Научная статья на тему 'Формирование доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения'

Формирование доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СРЕДА / FINANCIAL ENVIRONMENT / АГРОБИЗНЕС / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL INSTRUMENTS / СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / URAL CREDIT COOPERATION / AGROBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синько Ю. В.

В статье предлагается решение проблемы формирования доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения посредством учета и использования выявленных внешних экономических инструментов развития кредитной кооперации в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of available system of small financing of small agrobusiness and the population

The scientific article «Formation of available system of small financing of small agrobusiness and the population through financial instruments of the solution of problems of development of rural credit cooperation» represents the decision of an actual problem of formation of accessible system of small crediting of small agrobusiness and the population by means of the account and use of the revealed external economic tools of development of credit cooperation in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения»

УДК 330.101.542

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СИСТЕМЫ МЕЛКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ

Ю.В. Синько, канд. экон. наук,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье предлагается решение проблемы формирования доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения посредством учета и использования выявленных внешних экономических инструментов развития кредитной кооперации в современной России.

Ключевые слова: финансовая среда, агробизнес, финансовые инструменты, сельская кредитная кооперация.

Abstract. The scientific article «Formation of available system of small financing of small agrobusiness and the population through financial instruments of the solution of problems of development of rural credit cooperation» represents the decision of an actual problem of formation of accessible system of small crediting of small agrobusiness and the population by means of the account and use of the revealed external economic tools of development of credit cooperation in modern Russia.

Keywords: financial environment, agrobusiness, financial instruments, ural credit cooperation.

Процесс становления и развития сельскохозяйственной (далее - сельской) кредитной кооперации в РФ, формирования адекватной современным реалиям экономики ее финансовой среды, представляет собой целый комплекс мероприятий, решение которых обусловлено наличием ряда проблем.

В литературе выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие финансовой среды сельской кредитной кооперации в РФ [13, 18, 24]: неразвитость кооперативного законодательства, отсутствие стратегии ее развития и государственной поддержки, ограниченность ресурсной базы кредитных кооперативов и пр. Для решения данных проблем предлагаются следующие мероприятия:

■ принятие специального закона о сельской кредитной кооперации и общей перспективной стратегии ее развития;

■ активизация государственной поддержки сельской кредитной кооперации на начальном этапе ее развития в стране, через выделение средств из федерального бюджета на формирование стартового капитала региональных кооперативов (не раскрывая количественных показателей).

Тем не менее некоторые проблемы развития финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ пока остались не рассмотренными, среди них можно выделить следующие:

1. Недооценка в ряде регионов органами власти социально-экономического значения кредитных кооперативов, что определяется становлением сельской кредитной кооперации и неразвитостью федерального законодательства, отсутствием экономической политики по ее развитию, невключением в планы социально-экономического развития территорий.

2. Неурегулированность вопросов, связанных со стимулированием развития сельской кредитной кооперации, в том числе в области налогообложения.

3. Отсутствие свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов, неразвитость политики привлечения сбережений, зависимость кредитных кооперативов от внешних источников финансирования деятельности, в том числе международных.

4. Низкий уровень финансовой подготовки специалистов кредитных кооперативов, что вполне объективно: система высшего образования не имеет соответствующих учебных заведений, нет программ по подготовке специалистов для работы в кредитных кооперативах, отсутствует в достаточном объеме методическая литература.

5. Относительно низкий уровень работы по подбору состава и привлечению новых пайщиков.

6. Отсутствие объективно обоснованных прогнозов развития кредитных кооперативов и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов.

7. Недооценка необходимости финансового объединения различных форм кредитных кооперативов и создания финансовой системы кредитной кооперации, что определяется разрозненностью их функционирования и неравномерностью развития по регионам.

8. Недостаточная настойчивость в пропаганде социально-экономической значимости кредитной кооперации, проблемы надзорности,

рисков, экономических показателей деятельности кооперативов, требующих теоретических разработок и издания соответствующих методических рекомендаций и положений.

Проблемы, связанные с развитием финансовой среды сельской кредитной кооперации, не ограничиваются перечнем, приведенным выше. Необходимо отметить, что кредитные кооперативы имеют и индивидуальные проблемы, обусловленные определенной дифференциацией по видам выдаваемых займов и категориям пайщиков. Таким образом, развитие сельской кредитной кооперации РФ определяется решением целого комплекса проблем, инструменты которых разнообразны и представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные проблемы финансовой среды развития сельской

кредитной кооперации РФ

Проблемы финансовой среды Способы решения проблем

Инструменты Уровень решения

Отсутствие финансовой стратегии развития Создание специальной финансовой стратегии развития кредитной кооперации Федеральный

Отсутствие, неразвитость и противоречивость законодательной базы Принятие специального кооперативного законодательства Федеральный

Не определен социально-экономический статус кредитного кооператива в финансово-кредитной системе страны Введение организационно-правовой формы - некоммерческая организация с расширенными функциями Федеральный

Не урегулированы вопросы стимулирования развития, рисков, экономических показателей надежности, возвратности вложенных средств Государственная поддержка, принятие поправок в налоговое, банковское, земельное, бюджетное законодательство, создание спецфондов гарантий Федеральный, региональный

Ограниченность ресурсной базы Государственная и международная поддержка, международные проекты, развитие политики привлечения сбережений, кредитов Федеральный, региональный, кооперативный

Отсутствие прогнозов развития и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов Разработка бизнес-планов На уровне кооператива

Продолжение таблицы 1

Проблемы финансовой среды Способы решения проблем

Инструменты Уровень решения

Низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в области финансов Создание научно-практического центра, внедрение в учебный процесс дисциплин по кредитной кооперации, разработка и издание методической литературы Федеральный, региональный

Пропаганда социально-экономической значимости кредитной кооперации Личные контакты, СМИ, информационно-издательская деятельность На всех уровнях

В качестве инструмента развития финансовой среды сельской кредитной кооперации в теоретических исследованиях предлагается ее регулирование. Так, С.Б. Коваленко [13] регулирование видит на основе сочетания методов государственного регулирования и возможностей ее рыночного саморегулирования. Регулирование рассматривается посредством выделения его форм:

1) со стороны рыночного саморегулирования: стихийное - реакция кооперативов на действия рынка и сознательное регулирование - целенаправленное регулирование через расширение услуг, создание иерархической системы, установление льготных ставок по кредитам и вкладам;

2) со стороны государства: прямое - разработка законодательства и косвенное регулирование - предоставление льгот и участие кооперативов в государственных программах.

В.М. Пахомов [18] регулирование видит на основе сочетания методов государственного и кооперативного регулирования, рассматривая виды регулируемых отношений (имущественные, фискальные, компенсационные, залоговые) со стороны государства и кооператива. Применение таких форм регулирования не вызывает сомнений. Предлагается продолжить исследование данного вопроса.

На наш взгляд, развитие финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ может осуществляться через механизм изменения преобладающей формы финансового потока: в первую очередь по пути увеличения количества кредитных кооперативов в регионах за счет государственной поддержки, затем - качественного совершенствования

системы сельской кредитной кооперации за счет развития на основе собственных финансовых ресурсов. Такое развитие определяется взаимосвязанностью и взаимозависимостью выделенных периодов. Рассмотрим специфику такого развития сельской кредитной кооперации.

Первоочередной задачей выступает увеличение числа кредитных кооперативов. Можно рассчитать предельную (max) численность кредитных кооперативов на территории всей РФ (Х). Ее можно определить на основе разработанной нами функциональной зависимости f от параметров a, b, c, d и е:

X = f {a, b, c, d, e}, (1)

где: а - численность потенциальных пайщиков кредитных кооперативов (физических и юридических лиц);

b - ограничения кооперативного законодательства по максимальной численности пайщиков;

с - плотность населения;

d - степень развития транспортной инфраструктуры;

е - степень развития финансово-кредитных организаций.

Возможным вариантом определения границ этапов количественного развития сельской кредитной кооперации и ее качественного совершенствования может выступать образование достаточного количества кредитных кооперативов в регионах, которым можно считать пять кредитных кооперативов на каждые 10 тысяч населения.

На первоначальном этапе количественное развитие сельской кредитной кооперации должно строиться на основе ее государственной поддержки, неразвитость которой является очевидным фактом. Государственное вмешательство в процесс развития кредитных кооперативов исключать нельзя, но, тем не менее, роль государства должна состоять, опираясь на опыт развития сельской кредитной кооперации в Волгоградской области и мировой опыт, из следующих мероприятий:

1) правительству следует создать благоприятную финансовую среду для развития сельской кредитной кооперации и научно-исследовательских разработок по ее проблемам;

2) содействовать привлечению иностранных экспертов, способствовать распространению отечественного и зарубежного опыта и др.

Совершенствование системы финансовой среды сельской кредитной кооперации и наращивание темпов ее развития могут сопрово-

ждаться расширением круга финансовых операций и предоставляемых видов услуг (осуществление посреднических операций, прием вкладов от всех желающих и др.), созданием иерархической системы, образованием организаций, способствующих развитию и укреплению системы сельской кредитной кооперации - страховые, ипотечные и другие организации, как это наблюдается в европейских странах, а также в США и Канаде.

В качестве основных мер количественного развития сельской кредитной кооперации можно предложить следующие:

■ определить социально-экономический статус сельской кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны;

■ решить проблему надзорности за деятельностью кредитных кооперативов;

■ определить направления и объемы государственной финансовой поддержки, стимулирования ее развития;

■ расширить спектр предлагаемых экономических методов, создать в регионах устойчивую сеть кооперативов;

■ решить вопросы ограниченности ресурсной базы, активизировать пропаганду социально-экономической значимости кредитной кооперации.

Определение социально-экономического статуса сельской кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны обусловлено необходимостью скорейшего развития малого агробизнеса. От того, какими функциями будет наделен кредитный кооператив как финансовая организация, совокупность каких финансовых операций и услуг он вправе будет осуществлять, и зависит дальнейший рост числа кооперативов и формирование доступной системы мелкого кредита. Если кредитный кооператив продолжит оставаться только некоммерческой организацией, оказывающей исключительно ссудо-сберегательные услуги своим пайщикам, то он не способен будет стать организацией, удовлетворяющей все потребности своих пайщиков, как это наблюдается в экономически развитых странах. Уже сегодня кооперативы выходят за рамки своей деятельности, оказывая разнообразные финансовые услуги. Они должны стать универсальными организациями, осуществляющими максимально широкий круг предоставляемых финансовых услуг своим пайщикам. Нет необходимости предусматривать их и в качестве кредитной организации, т. к. в этом случае она будет лишь дублировать функции коммерческих банков. Вариант развития кредит-

ного кооператива сначала в форме некоммерческой организации, а при достижении определенных характеристик (выход за рамки ограничения по числу пайщиков, величины паевого фонда и др.) в форме небанковской депозитной кредитной организации имеет больше минусов, чем плюсов, что определяется необходимостью введения различных норм (правовых, финансовых, организационных и др.) для двух различных по статусу организаций. Наиболее приемлемым вариантом является возможность кооперативным организациям иметь право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом о банках и банковской деятельности.

Целесообразность государственной финансовой и правовой поддержки кредитных кооперативов подтверждается отечественным и мировым опытом. Страны Европы, США, Канада, Япония оказывают всестороннее содействие развитию финансовой среды сельской кооперации.

Анализ мирового и отечественного опыта показал, что государственная финансовая поддержка развитию финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ должна оказываться по следующим основным направлениям:

1. Кооперативное законодательство с льготами по налогообложению и кредитованию (снижение или освобождение от налогов).

2. Обеспечение стартовым капиталом.

3. Предоставление налоговых льгот коммерческим банкам на те ссуды, которые они на льготных условиях предоставляют кредитным кооперативам.

4. Создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (гарантийный и др.).

Объемы государственной финансовой поддержки должны соответствовать возможностям эффективного их использования системой сельской кредитной кооперации. Так, размер гарантийного фонда, для придания устойчивости системе сельской кредитной кооперации, должен составлять не менее 10% от консолидированного портфеля займов кредитных кооперативов.

Предоставление государством налоговых каникул для вновь создаваемых кредитных кооперативов на два-три года будет способствовать оживлению развития финансовой среды сельской кредитной кооперации, развитию пайщиков, и в конечном итоге региона в целом. Развитие сельской кредитной кооперации (по стране) от предоставления налого-

вых каникул кредитным кооперативам можно рассчитать согласно разработанному нами коэффициенту развития Т:

п ГГА

т = У , (2)

где: ТА. - сумма налоговых обязательств кредитных кооперативов 1-ого региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности перед бюджетом - недоимка и отсроченные платежи);

В. - накопленный доход за период налоговых каникул /-ого региона.

Большую эффективность налоговые каникулы обеспечат при изменении социально-экономического статуса кредитного кооператива, в процессе качественного совершенствования системы сельской кредитной кооперации (расширение круга операций и предоставляемых видов финансовых услуг, создание иерархической системы и др.).

Одним из направлений развития финансовой среды сельской кредитной кооперации могло бы стать преобразование части бюджетных средств для аграрного сектора в долгосрочные беспроцентные кредиты и их страхование.

Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации РФ предполагает формирование дополнительных возможностей применения для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Это требует внесения ряда изменений в законодательную базу, регламентирующих деятельность кредитных кооперативов, неразвитость которых отрицательно сказывается на возможности возникновения, развития и практической деятельности кредитных кооперативов, обуславливает стихийность процесса их развития по стране. Все это сказывается на следующих показателях и направлениях деятельности: увеличение числа кооперативов, пайщиков, активов; судебная практика ликвидации кооперативов ввиду отсутствия соответствующих законодательных механизмов.

Предложенные экономические методы были выработаны нами на основе анализа действующего российского и зарубежного законодательства (опыт Германии), в том числе банковского, исторического опыта царской России.

Приведение действующего кооперативного законодательства к единым нормам и понятийному аппарату устранит противоречия в действующих законах.

Принятие и совершенствование экономических методов в действующем кооперативном законодательстве ускорит процесс формирования кредитных кооперативов в сельской местности, а, следовательно, и процесс развития всей финансовой среды сельской кредитной кооперации.

Острой задачей развития финансовой среды сельской кредитной кооперации в настоящее время выступает создание в регионах устойчивой сети кредитных кооперативов, основой которых могут выступать фонд финансовой взаимопомощи (гарантий и поддержки), фонд гарантий сбережений пайщиков, которые имеют право на активную деятельность, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Одним из сдерживающих факторов развития кредитных кооперативов является необходимость обеспечить финансовую подготовку и переподготовку руководителей и специалистов кредитных кооперативов и их союзов. Ввиду отсутствия в РФ системы финансовой подготовки специалистов для работы в кредитных кооперативах на базе действующих учебных заведений, эту функцию, в большинстве своем, выполняют региональные ассоциации кооперативов. В связи с этим возникает необходимость создания в регионах сети учебных центров (возможно при кооперативах второго уровня), в перспективе создание единого учебного центра - вуза или возложение функций на один из действующих вузов (например, Российский университет кооперации). В целом, необходимы Федеральная программа по подготовке соответствующих кадров и выпуск методической литературы. Государственная поддержка подготовки и повышения квалификации специалистов кредитных кооперативов закреплена законодательством, однако на практике она крайне недостаточна.

Формирование кооперативных отношений в рамках кредитной кооперации сегодня возможно только при наличии научно-практических организаций и центра, каким в России был Комитет сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ при Московском обществе сельского хозяйства. Его формирование необходимо с целью сбора, обобщения и распространения сведений о современном развитии кооперации в стране и мире, проводимых исследованиях, выработки разного рода инструкций и отчетных материалов, определения единого направления развития. В настоящее время в РФ нет единой организации, осуществляющей развитие всех форм кредитных кооперативов. Так, например, развитие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов осуществляют такие организации как: Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации,

Ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Лига кредитных союзов и т.д. Поэтому функции такого центра может взять на себя вновь созданная организация, которая будет осуществлять развитие всего кооперативного движения в России и объединять разрозненно действующие кооперативные структуры.

Немаловажное значение количественного развития сельской кредитной кооперации необходимо отводить всесторонней активизации пропаганды социально-экономической значимости кредитной кооперации, международного опыта, достижений лучших кооперативов. Население в основной своей массе не имеет элементарного представления о кредитной кооперации. Члены кооперативов, органы власти, СМИ должны способствовать распространению идей кооперации: через личные беседы, совершенствуя информационно-издательскую деятельность, привлекая руководителей организаций и их профсоюзных деятелей в сферу кооперации. Необходимо наладить не только PR (Public Relation - связи с общественностью), но и GR (Government Relation - правительственные связи). Это - систематическая работа, как правило, кооперативов второго уровня, с правительственными органами, членами Федерального Собрания, руководителями округов и главами регионов, общественными организациями. Необходимо издание как минимум трех специализированных журналов по кредитной кооперации, которые были бы полностью посвящены ее пропаганде, при этом, сотрудничая с рядом специализированных изданий: газетами «Российская кооперация», «Потребительская кооперация»; пресс-бюллетенями «АККОР», «Сельский кредит»; журналами «Деньги и кредит», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». Необходимо создать каталог учебной и методической литературы по сельской кредитной кооперации.

Одной из важных предпосылок развития финансовой среды кредитной кооперации является разработка и принятие общенациональной «Концепции развития кредитной кооперации в РФ», проекта «Концепции развития сельской кредитной кооперации в России», при участии заинтересованных министерств, ведомств, организаций, с целью определения дальнейших направлений ее развития. Правительству РФ в этом случае целесообразно создать комитет (постоянно действующую комиссию) по развитию кредитной кооперации в РФ. В качестве обобщающего документа в концепции может быть учтена разработанная нами модель формирования системы сельской кредитной кооперации РФ и ее финансовых потоков.

<д|Ь>

Принципиальным моментом выступает формирование системы сельской кредитной кооперации лишь в рамках создания национальной системы кредитной кооперации. Так как различные формы кредитных кооперативов имеют право объединяться и образовывать свои организации, то возможно построение других систем.

Рассмотрим формирование потока денежных средств системы сельской кредитной кооперации (рис. 1).

Первый уровень

Кредитные кооперативы различных форм на селе

(Местный уровень)

Филиалы, представительства, представители

Второй уровень

Пайщики

(Региональный уровень)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный кредитный кооператив

Кооперативный банк федерального округа

Третий уровень

Национальный кредитный кооператив

Фонды (гарантийный резервный и др.)

(Федеральный уровень)

Центральный кредитный кооперативный банк

Фонды (гарантийный, резервный и др.)

Внешние источники финансовых ресурсов (финансовые ресурсы государственные, финансово-кредитных институтов, международных организаций и др.)

Условные обозначения:

^ формирование финансовых ресурсов ----предоставление и перераспределение финансовых ресурсов

Рис 1. Модель финансовых потоков системы сельской кредитной кооперации

Согласно авторской концепции, при ее реализации необходимо исходить из следующих принципов:

■ поэтапное трехуровневое иерархическое развитие;

■ ориентация на удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков;

■ четкая структура обязанностей и ответственности каждого уровня системы.

Построение такой модели базируется на необходимости в кредитных кооперативах малого агробизнеса и населения и учитывает мировой опыт.

Основой формирования системы сельской кредитной кооперации является пайщик.

Целью первого уровня выступает создание сети стабильно работающих кредитных кооперативов, функцией которых является удовлетворение финансовых и иных потребностей пайщиков и кооператива, посредством:

■ выдачи займов;

■ привлечения сбережений; оказания дополнительных услуг (посреднических, информационных и иных);

■ управления собственными и привлеченными ресурсами;

■ контроля за финансовыми операциями; роста структур (филиал, представительство, представитель);

■ отчислений в региональный кредитный кооператив и фонды.

Ресурсная база кооперативов образуется финансовыми средствами

внутренних (пайщик, структуры кооперативов, региональный кредитный кооператив) и внешних источников (кредитные организации, государство, международные партнеры). Развитие структур кооперативов и политики привлечения сбережений является одним из важных направлений деятельности кредитных кооперативов.

Цель второго уровня: создание условий для финансового развития кооперативов - пайщиков первого уровня и удовлетворение их финансовых потребностей посредством:

■ перераспределения временно свободных средств кооперативов первого уровня региональными кооперативами (региональных кооперативов кооперативными банками) внутри регионов (округов) и выдачи займов кооперативам первого уровня (региональным кооперативам);

■ предоставления дополнительных финансовых ресурсов банками федеральных округов за счет осуществления банковских операций.

Укрепление системы региональных кооперативов может осуществляться через созданные фонды: финансовой взаимопомощи, гарантийный, сбережений средств пайщиков. Поддержка государства будет заключаться в осуществлении контроля за деятельностью кооперативных структур, предоставлении финансовой поддержки. Развитие местного и регионального уровня системы будет обеспечивать и инфраструктура кредитной кооперации: союз кредитных кооперативов, региональный аудиторский союз, учебный центр.

Целью третьего уровня является создание условий для развития всей кредитной кооперативной системы и удовлетворение финансовых потребностей кооперативов - пайщиков второго уровня посредством:

■ межрегионального перераспределения средств;

■ предоставления банковских операций, осуществления расчетов;

■ взаимодействия с органами власти и международными организациями;

■ осуществления представительства, защиты прав и интересов всей системы сельской кредитной кооперации;

■ участия в разработке законодательной базы;

■ создания сети учебно-методических центров;

■ пропаганды деятельности кредитных кооперативов и организации научного обеспечения;

■ осуществления аудита и контроля за деятельностью кооперативов второго уровня, союзов и кооперативных банков, их мониторинга, наложения штрафов;

■ определения стратегии развития системы сельской кредитной кооперации.

Дополнительными финансовыми ресурсами развития системы будут служить средства, привлеченные на рынке капиталов, международном рынке, организациями, оказывающими иные финансовые услуги всей системе кредитной кооперации (ипотека, страхование, сделки с недвижимостью). Роль государства будет состоять в контроле за финансовой стабильностью и развитием всей системы кредитной кооперации.

Финансовая среда развития сельской кредитной кооперации РФ обусловлена рядом проблем, среди которых финансовые:

■ недооценка в ряде регионов органами власти социально-экономического значения кредитных кооперативов;

■ отсутствие со стороны органов власти экономической политики по развитию кредитной кооперации;

■ ограниченность ресурсной базы кооперативов;

■ неразвитость форм государственной поддержки и политики привлечения сбережений пайщиков;

■ отсутствие свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов и др.

В качестве важных направлений решения выявленных проблем предложен способ изменения преобладающей формы финансового потока сельской кредитной кооперации: в первую очередь по пути увеличения количества кредитных кооперативов в регионах за счет государственной поддержки, затем - качественного совершенствования системы сельской кредитной кооперации за счет развития на основе

собственных финансовых ресурсов. Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации предполагает формирование системы экономических методов. Среди которых:

■ выделение субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи;

■ создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков);

■ ограничение дополнительной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса;

■ контроль со стороны аудиторских союзов и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990г. № 395-1 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) // [Электронный ресурс]. URL:http: //www.garant.ru

3. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июня 2006г. № 135-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

6. Федеральный закон «О кредитной кооперации» от 18 июля 2006г. № 190-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

7. Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 07 августа 2001г. № 117-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

9. Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001г. № 128-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. № 193-Ф3 // [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru

11. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992г. № 3085-1 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru

12. Коваленко С.Б. Закономерности развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. - Энгельс, 2000.

13. Коваленко С.Б. Формирование и развитие кредитных кооперативных структур агробизнеса в реформируемой экономике: Автореф. дис. .. .докт. экон. наук / ИагП РАН. - Саратов, 2001

14. Корелин А.П. Кооперация и кооперативное движение в России (1861-1913гг.) // Россия в Х1Х-ХХвв. - СПб., 1998.

15. Коробейников Д.А. Формирование системы сельской кредитной кооперации с учетом экономических рисков: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Саратовский гос. агр. ун-т им. Н.И. Вавилова. - Саратов, 2002

16. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. -М., 1999.

17. Пахомов В.М. Роль кредитной кооперации в повышении экономической активности сельского населения // Сельский кредит. 2003. №12.

18. Пахомов В.М. Формирование и регулирование системы сельской кредитной кооперации: Автореф. дис. ... докт. экон. наук / ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова. -М., 2004

19. Российская национальная модель кредитной кооперации. Концепция / Под общ. ред. Г.М. Седовой. - СПб., 2000.

20. Синько Ю.В. Кредитные кооперативы Германии: история и современность // Финансы и кредит. 2004. №3(141).

21. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации / Пре-дисл., коммент.: Булочникова Л.А. и др. - М., 1989.

22. Файн Л.Е. Нэповский «эксперимент» над российской кооперацией // Вопросы истории. 2001. №7.

23. Файн Л. Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930.- Иваново, 2002.

24. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.