Научная статья на тему 'Мониторинг экологического мировоззрения как части научной картины природы студентов'

Мониторинг экологического мировоззрения как части научной картины природы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MONITORING / COMPONENTS OF THE ECOLOGICAL WORLD VIEW / INQUIRER / ECOLOGICAL LITERACY / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Мельникова Оксана Юрьевна

Сохранение здоровья человека, формирование ценностных установок на сохранение и укрепление здоровья является необходимой составляющей воспитательного процесса в учебных заведениях. Несмотря на то, что много говорится об этих аспектах, не ясно каким образом можно оценить общий уровень сформированности экологического мировоззрения. Для решения данной проблемы нами разработан опросник, предназначенный для студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Мельникова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL WORLD VIEW MONITORING AS A PART OF THE STUDENTS'' NATURE SCIENTIFIC PICTURE

Keeping man's health, values forming for health keeping and strengthening are necessary parts of the educational process at educational institutions. The problem is that it's still not clear how it's possible to evaluate the general level of ecological world view forming. For solving this problem the inquirer for students of higher educational institutions has been elaborated.

Текст научной работы на тему «Мониторинг экологического мировоззрения как части научной картины природы студентов»

УДК 005.584.1:502.12:37 ББК 74.200.50

Гилязова Ирина Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра химии и методики преподавания химии Омский государственный педагогический университет

Омск

Мельникова Оксана Юрьевна

кандидат биологических наук, доцент

кафедра экологии и естественнонаучных дисциплин Омский экономический институт Омск

Gilyazova Irina Borisovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Chemistry and Chemistry Teaching Methods

Omsk State Pedagogical University Omsk

Melnikova Oksana Yurievna

Candidate of Biology, Assistant Professor Chair of Ecology and Natural-Scientific Subjects Omsk Economical Institute Omsk

Мониторинг экологического мировоззрения как части научной картины природы студентов Ecological World View Monitoring as a Part of the Students' Nature Scientific

Picture

Сохранение здоровья человека, формирование ценностных установок на сохранение и укрепление здоровья является необходимой составляющей воспитательного процесса в учебных заведениях. Несмотря на то, что много говорится об этих аспектах, не ясно каким образом можно оценить общий уровень сформированности экологического мировоззрения. Для решения данной проблемы нами разработан опросник, предназначенный для студентов высших учебных заведений.

Keeping man's health, values forming for health keeping and strengthening are necessary parts of the educational process at educational institutions. The problem is that it's still not clear how it's possible to evaluate the general level of ecological world view forming. For solving this problem the inquirer for students of higher educational institutions has been elaborated.

Ключевые слова: мониторинг, компоненты экологического мировоззрения, экологическая информированность, экологическая грамотность, экологическая культура.

Key words: monitoring, components of the ecological world view, inquirer, ecological literacy, ecological culture.

Сохранение здоровья человека, формирование ценностных установок на сохранение и укрепление здоровья является необходимой составляющей воспитательного процесса в учебных заведениях. Целью современного образования является формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности культуры не на эксплуатацию природы, а на ее сохранение. Сущность непрерывного экологического образования определяется своими конечными целями: развитием экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе, формированию практического опыта природопользования. [3].

Высшее образование направлено на формирование научной картины природы у студентов, грамотное поведение и применение полученных знаний в своей жизнедеятельности. В современных условиях экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Вопросы питания, сохранения окружающей среды, своего здоровья являются неотъемлемой частью современной картины природы и должны рассматриваться в образовательном процессе Вузов.

Методика формирования экологического мировоззрения студентов предполагает аудиторную и внеаудиторную работу в разнообразных видах деятельности по выработке экологической информированности, экологической грамотности, экологической компетентности при решении задач экологического воспитания. Основные направления работы включают: научные исследования, просветительскую работу, а так же проведение мероприятий воспитательной направленности. Разработке программ должно предшествовать проведение комплексного мониторинга по выявлению уровня сформированности экологического мировоззрения студентов. Анализ результатов позволит более точно определить направления воспитательной работы, внести коррективы в образовательный процесс, подобрать и разработать оптимальные формы и методы работы.

Несмотря на то, что много говорится об этих аспектах, не ясно каким образом можно оценить общий уровень сформированности экологического мировоззрения. Для решения данной проблемы нами разработан опросник на тему «Здоровое питание в современных экологических условиях», предназначенный для студентов высших учебных заведений для выявления сформированности компонентов экологического мировоззрения, таких как: экологическая информированность, экологическая грамотность и экологическая культура [2]. Студентам предлагается ответить на вопросы трех разделов. В 1 и 2 разделе предусмотрены вопросы открытого типа, а в 3 -выбор ответа.

В разделе 1 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую информированность студентов. Экологическая информированность -предполагает наличие экологических знаний, способности ориентироваться в вопросах, касающихся современных экологических проблемах, знание основных терминов и понятий экологической тематики, рассматриваемых в курсах КСЕ, экологии, химических дисциплинах. Далее приводятся вопросы первого раздела.

1. Что такое супертоксиканты, какие вещества к ним относятся?

2. Что такое чужеродные вещества в пище? Каковы пути их поступления в продукты питания?

3. Какие продукты называют генетически модифицированными? С какими причинами связано их производство?

4. Что такое ПДК, для каких соединений она устанавливается?

5. Какая доза отравляющих веществ называется летальной?

8. Что такое удобрения? Чем опасно использование удобрений?

9. В чем состоит проблема загрязнения окружающей среды пестицидами?

10. Какие химические элементы относятся к биогенным, почему они так называются?

11. Какие факторы являются повреждающими для органов пищеварительной системы?

13. Зачем человеку необходимы бифидобактерии? Их экологическая

ниша?

14. Гиповитаминоз каких витаминов и дефицит каких минеральных веществ испытывает население нашего региона?

15. Какие соединения являются биоорганическими, почему они так называются?

В разделе 2 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую грамотность и компетентность студентов. Экологическая грамотность - это понимание и научное объяснение экологических проблем на уровне понимания механизмов взаимодействия человека и природы, природы и общества в целом, процессов и явлений жизнедеятельности человеческого организма. Экологическая компетентность - совокупность знаний и умений, предполагающих готовность и способность личности к решению экологических проблем, охране природы, родного края, сохранению своего здоровья и здоровья будущих поколений. Далее представлены вопросы второго раздела.

1. Назовите условия, при которых разрушаются витамины в продуктах питания?

2. Назовите способы защиты человека от нитратов, содержащихся в овощах?

3. В каких овощах наибольшее количество нитратов?

4. Назовите способы защиты организма от действия тяжелых металлов, отравлений реактивами, действия радиации?

5. Почему рекомендуют использовать оливковое масло и не злоупотреблять сливочным маслом и салом с точки зрения химического состава?

6. В каких продуктах содержится витамин С, в чем его значение для организма?

7. В чем опасность вегетарианства для жизнедеятельности организма?

8. Чем определяется норма потребления и расхода основных биоорганических веществ для организма?

9. С чем связана опасность злоупотребления жареной пищей в пунктах общественного питания (куры-гриль, пончики, чебуреки, беляши и т.д.)?

10. В чем причина назначения приема кисломолочных продуктов или лекарственных препаратов, содержащих кисломолочные бактерии в период приема антибиотиков?

11. Перечислите факторы питания, негативно влияющие на пищеварительную систему человека?

12. Перечислите продукты, которые необходимо ограничить в рационе, если Вы хотите похудеть?

13. Чем опасны прогулки, сбор трав, грибов, ягод возле автотрасс?

14. Перечислите наиболее опасные, по наличию пищевых добавок, продукты питания?

15. Перечислите основные принципы сбалансированного питания?

В разделе 3 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую культуру студентов. Экологическая культура предполагает наличие определенных ценностей, отражает установку на решение экологических проблем и изменение отношения к своему здоровью, к природе. В данном разделе отслеживаются поведенческие установки, касающиеся здорового питания и образа жизни. Студентам предлагается выбрать один из трех вариантов ответов на вопросы: Да (Д), Нет (Н), Иногда, не всегда (НД)

1. Я питаюсь регулярно и систематически, не меньше 3-х раз в день.

2. Я стараюсь есть меньше жареного, копченого, соленого, консервированного.

3. Я использую в приготовлении пищи и для питья фильтрованную

воду.

4. Я стараюсь есть побольше овощей и фруктов.

5. Меня интересует информация на этикетках продуктов и это определяет мой выбор в магазине.

6. Я слежу, чтобы в моем дневном рационе было достаточно белковых продуктов (мяса, рыбы, яиц, молока, творога и др.).

7. Я не ем «всухомятку» и «на бегу».

8. Я занимаюсь спортом не менее 2-х раз в неделю.

9. Я ограничиваю содержание рафинированных углеводов (сахаров) в продуктах, то есть не ем много печенья, конфет, сладостей, булочек и другой выпечки.

10. Я сплю не менее 8 часов в сутки.

11. Я не страдаю от избытка веса.

12. Я употребляю алкогольные напитки не чаще 1-2 раза в месяц.

13. Я не имею хронических заболеваний органов пищеварения (гастрита, изжоги, язвы и др.).

14. Я знаю о том, как нужно менять пищевой рацион с возрастом, во время болезни, беременности.

15. Я не курю.

По каждому разделу отдельно считается сумма баллов и определяется уровень экологической информированности, компетентности и культуры, соответственно (таблица 1):

Таблица 1

Анализ результатов по разделам

Число баллов по разделу Уровень

15-12 Высокий (В)

11-8 Средний (С)

7-4 Низкий (Н)

3 и ниже Очень низкий (О Н)

Сумма баллов по каждому разделу позволяет оценить общий уровень сформированности экологического мировоззрения (таблица 2). Таблица 2 Анализ результатов опроса

Число баллов по трем разделам Уровень

45-40 Высокий (В)

39-34 Средний (С)

33-22 Низкий (Н)

Меньше 22 Очень низкий (О Н)

Диагностика проводилась нами среди первокурсников разных вузов среди студентов различных специальностей и профилей обучения. В Омском государственном педагогическом университете на химико-биологическом факультете отделении «Бакалавриат - Экология», то есть тех, кто выбрал естественнонаучное направление и студентах Омского экономического института гуманитарного и инженерного направления, на следующих факультетах: технологический, управленческий, юридический [1].

Суммируя количество баллов по трем разделам, мы оценили общий уровень сформированности экологического мировоззрения и его отдельных компонентов (таблица 3).

Таблица 3

Уровень сформированности отдельных компонентов экологического мировоззрения у студентов 1 курса различных специальностей

Параметры экологического мировоззрения Направление обучения

«Естественнонаучное образование» «Управление персоналом» «Юриспруденция» «Технология продуктов общественног о питания»

Экологическая информированность О Н О Н О Н О Н

Экологическая компетентность Н О Н Н Н

Экологическая культура С Н О Н С

Экологическое мировоззрение Н О Н О Н Н

Итоги опроса наглядно показывают дефицит знаний экологической направленности, некомпетентность студентов в вопросах, касающихся современных экологических проблем. Минимальный результат показали студенты юридического факультета. Ответы даются односложные. Студентам трудно письменно выразить свои мысли. Например, на вопрос, «Какие продукты называются генетически модифицированными?» был ответ «Импортные». На вопрос: «Что такое чужеродные вещества в пище?», очень часто встречались ответы, что это волосы, ногти, камни, тараканы и т. д. Оценка ответов раздела 2 отражает ситуацию личностного восприятия студентами проблем в системе «Человек - природа». Результаты наглядно показывают очень низкий уровень сформированности экологической компетентности и грамотности. Например, на вопрос «Чем опасны прогулки, сбор трав и грибов возле автотрассы?» у студентов юридического факультета встречался ответ: «Может задавить машина». Почти все студенты затруднялись объяснить,

почему нельзя злоупотреблять жареной пищей в пунктах общественного питания. Как показал опрос, студенты абсолютно не обращают внимания на качество своей жизни, их не волнует, какие продукты питания входят в их рацион, что подтверждается большим количеством отрицательных ответов на вопросы третьего раздела.

В целом показатели по трём разделам схожи у первокурсников направлений «естественнонаучное образование» и «технология продуктов общественного питания». Мониторинг показал, что студенты приходят из школ абсолютно не компетентными в вопросах экологии. Даже студенты педагогического университета, выбор специальности которых предполагает наличие определенных ценностей, отражающих установку на решение экологических проблем и ответственного отношения к своему здоровью, к природе и обществу показывают низкую подготовленность. Таким образом, проведенная диагностика показывает низкий уровень сформированности экологического мировоззрения опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе. Результаты опроса дадут возможность преподавателям дисциплин естественнонаучного цикла - скорректировать учебную программу, для освещения экологических аспектов образовательного процесса, а администрации - спланировать внеаудиторные мероприятия соответствующего направления.

Разработанная нами методика оценки уровня сформированности компонентов экологического мировоззрения у студентов может быть использована в ВУЗах при подготовке не только профессионалов в области экологии, но и студентов непрофильных специальностей для оценки уровня сформированности экологического мировоззрения. Задачи сохранения здоровья, формирования грамотного и осознанного поведения в современных экологических условиях, правильного питания и образа жизни касаются всех студентов, а в случае некоторых направлений образования, в данном случае при подготовке будущих технологов продукции общественного питания и бакалавров естественнонаучного образования являются приоритетными в плане профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Гилязова И.Б., Мельникова О.Ю., Результаты диагностики сформированности компонентов экологического мировоззрения студентов как части научной картины природы/ Эколого-экономическая эффективность природопользования на современном этапе развития Западно-Сибирского региона: материалы III международной науч.-практ. конференции. -Омск: изд-во ОмГПУ, 2010. - С. 176- 182.

2. Мельникова О.Ю., Терлеева И.Б. Развитие экологического мировоззрения студентов: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - Омск: изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2007. - 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Указ президента № 440 от 01.04.1996 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"

Bibliography

1. Gilyazova, I.B, Melnikova O.Yu. Diagnostic Results of the Students' Ecological World View Components Forming as a Part of the Nature Scientific Picture / Ecological-and-Economic Efficiency of Natural Management at the Present Stage of the West Siberian Region Development: Proceedings of III International Scientific Conference. - Omsk: Publishing House of OmSPU, 2010. - P. 176- 182.

2. Melnikova, O.Yu, Terleeva, I.B. Students' Ecological World View Development: Teaching Manual for Lecturers and Students. - Omsk: Publishing House of «Omsk Economic Institute», 2007. - 52 р.

3.President's Decree № 440, 01.04.1996, "On the Transition Concept of the Russian Federation to Sustained Development".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.