложение основного материала статьи. Формирование экологического воспитания и экологического сознания должно быть постепенным, плавным и поэтапным, так как природа развивается постепенно.
Такие педагоги как Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, А. Гумбольд считали что у детей необходимо воспитывать «чувства природы» то есть проявлять и укреплять гуманное отношение к окружающему миру.
Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию о том, что ребенок рождается чистым и невинным, поэтому обучение и воспитание детей должно происходить вдали отцивилизации, так как это может нарушить чистоту сознания ребенка.
Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично.
Вопросами в области экологии и экологической культуры занимались также и русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Все эти ученые хотели, чтобы в школах были введены знания о природе. Они утверждали, что эти знания об окружающем их мире смогут воспитать в детях моральные качества, сделать детей более гуманными и тем самым эти знания будут определять уровень их воспитанности по отношению к природе. Этот важный аспект хочется особо выделить, потому что благодаря их знаниям и опыту в данном вопросе и зародилось экологическое воспитание.
Также вопросом в области экологии занимался русский педагог К.Д. Ушинский. Ушинский говорил: «следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем [8, С. 156]. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико- материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения». И тут не стоит не согласиться с этим высказываем. По статистике большинство людей, живущих на Земле, относятся к визуалам, то есть воспринимают лучше информацию глазами, когда они могут видеть красивое изображение или же видео. Поэтому восприятие через видение окружающего мира, взаимоотношений живых организмов действительно может развивать память и логическое мышление, и особенно развивает воображение. Да и в целом приятно наблюдать красоту природы, изучать взаимосвязи в окружающем мире. Все это и будет служить фундаментом для формирования экологической культуры младших школьников.
А в учебнике «Детский мир» педагог углубляет их знания и рассказывает уже о взаимосвязях животных, растений, а также говорит об их строении, размножении, взаимоотношении человека к данным видам живых обитателей.
Большой вклад в области экологического воспитания младших школьников внес советский педагог В.А. Сухомлинский. Он рассматривалэкологическую культуру как способ формирования и развития личности ребенка [7, С. 789]. Сухомлинский говорил: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...». В одной из своих книг Сухомлинский советует учителям как можно больше находиться со своими учениками на природе, созерцать красоту окружающего мира, быть внимательными к каждой детали, быть любознательными.
Прежде чем говорить об экологическом воспитании учеников младших классов, необходимо разобраться в сущности этого термина. Современные исследователи А.Н. Захлебный и С.Н. Глазачев считают, что экологическое воспитание это совокупность правил поведения в природе, объективная оценка и экологическая действительность, активности в экологической деятельности [1, С. 40]. То есть экологическое воспитание является частью формирования личности, определяет направленность жизнедеятельности, а также накладывает свой отпечаток на мировоззрение детей.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования указано, что ученики освоят нормы культурного поведения в природе, научатся выстраивать взаимосвязи человека с окружающим миром, определять влияние человека на природу и проблемы, существующие в современном мире в области экологии [4, С. 15]. Следовательно, мы можем сделать вывод, что необходимо формировать экологическое воспитание у детей уже с раннего возраста.
Какова же вообще цель экологического воспитания? Почему в современном образовании стали так много уделять этому внимание? Давайте разберем этот термин по частям. Воспитание - это управление процессом развития личности через целенаправленное создание благоприятных для этого условий, чтобы соответствовать ценностям и интересам общества, а экология - это наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой [3, С. 111]. В результате данных определений, можно сказать, что цель экологического воспитания - формирование гуманного отношения человека к окружающей сред и к себе как части природы [2, С. 85]. Это предполагает соблюдение моральных принципов, правил и идей по улучшению окружающего мира, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности, интерес к глобальным проблемам в области экологии.
И.З. Сковородкина считает «экологическое воспитание» целенаправленным развитием экологической культуры, которое включает в себя не только знания об окружающем мире и его обитателях, но и ответственное отношение к нему [6, С. 78]. Она определяет задачи экологического воспитания младших школьников в следующем:
1. Углубление знаний в области экологии.
2. Формирование навыков, норм и правил поведения в природе.
3. Развитие творческого подхода в экологической деятельности.
4. Пропаганда общественной активности детей по вопросам глобальныхэкологических проблем.
5. Формирование бережного отношения к природе.
Ученики по ходу такого образования, достигая цели и задач экологического воспитания, овладеют экологической культурой. В свою очередь экологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, системой социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Экологическая культура выступает как связующие звено человека и природы, которое воспроизводиться черезотношение людей к окружающему миру и проблемам в области экологии в общем ее понимание. В свою очередь экологическую культуру можно разделить на экологическое сознание и экологическое воспитание.
С одной стороны природа существует для человека. Она дает человеку продукты питания и сырье для создания вещей. Отсюда потребительское отношение к природе.
С другой стороны современная система основывается на уникальности и неповторимости природы. При этом мы рассматриваем человека как часть природы, а при определении природы выделяется ее полезность для человека.
Формирование ответственного отношения к природе даст наилучшие результаты, если педагог организует работу учеников таким образом, что они могут задействовать все органы осязания, то есть увидеть, услышать, прочувствовать запах и т.п.
Особую роль при экологическом воспитании детей играет природоохранительная деятельность. Виды её многообразны:
1. подкормка животных и птиц, волонтерство в питомниках, сортировка мусора;
2. участие в различных экологических акция и праздниках, участие вэкологическом патруле;
3. посадка растений, озеленение школьных и домовых территорий,расчистка местности от мусора;
4. разнообразные беседы с учениками, родителями, изготовление плакатов и баннеров.
Важно отметить, что проектная деятельность стоит на первом месте и занимает лидирующую позицию в области экологического воспитания.
Формирование процесса экологического воспитания проходит у каждого ребенка индивидуально, и в той или иной степени усваивается в различных областях. Но существуют общие методы и формы по улучшению экологического воспитания младших школьников.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа, исследовательская работа, доклады с применение ИКТ, дидактические игры и интерактивные задания, творческая и социальная деятельность. Все перечисленные виды деятельности позволяют вносить вклад в изучение экологических проблем, охрану окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни и гуманного отношения к живым существам.
Экологическое воспитание младших школьников в рамках современного образования - важнейшая часть общего образовательного процесса.
На наш взгляд, среди методов обучения есть один, который заключает в себе и наглядный, и словесный, и практический метод. Это проектная деятельность - одно из актуальнейших направлений в современном образовании.
В связи с тем, что проектная деятельность в России в настоящее время находится на стадии развития, то при обращении к научно-исследовательским работам можно заметить различные взгляды и предположения по этому методу. Поэтому необходимо подробно разобраться в сущности метода проектированиясо всеми его характеристиками.
Опираясь на различные материалы ученых и педагогов из разных областей можно сформулировать определение такому понятию как проект. Проект - это спланированная деятельно, ограниченная во времени, имеющая гипотезу цель и задачи. Проект направлен на создание какого-либо изобретения, и должен подтверждать или опровергать гипотезу. Если мы говорим о проектной деятельности в начальной школе, то это не просто научная работа с презентациями и докладами - это частный метод познавательной деятельности, в основе которого лежит развитие критического мышления, умение структурировать свои знания, анализировать научную информацию, а также умение социализироваться. А учитель и родители выступают лишь наставниками, а не управляющими этим проектом. В центре всего стоит ученик. Поэтому когда учитель формирует цели и задачи, время проекта, он должен учитывать возраст учащихся.
Любой проект имеет определенные рамки, и имеет начало и конец. Происходит это, когда запланированные цели и поставленные задачи воплощаются в жизнь. Говоря об уникальности проектной деятельности мы подразумеваем, что проект является неповторимым, не похожим на другие предыдущие продукты и идеи.
Данный вид деятельности имеет определённые характеристики, о которых необходимо сказать, потому что это отличает его от других методов образования. Рассмотрим эти характеристики.
1. Время - любой проект имеет временные рамки, то есть он может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Все зависит от темы и необходимой подготовки педагога.
2. Уникальность - проект не имеет клонов. Он неповторим и не похож на другие проекты по той или иной теме. Даже если темы одинаковые или похожи,сам проект всегда должен отличаться. Проект - это порождение новых идей.
3. Последовательность - каждый проект должен быть поэтапным. То есть он непременно будет иметь теоретическую часть и практическую. Лишь выполняя проект поэтапно можно добиться хороших результатов и достижения цели.
Работа над любым проектом начинается с желания решить какой-либо вопрос, выбора и обсуждения темы, которые существует в данный момент. На следующих этапах формируется гипотеза. Проект обязательно имеет цели и задачи. Под целью как правило понимают предполагаемый результат, которого ученики должны достигнуть по окончании проекта и
который поможет ответить на гипотезу. В задачи мы обычно относим механизмы, с помощью которых будет достигнута цель, своего рода план. А также задачи всегда помогут ответить на поставленные вопросы.
Также необходимо сформулировать план выполнения проекта, по которому можно следовать. Это своего рода карта, которая сможет привести к разгадке.
Выводы. Таким образом, проектная деятельность - сложный поэтапный процесс, который состоит не только из теоретического аспекта, но и напрямую связан с практической деятельностью. А по окончании проектной деятельности мы получаем своего рода продукт. Хорошо спланированная проектная деятельность позволяет школьникам усилить свою мотивацию, значимость своего труда, а также вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение научно-исследовательскими умениями и навыками является основой для формирования у школьника интереса к окружающему миру. Владение элементарными навыками такой научной и исследовательской деятельности помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. В ходе проектной деятельности ученики не только тянуться кзваниям и открытию нового, но и учатся взаимодействовать друг с другом.
Литература:
1. Глазачев, С.Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технология формирования / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев // Народная асвета. - 2005. - №2. - С. 40
2. Лободина, Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе / Н.В. Лободина. - Волгоград: учитель, 2016. - 266 с.
3. Носикова, Я.Н Социально-педагогическая обусловленность развития познавательной самостоятельности младших школьников в процессе учебно-исследовательской деятельности / Я.Н. Носикова, А.С. Обухов // Проблемы современного образования. - 2018. - № 1. - С. 111-120.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст]: нач. шк. / сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
5. Проектная деятельность как средство экологического воспитания младших школьников [Электронный ресурс]. -URL: http://инфо-дети.рф/uchebnye-materialy/ predmety/ekologiya/695 (31.05.2018).
6. Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
7. Ушамирская, Г. Образование. Педагогика. Методика преподавания / Г. Ушамирская. - Москва: Студенческая наука, Сборник студенческих работ. - 2016 - Часть 3 - С. 2174.
8. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1949. - Т. 7: Родное слово. - 356 с.
Педагогика
УДК 373
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студентка отделения филологии и истории Вильданова Диана Радиковна
Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В современную эпоху в условиях усложнения и неустойчивости глобализационных процессов в мировой экономике и политике возникает особая потребность в формировании у подрастающего поколения представления о мире и социальных взаимодействиях. Эпоха вызовов создает новые глобальные проблемы для человечества. Выстраивание международного сотрудничества для разрешения проблем в обеспечении глобальной социальной устойчивости будет возможным при проявлении глобальной компетентности каждого. Формирование и развитие глобальных компетенций личности в межкультурном взаимодействии с представителями других этносов, национальностей, расовых групп в поликультурной образовательной среде выступает императивом социальной устойчивости. Для обеспечения социального благополучия в XXI веке обучающиеся должны не только знать о современных проблемах человечества, но и быть участными в решении этих проблем, понимать и оценивать мировоззрения и точки зрения представителей глобального многокультурного сообщества. Однако проявляется озабоченность о том, что ни в одной образовательной программе не предложены технологии и не выделены критерии оценки глобальных компетенций. Цель исследования: раскрыть дидактический аспект формирования и развития глобальных компетенций личности в межкультурном взаимодействии с представителями других культур в поликультурной образовательной среде как императива социальной устойчивости. Проблема исследования: какие методики, используемые на уроках гуманитарного цикла (истории, обществознания, географии), будут способствовать более эффективному развитию у школьников глобальных компетенций? Теоретические методы исследования: анализ документальных источников, научной и специальной литературы, синтез и обобщение. Эмпирические методы исследования: анкетный опрос обучающихся Университетской школы Елабужского института КФУ, ранжирование и оценка уровня глобальных компетенций обучающихся данной школы. В работе определены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в формировании и развитии глобальных компетенций обучающихся. Рассмотрены комплексные технологические методики, которые можно предложить учителям для использования на уроках истории, географии и обществознания в целях формирования и развития глобальных компетенций 15-16-летних обучающихся. Овладение обучающимися навыками медиаграмотности позволит им в будущем критически оценивать сообщения средств массовой информации. Выстраивание взаимоотношений с представителями других рас, народностей, религий, культурного происхождения и пола будет безопасным при способности личности к уважительному диалогу, желании понимать других людей и общаться с ними. Результатами исследования являются разработка и применение комплексных технологических образовательных методик в формировании и развитии глобальных компетенций 15-16-летних обучающихся для использования на уроках истории, географии и обществознания в поликультурной среде образовательной организации.
Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, качество образования, социальная устойчивость, культурная самоидентификация личности, поликультурная образовательная среда, поликультурность, гуманистические ценности, коммуникативное взаимодействие субъектов образовательной среды.
Annotation. In today's era, with the increasing complexity and volatility of globalization processes in the world economy and politics, there is a particular need to shape the younger generation's understanding of the world and social interactions. The era of