Научная статья на тему 'Особенности формирования нравственно-профессиональной ориентации будущих учителей'

Особенности формирования нравственно-профессиональной ориентации будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / TEACHING PROFESSION VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / MORAL-PROFESSIONAL ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Татьяна Николаевна

Формирование нравственно-профессиональных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии предопределяет формирование исполнительского компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития. В статье определено понятие нравственно-профессиональных ориентаций, рассмотрен механизм управления нравственно-профессиональной мотивацией, выявлены педагогические условия формирования нравственно-профессиональных ориентаций будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Future Teachers’ Moral and Professional Orientation Formation

The article shows that one of the most important tasks of a future teacher professional development as a competent specialist and a cultural person is to acquaint the student with the pedagogical values. The formation of moral-professional orientations as the basis of moral-professional attitude to the teaching profession determines the formation of the mastery component of professional readiness as it is a part of a student's development level. The article depicts the definition of moral-professional orientations; it also reveals the mechanism of moral-professional motivation management. Furthermore, the pedagogical conditions of the moral-professional orientations formation of future teachers are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нравственно-профессиональной ориентации будущих учителей»

Таким образом, современное воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России -это средство формирования личностнопрофессионального саморазвития военнослужащего, становления его как субъекта истории, проявление позитивных социальных качеств:

гражданственности, ответственности, любви к родине, стремления к приумножению традиций русского народа, сохранению национальной культуры и памяти о боевых подвигах, готовности встать на защиту Отечества.

Литература

1. Бермус А.Г. Г уманитарная методология в образовании: истоки, контексты, опыт // Педагогика - 2008. - №6. - С. 15-22.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков; Russian Academy of Sciences. - СПб.: Алетейя, 2003. - 268 с.

3. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей военной школы: современные проблемы в структурно - логических схемах и таблицах: учеб. пособие; Воен. ун-т. - М., 1996. - 68 с.

4. Военная педагогика: учебник / под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 638 с.

5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. - М.: Воениздат, 1956. - 620 с.

6. Знаков В. В. Психология субъекта - новая методология понимания человеческого бытия // Ежегодник РПО: материалы III Всерос. съезда психологов (25-28 июня 2003 г.): в 8 т. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. - Т. 3. - С. 467-470.

7. Колпаков В.Ю., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России / под ред. А.П. Шарухина. - СПб., 2011. - 686 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9. Шарухин А.П. История становления и развития российской школы воинского воспитания. - СПб: СП ВИ ВВ МВД России, 2002. - 97 с.

Сотосов Андрей Александрович, адъюнкт 3 курса Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России., тел. 8-911-278-51-10

УДК 377.8

© Т.Н. Талых

Особенности формирования нравственно-профессиональной ориентации

будущих учителей

Формирование нравственно-профессиональных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии предопределяет формирование исполнительского компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития. В статье определено понятие нравственно-профессиональных ориентаций, рассмотрен механизм управления нравственно-профессиональной мотивацией, выявлены педагогические условия формирования нравственно-профессиональных ориентаций будущих учителей.

Ключевые слова: ценности, ценности педагогической деятельности, ценностные ориентации, нравственно-

профессиональные ориентации.

T.N. Tafyfi/

The Peculiarities of Future Teachers’ Moral and Professional Orientation Formation

The article shows that one of the most important tasks of a future teacher professional development as a competent specialist and a cultural person is to acquaint the student with the pedagogical values. The formation of moral-professional orientations as the basis of moral-professional attitude to the teaching profession determines the formation of the mastery component of professional readiness as it is a part of a student's development level. The article depicts the definition of moral-professional orientations; it also reveals the mechanism of moral-professional motivation management. Furthermore, the pedagogical conditions of the moralprofessional orientations formation of future teachers are analyzed in the article.

Keywords: values, teaching profession values, valuable orientations, moral-professional orientations.

Условия затянувшегося экономического и нравственного кризиса в обществе вызвали необходимость поисков внутренних механизмов регуляции человеческого поведения в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе, разработки технологий управления формированием ценностных ориентаций личности. Современный социальный заказ общества в отношении учителя представлен совокупностью ориентиров, которые включают формирование целостной и научнообоснованной картины мира; самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины; приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватное этим ценностям поведение; креативность как черту личности; потребность в самореализации и профессиональном самосовершенствовании.

Ценностные ориентации будущих учителей в настоящее время развиваются во многом хаотично, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, продолжающих работать по инерции традиций, сложившихся в системе педагогического образования, а с другой -под напористым влиянием стремительно меняющихся социальных смыслов и нормативов, внешних социокультурных условий, многочисленных искушений и соблазнов, порожденных ценностями «общества потребления». Формируемые в такой противоречивой социокультурной ситуации нравственно-профессиональные ориентации молодых учителей, с одной стороны, еще тяготеют к традиционной «русской духовности», характеризуемой доминированием альтруистических нравственных установок над материальными; ценностями гуманизма, человеколюбия - над социальным индивидуализмом и эгоизмом. Профессиональное воспитание будущих учителей дает основание для серьезных размышлений, поскольку педагогические учреждения (в рамках целенаправленной деятельности, специально созданных ситуаций) не обеспечивают эффективного формирования и закрепления в сознании будущих учителей гражданской позиции, любви к детям, представления о ребенке как важнейшей профессиональной ценности. В связи с этим все более актуализируется необходимость целенаправленной работы образовательных учреждений по формированию нравственно-профессиональных ориентаций у будущих учителей.

Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование ко-

торых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом.

Следует сразу отметить, что в настоящее время проблемы ценностных ориентаций, их сущности, своеобразия как социальнопсихологической категории, их взаимосвязи с другими компонентами личности интенсивно разрабатываются многими специалистами. В научной литературе существуют различные подходы к раскрытию сущности ценностных ориентаций. Сходство у большинства исследователей наблюдается только в том, что почти все связывают ценностные ориентации с ценностносмысловой сферой личности. Важной составляющей исследований этой сферы выступает профессиональная деятельность, так как с одной стороны, она формирует ценностные ориентации и влияет на их формирование и развитие, а с другой, определяет выбор и отношение к этой деятельности.

Обобщая различные точки зрения на понимание проблемы ценностных ориентаций будущих учителей, к которым относятся и нравственно-профессиональные, следует отметить, что в теоретической науке сложилось несколько направлений.

Первое направление разрабатывается в контексте социальной опосредованности личностных отношений (А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Ф.Е. Василюк и др.) и характеризуется тем, что системы ценностей имеют двойственный характер и обусловлены одновременно индивидуальным и социальным опытом, т.е. ориентации выступают в двух состояниях: как процессуальная характеристика (акт оценивания) и как устойчивое личностное образование, характеризующее личность как носителя определенных ценностей.

Второе направление определяет ценностные ориентации как отражение значимых объектов для личности. Ценностные ориентации придают личностный смысл поведению человека и его жизнедеятельности в целом, где личностный смысл - это реализуемое в деятельности отношение человека к действительности, имеющее для него субъективную ценность, при этом представление о формировании и функционировании ценностных ориентаций личности как о процессе, в основе которого лежит отражение, характеризуется как оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения явлений (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.А.

Леонтьев, Н.И. Петрова, В. Франкл и др.). При этом выделяется особая роль ценностных ориентаций в процессе самоопределения личности, в переходе от внешней (социальные ценности) к внутренней (собственно личностной) регуляции поведения и деятельности.

Третье направление рассматривает ориентации как ее вектор, в том числе профессиональный. В гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) выделяется значимость ценностей для самореализации (самоактуализации) личности. А в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) понятие «ценностные ориентации личности», по сути, совпадают с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную сферу. Более того, как отмечает Н.Н. Никитина, проявляясь в убеждениях, оценках, интересах и потребностях личности, ценностные ориентации выступают важнейшим механизмом, обеспечивающим ее поведение и деятельность, самоопределение в окружающем мире [2].

Четвертое направление исследует системный, многоуровневый характер ценностно-смысловой сферы личности, где ценностные ориентации представляют собой особые психологические новообразования, составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности в качестве ее элементов. Важно, что принятие личностью ценностей автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии (Н.А. Асташова, Н.А. Гущина, И.Ф. Исаев, В.Т. Кабуш, Г.В. Кравченко, В.Э. Чуд-новский, В.А. Ядов и др.).

Проблема ценностных ориентаций, как видим, имеет междисциплинарный характер, и изучение ценностных ориентаций в настоящее время идет на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Ценностные ориентации выделены как ведущее звено в системе диспозиций личности (социология), важнейшего элемента ценностных отношений и ценностного сознания (философия), содержательной стороны направленности личности, ее мотивов и потребностей (психология), одного из показателей ее воспитанности и культуры (педагогика).

Поскольку в научной литературе нет определения нравственно-профессиональных ориентаций субъекта, то, обобщая точки зрения на понимание сущности ценностных ориентаций, нравственно-профессиональные ориентации интерпретируется нами как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и ориентиров,

придающих смысл и направленность профессиональной деятельности, способствующей

удовлетворению потребностей личности на нравственно-ценностной основе.

Для определения места нравственнопрофессиональных ориентаций в системе других ориентаций личности необходимо обратиться к существующим классификациям педагогических ценностей, известных в науке. Упорядоченность педагогических ценностей позволит представить их положение и роль в общей системе профессиональной подготовки будущих учителей. Анализ источников показывает, что существуют различные классификации педагогических ценностей.

Так, Е.В. Бондаревская, представляя основные положения первой концепции общепедагогической подготовки учителя в условиях много-уровнего образования, уточняет, что одной из основных задач профессионального становления и развития личности будущего учителя как компетентного специалиста и человека культуры состоит в том, чтобы ввести студента в мир педагогических ценностей, и в качестве основных педагогических ценностей, определяющих ориентации студентов в профессионально-

педагогическом образовании, выделяет: человеческие - ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи, поддержке его индивидуальности, творческого потенциала; духовные - совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления; практические -способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-педагогической системы, педагогические технологии; личностные - педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества [1].

В основе классификации педагогической деятельности, разработанной В.А. Сластениным и его учениками И.Ф. Исаевым, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шияновым, лежат характерные потребности личности, соотнесенные с профессией учителя, ее социальным смыслом [3]. В частности, Е.Н. Шиянов, взяв за основу классификации потребности личности и их соответствие профессии учителя, исходя из тех особенностей педагогической деятельности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные, духовные потребности, а также являются ориентиром его социальной и профессиональной активно-

сти, распределил ценности педагогической деятельности на группы, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среде; удовлетворением потребности в общении; самосовершенствованием; самовыражением; утилитарно-прагматическими запросами. Он также распределил ценности, выражающие гуманистический смысл деятельности учителя, на целевые и инструментальные. Как отмечает И.Ф. Исаев, классификация Е.Н. Шиянова помогает преподавателям и студентам осознать и оценить ценности педагогической деятельности, необходимость их формирования еще на этапе обучения будущего учителя, поэтому рассматриваемый подход реализован в нашей опытноэкспериментальной работе.

В экспериментальной работе по формированию нравственно-профессиональных ориентаций у будущих учителей мы делали ставку на внутреннюю нравственно-волевую мотивацию процесса подготовки будущего специалиста, на формирование духовных потребностей, способствующих формированию нравственнопрофессиональных ориентаций.

Педагогический процесс как передача и усвоение личностью общественного опыта представлен в виде двух последовательных частей: внешней и внутренней. Внешняя часть являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию. Вторая, внутренняя часть процесса - это уже психическая деятельность студента как субъекта деятельности; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества.

Механизм возникновения нравственно-

профессиональной мотивации у будущего специалиста заключается в переживании вероятности удовлетворения всех основных потребностей: духовных, потребности в безопасности, в эмоциональном насыщении и новых впечатлениях, в самоопределении, в нравственнопрофессиональном общении, быть личностью, в нравственно-профессиональном идеале, в нравственно-профессиональных знаниях, в нравственно-профессиональном самоутверждении, в нравственно-профессиональной деятельности и нравственно-профессиональной поведении, в рефлексии, в самовыражении, в смысле жизни. Профессионально-нравственные потребности во взаимосвязи с ценностями представляют собой основополагающие системообразующие компоненты профессионально-нравственной культуры, и первоначально могут формироваться в ви-

де образа. Будучи идеальными, они создают своеобразное поле напряжения, которое выступает условием для профессиональнонравственного роста. В процессе профессионализации будущего педагога эти потребности могут приобрести статус личностно-значимых норм. Наполнение личностью нравственного потенциала всех имеющихся у нее потребностей приближает к пониманию истинного предназначения педагога. Развитая система нравственно-профессиональных потребностей будущего специалиста как важнейший компонент его нравственной культуры во многом определяет уровень сформированности профессионально-нравственной позиции и ориентаций. Целостное нравственно-профессиональное саморазвитие характеризуется профессионально-нравственным сознанием, принятием себя как профессионала, реализующего свой нравственный потенциал; саморазвитием нравственных и профессиональных способностей, само-проектированием, построением собственной модели нравственно-профессионального роста, определением путей ее реализации.

Педагогический смысл исследования категории ценностей состоит в том, чтобы знать, при каких условиях будущий учитель принимает ценности общества, профессиональной группы, а при каких он может быть к ним невосприимчив или усваивать то, что обществом, группой не принимается. Таким образом, проблема педагогических ценностей как компонента общественного педагогического сознания связана с проблемой формирования индивидуального педагогического сознания, формирования нравственно-профессиональных ориентаций у будущего учителя. Поэтому содержание учебновоспитательного процесса в педагогическом учреждении должно составлять постижение и совместное производство новых профессиональнонравственных идеалов, ценностей, развитие способности реализовывать нравственные нормы в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, пробуждение стремлений к нравственному миру другого человека.

Обращаясь к практике воспитательной работы в педагогическом учреждении, важно отметить, что управление формированием нравственно-профессиональных ориентаций у будущих учителей успешно осуществляется, если созданы условия для реализации нравственнопрофессиональных потребностей личности будущего учителя:

- Создание благоприятного психологического микроклимата в педагогическом коллективе на основе принципов свободы, взаимоуважения,

сотрудничества, толерантности и т.д., то есть создание нравственной среды взаимодействия субъектов.

- Обеспечение в учебно-воспитательном процессе принятия нравственно-педагогических ценностей в профессиональной деятельности и идеала учителя через дисциплины психологопедагогического цикла, встречи с лучшими педагогами города и района, участие в совместных общественно-полезных акциях.

- Оказание своевременной методической помощи студентам-практикантам по вопросам формирования ценностных ориентаций воспитанников.

- Для решения задач формирования нравственно-профессиональных ориентаций важную роль играет выбор типа обучения. Субъектноориентированные технологии обеспечивают более активное включение студентов в освоение нравственно-профессиональной деятельности.

- Ознакомление студентов с нравственным содержанием учительской деятельности, моральной сущности профессии учителя. Воспитательные возможности разнообразных форм внеаудиторной работы достаточно большие и позволяют учесть индивидуальные интересы студентов, развивать и направлять их, формировать правильные представления о нормах поведения учителя.

- Совершенствование существующих видов практической деятельности студентов через создание новых программ более раннего включения практикантов в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста, поскольку одним из условий формирования нравственнопрофессиональных ориентаций является педагогическая практика, в процессе которой студенты могут удовлетворить потребности в педагогической деятельности, самоопределении, педагогическом общении, самореализации и др. При высоком уровне мотивации на педагогическую деятельность она превращается в ценностное отношение, обеспечивая собственную профессиональную позицию как совокупность отношений учителя к учащимся, к себе, другим участникам педагогического процесса. При этом важна концентрация внимания студентов на базисных нравственно-педагогических ценностях, среди которых личность ребенка и его внутренний мир являются одной из важнейших.

Этого можно достичь путем формирования мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности средствами, влияющими на актуализацию нравственно-профессиональной мотивации: введение в учебные ситуации нравственно-профессиональных задач, тренингов,

перестройки форм учебного и внеучебного взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов. Повышение степени осознанности будущими учителями нравственно-

профессиональных потребностей влияет на саморегуляцию педагогической деятельности, появление мотивов самосовершенствования.

-Организация учебно-профессиональной и других видов деятельности и включение в них студента как субъекта разрешения противоречий между своими желаниями, устремлениями, потребностями и объективными препятствиями на пути их удовлетворения с последующей рефлексией нового качества отношений как одно из направлений работы по развитию потребности в рефлексии. Для этого направления характерны включенность студентов в процесс решения профессиональных нестандартных задач, формирование способностей к переосмыслению своих личностных и профессиональных стереотипов, адекватной самооценки, самоанализа профессионального роста.

- Особую роль играют организация и проведение рефлексивных практикумов, в которых развивается и формируется потребность в нравственно-профессиональной рефлексии, что способствует, в свою очередь, формированию аналитических способностей будущего педагога. В процессе таких занятий важно выдержать следующие уровни рефлексивной деятельности студентов: по поводу собственного учения, когда он сам находится в позиции студента, и рефлексия по поводу организации обучения и воспитания им самим других (когда он в позиции «учителя»), т.е. рефлексия учения и обучения, самовоспитания и нравственного воспитания и обучения других.

-Практическая подготовка предполагает постоянное включение будущего учителя в ситуации профессионально-нравственного выбора, что требует развития способности моральной регуляции своего поведения, его нравственной рефлексии. В процессе этого может удовлетворяться и развиваться потребность в эмоционально-нравственном насыщении.

Выявленный комплекс педагогических условий предполагает, что нравственно-профессиональные ориентации могут быть сформированы только в разнообразной нравственно-профессиональной, общественно-полезной деятельности и такой совместной деятельности с другими участниками процесса, при которой каждый имеет возможность пережить ситуацию успеха, вызывающую веру в свои собственные силы и способности.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированной педагогики. - Режим доступа:

http://rspu.edu.ru/universitv/publish/schools/1/2.html

2. Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности // Классный руководитель. 2004. - №4. -С. 13-18.

3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - С. 437-446.

Талых Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета. E-mail: talvh@vandex. ru

УДК 574.71.54

© Л.Е Халудорова

Состояние нравственно-экологической подготовки учителей на примере участников республиканского профессионального конкурса

В статье рассмотрены проблемы нравственно-экологической подготовки педагога в условиях постдипломного образования. При этом профессиональный конкурс «Учитель года» является одной из эффективных форм развития педагога в современных условиях и площадкой для презентации его педагогических достижений.

Ключевые слова: нравственно-экологическая подготовка, профессиональный конкурс, педагогические находки.

L.E. Kha/udorova

The Condition of Teachers’ Ecological and Ethical Training on the Example of Republican Professional Competence

The paper considers the problem of moral and environmental training pedagogue in post-graduate education. In this professional competition «Teacher of the Year» is one of the most effective forms of pedagogue development in modern conditions and platform for the presentation of his teacher finds.

Keywords: moral and environmental training, professional competition, teacher finds.

Идея о гармоничном взаимодействии человека и природы во все времена была актуальной. В своей книге «Человек и природа» Н. Рерих пишет об интересном размышлении. Это размышление предков: «Мудрые древние майи оставили надпись. Ей три тысячи лет: Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если ум твой разумеет, ты спросишь, кто мы? - Кто мы? - Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля».

Когда чувствовал древний приближение смерти, он думал с великим спокойствием: «Отдыхать иду».

Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние» [5].

Отсюда возникает вопрос, каковы размышления наших современников по поводу этой идеи? Прежде чем ответить на этот вопрос, на наш взгляд, необходимо объяснить сложившуюся реальную ситуацию.

Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Их воздействие поставило под угрозу существование самой цивилизации. Разрешение экологических проблем (мировых, национальных, региональных) зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности, путей, средств выхода из современной кризисной экологической ситуации. Ее преодоление возможно лишь посредством изменения общественной психологии, воспитания новых ценностей по отношению к природе, развития нравственных качеств личности на уровне, соответствующем масштабам и скорости изменения экологической ситуации в современном мире. Мы знаем, что развитие личности происходит через передачу необходимых качеств от поколения к поколению через мир культуры и образования. В этом процессе, безусловно, центральное место занимает педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.