себя все отрасли материального производства, которые производят валовой городской продукт, организационно-управленческая подсистема, представляющая собой совокупность муниципальных органов власти и контроля в подведомственной им территории. Каждая из перечисленных выше макроподсистем муниципального образования характеризуется системой показателей. Так состояние социальной подсистемы оценивается с помощью следующих показателей: уровень жизни и доходы населения региона, динамика его численности, структура населения (удельный вес численности экономически активного населения, незанятого населения, пенсионеров и т.п.), региональный прожиточный минимум, удельный вес численности трудоспособного населения по отраслям экономики, средняя заработная плата по городу и т.п. Природно-ресурсная среда муниципального образования оценивается с помощью системы экологических показателей. Оценка функционирования производственной подсистемы муниципального образования производится с помощью следующих показателей: объем выпуска промышленной продукции, объём сельскохозяйственного производства, объем предоставляемых услуг, показатели развития транспортных ^ сетей, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета инвестиционный муль-ь типликатор, коэффициент финансовой независимости, соотношение внутреннего долга к (□ внешнему уровень развития социальной, транспортной инфраструктуры и т.п. Состояние организационно-управленческой подсистемы характеризуется следующей системой пока-^ зателей: показатель управляемости муниципального образования, представляющий собой соотношение количества принятых законодательных актов органов власти и количества ^ уровней управления им, количество принимаемых программ социально-экономического ;> развития муниципального образования и т.п.
Результатом проведения системного подхода является получение специалистами муниципального управления комплексной информации, позволяющей решать на этой основе задачи экономического, социального, административного развития муниципального образо-
□ вания. Ш
о литература
и 1. Владыкина А.И., Ротанова И.Н. Эколого-экономическое картографирование для устойчи-ш вого развития региона // http://www.psu.ru. 2002.
о 2. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. § 3. Ильин Н.И., Лукьянова И.Г., Немчин А.Л. и др. Управление проектами. СПб.: 1996. > 4. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001.
5. Лукьянчиков Н.Н., Потравной И.М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000.
6. Савенков Б.В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: Дисс. ... канд. ° экон. наук: 08.00.05. М.:РГБ, 2003.
о
0
1_
0
1_
о
О -
со
£ КОРОБЕЙНИКОВ Д.А.
£ мониторинг финансовой устойчивости в системе
| сельскохозяйственной кредитной кооперации
о_
ф-
§ Активное развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации во многих регионах ф страны, вовлечение в ее деятельность значительного количества сельских жителей и их финансовых ресурсов актуализирует задачу организации действенной системы мониторинга о деятельности кредитных кооперативов и в первую очередь их финансовой устойчивости. о Необходимость организации этой системы, на наш взгляд, не вызывает сомнений, но иниции-0) рует необходимость решения двух взаимосвязанных задач: во-первых, разработки методики
анализа и мониторинга финансовой устойчивости кредитных кооперативов и, во-вторых, определения институтов, на которые может быть возложено осуществление функций лицензирования и мониторинга.
На сегодняшний день в силу ряда причин преждевременно говорить об установлении жестких общепринятых или нормативных финансовых критериев деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), например, по типу банковских, но возможно определить основные методологические подходы к определению критериев их финансовой устойчивости.
Для адекватного определения критериев финансовой устойчивости СКПК необходимо учитывать ряд объективных условий и особенностей функционирования кредитно-коопера-тивных институтов:
- во-первых, до настоящего времени отсутствует федеральный закон о кредитной кооперации, в результате формирование систем сельскохозяйственной кредитной кооперации имеет существенные региональные различия, отсутствует единая федеральная политика их развития;
П
Ш
.о
- во-вторых, кредитная кооперация во многих регионах страны находится на стадии ин- ь ституционального и организационного оформления, что пока не позволяет говорить о щ ее полноценной интеграции в кредитно-финансовую систему России;
- в-третьих, сфера осуществления активных и пассивных операций кредитного коопе- ^ ратива жестко ограничена его пайщиками, являющимися одновременно и собствен- И никами кооператива, и его клиентами, что кардинальным образом отличает СКПК от банков;
- в-четвертых, деятельность СКПК во многом опирается на принцип взаимного доверия о между пайщиками, что возможно вследствие территориальной локализации зоны обслуживания кооператива; ^
- в-пятых, локализация партнерских групп и зоны обслуживания, использование при- □ нципа взаимного доверия позволяет кредитному кооперативу свести к минимуму кре- ^ дитные риски и значительно упростить процедуры оценки кредитоспособности пайщи- О ков и выдачи займов. 0
На наш взгляд, критерий финансовой устойчивости сельскохозяйственного кредитного Ей кооператива с учетом приведенных выше рассуждений необходимо искать в следующей ба- § лансовой модели: ^
Б/ + ЕЗ + ЕДК + ЕКК + ЕДС = СС + СДК + СКК + ССВ, §
Б/ - внеоборотные активы, ЕЗ - производственные запасы, ЕДК - выданные долгосроч- > ные займы, ЕКК - выданные краткосрочные займы, ЕДС - денежные средства, ценные бумаги 2 и прочие краткосрочные финансовые вложения, СС - источники собственных средств, СДК ^ - внутрисистемные и внесистемные привлеченные долгосрочные кредиты и займы, СКК - ЕЕ внутрисистемные и внесистемные привлеченные краткосрочные кредиты и займы, ССВ - сбе- о регательные взносы, привлеченные от пайщиков, и прочая кредиторская задолженность. о
Учитывая, что долгосрочные кредиты и заемные средства направляются преимущественно на приобретение основных средств и на выдачу долгосрочных займов пайщикам, исход- £5 ная балансовая модель может быть преобразована: £5
ЕЗ + ЕДК + ЕКК + ЕДС =[(СС + СДК) - Б/]+ [СКК + ССВ], Р
о
Отсюда формально следует заключение, что при ограничении ЕЗ + ЕДК^ (СС + СДК) - Б/ § будет выполняться условие текущей платежеспособности кредитного кооператива. То есть о денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и краткосрочные займы покроют о-его краткосрочную задолженность перед пайщиками по возврату сберегательных взносов, | банками, кооперативными структурами регионального и федерального уровня и прочими о кредиторами: ЕКК + ЕДС > СКК + ССВ. £
Однако на практике данный критерий финансовой устойчивости требует ряда существенных корректировок: о
т
- во-первых, размер выданных пайщикам займов должен корректироваться на величину просроченных и проблемных займов (ЕК); ^
- во-вторых, у кредитного кооператива практически отсутствуют запасы, поэтому их ве- § личина не оказывает существенного влияния на финансовую устойчивость СКПК; (Т)
- в-третьих, практическую ценность представляют результаты ежедневного анализа; включение данной модели в компьютеризированную систему бухгалтерского учета кредитного кооператива позволит осуществлять оперативный и перспективный анализ сбалансированности денежных потоков, платежеспособности и финансовой устойчивости кооператива;
- в-четвертых, существует необходимость создания текущего резерва средств на досрочный возврат сбережений пайщикам (СД), который может устанавливаться в процентах от величины привлеченных сбережений на основе депозитных историй пайщиков.
С учётом указанных допущений и корректировок критерий финансовой устойчивости кредитного кооператива может быть выражен через сбалансированность величин и сроков привлечения финансовых ресурсов и их размещения в активах, что является гарантией текущей и перспективной платежеспособности кооператива: ЕЗ + (ЕДК - ЕК) < (СС + СДК) - Б/ (ЕКК - ЕК) + ЕДС > СКК + (ССВ + СД) П Таким образом, понятие финансовой устойчивости кредитного кооператива тесно связа-¡5 но с его платежеспособностью. Дальнейшее развитие данной модели в прикладных целях, на и наш взгляд, должно сопровождаться внесением дополнительных корректировок, например, на X качество портфеля ценных бумаг, депозитного портфеля, кредитного портфеля и т.д., а также ^ детализацией группировки активов и пассивов по срокам их привлечения и размещения. Оп-^ тимальным вариантом может стать построение прогнозного платежного баланса, позволяющего своевременно получать информацию о платежных обязательствах кооператива на каждый ^ день, что позволит адекватно устанавливать сроки размещения финансовых ресурсов. о Сфера применения указанного критерия, по нашему мнению, будет в основном ограничена рамками внутрикооперативного мониторинга финансовой устойчивости и платежеспо-|\ собности, что объясняется рядом причин:
0 - конфиденциальностью информации о движении денежных потоков кооператива;
Ш - направленностью мониторинга платежного баланса прежде всего на интересы испол-ф нительного менеджмента кооператива;
- недостаточной формализованностью методики мониторинга движения денежных по-2 токов, что затрудняет ее использование для сравнительного анализа финансовой ус--= тойчивости нескольких кооперативов.
а Наряду со сбалансированностью сроков привлечения и размещения финансовых ресурса сов критерием финансовой устойчивости кредитного кооператива является также структур-
1 ная характеристика источников формирования его средств. Рассматривая структуру капита-о ла сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, следует учитывать, что £ в составе их заемных средств имеется довольно специфичный источник - сберегательные ф взносы. С одной стороны, это, безусловно, заемный источник, поскольку он привлекается на £ условиях срочности, платности и возвратности. С другой стороны, поставщиком финансовых
ресурсов в виде сберегательных взносов являются только пайщики СКПК, которые, по сути, ^ являются его собственниками, а философия кредитной кооперации как финансового инсти-о тута заключается в организации взаимного кредитования пайщиков за счет их же средств.
0 Для целей анализа и мониторинга финансовой устойчивости сельскохозяйственных кре-9 дитных кооперативах с учетом специфики сложившихся кредитных отношений, считаем нет обходимым уточнить общепринятую классификацию капитала (рис. 1).
£ Собственный капитал кооператива по источникам образования можно разделить на капитал, созданный из средств пайщиков, и капитал, сформированный из полученного дохода. К ;= собственным средствам СКПК, формируемым из взносов пайщиков, относятся средства паевоЕ го фонда, образованные из основных и дополнительных паевых взносов членов кооператива, ф а также вступительные, членские и иные взносы, имеющие целевой характер. Собственный Ч капитал, образованный из части целевых компенсационных поступлений по выданным зай-^ мам, оставшихся после уплаты целевых компенсационных выплат по привлеченным источ-^ никам (так называемой маржи), направляется на создание резервных и целевых фондов.
1 К привлеченным средствам в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации ° предлагаем относить сберегательные взносы пайщиков. Это особая форма взносов, являю° щихся собственностью пайщиков и передаваемых в кооператив на принципах доверительного управления.
Рис. 1. Структура капитала сельскохозяйственного кредитного кооператива (источник - авторский). Экономический вестник Ростовского государственного университета -О 2007 Том 5 N"4 Часть 3
При несбалансированности денежного потока в сторону превышения спроса на заемные услуги СКПК имеют возможность в соответствии с действующим законодательством привлекать заемные средства организаций-непайщиков - коммерческих банковских структур, Фонда развития сельской кредитной кооперации, ВОПСКК «Содружество» и других.
Рассмотренные особенности формирования капитала должны быть учтены при разработке относительных характеристик финансовой устойчивости кредитного кооператива, которые могут быть использованы для мониторинга финансовой устойчивости кредитного кооператива не только его менеджментом, но и внешними институтами.
Нами предлагаются следующие основные коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость СКПК:
Коэффициент концентрации собственного капитала, характеризующий долю собственных средств кооператива в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем большей величиной собственных средств располагает СКПК, тем он более финансово устойся чив, стабилен и независим от кредиторов.
Л) Коэффициент концентрации средств пайщиков, который исчисляется как отношение сумо мы собственных средств кооператива и привлеченных сбережений к общей величине источ-X ников средств. Рост этого коэффициента положительно характеризует финансовую устойчи-^ вость СКПК, поскольку пайщики, как уже отмечалось ранее, являются его собственниками. ^ Коэффициент соотношения заемных средств и средств пайщиков, исчисляемый как отношение величины заемных средств к общей сумме собственных средств кооператива и при-^ влеченных сбережений пайщиков. В настоящее время при решении вопроса о кредитовании (3 кооперативов Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) установил предельный уровень данного показателя не более 0,1. Однако, на наш взгляд, при наличии положи-N тельной кредитной истории считаем допустимым увеличивать его уровень в индивидуаль-□ ном порядке.
Я Коэффициент финансовой устойчивости, который исчисляется как отношение суммы О собственных средств кооператива, долгосрочных кредитов и сберегательных взносов, при-
0 влеченных на срок 12 месяцев и более к общей сумме средств, авансированных в его деятель-ф ность. Рост этого коэффициента положительно характеризует финансовую устойчивость ^ СКПК, поскольку указанные источники привлекаются на достаточно продолжительный пе-ф риод.
§ Коэффициент покрытия выданных займов собственными средствами, определяемый как > отношение суммы собственных средств кооператива к величине его кредитного портфеля. 5 Чем больше займов выдано за счет собственных источников, тем больше свободы для финан-
1 сового маневра остается у кооператива в случае возникновения проблемных займов.
^ Коэффициент покрытия выданных займов средствами пайщиков, определяемый как ото. ношение суммы собственных средств кооператива и привлеченных сбережений к величине < кредитного портфеля. Рост данного показателя в динамике свидетельствует о рациональнос-о ти финансовой политики кооператива и мобилизации внутренних резервов развития. ф Конкретные числовые параметры предлагаемых коэффициентов по мере формирования о единой общенациональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, на наш о взгляд, целесообразно установить в виде жестких, обязательных нормативов по типу бан-¡2 ковских нормативов финансовой устойчивости, вводимых Центральным Банком РФ. В тоже
0 время необходима дифференциация устанавливаемых нормативных значений по группам ^ кредитных кооперативов, например, в зависимости от величины кредитного портфеля, числа £ пайщиков, величины сберегательного портфеля и т.д.
ф Следующим важным вопросом является определение института, который будет устанавливать рамочные значения индикаторов финансовой устойчивости и их перечень, поскольку ^ предлагаемые нами коэффициенты не являются единственно возможными и исчерпываю-^ щими. К сожалению, на сегодняшний день ответить на этот вопрос однозначно не представ-
1 ляется возможным в силу объективных причин, так как отсутствует федеральный закон или ° другие нормативные положения. Но, опираясь на сложившуюся практику, можно определить ^ некоторые варианты решения этой задачи.
В Волгоградской области функции лицензирования и мониторинга деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов осуществляет Комитет экономики при администрации области. Данная практика в условиях региона хорошо зарекомендовала себя, доказала свою эффективность, но в других регионах она не получила распространения. На наш взгляд, наделение региональных администраций правом лицензирования деятельности кредитных кооперативов вкупе с осуществлением ими же текущего мониторинга финансовой устойчивости кооперативов может стать действенным механизмом минимизации финансовых рисков региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации.
На федеральном уровне в настоящее время мониторинг финансовой устойчивости и кредитоспособности кооперативов осуществляет Фонд развития сельской кредитной кооперации, но сфера его деятельности ограничена только кредитными кооперативами, являющимися его членами. Фонд устанавливает предельные соотношения собственных и заемных средств, заемных средств и сбережений, некоторые нормативы кредитных рисков и
П
т.п., однако эти нормативы не являются обязательными и учитываются только при реше- л нии вопросов о кредитовании кооперативов Фондом. На наш взгляд, в дальнейшем по мере о расширения деятельности Фонда развития сельской кредитной кооперации и его членской ®
базы эти нормативы могут стать общепринятыми, а Фонд может осуществлять их оперативный мониторинг.
Еще одним вариантом организации мониторинга деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов на федеральном уровне может стать передача этой функции Рос-
сельхозбанку. На сегодняшний день Россельхозбанк не рассматривает кредитную кооперацию □ в качестве серьезного партнера в силу ее недостаточного развития в большинстве регионов страны. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в рамках реализации приоритет- N ного национального проекта по развитию сельского хозяйства ситуация может измениться, д тем более, что Россельхозбанк может использовать кредитные кооперативы в качестве своих Ш филиалов и представительств. Очевидно, что в этом случае банк будет вынужден регулярно <\, отслеживать их финансовую устойчивость и кредитоспособность.
Четвертым вариантом, рассматриваемым на более отдаленную перспективу, может быть ¡5 создание центрального кооперативного банка, например, по типу Московского народного ^ банка, существовавшего в дореволюционной России или кооперативных банков европейских ^ стран. Собственниками (пайщиками) этого кооперативного банка могут являться как регио- § нальные системы кредитной кооперации, так и индивидуальные кооперативы. Соответствен- > но, банк сможет устанавливать ориентировочные нормативы финансовой устойчивости и 2 кредитоспособности для своих членов.
Выполнение функций мониторинга финансовой устойчивости кредитных кооперативов Министерством финансов Российской Федерации, Центральным банком России или другими федеральными структурами исполнительной власти в современных условиях вряд ли являет- ^ ся целесообразным. Но по мере институционального формирования кредитной кооперации о в стране и интеграции ее в банковскую систему возможен мониторинг и лицензирование со 2 стороны федеральных структур, например, деятельности кооперативных банков националь- 5 ного и регионального уровня, кооперативных союзов, ассоциаций и т.д. о
Рассматриваемые критерии и показатели финансовой устойчивости уже сегодня могут о быть использованы для мониторинга финансового состояния кооператива его менеджмен- о том или кооперативными структурами регионального и федерального уровня. Установление ^ обязательных нормативов финансовой устойчивости и определение институтов осуществля- х ющих функций мониторинга и лицензирования будет возможно только после принятия фе- ф дерального закона о сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации и разработки общенациональной стратегии развития кредитной кооперации. §
си
т
^
0
1
О
о