Научная статья на тему 'Формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки развития малого предпринимательства'

Формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ФОРМА ПОДДЕРЖКИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдиева А.К.

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов стабилизации экономики региона. Состояние малого предпринимательства во многом обусловлено инфраструктурой поддержки данного сектора экономики региона. Инфраструктура малого предпринимательства может быть разделена на финансово-кредитную, организационно-информационную, организационно-правовую. Развитие каждого вида инфраструктуры должно осуществляться в комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки развития малого предпринимательства»

формирование эффективной

инфраструктуры государственной поддержки развития малого предпринимательства

А. К. ЭдИЕВА,

соискатель кафедры экономики производства E-mail: ker0910@yandex.ru Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов стабилизации экономики региона. Состояние малого предпринимательства во многом обусловлено инфраструктурой поддержки данного сектора экономики региона. Инфраструктура малого предпринимательства может быть разделена на финансово-кредитную, организационно-информационную, организационно-правовую. Развитие каждого вида инфраструктуры должно осуществляться в комплексе.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура, объекты инфраструктуры, форма поддержки, комплексный подход.

Определяющей предпосылкой становления малого предпринимательства является развитая инфраструктура поддержки этого сектора экономики. В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия сами создают себе инфраструктуру, включающую учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, а также подъездные пути и инженерные сети, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Малое предприятие подобным образом действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы продукция предприятия была конкурентоспособной, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар

с помощью сети сбыта. Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, как раз и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки существовать не может.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Налоговая инспекция, торговая инспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства.

На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них — это Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Государственный комитет по делам молодежи РФ и др.

- 91

Стратегия развития экономики

12 (69) - 2010

Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодняшний день является Торгово-промышленная палата РФ, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат [3].

Объекты инфраструктуры часто имеют различные названия: «бизнес-центры», «школы предпринимателей», «технопарки», «бизнес-инкубаторы», «агентства», «учебно-деловые центры», «фонды поддержки» и др. На практике же бизнес-инкубатор может ничем не отличаться от технопарка, а бизнес-центр — от школы менеджеров.

Процесс формирования и развития элементов инфраструктуры поддержки имеет значение не только относительно формирования субъектов малого предпринимательства, но и в значительной мере содействует их эффективному функционированию. Развитие рыночных отношений указывает на важность внедрения комплексного подхода относительно поддержки этого сектора экономики. После значительных изменений в налоговом законодательстве, после введения регламента административных проверок предприятий малого бизнеса необходима инфраструктурная поддержка малых предприятий как неотъемлемый компонент рыночных отношений, который создает благоприятные условия для развития малого бизнеса.

В настоящее время инфраструктура поддержки малого бизнеса недостаточно развита, поэтому проблема создания эффективной, развитой инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса достаточно актуальна. Эти вопросы в значительной мере обусловлены отсутствием унифицированных научных подходов к изучению создания такой структуры и функционирования ее в целом. Одним из проблемных вопросов для региона является выбор наиболее эффективной инфраструктуры развития малых предприятий.

Поддержка малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике получила статус государствен-

92 -

ной политики [2]. При этом закономерно возникает большое количество вопросов относительно выбора предприятий, которые необходимо поддерживать, инфраструктуры эффективной поддержки малого бизнеса, кадрового обеспечения. Логика развития рыночных отношений указывает на важность внедрения комплексного подхода относительно поддержки этого сектора.

С учетом того, что КЧР на 90 % представлена субъектами малого и среднего бизнеса, было принято решение для их поддержки создать Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Гарантийный фонд поддержки предпринимателей КЧР». РГУП «Фонд поддержки предпринимательства КЧР» (Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» — РГУП ФПП КЧР) определен как организация, которая осуществляет финансовое обеспечение реализации региональной политики поддержки предпринимательства.

Фонд поддержки предпринимательства КЧР работает под эгидой и в тесном сотрудничестве с Правительством КЧР по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. На первоначальном этапе уставный капитал фонда планируется в объеме 10 млн руб. Используя эти средства, фонд может участвовать в конкурсах Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего бизнеса, которые проводятся в рамках антикризисных мер, предпринимаемых федеральными властями.

В случае победы на конкурсе объем привлеченных в республику федеральных средств может составить до 95 % от общей суммы уставного капитала фонда.

При участии этого фонда предприятия смогут получить банковские кредиты. В случае, если предприятию необходимы средства на развитие, но оно не располагает залоговой базой, фонд может выступить гарантом для получения кредита.

Также в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в республике планируется создать фонд микрофинансирования. С появлением этого фонда КЧР также сможет на конкурсной основе привлечь федеральные средства для поддержки малого бизнеса.

В Карачаево-Черкесии насчитывается около 15 тыс. индивидуальных предпринимателей, именно они при поддержке фонда микрофинансирования смогут получать малые кредиты объемом от 50 до 600 тыс. руб. на срок от одной недели до полугода. При этом проценты по кредитам будут ниже банковских.

Республика выиграла конкурс Минэкономразвития России по распределению средств на поддержку малого и среднего бизнеса [1]. Средства будут распределены по двум направлениям — гранты на поддержку начинающих бизнесменов и субсидии малым предприятиям на погашение части процентной ставки по банковским кредитам.

В части поддержки начинающих бизнесменов предполагается возмещение затрат, понесенных предпринимателями при создании бизнеса. На эти цели будет направлено 25 млн руб. Грантовая поддержка осуществляется на конкурсной основе при соблюдении ряда требований. Гранты будут предоставляться единовременно в размере 70 % от общей суммы подтвержденных затрат, указанных в бизнес-плане, но не более 300 тыс. руб.

По второму направлению, по оказанию помощи малым предприятиям в погашении части процентной ставки по банковским кредитам, будет направлен также выигранный по конкурсу Минэкономразвития России грант в размере 12,5 млн руб. [1].

Утверждена республиканская целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства в КЧР, рассчитанная до 2012 г. Планируется охватить семь направлений поддержки малого и среднего бизнеса [2].

При детальном рассмотрении рыночной инфраструктуры поддержки малого бизнеса ее целесообразно разделить на такие составные части: финансово-кредитную, организационно-информационную, организационно-правовую.

На взгляд автора, финансово-кредитная инфраструктура, которая влияет на развитие малого бизнеса, должна охватывать: финансовые учреждения, которые осуществляют льготное кредитование, гарантийные фонды, кредитные союзы, венчурные фонды и страховые компании.

Финансово-кредитная инфраструктура (за исключением РГУП ФПП) развита недостаточно. Достойную альтернативу банковскому кредитованию очень тяжело найти, хотя некоторые шаги в этом направлении уже были сделаны. В частности, как уже отмечалось, был создан фонд поддержки предпринимательства.

Один из концептуальных подходов к эффективному банковскому кредитованию малых предприятий заключается в том, что банк должен анализировать не только залоговое обеспечение кредита, предлагаемое заемщиком — малым предприятием, а в первую очередь его реальное экономическое состояние, перспективы развития и позиции на рынке. Банкам нужно изменить свои взгляды на объект кредитования в сфере малого бизнеса, смотреть на него не как на результат, а как на процесс развития, его промежуточную динамическую точку. Необходимо видеть перспективы развития объекта кредитования и прогнозировать его результат и собственную прибыль, которая приобретает стратегический характер.

Таким образом, главные функции относительно организации финансово-кредитной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, а также формирование инфраструктурных элементов этого направления (содействие созданию специализированных фирм и банков и кредитования субъектов МП, обществ взаимного финансирования и кредитования) должно выполнять государство. Все меры такого плана могут быть расположены в порядке уменьшения нужд в бюджетных средствах на внедрение, в соответствии с принципом минимальной достаточности государственного вмешательства в рыночные процессы.

Не менее важной является организационно-информационная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства. Консультативную и правовую помощь малому бизнесу должны осуществлять бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки.

Список литературы

1. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy.gov.ru.

2. Республиканская целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года. URL: http://www.kchr.info.

3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: http://www.tpprf.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.