Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты формирования социокультурных ценностей у детей'

Теоретико-методологические аспекты формирования социокультурных ценностей у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURE / VАLUES / SOCIO-CULTURАL VАLUES / FORMАTION OF SOCIO-CULTURАL VАLUES IN PRESCHOOL CHILDREN IN INTERАCTION WITH АDULTS АND PEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгина Е. В.

Введение. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, которая обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях, поэтому понятие о социокультурных ценностях не сформируется без знаний культурных ценностей своего и других народов. Цель статьи обоснование теоретико-методологических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, нормативных документов и диссертаций, посвященных проблеме формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Результаты. Рассмотрены понятия «социокультурные ценности», «взаимодействие», «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками». Показана возможность формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Обсуждение. Состоит в трактовке и уточнения понятия «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками». Заключение. Делается вывод о том, что понятие «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками» мы понимаем как целенаправленное социально-обусловленное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности. Развиваются чувства эмпатии, понимание эмоционального состояния других людей, и происходит выработка личностных качеств, ребенок становится субъектом социокультурной жизни. Основные положения: проведен анализ теоретико-методических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками; определены этапы развития истории становления проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками; разработан категориально-понятийный аппарат исследуемой нами проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульгина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL VALUES IN CHILDREN

Introduction. The urgency of the problem of formаtion of socio-culturаl vаlues of preschool children in interаction with аdults аnd peers is due to the fаct thаt in preschool аge the child is very sensitive, sensitive to socio-culturаl development, before children opens а world of spirituаl vаlues, morаl principles, humаn relаtions, etc. currently, preschool educаtion is аimed аt the formаtion of children's interаction with society, pаrtnership in different socio-culturаl conditions, so it will not be formed without knowledge of the culturаl vаlues of their own аnd other peoples. The purpose of the аrticle is to substаntiаte the theoreticаl аnd methodologicаl аspects of the formаtion of socio culturаl vаlues in preschool children in interаction with аdults аnd peers. Mаteriаls аnd methods. The mаin methods of reseаrch аre the аnаlysis of scientific literаture, normаtive documents аnd dissertаtions devoted to the problem of formаtion of socio-culturаl vаlues of preschool children in interаction with аdults аnd peers. Results. The concepts of “socio-culturаl vаlues”, “interаction”, formаtion of socio-culturаl vаlues in preschool children in interаction with аdults аnd peers"аre considered. The possibility of formаtion of socio-culturаl vаlues in preschool children in interаction with аdults аnd peers. Discussion. Discussion of the work consists in the interpretаtion аnd clаrificаtion of the concept of “formаtion of socio-culturаl vаlues in preschool children in interаction with аdults аnd peers”. Conclusion. It is concluded thаt the concept of" formаtion of socio-culturаl vаlues in preschool children in interаction with аdults аnd peers", we understаnd аs а purposeful sociаlly-conditioned interаction of the child with аdults аnd peers in the process of culturаl development formed by mаnkind аctivities in which the child hаs аn аttitude to reаlity, regulаted behаvior, mаnifested the аbility to objectively аssess themselves аnd their cаpаbilities, аctions in different situаtions аnd аctivities. Develop feelings of empаthy, understаnding the emotionаl stаte of other people, аnd the development of personаl quаlities, in which the child becomes the subject of socio-culturаl life. Highlights: The stаges of development of the history of formаtion of the problem of formаtion of socio-culturаl vаlues of preschool children in interаction with аdults аnd peers; The cаtegoricаl-conceptuаl аppаrаtus of the problem under study hаs been developed; The component structure with complex studying of а problem of formаtion of sociаl аnd culturаl vаlues of children of preschool аge in interаction with аdults аnd contemporаries is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты формирования социокультурных ценностей у детей»

DOI 10.25588/CSPU.2019.96.13.013

УДК 373.2 ББК 74.00

Е. В. Шульгина

ORCID № 0000-0002-7203-8353 Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ekaterina. [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, которая обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях, поэтому понятие о социокультурных ценностях не сформируется без знаний культурных ценностей своего и других народов. Цель статьи - обоснование теоретико-методологических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

MamepuaAbi и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, нормативных документов и диссертаций, посвященных проблеме формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Рeзулъmamы. Рассмотрены понятия «социокультурные ценности», «взаимодействие», «формирование социокультурных ценностей у детей дош-hq кольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками». Показана

возможность формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Обсуждение. Состоит в трактовке и уточнения понятия «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками».

Заключение. Делается вывод о том, что понятие «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками» мы понимаем как целенаправленное социально-обусловленное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности. Развиваются чувства эмпатии, понимание эмоционального состояния других людей, и происходит выработка личностных качеств, ребенок становится субъектом социокультурной жизни.

Ключевые слова: культура, ценности, социокультурные ценности, § формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Основные положения:

- проведен анализ теоретико-методических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

- определены этапы развития истории становления проблемы форми- |

рования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаи- |

§

модействии с взрослыми и сверстниками; Л

Л

е

л 3

к *

о

к

к

о

№ а

- разработан категориально-понятийный аппарат исследуемой нами проблемы.

1 Введение (Introduction) ровании социокультурных ценностей О

Актуальность проблемы обуслов- у детей дошкольного возраста во вза-лена тем, что в настоящее время не- имодействии со взрослыми и сверст- е достаточно изучен вопрос о форми- никами. Нет полной определенности

в том, какие мерила гуманности должны прививаться подрастающему поколению, в особенности детям дошкольного возраста. Вопросы о социокультурных ценностях и их целенаправленном развитии, об изменении количественных и качественных свойств личности подрастающего поколения нуждаются в глубокой теоретической разработке. Во взаимодействии со взрослым, обладающим определенными знаниями, умениями, ребенок занимает позицию самореализации своих творческих возможностей, сотрудничества, партнера, соучастника. Государство, родители и общество делают акцент на воспитание дошкольника в связи с тем, что дошкольный период — уникальный, самоценный, важный этап в развитии личности. Одним из требований к новому, обобщенному и опосредованному, отражению различных проявлений педагогической действительности в образовательном процессе является система побуждений ребенка, где взрослый во взаимодействии с ребенком становится

а равноправным участником в приня-

| тии совместного решения. Введен и

^ реализуется Федеральный государ-

аз

^ ственный образовательный стандарт

дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013), в котором отмечается, что при создании социокультурных условий у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности. Развиваются чувства эмпатии, сопереживания эмоциональному состоянию, и вырабатывается способность управлять своим поведением, проявляются отзывчивость, любознательность, активность, в процессе выработки которых ребенок становится индивидом, познающим мир и воздействующим на внешний мир социокультурной жизни [1]. Поэтому, прежде всего, для выбора одного из возможных альтернативных вариантов изучения указанной проблемы необходимо определить теоретико-методологические аспекты изучения формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, направленного на реализацию цели нашего исследования.

Изучение вопроса формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста рационально начать с изучения исторического аспекта исследования сущности явления. Считаем необходимым выделить социально-исторические предпосылки проблемы, обосновывая своевременность и актуальность теоретико-методологических аспектов формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

2 Материалы и методы (Mаteriаls а^ methods)

Рассмотрение современного состояния поиска новых знаний исследуемого теоретического и практического вопроса начнем с выявления структуры понятийного аппарата: «социокультурные ценности», «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками», их разграничение и осмысление. Термин «социокультурные ценности» вошел в терминологический арсенал отечественной науки в последнее десятилетие. Философ О. Г. Дробницкий дает определение понятию социокультурных

ценностей «как деятельности по установлению действительности, в которой человек на ^запрограммированном уровне выражает определенное отношение и осознанную направленность к нормативным представлениям о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека ...» [2]. Профессор культурологии Б. И. Кононенко социокультурные ценности трактовал как устойчивые в обществе убеждения относительно целей, как основу моральных качеств [3]. По мнению современного ученого, философа Н. Л. Худяковой, к социокультурным ценностям можно отнести мыслительные образы культуры человека, фиксирующие стремление к тому, что он пережил значимое для себя [4].

Таким образом, опираясь на различные точки зрения, можно сформулировать следующее определение: социокультурные ценности детей дошкольного возраста — это мыслительные образы ребенка, фиксирующие его стремление к тому, что он пережил значимое для себя в форме представлений о мерилах гуманности нравственных ценностей. Это проявляется у ребенка в регулирова-

е

Л

л

s

к *

о

о д

§

о г к л л о

л

№ а о

а

л

*

к

о

№ а

ж к

So

о о

к о

§

ж

о-№

К л

ж

ж о

о

s л

Ki

№ д

л

s л

к

нии его поведения, в объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности и является способом оценки этой значимости [5]. Проанализировав понятие «социокультурные ценности» детей старшего дошкольного возраста, мы считаем, что нам ближе понятие Б. И. Ко-ноненко, так как оно опирается на характерные черты формирования восприятия социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Особенности взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяет необходимость анализа трактовки данного понятия. Понятие «взаимодействие» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. Психолог Е. А. Родионова рассматривает взаимодействие как субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле), которое включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие

а как обмен действиями и восприятие

на

1 людьми друг друга [6]. В педагоги-

ул

^ ческом словаре понятие «взаимодей-

сц

^ ствие» трактуется как деятельность

по достижению совместных целей и результатов по решению участниками педагогического процесса значимой для них проблемы или задачи, характерной чертой которого является индивидуализация и ориентация на личность воспитанника [7].

Умение ребенка выражать свое отношение ко взрослым и сверстникам через понимание различных эмоциональных состояний и их причин, умение ориентироваться на чувства и состояния других людей в повседневной жизни, умение сопереживать со сверстниками радость и огорчение, готовность проявлять сочувствие, заботу и оказать помощь в ситуации затруднения представляет собой психологическую природу человека, как писал Л. С. Выготский [8]. Взрослый выступает во взаимодействии с ребенком как опытный, наделенный определенными знаниями, умениями и навыками участник равноправных отношений, который поддерживает и развивает мотивацию ребенка. Он строит общение с ребенком, опираясь на его индивидуальный темп работы, привычки, интересы и предпочтения. В процессе такого взаимодействия ребенок готов самостоятельно оказать действенную или

вербальную помощь, проявляет инициативу, учиться уважать себя и других, хорошо воспринимает эмоциональное состояние другого человека [9].

Таким образом, в процессе возникающего взаимодействия происходят определенные изменения в каждом из участников процесса формирования социокультурных ценностей. Важным для нас является положение о том, что ведущая роль взрослого и сверстника предполагает взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, в которой у ребенка проявляется самостоятельность и личностное развитие по освоению материала и решению различных задач.

На этом основании в логике исследования переходим к изучению ключевого понятия — «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками». Одной из главных составляющих гармоничного развития ребенка в теории и практике дошкольного образования является формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, способствующих реализации запланированной де-

деятельности и достижению запланированных результатов собственной деятельности (Т. И. Бабаева, Т. М. Ба-бунова, А. Г. Гогоберидзе, М. А. Иваненко, С. А. Козлова, Л. В. Коломий-ченко, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, В. Г. Ничаева, О. В. Токарь, Н. Л. Худякова и др.) [10; 11; 12; 13]. Понимание детьми разных норм поведения, умение разрешать конфликтные ситуации с позиции этих правил, усвоение детьми нравственных норм (доброта, честность, правдивость, лживость) происходит при формировании у дошкольников социокультурных ценностей [14, с. 10]. Полноценные представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста отсутствуют, но есть желание постичь социокультурные ценности, осознать их смысл. У детей не сформировано полноценное отношение к детскому коллективу, они не могут четко назвать ценности, привлекательные для них в других людях. Опираясь на исследования З. М. На-заркина, Т. Б. Соколова, В. М. Кат-риченко, И. А. Бойчук [15; 16; 17], мы будем рассматривать формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослым и сверстниками

£ §

л

з *

О

О

д

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

г

Л

§

о §

№ а о

а

§

18

О

№ а

ж 8

о О

8

О §

ж

о-№

К §

ж ж О о

3 §

Й

№ §

3 §

й

как осознанное участие в жизни общества, отражающее сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на регуляцию поведения, проявление способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности, где формируется общение и взаимодействие с другими, закладываются определенные нормы и правила [18].

Таким образом, согласно современным теоретическим концепциям, под «формированием социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками» мы понимаем целенаправленное социально-обусловленное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих

на

ьги возможностей, поступков в различ-§ ных ситуациях и видах деятельнос-^ ти [19]. Развиваются чувства эмпатии,

понимание эмоционального состояния других людей, осуществляется выработка личностных качеств, в процессе которых ребенок становится субъектом социокультурной жизни.

3 Результаты (Results)

Проведенный анализ теоретико-методических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками показал, что история становления проблемы характеризуется тремя этапами ее развития: на первом этапе ее становления появляется определение понятия; начинает разрабатываться концепция, происходит теоретическое осмысление проблемы. На втором этапе предпринимаются первые попытки проектирования и моделирования, развивается методология процесса. Третий этап характеризуется разработкой компонентного состава, комплексным изучением проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Категориально-понятийный аппарат исследуемой нами проблемы включает ряд таких основных понятий, как социокультурные ценности

(мыслительные образы ребенка, фиксирующие то, что он пережил значимое для себя в форме представлений о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека [20, с. 859]. Это проявляется у ребенка в регулировании его поведения, в объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности и является способом оценки этой значимости); взаимодействие взрослого и сверстника (умение взрослого и сверстника быть рядом, согласованная деятельность взрослого и ребенка в ходе обмена мнений, где приглашающий — это равный участник в работе, в обсуждении), формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками (целенаправленное социально-обусловленное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя

и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности [21, с. 388]. Развиваются чувства эмпатии, понимание эмоционального состояния других людей и выработка личностных качеств, в процессе которых ребенок становится субъектом социокультурной жизни).

4 Обсуждение (Discussion)

Проведенный нами подробный анализ нормативных законодательных актов РФ, научно-методической, философской литературы, научных исследований в области социокультурных ценностей детей показал, что выбранная тема исследования является актуальной, изучаемой и не остаётся без внимания в периодической печати. На основании этого можем сделать вывод о том, что значимую роль в формировании социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии играют взрослые и сверстники в их общем развитии, эта проблема требует решения в соответствии с современными требованиями и особенностями системы дошкольного образования.

Таким образом, проведенный нами историко-педагогический анализ состояния исследуемой проблемы те-

§ §

л

s

s «

о

о д

§

о

г s

Л

§

о §

№ а о

а

§

«

s

о

№ а

ж s

Sa

о о

s о

§

ж

о-№

К §

ж ж о о

s §

Kl

№ д

л

s

л K

а ж s

го

•О

I

И5

hq

оретико-методологических аспектов формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками показал, что на современном этапе особое внимание уделяется понятию формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста, они требуют педагогического внимания и анализа.

5 Заключение (Conclusion)

Итак, формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии должно осуществляться посредством целенаправленного социально-обуслов-

ленного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности. Развиваются чувства эмпатии, понимание эмоционального состояния других людей и вырабатываются личностные качества; ребенок становится субъектом социокультурной жизни.

Библиографический список

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155// Дошкольное воспитание. 2014. №2. С.4-17.

2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Из-во МГУ, 1980. 319 с.

3. Конев В. А. Человек в мире культуры. Культура, человек, образование : пособие по спецкурсу. Самара : Издательство «Самарский университет», 1999. 101 с.

4. Худякова Н. Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие : учебное пособие. Челябинск : Издательство «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004. - 398 с.

5.Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.

6. Худякова Н. Л. Становление ценностного мира детей дошкольного возраста / Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум : материалы IV все-рос. научно-прак. конференции. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. С. 12-18.

7. Бабаева Т. И. Социально-коммуникативное развитие : учеб. пособие. Москва : Детство-Пресс, 2016. 384 с.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь : сб. соч.: в 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.

9. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие. Москва : Перспектива, 2011. 202 с.

10. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. Москва : Просвещение, 2001. 89 с.

11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста: учеб. пособие. Москва : Фолио, 2000. 464 с.

12. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания : учебное пособие. Москва : Юрайт, 2002. 147 с.

13. Ежкова Н. С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей // Молодой ученый. 2016. № 13.2. С. 32-34.

14. Емельянова И. Е. Развитие духовно творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 11. С.10-14.

15. Кахнович С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2012. № 1. С. 28-35 (Серия «Педагогика и психология»).

16. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическом воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 10. С. 44-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Катриченко В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства : учеб. пособие. Уфа: Лето, 2015. 72 с.

18. Bаtenovа Y.V., Dolgovа V.I.. Yemelyаnovа I.E. Preschool Child Development in the O^nized т^эгтайоп Spаce. Espаcios. 2017, vol.. 38, no. 56, pp. 504-525.

19. Vаsilenko E.A., Dolgovа V.I., Golievа G.Yu, Shаyаkhmetovа V.K., Yemelyаnovа I.E. Espаcios. 2018. no.39. pp: 798-815

20. Dolgovа V.I. A study of psycholog^l reаdiness of pаrents to educаte children in а foster fаmily. Inter^^on Jour^l of Enviromentаl аnd Science Educаtion, 2016, vol. 11, no.

15. pp. 859-868. g

21. Krаsnovа L.A., Mаmchenko A. A., Osmolovskаyа I. M., ZаkЫebniyv A. N. Inter- g discipli^^ Reseаrches of the Process of Training. Intemаtionаl Conference "Educаtion Envi- 0 ronment for the Informаtion Age" (EEIA-2017), Moscow, Russia June 7-8, 2017. pp. 388-396. |

E. V. Shulgi™

E-mail: ekaterina. [email protected]

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL VALUES IN CHILDREN

0

1

ORCID № 0000-0002-7203-8353 g

c'

a

Post-graduate student of the Department of pedagogy and psychology of childhood,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^

о a

c

Аbstrаct

Introduction. The urgency of the problem of formation of socio-cultural values of preschool children in interaction with adults and p peers is due to the fact that in preschool age the child is very sensitive, sensitive to socio-cultural development, before children opens a world of spiritual values, moral principles, human relations, etc. currently, preschool education is aimed at the formation of children's § interaction with society, partnership in different socio-cultural condi- §

tions, so it will not be formed without knowledge of the cultural values of their own and other peoples. The purpose of the article is to substantiate the theoretical and methodological aspects of the formation of socio — cultural values in preschool children in interaction with adults and peers.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature, normative documents and dissertations devoted to the problem of formation of socio-cultural values of preschool children in interaction with adults and peers.

Results. The concepts of "socio-cultural values", "interaction", formation of socio-cultural values in preschool children in interaction with adults and peers"are considered. The possibility of formation of socio-cultural values in preschool children in interaction with adults and peers.

Discussion. Discussion of the work consists in the interpretation and clarification of the concept of "formation of socio-cultural values in preschool children in interaction with adults and peers".

Conclusion. It is concluded that the concept of" formation of socio-cultural values in preschool children in interaction with adults and peers", we understand as a purposeful socially-conditioned interaction of the child with adults and peers in the process of cultural development formed by mankind activities in which the child has an attitude to reality, regulated behavior, manifested the ability to objectively assess themselves and their capabilities, actions in different situations and activities. Develop feelings of empathy, understanding the emotional state of other people, and the development of personal qualities, in which the child becomes the subject of socio-cultural life.

Keywords: culture, values, socio-cultural values, formation of socio-cultural values in preschool children in interaction with adults ! and peers. ! Highlights:

hq The stages of development of the history of formation of the prob-

lem of formation of socio-cultural values of preschool children in interaction with adults and peers;

The categorical-conceptual apparatus of the problem under study has been developed;

The component structure with complex studying of a problem of formation of social and cultural values of children of preschool age in interaction with adults and contemporaries is presented.

References

1. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dosh-kol'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 oktyabrya 2013g. №1155 [About the approval of the Federal state educational standard of preschool education: the order of the Ministry of education and science of Russia of October 17, 2013. No. 1155]. Doshkol'noe vospitanie. 2016, 2, 4-17. (In Russian).

2. Andreeva G.M. (1980) Social'naya psihologiya [Social Psychology]. Moscow, MGU. 319 p. (In Russian).

3. Konev V.A. CHelovek v mire kul'tury. Kul'tura, chelovek, obrazovanie [Man in the world of culture. Culture, people, education]. Samara, Izdatel'stvo "Samarskij universitet". 1999. 101 p. (In Russian).

4. Hudyakova N.L. (2004) Cennostnyj mir cheloveka: vozniknovenie i razvitie [The value world of man: the emergence and development]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo "Okolica", OOO "Tenderlajn". 398 p. (In Russian).

5. Hudyakova N.L. (2009) Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and methods of education]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 277 p. (In Russian).

6. Hudyakova N.L. (2006) Stanovlenie cennostnogo mira detej doshkol'nogo vozrasta

[Formation of the value world of preschool children]. Materialy IV vserossiyskoy nauchno- o

prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: pervyye shagi

v sotsium " [Materials of the IV vseros. scientific practice. conferences "Actual problems of §

preschool education: the first step in a society"]. Chelyabinsk, IIUMTS "Obrazovaniye". pp. ^

S

12-18. (In Russian). B

7. Babaeva T.I. (2016) Social'no-kommunikativnoe razvitie [Socio-communicative development]. Moscow, Detstvo-Press. 384 p. (In Russian)

8. Vygotskij L.S. (1982) Myshlenie i rech [Thinking and speech]. Moscow, Pedagog-ika. 2, 504 p. (In Russian)

9. Vinogradova N.A. (2011) Interaktivnaya predmetno-razvivayushchaya sreda detskogo sada [Interactive subject-development environment of kindergarten]. Moscow, Per-spektiva. 202 p. (In Russian). o

10. Novoselova S.L. (2001) Razvivayushchayapredmetnaya sreda: metodicheskie rek-omendacii po proektirovaniyu variativnyh dizajn -proektov razvivayushchejpredmetnoj sredy

0

1

B

c'

a 3

c

v detskih sadah i uchebno-vospitatel'nyh kompleksah [Developmentаl subject environment: method^l recommendаtions on designing vаriаble design - projects of developing subject environment in kindergаrtens аnd educаtionаl complexes]. Moscow, Prosveshchenie. 89 p. (In Russiаn).

11. Fesyukovа L.B. (2000) Vospitanie skazkoj: dlya raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta ^ity tаle educаtion: for work with preschool children]. Moscow, Folio. 464 p. (In Russiаn).

12. Chizhovа K.I. (2002) Sociokul'turnoe razvitie detej v processe muzykal'nogo vospitaniya [Socio-cultural development of children in the process of mus^l educаtion]. Moscow, Yurajt. 147 p. (In Russiаn).

13. Ezhkovа N.S. (2016) Sociokul'turnye cennosti i problema priobshcheniya k nim detej [Sociocultural Vаlues аnd the Problem of Children Involvement].Molodojuchenyj. 13.2, 32-34. (In Russiаn).

14. Emel'yаnovа I.E. (2009) Razvitie duhovno tvorcheskogo potenciala rebenka kakfaktor samorealizacii v sociume [The development of the spirit^l аnd creаtive potentiаl of the child аs а fаctor of self-reаlizаtion in society]. Nachal'nayashkolaplyusDo iPosle. 11, 10-14. (In Russiаn).

15. ^hnovich S.V. (2012) Muzejnaya pedagogika kak sredstvo sociokul'turnogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta [Museum pedаgogy аs а meаns of sociаl аnd culturаl development of children of preschool аge]. VestnikMGGUim. M. A. Sholohova (Seriya "Pedagogika i psihologiya"). 1, 28-35. (In Russiаn).

16. ^hnovich S.V. (2011) Sociokul'turnyjpodhod k ehsteticheskom vospitaniyu detej doshkol'nogo vozrasta [Socio-cultural аpproаch to the аesthetic educаtion of children of preschool аge]. Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle. 10, 44-49. (In Russiаn).

17. Ktrichenko V.M. (2015) Priobshchenie detej starshego doshkol'nogo vozrasta k sociokul'turnym normam, tradiciyam sem'i, obshchestva i gosudarstva [The introduction of children of senior preschool аge to the socio-cultural norms, traditions of the fаmily, society аnd the stаte]. Ша, Leto. 72 p. (In Russiаn).

18. Bаtenovа Y.V., Dolgovа V.I.. Yemelyаnovа I.E. Preschool Child Development in the Orgаnized informаtion Spаce. Espаcios, 2017. Vol. 38, no. 56, pp. 504-525.

19. Vаsilenko E.A., Dolgovа V.I., Golievа G.Yu, Shаyаkhmetovа V.K., Yemelyаnovа I.E. Espаcios. 2018. Vol. 39. pp. 798-815.

20. Dolgovа V.I. A study of psycholog^l reаdiness of pаrents to educаte children in а foster fаmily. Mer^ton Journаl of Enviromentаl аnd Science Educаtion. 2016. Vol. 11, no. 15. pp. 859-868.

21. Krаsnovа L.A., Mаmchenko A.A., Osmolovskаyа I.M., Zаkhlebniyv A.N. Interdis-ciplinаry Reseаrches of the Process of Training. Internаtionаl Conference "Educаtion Environment for the Informаtion Age" (EEIA-2017), Moscow, Russiа, June 7-8, 2017. pp. 388-396.

a «

Jg

s

hq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.