Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТИ-ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТИ-ЗНАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ-РЕЗУЛЬТАТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТИ-КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТИ-УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Киселева Ирина Александровна

Представлена педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. В содержание когнитивного компонента входят ценности-отношения (с интернет-сообществом) и ценности-знания (цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач), определяющие значимость профессиональной интернет-среды для студентов (смысловая составляющая профессии в условиях интернет-социализации и неустойчивости мира профессий). Эмоциональный компонент, представленный ценностями-целями (стремление достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий) и ценностями-результата (интернет-социализация в профессиональной среде, удовлетворенность в достижении своих профессиональных потребностей) указывают на удовлетворенности потребностей студентов в профессиональной интернет-среде. В основе поведенческого компонента находятся ценности-качества (быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды) и ценности-умения (применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии), позволяющие проанализировать стремление личности к реализации в профессиональной интернет-среде. На основе выявленных компонентов обоснованы соответствующие критерии оценки профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы профессионально-ценностных ориентаций в указанном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Киселева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTERNET SOCIALIZATION

The pedagogical model of the developing of value orientations of students in the context of Internet socialization is presented. The content of the cognitive component includes values-relationships (with the professional Internet community) and values-knowledge (of digital technologies of professional activity and knowledge of the functional capabilities of the Internet environment for executing professional tasks), which determine the significance of professional Internet environment for students (the semantic component of the profession in conditions of Internet socialization and the instability of the world of professions). The emotional component represented by values-goals (the desire to achieve a high level of realization of professional needs in the Internet environment and confidence in self-realization in the future world of professions) and values-results (Internet socialization in the professional environment, satisfaction in achieving professional needs) indicate the satisfaction of students’ needs in the professional Internet environment. The behavioral component is based on values-qualities (quick professional adaptation and self-adaptation in the changing world of professions using the functionality of the Internet environment) and values-skills (using Internet technologies and realizing oneself in the profession), which allow analyzing the individual’s desire for realization in the professional sphere. On the basis of the identified components, the corresponding criteria for assessing the professional and value orientations of students in the conditions of internet socialization are justified. In addition, the proposed elements of professional and value orientations that are most sensitive to transformation in this context are identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ PEDAGOGY OF HIGHER SCHOOL

Научная статья

УДК 377.6+316.4+004

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17

Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации

Марина Сергеевна ЧВАНОВА1, Ирина Александровна КИСЕЛЕВА2*

'ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: irinakiselyo@yandex.ru

Аннотация. Представлена педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. В содержание когнитивного компонента входят ценности-отношения (с интернет-сообществом) и ценности-знания (цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач), определяющие значимость профессиональной интернет-среды для студентов (смысловая составляющая профессии в условиях интернет-социализации и неустойчивости мира профессий). Эмоциональный компонент, представленный ценностями-целями (стремление достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий) и ценностями-результата (интернет-социализация в профессиональной среде, удовлетворенность в достижении своих профессиональных потребностей) указывают на удовлетворенности потребностей студентов в профессиональной интернет-среде. В основе поведенческого компонента находятся ценности-качества (быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды) и ценности-умения (применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии), позволяющие проанализировать стремление личности к реализации в профессиональной интернет-среде. На основе выявленных компонентов обоснованы соответствующие критерии оценки профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. Обозначены предполагаемые наиболее чувствительные к трансформации элементы профессионально-ценностных ориентаций в указанном контексте.

Ключевые слова: ценностные ориентации, когнитивный компонент, ценности-отношения, ценности-знания, эмоциональный компонент, ценности-цели, ценности-результат, поведенческий компонент, ценности-качества, ценности-умения

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07287. Отдельные аспекты исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00690.

Для цитирования: Чванова М.С., Киселева ПА. Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 1. С. 7-17. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17

Pedagogical model of development of value orientations of students in the conditions of Internet socialization

Marina S. CHVANOVA1, Irina A. KISELYOVA2*

Moscow Aviation Institute (National Research University) 4 Volokolamskoye Rte., Moscow 125993, Russian Federation

2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation Corresponding author: i ri na k i se 1 y o a \ andc\. ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Чванова М.С, Киселева И.А., 2022

Abstract. The pedagogical model of the developing of value orientations of students in the context of Internet socialization is presented. The content of the cognitive component includes values-relationships (with the professional Internet community) and values-knowledge (of digital technologies of professional activity and knowledge of the functional capabilities of the Internet environment for executing professional tasks), which determine the significance of professional Internet enviromnent for students (the semantic component of the profession in conditions of Internet socialization and the instability of the world of professions). The emotional component represented by values-goals (the desire to achieve a high level of realization of professional needs in the Internet enviromnent and confidence in self-realization in the future world of professions) and values-results (Internet socialization in the professional enviromnent, satisfaction in achieving professional needs) indicate the satisfaction of students' needs in the professional Internet enviromnent. The behavioral component is based on values-qualities (quick professional adaptation and self-adaptation in the changing world of professions using the functionality of the Internet enviromnent) and values-skills (using Internet technologies and realizing oneself in the profession), which allow analyzing the individual's desire for realization in the professional sphere. On the basis of the identified components, the corresponding criteria for assessing the professional and value orientations of students in the conditions of internet socialization are justified. In addition the proposed elements of professional and value orientations that are most sensitive to transformation in this context are identified.

Keywords: value orientations, cognitive component, values-relationships, values-knowledge, emotional component, values-goals, values-result, behavioral component, values-qualities, values-skills

'à*

Acknowledgements: The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research, project number 19-29-07287. Some aspects of the research were carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project number 20-013-00690.

For citation: Chvanova M.S., Kiselyova I.A. Pedagogicheskaya model' formirovaniya tsennost-nykh oriyentatsiy studentov v usloviyakh internet-sotsializatsii [Pedagogical model of development of value orientations of students in the conditions of Internet socialization], Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 7-17. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-l-7-17 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время достаточно актуальна проблема подготовки специалистов, особенно в условиях цифровизации экономики, динамичности изменения технологий и условий профессиональной деятельности. Актуализируется необходимость решения проблемы формирования ценностных ориентаций, определения критериев и показателей успешности личности, способной продуктивно и самостоятельно решать трудовые задачи. Поскольку исследования фрагментарны и дисциплинарно разрознены, то в настоящее время существует потребность междисциплинарного анализа проблемы в области информатизации образования, социологии Интернета, цифровой экономики.

Исследования в области профессионального обучения (Э.Ф. Зеер, A.B. Карпов, Е.А. Климов, JIM. Митина, E.J1. Руднева, А.Р. Фонарев) показали, что система подготовки специалиста в любой профессиональной области базируется на ценностно-смысловой сфере личности. Ценности определяют вектор развития личности, а смыслы придают им направление движения и осозна-ваемость мотивации поведения. Актуализация ценностно-смысловой сферы человека неизбежно возникает в ситуации выбора профессии, когда личность соотносит свои внутренние и внешние социально-психологические ресурсы и требования будущей профессии. Именно в этот период возникает проблема необходимости формирования профессионально-ценностных ориентаций как условия профессионального развития личности.

В настоящее время в разработке диагностического аппарата ценностных ориентаций получены конкретные результаты для отдельных категорий специалистов в работах A.A. Печерской [1]. В монографии H.A. Са-мойлик представлена разработанная методика диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности, обоснованы ее психометрические показатели и получены результаты на достаточно большом количестве респондентов разных трудовых областей [2].

Вместе с тем методики, позволяющие изучить ценностно-смысловую компоненту личности (С.С. Бубнова [3], Е.В. Пахомова [4], A.B. Капцов, J1.B. Капустина [5], А.Э. и С А. Гегер [6], М.С. Яницкий, A.B. Серый [7] и др.), требуют переосмысления с позиций уточнения структуры ценностных ориентаций, критериев и показателей их сформированное™ в связи с развитием новых форм интернет-социализации в профессиональной деятельности и динамики профессий в условиях развития информационного общества.

Фрагментарно исследователи разных научных направлений уже констатируют изменение ценностных ориентаций молодежи в эпоху Интернета [8], морально-духовных и социальных ценностей [9]. Результаты опросов выявляют отдельные аспекты проблемы, а также указывают на изменение ценностей в межкультурном контексте [10]. Ученые-экономисты также обращают внимание на систему ценностных ориентаций и констатируют, что услуги недостаточно изучены в области ценности, удовлетворенности и удержания клиентов [11]. На стыке разных направлений исследуются специфика поведения молодежи в Сети [12], влияние Интерне-

та на социальные потребности пользователей, рассматриваются новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве [13].

Исследователи-философы в области развития информационного общества и информатики констатируют факт появления новых специфических ценностей в информационном обществе, среди которых: ценность информационных технологий, порождаемых человеком; ценность экономии социального времени; информационная доступность; приоритет информации среди остальных ресурсов; информационное единство всей цивилизации -все они также оказывают влияние на трансформацию ценностных ориентаций молодежи.

Ранее в данном контексте выполнено нами исследование, позволившее рассмотреть причинно-следственные связи изменения профессионально-ценностных ориентаций молодежи в контексте интернет-социализации, уточнить становление понятия «профессионально-ценностные ориентации» в контексте происходящих социально-экономических изменений [14]. Кроме того, в наших работах путем проведения опросов в 2010, 2016 и 2020 гг. показано, что к настоящему времени сетевые технологии стали неотъемлемой компонентой трудовой деятельности значительной части населения. Вектор развития отношения к себе как к специалисту, который должен в современных условиях развиваться постоянно, хорошо просматривается у значительной части специалистов. Прежде всего, с высшим образованием и студентов, которые используют Сеть для повышения своих профессиональных компетенций как с помощью образовательных он-лайн-курсов, так и путем самостоятельного поиска профессионально-ориентированной информации. Обосновано, что в настоящее время интернет-социализация оказывает существенное влияние на трансформацию системы профессионально-ценностных ориентаций молодежи. Опросы показали, что, несмотря на активизацию общения молодежи в Сети, у них не сформированы приоритеты и понимание проблем развития профессио-

нальной сферы, слабо представление о лидерах развития отрасли. Несмотря на то, что молодежь информирована, в целом, о сетевых рисках, у нее отсутствует представление о том, как можно их минимизировать [15]. Анализ результатов исследования позволил прийти к выводам о том, что студенческая молодежь, социализирующаяся в Интернете, имеет в большинстве поверхностные представления о профессиях, лидерах той отрасли, по направлению которой они обучаются в вузе. Актуализировалась необходимость формирования системы социально-педагогического управления профессиональной ориентацией в сетевом образовательном пространстве. Для продуктивного решения проблемы представляется возможным построить педагогическую модель формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках исследования рассматривались сложные системы, образованные различными взаимосвязанными компонентами, которые подчиняются своей логике развития под влиянием различных факторов и закономерностей. В ходе разработки педагогической модели мы учитывали системный подход, который обеспечивал взаимодействие всех структурных и функциональных компонентов модели.

Критерии отбора ннформсщнонных источников. Для проведения анализа исследуемых процессов использованы различные источники информации. Для отбора источников определены критерии, позволяющие провести сортировку источников информации по степени их релевантности, объективности и значимости для исследования, что способствует повышению качества аналитических процедур.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрим педагогическую модель формирования профессионально-ценностных

ориентаций студентов в условиях интернет-социализации. Модель включает в себя следующие блоки: целевой (цель, задачи); ценностный (механизм формирования ценностных ориентаций, компоненты профессиональных ценностных ориентаций); содержательный (формы и методы формирования профессиональных ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации, организационно-педагогические условия); результативный (критерии, показатели, уровни сформированное™ профессиональных ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации) (рис. 1).

Проанализируем содержание блоков, входящих в структуру рассматриваемой модели.

Целевой блок. Понимая под целевым блоком определение основной цели, то есть образа результатов, на достижение которых направлены деятельность, действия, поведение, мы определили в качестве целевого элемента представленной педагогической модели формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации.

Приступая к реализации модели, мы определили задачи, решение которых обеспечивало достижения поставленной цели: диагностировать исходное состояние профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации; провести отбор форм и методов в условиях интернет-социализации, способствующих формированию профессиональных ценностных ориентаций; определить результативность формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации.

В тесной связи с целевым находится ценностный блок. В нашей модели мы учитывали механизм формирования ценностных ориентаций. Известно, что наличие потребности обеспечивает формирование интереса, происходит осознание потребности. Далее личностью оцениваются социальные явления на основе социального опыта, полученного по отношению к тем или иным социальным

феноменам. Тем самым формируется ценностная ориентация, как готовность индивида поступать в соответствии с данной оценкой.

Специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях цифровизации экономического и социокультурного развития общества проявляется в преобладании активно-деятельност-ной компоненты, вхождении личности в различные профессионально-ориентированные и профессиональные сообщества и характеризуется стадиями адаптации, индивидуальности, интеграции. Социализация вначале происходит как процесс приспособления личности к сообществу; затем - демонстрация индивидуальности; наконец - вхождение в профессиональное сообщество и влияние на его жизнедеятельность. Профессиональные ценностные ориентации рассматривались нами как совокупность взаимосвязанных компонентов в условиях интернет-социализации со всеми присущими им свойствами, особенностями, закономерностями.

В содержание когнитивного компонента входят ценности-отношения (с профессиональным интернет-сообществом) и ценности-знания (цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач), определяющие значимость профессиональной интернет-среды для студентов (смысловая составляющая профессии в условиях интернет-социализации и неустойчивости мира профессий). Эмоциональный компонент, представленный ценностями-целями (стремление достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий) и ценностями-ре-зультата (интернет-социализация в профессиональной среде, удовлетворенность в достижении своих профессиональных потребностей), указывают на удовлетворенности потребностей студентов в профессиональной интернет-среде. В основе поведенческого-компонента находятся ценности-качества (быстрой профессиональной адаптации и

Цель

формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации

- диагностировать исходное состояние профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации;

- провести отбор форм и методов, способствующих формированию профессиональных ценностных ориентаций в условиях интернет-социализации;

- определить результативность формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации

Механизм Формирования ценностных ориентации

Возникновение потребностей

Осознание потребностей

Осознание социальных явлений на основе опыта

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

>

Компоненты профессионально-ценностных ориентаций студентов

Когнитивный компонент:

ценности-отношения (с профессиональным интернет-сообществом), ценности-знания (цифровых технологий профессиональной деятельности и знание функциональных возможностей интернет-среды для решения профессиональных задач)

Эмоциональный компонент:

ценности-цели (стремление достижения высокого уровня реализации профессиональных потребностей в интернет-среде и уверенности в самореализации в будущем мире профессий), ценности результата (интернет-социализация в профессиональной среде, удовлетворенность в достижении своих профессиональных потребностей)

Поведенческий компонент:

ценности-качества (быстрой профессиональной адаптации и самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды), ценности-умения (применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии)

Новые формы интернет-социализации: социальные сети, образовательные порталы, профессиональные интернет-сообщеста, системы дистанционного обучения.

Методы обучения: профессиональные онлайн-тренинги, онлайн-лекции, проектная деятельность в интернет-среде, онлайн-дискуссии

Организационно-педагогические условия:

- внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения в условиях интернет-социализации для формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов;

- создание интернет-среды для формирования потребности к усвоению профессионально-ценностных ориентаций студентов;

- организация взаимодействия участников педагогического процесса в условиях интернет-социализации с целью формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов

Критерии —► Когнитивный Эмоциональный Поведенческий

Уровни —► Низкий Средний —► Высокий

Сформированность профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации

Рис. 1. Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации

Fig. 1. Pedagogical model of the development of value orientations of students in the context of Internet socialization

самоадаптации в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды) и ценности-умения (применять интернет-технологии и реализовать себя в профессии), позволяющие проанализировать стремление личности к реализации в профессиональной интернет-среде.

Содержательный блок разработанной педагогической модели определился выбором методов и форм результативного формирования профессиональных ценностных ори-ентаций студентов в условиях интернет-социализации.

При формировании профессиональных ценностных ориентаций деятельности мы использовали следующие новые формы интернет-социализации: социальные сети; профессиональные интернет-сообщества; он-лайн-форумы; чаты, образовательные порталы и системы дистанционного обучения. Каждая из этих форм выполняет разные функции в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций.

Социальные сети некоторые студенты используют для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов, организации профессиональных сообществ, образовательных видеоконференций, обмена профессиональным опытом. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным «обществом».

Профессиональные интернет-сообщества для большинства студентов являются неотъемлемой частью их жизни. Подобного рода интернет-площадки помогают студентам найти единомышленников, получить дополнительные знания, решить профессиональные задачи, реализовать себя в профессии.

Таким образом, общение в Сети с профессиональным интернет-сообществом способствует формированию ценностей-отношений. Стремление к реализации профессиональных потребностей в интернет-сообществах способствует формированию ценностей-целей и ценностей-результатов.

Участие в онлайн-форумах, чатах позволяет обмениваться профессиональным опытом, делать ссылки на мнения, высказанные на других интернет-ресурсах, тем самым формируются такие ценности-качества, как стремление к самообразованию и развитию, общественная активность.

Образовательные порталы и системы дистанционного обучения используются студентами для сопровождения профильного образования, самообразования и способствуют формированию ценностей-знаний, ценностей-умений для решения профессиональных задач.

Среди методов, способствующих формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации, мы выделили такие методы обучения, как профессиональные онлайн-тренин-ги, онлайн-лекции, проектная деятельность в интернет-среде, онлайн-дискуссии.

В нашей модели следующим структурным элементом рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации:

- внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения в условиях интернет-социализации для формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов;

- создание интернет-среды для формирования потребности к усвоению профессионально-ценностных ориентаций студентов;

- организация взаимодействия участников педагогического процесса в условиях интернет-социализации с целью формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов.

Результативный блок определял результативность функционирования предлагаемой модели, связанной с разработкой соответствующих критериев и показателей уровней сформированное™ профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации.

Исходя из структуры профессиональных ценностных ориентаций студентов, мы определили критерии их сформированности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты и основные показатели, позволяющие фиксировать и анализировать формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях интернет-социализации.

Когннтнвный критерий предполагает использование следующих показателей: отношение к профессиональной деятельности (ценности-отношения); знания, необходимые для успешного выполнения деятельности в профессиональной интернет-среде (ценности-знания).

Эмоциональный критерий включает следующие показатели: ориентация студента на формирование личностной концепции «Я» как профессионала, специалиста в той или иной профессиональной области (ценности-цели); оценивание результата своей профессиональной деятельности в условиях интернет-социализации (ценности-результат).

Поведенческий критерий включал следующие показатели: сформированность профессиональных качеств (ценности-качества) и умений (ценности-умения), готовность к совершенствованию и использованию их в профессиональной деятельности в условиях интернет-социализации. Ценности-качества возможно рассматривать как профессионально-важные качества специалиста, необходимые для выполнения профессиональной деятельности в интернет-среде и влияющие на эффективность труда. Ценности-умения -способы реализации профессиональной деятельности в интернет-среде, осознание специалистом их неразрывной связи с системой профессиональных знаний.

На основании выявленных показателей обоснованы уровни сформированности компонентов профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации:

- высокий - студенты проявляют положительное отношение к профессиональной

деятельности; высокая мотивация к получению знаний, необходимых для успешного выполнения деятельности в профессиональной интернет-среде, нацелены на формирование личностной концепции «Я» как профессионала, специалиста в той или иной профессиональной области; адекватно оценивают результаты своей профессиональной деятельности в условиях интернет-социализации, проявляют высокий уровень сформированности профессиональных качеств и умений в условиях интернет-социализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- средний - студенты отчасти проявляют положительное отношение к профессиональной деятельности; средняя мотивация к получению знаний, необходимых для успешного выполнения деятельности в профессиональной интернет-среде, отчасти нацелены на формирование личностной концепции «Я» как профессионала, специалиста в той или иной профессиональной области; отчасти адекватно оценивают результаты своей профессиональной деятельности в условиях интернет-социализации, проявляют средний уровень сформированности профессиональных качеств и умений в условиях интернет-социализации;

- низкий - студенты не проявляют положительное отношение к профессиональной деятельности; низкая мотивация к получению знаний, необходимых для успешного выполнения деятельности в профессиональной интернет-среде, не нацелены на формирование личностной концепции «Я» как профессионала, специалиста в той или иной профессиональной области; не вполне адекватно оценивают результаты своей профессиональной деятельности в условиях интернет-социализации.

Результатом реализации педагогической модели формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации является переход студентов на качественно новый, более высокий уровень сформированности профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представленная модель ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации позволяет рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко его изучить, охватить в единой системе компоненты ценностных ориентаций, механизмы формирования ценностных ориентаций, новые формы интернет-социализации, организационно-педагогические условия реализации предложенной модели. Предполагается, что модель может быть адаптирована и применима в разных социально-образовательных системах.

По нашему мнению, формированию ценностных ориентаций студентов в настоящее время способствует интернет-среда, которая может рассматриваться в качестве площадки для интернет-социализации. В подобного рода интернет-среде у студентов

должна возникать потребность. Поэтому при создании профессиональной интернет-среды необходимо разработать механизмы для установления профессиональных отношений, возможности самореализации и саморазвития, получения знаний, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, оценки результата своей профессиональной деятельности.

Разработанная интернет-среда с учетом предложенной модели ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации (веб-сайт, онлайн-платформа, профессиональное сетевое сообщество и т. п.) может стать неотъемлемой компонентой современной образовательной системы, сопровождающей образовательный процесс подготовки нового специалиста с высоким уровнем сформированности ценностных ориентаций.

Список источников

1. Печерская А. А. Методика исследования профессиональных ценностных ориентаций учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 148-154.

2. Самойлик Н.А. Профессионально-ценностные ориентации личности: теория и практика. Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбас. ин-т ФСИН России, 2019. 174 с.

3. Бубнова С. С. Методики диагностики ценностных ориентаций личности // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинско-го: в 3 т. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. Т. 2. С. 390-391.

4. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 2 (10). С. 120-134.

5. Капцое А.В., Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: руководство по применению. Самара: ИПК «Содружество», 2010. 40 с.

6. Гегер А. Э., Гегер С.А. Изучение ценностных ориентаций: специфика разных подходов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 13-17. https://doi.Org/10.17223/15617793/399/3

7. Ятщкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82-97.

8. Манченко Л.А., Виноградова А.II. Культура в эпоху Интернета: изменение ценностных ориентаций // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2. № 9. С. 254-255.

9. Сейедтахер Г.А. Влияние Интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи на материалах вузов Исламской Республики Ирана: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2013.24с.

10. Lindh К., Korhonen V. Youth values and value changes from cultural and transnational perspectives // Cross-cultural Lifelong Learning. Tampere: Tampere University Press, 2010. P. 135-166.

11. Trasorras R, Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services // Marketing Intelligence and Planning. 2013. Vol. 27. № 5. P. 615-632. https://doi.org/10.1108/ 02634500910977854.

12. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи (специфика мотивации сетевого поведения): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2009. 18 с.

13. Chvanova M.S., Khramova M.V., Pitsik E.N. Investigation of internet influence on users social needs // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: Proceedings of the 2017 international Conference. St. Petersburg, 2017. p' 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017. 8085908

14. Чванова M.C., Киселева II.A. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14

15. Chvanova M.S., Shlenov Y.V., Anurieva M.S. et al. Internet - Socialization of Russian Youth // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies: Proceedings of the 2018 International Conference. St. Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018. P. 598601. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8525040

References

1. Pecherskaya A.A. Metodika issledovaniya professional'nykh tsennostnykh oriyentatsiy uchitelya [Methods of research of professional value orientations of a teacher], Vestnik Chelyabinskogo gosudarsh'ennogo pe-dagogicheskogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016, no. 6, pp. 148154. (In Russian).

2. Samoylik N. A. Professional 'no-tsennostnyve oriventatsii lichnosti: teoriva i praktika [Professional-Value Orientations of Personality: Theory and Practice]. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019, 174 p. (In Russian).

3. Bubnova S.S. Metodiki diagnostiki tsennostnykh oriyentatsiy lichnosti [Methods for diagnosing value orientations of a person], Materialy Mezhdunarodnov nauchnov konferentsii, pos\yashchennov 80-letivu A.J'. Brushlinskogo "Chelovek, sub "yekt, lichnost' v sovremennoy psikhologii": v 3 t. [Proceedings of International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of A.V. Brushlinsky "Person, Subject, Personality in Modern Psychology": in 3 vols.]. Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 2013, vol. 2, pp. 390-391. (In Russian).

4. Pakhomova E.V. Metodika diagnostiki tsennostnykh oriyentatsiy (MDTSO) [Methods for diagnosing value orientations (MDVO)]. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Psikhologiva - Bulletin of Samara Academy for the Humanities. A Series of Psychology, 2011, no. 2 (10), pp. 120-34. (In Russian).

5. Kaptsov A.V. Test lichnostnykh tsennostev: rukovodsh'o po primenenivu [Test of Personal Values: a Guide to Application], Samara, "Sodruzhestvo" Publ., 2010, 40 p. (InRussian).

6. Geger A.E., Geger S.A. Izucheniye tsennostnykh oriyentatsiy: spetsifika raznykh podkhodov [The study of value orientations: the specificity of different approaches]. Vestnik Tomskogo gosudarsh'ennogo universiteta -Tomsk State University Journal 2015, no. 399, pp. 13-17. https://doi.Org/10.17223/15617793/399/3. (In Russian).

7. Yanitskiy M.S. Osnovnyye metodologicheskiye podkhody k izucheniyu tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti [Basic methodological approaches to the study of the value-semantic sphere of personality]. Vestnik Kemerovskogo gosudarsh'ennogo universiteta kul 'turv i iskussh' - Bulletin of Kemerovo State University of Culture And Art, 2012, no. 19-1, pp. 82-97. (In Russian).

8. Manchenko L.A., Vinogradova A.I. Kul'tura v epokhu Interneta: izmeneniye tsennostnykh oriyentatsiy [Culture in the Internet age: changing value orientations]. Aktual'nyye problemy aviatsii i kosmonavtiki [Current Problems of Aviation and Space], 2013, no. 9. (In Russian).

9. Seyedtakher G. A. Vliyanive Interneta na moral 'no-dukhovnyve i sotsial 'nyye tsennosti studencheskoy molo-dezhi na materialakh vuzov Islamskov Respubliki Irana: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Influence of the Internet on the Moral, Spiritual and Social Values of Student Youth on the Materials of Universities of the Islamic Republic of Iran. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Dushanbe, 2013, 24 p. (In Russian).

10. Lindh K., Korhonen V. Youth values and value changes from cultural and transnational perspectives. Cross-cultural Lifelong Learning, Tampere, Tampere University Press, 2010, pp. 135-166.

11. Trasorras R., Weinstein A., Abratt R. Value, satisfaction, loyalty and retention in professional services. Marketing Intelligence and Planning, 2009, vol. 27, issue 5, pp. 615-632.

12. Danilova M.A. Internet-sotsializatsiya studencheskoy molodezhi (spetsifika motivatsii setevogo povede-niva): avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Internet Socialization of Student Youth (Specificity of Motivation of Network Behavior). Cand. social, sei. diss, abstr.]. Saratov, 2009, 18 p. (In Russian).

13. Chvanova M.S, Khramova AI. V., Pitsik E.N. Investigation of internet influence on users social needs. Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies". St. Petersburg, 2017. pp. 652-657. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017. 8085908. (In Russian).

14. Chvanova M.S., Kiselyova I.A. Istoriko-logicheskiy analiz issledovaniy po formirovaniyu professional'no-tsennostnykh oriyentatsiy studentov v kontekste internet-sotsializatsii [Historical and logical analysis of research on the formation of professional value orientations of students in the context of Internet socialization], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14. (In Russian).

15. Chvanova M.S., Shlenov Y.V., Anurieva M.S. et al. Internet-Socialization of Russian Youth. Proceedings of the 2018 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies". St. Petersburg, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018, pp. 598-601. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2018.8525040.

Информация об авторах

Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-2993-0194, тзШтЫви.ги

Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-3557-216Х, ишаЫзе^ойуаМех.га

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 24.07.2021

Одобрена после рецензирования 22.10.2021

Принята к публикации 12.11.2021

Information about the authors

Marina S. Chvanova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Information Systems and Technologies Department, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation, ORCID: 00000002-2993-0194, ms(S)tmbtsu.ru

Irina A. Kiselyova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-3557-216X, irinakiselyo(S>yandex.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 24.07.2021 Approved after reviewing 22.10.2021 Accepted for publication 12.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.