Научная статья на тему 'Формирование эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста'

Формирование эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ: МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / COGNITIVE DEVELOPMENT / SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL AND ECONOMIC VALUES / MORAL ECOLOGICAL AND ECONOMIC QUALITIES / STAGES OF FORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC QUALITIES: MOTIVATIONAL / COGNITIVE ACTIVITY / REFLEXIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Л.Н., Пермякова Н.Е.

Введение. В статье рассматриваются положения, связанные с формированием эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста. Отмечаются особенности формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности. Проанализированы современные подходы к организации работы по эколого-экономическому образованию детей в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС дошкольного образования. Материалы и методы. Методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных. Результаты. В основе формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста с учетом познавательного содержания нами выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; когнитивно-деятельностный этап; рефлексивный этап. Обсуждение. Подчеркивается, что современное познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает решение задач эколого-экономического содержания и связано не только с предметными знаниями, но и с формированием эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста. Заключение. Делается вывод о том, что формирование эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста происходит в процессе овладения нравственными эколого-экономическими качествами и обеспечивает решение задач познавательного и социального развития с учетом ФГОС дошкольного возраста. Основные положения: Единство педагогической науки и практики проявляется, исходя из нашей позиции, в том, что: 1) они обе реализуют одну и ту же социальную функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни с учетом реализации задач познавательного развития детей; 2) сам процесс познания связан с формированием целостной картины мира и приобщением детей дошкольного возраста к накопленному человечеством опыту, приобщению к общечеловеческим ценностям эколого-экономического содержания. В процессе реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста, а именно, в процессе формирования эколого-экономических ценностей, нами выделены основные этапы обучения: мотивационный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC VALUES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Introduction. The article deals with the provisions related to the formation of ecological and economic values in preschool children. Features of formation of ecological and economic values in preschool children in different types of children's activities. Modern approaches to the organization of work on ecological and economic education of children in the preschool educational organization taking into account FSES of preschool education. Materials and methods. Methods of research are the analysis of the scientific literature devoted to the problem of formation of ecological and economic values in preschool children, as well as diagnostic methods, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing. Results. At the heart of the formation of ecological and economic values in preschool children, taking into account the cognitive content, we have identified the main stages and components: organizational and motivational stage; cognitive activity stage; reflexive evaluation stage. Discussion. It is emphasized that the modern cognitive development of preschool children, taking into account the GEF preschool education involves solving problems of environmental and economic content and is associated not only with subject knowledge, but also with the formation of environmental and economic values in preschool children. Conclusion. It is concluded that the formation of ecological and economic values in preschool children provides a solution to the problems of cognitive development, taking into account the GEF preschool age. Highlights: The unity of pedagogical science and practice is manifested, based on our position, in the fact that: 1) They both implement the same social function-preparing the younger generation to participate in life, taking into account the implementation of the tasks of cognitive development of children; 2) The process of cognition is associated with the formation of a holistic picture of the world and the introduction of preschool children to the accumulated human experience, familiarization with universal values of ecological and economic content.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста»

а

«о §

i ¿г

hq

Ж

§

DOI 10.25588/CSPU.2019.91.80.003

УДК 373.2 ББК 74.102.44

Л. Н. Галкина1, Н. Е. Пермякова2

1ОRCID №0000-0003-0128-2719 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: galkinaln@cspu.ru

^RCID №0000-0002-2489-3072 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: permyakovane@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются положения, связанные с формированием эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста. Отмечаются особенности формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности. Проанализированы современные подходы к организации работы по эколого-экономическому образованию детей в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС дошкольного образования.

Материалы и методы. Методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования эколого-эконо-мических ценностей у детей дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.

Резулътаты. В основе формирования эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста с учетом познавательного содержания нами

выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; когнитивно-деятельностный этап; рефлексивный этап.

Обсуждение. Подчеркивается, что современное познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает решение задач эколого-экономического содержания и связано не только с предметными знаниями, но и с формированием эколого-экономических ценностей у детей дошкольного возраста.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование эколого-эконо-мических ценностей у детей дошкольного возраста происходит в процессе овладения нравственными эколого-экономическими качествами и обеспечивает решение задач познавательного и социального развития с учетом ФГОС дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, эколого-экономические ценности, нравственные эколого-экономические качества, этапы формирования эколого-экономических качеств: мотивационный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный. о

Основные положения:

Единство педагогической науки и практики проявляется, исходя из нашей позиции, в том, что:

1) они обе реализуют одну и ту же социальную функцию - подготовки подрастающего поколения к участию в жизни с учетом реализации задач познавательного развития детей;

2) сам процесс познания связан с формированием целостной картины мира и приобщением детей дошкольного возраста к накопленному человечеством опыту, приобщению к общечеловеческим ценностям эколого-эко-номического содержания.

В процессе реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста, а именно, в процессе формирования эколого-экономи-ческих ценностей, нами выделены основные этапы обучения: мотивационный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный.

1 Введение (Introduction) ется одним из направлений реализа-

Эколого-экономическое образова- ции задач социально-коммуникатив-ние детей дошкольного возраста явля- ного и познавательного развития.

Щ

к о н

и

и

ч е с к

е

н н о с

S е

Й

д

№ д

о

£

i

он

о г о

№ о

а с

а в

вок

i р

е

t^

hq

,а н

нки

4

Наряду с развитием представлений эколого-экономического содержания возникает потребность в формировании ценностных ориентаций детей дошкольного возраста в мире экологии и экономики. В соответствии с заявленной темой исследования для нас становится важным определить понятия, связанные с эколого-экономическими ценностями, нравственными эколого-экономическими качествами. Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

С учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только формирование первичных представлений об окружающем мире, но и выработку отношения к накопленному человечеством опыту, нравственным ценностным позициям в отношении себя, других людей, предметов рукотворного мира, к природе. В процессе

общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками его социально-коммуникативное развитие также предполагает присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные качества.

Из этого следует, что познавательное и социально-коммуникативное развитие необходимо рассматривать с позиции интеграции экологического и экономического содержания, формирования единых ценностных ориентиров. Возникает необходимость определения того, что является ценностным в мире экологии и экономики для детей дошкольного возраста, какое содержание составляет эколого-экономические ценности, какие виды деятельности, формы, методы работы способствуют формированию эколого-экономических ценностей у детей в современном мире.

Анализ исследований в области понятий «ценности» и «ценностные ориентиры» с позиции осознанного отношения человека к самим ценностям был дан в работах Э. Гартмана, П. Лапи, Н. Л. Худяковой и др. В рамках социологической направленности ценностных ориентаций мы можем остановиться на работах О. М. Зото-

вой, В. В. Водзинской, А. Г. Здраво-мыслова и др. В результате изучения работ названных авторов мы можем определить понятие «ценности как общественного идеала человеческой культуры, предполагающей ориентировку на формирование общечеловеческих ценностей [1].

Общечеловеческие ценности — это те ценности, которые позволяют людям вне зависимости от их происхождения и их самоидентификации с той или иной культурой ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение, решать национальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимальным для всех [2].

Рассматривая проблему формирования ценностей у детей дошкольного возраста, мы должны ориентироваться на такие позиции, которые были бы связаны с традиционными представлениями общества.

У ребенка необходимо формировать желание овладеть общечеловеческими ценностями, связанными с проявлениями заботы, доброты, бережливости, милосердии и др.

3 Результаты (Results)

Затронутая нами проблема формирования ценностей эколого-эконо-

мического характера предполагает связь материального и духовного. Мы можем определить наличие эколого-экономических ценностей, которые формируются уже в дошкольном возрасте. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что у детей дошкольного возраста этот процесс осуществляется с позиции нравственных эколого-экономических качеств. Такой подход обусловлен многими психолого-педагогическими и философскими взглядами исследователей этой области (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский [3]. Среди наиболее важных нравственных качеств особое внимание и ценность имели трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность, расчетливость, забота, разумное использование природных ресурсов [4].

В исследованиях И. А. Сасовой, Н. Н. Гордеевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. Н. Шатовой и др. особое внимание обращается на экономическое и экологическое воспитание с позиции нравственного аспекта [5]. По их мнению, эколого-эко-номические качества предполагают участие человека в экономических отношениях с учетом моральных норм

и

и

3

о

а н

и

v к

л о

г о

к о н

и

и

ч е с к

к е

н н о с

S е

й

д

л

й

д

о

£

i

он

о г о

№ о

3

а с

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«о §

I ¿г

Ж

§

(желание сохранять окружающую среду, гуманное и бережное отношение к природе, умение предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, рациональное и безопасное использование природных ресурсов). Рассматривая понятие о нравственных эколого-эко-номических качествах, мы подчеркиваем зависимость представлений о них в области экономики и экологии с этическими нормами, правилами поведения в экономической деятельности, с учетом общепринятых ценностных норм. Исследования Г. Н. Годиной, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, И. И. Розановой, Л. А. Щураковс-кой, Н. А. Рыжовой и др. обращены к воспитанию такого нравственного эколого-экономического качества, как бережливость по отношению к вещам, природе [3]. Особое внимание к проблеме нравственных эколого-эко-номических качеств у детей дошкольного возраста мы отмечаем в работах Л. Н. Галкиной, Н. Н. Гордее-вой, Н. Е. Пермяковой, А. Д. Шаговой и др. [2; 5; 6; 7].

Рассматривая проблему формирования нравственных эколого-эко-номических качеств, необходимо психолого-педагогическое обоснование

данного процесса, и в этом мы опираемся на работы Л. А. Венгера, Л. Ф. Обуховой, Н. И. Лисиной, Т. А. Репиной и др. [8]. По их мнению, дети старшего дошкольного возраста начинают овладевать элементами логического мышления, умением решать интеллектуальные задачи, появляются сопереживание и сочувствие, самооценка, адекватное отношение к себе и другим людям, результатам своей деятельности, дети начинают понимать значимость эколого-экономических понятий, связанных с категориями пользы, рационализма, заботы об окружающем мире. Все перечисленные характеристики свидетельствуют о том, что старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования нравственных эколого-экономических ценностей.

В соответствии с нашей проблемой и связью нравственных эколого-экономических качеств с содержанием образовательных областей «познавательное развитие» и «социально-коммуникативное развитие» надо отметить, что формирование ценностного отношения к рукотворному миру, природе возможно в процессе непосредственно-образовательной деятельности, созданной педагогами в развива-

ющей предметно-пространственной среде. Мы определяем ведущие виды деятельности, которые в наибольшей степени обеспечивают процесс формирования нравственных эколого-экономических качеств у детей в дошкольном возрасте. Педагогу необходимо раскрыть содержание качества, целесообразность овладения им, а также социальное чувство (уважение), обеспечить возможность проявления нравственных эколого-экономических качеств в игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой деятельности [8]. Нами были выделены следующие этапы по формированию нравственных эколого-экономических качеств: мотиваци-онный, когнитивно-деятельностный, рефлексивный.

Мотивационный этап определяется мотивами, познавательным интересом к экологии и экономике, нравственным эколого-экономичес-ким качеством. У детей необходимо создать положительное отношение к получению эколого-экономической информации, стремлению к овладению нравственными эколого-эконо-мическими качествами в процессе элементарной деятельности. На этом этапе работы важно познакомить

детей с понятиями экология и экономика, их значением в жизни людей, нравственными эколого-экономичес-кими качествами и значимостью их для человека и общества в целом. Мотивационный этап обеспечивают методы эмоционального стимулирования и развития познавательного интереса [2; 4; 8].

На когнитивно-деятельностном этапе осуществляется организация познавательного процесса, направленного на усвоение детьми элементарных эколого-экономических знаний, умений и навыков, способствующих переносу их в повседневную деятельность детей. В ходе когнитивно-дея-тельностного этапа дети осваивают эколого-экономические понятия, связанные с безотходной технологией производства в соответствии с экологической направленностью [1].

Образовательный процесс должен включать наглядные, игровые, словесные и практические методы.

Рефлексивный этап позволяет каждому ребенку осознать и выразить свое отношение к полученным знаниям и умениям в области нравственных эколого-экономических качеств, желание критично подходить к своей деятельности, способность

и

р

о

§

н и № э к

л о

г о

и к

о н

и

и

Л

е

с к

ц е н н о с

3

е

й № д

л й

д о

£ ь

он

о

г о

в о

р

а с

а

«о §

i ¿г

hq ^

а

ж

§

получать удовольствие от деятельности, связанной с эколого-экономичес-кими отношениями и проявлением нравственных эколого-экономичес-ких качеств [2; 8].

4 Обсуждение (Discussion)

Наши исследования в области формирования эколого-экономичес-ких качеств у детей дошкольного возраста позволили нам определить уровень сформированности на каждом этапе (мотивационном, когнитивно -деятельно стном, рефлексивном). В эксперименте участвовали 98 детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций города Челябинск.

Мы изучали мотивацию овладения нравственными эколого-эконо-мическими качествами (ответственность, трудолюбие, гуманное отношение к природе и окружающему миру, рациональность и расчетливость, бережливость) на мотивационном этапе; сформированность понятий нравственных эколого-экономических качеств и осознанное отношение к ним на когнитивно-деятельностном этапе; степень овладения качеством у самих детей на рефлексивном этапе.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие ре-

зультаты: мотивационный этап (высокий уровень — 0 %; средний уровень — 29,56 %; низкий уровень — 70,44 %); когнитивно-деятелъност-ный этап (высокий уровень—21,4 %; средний уровень — 29,6 %; низкий уровень — 49 %); рефлексивный этап (высокий уровень - 0 %; средний уровень — 13,2 %; низкий уровень — 86,8 %).

Результаты позволили нам констатировать недостаточный уровень сформированности эколого-экономи-ческих качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап нашей экспериментальной работы был посвящен формированию ценностных ори-ентаций в области экологии и экономики в процессе формирования нравственных эколого-экономических качеств на каждом этапе. Нами была разработана серия мероприятий, связанных с формированием мотивации овладения нравственными эколого-экономическими качествами, формированием понятий о каждом качестве и ценности им владения, а также проявления их в адекватных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, конструировании, восприятии художественных

произведений, труде, общении) с помощью различных форм работы (беседы, рассматривание, решение проблемных ситуаций, коллекционирование, проектирование, моделирование, кодирование и декодирование, игры, экскурсии, наблюдение).

Особое внимание мы уделяли этическим беседам на тему полезности, необходимости, преимущества владения тем или иным нравственным эколого-экономическим качеством («Как помочь птицам зимой?», «Почему нельзя разорять муравейник?», «Зачем нужны шмели?», «Что значит беречь природу?», «Как экономически и экологически целесообразно использовать природные ресурсы?» «Сортировка мусора с помощью безотходной технологии» и др.). Также мы широко использовали дидактические игры («Лепбук», «Экологический календарь», «Фенологический календарь», «Я собственник», «Потребности», «Эколого-экономический сфетофор»); сюжетно-дидактические игры производственной тематики, в ходе которых дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, эконом-

ное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств, рационально использовать природные ресурсы («Зеленая помощь», «Няня», »Проект изобретения фабрики природо-сберегающей технологии», «Безотходная технология» и др.); эколого-экономические акции («Защитим планету от мусора», «Макет поляны с полезными сорняками», «Макет экологически чистого предприятия») [2; 8; 9; 10]. Контрольный этап экспериментальной работы позволил нам определить положительную динамику результатов, свидетельствующую о позитивных изменениях на каждом этапе работы: мотивационный этап (высокий уровень — 98 %; средний уровень — 2,0 %); когнитивно-деятельностный этап (высокий уровень — 79,5 %; средний уровень — 20,5 %); рефлексивный этап (высокий уровень — 74,5 %; средний уровень — 25,5 %).

5 Заключение (Conclusion)

Данные результаты позволили нам констатировать достаточно высокий уровень сформированности нравственных эколого-экономических качеств у детей старшего дошкольного

и

р

о

g

н и № э к

л о

г о

и к

о н §

и

л

е

с к

S

ц е н н о с

S е

й № д

й

д о

ш Ль

он

о

г о

в о

р

а с

возраста на каждом этапе. Это поз-

рукотворному миру в дошкольном

а

t

hq

£

а s; ¿2 а О

воляет нам утверждать, что сущест- возрасте, в условиях дошкольных вует необходимость формирования образовательных организаций и в ценностного отношения к природе и условиях семьи.

Библиографический список

1. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Горчинской. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2009. 439 с.

2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе : учеб. пособие / под ред.: С. Ф. Багаутдиновой, Н. И. Левшиной. Магнитогорск : МаГУ, 2012. 300 с.

3. Быстрай Е. Б., Пермякова Н. Е., Артеменко Б. А., Калашников Н. В., Кириенко С. Д. Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография. Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 222 с.

4. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Паленова Н. П. Играем вместе с детьми / под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти : ТФСамГПУ, 2001. 89 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пермякова Н. Е. Генезис проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогической науки и образования : кол. монография под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. М. : Перо, 2016. С. 136-159.

6. Гордеева Н. Н., Томин Н. А. Биопедагогическое обоснование трудовой предпринимательской деятельности школьников. Челябинск : ЧГПУ, 2005. 374 с.

7. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : учебно-метод. по-соб. - М. : Педагогическое общество России, 2005. С. 39-45.

8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2002. 336 с.

9. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. М. : «Карапуз-Дидактика», 2005. 192 с.

10. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики. СПб. : «Детство-Пресс», 2001. 176 с.

L. N. Galkina1, N. E. Permyakova2

^RCID №0000-0003-0128-2719 Associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, Associate professor of theory, methodology and management of preschool education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail:galkinaln@cspu.ru

2ORCID №0000-0002-2489-3072 Associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, Associate professor of theory, methodology and management of preschool education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: permyakovane@cspu.ru

FORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC VALUES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract

Introduction. The article deals with the provisions related to the formation of ecological and economic values in preschool children. Features of formation of ecological and economic values in preschool children in different types of children's activities. Modern approaches to the organization of work on ecological and economic education of children in the preschool educational organization taking into account FSES of preschool education.

Materials and methods. Methods of research are the analysis of the scientific literature devoted to the problem of formation of ecological and economic values in preschool children, as well as diagnostic methods, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing.

Results. At the heart of the formation of ecological and economic values in preschool children, taking into account the cognitive content, we have identified the main stages and components: organizational and motivational stage; cognitive activity stage; reflexive evaluation stage.

Discussion. It is emphasized that the modern cognitive development of preschool children, taking into account the GEF preschool education involves solving problems of environmental and economic content and is associated not only with subject knowledge, but also with the formation of environmental and economic values in pre-

development, ecological and economic values, moral ecological and economic qualities, stages of formation of ecological and economic qualities: motivational, cognitive activity, reflexive.

3

3

o s

£

0

£

1 c'

a

s d

o

o

school children. §

Conclusion. It is concluded that the formation of ecological and economic values in preschool children provides a solution to the problems of cognitive development, taking into account the GEF preschool age. |

£

r g

^ S

Keywords: cognitive development, social and communicative P

c S

o

o ^^

to

Highlights: The unity of pedagogical science and practice is manifested, based on our position, in the fact that:

1) They both implement the same social function-preparing the younger generation to participate in life, taking into account the implementation of the tasks of cognitive development of children;

2) The process of cognition is associated with the formation of a holistic picture of the world and the introduction of preschool children to the accumulated human experience, familiarization with universal values of ecological and economic content.

References

1. Edrs: Amend A.F., Salamatov A.A., Gorchinskaya A.A. (2009) Nepreryvnaya ehko-logicheskaya i ehkonomicheskayapodgotovka molodezhi [Continuous environmental and economic training of young people]. CHelyabinsk, CHGPU. 439 p. (In Russian).

2. Galkina L.N. Edrs: Bagautdinova S.F., Levshina N.I. (2012) EHkonomicheskoe obrazovanie detej doshkol'nogo vozrasta [Economic education of children of preschool age]. EHlektivnye kursy v podgotovke specialistov doshkol'nogo obrazovaniya v vuze [Elective courses in the training of specialists of preschool education in universities]. Magnitogorsk, MaGU. 300 p. (In Russian).

3. Bystraj E.B., Permyakova N.E., Artemenko B.A., Kalashnikov N.V., Kirienko S.D. (2017) Teoriya i tekhnologiya ehkologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta [Theory and technology of ecological education of preschool children]. Monografiya. CHelyabinsk, ZAO "Cicero". 222 p. (In Russian).

4. Dybina O.V., Sidyakina E.A., Palenova N.P. (2001) Igraem vmeste s det'mi [Play with the children]. Tol'yatti, TFSamGPU. 89 p. (In Russian).

5. Permyakova N.E., Edr Nikitina E.YU. (2016) Genezisproblemy ehkologicheskogo obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta [The Genesis of the problems of ecological education of children of senior preschool age]. Aktual'nye problemy pedagogicheskoj nauki i obrazovaniya [Actual problems of pedagogical science and education]. Moscow, "Pero". 136-159. (In Russian).

6. Gordeeva N.N., Tomin N.A. (2005) Biopedagogicheskoe obosnovanie trudovoj predprinimatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov [Biopathological justification of the employment the entrepreneurial activities of students]. CHelyabinsk, CHGPU. 374 p. (In Russian).

7. SHatova A.D. (2005) EHkonomicheskoe vospitanie doshkol'nikov [Economic education for preschool children]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvoRossii. 39-45. (In Russian).

8. Nikolaeva S.N. (2002) Teoriya i metodika ehkologicheskogo obrazovaniya detej [The-^ ory and methods of environmental obrazovaniya]. Moscow, "Akademiya". 336 p. (In Russian).

a

R ¿2 a O

^ 10. Smolenceva A.A. (2001) Vvedenie v mir ehkonomiki [Introduction to the world

^ economy]. St. Petersburg, "Detstvo-Press". 176 p. (In Russian).

a

I

9. Ryzhova N.A. (2005) Nash dom — priroda [Our house — nature]. Moscow, "Karapuz-Didaktika". 192 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.