Научная статья на тему 'Развитие экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы у студентов в вузе'

Развитие экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы у студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНАЯ КАРТИНА ПРИРОДЫ / SCIENTIFIC RESEARCH CENTER / ECOLOGICAL OUTLOOK COMPONENTS / NATURAL SCIENCE OUTLOOK / SCIENTIFIC NATURE PICTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Мельникова Оксана Юрьевна, Уварова Татьяна Александровна

В современных условиях экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Для оценки общего уровня сформированности экологического мировоззрения нами разработан опросник, предназначенный для студентов высших учебных заведений, приведен пример использования различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилязова Ирина Борисовна, Мельникова Оксана Юрьевна, Уварова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ecological outlook as a part of natural science outlook and scientific nature picture of higher educational establishment of students

In modern conditions ecological outlook is necessary for forming scientific outlook in general. Questions of communal feeding, preservation of environment and health are inherent part of modern nature picture. Such questions should be considered in the educational process of higher educational institutions. For evaluating of the overall level of forming of ecological outlook the questionnaire for higher educational students was elaborated by us. The example of using of different forms, methods of both class work and extracurricular work and creating of scientific research centers for development of ecological outlook as a part of natural science outlook and scientific nature picture in higher educational institutions was given.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы у студентов в вузе»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

2. Безруков, Р. А. «Орго8шк-2» - программа-оболочка для создания компьютерных тестов по химии» / Р. А. Безруков // Молодежь и химия : тезисы Всеросс. науч. конф. — Красноярск, 1998. — С. 140-141.

3. Безрукова, Н. П. Организация изучения темы «Химическая связь» с использованием компьютерных технологий в 8 и 11 классах / Н. П. Безрукова, Н. Д. Изместьева, Е. В Реди // Материалы Менделеевских чтений. — Тобольск, 1999. — С. 23-24.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 255 с.

5. Роберт, И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. Роберт. — М. : Школа-Пресс, 1994. — 205 с.

УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Прикладная информатика в экономике».

Адрес для перепискиіе-mail: [email protected] ЖАРКИХ Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры химии и методики преподавания химии.

МАШКОВ Дмитрий Олегович, аспирант кафедры «Прикладная информатика в экономике».

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2010 г.

© А. Е. Ультан, Л. А. Жарких, Д. О. Машков

УДК 37 012-7 И. Б. ГИЛЯЗОВА

О. Ю. МЕЛЬНИКОВА Т. А. УВАРОВА

Омский государственный педагогический университет Омский экономический институт Омская государственная медицинская академия

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ___________________________________

В современных условиях экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Для оценки общего уровня сформированности экологического мировоззрения нами разработан опросник, предназначенный для студентов высших учебных заведений, приведен пример использования различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы.

Ключевые слова: научно-исследовательский центр, компоненты экологического мировоззрения, естественнонаучное мировоззрение, научная картина природы.

Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования естественнонаучного мировоззрения и развития научной картины природы в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».

Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования естественнонаучного мировоззрения, показал, что развитие естественнонаучного мировоззрения у обучающихся всегда являлось одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Однако предлага-

емые для ее решения подходы были до недавнего времени направлены на формирование и развитие такого естественнонаучного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным. Сегодня понятно, что экологические проблемы являются глобальными, требующими усилий всего мирового сообщества. В нынешней ситуации, когда пересматривается само понятие «естественнонаучное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе.

Высшее образование направлено на формирование научной картины природы у студентов, грамотное поведение и применение полученных знаний в своей жизнедеятельности. В современных условиях

экологическое мировоззрение является необходимым для формирования научного мировоззрения в целом. Вопросы питания, сохранения окружающей среды, своего здоровья являются неотъемлемой частью современной картины природы и должны рассматриваться в образовательном процессе вузов.

В основе развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы в вузе рекомендуется опираться на следующие принципы:

— системности, который необходим для реализации структурно-функционального подхода к усвоению естественнонаучных, философских знаний, к организации деятельности по их усвоению, к построению у обучающихся научной картины природы;

— интеграции, позволяющий в рамках образовательного процесса вуза объединить естественнонаучные знания, умения и навыки, составляющие основу для развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы;

— историчности, требующий отражения историко-социальной стороны развития естествознания, тенденций и перспектив развития, значимости естественнонаучных знаний в жизнедеятельности;

— профессиональной направленности, позволяющий все обучение строить в рамках развития профессиональных компетентностей будущих специалистов;

— здоровьесберегающей направленности, дающий возможность в ходе обучения ориентировать на здоровый образ жизни;

— экологической направленности, раскрывающий причины возникновения глобальных проблем цивилизации, дающий возможность формировать экологическую культуру будущих специалистов.

Как отмечено в Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) [1], современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Одним из основных направлений реализации государственной политики в области экологии Российское государство видит в развитии и модернизации экологического образования и просвещения. Для этого необходимо создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения; включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса; усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности; включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий и др. [2].

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации экологическое образование определяется как процесс обучения, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности [3].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что целью экологического образования является формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний в области природы, что входит в понимание мировоззрения. Специфика естественнонаучного мировоззрения заключается не столько в необходимости осознания целостного представления о природе, сколько в осознании отношения человека к природе как к сфере своего бытия и объекту своей практической деятельности. Поэтому мы рассматриваем экологический подход в образовательном процессе вузов как приоритетный для развития естественнонаучного мировоззрения и формирования научной картины природы в современных условиях.

Экологическое мировоззрение — сложное структурное образование. Оно включает ценности и идеалы, знания, способы познания и деятельности, убеждения и принципы, ответственность за сохранение благоприятной социоприродной среды. Для проведения диагностики сформированности компонентов естественнонаучного мировоззрения нами разработаны опросники на темы: «Здоровое питание в современных экологических условиях», «Химия, медицина и здоровье человека», «Вопросы экологического состояния окружающей среды», предназначенные для студентов высших учебных заведений [4]. Студентам предлагается ответить на вопросы трех разделов. В 1 и 2 разделах предусмотрены вопросы открытого типа, а в 3 — выбор ответа. При диагностике мы отслеживали такие компоненты экологического мировоззрения, как экологическую информированность, экологическую грамотность и экологическую компетентность.

В разделе 1 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую информированность студентов. Экологическая информированность — предполагает наличие экологических знаний, способности ориентироваться в вопросах, касающихся современных экологических проблем, знание основных терминов и понятий экологической тематики, рассматриваемых в курсах естественнонаучной направленности, экологии, химических дисциплинах. Например: Что такое супертоксиканты, какие вещества к ним относятся ? Какие продукты называют генетически модифицированными? С какими причинами связано их производство? В чем состоит проблема загрязнения окружающей среды пестицидами? Какие химические элементы относятся к биогенным, почему они так называются? и др.

В разделе 2 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую грамотность и компетентность студентов. Экологическая грамотность — это понимание и научное объяснение экологических проблем на уровне понимания механизмов взаимодействия человека и природы, природы и общества в целом. Экологическая компетентность — совокупность знаний и умений, предполагающих готовность и способность личности к решению экологических проблем, охране природы, родного края, сохранению своего здоровья и здоровья будущих поколений. Например: Назовите условия, при которых разрушаются витамины в продуктах питания. С чем связана опасность злоупотребления жареной пищей в пунктах общественного питания (куры-гриль, пончики, чебуреки, беляши и т.д.) ? Перечислите наиболее опасные, по наличию пищевых добавок, продукты питания и др.

В разделе 3 приведены вопросы, позволяющие оценить экологическую культуру студентов. Экологическая. культура предполагает наличие определенных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

ценностей, отражает установку на решение экологических проблем и изменение отношения к своему здоровью, к природе. В данном разделе отслеживаются поведенческие установки, касающиеся здорового питания и образа жизни. Например: Я стараюсь есть меньше жареного, копченого, соленого, консервированного. Меня интересует информация на этикетках продуктов и это определяет мой выбор в магазине. Я занимаюсь спортом не менее 2-х раз в неделю. Я не курю и др.

Диагностика проводилась нами среди первокурсников разных вузов среди студентов различных специальностей и профилей обучения. В Омской государственной медицинской академии (ОмГМА) были опрошены студенты, поступившие на 1 курс лечебного, стоматологического, фармацевтического и медикопрофилактического факультетов. В Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) диагностика проводилась на химико-биологическом факультете отделении «Бакалавриат — Естественнонаучное образование», в Омском экономическом институте (ОмЭИ) на технологическом, управленческом, юридическом факультетах [5].

Проведённая нами диагностика первокурсников разных вузов и направлений обучения выявила низкие и очень низкие результаты развития экологического мировоззрения в целом (табл. 1). Итоги опроса наглядно показывают дефицит знаний экологической направленности, некомпетентность студентов в вопросах, касающихся современных экологических проблем. Как показал опрос, студенты абсолютно не обращают внимания на качество своей жизни, их не волнует, какие продукты питания входят в их рацион, что подтверждается большим количеством отрицательных ответов на вопросы третьего раздела.

Таким образом, проведенная диагностика показывает низкий уровень сформированности экологического мировоззрения опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе вузов. Результаты опроса дадут возможность преподавателям дисциплин естественнонаучного цикла—скорректировать учебную программу, для освещения экологических аспектов образовательного процесса, а администрации — спланировать внеаудиторные мероприятия соответствующего направления.

В вузах естественнонаучного направления, где изучаются химические, биологические дисциплины, являющиеся профессионально значимыми, большая доля в формировании естественнонаучного мировоззрения, научной картины природы приходится на аудиторную нагрузку, реализацию экологической направленности на занятиях по данным предметам, через использование заданий, обсуждения тем на лекциях, семинарах. Нами отобраны и разработаны такие задания. Например, для будущих технологов общественного питания, предлагаем выполнить следующие задания, использующиеся в курсе химии.

При взаимодействии каких органических веществ образуются меланоидины (вещества, обеспечивающие образование золотистой корочки на жареных, запеченных блюдах и выпечных изделиях) ?

Ответ: при взаимодействии глюкозы, фруктозы и лактозы (восстанавливающие и редуцирующие сахара) с аминами (веществами, содержащими группу ЫИ2), в том числе с аминокислотами и белками.

Например, для бакалавров естествознания можно использовать задачи и задания, содержащие вопросы химии окружающей среды:

I. Задачи с химической характеристикой природных объектов

Клубеньковые бактерии в течение одного года могут связать азот массой до 400 кг на площади 1 га. Какую массу аммиачной селитры нужно внести в почву, чтобы по содержанию азота она была равноценной азоту массой 400 кг?

II. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей среды

Античные сооружения Акрополя в Афинах за период времени с 1960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется? Напишите уравнения реакций, в результате которых разрушаются известняк и мрамор в загрязнённой атмосфере.

Для медиков, например, перед занятиями химией, предлагается обсуждение таких вопросов, как: допустимы ли химические опыты, испытания на людях, в целях науки; влияет ли, на Ваш взгляд, экология на здоровье человека? Проведённая диагностика показала, что студенты медицинского вуза обладают более высокой мотивацией на профессию и более высоким уровнем экологической культуры, поэтому опора на профессиональную значимость поможет повысить низкие уровни грамотности и компетентности, отмечающиеся у первокурсников.

В системе вузовского образования у всех специальностей, не связанных с естественнонаучным образованием в естестеннонаучном и математическом цикле дисциплин, введена дисциплина «Концепции современного естествознания», по стандартам третьего поколения — «Естественнонаучная картина мира», которая способствует формированию представлений о естественнонаучной картине мира. Только эта дисциплина в цикле общих математических и естественнонаучных дисциплин, являясь интегративной, может быть включена в цепь экологического образования и воспитания. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебной программы дисциплины «Концепции современного естествознания» способствует развитию экологически ценностных ориентаций, позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни.

В процессе изучения данной дисциплины, например, предлагаются следующие задания:

— очень часто писатели-фантасты обращались в своем творчестве к идее биологического пути развития человечества, а не техногенного (например, С. Лем в «Солярисе» описывает разумный океан; Р. Бредбери рассматривает хрупкость взаимоотношений между человеком и природой в рассказе «И грянул гром» и т.д.). Как вы думаете, какой вид имела бы наша планета, если бы человечество выбрало другой путь развития своей цивилизации? Напишите эссе по данной теме.

— в процессе изучения темы «Строение Вселенной и эволюция звезд» обращается внимание на единство химического состава Вселенной и человека. В качестве рефлексии предлагается вопрос: Откуда на планете Земля появились химические элементы?

Примером формирования системы экологического образования и воспитания в непрофильном вузе, объединяющим и аудиторную и внеаудиторную работу, может служить, созданный в Омском экономическом институте научно-исследовательский центр (НИЦ) экологии и технологии продуктов питания с учетом Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Минобразования России от 11.02.2002 №393). Деятельность НИЦ

Таблица 1

Результаты предварительной диагностики компонентов экологического мировоззрения у студентов 1 курса различных специальностей

Компоненты экологического мировоззрения Направление обучения

Медицина ОмГМА Естественнонаучное образование ОмГПУ Управление персоналом ОмЭИ Юриспруденция ОмЭИ Технология продуктов общественного питания ОмЭИ

Экологическая информированность Н О Н О Н О Н О Н

Экологическая компетентность Н Н О Н Н Н

Экологическая культура С С Н О Н С

Экологическое мировоззрение О.Н Н О Н О Н Н

Н — низкий, ОН — очень низкий, С — средний, В — высокий уровни

Таблица 2

Характеристика отдельных компонентов системы экологического образования и воспитания в институте

Название компонента структурно - функциональной модели Цель деятельности подразделения Основные задачи подразделения Прогнозируемый педагогический результат работы подразделения

1 2 3 4

Научно-исследовательская лаборатория менеджмента, маркетинга и предпринимательства Мониторинг этапов формирования системы экологического образования и воспитания в рамках диагностической коррекции и анализа результатов работы - проведение психологопедагогической диагностики Психолого-педагогическое обоснование и анализ результатов экологического образования, выявление причин негативных моментов и определение путей их устранения

Кафедры технологического факультета Развитие экологических компетенций в рамках циклов общематематических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин - создание программ экологического образования; - отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи

Институтские кафедры Использование гуманитарных, экономических, технических элементов ЭО в рамках преподавания специальных дисциплин - отработка форм, методов и педагогических технологий образовательного процесса в целях интеграции ЭО Система экологического образования, обеспечивающая решение информационной задачи

Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания Развитие мотивационной и когнитивной сферы личности студентов с целью формирования целостной естественнонаучной картины мира - проведение научных программ экологической направленности; - проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры студентов - разработка и проведение общественных акций, праздников для популяризации экологических знаний Система экологического образования, обеспечивающая решение воспитательной и мировоззренческой задач Методическое и научное обоснование апробированных форм, методов и педагогических технологий, адекватных целям экологического образования

предполагает разработку наиболее целесообразных приемов работы по формированию экологического мировоззрения и развитию естественнонаучной картины природы студентов. Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания строит свою работу по нескольким стратегическим направлениям:

1. Образовательное: формирование научно обоснованного представления о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования, о механизмах глобального биогеохимиче-ского круговорота, о необходимости охраны окружающей среды как основного условия сохранения здоровья нации и здоровья будущих поколений.

2. Технологическое: реализация научно-исследовательской деятельности по разработке новых техно-

логий кулинарной обработки продукции, исследованию технологических процессов, протекающих в различных технологических режимах и ведущих к снижению экологической опасности продуктов питания.

3. Экономическое и. правовое: реализация научноисследовательской деятельности по экономико-правовой оценке экологических рисков промышленности и транспорта в масштабах города.

Для реализации задач НИЦ в своем составе имеет: научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию технологии и качества продуктов питания; научно-исследовательскую эколого-биологи-ческую лабораторию; учебно-производственный комбинат; экспериментально-исследовательскую базу, которая включает опытно-экспериментальные

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

Рис. 1. Принципы работы центра

оранжерею, теплицы, лесной биотоп, садово-огородный участок, эколого-биологическую станцию. Научно-исследовательский центр экологии и технологии продуктов питания является центром координации и выработки единого подхода при формировании экологической культуры будущих специалистов, при этом вовлекая в работу и другие подразделения института (табл. 2). Схематически принципы работы Центра представлены на рис. 1.

Нами были проанализированы учебные планы и выявлены дисциплины, способствующие формированию естественнонаучной картины природы. В ОмГПУ для подготовки бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование, профили «Химическое образование», «Биологическое образование», «Безопасность жизнедеятельности» в базовой части математических и естественнонаучных дисциплин предусмотрены такие предметы как «Естествен-нонаучнная картина мира» (72 ч.), «Основы экологической культуры» (144 ч.), «Основы здорового образа жизни» (72 ч.), «Безопасность жизнедеятельности» (72 ч.), кроме того, в базовой части профессионального цикла изучаются профильные дисциплины в объеме до 360 часов на дисциплину. В ОмГМА для специальностей 060101-«Лечебное дело», 060103 — «Педиатрия», 060104 - «Медико-профилактическое дело», 060105-«Стоматология», 060108 — «Фармация» предусмотрено изучение химии (195 ч.), биологии с основами экологии (223 ч.), гигиены с основами экологии человека (187 ч.). В ОмЭИ читается только одна дисциплина экологической направленности — Концепции современного естествознания, для специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (100 ч.), 030501 «Юриспруденция» (102 ч.), 080505 «Управление персоналом» (124 ч.). У специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания» представлены химические дисциплины (неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая, физическая и коллоидная химии — всего 750 ч.) и экология (100 ч.).

Диагностика проводилась среди первокурссни-ков этих трёх вузов, опросник был разработан нами и включал 45 вопросов. Мы не связываем полученные данные с объёмом читаемых дисциплин экологической направленности, а используем эти результаты для предварительного анализа ситуации и планирования методической работы с учётом специфики вузов. Проведенная диагностика показала низкий уровень сформированности компонентов экологического мировоззрения опрошенных студентов, что подтверждает необходимость реализации экологического подхода в образовательном процессе вузов. Перед высшими учебными заведениями стоит задача использования различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения как части естественнонаучного мировоззрения и научной картины природы.

Библиографический список

1. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.referent.ru/ 1/61782 (дата обращения: 15.06.2011).

2. Указ президента № 440 от 01.04.1996 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://pravo.levonevsky.org/ bazaru09/ukaz/sbor12/text12099.htm (дата обращения: 15.06.2011).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:/ / dvgu.ru/umu/ZakRF/ doktrin1.htm (дата обращения: 19.06.2011).

4. Мельникова, О. Ю. Развитие экологического мировоззрения студентов : учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов / О. Ю. Мельникова, И. Б. Терлеева. — Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2007. — 52 с.

5. Гилязова, И. Б. Результаты диагностики сформированности компонентов экологического мировоззрения студентов как

части научной картины природы / И. Б. Гилязова, О. Ю. Мельникова // Эколого-экономическая эффективность природопользования на современном этапе развития Западно-Сибирского региона : материалы III Международной науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - С. 176-182.

ГИЛЯЗОВА Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры химии и методики преподавания химии Омского государственного педагогического университета.

МЕЛЬНИКОВА Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры экологии и естественнонаучных дисциплин Омского экономического института.

УВАРОВА Татьяна Александровна, преподаватель кафедры общей и биоорганической химии Омской государственной медицинской академии.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2011 г.

© И. Б. Гилязова, О. Ю. Мельникова, Т. А. Уварова

"ДК 371.3:51 м. В. СЫРЕЦКИЙ

Омский государственный педагогический университет

РОЛЬ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описаны различные стороны контрольно-оценочной деятельности педагога. Выявлена сущность профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена концепция подхода к проблеме формирования компетентности через сферы способностей, необходимых преподавателю.

Ключевые слова: контроль, оценка, деятельность, контрольно-оценочная деятельность, компетентность.

В непрерывно изменяющемся современном обществе большое значение приобретает высокий профессионализм, профессиональная компетентность специалистов разных сфер и уровней производственной жизни. На сегодняшний день актуальным является вопрос о конкурентоспособности выпускаемых специалистов в условиях рыночной экономики. Это напрямую касается и работников образовательной сферы.

Педагоги должны быть профессионально компетентны в своей области деятельности, что напрямую зависит от всесторонне гармонично развитой личности.

Таким образом, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «профессиональная компетентность». В настоящее время в науке нет однозначного подхода к определению этого понятия. Педагогическая деятельность учителя — это, прежде всего, работа организатора учебной деятельности обучающихся.

Отметим, что педагог как организатор должен владеть следующими профессиональными умениями:

1) планирование целей, задач, процесса и результатов деятельности;

2) создание мотивационных установок у обучающихся и других субъектов педагогического общения;

3) коммуникативные умения;

4) анализ процесса деятельности;

5) прогнозирование результата деятельности;

6) умения контроля и оценки результатов деятельности;

7) корректировка и проектирование учебного процесса.

В целях выявления сущности профессиональной компетентности учителя нами был проведён анализ психолого-педагогической и методической литературы. Он позволил выявить ряд сущностных направлений, вскрывающих деятельностную природу профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина [1], А. К. Маркова [2] и др.), её связь с педагогической культурой (Е. В. Бондаревская [3] и др.), понимаемую как характеристику личности педагога, её качество (Р. Х. Шакуров [4] и др.), уровень образованности (Б. С. Гершун-ский [5] и др.).

В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность понимают как определённое психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно [6]; как наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научнопрофессиональной подготовки [7]; как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности [8].

Ключевым подходом к проблеме формирования компетентности является концепция Н. В. Кузьминой, которая определила компетентность через сферы способностей, необходимых педагогу.

Н. В. Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделяет пять инвариантных компонентов, которым в структуре личности педагога соответствуют пять групп профессиональных умений: гностические,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.