Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базоркин Ахмет Муратович, Магомедова Папанеш Курбановна, Ахмадова Зайнап Мухадиновна

Проведен анализ литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций человеческой личности в современных условиях, представлены возможные подходы организации обучения студентов в вузе, варианты введения инновационных методов и форм обучения, которые позволяют сформировать инновационный и творческий подход студентов к их будущей профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что развитие культурных и духовно-нравственных ценностей является фундаментом общественного развития. В современных условиях переосмысливание проблемы формирования ценностных ориентаций приобретает особую значимость, так как именно она определяет функционирование и развитие человеческой личности. В современном высшем образовании, на первый план вступает проблема подготовки компетентного специалиста, в личности которого органически бы соединялись как профессиональные, так и морально-нравственные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базоркин Ахмет Муратович, Магомедова Папанеш Курбановна, Ахмадова Зайнап Мухадиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

An analysis of the literature on the problem of the formation of value orientations of a human personality in modern conditions has been carried out, possible approaches to organizing student learning at a university, options for introducing innovative methods and forms of education that allow students to form an innovative and creative approach to their future professional activities are presented. It is concluded that the development of cultural and spiritual and moral values is the foundation of social development. In modern conditions, rethinking the problem of the formation of value orientations is of particular importance, since it determines the functioning and development of the human personality. In modern higher education, the problem of training a competent specialist comes to the fore, in whose personality both professional and moral qualities are organically combined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Базоркин Ахмет Муратович

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Магомедова Папанеш Курбановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Проведен анализ литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций человеческой личности в современных условиях, представлены возможные подходы организации обучения студентов в вузе, варианты введения инновационных методов и форм обучения, которые позволяют сформировать инновационный и творческий подход студентов к их будущей профессиональной деятельности. Сделан вывод о том, что развитие культурных и духовно-нравственных ценностей является фундаментом общественного развития. В современных условиях переосмысливание проблемы формирования ценностных ориентаций приобретает особую значимость, так как именно она определяет функционирование и развитие человеческой личности. В современном высшем образовании, на первый план вступает проблема подготовки компетентного специалиста, в личности которого органически бы соединялись как профессиональные, так и морально-нравственные качества.

Ключевые слова: ценности, духовно-нравственная культура, студент высшие учебные заведения.

Annotation. An analysis of the literature on the problem of the formation of value orientations of a human personality in modern conditions has been carried out, possible approaches to organizing student learning at a university, options for introducing innovative methods and forms of education that allow students to form an innovative and creative approach to their future professional activities are presented. It is concluded that the development of cultural and spiritual and moral values is the foundation of social development. In modern conditions, rethinking the problem of the formation of value orientations is of particular importance, since it determines the functioning and development of the human personality. In modern higher education, the problem of training a competent specialist comes to the fore, in whose personality both professional and moral qualities are organically combined.

Key words: values, spiritual and moral culture, student of higher educational institutions.

Введение. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных социально-экономических условиях она приобретает особое значение. Обращение системы образования к идее духовно-нравственного развития личности не случайно. Важным стратегическим ресурсом государства является молодежь, так как именно она играет важную роль в социокультурном развитии нашей страны, в реализации демографической политики, защите родины и государства, сохранении и трансляции исторической памяти.

Сегодня наше общество переживает непростой период своего развития, когда кризисные явления охватили все сферы жизнедеятельности людей. Экономическая и социально-политическая ситуация в стране привели к необходимости становления и самоопределения молодёжи в условиях изменяющегося общества, теряющего ценностные ориентиры.

Изложение основного материала статьи. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране, имущественная дифференциация, тяжёлые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие в обществе негативные деструктивные компоненты личности, такие как эгоизм, индивидуализм, ожесточение людей, асоциальное поведение, формирование неадекватной самооценки, и др., которые влияют на судьбу отдельного человека и всего общества в целом.

Из-за таких явлений, как открытость современного общества, доступность информации в глобальной сети, в СМИ и др., в стране нарастают негативные явления и отрицательные тенденции, которые характерны для так называемого «общества потребления».

На сегодняшний день в социальной жизни общества большое значение придается комфорту и богатству, основанное на принципах личной выгоды. Большую роль в этом играют СМИ и Интернет, с помощью которых происходит трансляция и распространение системы ложных ценностей.

Молодёжь является более уязвимой частью общества. Студенты относятся к наиболее восприимчивой части социума, которая очень остро реагирует на любые изменения в жизни, в том числе и негативные. Часто, материальное неблагополучие и социальная неустроенность являются причиной наркомании, токсикомании и алкоголизма.

Многие молодые люди оправдывают отклонение от нравственных норм вынужденными сложившимися обстоятельствами.

Молодёжь и общество нуждается в культурных и духовно-нравственных образцах, которые будут являться регуляторами их социального поведения, обеспечивающих развитие гражданского общества и сохранение нашей страны.

Обучение в вузе является важнейшим этапом социализации студента, который направлен на подготовку высококвалифицированных и творческих специалистов, а изучение социально-гуманитарных дисциплин способствует формированию у студентов гражданских, духовно-нравственных и профессионально-значимых качеств.

Поэтому, становление обучающегося как полноценного члена общества невозможно без приложения значительных усилий к его духовно-нравственному воспитанию в системе высшего образования.

Духовно-нравственную организацию человека формирует социокультурная и экономическая среда, государственная политика, воздействия СМИ. Сейчас СМИ и Интернет являются главными социальными факторами, формирующие ценностные установки и образцы поведения молодых людей, их взгляды на историю, экономику, политику, которые часто бывают неверные, ошибочные и даже опасные.

Часто навязчивая реклама, обилие криминальной хроники, сцены насилия занимают центральное место в тематике телевидения, которые формируют у молодёжи асоциальные формы поведения, искажают представления молодых людей о правильном моральном выборе.

Культ потребления, приоритет материальных ценностей, негативное воздействие компьютерных игр, утрата смысла жизни, алкоголизм, наркомания среди молодёжи указывают о духовном кризисе в обществе.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определен курс на «возрождение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; консолидацию гражданского общества вокруг общих ценностей,

формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм» [7].

В условиях взаимодействия разных культур и народов формирование ценностных ориентаций у студентов приобретает особую актуальность. И сфера образования играет здесь первостепенную роль. Образование, по сути, выступает гарантом устойчивого развития общества, мощным механизмом нейтрализации внешних и внутренних угроз через формирование ответственной духовно-нравственной личности, способствующей укреплению национальной безопасности России.

В свете реализации Болонских соглашений, в условиях создания единого европейского пространства высшего образования, первостепенной стала задача сближение, гармонизация и последовательность высшего образования в Европе. Конкурентоспособный специалист с образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях профессиональной деятельности.

Важнейший этап в модернизации высшего профессионального образования - внедрение федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС), в котором утверждены профессиональные компетенции выпускников, выражающиеся в способности целенаправленно решать профессиональные задачи. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нацелены на формирование социально значимых личностных качеств у выпускника, необходимых для самостоятельного освоения им профессиональных задач.

В ФГОС ВО 3++ перечислены универсальные компетенции и индикаторы их достижения. Формирование универсальных компетенций осуществляется в рамках различных форм организации учебного процесса: обязательных дисциплин (модулей), элективных курсов, учебной и производственной практик. Все универсальные компетенции имеют выраженный деятельностный характер, направленный на способность обучающихся осуществлять поиск, определять круг поставленных задач [6].

На сегодняшний день в стандартах ВУЗов принято выделять следующие категории универсальных компетенций:

- лидерство и командная работа,

- критическое и системное мышление,

- коммуникативные навыки,

- разработка и реализация проектов,

- саморазвитие,

- самоорганизация,

- межкультурное взаимодействие и т.д.

Духовно-нравственная культура включает в себя духовную деятельность и её продукты. Духовно-нравственная культура характеризуется внутренним богатством сознания, степенью развития личности на основе высших социальных ценностей, которые выходят за пределы частной жизни индивидуума.

Существуют определенные специфические психологические особенности современной студенческой молодежи, вызванные ранним и тесным взаимодействием личности с информационно-коммуникативными технологиями и сетью Интернет. К таким особенностям чаще всего относят: быстрое взросление, низкую склонность к запоминанию, но высокую склонность к распределению внимания, «клиповое» мышление, высокую интровертированность, постоянную потребность в информации, отрицание авторитетов и многое другое. Все эти особенности являются объективными предпосылками для активного внедрения в систему образования электронного обучения. В свою очередь, е-обучение (следствие глобальной информатизации общества) имеет ряд своих преимуществ, недостатков и последствий.

Важнейшей характеристикой личности человека является изучение его ценностных ориентаций. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи внесли такие известные социологи, как В.А. Ядов, В.Г. Лисовский, А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Волков и многие другие [3].

Исследование жизненных приоритетов и ценностных ориентаций современных студентов являются крайне актуальными, так как позволяют спрогнозировать перспективы развития общества.

Духовно-нравственное воспитание личности является сложным и многоплановым процессом, который включает в себя следующие аспекты:

- культурно-исторический;

- нравственно-эстетический;

- этнокультурный [1].

Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя и в окружающей действительности. Мировоззрение человека не может быть подлинно цельным без эстетического отношения к действительности.

Основой духовно-нравственного воспитания человека традиционно является семья и именно в семье начинается воспитание ребёнка. Осознание важности института семьи является проблемой современного общества. Сегодня молодёжь не торопиться оторваться от родителей, откладывает создание своей семьи, не готова нести ответственность в браке. Именно поэтому происходит распад семей, большое количество абортов, низкий уровень рождаемости. Эти все факты подтверждают отсутствие достаточного внимания к семейным ценностям и традициям. Приоритетной задачей гражданского общества и государства в целом является своевременная и профилактическая работа с молодыми людьми; оказание помощи семьям, находящихся в группе риска; организация досуга молодых людей.

После семьи религия традиционно играет важную роль в жизни общества и является важным фактором формирования духовности человека. В обществе уровень доверия к религиозным институтам с каждым годом увеличивается, т.к. христианское учение показывает человеку нравственные эталоны, определяет моральные ориентиры поведения, раскрывает смысл жизни.

В России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур, постоянно идёт процесс взаимного привыкания, проникновения и смешивания народов, формирование культурных отношений и толерантности между представителями различных национальностей. Этнокультурное развитие молодёжи является важной задачей социальной политики государства.

Высшее образование в России является изменяющимся и трансформирующимся институтом под влиянием социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Положение на рынке труда в России требует построения содержания образования с учётом современных требований. Изменилась роль человека, ставшего главным ресурсом модернизации. Образование, как и все общество в целом, переживает последствия четвертой промышленной революции, связанной с развитием информационных (цифровых) технологий.

Цифровые технологии, с одной стороны, открывают новые возможности, в том числе в сфере образования, с другой -кардинально меняют образ жизни современных людей, формируют новый тип экономических отношений - цифровую

экономику. Быстрый рост цифровизации мировой экономики усилил глобальную тенденцию, связанную с возрастающей ролью человеческого капитала в качестве основного двигателя экономического развития.

В формировании цифрового общества главным субъектом постепенно становится молодежь как социальная группа. Молодые специалисты и выпускники вузов становятся носителями современного человеческого капитала. По этой причине их знания, навыки, способности и мотивация должны соответствовать требованиям, которые предъявляет новое цифровое общество. Очевидно, что в таких условиях система образования должна соответствовать требованиям современной цифровой экономики, которая выступает ее основным заказчиком [4].

В России уже началась реализация Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», лучшие специалисты мировой системы образования ищут новые пути развития высшего образования в этом направлении.

Эпоха информационного общества выдвинула новые требования к системе образования, методам и формам обучения будущих специалистов. Для достижения поставленной цели в российском образовании сделан акцент на обеспечении инновационного характера системы обучения. Ведущее место в такой системе занимают инновационные метода подготовки студентов в системе высшего образования, отвечающие новым вызовам современности.

Информационные и инновационные технологии активно применяются при изучении социально-гуманитарных дисциплин в вузе.

Использование инновационных методов в процессе обучения способствуют преодолению стереотипов в преподавании, развитию творческих креативных способностей студентов.

Среди наиболее эффективных форм учебных занятий является применение различных инновационные методов обучения студентов: дискуссионное обсуждение, игровая и проблемная технологии, проектные методы, методы анализа конкретных ситуаций, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, использование мультимедийных технологий, технология дебатов и др.

Социально-гуманитарные дисциплины по своей сути изначально ориентированы на диалоговое обучение, поскольку способствуют «рождению мысли» в процессе диалога с помощью вопросов и ответов. Дискуссия, обмен мнениями, рассуждение, спор и т.д. создают условия для реализации креативных форм и методов организации обучения_[2].

Выводы. Таким образом, усвоение традиционных духовных ценностей в рамках преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе даёт студентам возможность осознанного, ответственного и активного участия в процессе собственного личностного и профессионального роста. Социально-гуманитарное образование в вузе призвано способствовать повышению общего культурного развития студентов, их нравственных, гражданских и профессионально-значимых качеств. В связи с этим обучение в вузе необходимо рассматривать как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности студентов.

Литература:

1. Бердяев, Н. Эрос и мораль. - М.: Directmedia. - 2013. - 318 с.

2. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г., Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.

3. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2015. - 222 с.

5. Лукьянова, З.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности студента института культуры методом усвоения психологического знания // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315; С. 5-7

6. Портал ФГОС ВО. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvpo/7/6/1

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054/, свободный (дата обращения: 10.01.2022).

Педагогика

УДК 378

студент Барабашкина Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Трифанова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВАНТОРИУМ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматривается идея создания педагогических Кванториумов. Деятельность педагогических кванториумов обеспечит создание нового инновационного образовательного пространства где взаимодействуют педагоги, обучающиеся и цифровые технологии. Создание педагогических Кванториумов является приоритетным государственным направлением, которое требует консолидацию усилий всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогический Кванториум, цифровые компетенции, образовательный процесс, профессиональное образование.

Annotation. The article discusses the idea of creating pedagogical Quantoriums. The activities of pedagogical quantoriums will ensure the creation of a new innovative educational space where teachers, students and digital technologies interact. The creation of pedagogical Quantoriums is a priority state direction, which requires the consolidation of the efforts of all participants in the educational process.

Key words: pedagogical Quantorium, digital competencies, educational process, professional education.

Введение. В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе педагогических университетов, подведомственных Министерству Просвещения Российской Федерации созданы педагогические технопарки "Кванториумы". Главная идея педагогического Кванториума - совершенствование материально-технической базы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.