Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / WORLDVIEW / VALUE ORIENTATIONS / SOCIAL MATURITY / STUDENT YOUTH / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новожилова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что отвечает содержанию универсальных компетенций, отражённых в ФГОС 3++. В статье актуализирована взаимосвязь между ценностями личности и её способностью осуществлять социально приемлемый, нравственный выбор в современном мире неопределённости. Автор обозначает общие характеристики в подготовке специалистов социокультурного профиля, значимых с точки зрения их профессиональной подготовки, что обуславливает особое внимание к формированию ценностных ориентаций студентов вузов культуры. Описаны причины негативных последствий в обобщённой картине ценностных ориентаций личности в свете событий новейшей истории страны. На основании анализа материалов социологических исследований и информационного контента интернет-пространства создан социально-психологический профиль современной молодёжи и обозначены некоторые негативные тренды. В статье автор показывает, что формирование ценностных ориентаций студентов в вузах культуры представляет собой многогранный синтетический процесс, эффективная направленность которого требует построения учебно-воспитательной деятельности преподавателя на основе принципов синергийности, учёта изменившегося социально-психологического портрета современной молодёжи, её мотивационно-потребностной, смыслопоисковой сфер, при использовании междисциплинарного подхода в педагогической деятельности преподавателей вуза как инструмента формирования нормативно-этической рефлексии студентов, позволяющей отделить нравственную норму от отклонения, позволяющей жить в мире, выстраивать нетоксичные, продуктивные коммуникации. Обосновывается необходимость возрождения воспитательной работы в вузе и поиска целесообразных форм учебной и внеучебной воспитательной работы в соответствии с современным социальным контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новожилова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE IN THE CONTEXT OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article actualizes the problem of the formation of value orientations of students, which corresponds to the content of universal competencies reflected in the Federal State Educational Standard 3++. The article actualizes the relationship between the values of the individual and his ability to make socially acceptable, moral choices in the modern world of uncertainty. The author identifies common features in the training of specialists of social and cultural profile of important from the point of view of their training, which causes special attention to the formation of value orientations of students of culture. The reasons for the negative consequences in the generalized picture of the value orientations of the individual in the light of the events of the recent history of the country are described. Based on the analysis of the materials of sociological research and the information content of the Internet space, a social and psychological profile of modern youth was created and some negative trends were identified. In the article the author shows that the formation of value orientations of students in higher education institutions of culture is a multi-faceted synthetic process, the effective orientation of which requires the construction of educational activity of the teacher on the basis of the principles of synergy, taking into account the changed social and psychological portrait of modern youth and focusing on its motivational-need, meaning-seeking spheres; the use of an interdisciplinary approach in the pedagogical activity of university teachers as a tool for the formation of normative and ethical reflection of students, allowing them to separate the moral norm from the deviation, allowing them to live in peace, to build non-toxic, productive communications. The necessity of reviving educational work at the university and finding appropriate forms of educational and extracurricular educational work in accordance with modern social content is justified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК 37.035

https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-122-132

Татьяна Николаевна НОВОЖИЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических и информационных технологий Самарского государственного института культуры, Самара, Российская Федерация, e-mail: tatini24@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что отвечает содержанию универсальных компетенций, отражённых в ФГОС 3++. В статье актуализирована взаимосвязь между ценностями личности и её способностью осуществлять социально приемлемый, нравственный выбор в современном мире неопределённости. Автор обозначает общие характеристики в подготовке специалистов социокультурного профиля, значимых с точки зрения их профессиональной подготовки, что обуславливает особое внимание к формированию ценностных ориентаций студентов вузов культуры. Описаны причины негативных последствий в обобщённой картине ценностных ориентаций личности в свете событий новейшей истории страны. На основании анализа материалов социологических исследований и информационного контента интернет-пространства создан социально-психологический профиль современной молодёжи и обозначены некоторые негативные тренды. В статье автор показывает, что формирование ценностных ориентаций студентов в вузах культуры представляет собой многогранный синтетический процесс, эффективная направленность которого требует построения учебно-воспитательной деятельности преподавателя на основе принципов синергийности, учёта изменившегося социально-психологического портрета современной молодёжи, её мотивационно-потребностной, смыслопоисковой сфер, при использовании междисциплинарного подхода в педагогической деятельности преподавателей вуза как инструмента формирования нормативно-этической рефлексии студентов, позволяющей отделить нравственную норму от отклонения, позволяющей жить в мире, выстраивать нетоксичные, продуктивные коммуникации. Обосновывается необходимость возрождения воспитательной работы в вузе и поиска целесообразных форм учебной и внеучебной воспитательной работы в соответствии с современным социальным контентом.

Ключевые понятия: мировоззрение, ценностные ориентации, социальная зрелость, студенческая молодёжь, учебно-воспитательная работа, профессиональная подготовка.

Для цитирования: Новожилова Т. Н. Формирование ценностных ориента-ций студентов вуза культуры в контексте их профессиональной подготовки // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 122-132. https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-122-132

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE IN THE CONTEXT OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

Tatiana N. Novozhilova, PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogical and Information Technologies, the Samara State Institute of Culture, Samara, Russian Federation, e-mail: tatini24@mail.ru

Abstract: The article actualizes the problem of the formation of value orientations of students, which corresponds to the content of universal competencies reflected in the Federal State Educational Standard 3++. The article actualizes the relationship between the values of the individual and his ability to make socially acceptable, moral choices in the modern world of uncertainty. The author identifies common features in the training of specialists of social and cultural profile of important from the point of view of their training, which causes special attention to the formation of value orientations of students of culture. The reasons for the negative consequences in the generalized picture of the value orientations of the individual in the light of the events of the recent history of the country are described. Based on the analysis of the materials of sociological research and the information content of the Internet space, a social and psychological profile of modern youth was created and some negative trends were identified. In the article the author shows that the formation of value orientations of students in higher education institutions of culture is a multi-faceted synthetic process, the effective orientation of which requires the construction of educational activity of the teacher on the basis of the principles of synergy, taking into account the changed social and psychological portrait of modern youth and focusing on its motivational-need, meaning-seeking spheres; the use of an interdisciplinary approach in the pedagogical activity of university teachers as a tool for the formation of normative and ethical reflection of students, allowing them to separate the moral norm from the deviation, allowing them to live in peace, to build non-toxic, productive communications. The necessity of reviving educational work at the university and finding appropriate forms of educational and extracurricular educational work in accordance with modern social content is justified.

Keywords: worldview, value orientations, social maturity, student youth, educational work, professional training.

For citation: Novozhilova T. N. Formation of value orientations of students of higher education institutions of culture in the context of their professional training. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp. 122-132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021-140-122-132

Студенческая молодёжь, как широкая социально-демографическая группа, которая в определённой степени несёт в себе потенциал для построения инновационного профиля страны, во многом уже сегодня определяет будущее государства. Это значит, что от её менталитета, ценностно смысловой сферы зависит дальнейшая жизнь общества, его развитие как в материальном, так и в культурном плане [1; 2; 4]. «Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности» [12, с. 85]. Среди факторов, влияющих на формирование менталитета личности и социальной общности особое место занимает образование. Однако в связи с изло-

мом социально-экономической основы общества, а также причудливостью современного социального контента высшей школе необходимо переосмыслить подходы к формированию личности студенческой молодёжи в процессе её профессиональной подготовки.

Особенность современной действительности в глобальном масштабе заключаются в том, что мир живёт в ситуации крайней неопределённости, когда каждая альтернатива воздействия на состояние окружающей среды, включая социальную общность, может иметь несколько результатов, и вероятность возникновения исходов спрогнозировать очень трудно. Выбор наилучших решений в состоянии неопределённости детерминирован многими факторами, однако во многом он определяется той или иной позицией субъекта, делающего выбор. Безусловно, это зависит от сознания субъекта, его мировоззрения, основу которого составляют ценностные ориентации, представляющие собой своеобразный индикатор социальной жизнеспособности личности. Ценностные ориентации, с одной стороны, отражают содержание потребностной сферы, с другой -определяют состояние её социальной зрелости. Именно поэтому вопрос о ценностных ориентациях современной студенческой молодёжи приобретает особую актуальность.

В настоящее время компетентность, связанная с мировоззрением, информационной компетентностью, правомерно рассматривается в контексте компетенций, обозначенных в ФГОС 3++. В формулировке УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» не используется понятие «мировоззрение», однако очевидно, что оно присутствует здесь «в снятом виде» - как мировоззренческая активность, психологическое содержание которой, представленное в исследованиях Д. А. Леонтьева, характеризуется как «индивидуальная диспозиция, проявляющаяся в большей или меньшей активности сознания в построении индивидуальной картины мира» [5, с. 5]. Поскольку вузы культуры осуществляют профессиональную подготовку специалистов социокультурной сферы во всём многообразии направлений: для органов управления культурой (культурологов, менеджеров, социально-культурной сферы); для образовательных учреждений соответствующего профиля (педагогов); для специальных институтов социально-культурной сферы; учреждений информационной деятельности (клубов, музеев, библиотек, культур-но-досуговых центров и т.д.), значимость мировоззренческой активности для студентов вузов культуры трудно переоценить [7, с. 109].

Несмотря на то, что веер направлений и профилей профессиональной подготовки студентов вузов культуры необычайно развёрнут и каждый сегмент имеет свою специфику, их объединяет ряд важных, с точки зрения включения выпускника в профессиональный контент, характе-

ристик. Среди них назовём следующие: 1) все выпускники в той или иной степени осуществляют свою деятельность в системе «человек -человек»; 2) специалисты социокультурной сферы призваны выполнять такие функции, как коммуникативная, просвещенческая, нормативно-регуляционная и т.д.; 3) взаимодействие с «Другим» предполагает наличие психологической культуры, позволяющей устанавливать гуманные, продуктивные, нетоксичные отношения [7, с. 111-112]. Профессиональная деятельность многих выпускников в дальнейшем разворачивается в сфере дополнительного образования детей, а это требует постоянного поиска альтернативных решений, гибкости, мобильности и личностной зрелости. От его картины мира и мировоззренческой активности, ценностных ориентаций во многом зависит результат учебно-воспитательной работы. Его мировоззрение являет собой специфический личностный фильтр, позволяющий определить и отобрать адекватный поставленным педагогическим задачам вектор и средства взаимодействия с воспитанником.

Проблема ценностных ориентаций как составляющей мировоззрения личности - предмет размышления и научного поиска и философов, и педагогов, и психологов (К. Клакхон, Г Хофстеде, В. Тугаринов, Ш. Шварц, М. Рокич и многие другие). В широком смысле ценности человека - это значимость явлений и предметов объективной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные культурой. Как личная, так и общественная жизнь с необходимостью требуют ценностных стандартов, в отношении которых должно доминировать всеобщее согласие. И здесь совершенно очевидно, что дисбаланс в соотношении ценностных стандартов личности и социума неизбежно приводит к деструктивным социальным процессам, которые, к сожалению, происходят в современной жизни страны. Раскрывая сущность ценностей, аксиология позволяет ответить на сложные и важные вопросы: о смысле жизни, о подлинных и ложных ценностях, в чём состоит действительное счастье человека и т.д.

Ценностные ориентиры каждой исторической эпохи определяются многими факторами, и они подвержены трансформации.

Анализ научных публикаций и социальный опыт поколения 45-50+ позволяют сделать вывод о том, что 1990-е годы в нашей стране - это период резкого слома многолетних устоев, отказа от традиционной системы ценностей, усиления прагматичности человека, его выраженной ориентации на личную выгоду и пользу. В этот период становление молодёжи происходило в условиях ценностной трансформации всех социальных институтов, определяющих её социализацию. Семья была поставлена перед необходимостью зарабатывать деньги в условиях «дикого рынка», а воспитательная функция из системы образования была

фактически устранена. Неолиберальные установки, отсутствие собственной финансовой системы, ориентация на западный образ жизни, конституционный запрет на общую для нашей страны идеологию и цензуру - черты, которые ознаменовали начало XXI века в России. В этот период началась активная коммерциализация системы образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году привело к качественным изменениям в этой сфере. Государственная оценка труда преподавателя вуза подверглась пересмотру.

Во втором десятилетии текущего века на фоне ярких внешнеполитических событий меняется риторика политических элит, которые всё чаще стали призывать к патриотизму, пробуждению национального самосознания, единению. В этот момент Президент России В. В. Путин выдвинул тезис о том, что именно патриотизм является национальной идеей в современной России. В июле 2020 года Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. В этих материалах раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью образовательных программ во всех образовательных организациях страны. Закон о воспитании вступит в силу с 1 сентября 2021 года. Это обстоятельство ещё больше актуализирует проблему разработки программ по формированию ценностных ориентаций учащейся молодёжи, и в том числе студенчества.

Важной чертой в специфике воспитательной работы в высших учебных заведениях является то, что в вуз приходят молодые люди, уже имеющие определённые взгляды, устремления, интересы и пусть небольшой социальный опыт. В этом смысле важнейшим психолого-педагогическим условием воспитательной работы является учёт не только возрастных и индивидуальных особенностей студентов, но и особенностей их менталитета. Именно поэтому педагогам необходимо иметь чёткое представление о социально-психологическом профиле современной молодёжи, а также о тех механизмах, которые оказывают воздействие на её сознание.

Итак, в пространстве вуза в настоящее время циркулируют два поколения: поколение «Y» (те, кого называют миллениалами) и поколение «Z» (дети, выросшие в цифровую эпоху). Несмотря на то, что нельзя вывести формулу или типологию ценностных ориентаций всех молодых людей, можно определить основные тренды. Какие же установки и взгляды для них характерны?

Согласно опросным данным, молодые люди получают информацию в основном благодаря Интернету из каналов «Яндекс», Telegram, TikTok и видеоблогов. Телепрограммы, телевизионные персонажи постепенно вытеснили герои YouTube и Instagram (интернет-ресурсы с невероятно быстро растущей аудиторией). YouTube стал интернет-платформой, которая позволяет новым политикам, активистам получить признание у мил-

лионов молодых пользователей сети Интернет по всей стране. Новые общественные деятели имеют прямой доступ к своей аудитории, зачастую минуя фильтры государственного контроля.

Если старшее поколение продолжает следить по телевизору за теми или иными известными политиками, то у молодых людей свои герои. Например, к ним можно отнести журналиста Юрия Дудя (более 7 млн подписчиков на YouTube); актёра Антона Лапенко (свыше 2 млн подписчиков), реперов Гнойного и Аксюмерона и других - все они активны в социальных сетях и привлекают внимание молодой аудитории. Индикатором известности и привлекательности сегодня служит число фолловеров (подписчиков) на их аккаунты в Instagram. Например, лидерами на этом поприще выступает Ольга Бузова, у которой более 1 млн подписчиков в YouTube и более 21 млн в Instagram, спортсмен Хабиб Нурмагомедов (20 млн в Instagram), Настя Ивлеева (более 17 млн), певцы Тимати (15 млн) и Егор Крид (12 млн), Ксения Бородина (более 14 млн),) Morgernshtern (6,5 млн) и другие. Все они - своеобразное зеркало интересов молодёжи - музыка, кино, спорт и развлечения. Интерес молодёжи к этим фигурам объясняется не столько их творчеством или скандальным поведением, а тем, что все они успешные, состоятельные и состоявшиеся люди. И если для старшего поколения, например, Ольга Бузова - воплощение распущенности и вульгарности, то для молодёжи «поколения Z» -символ успеха и финансовой независимости. Интересно то, что на современную молодёжь имеет огромное влияние не абстрактно Глобальная сеть, а так называемые микро- и наноинфлюенсеры. Это блогеры, у которых от 1 тыс. до 100 тыс. подписчиков. Чаще всего блогеры и их фолловеры - представители одной возрастной группы. Аудитория этих потребителей информации лояльна и доверяет мнению своих ровесников, людям своего круга. Нишевые бло-геры обосновались на таких платформах, как Instagram, YouTube, Telegram, TikTok.

Настораживает то, что негативным трендом на просторах YouTube канала в последнее время становится так называемые треш-стримы, которые представляют собой демонстрацию в прямом эфире сцен насилия, жестокости, унижения. Причём такое зрелище имеет свои расценки и неплохо продаётся. Даже поверхностный анализ психологического состояния участников этих сцен позволяет утверждать, что такие духовные ценности, как добро, толерантность, сострадание, уважение к другому и самому себе, начисто отсутствуют как у тех, кто является организатором или участником, так и у потребителей этого зрелища.

Согласно опросам, молодые россияне в целом проявляют большую терпимость по отношению к ЛГБТ-сообществам и высказываются в пользу равных прав для людей нетрадиционной сексуальной ориентации [10, с. 28-29].

Для молодёжи России участие в политических митингах является одной из форм политической активности. Однако поскольку молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет находятся в стадии формирования мировоззрения, очень важно объединить усилия самых разных социальных институтов, и в том числе высших учебных заведений, по недопущению деструктивных проявлений во время проведения массовых политических акций.

Дополним портрет современного молодого человека картиной ценностных ориентаций, представленных в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты социологических исследований ценностных ориентаций современной молодёжи [10].

На диаграмме видно, что между ценностными ориентациями общества и молодыми людьми есть некоторые расхождения. Особенно это касается ценностей, связанных с отношением «Я - Другой». Диаграмма фиксирует, что именно ориентация на другого, к которому необходимо проявлять толерантность, сострадание, уважение, принятие и другие, для молодых людей не является приоритетной. Это вполне объясняется переориентацией либеральных ценностей с коллективизма на индивидуализм, а также

утратой былых позиций коллектива в воспитании личности. Вместе с тем доказано, что усвоение норм эффективного социального взаимодействия невозможно вне социальной группы. Человеку нужен другой человек и жизнь в социальной общности. Обращает на себя внимание то, что такая ценность, как отношение к семье, также не занимает первого места, хотя и оценивается довольно высоко, а вот отношение к инновациям и терпимость выходят на лидирующие позиции. Таким образом, можно констатировать тенденцию усиления индивидуального начала в социальных проявлениях молодёжи, нарастание эгоизма, обострение внимания к себе.

Сравнительный анализ данных исследования, представленных на диаграмме, указывает на то, что такая ценность, как отношение к семье также не занимает первого места, хотя и оценивается довольно высоко, а вот отношение к инновациям и терпимость выходят на лидирующие позиции. Таким образом, можно констатировать тенденцию усиления индивидуального начала в социальных проявлениях молодёжи.

В этом смысле воспитание, как системная составляющая педагогического процесса современного вуза, должно наполниться новым осмыслением и стать важнейшим инструментом формирования ценностных ориентаций студенчества. История воспитательной работы в вузе содержит богатейший опыт, который, безусловно, нуждается в анализе и переосмыслении в соответствии с современным социальным контекстом. Какие же точки бифуркации в качестве условий коррекции установившегося в настоящее время режима работы педагогической системы в вузе можно использовать?

Во-первых, учитывая, что обучение невозможно рассматривать отдельно от процесса воспитания и наоборот, педагог по определению не может являться лишь ретранслятором информации по своей дисциплине. В настоящее время в образовательном процессе уделяем больше внимания технологиям в ущерб оказанию студенту помощи в поиске самого себя, смысла жизни. А вместе с тем содержанием учебной работы, кроме самой информации по предмету и средств педагогической деятельности, является и эмоциональный интеллект педагога, его отношение к студентам и к своей профессиональной деятельности и многое другое. Многое определяет и способность педагога включать в содержание своего курса межпредметные связи. Эти связи обнаруживают синергийные эффекты, так как позволяют вырабатывать «универсальный ключ» к пониманию научных и культурных открытий, преодолевать ограниченность мировоззрения и профессионализации студентов. Междисциплинарные связи позволяют устанавливать «взаимопонимание» не только внутри гуманитарных или естественно-научных дисциплин, но и между ними. Использование знаний одной дисциплины

в рамках другой может быть эффективным инструментом для углубления не только понимания содержания дисциплины, но и для формирования целостности восприятия мира, Другого, самого себя. Эта тенденция является ключевой, так как именно педагог в процессе работы со студентами прямо или косвенно оказывает огромное влияние на сознание обучающихся. И здесь необходимо учитывать возрастные устремления студентов, научно установленные возрастной психологией. В возможностях педагога наполнять содержательное поле своей деятельности информацией, которая чрезвычайно актуальна для студентов. К значимым для этой возрастной группы вопросам относятся, например: «Кто я?», «Каковы смыслы моего существования?», «Каково моё место в жизни, в профессиональной деятельности, рядом с другими?», «Что есть любовь»? И другие. Именно поэтому так важно формировать у обучающихся метапредметные компетенции, реализация которых позволяет осуществлять рефлексию, эффективно жить в мире, делать осознанный нравственный выбор и т.д.

Во-вторых, учитывая, что студенчество, так или иначе, задумывается о решении матримониальной задачи, но при этом о браке и отношениях в нём зачастую имеет весьма размытые или даже искажённые представления, в учебные планы необходимо вводить дисциплины, направленные на формирование таких ценностей, как семья, «Я - Другой». В этом направлении в Самарском государственном институте культуры некоторыми субъектами образовательного процесса сделаны первые шаги. Так, в учебный план по направлению 530401 «Актёр драматического театра» введена дисциплина «Семейное воспитание», содержание которой ориентировано не только на формирование представлений о семье как о важной составляющей жизни каждого человека, но и на формирование особых умений выстраивать эффективные коммуникации.

Современные социальные ожидания и социальный запрос ориентированы на формирование толерантной личности, способной к уважению Другого, не такого, как Я, в том числе людей с ОВЗ. Формированию таких ценностных ориентаций может способствовать, например, курс «Основы инклюзивного образования», причём этот курс, по нашему мнению, должны слушать студенты всех направлений профессиональной подготовки в вузах культуры. Это обусловлено тем, что в ряду трудовых функций большинства направлений профессиональной подготовки в вузе культуры находится педагогическая функция. Это означает, что выпускники института культуры смогут реализовывать себя в педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей, пространство которого по закону является инклюзивным [6; 9]. Именно поэтому отсутствие в планах предметов, которые были бы направлены на формирование соответствующих компетенций, а значит, ценностных ориентаций

в системе «Я - Другой», отрицательно сказывается как на профессиональном, так и на личностном становлении студента.

В-третьих, очень важно учитывать, что ценности формируются не только в процессе изучения специальных дисциплин, но и в условиях внеучебной работы. К таким формам относятся традиции вуза, а также научные кружки, диспут-клубы, клубы встреч с интересными для студентов людьми и другие, где бы обсуждались острые темы, нравственные проблемы, отражённые в художественных произведениях (фильмы, спектакли, литературные произведения и т.д.). Воспитательные эффекты приносят и такие формы, как волонтёрское движение, клубы по интересам и многие другие. Однако дело не только в самих формах воспитательной направленности. Важно неформальное, заинтересованное участие всех участников того или иного мероприятия.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций студентов в вузах культуры представляет собой многогранный синтетический процесс, эффективная направленность которого требует учёта изменившегося социально-психологического профиля современной молодёжи и ориентации на её мотивационно-потребностную сферу; построения учебно-воспитательного процесса на основе не только компетентностного, но и культурологического подхода; наполнения содержания педагогического процесса по принципу установления синергийности связей между содержанием различных дисциплин, между учебными и внеучебными формами воспитательной работы; использования междисциплинарного и рефлексивного подходов в выстраивании содержания педагогической деятельности преподавателей вуза как инструмента формирования нормативно-этической рефлексии студентов, позволяющей им отделять нравственную норму от отклонения; формирования ценностных ориентаций в системе «Я - Другой», в том числе благодаря введению в учебные планы элективных курсов, направленных на формирование метапредмет-ных компетенций, позволяющих жить в мире, выстраивать нетоксичные, продуктивные коммуникации.

Список литературы

1. Кузнецова Ю. Н. Влияние ценностных ориентаций личности на её социаль-

ное поведение в обществе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. - 2015. - № 2-2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21781

2. Крежевских О. В. Мировоззренческие компетенции воспитателя : Опыт теоретического и экспериментального изучения : монография. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 148 с.

3. Кулагина В. А. Русский менталитет : аспекты исследования [Электронный

ресурс] // Гуманитарные научные исследования : электронный научно-практический журнал. - 2015. - № 9. - URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12688

4. Кулебякин Е. В. Проблема менталитета и формирование личности // Ойкумена. - 2015. - № 1. - С. 16-22.

5. Леонтьев Д. А., Ильченко А. Н. Уровни мировоззренческой активности и их

диагностика // Психологическая диагностика. - 2017. - № 3. - С. 3-17.

6. Новожилова Т. Н. Формирование когнитивной компетентности слабослышащих студентов в условиях инклюзивного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2019. -№ 2 (88). - С. 185-192. - DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10217

7. Новожилова Т. Н. Формирование специалиста социокультурного профиля :

теоретические основы, концепции, методы. - Saarbrucken Germany, LAP LAMBERT Acadtmic Publishing GmbH, 2011. - 181 с.

8. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс]. -

URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii

9. Социальная педагогика в инклюзивной практике : учебное пособие / М. Н. Акимова, О. В. Воронова, Т. Н. Новожилова, Л. И. Родина. - Самара : Издательство Самарского университета, 2020. - 232 с.

10. Сулакшин С. С., Захаренко (Хвыля-Олинтер) Н. А. Система ценностей российской молодёжи : экспертная оценка [Электронный ресурс]. - URL: https:// rusrand.ru/docconf/sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka

11. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1960. - 156 с.

12. Юревич А. В. Факторы формирования менталитетов и эволюции национальных менталитетов [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. -2016. - Том 1. - № 3 (3). - С. 83-110. - URL: http://soc-econom-psychology.ru/ engine/documents/document254.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.