УДК 37.034:377 ББК 74.57.053 В 75
Н.Х. Ворокова
Ассистент кафедры статистики и прикладной математики Кубанского государственного аграрного университета; м.т. 8-928-076-80-68
Н.Х. Хакунов
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Л.Н. Кубашичева
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; р.т. (8772) 57-19-05
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ
ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. На основании проведенного пилотного и формирующего экспериментов выявлены педагогические условия, состав средств, разработан алгоритм применения жизненных ситуации для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся колледжа. Разработана эффективная, воспроизводимая и универсальная модель формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся колледжа посредством разрешения проблемных жизненных ситуаций.
Ключевые слова: нравственные ценностные ориентации, нравственно-ориентированные дилеммы, проблемные жизненные ситуации, педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций, модель формирования нравственных ценностных ориентаций.
N.H. Vorokova
Assistant Lecturer of Statistics and Applied Mathematics Department, the Kuban State Agrarian University; ph. 8-928-076-80-68
N.Kh. Khakunov
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: nhakunov@mail. ru
L.N. Kubashicheva
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Pedagogical Technology Department, Adyghe State University; ph.: (8772) 57-19-05
FORMATION OF MORAL VALUE ORIENTATIONS IN COLLEGE PUPILS THROUGH MODELLING OF PROBLEMATIC LIFE SITUATIONS
Abstract. The pilot and forming experiments were conducted to reveal pedagogical conditions and means and to work out the algorithm of application of life experience in order to form moral value orientations in pupils of the college. The effective, reproduced and universal model of formation of moral value orientations in pupils of college was developed through the solution of problematic life situations.
Keywords: moral value orientations, the moral focused dilemmas, problematic life situations, pedagogical conditions of formation of moral value orientations, model of formation of moral value orientations.
Современное российское общество переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования к человеку. Переход России к рыночной экономике означает ломку сложившихся в обществе экономических и социальных отношений. Это вызывает множество серьезных проблем: социально-психологическую напряженность, социальное расслоение общества, конфликтность в общении и другие.
Отмечаемая ведущим ученым в области детской психологии Д.И. Фельдштейном «социальная анимация», проявляющаяся в «разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также культурная депривация современных детей и молодежи» (Д.И. Фельдштейн, 2010), способствует росту преступности в стране, склонности к потребительству, проявлению жестокости и другим негативным последствиям. Социальное расслоение общества ведет к расхождению представлении и понятии о моральных принципах, о нравственном поведении.
В процессе разработки подходов к формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся колледжа обращено внимание на возможности использования проблемных жизненных ситуаций. В ходе проведения пилотного исследования была доказана состоятельность идеи о ценности проблемных жизненных ситуаций как средства обеспечения понимания нравственных позиций и их принятия.
Выявлено также, что обращение к деятельности, связанной с нравственной оценкой жизненных ситуаций, обеспечит побуждение студентов к рефлексивной деятельности, обеспечивает оценивание учащимися предлагаемых событий и осуществление ими ценностного нравственного выбора. Такая ценностно-ориентированная работа проводится посредством нравственно ориентированных дилемм с признаками проблемной ситуации с последующим соотнесением предлагаемых обстоятельств с собственным жизненным опытом и определением непосредственного содержания эксперимента.
На основании полученных данных разработаны нравственно-ориентированные дилеммы, созданные по результатам интервью и групповых бесед и сформулированные на примере нравственно-этических дилемм, предложенных коллективом авторов (М. Станеки-Козвоски, У Хейнс, Д. Фелленц-Усами) под редакцией Б.П. Битинаса (1993). В результате разработки данных проблемных ситуаций выявился методический прием социальных проб, охватывающих различные сферы жизни студента. Ситуативные задачи, предлагаемые учащимся, названы нами дилеммами, так как каждая из предложенных ситуаций содержит конфликт ценностей, и разрешение каждой из этих нравственных дилемм зависит от степени сформированности личностной системы нравственных и этических ценностных ориентаций каждого респондента. В то же время отсутствие возможности компромиссного решения позволяет сделать выводы о степени освоенности и устойчивости нравственных ценностных ориентаций опрашиваемых учащихся.
Дилеммы предваряются рядом вопросов, поставленными перед студентами: определить, в чем суть проблемы; определить, какие нравственные и этические ценности данная дилемма (проблема) затрагивает; подумать, как их действия отразятся на других людях; и, наконец, подумать, какое косвенное воздействие на окружающих могут оказать их поступки.
В соответствии с типологией педагогических задач нравственно-этические дилеммы соединяют в себе элементы как аналитических педагогических задач, так и конструктивнопроективных и игровых педагогических задач. К характерным признакам аналитической задачи отнесены способствование дилемм выделению ценностно-ориентированной проблемы из предложенной ситуации, определению факторов, от которых зависит возникновение описанной проблемы, а также определение способов ее разрешения. Признаками конструктивности (проективности) педагогической задачи являются необходимость предварительного анализа предлагаемой ситуации и создание модели ее разрешения. Предложенные нравственно-этические дилеммы обладают признаками игровых педагогических задач, поскольку учащимся предлагается выступить в роли участника ситуации с тем, чтобы проиграть и отработать навыки принятия ценностно-обоснованного
решения и взаимодействия с остальными действующими лицами предлагаемых обстоятельств.
Предлагаемые в эксперименте жизненные ситуации сформулированы на основе жизненного опыта самих учащихся. Такой подход к воспитательным ситуациям позволяет избежать однозначного трактования проблемы. Участники эксперимента лишены возможности угадать «ценностно-правильный» шаблонный ответ. Ситуация построена таким образом, что учащийся должен осознать собственную систему ценностных приоритетов, прежде чем приступить к анализу проблемной ситуации. Таким образом, респондент от вопроса «правильно или неправильно поступил человек в данной ситуации?» переходит к вопросам «как бы я поступил в таких условиях?» и «почему я бы поступил так, а не иначе?». Но поскольку жизненный опыт каждого человека включает в себя как позитивные события, так и события, несущие негативную смысловую нагрузку (оттенок), то и предлагаемые ситуации позволяют педагогам работать, опираясь не только на определенные ценности, но поработать, неким образом «отталкиваясь от противного, то есть использовать понятия антиценностей, псевдоценностей и относительных (релятивных) ценностей».
Наличие эффективного средства нравственного воздействия требует разработки методики ее применения. Деятельность участников эксперимента по рассмотрению проблемных жизненных ситуаций строилась в соответствии со следующим алгоритмом:
- объяснение сущности проблемы;
- уяснение сути проблемной жизненной ситуации;
- анализ путей решения;
- определение способов разрешения в конкретных условиях.
При этом сам анализ проблемных жизненных ситуаций обеспечивал: 1) понимание содержания ситуации; 2) познание ценностных задач, решаемых в ситуации; 3) определение сути нравственного конфликта, заложенного в ситуации; 4) классификацию нравственных ценностей, антиценностей и псевдоценностей, являющихся истинными или ложными ценностными ориентирами; 5) определение дополнительных вопросов, направленных на восполнение недостатка информации, ее уточнение или обострение конфликта, заложенного в ситуации; 6) предложение пути оптимального нравственного разрешения проблемы, заложенной в предлагаемой ситуации.
Для применения проблемных жизненных ситуаций для формирования нравственных ценностных ориентаций разработана специальная схема их реализации, которая расписана по каждой ситуации. В качестве примера приведем ситуацию, направленную на выявление степени ориентированности студентов на такие ценностные категории, как честность, сострадание и уважительное отношение к чужому имуществу (табл. 1).
Таблица 1.
Пример проблемной жизненной ситуаций для формирования нравственных ценностных
ориентаций
1. Ситуация:
Вы нашли довольно дорогой сотовый телефон, а Вы (Ваша семья) нуждаетесь в деньгах. Как Вы поступите: выбросите SIM-карту и продадите телефон или вернете его владельцу?___________________________________
2. Ступени анализа:__________________________________________________________________________________
Содержание ситуации: действующее лицо, призванное к рефлексии, и найденный сотовый телефон.__________
Задача: формирование честности и уважения к чужому имуществу.________________________________________
Конфликт, заложенный в ситуации: вернуть телефон владельцу или присвоить его себе.___________________
Задействованные ценности: честность, уважение к чужому имуществу, сострадание;_______________________
псевдоценности: желание помочь своей семье любой ценой (даже нечестным способом);____________________
антиценности: присвоение чужого имущества.___________________________________________________________
3. Дополнительные вопросы, восполняющие недостаток информации и обостряющие конфликт
ценностей личности:__________________________________________________________________________________
Как Вы поступите, если ни Вы, ни Ваша семья не испытываете материальных затруднений?_________________
Материальные затруднения постоянные или временные?___________________________________________________
Как Вы поступите, если модель телефона недорогая?____________________________________________________
Если владелец телефона Ваш друг (родственник, хороший знакомый)?_____________________________________
4. Оптимальное решение: телефон следует вернуть вне зависимости от любых внешних факторов и условий.______________________________________________________________________________
Подобным образом разработано более двадцати проблемных жизненных ситуаций для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся колледжа.
В предыдущих исследованиях была обоснована необходимость реализации комплекса следующих педагогических условий:
- организации педагогического сопровождения процесса формирования нравственных ценностных ориентаций студентов;
- обеспечения достаточно высокого уровня профессиональной готовности педагогов;
- моделирования проблемных жизненных ситуаций в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций;
- описания технологии формирования нравственных ценностных ориентаций посредством моделирования проблемных жизненных ситуаций;
- разработки необходимой научно-методической литературы;
- учет исходного состояния нравственной ориентации студентов;
- опора на учет возрастных, национальных, гендерных особенностей при выборе средств;
- опора на выделенные общецивилизационные нравственные ценности; подключение возможно большего числа институтов социализации;
опора на деятельность как основу формирования черт личности.
Потребность в системной реализации этих педагогических условий привела к необходимости создания модели формирования нравственных ценностных ориентаций студентов, представленных на рис. 1 (концептуально-позиционный фрагмент), рис. 2 (фрагмент определения культурно-образовательного компонента) и рис. 3 (организационноуправленческий и нормативный фрагмент).
Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных ценностных ориентаций проводилась в три этапа: констатирующий (диагностирующий), формирующий и контрольно-итоговый (завершающий). Перед каждым этапом исследования ставились определенные цели, решались собственные задачи, были задействованы наиболее эффективные методы, приемы и разнообразный педагогический инструментарий.
Первый этап экспериментальной работы предусматривал выявление когнитивного и оценочного аспектов процесса формирования нравственных ценностных ориентаций. На данном этапе работы ценностная деятельность учащихся требует педагогического сопровождения, то есть требуется коррекция их нравственных знаний и отношений, а также контроль их нравственных умений. Первый этап разделен на два уровня по степени важности и сложности решаемых задач. Первый уровень - подготовительный, где происходит выявление ценностных ресурсов и изучение стартового уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся.
На втором, информационном, уровне первого этапа проводимого эксперимента происходит уточнение содержания и степени сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся с целью создания оперативно-ценностного образа студента. На данном уровне исследования для выявления уже сложившихся ценностных ориентаций учащимся 13 курсов колледжа были предложены различные анкеты с наборами вопросов нравственноориентированной направленности, а также педагогический прием «неоконченное предложение» для изучения взглядов и установок современных студентов колледжа на проблемы ценностного выбора, вопросы которых охватывали самые различные аспекты жизни респондентов. В результате данного опроса (п = 315) были выявлены цели, которых хотели бы достичь опрашиваемые, и цели, с помощью которых они могли бы достигнуть желаемых жизненных результатов.
В соответствии с поэтапным, логически выстроенным подходом к процессу формирования нравственных ценностных ориентаций учащейся молодежи вторым этапом опытно-экспериментальной работы стал формирующий этап исследования.
Целью его стала разработка технологии формирования нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи. К данному этапу были привлечены студенты с достаточно высоким уровнем способности к рефлексии, так как именно умение рефлектировать является самым важным условием формирования ценностных ориентаций.
По степени важности решаемых задач второй этап исследования можно разделить на три уровня: первый - рефлексивный, второй - эмоциональный и третий - технологический. Подобное деление условно, так невозможно однозначно установить приоритетность по степени важности одного уровня перед другим.
Заключительный контрольный этап исследования соответствует потребностному и мотивационному аспектам процесса формирования нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи. В соответствии с задачами, решаемыми на данном этапе работы, его можно разделить на два уровня: первый - деятельностно-поведенческий и второй -завершающе-результативный.
На третьем, технологическом, уровне формирующего этапа создается банк проблемных жизненных ситуаций посредством формулирования проблемных жизненных ситуаций на основе изучения, осмысления и переработки жизненного опыта студентов.
Второй уровень контрольного этапа исследования посвящен апробации и внедрению модели формирования нравственных ценностных ориентаций в воспитательную работу, а также проверке действенности, эффективности и результативности применения проблемных жизненных ситуаций для формирования нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Такая проверка успешности созданной модели формирования нравственных ценностных ориентаций осуществлялась на основании мнений и поведения участников эксперимента, а также на основании экспертных оценок. В качестве экспертов выступили 44 человека, в числе которых были представлены как исследователи и специалисты в области педагогики, так социологи, культурологи, психологи, историки и другие специалисты высшей школы (профессоры и доценты соответствующих кафедр), педагоги-практики (руководители и специалисты образовательных учреждений среднего профессионального уровня, школьные учителя, педагоги в сфере дополнительного образования).
В результате экспериментального воздействия происходит развитие моральных устремлений и потребностей, становление жизненно важных ценностных приоритетов и выбор субъектной позиции учащихся посредством обращения к внутренним ценностным свойствам личности. Воздействие жизненных ситуаций из собственного опыта приводит к формированию у участников эксперимента ценностной рефлексии, к самоопределению, к осознанию личностного ценностного потенциала, своих достоинств и выработке собственной поведенческой модели.
Вторым компонентом оценки модели формирования нравственных ценностных ориентаций являлась ее экспертная оценка. Оценка предложенной модели проводилась по следующим позициям: научная обоснованность и сопровождение проекта, содержащее четыре пункта, и проработанность механизма реализации, содержащего шесть пунктов. Данные позиции оценивались в соответствии с десятибалльной системой: 0-3 баллов -позиция отсутствует; 4-6 баллов - низкий уровень представления позиции; 7-8 баллов -средний уровень представления позиции; 9-10 баллов - высокий уровень представления позиции.
Средний показатель оценки экспертов по разделу «научная обоснованность и педагогическое сопровождение проекта» составило 8,0±1,3, что соответствует верхнему пределу среднего уровня представления позиции. Весь комплекс показателей для данного раздела существенно не отличается от этого уровня оценки.
По второму составляющему успешности модели выявлен более высокий разброс мнений. По критерию «реалистичность» практически все эксперты выставили высокий уровень представления (9,1±1,3). Высокие оценки проект получил и в воспроизводимости применяемых методик (8,4±1,3), что, вероятно, объясняется их логической взаимосвязью. Вместе с тем показатель проработанности механизма реализации модели не отличается от
оценки первого раздела, поэтому и средний показатель оценки всего целостного проекта оценен по высшему пределу среднего уровня.
По предложенным критериям успешность разработанной технологии формирования нравственных ценностных ориентаций составили 93%, то есть именно такая доля ответов экспертов соответствует среднему и высокому уровню.
Вместе с тем следует отметить, что наиболее сложными и требующими особого внимания являются вопросы, связанные с методическим обеспечением всего комплекса педагогических мероприятий. Данная позиция является наиболее трудоемким процессом как по мнению автора, так и по оценкам экспертов.
Анализ приведенных выше фактов позволяет заключить, что предложенная модель формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся колледжа посредством применения проблемных жизненных ситуаций является эффективной, воспроизводимой и универсальной.
Примечания:
1. Мой мир и я. Путь к единению: пособие для учащихся / под ред. Б.П. Битинаса. М.: Между-нар. центр образования, 1993. 183 с.
2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2010. 16 с.
References:
1. My world and I. A way to unity: a manual for students / ed. by B.P. Bitinas. M.: International educational centre, 1993. 183 pp.
2. Feldstein D.I. Priority directions of psychological and pedagogical researches in the conditions of significant changes of a child and his development situation. M.; Voronezh: MPSI: MODEK, 2010. 16 pp.