Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Брант Екатерина Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций студентов вуза в контексте психолого-педагогических проблем. Авторы анализируют сущность возникновения ценностных ориентаций, их особенность и связь с формированием личности. Без сомнения, направленность личности на комплиментарные нравственные ценности - ключевой регулятор ее поведения в социуме. Авторами даны определения понятия «ценностные ориентации» с точки зрения таких наук, как социология, психология и педагогика. Так, социологи считают, что ценностные ориентации - социальные ценности, принимаемые личностью, которые становятся жизненными целями и средствами их достижения. Психологи склоняются к тому, что ценностные ориентации находят свое отражение в мировоззрении человека, в его стремлении к общечеловеческим ценностям (здоровье, семья, благополучие, реализация в профессии и пр.). Для педагогики наиболее важным в формировании нравственных ориентиров становится воспитание такой личности, которая в условиях нравственного выбора, была бы способна выбирать те, духовные ценности, которые будут основополагающими в ее жизнедеятельности. Изучение процесса формирования ценностных ориентаций невозможно без выделения структурных компонентов в нем. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты - это части единого целого в познании личности в условиях достижения поставленной цели. Выделение компонентов в структуре ценностных ориентаций и особенности их формирования у студентов вуза в образовательном процессе, позволяют определить их особое место в развитии личности. Также особое внимание уделяется формированию профессионально-значимых ценностей у обучающихся, что становится важным в осознании ими ценности получаемой профессии, развитию мотиваций к обучению, планированию своих профессиональных траекторий. Необходимо отметить значимость системного подхода к формированию ценностных ориентаций у обучающихся в вузе. В воспитательном процессе следует использовать все известные в педагогике формы и виды воздействия на личность, способствующие развитию нравственных ориентиров обучающихся. В этих условиях особую значимость приобретает создание благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования и развития ценностных ориентаций будущих специалистов. Известно, что от нравственной сформированности выпускника вуза во многом зависит его успешность в решении моральных и этических проблем, с которыми ему неизбежно придется соприкасаться, как в профессиональной, так и общественной деятельности. Следовательно, существует объективная необходимость формирования ценностных ориентаций студентов вуза, как гарантии дальнейшего развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Брант Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the formation of value orientations of university students in the context of psychological and pedagogical problems. The authors analyze the essence of the emergence of value orientations, their peculiarity and connection with the formation of personality. Without a doubt, the orientation of a person to complimentary moral values is a key regulator of his behavior in society. The authors define the concept of "value orientations" from the point of view of such sciences as sociology, psychology and pedagogy. Thus, sociologists believe that value orientations are social values accepted by a person, which become life goals and means of achieving them. Psychologists tend to believe that value orientations are reflected in a person's worldview, in his desire for universal values (health, family, well-being, realization in the profession, etc.). For pedagogy, the most important thing in the formation of moral guidelines is the upbringing of such a person who, in the conditions of moral choice, would be able to choose those spiritual values that will be fundamental in her life. The study of the process of formation of value orientations is impossible without highlighting the structural components in it. Cognitive, emotional and behavioral components are parts of a single whole in the cognition of a person in terms of achieving a goal. The identification of components in the structure of value orientations and the peculiarities of their formation among university students in the educational process, allow us to determine their special place in the development of personality. Also, special attention is paid to the formation of professionally significant values among students, which becomes important in their awareness of the value of the profession they receive, the development of motivation for learning, planning their professional trajectories. It is necessary to note the importance of a systematic approach to the formation of value orientations among students at the university. In the educational process, all forms and types of influence on the personality known in pedagogy should be used, contributing to the development of moral guidelines of students. In these conditions, the creation of favorable psychological and pedagogical conditions necessary for the formation and development of value orientations of future specialists is of particular importance. It is known that the moral formation of a university graduate largely determines his success in solving moral and ethical problems with which he will inevitably have to come into contact, both in professional and social activities. Consequently, there is an objective need for the formation of value orientations of university students as a guarantee of further personal development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Брант Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций студентов вуза в контексте психолого-педагогических проблем. Авторы анализируют сущность возникновения ценностных ориентаций, их особенность и связь с формированием личности. Без сомнения, направленность личности на комплиментарные нравственные ценности - ключевой регулятор ее поведения в социуме. Авторами даны определения понятия «ценностные ориентации» с точки зрения таких наук, как социология, психология и педагогика. Так, социологи считают, что ценностные ориентации - социальные ценности, принимаемые личностью, которые становятся жизненными целями и средствами их достижения. Психологи склоняются к тому, что ценностные ориентации находят свое отражение в мировоззрении человека, в его стремлении к общечеловеческим ценностям (здоровье, семья, благополучие, реализация в профессии и пр.). Для педагогики наиболее важным в формировании нравственных ориентиров становится воспитание такой личности, которая в условиях нравственного выбора, была бы способна выбирать те, духовные ценности, которые будут основополагающими в ее жизнедеятельности. Изучение процесса формирования ценностных ориентаций невозможно без выделения структурных компонентов в нем. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты - это части единого целого в познании личности в условиях достижения поставленной цели. Выделение компонентов в структуре ценностных ориентаций и особенности их формирования у студентов вуза в образовательном процессе, позволяют определить их особое место в развитии личности. Также особое внимание уделяется формированию профессионально-значимых ценностей у обучающихся, что становится важным в осознании ими ценности получаемой профессии, развитию мотиваций к обучению, планированию своих профессиональных траекторий. Необходимо отметить значимость системного подхода к формированию ценностных ориентаций у обучающихся в вузе. В воспитательном процессе следует использовать все известные в педагогике формы и виды воздействия на личность, способствующие развитию нравственных ориентиров обучающихся. В этих условиях особую значимость приобретает создание благоприятных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования и развития ценностных ориентаций будущих специалистов. Известно, что от нравственной сформированности выпускника вуза во многом зависит его успешность в решении моральных и этических проблем, с которыми ему неизбежно придется соприкасаться, как в профессиональной, так и общественной деятельности. Следовательно, существует объективная необходимость формирования ценностных ориентаций студентов вуза, как гарантии дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: нравственные ценности, ценностные ориентации, профессионально-значимые ценности, образовательный процесс, поведение, деятельность, личность, мотивация.

Annotation. The article deals with the formation of value orientations of university students in the context of psychological and pedagogical problems. The authors analyze the essence of the emergence of value orientations, their peculiarity and connection with the formation of personality. Without a doubt, the orientation of a person to complimentary moral values is a key regulator of his behavior in society. The authors define the concept of "value orientations" from the point of view of such sciences as sociology, psychology and pedagogy. Thus, sociologists believe that value orientations are social values accepted by a person, which become life goals and means of achieving them. Psychologists tend to believe that value orientations are reflected in a person's worldview, in his desire for universal values (health, family, well-being, realization in the profession, etc.). For pedagogy, the most important thing in the formation of moral guidelines is the upbringing of such a person who, in the conditions of moral choice, would be able to choose those spiritual values that will be fundamental in her life. The study of the process of formation of value orientations is impossible without highlighting the structural components in it. Cognitive, emotional and behavioral components are parts of a single whole in the cognition of a person in terms of achieving a goal. The identification of components in the structure of value orientations and the peculiarities of their formation among university students in the educational process, allow us to determine their special place in the development of personality. Also, special attention is paid to the formation of professionally significant values among students, which becomes important in their awareness of the value of the profession they receive, the development of motivation for learning, planning their professional trajectories. It is necessary to note the importance of a systematic approach to the formation of value orientations among students at the university. In the educational process, all forms and types of influence on the personality known in pedagogy should be used, contributing to the development of moral guidelines of students. In these conditions, the creation of favorable psychological and pedagogical conditions necessary for the formation and development of value orientations of future specialists is of particular importance. It is known that the moral formation of a university graduate largely determines his success in solving moral and ethical problems with which he will inevitably have to come into contact, both in professional and social activities. Consequently, there is an objective need for the formation of value orientations of university students as a guarantee of further personal development.

Keywords: moral values, value orientations, professionally significant values, educational process, behavior, activity, personality, motivation.

Введение. Современное развивающееся общество предъявляет требования к профессиональной подготовке специалиста, обладающего не только знаниями в выбранной профессии, но и определенными личностными характеристиками, такими как, мобильность, толерантность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и др. Особую значимость в личности молодого специалиста, приобретают нравственные ценности, как определенный вид ценностных ориентаций, обеспечивающих его устойчивое поведение и моральное самосознание.

Молодежь как индикатор перемен, происходящих в обществе, всегда была в центре внимания исследований -педагогов, психологов, социологов. Поскольку состояние общества зависит от того, какие ценностные ориентации будут

сформированы у молодого поколения, возникла необходимость изменения подходов к воспитательному процессу в высшей школе.

Комплекс сложившихся ценностных ориентаций образует основу сознания, обеспечивает стабильность личности, выбор ею определенного типа поведения и деятельности, обеспечивающий комфортное существование в обществе с учетом индивидуализации потребностей и интересов. В этих условиях ценностные ориентации всегда выступают важным фактором, детерминирующим мотивацию действий и поступков.

Изложение основного материала статьи. Нравственные ценности, ценностные ориентации, сущность их возникновения, особенности влияния на формирование личности - всегда были предметов изучения не только педагогов и психологов, но и социологов. Известно, что понятие «ценностные ориентации личности» (фр. orientation - установка) было введено в социологию в 20-е гг. учеными У. Томасом и Ф. Знанецким, которые видели в нем особенность социальной установки личности, регулирующей ее поведение.

В работах других социологов - А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, данное понятие рассматривается как установка личности на духовные и материальные ценности общества. Установка, как состояние готовности индивида к определенной деятельности, способствует формированию модели поведения адекватно требованиям социума.

Проблемы формирования ценностных ориентаций личности являются центральном звеном научных исследований Васильевой Т.В., Зиминой О.А., Казак Т.В., Кузьминова М.Ю., Лапхановой Н.С., Рудневой Л.Н., Рубинштейна С.Л., Сластенина В.А. и других педагогов и психологов.

С.Л. Рубинштейн, занимаясь изучением личности, особо выделяет в ее сознательной деятельности три компонента: потребности, интересы и идеалы, которые «...составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации её деятельности. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная со всеми основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство» [6].

М.Ю. Кузьминов видел в ценностных ориентациях личности не только направленность на общечеловеческие ценности (жизненные принципы, идеалы, концепции), но и обращал внимание на антиценности, которые влияя на сознание индивида, могут способствовать искажению его мировоззрения [4].

Социологический словарь дает определение ценностным ориентациям, как разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей.

В психологическом словаре ценностные ориентации - это важная часть мировоззрения человека, которая определяет стремление личности к общечеловеческим ценностям - здоровье, благосостояние, работа, творчество и пр.

Педагогика трактует понятие ценностные ориентации в избирательном отношении личности к духовным ценностям, что находит отражение в его поведении и деятельности.

Представляя собой наиболее гибкую связь между личностью и обществом, ценностные ориентации приобретают миссию серьезных регуляторов поведения человека в обществе в форме мотивации к действию и деятельности.

Рассматривая ценностные ориентации в структуре воспитательного процесса, можно выделить следующие компоненты:

1. Когнитивный (смысловой), позволяющий осуществлять научное познание мира, общечеловеческих ценностей через обобщение социального опыта личности.

2. Эмоциональный, как внутреннее осмысление индивида личных и общечеловеческих ценностей.

3. Поведенческий, который является результатом взаимодействия первых двух компонентов. Познавая окружающий мир через эмоциональные переживания, человек готовится жить и взаимодействовать в обществе.

Одновременно с этим, необходимо учитывать, что ценностные ориентации это:

- результат развития личности, представляющий собой субъективное отражение реального мира в сознании конкретного индивида в условиях влияния различных факторов среды (внешних и внутренних);

- фундамент качества жизнедеятельности человека, обусловленный пониманием общечеловеческих ценностей;

- основа мировоззрения и мотивации, отношений к окружающему миру, событиям, ситуациям, к людям, к себе [1].

Как видим, вся жизнедеятельность человека определяется ее ценностными направленностями, что подтверждает их

значительное место в развитии личности, поскольку нравственные ориентации:

- включают в себя нравственные чувства, взгляды и убеждения человека;

- действуют как на уровне разума, определяя характер поведения, интеллекта, волевых усилий, действий личности в разных условиях;

- образуют осмысленную часть направленности личности, основу ее отношений к действительности;

- разрешают противоречия и конфликты в мотивационной сфере, способствуют поиску жизненных целей личности.

Противоречивость в ценностных ориентациях становится причиной неадекватного поведения человека в обществе.

Отсутствие ценностных ориентаций приводит к появлению личности с неразвитым самосознанием и доминированием внешних социальных установок в характере поведения. При этом необходимо иметь в виду, что указанные обстоятельства возможны в том случае, когда мы рассматриваем двусторонний характер (внешний и внутренний) ценностных ориентаций.

Практика показывает, что вся деятельность человека, в которую включаются профессиональные, семейные и общественные отношения, может пониматься индивидом и как жизненная цель и как, мировоззренческие ориентиры.

На момент поступления в университет, молодой человек должен обладать определенными личностными характеристиками, которые Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяет как «Портрет выпускника средней школы». К личностным характеристикам относятся сформированное ценностное отношение к человеческой жизни, семье, обществу, осознанный выбор профессии и пр. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания отражает основные результаты воспитания, главным из которых является способность соизмерять свои поступки с нравственными ценностями.

Сформированные представления о жизненных ценностях, нравственных ориентациях, имеют индивидуальную глубину развитости, направленность на общезначимые ценности может быть ярко или слабо выражена, одобряться или осуждаться окружающими. Только зрелая нравственно устойчивая личность будет способна в выборе модели поведения руководствоваться ценностными ориентирами. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций определяет такие качества личности как надежность, цельность, верность определенным идеалам, способность руководствоваться общечеловеческими ценностями в условиях нравственного выбора.

Педагогика учит, что ценностно-ориентационная деятельность может осуществляться как в образовательном учреждении, так и вне его, поскольку на личность, находящуюся в социуме, оказывает воздействие множество внешних факторов, иногда это происходит помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне [8].

Кроме того, особую значимость для молодежи, обучающейся в вузе, приобретают профессионально-значимые ценности, присущие каждой профессии и являющиеся частью профессиональной идентичности. К профессиональным ценностям принято относить такие ценности, как обязательность, ответственность, честность, толерантность, обучаемость, умение работать в коллективе и др., т.е. все то, что определяет так называемый кодекс этики, свойственный каждому виду профессии.

Осознанность ценности получаемой профессии, в свою очередь, напрямую связана с мотивацией к обучению, планированию обучающимися своих профессиональных траекторий. Поэтому, на первом этапе формирования профессионально-ценностных ориентаций основной задачей становится развитие мотивационного компонента, который обеспечивает определенные условия и для формирования основ содержательного и деятельностного компонентов профессиональной деятельности. Мотивация является "энергетическим источником" процесса обучения и определяется потребностями физиологического и психологического характера, мыслями, чувствами, поступками, идеалами обучающихся. Мотивация в этих условиях также обеспечивает активность и самостоятельность студента в процессе решения учебных задач [3].

Формирование профессионально-ценностных ориентаций в высшей школе осуществляется посредством теоретического овладения обучающимися знаниями о ценностях, ценностных ориентациях, ценностном отношении, профессиональных ценностях. Включение студентов в учебно-профессиональную деятельность через приобщение к ценностям образования способствует развитию значимости приобретаемой профессии и всего, что с ней связано. Осознание обучающимися сформированности профессионально-ценностных качеств возможно посредством психолого-педагогических тренингов, рефлексивных упражнений, вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, связанную с выбранной профессией [5].

Эффективность достижения целей по формированию ценностных ориентаций будет обеспечиваться планированием педагогической деятельности в вузе. Системно-деятельностный подход в организации учебно-воспитательного процесса должен учитывать, что ценности прививаются только в сотрудничестве педагога и обучающегося. Образовательное пространство вуза должно быть наполнено нравственно-значимым, профессионально-ориентированным содержанием. Педагогические действия должны быть направлены на разработку системы воспитательных мероприятий, ситуационных, деловых и ролевых игр, кейсов и др. - всего того, что будет способствовать осознанию жизненных и профессиональных ценностей [2].

Отсюда следует, что организация образовательного процесса в высшей школе подразумевает не только обучение студентов основам будущей профессии, но и формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций. Нам представляется, что наибольших результатов можно добиться в том случае, если педагогический процесс в вузе будет строиться с учетом таких факторов, как:

- дифференциация и индивидуализация формирования ценностных ориентаций в деятельности студентов;

- взаимодействие и взаимосвязь всех видов форм работы со студентами (коллективных, групповых, индивидуальных);

- ориентация и направленность всех форм образовательной деятельности обучающихся на развитие познавательной активности посредством воздействия на мотивационную сферу личности;

- обеспечение формирования ценностных ориентаций на основе сотрудничества студентов и всех причастных к образовательному процессу в вузе;

- введение в учебный план вуза специальных и факультативные курсов, систему вариативных итоговых творческих заданий для самостоятельной работы студентов, способствующих успешному решению образовательных задач [7].

Выводы. Таким образом, ценностные ориентации, сформированные у студентов в процессе обучения в вузе, будут представлять базовые характеристики личности, его характер, «как единство личности, опосредующее всё её поведение» [6], основным содержанием которых будет являться не только отношение к профессиональной деятельности через призму ценности профессии, но и успешные коммуникативные связи в социуме.

Процесс формирования ценностных ориентаций студентов вуза будет успешным, если учитывать, такие факторы, как:

- юношеский возраст, который по мнению педагогов и психологов, наиболее благоприятен для формирования ценностных ориентаций - жизненных и профессиональных;

- у всех первокурсников в начале учебного года имеются равные возможности в установлении нравственных взаимоотношений со сверстниками, т. к. они не знают друг друга и того положения, которое занимал каждый из них в школьном коллективе;

- вся обстановка в вузе делает студентов более самостоятельными. Они добровольно выбирают профессию, осознают ту цель, ради которой они поступали в вуз;

- определенная часть студентов вуза проживает в общежитии, где воспитатели, педагоги воздействуют не только на их быт, но и на нравственный опыт;

- именно студенческий возраст способствует формированию основных профессиональных ценностей, которые и станут определяющими в их дальнейшей трудовой деятельности.

Литература:

1. Васильева, Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов / Т.В. Васильева // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2014. - №2. - (58). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-studentov (дата обращения: 04.02.2022).

2. Зимина, О.А. Формирование ценностных ориентаций у студентов в образовательном процессе вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зимина Ольга Александровна. - Краснодар, 2004. - 240 с.

3. Казак, Т.В. Формирование ценностных ориентаций будущих менеджеров в процессе изучения отечественной истории: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Казак Татьяна Викторовна. - Калуга, 2008. - С. 107.

4. Кузьминов, М.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Кузьминов Михаил Юрьевич. - Москва, 1983. - 16 с.

5. Лапханова, Н.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лапханова Наталья Степановна. - Курган, 2000. - С. 138.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2002 г. - С. 701-702.

7. Руднева, Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Руднева Елена Леонидовна. - Кемерово, 2002. - 443 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - С. 372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.