Научная статья на тему 'Формирование экологического мировоззрения у студентов'

Формирование экологического мировоззрения у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕ СКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИ ЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗО ВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ECOLOGY / ECOLOGICAL WORLDVIEW / EVOLUTION OF ECOLOGICAL WORLDVIEW / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL LITERACY / HUMAN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошилова Лилия Семеновна, Трофимова Ирина Витальевна

Формирование современного мировоззре ния человека и создание эффективных меха низмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящего ся в гармонии с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошилова Лилия Семеновна, Трофимова Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS ECOLOGICAL WORLDVIEW DEVELOPMENT

Creation of the human modern worldview and of its efficient implementation mechanisms is a necessary condition for building an environment friendly society.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мировоззрения у студентов»

Vocational Organizations’ Experience

УДК / UDC 378 : 504.75 Л. С. Хорошилова, И. В. Трофимова

L. Khoroshilova, I. Trofimova

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ STUDENTS ECOLOGICAL wORLDVIEw DEVELOPMENT

Формирование современного мировоззрения человека и создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой.

Creation of the human modern worldview and of its efficient implementation mechanisms is a necessary condition for building an environment friendly society.

Ключевые слова: экология, экологическое мировоззрение, формирование экологического мировоззрения, экологическое образование, экологическая культура, экологическая грамотность, здоровье человека.

Keywords: ecology, ecological worldview, evolution of ecological worldview, environmental education, ecological culture, environmental literacy, human health.

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и тем самым изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Все имеющиеся сегодня научные данные в области археологии, истории, географии и прочее подтверждают, что антропогенное воздействие на природу, несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества и отражало в конечном счете основные этапы человеческого развития. Только в последнее время люди стали осознавать, что природа не в состоянии справляться с сильными антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности [1].

Целью образования является формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности культуры не на эксплуатацию природы, а на ее сохранение. Экологическое мировоззрение предполагает формирование и воспитание экологического сознания, экологической морали, культуры. Сущность непрерывного экологического образования

определяется своими конечными целями: развитием экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, ответственного отношения каждого человека к природе, формированием практического опыта природопользования и компетентного принятия решений [2].

Сохранение здоровья человека, формирование ценностных установок на сохранение и укрепление здоровья является необходимой составляющей воспитательного процесса в учебных заведениях. Несмотря на то что много говорится об этих аспектах, не ясно, каким образом можно оценить общий уровень сфор-мированности экологического мировоззрения.

Для решения данной проблемы нами разработан опросник, предназначенный студентам высших учебных заведений для выявления у них сформированности компонентов экологического мировоззрения, таких как экологическая информированность, экологическая грамотность и экологическая культура.

Студентам предлагается ответить на вопросы трех разделов. В 1-м и 2-м разделах предусмотрены вопросы открытого типа, а в 3-м — выбор ответа.

В разделе 1 приведены вопросы,позволя-ющие оценить экологическую информированность студентов. Экологическая информированность предполагает наличие экологических знаний, способности ориентироваться в вопросах, касающихся современных экологических проблем, знание основных терминов и понятий экологической тематики, рассматриваемых в курсах экологии, безопасности жизнедеятельности человека (БЖД). Например:

— Что такое пестициды, зачем их используют? В чем состоит проблема загрязнения окружающей среды пестицидами?

— Какие продукты называют генетически модифицированными?

— Гиповитаминоз каких витаминов и дефицит каких минеральных веществ испытывает население нашего региона?

В разделе 2 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую грамотность и ком-

Опыт деятельности учреждений профессионального образования

петентность студентов. Экологическая грамотность — это понимание и научное объяснение экологических проблем на уровне понимания механизмов взаимодействия человека и природы, природы и общества в целом, процессов и явлений жизнедеятельности человеческого организма. Экологическая компетентность — совокупность знаний и умений, предполагающих готовность и способность личности к решению экологических проблем, охране природы, родного края, сохранению своего здоровья и здоровья будущих поколений [3]. Например:

— Перечислите наиболее опасные по наличию пищевых добавок продукты питания.

— Почему рекомендуют использовать оливковое масло и не злоупотреблять сливочным маслом и салом (объяснить с точки зрения химического состава).

— В чем причина назначения приема кисломолочных продуктов или лекарственных препаратов, содержащих кисломолочные бактерии, в период приема антибиотиков?

В разделе 3 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую культуру студентов. Экологическая культура предполагает наличие определенных ценностей, отражает установку на решение экологических проблем и изменение отношения к своему здоровью, к природе, в обществе и у каждой личности [4]. Студентам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов на вопросы: да (Д), нет (Н), иногда (И), не всегда (НД). Например:

— Я использую в приготовлении пищи и для питья фильтрованную воду.

— Я употребляю алкогольные напитки не чаще одного-двух раз в месяц.

— Я не курю.

Суммируя баллы по трем разделам, предлагается оценить общий уровень сформи-рованности экологического мировоззрения у студентов. Диагностика проводилась среди студентов 1-го курса дневного очного отделения «Бакалавриат» биологического, экономического и юридического факультетов Кемеровского государственного университета (КемГУ).

Анализ проведенного анкетирования показал, что студенты приходят из школ абсолютно некомпетентными в вопросах экологической культуры. Даже студенты университета, выбор специальности которых предполагает наличие определенных ценностей, отражающих установку на решение экологических проблем и ответственного отношения к своему здоровью, к природе и обществу, показывают низкую подготовленность.

На рисунке 1 представлен уровень экологической информированности.

0%

I Очень низкий I Низкий

■ Средний, высокий

Рис. 1. Уровень экологической информированности у студентов-биологов

По рисунку 2 можно оценить уровень экологической компетентности.

I Очень низкий I Низкий I Средний ■ Высокий

Рис. 2. Уровень экологической компетентности у студентов-биологов

На рисунке 3 представлен уровень экологической культуры.

I Очень низкий

■ Низкий I Средний

■ Высокий

Рис. 3. Уровень экологической культуры у студентов-биологов

Суммируя количество баллов по трем разделам, мы оценили общий уровень сформи-рованности экологического мировоззрения и выявили, что у всех студентов общий уровень экологического мировоззрения находится в области очень низких значений. Если сравнить полученные значения с ключом, можно определить, что компоненты экологического мировоззрения лежат в области низких и очень низких значений. Анкетирование про-

0%

0%

112 Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (11) 2013

Vocational Organizations’ Experience

водилось у студентов 3-го курса биологического и экономического факультетов, у студентов юридического факультета проводилось на 1-м курсе. Результаты обработки и детального исследования анкет представлены на рисунке 4.

I Юристы

1-й раздел

2-й раздел

3-й раздел

Рис. 4. Данные анкетирования студентов КемГУ по факультетам

Исследования наглядно показывают дефицит знаний экологической направленности, некомпетентность студентов в вопросах, касающихся современных экологических проблем. Самый низкий результат показали студенты экономического факультета. Ответы даются односложные. Студентам трудно письменно выразить свои мысли.

В вопросах экологической направленности лучше всех ориентируются студенты биологического факультета, так как имеют возможность получать эти знания при изучении следующих дисциплин: «Неорганическая химия», «Экология», «Органическая химия» и др.

Раздел 2 показывает ситуацию личностного восприятия студентами проблем в системе «Человек — природа». Результаты наглядно демонстрируют очень низкий уровень сформи-рованности эксцентрического мировоззрения. Например, на вопрос: чем опасны прогулки, сбор трав и грибов возле автотрассы, у студентов юридического факультета встречался ответ: «Может задавить машина». Почти все студенты затруднялись объяснить, почему нельзя злоупотреблять жареной пищей в пунктах общественного питания.

Как показал опрос, студенты абсолютно не обращают внимания на качество своей жизни, их не волнует, какие продукты питания входят в рацион, что подтверждается большим количеством отрицательных ответов на вопросы 3-го раздела.

В целом результаты анкетирования приведены в таблице.

Таблица

Уровень сформированности отдельных компонентов экологического мировоззрения у студентов 1-го курса различных специальностей

Специальность Экологическая информированность Экологическая компетентность Экологическая культура Экологическое мировоззрение

Биологи Очень низкий Низкий Средний Низкий

Экономисты Низкий Средний Низкий

Юристы Очень низкий Низкий Очень низкий

Таким образом, проведенная диагностика показывает очень низкий уровень сформи-рованности экологического мировоззрения у 100% опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе.

Чтобы внести коррективы в учебный и воспитательный процесс учебного заведения, рекомендуется сначала оценить уровень сфор-мированности экологического мировоззрения. Результаты опроса дадут возможность преподавателям дисциплин естественно-научного цикла скорректировать учебную программу для освещения экологических аспектов образовательного процесса, администрации —

спланировать внеаудиторные мероприятия соответствующей направленности.

1. Мельникова О. Ю., Терлеева И. Б. Развитие экологического мировоззрения студентов. — Омск: Изд-во ОмЭИ, 2007. — С. 15.

2. Разумова Е. Р. Экология. — М.: МИЭМП, 2006.

3. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 25.

4. Копосова Е. Н. Значение экологического образования и воспитания в формировании экологической культуры у подрастающего поколения//Эколого-экономическая эффективность природопользования на современном этапе развития Западно-Сибирского региона: Материалы II Международной научно-практической конференции. — Омск, 2008. — С. 399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.