Научная статья на тему 'Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации'

Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СРЕДА / ПРОБЛЕМЫ / КОЛИЧЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СТАТУС / ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / RURAL CREDIT COOPERATION / FINANCIAL ENVIRONMENT / PROBLEMS / QUANTITATIVE DEVELOPMENT / STATUS / SUPPORT / ECONOMIC METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синько Юрий Владимирович, Лебедева Анастасия Владимировна

Становление в России рыночных условий предопределило формирование многоукладной экономики, что привело к усилению роли мелкотоварного сектора. Задачи формирования соответствующей обслуживающей ее финансовой инфраструктуры остались без должного внимания и требуют теоретического и практического обоснования. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее приемлемое решение данной задачи достигается через возрождение и развитие системы сельскохозяйственной (далее сельской) кредитной кооперации как института финансовой взаимопомощи и доступного кредитования. Научная статья «Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации» представляет собой решение целого комплекса мероприятий, решение которых обусловлено наличием ряда проблем, сдерживающих ее внешнее развитие, содержит решение актуальной проблемы формирования доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения посредством учета и использования выявленных внешних экономических инструментов развития кредитной кооперации в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the financial environment of development of rural credit cooperation

Formation in Russia market conditions has predetermined formation of multistructure economy that has led to strengthening of a role of small-scale sector. Problems of formation of a corresponding financial infrastructure serving it remained indifferently and demand a theoretical and practical substantiation. As shows the domestic and foreign experiment, the most comprehensible decision of the given problem is reached through revival and development of system agriculcural (further rural) credit cooperation as institute of financial mutual aid and accessible crediting. The scientific article «Formation of the financial environment of development of rural credit cooperation» represents the decision of the whole complex of the actions which decision is caused by presence of some the problems constraining its external development, contains the decision of an actual problem of formation of accessible system of small crediting of small agrobusiness and the population by means of the account and use of the revealed external economic tools of development of credit cooperation in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации»

СИНЬКО Ю.В.,ЛЕБЕДЕВА А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ

Становление в России рыночных условий предопределило формирование многоукладной экономики, что привело к усилению роли мелкотоварного сектора. Задачи формирования соответствующей обслуживающей ее финансовой инфраструктуры остались без должного внимания и требуют теоретического и практического обоснования. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее приемлемое решение данной задачи достигается через возрождение и развитие системы сельскохозяйственной (далее сельской) кредитной кооперации как института финансовой взаимопомощи и доступного кредитования. Научная статья «Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации» представляет собой решение целого комплекса мероприятий, решение которых обусловлено наличием ряда проблем, сдерживающих ее внешнее развитие, содержит решение актуальной проблемы формирования доступной системы мелкого кредитования малого агробизнеса и населения посредством учета и использования выявленных внешних экономических инструментов развития кредитной кооперации в современной России. Ключевые слова: сельская кредитная кооперация, финансовая среда, проблемы, количественное развитие, статус, поддержка, экономические методы.

SINKO У.У.,LEBEDEVA А.У.

FORMATION OF THE FINANCIAL ENVIRONMENT OF DEVELOPMENT OF RURAL CREDIT COOPERATION

Formation in Russia market conditions has predetermined formation of multistructure economy that has led to strengthening of a role of small-scale sector. Problems of formation of a corresponding financial infrastructure serving it remained indifferently and demand a theoretical and practical substantiation. As shows the domestic and foreign experiment, the most comprehensible decision of the given problem is reached through revival and development of system agriculcural (further rural) credit cooperation as institute of financial mutual aid and accessible crediting. The scientific article «Formation of the financial environment of development of rural credit cooperation» represents the decision of the whole complex of the actions which decision is caused by presence of some the problems constraining its external development, contains the decision of an actual problem of formation of accessible system of small crediting of small agrobusiness and the population by means of the account and use of the revealed external economic tools of development of credit cooperation in modern Russia.

Keywords: rural credit cooperation, the financial environment, problems, quantitative development, the status, support, economic methods.

Процесс становления и дальнейшего развития сельскохозяйственной (далее сельской) кредитной кооперации в РФ, формирования адекватной современным реалиям экономики ее финансовой среды представляет собой целый комплекс мероприятий, решение которых обусловлено наличием ряда проблем, сдерживающих ее развитие.

В литературе выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие финансовой среды сельской кредитной кооперации в РФ1: неразвитость кооперативного законодательства, отсутствие стратегии ее развития и государственной поддержки, ограниченность ресурсной базы кредитных кооперативов и проч. Для решения данных проблем предлагаются следующие мероприятия: принятие специального закона о сельской кредитной кооперации и общей перспективной стратегии ее развития, активизация государственной поддержки сельской кредитной кооперации на начальном этапе ее развития в стране через выделение средств из федерального бюджета на формирование стартового капитала региональных кооперативов (не раскрывая количественных показателей).

Тем не менее ряд проблем развития финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ пока остался нерассмотренным:

1. Недооценка в ряде регионов органами власти социально-экономического значения кредитных кооперативов, что определяется становлением сельской кредитной кооперации и неразвитостью федерального законодательства, отсутствие экономической политики по ее развитию, включения в планы социально-экономического развития территорий.

1 Коваленко, С.Б. Формирование и развитие кредитных кооперативных структур агробизнеса в реформируемой экономике : автореф. дис.... д-ра эконом. наук / ИагП РАН. — Саратов, 2001; Пахомов, В. М. Формирование и регулирование системы сельской кредитной кооперации : автореф. дис ... д-ра эконом. наук / ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова. — М., 2004; Шкляр, М. Ф. Кредитная кооперация : учеб. пособие — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К, 2003.

2. Неурегулированность вопросов, связанных со стимулированием развития сельской кредитной кооперации, в т. ч. в области налогообложения. В то же время, дальнейшее ее развитие требует единой системы бухгалтерского учета и отчетности, основанной на общероссийских методологических принципах и положениях Налогового кодекса РФ, создания гарантийных фондов.

3. Отсутствие свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов, неразвитость политики привлечения сбережений, зависимость кредитных кооперативов от внешних источников финансирования деятельности, в т. ч. международных. В большинстве кредитных кооперативов потребности в финансовых средствах превышают их предложения.

4. Низкий уровень финансовой подготовки специалистов кредитных кооперативов, что вполне объективно: система высшего образования не имеет соответствующих учебных заведений, нет программ по подготовке специалистов для работы в кредитных кооперативах, отсутствует в достаточном объеме методическая литература. Все это не позволяет кредитным кооперативам решать целый комплекс практических вопросов, в частности, по кредитной политике, налогообложению и другим финансовым вопросам.

5. Относительно низкий уровень работы по подбору состава и привлечению новых пайщиков. В кооперативах имеются пайщики, не участвующие в формировании активов, несвоевременно возвращающие заемные средства и проценты по ним. Одна из причин наличия таких членов — недостаточная и неглубокая проработка проблемы на стадии вступления пайщиков в кооператив, неучитывание целей использования займа, кредитоспособности заемщика, формы обеспечения и гарантий, предложенных заемщиком, возможности быстрой реализации залога.

6. Отсутствие объективно обоснованных прогнозов развития кредитных кооперативов и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов. Отсутствие в кооперативах бизнес-планов, механизмов их реализации и системы управления на основе прогнозных планов сдерживает развитие сельской кредитной кооперации. В Волгоградской области, являющейся одним из лидеров развития сельской кредитной кооперации РФ, кооперативы в основной своей массе не разрабатывают бизнес-планы, а при их наличии не придерживаются их основных параметров.

7. Недооценка необходимости финансового объединения различных форм кредитных кооперативов и создания финансовой системы кредитной кооперации, что определяется разрозненностью их функционирования и неравномерностью развития по регионам.

8. Недостаточная настойчивость в пропаганде социально-экономической значимости кредитной кооперации, проблемы надзорности, рисков, экономических показателей деятельности кооперативов, требующих теоретических разработок и издания соответствующих методических рекомендаций и положений. В целом, в масштабах РФ необходима унификация и стандартизация показателей и нормативов деятельности сельской кредитной кооперации.

Проблемы, связанные с развитием финансовой среды сельской кредитной кооперации, не ограничиваются перечнем, приведенным выше. Необходимо отметить, что кредитные кооперативы имеют и индивидуальные проблемы, обусловленные определенной дифференциацией по видам выдаваемых займов и категориям пайщиков. Можно выделить следующие кредитные кооперативы по видам выдаваемых займов2: кооперативы, выдающие займы преимущественно крестьянским (фермерским) хозяйствам (тип 1); кооперативы, выдающие займы преимущественно предпринимателям малого и среднего бизнеса (тип 2); кооперативы, выдающие займы преимущественно пенсионерам, инвалидам, студентам и другим категориям (тип 3); кооперативы, выдающие займы различным категориям граждан, предпринимателям малого и среднего бизнеса (тип 4). Проблемы кредитных кооперативов первого и второго типов сводятся в основном к недостаточной ресурсной базе, необходимости средств в больших размерах, что определяется спецификой деятельности пайщиков (сезонность, сфера обслуживания и торговли), наличия залогового обеспечения. Ряд кооперативов (третий тип), объединяющих социально незащищенные слои населения и выдающих небольшие займы на личные нужды, имеют следующие проблемы: обеспечить удовлетворение потребностей пайщиков в приобретении предметов первой необходимости за счет льготных кредитов, выдать заем без залога, обеспечить рассрочку выплаты процентов. Четвертый тип кооперативов объединяет в себе все проблемы других типов кредитных кооперативов.

Таким образом, развитие финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ определяется решением целого комплекса проблем, инструменты которых разнообразны и представлены в табл.

2 По данным Отдела финансовых и кредитных ресурсов департамента экономического прогнозирования и целевых программ Комитета экономики администрации Волгоградской области.

Основные проблемы финансовой среды развития сельской кредитной кооперации РФ*

Проблемы финансовой среды Способы решения проблем

Инструменты Уровень решения

Отсутствие финансовой стратегии развития Создание специальной финансовой стратегии развития кредитной кооперации Федеральный

Отсутствие, неразвитость и противоречивость законодательной базы Принятие специального кооперативного законодательства Федеральный

Не определен социально-экономический статус кредитного кооператива в финансово-кредитной системе страны Введение организационно-правовой формы — некоммерческая организация с расширенными функциями Федеральный

Не урегулированы вопросы стимулирования развития, рисков, экономических показателей надежности, возвратности вложенных средств Государственная поддержка, принятие поправок в налоговое, банковское, земельное, бюджетное законодательство, создание спецфондов гарантий Федеральный, региональный

Ограниченность ресурсной базы Государственная и международная поддержка, международные проекты, развитие политики привлечения сбережений, кредитов Федеральный, региональный, кооперативный

Отсутствие прогнозов развития и методов управления финансовыми потоками на основе бизнес-планов Разработка бизнес-планов На уровне кооператива

Низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в области финансов Создание научно-практического центра, внедрение в учебный процесс дисциплин по кредитной кооперации, разработка и издание методической литературы Федеральный, региональный

Пропаганда социально-экономической значимости кредитной кооперации Личные контакты, СМИ, информационно-издательская деятельность На всех уровнях

"Источник: автор.

Государство охватывает практически все проблемы, решение которых требует разработки и принятия экономических методов, необходимых с целью дальнейшего развития финансовой среды сельской кредитной кооперации.

В качестве инструмента развития финансовой среды сельской кредитной кооперации в теоретических исследованиях предлагается ее регулирование. Так С.Б. Коваленко3 регулирование видит на основе сочетания методов государственного регулирования и возможностей ее рыночного саморегулирования. Регулирование рассматривается посредством выделения его форм: 1) со стороны рыночного саморегулирования: стихийное — реакция кооперативов на действия рынка и сознательное регулирование — целенаправленное регулирование через расширение услуг, создание иерархической системы, установление льготных ставок по кредитам и вкладам; 2) со стороны государства: прямое — разработка законодательства и косвенное регулирование — предоставление льгот и участие кооперативов в государственных программах. В.М. Пахомов регулирование видит на основе сочетания методов государственного и кооперативного регулирования, рассматривая виды регулируемых отношений (имущественные, фискальные, компенсационные, залоговые) со стороны государства и кооператива. Применение таких форм регулирования не вызывает сомнений. Предлагается продолжить исследование данного вопроса.

На наш взгляд, развитие финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ может осуществляться через механизм изменения преобладающей формы финансового потока: в первую очередь по пути увеличения количества кредитных кооперативов в регионах за счет государственной поддержки, затем — качественного совершенствования системы сельской кредитной кооперации за счет развития на основе собственных финансовых ресурсов. Такое развитие определяется взаимосвязанностью и взаимозависимостью выделенных периодов. Рассмотрим специфику такого развития сельской кредитной кооперации.

Первоочередной задачей выступает увеличение числа кредитных кооперативов. Согласно действующим ограничениям законодательства по численности пайщиков, исходя из численности населения страны в возрасте свыше 16 лет, численности предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, и учитывая, что в среднем соотноше-

3 Коваленко, С. Б. Формирование и развитие кредитных кооперативных структур агробизнеса в реформируемой экономике : автореф. дис... .д-ра эконом. наук. — С. 28-31.

4 Пахомов, В. М. Формирование и регулирование системы сельской кредитной кооперации : автореф. дис ... д-ра эконом. наук. С. 36-38.

ние между физическими и юридическими лицами в кооперативе составляет 75% и 25%, можно рассчитать предельную (max) численность кредитных кооперативов на территории всей РФ (х). Ее можно определить на основе разработанной нами функциональной зависимости f от параметров a, b, c, d и е:

X = f {a, b, c, d, e}, (1)

где: а — численность потенциальных пайщиков кредитных кооперативов (физических и юридических лиц); b — ограничения кооперативного законодательства по максимальной численности пайщиков; с — плотность населения; d — степень развития транспортной инфраструктуры; е — степень развития финансово-кредитных организаций.

Возможным вариантом определения границ этапов количественного развития сельской кредитной кооперации и ее качественного совершенствования может выступать образование достаточного количества кредитных кооперативов в регионах, для которых можно считать пять кредитных кооперативов на каждые 10 тысяч населения. Данная величина могла бы быть предложена нами, например, для Волгоградской и Белгородской областей, где сельская кредитная кооперация стала неотъемлемым элементом финансово-кредитной системы аграрной сферы, и выведена исходя из расчета предельной численности кредитных кооперативов, численности сельского населения областей и пайщиков — юридических лиц, отечественного и мирового опыта развития кредитных кооперативов.

На первоначальном этапе количественное развитие сельской кредитной кооперации должно строиться на основе ее государственной поддержки, неразвитость которой является очевидным фактом. Государственное вмешательство в процесс развития кредитных кооперативов исключать нельзя, но, тем не менее, роль государства должна ограничиваться, опираясь на опыт развития сельской кредитной кооперации в Волгоградской области и мировой опыт, следующими моментами: 1) правительству следует создать благоприятную финансовую среду для развития сельской кредитной кооперации и научно-исследовательских разработок по ее проблемам; 2) содействовать привлечению иностранных экспертов и способствовать распространению отечественного и зарубежного опыта; 3) учитывая пассивность в самоорганизации населения, органы государственной власти, особенно региональные, должны проводить активную политику, направленную на разъяснение преимуществ сельской кредитной кооперации, и поддерживать все начинания, связанные с этим; 4) необходимо следить за исполнением принимаемых законов и разработать систему мер ответственности, осуществлять контроль деятельности кредитных кооперативов; 5) государство могло, что очень важно, предоставить на первые два-три года существования деятельности кредитных кооперативов определенные налоговые и иные финансовые льготы. Государство не должно стоять в стороне, ему необходимо поддержать развитие кредитных кооперативов, обеспечивая благоприятные правовые и экономические условия.

Совершенствование системы финансовой среды сельской кредитной кооперации и наращивание темпов ее развития могут сопровождаться расширением круга финансовых операций и предоставляемых видов услуг (осуществление посреднических операций, прием вкладов от всех желающих и др.), созданием иерархической системы, образованием организаций, способствующих развитию и укреплению системы сельской кредитной кооперации — страховые, ипотечные и другие организации, как это наблюдается в европейских странах (опыт Германии, США, Канады).

Рассмотрим основные меры количественного развития сельской кредитной кооперации и качественного совершенствования ее финансовой среды. Дифференциация мер в зависимости от регионов и развития сельской кредитной кооперации будет определяться долей населения, охваченной кредитной кооперацией, количеством кредитных кооперативов на душу населения, оказываемым кругом финансовых услуг.

В качестве основных мер количественного развития сельской кредитной кооперации можно предложить следующие: определить социально-экономический статус сельской кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны, решить проблему надзорности за деятельностью кредитных кооперативов, определить направления и объемы государственной финансовой поддержки, стимулирования ее развития, расширить спектр предлагаемых экономических методов, создать в регионах устойчивую сеть кооперативов, решить вопросы ограниченности ресурсной базы, активизировать пропаганду социально-экономической значимости кредитной кооперации.

Определение социально-экономического статуса сельской кредитной кооперации в финансово-кредитной системе страны обусловлено необходимостью скорейшего развития малого агробизнеса. От того, какими функциями будет наделен кредитный кооператив как финансовая организация, совокупность каких финансовых операций и услуг он вправе будет осуществлять, и зависит дальнейший рост числа кооперативов и формирование доступной систе-

мы мелкого кредита. Если кредитный кооператив продолжит оставаться только некоммерческой организацией, оказывающей исключительно ссудосберегательные услуги своим пайщикам, то он не способен будет стать организацией, удовлетворяющей все потребности своих пайщиков, как это наблюдается в экономически развитых странах. Уже сегодня кооперативы выходят за рамки своей деятельности, оказывая широкий круг разнообразных финансовых услуг. Они должны стать универсальными организациями, осуществляющими максимально широкий круг предоставляемых финансовых услуг своим пайщикам. Нет необходимости предусматривать их и в качестве кредитной организации, так как в этом случае она лишь будет дублировать функции коммерческих банков. Вариант развития кредитного кооператива сначала в форме некоммерческой организации, а при достижении определенных характеристик (выход за рамки ограничения по числу пайщиков, величины паевого фонда и др.) в форме небанковской депозитной кредитной организации имеет больше минусов, чем плюсов, что определяется необходимостью введения различных норм (правовых, финансовых, организационных и др.) для двух различных по статусу организаций. Наиболее приемлемым вариантом является предусмотреть возможность кооперативным организациям иметь право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Это не означает, что именно первичные кооперативы должны иметь право вести такого рода операции. Они могут быть лишены права заниматься рискованными видами коммерческой деятельности. Однако кооперативы последующих уровней и их объединения на региональном (на уровне федеральных округов) и федеральном уровнях (например кооперативный банк) должны такую возможность иметь. Речь идет о таких финансовых операциях, как: выдача гарантий, поручительств, различные формы кредитования (ипотечное, лизинговое и т. д.) и др. Поэтому целесообразно развитие кооперативных кредитных организаций региональных и федерального уровней именно в рамках банковского сектора, где их деятельность должна контролироваться и лицензироваться ЦБ РФ (региональными отделениями ЦБР). В связи с этим необходимо осуществлять дифференцированное лицензирование в зависимости от объема возможных выполняемых операций (привлечение средств населения, расчетно-кассовое обслуживание, долгосрочное кредитование и др.). Надзор и регулирование деятельности первичных кредитных кооперативов может осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Министерство финансов РФ. Огромной проблемой в настоящее время выступает принятие на федеральном уровне гарантий возврата определенной суммы вкладов пайщиков в кооператив при его «разорении», аналогично принятой в коммерческих банках (семьсот тысяч по депозиту в банках).

Целесообразность государственной финансовой и правовой поддержки кредитных кооперативов подтверждается отечественным и мировым опытом. Страны Европы, США, Канада, Япония оказывают всестороннее содействие развитию финансовой среды сельской кооперации. Здесь государственная поддержка направлена на сохранение социальной и экономической устойчивости в обществе и проведения политики социального маневрирования, т. е. поддержки слоев общества с низкими доходами.

Анализ мирового и отечественного опыта показал, что государственная финансовая поддержка развитию финансовой среды сельской кредитной кооперации РФ должна оказываться по следующим основным направлениям:

1. Кооперативное законодательство с льготами по налогообложению и кредитованию (снижение или освобождение от налогов).

2. Обеспечение стартовым капиталом.

3. Предоставление налоговых льгот коммерческим банкам на те ссуды, которые они на льготных условиях предоставляют кредитным кооперативам; предоставление налоговых каникул для вновь создаваемых кооперативов на два-три года; исключение возможности их двойного налогообложения, уточнение особенностей определения доходов и расходов организациями кредитной потребительской кооперации; уменьшение налогооблагаемой базы доходов физических лиц-пайщиков на сумму уплаченных процентов; освобождение от налогов той части прибыли, которая распределяется между пайщиками в виде процента на паевой капитал и дивиденд.

4. Создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (гарантийный и др.).

5. Прямая финансовая или иная материальная помощь кооперативам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономического развития, в т. ч. и международная поддержка. Так, в странах Европы кооперативы могут получить помощь в ходе реализации программ поддержки отстающих в социально-экономическом развитии районов Европы от таких организаций ЕС, как: Европейский социальный фонд, Фонд европейского регионального развития, Гарантийный фонд управления развитием сельского хозяйства Европы, Европейский инвестиционный банк.

Объемы государственной финансовой поддержки должны соответствовать возможностям

эффективного их использования системой сельской кредитной кооперации. Так, размер гарантийного фонда, для придания устойчивости системе сельской кредитной кооперации, должен составлять не менее 10% от консолидированного портфеля займов кредитных кооперативов. Минимальный размер стартового капитала, предоставляемого государством, дополнительно к собственным средствам кооперативов, с целью формирования фондов финансовой взаимопомощи, должен составлять 5-кратный уровень собственных средств кредитных кооперативов. Предложенные величины определяются существующим опытом государственной поддержки кредитных кооперативов стран Восточной Европы, опытом Германии, Китая и других стран, историческим опытом Царской России.

Предоставление государством налоговых каникул для вновь создаваемых кредитных кооперативов на два-три года будет способствовать оживлению развития финансовой среды сельской кредитной кооперации, развитию пайщиков и, в конечном итоге, региона в целом. Развитие сельской кредитной кооперации (по стране) от предоставления налоговых каникул кредитным кооперативам можно рассчитать согласно разработанному нами коэффициенту развития т:

где ТАi — сумма налоговых обязательств кредитных кооперативов 1-го региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные платежи)); Di — накопленный доход за период налоговых каникул 1-го региона.

Большую эффективность налоговые каникулы обеспечат при изменении социально-экономического статуса кредитного кооператива в процессе качественного совершенствования системы сельской кредитной кооперации (расширения круга операций и предоставляемых видов финансовых услуг, создания иерархической системы и др.).

Одним из направлений развития финансовой среды сельской кредитной кооперации могло бы стать преобразование части бюджетных средств для аграрного сектора в долгосрочные беспроцентные кредиты и их страхование. Вполне уместен вопрос о предоставлении государством стартовой помощи в виде долгосрочных кредитов, как это делалось во всех без исключения странах, в которых существует эта система. Важно, чтобы были созданы макроэкономические условия, при которых эти кредиты будут возвращены, и учтен исторический опыт, а система сможет эффективно работать дальше без государственной помощи, тем более что исторический опыт показывает эффективность и рациональность такого шага со стороны государства. При этом государственное содействие развитию финансовой среды сельской кредитной кооперации необходимо оказывать больше на региональном и местном уровне в рамках региональных программ развития, программ поддержки определенных секторов экономики и некоторых мер социальной политики (создание рабочих мест для молодежи и др.).

Элементом количественного развития сельской кредитной кооперации может стать региональный опыт развития кредитных кооперативов в сельской местности Белгородской обла-сти5. Финансовое обеспечение развития финансовой среды сельской кредитной кооперации может быть осуществлено помимо государственной поддержки (федеральный и региональные бюджеты) за счет средств кооперативных организаций, содействующих процессу ее развития (Фонд развития сельской кредитной кооперации и др.), международной поддержки.

Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации РФ предполагает формирование дополнительных возможностей применения для этого экономических методов, активизирующих ее функционирование. Это требует внесения ряда изменений в законодательную базу, регламентирующую деятельность кредитных кооперативов, неразвитость которой отрицательно сказывается на возможности возникновения, развития и практической деятельности кредитных кооперативов, обуславливает стихийность процесса их развития по стране. Все это сказывается на следующих показателях и направлениях деятельности: увеличение числа кооперативов, пайщиков, активов; судебная практика ликвидации кооперативов ввиду отсутствия соответствующих законодательных механизмов.

Предложенные ниже экономические методы были выработаны нами на основе анализа действующего российского и зарубежного законодательства (опыт Германии), в т. ч. банковского, исторического опыта Царской России.

Приведение действующего кооперативного законодательства к единым нормам и понятийному аппарату устранит противоречия в действующих законах. Например, выясняя взаимоотношение понятий «кредитный потребительский кооператив и (или) союз» (ФЗ о сельскохозяйственной кооперации, ФЗ о кредитных потребительских кооперативах граждан) и «кредитный

(2),

5 По данным Департамента экономического развития Белгородской области.

потребительский союз» (статья 3 ФЗ о защите конкуренции на рынке финансовых услуг), приходим к мнению, что законодателем данные понятия используются не как тождественные. В данном случае необходимо внести изменения в ФЗ о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, заменив в нем понятие «кредитный потребительский союз» на понятие «кредитный потребительский кооператив и/или союз».

Принятие и совершенствование экономических методов в действующем кооперативном законодательстве ускорит процесс формирования кредитных кооперативов в сельской местности, а следовательно, и развития всей финансовой среды сельской кредитной кооперации.

Острой задачей развития финансовой среды сельской кредитной кооперации в настоящее время выступает создание в регионах устойчивой сети кредитных кооперативов, основой которых могут выступать фонд финансовой взаимопомощи (гарантий и поддержки), фонд гарантий сбережений пайщиков, которые имеют право на активную деятельность, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Фонд финансовой взаимопомощи может решать следующие задачи: выступает гарантом (своими финансовыми ресурсами) при получении кооперативом кредитов в банке, льготных кредитов, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимательства; выдает участникам фонда займы на развитие; осуществляет временное частичное покрытие убытков отдельных кооперативов с целью поддержания в данном регионе финансовой устойчивости и ликвидности сельской кредитной кооперации; финансирует общие мероприятия, проводимые кооперативами (в т. ч. подготовку кадров, проведение конференций и др.). Интерес кооперативов к его созданию и развитию обусловлен возможностью получения льготного кредита из федерального бюджета по статье «поддержка предприятий АПК» под финансовую гарантию фонда. Для создания целостной системы гарантий деятельности кредитных кооперативов гарантийные фонды должны стать гарантом возврата не только заемных средств рефинансирующих организаций, но и сберегательных вкладов пайщиков. Гарантом здесь может выступать специальный фонд гарантий сбережений пайщиков. Фонд гарантий сбережений пайщиков может быть образован за счет следующих источников: значительная часть средств на этапе его создания может быть предоставлена за счет средств федерального и региональных бюджетов, Фонда развития сельской кредитной кооперации, отчислений кооперативов и сбережений пайщиков.

Одним из сдерживающих факторов развития кредитных кооперативов является необходимость обеспечить финансовую подготовку и переподготовку руководителей и специалистов кредитных кооперативов и их союзов. Ввиду отсутствия в РФ системы финансовой подготовки специалистов для работы в кредитных кооперативах на базе действующих учебных заведений эту функцию, в большинстве своем, выполняют региональные ассоциации кооперативов. В этой связи возникает необходимость создания в регионах сети учебных центров (возможно при кооперативах второго уровня), в перспективе создание единого учебного центра — вуза или возложение функций на один из действующих вузов (например Российский Университет кооперации). В целом, необходима Федеральная программа по подготовке соответствующих кадров и выпуск методической литературы. Государственная поддержка подготовки и повышения квалификации специалистов кредитных кооперативов закреплена законодательством, однако на практике она недостаточна.

Формирование кооперативных отношений в рамках кредитной кооперации сегодня возможно только при наличии научно-практических организаций и центра, каким в России был Комитет сельских ссудосберегательных и промышленных товариществ при Московском обществе сельского хозяйства. Его формирование необходимо с целью сбора, обобщения и распространения сведений о современном развитии кооперации в стране и мире, проводимых исследованиях, выработки разного рода инструкций и отчетных материалов, определения единого направления развития. В настоящее время в РФ нет единой организации, осуществляющей развитие всех форм кредитных кооперативов. Так, например развитие сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов осуществляют такие организации, как: Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации, АККОР, развитие кредитных потребительских кооперативов граждан — Лига кредитных союзов и т. д. Поэтому функции такого центра может взять на себя вновь созданная организация, которая будет осуществлять развитие всего кооперативного движения в России и объединять разрозненно действующие кооперативные структуры.

Немаловажное значение количественного развития сельской кредитной кооперации необходимо отводить всесторонней активизации пропаганды социально-экономической значимости кредитной кооперации, международного опыта, достижений лучших кооперативов. Население в основной своей массе не имеет элементарного представления о кредитной кооперации. Члены кооперативов, органы власти, СМИ должны способствовать распространению идей кооперации: через личные беседы, совершенствуя информационно-издательскую деятельность, привлекая руководителей организаций и их профсоюзных деятелей в сферу коопе-

рации. Необходимо наладить не только PR (Public Relations — связи с общественностью), но и GR (Government Relations — правительственные) связи. Это — систематическая работа, как правило, кооперативов второго уровня с правительственными органами, членами Федерального Собрания, руководителями округов и главами регионов, общественными организациями. Необходимо издание как минимум трех специализированных журналов по кредитной кооперации, которые были бы полностью посвящены ее пропаганде, при этом сотрудничая с рядом специализированных изданий: газетами «Российская кооперация», «Потребительская кооперация»; пресс-бюллетенями «АККОР», «Сельский кредит»; журналами «Деньги и кредит», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». Необходимо создать каталог учебной и методической литературы по сельской кредитной кооперации.

Одной из важных предпосылок развития финансовой среды кредитной кооперации является разработка и принятие общенациональной «Концепции развития кредитной кооперации в РФ», проекта «Концепции развития сельской кредитной кооперации в России», при участии заинтересованных министерств, ведомств, организаций, с целью определения дальнейших направлений ее развития. Правительству РФ в этом случае целесообразно создать комитет (постоянно действующую комиссию) по развитию кредитной кооперации в РФ. В качестве обобщающего документа в концепции может быть учтена разработанная нами модель формирования системы сельской кредитной кооперации РФ и ее финансовых потоков.

Принципиальным моментом выступает формирование системы сельской кредитной кооперации лишь в рамках создания национальной системы кредитной кооперации. Так как различные формы кредитных кооперативов имеют право объединяться и образовывать свои организации, то возможно построение других систем.

Рассмотрим формирование потока денежных средств системы сельской кредитной кооперации на рисунке.

Рис. 1. Модель финансовых потоков системы сельской кредитной кооперации:-► —

формирование финансовых ресурсов;-------► — предоставление и перераспределение

финансовых ресурсов

Согласно авторской концепции, при ее реализации необходимо исходить из следующих принципов:

- поэтапное трехуровневое иерархическое развитие;

- ориентация на удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков;

- четкая структура обязанностей и ответственности каждого уровня системы.

Построение такой модели базируется на необходимости в кредитных кооперативах малого

агробизнеса и населения и учитывает мировой опыт.

Основой формирования системы сельской кредитной кооперации является пайщик.

Целью первого уровня выступает создание сети стабильно работающих кредитных кооперативов, функцией — удовлетворение финансовых и иных потребностей пайщиков и кооператива посредством: выдачи займов; привлечения сбережений; оказания дополнительных услуг (посреднических, информационных и иных); управления собственными и привлеченными ресурсами; контроля за финансовыми операциями; роста структур (филиал, представительство, представитель); отчислений в региональный кредитный кооператив и фонды. Ресурсная база кооперативов образуется финансовыми средствами внутренних (пайщик, структуры коопера-

тивов, региональный кредитный кооператив) и внешних источников (кредитные организации, государство, международные партнеры). Развитие структур кооперативов и политики привлечения сбережений является одним из важных направлений деятельности кредитных кооперативов.

Цель второго уровня — создание условий для финансового развития кооперативов-пайщиков первого уровня и удовлетворение их финансовых потребностей посредством: перераспределения временно свободных средств кооперативов первого уровня региональными кооперативами (региональных кооперативов кооперативными банками) внутри регионов (округов) и выдачи займов кооперативам первого уровня (региональным кооперативам); предоставление дополнительных финансовых ресурсов банками федеральных округов за счет осуществления банковских операций. Укрепление системы региональных кооперативов может осуществляться через созданные фонды: финансовой взаимопомощи, гарантийный, сбережений средств пайщиков. Поддержка государства будет заключаться в осуществлении контроля деятельности кооперативных структур, предоставлении финансовой поддержки. Развитие местного и регионального уровня системы будет обеспечивать и инфраструктура кредитной кооперации: союз кредитных кооперативов, региональный аудиторский союз, учебный центр.

Целью третьего уровня является создание условий для развития всей кредитной кооперативной системы и удовлетворение финансовых потребностей кооперативов-пайщиков второго уровня посредством: межрегионального перераспределения средств; предоставления банковских операций, осуществления расчетов; взаимодействия с органами власти и международными организациями; осуществления представительства, защиты прав и интересов всей системы сельской кредитной кооперации, участия в разработке законодательной базы; создания сети учебно-методических центров; пропаганды деятельности кредитных кооперативов и организации научного обеспечения; осуществления аудита и контроля деятельности кооперативов второго уровня, союзов и кооперативных банков, их мониторинга, наложения штрафов; определения стратегии развития системы сельской кредитной кооперации. Дополнительными финансовыми ресурсами развития системы будут служить средства, привлеченные на рынке капиталов, международном рынке, организациями, оказывающими иные финансовые услуги всей системе кредитной кооперации (ипотека, страхование, сделки с недвижимостью). Роль государства будет состоять в контроле финансовой стабильности и развития всей системы кредитной кооперации.

Финансовая среда развития сельской кредитной кооперации РФ обусловлена рядом проблем, среди которых финансовые: недооценка в ряде регионов органами власти социально-экономического значения кредитных кооперативов, отсутствие со стороны органов власти экономической политики по развитию кредитной кооперации, ограниченность ресурсной базы кооперативов, неразвитость форм государственной поддержки и политики привлечения сбережений пайщиков, отсутствие свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов и др. В качестве важных направлений решения выявленных проблем предложен способ изменения преобладающей формы финансового потока сельской кредитной кооперации: в первую очередь по пути увеличения количества кредитных кооперативов в регионах за счет государственной поддержки, затем — качественного совершенствования системы сельской кредитной кооперации за счет развития на основе собственных финансовых ресурсов. Создание благоприятной финансовой среды развития сельской кредитной кооперации предполагает формирование системы экономических методов. Среди которых: выделение субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков); ограничение дополнительной ответственности пайщиков по обязательствам кооператива в пределах 10-кратного размера величины паевого взноса, контроль со стороны аудиторских союзов и др.

Литература

1. Федеральный закон о банках и банковской деятельности от 02 декабря 1990 г. № 395-1. — URL : // http://www.garant. ru.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая). — URL : // http://www.garant.ru.

3. Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. — URL : // http://www.garant.ru.

4. Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ — URL : // http://www.garant.ru.

5. Федеральный закон о защите конкуренции от 26 июня 2006 г. № 135-Ф3. — URL : // http:// www.garant.ru.

6. Федеральный закон о кредитной кооперации от 18 июля 2006 г. № 190-ФЗ. — URL : // http:// www.garant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Федеральный закон о кредитных потребительских кооперативах граждан от 07 августа 2001 г. №

117-ФЗ. — URL : //http://www.garant.ru.

8. Федеральный закон о защите конкуренции от 26 июня 2006 г. № 135-Ф3. — URL : // http:// www.garant.ru.

9. Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ. — URL : //http://www.garant.ru.

10. Федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3. — URL : // http://www.garant. ru.

11. Закон о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1. — URL : //http://www.garant.ru.

12. Коваленко, С. Б. Закономерности развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. — Энгельс : Регион. инф.-изд. центр ПКИ, 2000.

13. Коваленко, С. Б. Формирование и развитие кредитных кооперативных структур агробизнеса в реформируемой экономике : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук/ИагПРАН. — Саратов, 2001.

14. Корелин, А. П. Кооперация и кооперативное движение в России (186101913 гг.) //Россия в Х1Х0ХХ вв. — СПб., 1998.

15. Коробейников, Д. А. Формирование системы сельской кредитной кооперации с учетом экономических рисков : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Саратовский гос. агр. ун-т им. Н.И. Вавилова. — Саратов, 2002.

16. Макаренко, А. П. Теория и история кооперативного движения : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений. — М. : ИВЦ «Маркетинг», 1999.

17. Пахомов, В. М. Роль кредитной кооперации в повышении экономической активности сельского населения // Сельский кредит. 2003. № 12. С.15.

18. Пахомов, В. М. Формирование и регулирование системы сельской кредитной кооперации : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук / ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова. — М., 2004.

19. Российская национальная модель кредитной кооперации : концепция ; под общ. ред. Г. М. Седовой. — СПб. : Изд-во Буковского, 2000.

20. Синько, Ю. В. Кредитные кооперативы Германии : история и современность // Финансы и кредит. 2004. № 3(141). С. 79090.

21. Туган-Барановский, M. И. Социальные основы кооперации ; предисл., коммент. Булочникова Л.А. и др. — М. : Экономика, 1989.

22. Файн, Л. Е. Нэповский «эксперимент» над российской кооперацией // Вопросы истории. 2001. № 7. С. 35.

23. Файн, Л. Е. Российская кооперация : историко-теоретический очерк. 186101930. — Иваново : Иван. гос. ун-т, 2002.

24. Шкляр, М. Ф. Кредитная кооперация : учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.