МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
2. Безруков, Р. А. «Орго8шк-2» - программа-оболочка для создания компьютерных тестов по химии» / Р. А. Безруков // Молодежь и химия : тезисы Всеросс. науч. конф. — Красноярск, 1998. — С. 140-141.
3. Безрукова, Н. П. Организация изучения темы «Химическая связь» с использованием компьютерных технологий в 8 и 11 классах / Н. П. Безрукова, Н. Д. Изместьева, Е. В Реди // Материалы Менделеевских чтений. — Тобольск, 1999. — С. 23-24.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 255 с.
5. Роберт, И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. Роберт. — М. : Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная информатика в экономике».
Адрес для перепискиіе-mail: ultan_ae@mail.ru ЖАРКИХ Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры химии и методики преподавания химии.
МАШКОВ Дмитрий Олегович, аспирант кафедры «Прикладная информатика в экономике».
Адрес для переписки: e-mail: ma6kov@gmail.com
Статья поступила в редакцию 28.10.2010 г.
© А. Е. Ультан, Л. А. Жарких, Д. О. Машков
УДК 37 012-7 И. Б. ГИЛЯЗОВА
О. Ю. МЕЛЬНИКОВА Т. А. УВАРОВА
Омский государственный педагогический университет Омский экономический институт Омская государственная медицинская академия
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ___________________________________
В современных условиях экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Для оценки общего уровня сформированности экологического мировоззрения нами разработан опросник, предназначенный для студентов высших учебных заведений, приведен пример использования различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы.
Ключевые слова: научно-исследовательский центр, компоненты экологического мировоззрения, естественнонаучное мировоззрение, научная картина природы.
Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования естественнонаучного мировоззрения и развития научной картины природы в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».
Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования естественнонаучного мировоззрения, показал, что развитие естественнонаучного мировоззрения у обучающихся всегда являлось одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Однако предлага-
емые для ее решения подходы были до недавнего времени направлены на формирование и развитие такого естественнонаучного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным. Сегодня понятно, что экологические проблемы являются глобальными, требующими усилий всего мирового сообщества. В нынешней ситуации, когда пересматривается само понятие «естественнонаучное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе.
Высшее образование направлено на формирование научной картины природы у студентов, грамотное поведение и применение полученных знаний в своей жизнедеятельности. В современных условиях
экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Вопросы питания, сохранения окружающей среды, своего здоровья являются неотъемлемой частью современной картины природы и должны рассматриваться в образовательном процессе вузов.
В основе развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы в вузе рекомендуется опираться на следующие принципы:
— системности, который необходим для реализации структурно-функционального подхода к усвоению естественнонаучных, философских знаний, к организации деятельности по их усвоению, к построению у обучающихся научной картины природы;
— интеграции, позволяющий в рамках образовательного процесса вуза объединить естественнонаучные знания, умения и навыки, составляющие основу для развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы;
— историчности, требующий отражения историко-социальной стороны развития естествознания, тенденций и перспектив развития, значимости естественнонаучных знаний в жизнедеятельности;
— профессиональной направленности, позволяющий все обучение строить в рамках развития профессиональных компетентностей будущих специалистов;
— здоровьесберегающей направленности, дающий возможность в ходе обучения ориентировать на здоровый образ жизни;
— экологической направленности, раскрывающий причины возникновения глобальных проблем цивилизации, дающий возможность формировать экологическую культуру будущих специалистов.
Как отмечено в Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) [1], современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Одним из основных направлений реализации государственной политики в области экологии Российское государство видит в развитии и модернизации экологического образования и просвещения. Для этого необходимо создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения; включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса; усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности; включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий и др. [2].
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации экологическое образование определяется как процесс обучения, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности [3].
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что целью экологического образования является формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний в области природы, что входит в понимание мировоззрения. Специфика естественнонаучного мировоззрения заключается не столько в необходимости осознания целостного представления о природе, сколько в осознании отношения человека к природе как к сфере своего бытия и объекту своей практической деятельности. Поэтому мы рассматриваем экологический подход в образовательном процессе вузов как приоритетный для развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы в современных условиях.
Экологическое мировоззрение — сложное структурное образование. Оно включает ценности и идеалы, знания, способы познания и деятельности, убеждения и принципы, ответственность за сохранение благоприятной социоприродной среды. Для проведения диагностики сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения нами разработаны опросники на темы: «Здоровое питание в современных экологических условиях», «Химия, медицина и здоровье человека», «Вопросы экологического состояния окружающей среды», предназначенные для студентов высших учебных заведений [4]. Студентам предлагается ответить на вопросы трех разделов. В 1 и 2 разделах предусмотрены вопросы открытого типа, а в 3 — выбор ответа. При диагностике мы отслеживали такие компоненты экологического мировоззрения, как экологическую информированность, экологическую грамотность и экологическую компетентность.
В разделе 1 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую информированность студентов. Экологическая информированность — предполагает наличие экологических знаний, способности ориентироваться в вопросах, касающихся современных экологических проблем, знание основных терминов и понятий экологической тематики, рассматриваемых в курсах естественнонаучной направленности, экологии, химических дисциплинах. Например: Что такое супертоксиканты, какие вещества к ним относятся ? Какие продукты называют генетически модифицированными? С какими причинами связано их производство? В чем состоит проблема загрязнения окружающей среды пестицидами? Какие химические элементы относятся к биогенным, почему они так называются? и др.
В разделе 2 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую грамотность и компетентность студентов. Экологическая грамотность — это понимание и научное объяснение экологических проблем на уровне понимания механизмов взаимодействия человека и природы, природы и общества в целом. Экологическая компетентность — совокупность знаний и умений, предполагающих готовность и способность личности к решению экологических проблем, охране природы, родного края, сохранению своего здоровья и здоровья будущих поколений. Например: Назовите условия, при которых разрушаются витамины в продуктах питания. С чем связана опасность злоупотребления жареной пищей в пунктах общественного питания (куры-гриль, пончики, чебуреки, беляши и т.д.) ? Перечислите наиболее опасные, по наличию пищевых добавок, продукты питания и др.
В разделе 3 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую культуру студентов. Экологическая. культура предполагает наличие определенных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
ценностей, отражает установку на решение экологических проблем и изменение отношения к своему здоровью, к природе. В данном разделе отслеживаются поведенческие установки, касающиеся здорового питания и образа жизни. Например: Я стараюсь есть меньше жареного, копченого, соленого, консервированного. Меня интересует информация на этикетках продуктов и это определяет мой выбор в магазине. Я занимаюсь спортом не менее 2-х раз в неделю. Я не курю и др.
Диагностика проводилась нами среди первокурсников разных вузов среди студентов различных специальностей и профилей обучения. В Омской государственной медицинской академии (ОмГМА) были опрошены студенты, поступившие на 1 курс лечебного, стоматологического, фармацевтического и медикопрофилактического факультетов. В Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) диагностика проводилась на химико-биологическом факультете отделении «Бакалавриат — Естественнонаучное образование», в Омском экономическом институте (ОмЭИ) на технологическом, управленческом, юридическом факультетах [5].
Проведённая нами диагностика первокурсников разных вузов и направлений обучения выявила низкие и очень низкие результаты развития экологического мировоззрения в целом (табл. 1). Итоги опроса наглядно показывают дефицит знаний экологической направленности, некомпетентность студентов в вопросах, касающихся современных экологических проблем. Как показал опрос, студенты абсолютно не обращают внимания на качество своей жизни, их не волнует, какие продукты питания входят в их рацион, что подтверждается большим количеством отрицательных ответов на вопросы третьего раздела.
Таким образом, проведенная диагностика показывает низкий уровень сформированности экологического мировоззрения опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе вузов. Результаты опроса дадут возможность преподавателям дисциплин естественнонаучного цикла—скорректировать учебную программу, для освещения экологических аспектов образовательного процесса, а администрации — спланировать внеаудиторные мероприятия соответствующего направления.
В вузах естественнонаучного направления, где изучаются химические, биологические дисциплины, являющиеся профессионально значимыми, большая доля в формировании естественнонаучного мировоззрения, научной картины природы приходится на аудиторную нагрузку, реализацию экологической направленности на занятиях по данным предметам, через использование заданий, обсуждения тем на лекциях, семинарах. Нами отобраны и разработаны такие задания. Например, для будущих технологов общественного питания, предлагаем выполнить следующие задания, использующиеся в курсе химии.
При взаимодействии каких органических веществ образуются меланоидины (вещества, обеспечивающие образование золотистой корочки на жареных, запеченных блюдах и выпечных изделиях) ?
Ответ: при взаимодействии глюкозы, фруктозы и лактозы (восстанавливающие и редуцирующие сахара) с аминами (веществами, содержащими группу ЫИ2), в том числе с аминокислотами и белками.
Например, для бакалавров естествознания можно использовать задачи и задания, содержащие вопросы химии окружающей среды:
I. Задачи с химической характеристикой природных объектов
Клубеньковые бактерии в течение одного года могут связать азот массой до 400 кг на площади 1 га. Какую массу аммиачной селитры нужно внести в почву, чтобы по содержанию азота она была равноценной азоту массой 400 кг?
II. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды
Античные сооружения Акрополя в Афинах за период времени с 1960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется? Напишите уравнения реакций, в результате которых разрушаются известняк и мрамор в загрязнённой атмосфере.
Для медиков, например, перед занятиями химией, предлагается обсуждение таких вопросов, как: допустимы ли химические опыты, испытания на людях, в целях науки; влияет ли, на Ваш взгляд, экология на здоровье человека? Проведённая диагностика показала, что студенты медицинского вуза обладают более высокой мотивацией на профессию и более высоким уровнем экологической культуры, поэтому опора на профессиональную значимость поможет повысить низкие уровни грамотности и компетентности, отмечающиеся у первокурсников.
В системе вузовского образования у всех специальностей, не связанных с естественнонаучным образованием в естестеннонаучном и математическом цикле дисциплин, введена дисциплина «Концепции современного естествознания», по стандартам третьего поколения — «Естественнонаучная картина мира», которая способствует формированию представлений о естественнонаучной картине мира. Только эта дисциплина в цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин, являясь интегративной, может быть включена в цепь экологического образования и воспитания. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебной программы дисциплины «Концепции современного естествознания» способствует развитию экологически ценностных ориентаций, позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни.
В процессе изучения данной дисциплины, например, предлагаются следующие задания:
— очень часто писатели-фантасты обращались в своем творчестве к идее биологического пути развития человечества, а не техногенного (например, С. Лем в «Солярисе» описывает разумный океан; Р. Бредбери рассматривает хрупкость взаимоотношений между человеком и природой в рассказе «И грянул гром» и т.д.). Как вы думаете, какой вид имела бы наша планета, если бы человечество выбрало другой путь развития своей цивилизации? Напишите эссе по данной теме.
— в процессе изучения темы «Строение Вселенной и эволюция звезд» обращается внимание на единство химического состава Вселенной и человека. В качестве рефлексии предлагается вопрос: Откуда на планете Земля появились химические элементы?
Примером формирования системы экологического образования и воспитания в непрофильном вузе, объединяющим и аудиторную и внеаудиторную работу, может служить, созданный в Омском экономическом институте научно-исследовательский центр (НИЦ) экологии и технологии продуктов питания с учетом Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Минобразования России от 11.02.2002 №393). Деятельность НИЦ
Таблица 1
Результаты предварительной диагностики компонентов экологического мировоззрения у студентов 1 курса различных специальностей
Компоненты экологического мировоззрения Направление обучения
Медицина ОмГМА Естественнонаучное образование ОмГПУ Управление персоналом ОмЭИ Юриспруденция ОмЭИ Технология продуктов общественного питания ОмЭИ
Экологическая информированность Н О Н О Н О Н О Н
Экологическая компетентность Н Н О Н Н Н
Экологическая культура С С Н О Н С
Экологическое мировоззрение О.Н Н О Н О Н Н
Н — низкий, ОН — очень низкий, С — средний, В — высокий уровни
Таблица 2
Характеристика отдельных компонентов системы экологического образования и воспитания в институте
Название компонента структурно - функциональной модели Цель деятельности подразделения Основные задачи подразделения Прогнозируемый педагогический результат работы подразделения
1 2 3 4
Научно-исследовательская лаборатория менеджмента, маркетинга и предпринимательства Мониторинг этапов формирования системы экологического образования и воспитания в рамках диагностической коррекции и анализа результатов работы - проведение психологопедагогической диагностики Психолого-педагогическое обоснование и анализ результатов экологического образования, выявление причин негативных моментов и определение путей их устранения
Кафедры технологического факультета Развитие экологических компетенций в рамках циклов общематематических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин - создание программ экологического образования; - отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи
Институтские кафедры Использование гуманитарных, экономических, технических элементов ЭО в рамках преподавания специальных дисциплин - отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса в целях интеграции ЭО Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи
Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания Развитие мотивационной и когнитивной сферы личности студентов с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира - проведение научных программ экологической направленности; - проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры студентов - разработка и проведение общественных акций, праздников для популяризации экологических знаний Система экологического образования, обеспечивающая решение воспитательной и мировоззренческой задач Методическое и научное обоснование апробированных форм, методов и педагогических технологий, адекватных целям экологического образования
предполагает разработку наиболее целесообразных приемов работы по формированию экологического мировоззрения и развитию естественнонаучной картины природы студентов. Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания строит свою работу по нескольким стратегическим направлениям:
1. Образовательное: формирование научно обоснованного представления о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования, о механизмах глобального биогеохимиче-ского круговорота, о необходимости охраны окружающей среды как основного условия сохранения здоровья нации и здоровья будущих поколений.
2. Технологическое: реализация научно-исследовательской деятельности по разработке новых техно-
логий кулинарной обработки продукции, исследованию технологических процессов, протекающих в различных технологических режимах и ведущих к снижению экологической опасности продуктов питания.
3. Экономическое и. правовое: реализация научноисследовательской деятельности по экономико-правовой оценке экологических рисков промышленности и транспорта в масштабах города.
Для реализации задач НИЦ в своем составе имеет: научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию технологии и качества продуктов питания; научно-исследовательскую эколого-биологи-ческую лабораторию; учебно-производственный комбинат; экспериментально-исследовательскую базу, которая включает опытно-экспериментальные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Рис. 1. Принципы работы центра
оранжерею, теплицы, лесной биотоп, садово-огородный участок, эколого-биологическую станцию. Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания является центром координации и выработки единого подхода при формировании экологической культуры будущих специалистов, при этом вовлекая в работу и другие подразделения института (табл. 2). Схематически принципы работы Центра представлены на рис. 1.
Нами были проанализированы учебные планы и выявлены дисциплины, способствующие формированию естественнонаучной картины природы. В ОмГПУ для подготовки бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование, профили «Химическое образование», «Биологическое образование», «Безопасность жизнедеятельности» в базовой части математических и естественнонаучных дисциплин предусмотрены такие предметы как «Естествен-нонаучнная картина мира» (72 ч.), «Основы экологической культуры» (144 ч.), «Основы здорового образа жизни» (72 ч.), «Безопасность жизнедеятельности» (72 ч.), кроме того, в базовой части профессионального цикла изучаются профильные дисциплины в объеме до 360 часов на дисциплину. В ОмГМА для специальностей 060101-«Лечебное дело», 060103 — «Педиатрия», 060104 - «Медико-профилактическое дело», 060105-«Стоматология», 060108 — «Фармация» предусмотрено изучение химии (195 ч.), биологии с основами экологии (223 ч.), гигиены с основами экологии человека (187 ч.). В ОмЭИ читается только одна дисциплина экологической направленности — Концепции современного естествознания, для специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (100 ч.), 030501 «Юриспруденция» (102 ч.), 080505 «Управление персоналом» (124 ч.). У специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания» представлены химические дисциплины (неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая, физическая и коллоидная химии — всего 750 ч.) и экология (100 ч.).
Диагностика проводилась среди первокурссни-ков этих трёх вузов, опросник был разработан нами и включал 45 вопросов. Мы не связываем полученные данные с объёмом читаемых дисциплин экологической направленности, а используем эти результаты для предварительного анализа ситуации и планирования методической работы с учётом специфики вузов. Проведенная диагностика показала низкий уровень сформированности компонентов экологического мировоззрения опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе вузов. Перед высшими учебными заведениями стоит задача использования различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы.
Библиографический список
1. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.referent.ru/ 1/61782 (дата обращения: 15.06.2011).
2. Указ президента № 440 от 01.04.1996 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://pravo.levonevsky.org/ bazaru09/ukaz/sbor12/text12099.htm (дата обращения: 15.06.2011).
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:/ / dvgu.ru/umu/ZakRF/ doktrin1.htm (дата обращения: 19.06.2011).
4. Мельникова, О. Ю. Развитие экологического мировоззрения студентов : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / О. Ю. Мельникова, И. Б. Терлеева. — Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2007. — 52 с.
5. Гилязова, И. Б. Результаты диагностики сформированности компонентов экологического мировоззрения студентов как
части научной картины природы / И. Б. Гилязова, О. Ю. Мельникова // Эколого-экономическая эффективность природопользования на современном этапе развития Западно-Сибирского региона : материалы III Международной науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - С. 176-182.
ГИЛЯЗОВА Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омского государственного педагогического университета.
МЕЛЬНИКОВА Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экологии и естественнонаучных дисциплин Омского экономического института.
УВАРОВА Татьяна Александровна, преподаватель кафедры общей и биоорганической химии Омской государственной медицинской академии.
Адрес для переписки: e-mail: ta2111@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2011 г.
© И. Б. Гилязова, О. Ю. Мельникова, Т. А. Уварова
"ДК 371.3:51 м. В. СЫРЕЦКИЙ
Омский государственный педагогический университет
РОЛЬ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
В статье описаны различные стороны контрольно-оценочной деятельности педагога. Выявлена сущность профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена концепция подхода к проблеме формирования компетентности через сферы способностей, необходимых преподавателю.
Ключевые слова: контроль, оценка, деятельность, контрольно-оценочная деятельность, компетентность.
В непрерывно изменяющемся современном обществе большое значение приобретает высокий профессионализм, профессиональная компетентность специалистов разных сфер и уровней производственной жизни. На сегодняшний день актуальным является вопрос о конкурентоспособности выпускаемых специалистов в условиях рыночной экономики. Это напрямую касается и работников образовательной сферы.
Педагоги должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности, что напрямую зависит от всесторонне гармонично развитой личности.
Таким образом, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «профессиональная компетентность». В настоящее время в науке нет однозначного подхода к определению этого понятия. Педагогическая деятельность учителя — это, прежде всего, работа организатора учебной деятельности обучающихся.
Отметим, что педагог как организатор должен владеть следующими профессиональными умениями:
1) планирование целей, задач, процесса и результатов деятельности;
2) создание мотивационных установок у обучающихся и других субъектов педагогического общения;
3) коммуникативные умения;
4) анализ процесса деятельности;
5) прогнозирование результата деятельности;
6) умения контроля и оценки результатов деятельности;
7) корректировка и проектирование учебного процесса.
В целях выявления сущности профессиональной компетентности учителя нами был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы. Он позволил выявить ряд сущностных направлений, вскрывающих деятельностную природу профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина [1], А. К. Маркова [2] и др.), её связь с педагогической культурой (Е. В. Бондаревская [3] и др.), понимаемую как характеристику личности педагога, её качество (Р. Х. Шакуров [4] и др.), уровень образованности (Б. С. Гершун-ский [5] и др.).
В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность понимают как определённое психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно [6]; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научнопрофессиональной подготовки [7]; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности [8].
Ключевым подходом к проблеме формирования компетентности является концепция Н. В. Кузьминой, которая определила компетентность через сферы способностей, необходимых педагогу.
Н. В. Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделяет пять инвариантных компонентов, которым в структуре личности педагога соответствуют пять групп профессиональных умений: гностические,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ