DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-188-7-14 УДК 378; 304+004
Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации
Марина Сергеевна ЧВАНОВА1, Ирина Александровна КИСЕЛЕВА2
1ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2993-0194, e-mail: [email protected] 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3557-216X, e-mail: [email protected]
Historical and logical analysis of research on the development of professional value orientations of students in the context of Internet socialization
Marina S. CHVANOVA1, Irina A. KISELYOVA2
:K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management 73 Zemlyanoy Val St., Moscow 109004, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2993-0194, e-mail: [email protected] 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3557-216X, e-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрено формирование понятия «ценностные ориентации», «профессионально-ценностные ориентации студентов». Представлена классификация с учетом следующих профессионально-ценностных ориентаций: «профессионально-личностные», «профессионально-групповые», «социально-профессиональные». Проанализированы профессионально-ценностные ориентации с учетом их значимости, с подразделением на инструментальные и терминальные. Рассмотрено развитие профессионально-ценностных ориентаций в историко-логической последовательности со сменой этапов, с характерными признаками, с учетом представленной классификации. Рассмотрены следующие периоды: вторая половина XIX - начало XX века, 20-40-е гг. ХХ века, 50-60-е гг. ХХ века, 60-80-е гг. ХХ века, 80-90-е гг. ХХ века, ХХ! век. Проанализированы характерные признаки этапа, средства воздействия на ценностные ориентации молодежи, которые позволили выявить трансформацию профессионально-ценностных ориентаций с течением времени, в том числе в контексте интернет-социализации.
Ключевые слова: ценностные ориентации; профессионально-ценностные ориентации; терминальные ценности; инструментальные ценности; интернет-социализация молодежи
Благодарности: Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту «Трансформация системы профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации и неопределенности будущего мира профессий», № 19-29-07287, 2019-2021. Для цитирования: Чванова М.С., Киселева И.А. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 188. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-185-7-14
Abstract. We examine the formation of the concept of "value orientations", "professional value orientations of students". The classification is presented taking into account the following profes-
© Чванова М.С., Киселева И.А., 2020
7
sional value orientations: "professional and personal", "professional and group", "social and professional". Professional value orientations are analyzed taking into account their importance, with subdivision into instrumental and terminal ones. We consider the development of professional value orientations in a historical and logical sequence with a change of stages, with characteristic features, taking into account the presented classification. The following periods are considered: the second half of the 19th - early 20th century, 20-40s of the 20th century, 50-60s of the 20th century, 60-80s of the 20th century, 80-90s of the 20th century, 21th century. The characteristic features of the stage, the means of influencing the value orientations of young people, are analyzed, which made it possible to identify the transformation of professional value orientations over time, including in the context of Internet socialization.
Keywords: value orientations; professional value orientations; terminal values; instrumental values; Internet socialization of youth
Acknowledgements: Results received with the financial support of Russian Foundation for Basic Research according to the research project "Transformation of the system of professional and value orientations of young people in the context of Internet socialization and the uncertainty of the future world of professions", no. 19-29-07287, 2019-2021.
For citation: Chvanova M.S., Kiselyova I.A. Istoriko-logicheskiy analiz issledovaniy po formiro-vaniyu professionalno-tsennostnykh oriyentatsiy studentov v kontekste internet-sotsializatsii [Historical and logical analysis of research on the development of professional value orientations of students in the context of Internet socialization]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Введение. Эпоха информатизации, ее постоянная динамика, неустойчивость требуют развития определенных качеств и постоянной адаптации в гармонии с общечеловеческими ценностями. В настоящее время интернет-общение превалирует перед агентами традиционной социализации. Это приводит к трансформации системы отношений (к культуре, творчеству, самообразованию и др.) и профессионально-ценностных ори-ентаций молодежи. В рамках исследования необходимо проанализировать формирование профессионально-ценностных ориента-ций студентов в условиях разных исторических этапов развития общества. Каждая историческая эпоха выражается в иерархии ценностей, связанных с общим экономическим и культурным уровнем ее развития.
В указанных условиях важно проанализировать с позиций историко-логического подхода трансформацию профессионально-ценностных ориентаций, в том числе в контексте интернет-социализации. Этому посвящены следующие разделы публикации.
Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов. В настоящее время ученые всесторонне рассматривают проблему формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов (К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Кругло-ва, В.А. Матусевича, В.Л. Оссовского,
И.М. Поповой, М.Х. Титмы и др.). В научных работах авторы рассматривают типы и различные классификации профессиональных ценностей, ценностных ориентаций.
К.А. Абульханова-Славская «к профессиональным ценностным ориентациям относит: материальное вознаграждение за труд, удовлетворение потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности» [1].
В.А. Сластенин, В.А. Матусевич, В.Л. Ос-совский «выделяют две основные группы профессиональных ценностей: ценности самодостаточного (отражающие содержание профессиональной деятельности) и инструментального (отражающие внешние аспекты профессиональной деятельности, например, заработную плату и условия труда) типов» [2].
О.А. Сидоренко в своей работе раскрывает суть данной типологии и «рассматривает содержание профессионального труда как средство удовлетворения потребностей, связанных с самой профессиональной деятельностью, и называет профессионально-ценностные ориентации ориентациями самодостаточного типа. В свою очередь, заработная плата и условия труда рассматриваются как средство удовлетворения потребностей, лежащих за пределами самой профессиональной деятельности. Труд в этом отношении
выступает в качестве средства достижения других ценностей, является инструментом получения желаемого. В этом случае ориентации называют ориентациями инструментального типа» [3, с. 23].
По мнению И.Ф. Исаева, классификацию профессиональных ценностей необходимо разделить на следующие уровни, на которых существуют ценности: общественно-профессиональные ценности, профессионально-групповые ценности, индивидуально-личностные ценности [4].
Рассмотрим классификацию Е.В. Фроловой. Автор рассматривает духовно-нравственные и профессионально-прагматические ценности с позиции личностно-профессио-нальных и социально-профессиональных ценностных ориентаций [5]. В свою очередь, личностно-профессиональные ценностные ориентации направлены на взаимоотношения с самим собой, а социально-профессиональные ориентации направлены на взаимоотношения окружающих.
Таким образом, исходя из имеющихся классификаций и типологий систематизируем профессионально-ценностные ориентации студентов. На наш взгляд, основанием систематизации профессионально-ценностных ориентаций может стать их классификация с учетом следующих профессионально-ценностных ориентаций: «профессионально-личностные», «профессионально-групповые», «социально-профессиональные». Причем ранжировать ценности мы будем с учетом их значимости, подразделяя их на инструментальные и терминальные. Терминальные ценности представляют собой убеждения в значимости той или иной цели и необходимости стремления к ней. Инструментальные ценности отражают убеждения в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным для достижения целей. При таком делении мы разделяем ценности-цели и ценности-средства для достижения поставленных целей.
1. Профессионально-личностные ценностные ориентации проявляются в нетрадиционном подходе к решению тех или иных проблем, способности действовать самостоятельно и, как правило, отражают личное отношение к выбранной профессии. Терминальные ценности, такие как профессиональная карьера, интересная работа, творческий
аспект деятельности, самореализация, направлены на достижения профессионально-личностных целей в профессиональной деятельности. Для достижения поставленных целей необходимы инструментальные ценности, такие как ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, самообразование, самоконтроль.
2. Профессионально-групповые ценностные ориентации представляют собой набор идей, концепций, правил, регулирующих профессиональную деятельность определенных групп специалистов. В этой связи терминальными ценностями будут коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом, сплоченный коллектив, профессиональное общественное признание, а инструментальные ценности, такие как стремление прийти на помощь, способность экспериментировать, генерировать идеи, терпимость к взглядам и мнениям других, являются средствами для достижения целей группы.
3. Социально-профессиональные ценностные ориентации отражаются во внешнем аспекте профессиональной деятельности и связаны с отношением общественности, статусом той или иной профессии. Терминальными ценностями могут быть материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, гарантированность работы, образование, а инструментальными - высокие запросы, трудолюбие, ценность труда, образованность.
В рамках исследования необходимо проанализировать развитие профессионально-ценностных ориентаций в историко-логической последовательности со сменой этапов, с характерными признаками и с учетом рассмотренной выше классификации (табл. 1).
Рассмотрим более подробно каждые из этапов развития профессионально-ценностных ориентаций.
1. Вторая половина XIX - начало XX века. На данном этапе в приоритете духовные, нравственные, национальные и общечеловеческие ценности. На первый план выдвигалась проблема развития личности, формирование ее духовной культуры, ценностных ориентаций. «Людей оценивают по тому, как они служат своему народу, нации, обществу. Молодежь стремится брать пример с предпринимателей, которые добились успеха своим трудолюбием, целеустремлен-
ностью, деловитостью, предприимчивостью и творческой инициативностью» [6]. Формируются такие ценностные ориентации, как честность, ответственность, справедливость. На наш взгляд, в данный период преобладают профессионально-личностные и профес-
сионально-групповые ценностные ориентации преимущественно инструментального характера: ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация, стремление прийти на помощь.
Таблица 1
Этапы развития профессионально-ценностных ориентаций
Этап Признаки этапа Профессионально-ценностные ориентации Средства
Вторая половина XIX - начало XX века Этап формирования высококультурной личности, человека и гражданина с ценными идеалами, готовых посвятить себя служению своей стране. Развитие личности, формирование духовной культуры, ценностных ориентаций ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация, стремление прийти на помощь художественная литература, театры, балет, опера, поэзия, искусство
20-50-е гг. ХХ века Этап остался в истории как период, богатый революциями и войнами. Характерной чертой молодого поколения являлся революционный романтизм. В данный период популярны профессии, связанные с военным делом, а в 40-е гг. - строительные профессии коллективный труд, взаимопомощь, терпимость к взглядам и мнениям других, ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, стремление прийти на помощь кинематограф, театр, музыка, художественная литература
50-60-е гг. ХХ века Этап становления раннего социализма. Развивается экономика, образование, научно-технический потенциал. Популярны профессии врача, учителя, космонавта коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом, сплоченный коллектив, профессиональное общественное признание, профессиональная карьера, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация художественные фильмы, художественная литература, телевидение, комсомол, клубы по интересам
60-80-е гг. ХХ века Этап, связанный с пропагандой ценностных установок под влиянием власти. Популярны профессии, связанные с научными исследованиями (физики, биологи, географы) ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, профессиональная карьера, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация, коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом, сплоченный коллектив, профессиональное общественное признание художественные фильмы, телевидение, комсомол, кружки юных радиолюбителей, конструкторов, механиков
80-90-е гг. ХХ века Трансформация базовых социальных институтов, эволюция российской ментальности. 1980-е гг. стали началом эры программирования. 1990-е гг. связаны с развитием рыночной экономики. Популярны профессии экономистов, бухгалтеров и финансистов материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, гарантированность работы, образование, высокие запросы, профессиональная карьера художественные фильмы, кино, телевидение, сеть Интернет
ХХ1 век Период переоценки ценностей: приоритет отдается материальным ценностям, личным интересам, деловым связям. Развитие сети Интернет материальное вознаграждение, престижность профессии, власть, личностное развитие, профессиональный рост художественные фильмы, кино, телевидение, социальные сети, интернет-сообщество, системы дистанционного обучения, образовательные порталы
2. 20-50-е гг. ХХ века. Период, богатый революциями и войнами. Необходимо отметить, что данный исторический этап «характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право), провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство, беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм» [7]. Интересы государства в данный период важнее, чем интересы семьи и личности, поэтому, по нашему мнению, в данный период преобладают профессионально-групповые ценностные ориентации: коллективный труд, взаимопомощь, терпимость к взглядам и мнениям других, ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, стремление прийти на помощь.
3. 50-60-е гг. ХХ века. «На данном историческом этапе главной задачей было строительство коммунистического общества, а также либерализация во внешней и внутренней политике страны, гуманизация и гуманитаризация жизни и науки» [8]. В данный период в стране активно развивается экономика, достаточно высокий научно-технический потенциал, уровень образования населения. К основным ценностным ориента-циям данного периода можно отнести «мир во всем мире, благополучие страны, возможность принести пользу обществу и государству, духовность и нравственность, образованность и культурность, наличие крепкой семьи» [9]. На наш взгляд, на данном историческом этапе развиваются профессионально-личностные и профессионально-групповые ценностные ориентации с преобладанием терминальных ценностей: коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом, сплоченный коллектив, профессиональное общественное признание, профессиональная карьера, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация.
4. 60-80-е гг. ХХ века. Для данного периода характерна идеология КПСС, которая «прививала молодежи такие ценности, как ответственность, порядочность, работа в коллективе, чувство патриотизма. Молодежь
«советского» образца (60-80 гг. ХХ века) мечтала обучиться ремеслу, которое было ей интересно, была цель стать профессионалом в своей области, этому также способствовала и система распределения. Приоритетна возможность заниматься интересной, содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе»1. Активно развиваются кружки юных радиолюбителей, конструкторов, механиков, которые оказывают влияние на профессиональное становление молодежи. По нашему мнению, в данный период преобладают профессионально-личностные и профессионально-групповые ценностные ориентации: ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, профессиональная карьера, интересная работа, творческий аспект деятельности, самореализация, коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом, сплоченный коллектив, профессиональное общественное признание.
5. 80-90-е гг. ХХ века. Данный период связан с распадом СССР, переоценкой ценностей. У молодого поколения снижаются такие ценности, как долг перед государством, польза обществу, стремление быть нужным людям [10, с. 124]. Основные жизненные ценностные ориентации связаны с личным успехом, благосостоянием, семейным счастьем. Применяются зарубежные экономические и политические модели, которые приводят к заимствованию западных духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала2. На наш взгляд, на данном историческом этапе развиваются профессионально-личностные и социально-профессиональные ценностные ориентации с преобладанием терминальных ценностей: материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, гарантированность работы, обра-
1 Ценностные ориентации старших школьников в 80-х гг. XX века и в настоящее время в России: сравнительный анализ. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsem Uchitelam/prochee/tsiennostnvie oriientatsii starshikh sh kol nikov v 80 khgh xx vieka i v nastoia (дата обращения: 13.05.2020).
2 Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. XX века. URL: https://histerl.ru/kurs sssp/pod-robno/osnovnie tendencii razvitia kulturi.htm (дата обращения: 13.05.2020).
зование, высокие запросы, профессиональная карьера.
6. ХХ1 век. Период переоценки ценностей: приоритет отдается материальным ценностям, личным интересам, деловым связям. Система ценностных ориентаций в данный период характеризуется индивидуализацией ценностных ориентаций. Наблюдается некоторая несогласованность между ценностными ориентациями и социальным поведением
[11]. Все больше времени молодое поколение проводит в сети Интернет, появляются интернет-профессии для удаленной работы: интернет-маркетолог, SMM-менеджер, контент-маркетолог, копирайтер, дизайнер, SEO-специа-лист, программист, веб-аналитик. Появляются новые формы интернет-социализации, а именно: социальные сети, интернет-сообщество, системы дистанционного обучения, образовательные порталы, телеконференции
[12]. Происходит трансформация профессионально-ценностных ориентаций молодежи в эпоху Интернета. Необходимо отметить, что в данный период ценность знаний снижается, усиливается прагматизм и утилитаризм, преобладают инструментальные установки, наблюдается тенденция к сокращению расхождения между инструментальными и терминальными ценностями. По нашему мнению, в данный период преобладают профессионально-личностные и социально-профессио-
нальные ценностные ориентации: материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, гарантированность работы, образование, высокие запросы, профессиональная карьера.
Заключение. Таким образом, проанализировав этапы становления и развития профессионально-ценностных ориентаций, можно говорить о трансформации профессионально-ценностных ориентаций молодежи. В начале XX века преимущественно преобладали профессионально-личностные ценностные ориентации (ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей) и профессионально-групповые ценностные ориентации (стремление прийти на помощь, коллективный труд, взаимопомощь, обмен опытом). Если в 20-80-е гг. ХХ века преобладают профессионально-групповые ценностные ориентации (коллективный труд, взаимопомощь, терпимость к взглядам и мнениям других, ответственность, старательное выполнение трудовых обязанностей, стремление прийти на помощь), то в 90-е гг. ХХ века и в ХХ1 веке преобладают профессионально-личностные и социально-профессиональные ценностные ориентации (материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, гарантированность работы, образование, высокие запросы).
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Сидоренко О.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 214 с.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002.
5. Фролова Е.В. К вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза // Наука и школа. 2017. № 5. С. 108-111.
6. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998. 518 с.
7. Советская культура 20-40-х гг. / сост. С.А. Бочан. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2010. 24 с.
8. Антоненко С.А. Становление аксиологических оснований отечественной педагогики в конце 50-х -начале 60-х годов XX века // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 4. С. 148-154.
9. Бокова Я.М. Эволюция общественных настроений и массового сознания советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х гг. XX века // Исторические исследования: материалы 3 Между-нар. науч. конф. Казань: Бук, 2015. С. 41-45.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2010. 592 с.
11. Лебеденко О.А. Социально-философский анализ ценностных ориентаций студентов современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3-2 (9). Ч. 2. С. 122-125.
12. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. № 6 (170). С. 32-40. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activity and Personality Psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1980, 335 p. (In Russian).
2. Slastenin V.A., Isayev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 2000. (In Russian).
3. Sidorenko O.A. Formirovaniye professional'no-tsennostnykh oriyentatsiy studentov pervogo kursa v prot-sesse ikh podgotovki v pedagogicheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Professional Value Orientations of First-Year Students in the Process of their Preparation in a Pedagogical University. Cand. ped. sci. diss.]. Krasnoyarsk, 2004, 214 p. (In Russian).
4. Isayev I.F. Professional 'no-pedagogicheskaya kul 'tura prepodavatelya [Professional and Pedagogical Culture of the Lecturer]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. (In Russian).
5. Frolova E.V. K voprosu o sistematizatsii professional'nykh tsennostnykh oriyentatsiy studentov vuza [To the issue of systematization of professional value orientations of university students]. Nauka i shkola -Science and School, 2017, no. 5, pp. 108-111. (In Russian).
6. Kinelev V.G., Mironov V.B. Obrazovaniye, vospitaniye, kul'tura v istorii tsivilizatsiy [Education, Upbringing, Culture in the History of Civilizations]. Moscow, 1998, 518 p. (In Russian).
7. Bochan S.A. (compiler). Sovetskaya kul'tura 20-40-kh gg. [Soviet Culture of the 20-40s]. Novocherkassk, Platov South-Russian State Polytechnic University Publ., 2010, 24 p. (In Russian).
8. Antonenko S.A. Stanovleniye aksiologicheskikh osnovaniy otechestvennoy pedagogiki v kontse 50-kh -nachale 60-kh godov XX veka [Formation of the axiological foundations of domestic pedagogy in the late 50s and early 60s of the 20th century]. VestnikBaltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant], 2011, no. 4, pp. 148-154. (In Russian).
9. Bokova Y.M. Evolyutsiya obshchestvennykh nastroyeniy i massovogo soznaniya sovetskogo obshchestva v seredine 50-kh - pervoy polovine 60-kh gg. XX veka [Evolution of public sentiments and mass consciousness of Soviet society in the mid 50s - first half of the 60s. XX century]. Materialy 3 Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Istoricheskiye issledovaniya" [Proceedings of the 3rd International Scientific Conference "Historical Research"]. Kazan, Buk Publ., 2015, pp. 41-45. (In Russian).
10. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskiy portret [Youth of Russia: a Sociological Portrait]. Moscow, Social Forecasting and Marketing Center, 2010, 592 p. (In Russian).
11. Lebedenko O.A. Sotsial'no-filosofskiy analiz tsennostnykh oriyentatsiy studentov sovremennoy Rossii [Social-philosophical analysis of students' value orientations in modern Russia]. Istoricheskiye, filosofskiye, po-liticheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki - Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2011, no. 3-2 (9), ch. 2, pp. 122-125. (In Russian).
12. Chvanova M.S., Anureva M.S., Kiseleva I.A. Novyye formy sotsializatsii studencheskoy molodezhi v inter-net-prostranstve [New forms of socialization of student youth in the Internet space]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 32-40. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-32-40. (In Russian).
Информация об авторах
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2993-0194
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3557-216X
Конфликт интересов отсутствует.
Для контактов:
Киселева Ирина Александровна
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.07.2020 г.
Поступила после рецензирования 24.08.2020 г.
Принята к публикации 25.09.2020 г.
Information about the authors
Marina S. Chvanova, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Information Systems and Technologies Department. K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2993-0194
Irina A. Kiselyova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3557-216X
There is no conflict of interests.
Corresponding author:
Irina A. Kiselyova
E-mail: [email protected]
Received 27 July 2020
Reviewed 24 August 2020
Accepted for press 25 September 2020