УДК 37.034-053»465.00/-11» ББК Ч410.051
ГСНТИ 14.35.0
Код ВАК 13.00.02
Бывшева Марина Валерьевна,
доцент, кафедра педагогики психологии детства, кандидат педагогических наук, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные отношения; преемственность образования; духовно-нравственное воспитание; дети дошкольного возраста; младшие школьники; познавательный маршрут.
АННОТАЦИЯ. Динамичные изменения современного общества в целом и системы образования в частности требуют обновления педагогической теории и практики в области духовно-нравственного воспитания. При этом особенно остро встает вопрос непрерывного нравственного развития подрастающего поколения на стыке дошкольного и начального общего образования, которые создают фундамент развития нравственности, поскольку пути преемственности в образовании сегодня также однозначно не определены. Для того чтобы удержать в воспитательном процессе линию преемственности формирования у детей ценностного отношения к малой родине на стыке сопряженных уровней дошкольного и начального образования могут быть использованы познавательные маршруты. Понятие «познавательный маршрут» впервые предложено при разработке регионально ориентированной программы «Грани Урала», направленной на формирование у детей ценностного отношения к малой родине. Основная идея познавательных маршрутов состоит в том, чтобы на основе социокультурного потенциала малой родины обеспечивать передачу от поколения к поколению ценностей ближайшего окружения, что и составляет базис постижения ценностей Родины. Познавательный маршрут строится на сложных внутренних взаимосвязях трех компонентов: расширение кругозора, углубление социальных эмоций, созидательная деятельность детей. Применение познавательных маршрутов с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста позволит обеспечить вариативность и согласованность духовно-нравственного воспитания личности в период детства.
Byvsheva Marina Valerievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical
University, Ekaterinburg, Russia.
FORMATION OF VALUE ORIENTED ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO THEIR HOMELAND IN THE CONTEXT OF SUCCESSION OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION
KEY WORDS: value oriented relations; succession of education; moral and spiritual education; preschool children; junior schoolchildren; cognitive route.
ABSTRACT. Dynamic changes of the modern society in general and the education system in particular demand renovation of the pedagogical theory and practice in the sphere of moral and spiritual education. And there appears a new challenge in the field of continuing moral development of the younger generation at the stage of transition from preschool to primary general education, which lay foundation for the development of morality; it happens so because the lines of succession in education have not been clearly defined yet. Cognitive routes may be used in the education process in order to keep to the line of succession of formation of value oriented relation to the homeland at the stage of transition from preschool to primary general education. The notion of "cognitive route" was first put forward while working on the regional program "Facets of the Urals", which was aimed at formation in children of value oriented relation to the homeland. The main aim of the cognitive routes is to ensure, on the basis of socio-cultural potential of the homeland, the transfer of the values of the closest environment from generation to generation, which is actually the basis of assimilation of the values of one's Motherland. A cognitive route is built up on complex interior relation of three components: broadening the horizons, deepening of social emotions and creative activity of children. Application of cognitive routes which take into account age peculiarities of preschool and junior primary school children would provide variability and coordination of moral and spiritual education of a person in his/her childhood.
Ге
С
Чегодня2 проектирование будущего /России прямо связывается с развитием системы образования, которая призвана обеспечить духовно-нравственную консолидацию российского общества, внести значимый вклад в становление личности граждан российского государства. В концепции духовно-нравственного воспи-
1 Исследование проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Свердловской области (грант 14-16-66003).
© Бывшева М. В., 2015
тания и развития личности гражданина России подчеркивается, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. При этом важнейшей целью определяется воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [7].
Вопрос воспитания истинных сынов и дочерей своего отечества волнует человечество с давних времен. Исследователи в области гуманитарных наук предпринимают попытки выяснить, каким образом у человека формируется принадлежность к родине и какой вклад в этот процесс вносят социальные институты. К вопросу формирования сопричастности к родине на практике обращаются педагоги, которые ежедневно и ежеминутно погружают детей в культуру своего отечества. В целом же, история общества и науки показывает, что вопрос воспитания любви к родине из разряда вечных. И не только потому, что он чрезвычайно сложен, но и потому, что ответы на него могут быть получены только в конкретных со-цио-культурных условиях.
К настоящему времени проблема формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к родине приобретает новые очертания.
Ценностные отношения вообще формируются на протяжении всей жизни человека в зависимости от актуальных жизненных задач. Вместе с тем, как ясно из работ Г. М. Андреевой, К. А. Абульхановой-Слав-ской, И. С. Кона, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др., ценностные отношения в нравственной структуре личности закладываются в период детства. Колоссальный вклад в этот процесс вносит ближайшее социальное окружение, прежде всего семейное. Направляющая роль в формировании ценностных отношений личности в современном обществе отводится системе образования, поскольку именно она ориентирована на социальный заказ в области нравственного воспитания и располагает научно обоснованными средствами достижения этой цели.
Особый пласт ценностей, определяющий нравственные отношения личности, составляют социальные ценности, связанные с малой родиной - местом, где человек родился, где живут его родные и близкие. Именно такие ценности выступают регуляторами поведения и деятельности человека как в ближайшем окружении, прежде всего в период детства, так и за его пределами, когда индивид взрослеет и мигрирует между социальными группами и принимает на себя те или иные социальные роли. Ценностное отношение к малой родине, как своеобразный стержень во многом определяет и мотивационную сферу личности, поскольку человек оценивает свои поступки и события вокруг относительно близких ему по духу и «расстоянию» ценностей. Иными словами, человек на протяжении всей жизни, познавая мир, действуя в нем, взаимодействуя с другими людьми, ориентируется на тот ба-
гаж ценностных отношений, которые связаны с малой родиной и имеют для него существенное значение.
Ценностное отношение человека к малой родине прямо связано с тем ментальным образом, который сформирован посредством усвоения им внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, развития в целом. В период детства, формирующиеся в сознании ребенка Образ мира и Образ-Я, позволяют ему осваивать пространство и время своего существования, лучше понимать себя и других. Источником же для становления Образа мира, Образа-Я и их соотношения в детском возрасте выступает среда ближайшего окружения, место рождения человека, край, к судьбе которого он ощущает собственную духовную сопричастность - составляющие малой родины.
Первый пик формирования ценностного отношения к малой родине приходится на период детства. Ребенок впервые начинает осознавать, как складываются его социальные отношения. Этот феномен Д. И. Фельдштейном был назван позицией «я и общество». Позиция «я и общество» задана через дуализм с позицией «я в обществе», которая актуализирует предметно-практическую деятельность. Позиция же «я и общество» ориентирует на социальные контакты, внутри которых осуществляется построение картины мира, усваиваются механизмы социализации. Массированная первичная социализация вносит существенный вклад в развитие личности, деятельности, общения и приводит к тому, что в сознании человека стойко складывается образ малой родины, начинают формироваться социальные чувства, связывающие прочными узами индивида и родной край, отчизну.
Примечательно, что в период детства человек в должной мере не осознает социальные чувства. Однако они формируются в череде дней и событий, личность приобретает нравственные черты, оформляется самосознание растущего человека, в сознании личности создается невидимая линия связи времен и поколений.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать настоящего человека» наглядно показывает пути формирования у подрастающего поколения правильного понимания жизненно и общественно значимых целей, потребностей, интересов и стремлений (как сегодня сказали бы ценностей и ценностных отношений). Автор «сцепляет» ключевые сферы воспитания: семью и школу; показывает, что ценности подрастающего поколения во многом обуславливаются наставле-
ниями авторитетных взрослых, заданных в системе общественных отношений [14].
Сегодня той уникальной системой, где сливается общественно значимое и лично-стно ориентированное, является система образования. Более того, увеличение удельного веса общего образования за счет определения дошкольного образования первым уровнем образовательной системы приводит к необходимости построения преемственности в образовании периода детства -дошкольного и начального уровней. Характер преемственности при этом соответствует не столько частно-методической (предметно-дисциплинарной) сфере, сколько сфере обеспечения непрерывного социально-личностного развития детей. Если точнее, общественная система образования, следуя современным психолого-педагогическим воззрениям и выражаясь языком В. А. Сухомлинского, должна проложить путь становления ценностных отношений ребенка от педагогической идеи «Как учить детей любить своих родителей» до личностного смысла «Человек рожден для того, чтобы оставить по себе след» [14]. Единая направленность целей и содержания смежных уровней образования в области социально-личностного развития детей позволит в целом проложить непрерывный путь формирования у них патриотизма: от любви к малой родине до любви к отчизне.
Преемственность дошкольного и начального уровней образования обеспечивает непрерывность социально-личностного развития в целом. Необходимо признать, что в последние годы этому направлению развития уделяется повышенное внимание педагогов. Однако в подавляющем большинстве случаев детский сад и школа решают педагогические задачи социализации как контекстные, заданные в неявном виде, отдавая предпочтение в работе интеллектуальному развитию и обучению детей. Линия формирования ценностного отношения к малой родине слабо выделяется и практически не оформляется в педагогическом процессе как специальная образовательная задача.
По опросам педагогов, выявлено, что в направлении социально-личностного развития детей (5-10 лет) доминируют задачи формирования коммуникативных навыков, развития познавательного интереса, формирования самооценки, обучение приемам творчества. Лишь 25% опрошенных педагогов дошкольного и 30% учителей начального уровня образования указали, что специально ставят и целенаправленно решают задачи формирования патриотизма у детей. При этом основными средствами они называют ознакомление с символикой государ-
ства, вовлечение детей и родителей в организацию и проведение государственных праздников, проекты на злободневные социальные темы.
Анализ рабочих программ по направлению социального развития, выполненных педагогами дошкольного уровня образования, показывает стремление взрослых вовлекать дошкольников в сферу социальных отношений старшего поколения. Среди разработок воспитателей все чаще представлены сценарии социальных акций («День пожилого человека», «День защиты животных» и т. п.) и праздники («День защитника Отчества», «День знаний» и др.). Подобные варианты воспитательной работы, к сожалению, часто имеют абстрактное для детей содержание или чрезвычайно похожи на игру. Между тем ребенку интересны социальные отношения и он готов отделять «игровые» отношения и осваивать пути построения реальных взаимодействий со взрослыми, в которых могут быть раскрыты высокие чувства к близким людям и родному краю.
Изучение рабочей документации педагогов начального образования еще больше убеждает в том, что работа по освоению детьми младшего школьного возраста ценностного отношения к малой родине ведется эпизодически. В планах воспитательной работы можно увидеть проекты, конкурсы, развлечения на предметные темы и не найти следующего шага - преломления в большинстве случаев интересного детям материала сквозь призму особенностей малой родины. На уроках окружающего мира педагоги начального уровня образования также исключительно редко обращаются к потенциалу ближайшего социального окружения. Все реже с детьми в контексте доступных им социальных контактов проводятся экскурсии, обсуждаются героические поступки взрослых, осмысливается опыт межличностных взаимодействий на художественном материале.
Таким образом, в настоящее время отмечается разрыв подходов дошкольного и начального образования к воспитанию социально-личностных качеств детей. Обостряются трудности проектирования преемственности дошкольного и начального уровней образования в отношении формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к малой родине. Это, прежде всего, связано с акцентированием специфики содержания и технологий образования на смежных уровнях, что в свою очередь приводит к резкому разрыву воспитательных систем детского сада и школы. Затруднения в согласовании воспитательной работы на уровне дошкольного и на-
чального образования связаны и с рассогласованием социальных взаимодействий социальных институтов.
Решение вопроса неразрывности смежных воспитательных систем дошкольного и начального уровней образования возможно с применением соответствующей программы в области духовно-нравственного воспитания в период детства.
Актуальность такой программы и пути ее внедрения показаны в рамках регионально ориентированной программы «Грани Урала», направленной на формирование у детей ценностного отношения к малой родине.
Основаниями для разработки программы, обеспечивающей формирование ценностного отношения к малой родине, являются:
- идеи и теоретические представления современного образования, основанные на системности и комплексности социальных (в том числе образовательных) явлений (А. Г. Асмолов, Э. В. Ильенков, Е. И. Холос-това и др.), теории социального партнерства (Л. Н Глебова, А. А. Федулин и др.);
- исследования педагогического проектирования в контексте совершенствования педагогической и управленческой деятельности и развития образования в целом (В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и др.);
- концепции отечественных ученых в области социализации личности и социального воспитания (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Божович, В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.).
Регионально ориентированная программа «Грани Урала» позволяет последовательно знакомить детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик - «граней» на протяжении освоения образовательных программ в период детства на уровне дошкольного и начального образования, тем самым укреплять духовно-нравственное развитие личности.
С точки зрения теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) прогрессивное развитие личности ребенка в образовательной системе определяется прежде всего принципом преемственности. В рамках программы «Грани Урала» реализация принципа преемственности становится важнейшим условием духовно-нравственного воспитания в период детства, что может быть обеспечено прогрессивным развитием воспитательных систем смежных уровней образования.
Педагогические условия и средства, раскрывающие содержание программы, отбираются таким образом, чтобы в доступной и интересной детям форме раскрыть социо-
культурные особенности малой родины; включения детей и взрослых в специфические виды деятельности и культурные практики родного края обеспечат «огранку» знаний о земле Уральской. Таким образом, в совокупности, у детей целенаправленно будут формироваться чувства принадлежности к ближайшему социуму, гордость за свой край, личностное достоинство, являющиеся базовыми для становления патриотизма, ценностного отношения к родине.
В качестве методического обеспечения регионально ориентированной программы «Грани Урала» предлагается разработка и реализация в образовательном процессе познавательных маршрутов.
Познавательный маршрут в программе «Грани Урала» - это составленная (спроектированная) взрослым (педагогом, родителем) образовательная траектория, в процессе освоения которой ребенок приобщается к культурно-историческому окружению родного края, проникается чувствами гордости за малую родину, уважения к труду людей, населяющих этот край, формирует готовность к участию в социально созидательных событиях ближайшего социума [9, с. 119].
Основная идея познавательных маршрутов состоит в том, чтобы раскрыть подрастающему поколению образовательный потенциал социокультурных возможностей малой родины. Это в свою очередь будет обеспечивать передачу от поколения к поколению ценностей ближайшего окружения, что и составляет базис постижения ценностей Родины.
Основу построения и реализации согласованных познавательных маршрутов составляют общие позиции для дошкольного и начального уровня образования:
- педагогическая система смежных образовательных уровней составляет социальную сущность. Поэтому познавательные маршруты необходимо ориентировать на личность субъектов образовательного процесса (в первую очередь обучающихся), признавая ценностью человеческие качества;
- ключевая фигура процесса образования - развивающийся ребенок во всем многообразии его проявлений. Поэтому ему в процессе освоения познавательного маршрута необходимо обеспечить здоровьесбе-регающую среду, а также возможность выбора социальных условий в познании мира в целом как специфической человеческой деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию личности;
- обогащение образа жизни детей в процессе движения по познавательному маршруту следует рассматривать как поле их социально-личностного развития, которое обеспечивают взрослые. Поэтому пози-
ция взрослых должна включать осознание, прогнозирование и управление возможными изменениями, их направлением, содержанием путем педагогически целесообразного влияния на динамику ведущей деятельности в последовательно наступающие возрастные периоды;
- перспектива развития ребенка во всяком возрасте социально-личностного развития. Поэтому в процессе освоения им познавательного маршрута необходимо широко обеспечить непрерывное образование с опорой на зону ближайшего развития, с учетом сенситивных периодов в жизни ребенка, ориентации на специфику динамики возрастных психологических новообразований;
- активная деятельность обучающихся, основанная на интересе, личностном смысле, формирует ответственность, разностороннюю мотивацию, творческую направленность, стимулирует освоение культуры в целом. Поэтому в процессе прохождения познавательного маршрута необходимо создание насыщенной событиями среды совместной жизнедеятельности детей и взрослых во всех концентрах социума ближайшего социального окружения, города, региона.
В целом, познавательные маршруты по своему содержанию и динамике их освоения детьми построены так, что позволяют отобрать и сконцентрировать воспитательные ресурсы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие личности в период детства с учетом специфики образовательного процесса на дошкольном и начальном уровнях.
При проектировании познавательных маршрутов уделяется внимание решению воспитательных, развивающих, дидактических задач в соответствии с образовательной программой дошкольного и начального общего образования. Поэтому познавательный маршрут строится «на трех китах», обеспечивающих постижение ценностей малой родины: расширение кругозора, углубление социальных эмоций, созидательная деятельность детей.
Ряд познавательных маршрутов был апробирован в практике детских садов и школ г. Екатеринбурга - это маршруты «Уральские самоцветы», «Достопримечательности земли Уральской», «Екатеринбург литературный», «Урал - рабочий край державы» и др.
Было выявлено, что в качестве стержня познавательного маршрута уже для детей дошкольного и младшего школьного возраста можно задавать художественный образ, заложенный в названии маршрута. Более того дети дошкольного и младшего школьного возраста принимают одни и те же образы, если они звучат для них знакомо и затрагивают эмоциональную память.
В связи с этим рекомендуется в названии маршрутов употреблять традиционные уральские образы, например, название сказов П. П. Бажова «Медной горы хозяйка», уральские бренды «Камнерезное искусство Урала», названия достопримечательностей «Сердце Екатеринбурга - Плотинка», имена легендарных соотечественников «Подвиг разведчика Н. И. Кузнецова», названия широко известных улиц «Прогулка по улице Вайнера».
Отмечено, что дети хорошо откликаются на названия маршрутов со словами «мой», «родина», «родной», «знакомый», например, «Мой город Екатеринбург», «Екатеринбург -родина великих людей». И, конечно же, детей привлекают названия маршрутов с интригой - «Тайны подземелья города».
Вместе с тем содержание материала познавательного маршрута необходимо тщательно отбирать относительно возрастных особенностей восприятия, глубины осведомленности, специфики усвоения представлений и понятий детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Значительное внимание уделяется деятельностному компоненту маршрута. В итоге, в каждом конкретном случае проектируются уникальные познавательные маршруты (Таблица 1).
Порядок занятий Темы и форма занятий на уровне
дошкольного образования начального общего образования
1 Игра-путешествие «Мой город Екатеринбург» Игра-путешествие «Сердцу милый город»
2 Виртуальная прогулка «Сердце Екатеринбурга» Виртуальная прогулка «Зеленое кольцо промышленного города»
3 Путешествие по карте «Улицы гиганты Екатеринбурга» Тематический учебный день «Улицы Екатеринбурга» (уроки в нетрадиционной форме)
4 Мастерская «Скульптуры родного города» Интерактивное занятие в Музее истории Екатеринбурга «Я живу в Екатеринбурге»
5 Трудовая акция «Чистый дом, чистая улица, чистый город» Выпуск стенной газеты «Вот эта улица, вот этот дом»
6 Праздник «Большой Екатеринбург» Игра-фантазия «Вперед в будущее: Екатеринбург через 100 лет»
Таблица 1.
Познавательный маршрут «Улицы родного города»
Связующей нитью формирования у детей ценностного отношения к малой родине в дошкольном и младшем школьном выделяется их сопричастность к событиям и деяниям, происходящим в близком социальном окружении. В этом случае ребенок не только включен в непосредственные отношения с близкими и значимыми взрослыми, но и вовлечен в совместные переживания и совместную деятельность на доступном уровне. При этом задачи воспитания от дошкольного к начальному общему уровню образования расширяются и углубляются. Поэтому при проектировании познавательного маршрута следует предусмотреть, чтобы приобретенный ранее опыт не шел в разрез с новыми сведениями и способами деятельности. Необходимо продумать, как на поведении и деятельности детей могут отразиться их личные впечатления, как приобретенные ранее, так и новые, получаемые в результате соприкосновения с жизненными ситуациями. При отборе материала, форм занятий и форм организации детей важно обращать присталь-
ное внимание на способы подачи нравственных и этических понятий и оценки поступков детей, т.к. это прямые пути передачи ценностей ближайшего окружения.
В целом, формирование у детей ценностного отношения к малой родине есть непрерывный воспитательный процесс. В связи с высокой динамичностью личностного развития в период детства педагогически целесообразно следовать принципу преемственности при формировании у подрастающего поколения патриотических чувств на сопряженных уровнях дошкольного и начального общего образования. Возрасто-сообразным и социально обеспеченным связующим звеном формирования у детей ценностного отношения к малой родине на смежных уровнях образования периода детства являются познавательные маршруты. Педагогически целесообразно в русле познавательных маршрутов обеспечить жизнедеятельность детей так, чтобы она переплеталась с жизнью малой родины и в конечно итоге - с жизнью родной страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / / Психологический журнал. 1994- Т. 4- № 4. С. 39-55.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект-пресс, 2004.
3. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком: (возраст., гендер., этнич. и проф. аспекты). СПб. : Речь, 2005.
4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. № 4. С. 45-52.
5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. вузов. СПб. : Питер, 2004.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2009.
8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Нормативно-правовая база ДОУ : сб. офиц. док. и программно-метод. мат-лов. М., 2008. С. 346-367.
9. Коротаева Е. В. Воспитательный потенциал регионально-ориентированной программы для дошкольников «Грани Урала» // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., 20 марта 2015 г. Уфа, Аэтерна, 2015. С. 118-121
10. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М. : Пед. об-во России, 2003.
11. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 2004.
12. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : Ин-т психологии РАН, 1997.
13. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М. : Народное образование, 2002.
14. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М. : Педагогика, 1990.
15. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : избр. тр. : в 2 т. М. : Моск. психо-лого-социальн. ин-т; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. Т. 2.
LITERATURE
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Sotsial'noe myshlenie lichnosti: problemy i strategii issledova-niya // Psikhologicheskiy zhurnal. 1994. T. 4. № 4. S. 39-55.
2. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya. M. : Aspekt-press, 2004.
3. Bodalev A. A., Vasina N. V. Poznanie cheloveka chelovekom: (vozrast., gender., etnich. i prof. aspek-ty). SPb. : Rech', 2005.
4. Gazman O. S. Otvetstvennost' shkoly za vospitanie detey // Pedagogika. 1997. № 4. S. 45-52.
5. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitanie rebenka : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. SPb. : Pi-ter, 2004.
6. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psik-hologicheskogo issledovaniya. M. : Pedagogika, 1986.
7. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obsh-chego obrazovaniya: proekt / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov; Ros. akad. obrazovaniya. M. : Pros-veshchenie, 2009.
8. Kontseptsiya soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya (doshkol'noe i nachal'noe zveno) // Norma-tivno-pravovaya baza DOU : sb. ofits. dok. i programmno-metod. mat-lov. M., 2008. S. 346-367.
9. Korotaeva E. V. Vospitatel'nyy potentsial regional'no-orientirovannoy programmy dlya do-shkol'nikov «Grani Urala» // Tendentsii razvitiya psikhologii i pedagogiki : sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20 marta 2015 g. Ufa, Aeterna, 2015. S. 118-121
10. Lazarev V. S. Sistemnoe razvitie shkoly. M. : Ped. ob-vo Rossii, 2003.
11. Mukhina B. C. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. M. : Akade-miya, 2004.
12. Rossiyskiy mentalitet: voprosy psikhologicheskoy teorii i praktiki / pod red. K. A. Abul'khanovoy, A. V. Brushlinskogo, M. I. Volovikovoy. M. : In-t psikhologii RAN, 1997.
13. Selevko G. K., Selevko A. G. Sotsial'no-vospitatel'nye tekhnologii. M. : Narodnoe obrazovanie, 2002.
14. Sukhomlinskiy V. A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka. Pedagogicheskoe nasledie / sost. O. V. Sukhomlinskaya. M. : Pedagogika, 1990.
15. Fel'dshteyn D. I. Psikhologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti : izbr. tr. : v 2 t. M. : Mosk. psikho-logo-sotsial'n. in-t; Voronezh : NPO «MODEK», 2005. T. 2.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.