Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП / МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Л. Н., Пермякова Н. Е.

Введение. В статье рассматриваются положения, связанные с формированием духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие детей предполагает формирование ценностного отношения к окружающему природному и рукотворному миру. Определены основные методы и формы работы с детьми по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей в игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в процессе общения и труда в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС дошкольного образования. Материалы и методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, отражающий социальное развитие детей дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных. Результаты. В основе формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе социального развития нами выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; деятельностный этап; рефлексивный этап. Обсуждение. Утверждается, что современное социальное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает, что решение задач по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей связано не только с приобретением знаний, но и с проявлением ценностного подхода в процессе разных видов детской деятельности. Заключение. Делается вывод о том, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит в процессе овладения нравственными качествами в разных видах детской деятельности и обеспечивает решение задач познавательного и социального развития с учетом ФГОС дошкольного возраста. Основные положения: - определены особенности формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей, которые реализуют одну и ту же социальную функцию - подготовки подрастающего поколения к участию в жизни с учетом реализации задач познавательного развития детей; - раскрыт механизм формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе познания окружающего мира, связанный с овладением целостной картины мира и приобщением детей дошкольного возраста к накопленному человечеством опыту, приобщению к общечеловеческим ценностям в разных видах деятельности; - установлено, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей осуществляется в процессе реализации задач социального развития детей дошкольного возраста, с учетом выделенных нами основных этапов (мотивационный, деятельностный, рефлексивный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Л. Н., Пермякова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL-MORAL AND SOCIO-CULTURAL VALUES IN PRESCHOOL CHILDREN

Introduction. The article deals with the provisions related to the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in the process of social development of preschool children. Special attention is paid to the content of the social development of children in the aspect of the value attitude to the surrounding natural and man-made world. The main methods and forms of work with children on the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in the game, cognitive and research activities, in the process of communication and work in a preschool educational organization, taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education, are determined. Materials and methods. The research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in preschool children, as well as diagnostic methods, including observation, description, conversation, and methods of statistical data processing. Results. At the heart of the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in preschool children, taking into account the social content, we have identified the main stages and components: the motivational stage; the activity stage; the reflexive stage. Discussion. It is argued that the modern social development of preschool children, taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education, involves solving problems of forming spiritual, moral and socio-cultural values and is associated not only with the acquisition of knowledge, but also with the manifestation of a value approach in the process of various types of children's activities. Conclusion. It is concluded that the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in preschool children occurs in the process of mastering moral qualities in various types of children's activities and provides a solution to the problems of social development, taking into account the Federal State Educational Standards of Preschool age. Highlights: The features of the formation of spiritual, moral and socio-cultural values that realize the same social function-the preparation of the younger generation to participate in life, taking into account the implementation of the tasks of social development of children; The process of formation of spiritual, moral and socio-cultural values in the process of cognition of The surrounding world, associated with the acquisition of a holistic picture of the world and the introduction of preschool children to the accumulated experience of humanity, introduction to universal values in various activities, is revealed; It is established that the formation of spiritual, moral and socio-cultural values is carried out in the process of implementing the tasks of social development of preschool children, taking into account the main stages identified by us (motivational, acti-vity, reflexive).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.015

УДК 151.8 : 372 ББК 88.5 : 74.100.53

Л. Н. Галкина1, Н. Е. Пермякова2

^RCID № 0000-0003-0128-2719 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: galkinaln@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-2489-3072 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: permyakovane@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются положения, связанные с формированием духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие детей предполагает формирование ценностного отношения к окружающему природному и рукотворному миру. Определены основные методы и формы работы с детьми по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей в § игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в про-

^ цессе общения и труда в дошкольной образовательной организации

§

^ с учетом ФГОС дошкольного образования. ^ Материалы и методы. Теоретический анализ психолого-

педагогической литературы, отражающий социальное развитие де-

теи дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической об-

t^ работки данных.

Результаты. В основе формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе социального развития нами выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; деятельностный этап; рефлексивный этап.

Обсуждение. Утверждается, что современное социальное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает, что решение задач по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей связано не только с приобретением знаний, но и с проявлением ценностного подхода в процессе разных видов детской деятельности.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит в процессе овладения нравствен- §

№ н

ными качествами в разных видах детской деятельности и =>

3

обеспечивает решение задач познавательного и социального разви- а

с

тия с учетом ФГОС дошкольного возраста. а

н

Ключевые слова: познавательное развитие; духовно- Ы

нравственные ценности; социокультурные ценности; нравственные и

§

качества, мотивационный этап; формирование духовно- и

нравственных ценностей; формирование социокультурных ценно- у

л

стей; деятельностный этап; рефлексивный этап. У

Основные положения: Ы

- определены особенности формирования духовно- е

нн

нравственных и социокультурных ценностей, которые реализуют §

с

в

1

§

§ н

и

л

I

одну и ту же социальную функцию - подготовки подрастающего

поколения к участию в жизни с учетом реализации задач познава- д

е

тельного развития детей; |

- раскрыт механизм формирования духовно-нравственных § и социокультурных ценностей в процессе познания окружающего §

ь

мира, связанный с овладением целостной картины мира и приобще- н§

§

нием детей дошкольного возраста к накопленному человечеством §

опыту, приобщению к общечеловеческим ценностям в разных ви- §

с

дах деятельности;

- установлено, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей осуществляется в процессе реализации задач социального развития детей дошкольного возраста, с учетом выделенных нами основных этапов (мотивационный, дея-тельностный, рефлексивный).

1 Введение (Introduction)

Социальное развитие детей дошкольного возраста предполагает овладение социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, общественным опытом в целом. Этот процесс является непрерывным и способствует освоению материальной и духовной культуры.

В то же время ребенок усваивает и воспроизводит социальный опыт, системы социальных связей и отношений в их собственной деятельности.

Социальные ценности возникают в процессе приобщения к социальной действительности (А. Д. Шатова, Т. А. Репина, Л. В. Любимова, М. И. Богомолова).

Современные проблемы социального развития детей рассматриваются в работах М. Г. Алиевой, М. А. Галагузовой, Л. В. Коломийченко, Е. Н. Волковой и др. [1].

Категория ценности стала актуальной в начале 60-х годов двадцатого века. В это время возникает интерес к проблемам человека, морали, гуманизма. Ценности применимы к миру человека, вне человека понятие ценности существовать не может. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, § связанные с социальным прогрессом. А. В. Петровский определил | детство как адаптацию индивида, выражающаяся в овладении нор-t^ мами социальной жизни [2]. В большей степени социализация проявляется в деятельности. В процессе социализации дошкольник « примеривает на себя различные роли и имеет возможность про-I явить себя, выразить свое отношение к накопленному человечеством ^ опыту, к социокультурным нормам и правилам поведения, основан-fej ных на моральных и нравственных ценностях в процессе общения

и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В этой связи социальное развитие необходимо рассматривать с позиции формирования единых ценностных ориентиров. Возникает необходимость определения того, что является ценностным в процессе познания окружающего мира, какое содержание составляет ценности, какие виды деятельности, формы и методы работы, способствуют формированию у детей в современном мире ценностного отношения к окружающему миру [3].

Отношение к миру у ребенка-дошкольника формируется и

О

выражается через деятельность. В результате деятельности ребенок ^

приобретает опыт, выражающийся в совокупности внутреннего со- О

§

циокультурного содержания, является фундаментом, определяющим ж

л

мотивы, поступки, направленность развития личности. Социокуль- у

О

турный опыт связан с накоплением эмоционально-ценностного от- §

о

ношения к миру, культуре, знаниями о природе, обществе, искусстве, |

а

умением взаимодействовать с миром и культурой, опытом культу- 8

^

а л ж ж

росозидания [3].

В процессе социального развития дети должны ориентироваться на такие позиции, которые были бы связаны с традиционными представлениями общества о ценностях. Наиболее важными ценностными качествами личности ребенка дошкольника являются: трудолюбие, забота и бережное отношение к миру природы и предметам рукотворного мира, сочувствие, милосердие, толерант-

х ж о О

ж

0

1

о*

I

1

ж

ж

ность к другим людям, взаимодействие со сверстниками и взрослы- О

о

л Й

Л

ми людьми на основе дружелюбия, уважения. Типичные ценностные ориентации современных детей связаны с миром взрослых. Старшие дошкольники стремятся к самостоятельности, инициативности, чувствуют ответственность за себя и за других. Наиболее значимым для §

детей становится наличие собственного мнения, собственной оцен- §

I

ки. Предпочтительным видом деятельности является игра, затем §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

художественная деятельность, музыкальная. Для современных до- №

школьников характерен интерес к социальным категориям, направ- §

о

ленность на простые человеческие качества, такие как доброта, за-

бота, внимание, защита, дружба. Прежде всего, у ребенка необходимо формировать желание овладеть общечеловеческими ценностями, связанными с проявлениями заботы, доброты, бережливости, милосердия и др.

В то же время важным является определение содержания познавательного развития, овладение которым ведет к формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Это содержание связано с формированием целостной картины мира. Целостная картина мира является результатом познавательной деятельности любого человека и представляет собой систему пространств, отражающих отношения человека с миром природы, рукотворным миром, предметной средой, а также социальные отношения к себе и другим людям, нормам и правилам поведения, наконец, к самим ценностям. Во многом это определяется наличием кругозора, который формируется уже в дошкольные годы (Б. И. Боголюбова, Н. Е. Веракса, Т. И. Гризик, О. В. Дыбина, С. Н. Николаева, Л. Н. Галкина, Н. Е.Пермякова, Н. В. Бутенко и др.) [4].

Дети должны знать о возможностях взаимодействия человека с окружающим миром природы, о зависимости окружающей среды от деятельности человека, о пользе и вреде, которые могут быть связаны со здоровьем и безопасностью людей и природы. Окружающая действительность живой и неживой природы способствуют познанию математических представлений в процессе изучения растений, животных, насекомых и способствует освоению таких математических категорий как множество, число, счет, вели-

§ чина, свойства величины, геометрические фигуры, ориентировка во

§

| времени, ориентировка в пространстве [4]. Формирование цен-

t^ ностного отношения к рукотворному миру, к природе возможно в

hq

процессе разных видов детской деятельности. ¡з 2 Материалы и методы (Materials and methods)

I Ведущими видами деятельности, способствующими форми-

^ рованию духовно-нравственных и социокультурных ценностей у Ч детей дошкольного возраста, являются игровая, познавательно-ис-

следовательская, продуктивная, общение и труд, восприятие художественных произведений. Педагогу необходимо сформировать представления у детей о ценности труда, семьи, жизни на земле, желание быть добрым, отзывчивым, милосердным, заботливым и толерантным к другим людям и культурам. Формирование ценностного отношения к миру у детей формируется через нравственные качества, связанные с ценностями [4].

В процессе формирования ценностного отношения к окружающему миру необходимо использовать приемы работы, связанО

ные с мотивацией и развитием познавательного интереса; методы ^

О

§

люстрации для рассматривании, игровые ситуации и творческие иг- ж

л

обучения (вопросы, проблемные ситуации, беседы, наглядные ил-

ры, практические упражнения в продуктивных видах деятельности); у

О

методы развития психических функций и личностных качеств; ме- §

о

тоды контроля и диагностики эффективности познавательной дея-

а

тельности, социального и психического развития детей [4]. Среди 8

а

форм организации познавательной деятельности мы выделяем и ин- §

дивидуальные, подгрупповые и групповые, связанные с непосред- х

5

ственно-образовательной деятельностью и деятельностью детей в

созданной педагогами развивающей предметно-пространственной

среде. Целесообразно связать с разными видами деятельности и орУ

ганизацией сюжетно-ролевых и дидактических игр, созданием и ре- § шением проблемных ситуаций, наблюдением, беседами, трудовыми

§

поручениями и др. О

„ °

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников является первостепенной необходимостью в процессе развития духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста. Именно родители являются примером и о образцом, носителями духовно-нравственных качеств, ценностных О ориентиров для детей. Поэтому взаимодействие обеспечивает о

О

единство требований, норм, правил, проявляющихся в деятельности о и отношениях детей со взрослыми и друг с другом. Таким образом, § мы рассмотрели возможности формирования духовно-нравственных

л Й

и социокультурных ценностей, связанные с проявлениями заботы, доброты, бережливости, милосердия, трудолюбия, справедливости, сочувствия, снисходительности и др., в процессе социального развития детей [5].

3 Результаты (Results)

Затронутая нами проблема формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей предполагает связь материального и духовного. Мы определяем проявление духовно-нравственных и социокультурных ценностей уже в дошкольном возрасте. Мы утверждаем то, что у детей дошкольного возраста формирование ценностей осуществляется в процессе социального развития. Выражается в проявлении социального чувства (уважение) в разных видах детской деятельности [5].

Мы определяем ведущие виды деятельности, которые в наибольшей степени обеспечивают процесс формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей в дошкольном возрасте (игровая, продуктивная, общение, труд).

Мы определяем этапы формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе социального развития.

Мотивационный этап определяется мотивами, познавательным интересом к духовно-нравственным и социокультурным ценностям. У детей необходимо создать положительное отношение к получению информации, стремлению к овладению нравственными качествами, связанными с проявлением нравственно-духовных и социокультурных ценностей в процессе разных видов деятельности. На этом этапе работы важно познакомить детей с понятиями, значением их в жизни людей и значимостью их для человека и обще-t^ ства в целом. Мотивационный этап обеспечивают методы эмоцио-

нального стимулирования и развития познавательного интереса [6].

<з Деятельностный этап заключается в организации познава-

тельного процесса, направленного на усвоение детьми знаний, умений и навыков, способствующих переносу их в повседневную

Ч деятельность детей.

В ходе деятельностного этапа дети осваивают духовно-нравственные и социокультурные ценности как понятия [6]. Образовательный процесс должен включать наглядные, игровые, словесные и практические методы.

Рефлексивный этап позволяет каждому ребенку осознать и выразить свое отношение к полученным знаниям и умениям в области овладения духовно-нравственными и социокультурными ценностями, желание объективно оценивать проявления в деятельности, способность получать удовольствие от деятельности, свя-

О

занной с проявлением духовно-нравственных и социокультурных ^

ценностей [6]. о

§

В исследованиях И. А. Сасовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Ры- ж

л

жовой, А. Н. Шатовой и др. особое внимание уделяется проявле- у

О

нию гуманности с позиции моральных норм (желание сохранять §

о

окружающую среду, гуманное и бережное отношение к природе, уме- >ж

а

ние предвидеть последствия своих действий по отношению к окру- 8

№ № Ж Ж О* X Ж О

о -к

Ж

0

!

о*

1 1

Ж

жающей среде, рациональное и безопасное использование природных ресурсов) [7]. Также для нас важно подчеркнуть обусловленность представлений в области ценностей с этическими нормами, нашедшими свое подтверждение в исследованиях М. И. Богомоловой, А. Д. Шатовой, О. В. Дыбиной, Л. Н. Галкиной, Н. Е. Пермя-ковой и др. [8]. По их мнению, дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять такие чувства, связанные с сопереживанием

Ж

и сочувствием, самооценкой, адекватным отношением к себе и дру- о

О

гим людям, результатам своей деятельности, начинают понимать значимость понятий, связанных с категориями пользы, рационализма, заботой об окружающих.

4 Обсуждение (Discussion) °

Наши исследования в области формирования нравственно-духовных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста позволили нам определить уровень сформиро-ванности на каждом этапе (мотивационный, деятельностный, рефлексивный). В эксперименте принимали участие 75 детей старшего

л Kl

V д

дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций города Челябинск.

Мы изучали мотивацию овладения духовно-нравственными и социокультурными ценностями на мотивационном этапе; сфор-мированность понятий о ценностях и осознанное отношение к ним на деятельностном этапе; степень овладения ценностями и их проявлением в разных видах детской деятельности у самих детей на рефлексивном этапе.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты:

Мотивационный этап: высокий уровень — 0 %; средний уровень — 30, 6 %; низкий уровень — 69,4 %.

Деятельностный этап: высокий уровень — 0 %; средний уровень — 45,3%; низкий уровень — 54, 6 %.

Рефлексивный этап: высокий уровень — 0 %; средний уровень — 16, 0%; низкий уровень — 84, 0 %.

Данные результаты позволили нам констатировать недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных и социокультурных ценностей, которые проявляются в разных видах детской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе нашего эксперимента мы реализовали мероприятия с детьми по формированию мотивации овладения духовно-нравственными и социокультурными ценностями, формированием понятий о ценностях, а также необходимости применения их в разных видах детской деятельности. В работе с | детьми старшего дошкольного возраста предпочтение отдавалось | гуманитарным беседам, решению проблемных ситуаций, организа-Пе ции проектной деятельности, моделированию, игре, экскурсиям ^ наблюдениям и др.) [9; 10]. <з Примером могут быть гуманитарные беседы, связанные с

необходимостью заботы о растениях, птицах, нуждающихся в помощи сверстниках и младших дошкольниках, бережливом отноше-

нии к природе.

нием к природе [11; 12].

В наибольшей степени мы организовывали сюжетно-ролевые игры социальной тематики, связанные с взаимоотношениями детей друг с другом, бережливым отношением к продуктам труда, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств, рационально использовать природные ресурсы («Мудрая аптека», «Заботливая помощница», «Безопасность в лесу», «Чем я могу быть полезен» и др.); изготовление социальных плакатов («Что такое доброта», «Забота о братьях наших меньших», «Как жить дружно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

без ссор»); изготовление макетов, связанных с бережным отноше- ^

3

О

g

Контрольный этап экспериментальной работы позволил нам ж

л

определить положительную динамику результатов, свидетельству- у

О

ющей о позитивных изменениях на каждом этапе работы: g

о

Мотивационный этап: высокий уровень — 48%; средний 3

а

уровень — 38, 6 %; низкий уровень — 13, 4 %. С

Деятельностный этап: высокий уровень- 37, 3%; средний уровень — 38, 6 %; низкий уровень — 13, 4 %.

Рефлексивный этап: высокий уровень — 37, 3 %; средний уровень — 46, 6%; низкий уровень — 16, 1 %.

5 Заключение (Conclusion)

В результате исследования, мы с установили достаточный уровень проявления духовно-нравственных и социокультурных цен-

g

ностей в виде нравственных качеств у детей старшего дошкольного | возраста на каждом этапе. Мы убедились в возможностях и необходимости формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в рамках образовательной области «Социальное развитие» в дошкольных образовательных организациях и в процессе вза- |

S

имодействия с семьями воспитанников. |

!

6 Благодарности (Acknowledgments ) 1

О

Исследование выполнено при финансовой

поддержке о,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический уни- g

о

верситет им. М. Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Форми-

№ g

g

О* X S о О

S О

!

о*

3 з

g

№ Kl

л д

рование позитивной социализации детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» № МК-040-021 от 26.04.2021 года. Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку исследования.

Библиографический список

1. Смуглеева В. А. Современные проблемы формирования духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи // Православие. Наука. Образование. 2018. № 1 (5). С. 90-98.

2. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учебное пособие. Челябинск : Изд-во ИИ-УМЦ »Образование», 2009. - 230 с.

3. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М. : МГУ, 1978. - 118 с.

4. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб. : Питер, 2019. - 464 с.

5. Пуляк О. И. О социокультурном пространстве детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка // YOUTH FOR SCIENCE 2021 : сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса, 18 февраля 2021 года. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. С. 400-408.

6. Зырянова С. М., Каратаева Н. А., Киселева Г. М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / под ред. С. М. Зыряновой. Сургут, 2019. - 231 с.

7. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М. : »Карапуз-Дидактика», 2005. -192 с.

8. Пермякова Н. Е.Генезис проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогической науки и образования : кол. монография / под ред. проф. Е. Ю.Никитиной. М. : Перо, 2016. С. 136-159. - 186 с.

9. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / под ред. О. В.Дыбиной. М. : Национальный книжный центр, 2015. - 304 с. (Дошкольное образование).

10. Бехтерева Е. Н. Проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы дошкольного образования : сборник статей XVIII Международной научно-практической конферен-

§ ции, 23-24 апреля 2020 года. Челябинск, 2020. С 58-64.

I

11. Попкова С. А. Социально - педагогическая технология тендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы и eP направления развития системы подготовки кадров : сборник трудов конференции, 31 октября 2016 года. Санкт-Петербург, 2016. С. 95-107. ^ 12. Рычагова И. А. Конспект нравтсвенно-этической беседы «Как жить

а дружно без ссор» // Наука и образование: новое время. 2016. № 2. С. 557-560.

^ L. N. Galkina1, N. Ye. Permyakova2

^ 1ORCID No. 0000-0003-0128-2719

^ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: galkinaln@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-2489-3072 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: permyakovane@cspu.ru

FORMATION OF SPIRITUAL-MORAL

AND SOCIO-CULTURAL VALUES IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract

Introduction. The article deals with the provisions related to the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in the process of social development of preschool children. Special attention is paid to the content of the social development of children in the aspect of the value attitude to the surrounding natural and man-made world. The main methods and forms of work with children on the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in the game, cognitive and research activities, in the process of communication and work in a preschool educational organization, taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education, are determined.

Materials and methods. The research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in preschool children, as well as diagnostic methods, including obser- ^

>1

r

o s

s a

o

3

a

s &

o

3 s

s

vation, description, conversation, and methods of statistical data

processing. ^

Results. At the heart of the formation of spiritual, moral and ^

socio-cultural values in preschool children, taking into account the ^

social content, we have identified the main stages and components: g

S

the motivational stage; the activity stage; the reflexive stage. s

Discussion. It is argued that the modern social development of preschool children, taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education, involves solving problems of forming spiritual, moral and socio-cultural values and is associated not only with the acquisition of knowledge, but also with the manifestation of a value approach in the process of various types of children's activities.

Conclusion. It is concluded that the formation of spiritual, moral and socio-cultural values in preschool children occurs in the process of mastering moral qualities in various types of children's activities and provides a solution to the problems of social development, taking into account the Federal State Educational Standards of Preschool age.

Keywords: Cognitive development; Spiritual and moral values; Socio - cultural values; Moral qualities, Motivational stage; The formation of spiritual and moral values; The formation of socio - cultural values; Activity stage; Reflexive stage. Highlights:

The features of the formation of spiritual, moral and socio-cultural values that realize the same social function-the preparation of the younger generation to participate in life, taking into account the implementation of the tasks of social development of children;

The process of formation of spiritual, moral and socio -cultural values in the process of cognition of The surrounding world, associated with the acquisition of a holistic picture of the vao world and the introduction of preschool children to the accumu-H lated experience of humanity, introduction to universal values in various activities, is revealed;

£ It is established that the formation of spiritual, moral and

socio-cultural values is carried out in the process of implementing the tasks of social development of preschool children, taking _ into account the main stages identified by us (motivational, acti -^ vity, reflexive).

References

1. Smugleeva V.A. (2018), Sovremennyye problemy formirovaniya dukhovnykh i nravstvennykh tsennostey u detey i molodezhi [Modern problems of the formation of spiritual and moral values in children and youth], Pravoslaviye. Nauka. Obrazovaniye, 1 (5), 90-98. (In Russian).

2. Khudyakova N.L. (2009), Filosofiya i razvitiye obrazovaniya (uchebnoye posobiye) [Philosophy and development of education (a text-book.manual)], Obrazovaniye, Chelyabinsk, 230 p. (In Russian).

3. Galperin P.Ya., Zaporozhets A.V. & Karpova S.N. (1978), Ak-tual'nyye problemy vozrastnoy psikhologii [Actual problems of age psychology], Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M. V.Lomonosova (MGU), Moscow, 118p. (In Russian).

4. Gogoberidze A.G. (2019), Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya [Preschool pedagogy with the basics of methods of education and training], Piter, St. Petersburg, 464 p. (In Russian).

5. Puliak O.I. (2021), O sotsiokul'turnom prostranstve detskogo sada i sem'i v dukhovno-nravstvennom vospitanii rebenka [On the socio -cultural space of the kindergarten and the family in the spiritual and moral education of the child], Sbornik statey Mezhdunarodnogo uchebno-issledovatel'skogo konkursa "YOUTH FOR SCIENCE 2021", 18 fevralya 2021 goda [Collection ^ of articles of the International educational and research competition "YOUTH O FOR SCIENCE 2021", February 18, 2021], Mezhdunarodnyy tsentr nauchnogo | partnerstva "Novaya Nauka", Petrozavodsk, pp. 400-408. (In Russian). §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zyryanova S.M., Karataeva N.A., Kiseleva G.M., Edr. Zyryanova ^

S.M. (2019), Sotsial'no-nravstvennoye vospitaniye detey doshkol'nogo voz- |

|

rasta (uchebnoye po-sobiye) [Social and moral education of preschool chil- g dren (A textbook)], Surgut, 231p. (In Russian). -

7. Ryzhova N.A (2005), Nash dom — priroda [Our house — nature], O

Karapuz-Didaktika, Moscow, 192p. (In Russian). ~

a

8. Permyakova N.E., Edr. Nikitina Ye.Yu. (2016), Genezis problemy ^

ekologicheskogo obrazovaniya detey starshego doshkol'nogo vozrasta [The °

i

Genesis of the problem of ecological education of preschool children], Ak- -

tual'nyye problemy pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya [Actual problems g

of pedagogical science and education], Kollektivnaya monografiya, Pero O

Moscow, pp. 136-159, 186 p. (In Russian). l

9. Edr. Dybina O.V. (2015), Poznavatel'noye razvitiye detey v dosh- l

kol'noy obrazovatel'noy organizatsii (uchebno-metodicheskoye posobiye) g

[Cognitive development of children in preschool educational organizations §

l"o

(Educational and methodological guide)], Natsional'nyy knizhnyy tsentr, e

Moscow, 304 p. (In Russian). h

o

10. Bekhtereva E.N. (2020), Problema formirovaniya nravstvennykh g kachestv u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [The problem of the formation Q of moral qualities in older preschool children], Sbornik statey XVIII Mezhdu- o narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye problemy dosh- §

kol'nogo obrazovaniya ", 23-24 aprelya 2020 goda [A collection of articles of the XVIII AInternational Scientific and Practical Conference "Actual problems of preschool education", April 23-24, 2020], Chelyabinsk, pp. 58-64. (In Russian).

11. Popkova S.A. (2016), Sotsial'no-pedagogicheskaya tekhnologiya gendernogo vospitaniya detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Socio-pedagogical technology of gender education of children of senior preschool age], Sbornik trudov konferentsii "Sovremennyye problemy i napravleniya razvitiya sistemy podgotovki kadrov", 31 oktyabrya 2016 goda [A collection of proceedings of the conference "Modern problems and directions of development of the training system", October 31, 2016], St. Petersburg, 95-107. (In Russian).

12. Rychagova I.A. (2016), Konspekt nravtsvenno-eticheskoy besedy "Kak zhit' druzhno bez ssor" [Synopsis of moral and ethical conversation "How to live together without quarrels"], Nauka i obrazovaniye: novoye vremya, 2, 557-560. (In Russian).

a £

I

£

£ a

R ¿2 a O

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.