УДК 372.863
СТЕПАНОВ Евгений Александрович старший преподаватель кафедры «Технологии и пред-принимательств» им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются возможности формирования деловых черт характера сельских школьников в рамках проектной деятельности.
Ключевые слова: сельская школа, деловые черты характера, структура деловых качеств школьника, формирование деловых черт характера сельских школьников, технология проектной деятельности, инновационные технологии обучения, деловая активность школьников.
STEPANOV Eugeny Alexandrovich, Senior Lecturer, Chair of Technologies and Entrepre-neurship, State University named after Astafyev V.P.
Krasnoyarsk, Russia [email protected]
SHAPING BUSINESS-RELEVANT PERSONAL ATTRIBUTES IN RURAL PUPILS
The paper considered some opportunities for shaping some business-related personal attributes in rural pupils within the project-based learning.
Key words: rural school, business-related personal attributes, structure of business-related personal attributes of a pupil, shaping business-related personal attributes in rural pupils, project-based learning techniques, innovative CAT techniques, business activity of pupils.
Современные реалии социальной и экономической ситуации во всем мире предъявляют растущие требования к личности подрастающего поколения, ее профессиональному потенциалу как стратегическому ресурсу любого высокоразвитого и экономически успешного общества. Для России, как государства с огромным аграрным потенциалом, в сегодняшних условиях становится особенно актуальным воспитание молодежи, стремящейся к обустройству своей жизни на селе, мотивированной к труду на родной земле, готовой к проявлению деловых качеств, профессиональному самоопределению в условиях сельского проживания.
Опираясь на теоретические исследования по проблеме [3; 4; 5; 6; 7 и др.], в первую очередь необходимо определить, что включает в себя понятие «деловые качества» и рассмотреть его структуру применительно к исследуемой категории обучаемых. Деловые качества можно определить в целом как качества, проявляемые личностью в деятельности и направленные на развитие экономического мышления и связанных с ним организаторских способностей человека на практике, особенно в предпринимательской деятельности. С точки зрения педагогической науки деловые качества личности обучаемых проявляются в деловых чертах характера, которые рассматриваются как особые образования, организованные в иерархию.
Несмотря на актуальность исследуемой проблемы в современном педагогическом процессе сельской школы, формирование деловых черт характера школьника зачастую реализуется на практике с большими затруднениями, что объясняется недостатком общих практических разработок, форм работы, учитывающих сложную социальную ситуацию на селе, еще более обостряющуюся за счет постоянного оттока молодежи, не готовой жить и трудиться в текущих условиях. Вышеприведенные положения подтверждают результаты проведенного нами в 2011 — 2012 уч. гг. социологического опроса учителей сельских школ различных регионов России (общее число выборки - более 100 человек). Интерпретация полученных данных показала, что у российских педагогов сельских школ, несмотря на признание значимости изучаемого феномена, практически повсеместно отмечается явное невнимание к формированию деловых качеств личности учащихся, непонимание содержания данного явления, трудности с определением структуры деловых качеств школьников.
Имеющиеся в арсенале сельских педагогов методы и приемы формирования деловых черт характера школьников зачастую ограничивают деятельностную активность учащихся работой в школьной мастерской, на приусадебном участке. К таким методам относится, в частности, инструментарий, предлагаемый в рамках практических методик А.М. Гусаковой и И.П. Фрейтаг [5], а также Н.М. Конышевой [8]. Еще одной распространенной формой воспитания деловых качеств учащихся является организация трудовой и исследовательской деятельности в ученических производственных бригадах на селе [см., напр., 5; 14]. Эти формы и методы группового обучения с применением деятельностных технологий унаследованы современной сельской школой из системы образования советского периода. Между тем сложившиеся противоречия между необходимостью переустройства и возрождения сельского хозяйства и нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой отрасли; между содержанием образования, воспитания, принципами организации педагогической деятельности сельской школы и потребностями изменившегося социума; между консервативностью жизненных установок сегодняшнего сельского жителя, негативностью отношения к сельскохозяйственному труду молодежи и необходимостью в настоящее время на рынке труда обладать высокой профессиональной мо- 156 -
бильностью, большой социальной ответственностью - свидетельствуют о необходимости более активного включения в педагогический процесс в сельской средней школе инновационных технологий образования. Это модельные технологии обучения (занятия в виде деловых игр), технология работы Case Study и проблемное обучение (создание и решение проблемной деловой ситуации на основе фактов из реальной жизни), технология развивающего обучения, технология уровневой дифференциации, технология портфолио, технология ролевой деятельности, информационные технологии. Именно данные технологии были положены нами в основу реализованного комплекса проектов, общей целью которых выступает формирование деловых качеств личности и деловых черт характера школьника, ориентированное на деятельность сельской школы и сельского социума.
Практическая реализация комплекса социально значимых деятельностных проектов осуществлялась автором с участием учащихся местной школы в селе Талое Емельяновского района Красноярского края в 2012-1 п/г 2013 гг. Реализуемые проекты - «Передай добро по кругу», «Территория добра», «Школьная пасека», «Строительство Храма равноапостольных Кирилла и Мефодия» - носят разнопрофильный характер и являются основой в организации содействия в становлении духовно-нравственного, делового, трудолюбивого человека на селе во взаимодействии с социальным окружением. Основными особенностями реализованной автором проектной деятельности являются:
- опора на традиции народной педагогики, согласно которым программы воспитания деловых качеств в интеграции с трудовым обучением выходят в системе обучения в условиях сельской школы на первоочередное место;
- обеспечение комплексного социального взаимодействия учащихся с различными образовательными субъектами и общественными институтами в ходе проектной деятельности;
- высокий социальный и профессиональный авторитет педагогов и общественных деятелей на селе, выполняющих в рамках проектной деятельности роль наставников учащихся;
- материальные и профессиональные возможности сельской школы в подготовке учащихся к жизни на селе, в частности, возможности обеспечить получение практики в реальных условиях профессиональной деятельности;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обладающего высокой воспитательной ценностью;
- интеграция общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности и общения, как социального, так и делового;
- проблемный, творческий, исследовательский характер организуемой деятельности в условиях села, повышающий мотивацию учащихся к учебе, деловой и трудовой активности на месте своего непосредственного проживания и обучения;
- регулярный мониторинг достигнутых результатов как со стороны педагогов, так и наставников из числа профессиональных специалистов на селе, а также самих обучаемых (развитие самоконтроля, самоорганизации, самонаблюдения);
- разнообразие технологий и форм деятельности, интеграция инновационных и традиционных технологий для формирования деловой активности и деловых черт характера школьников.
В рамках авторской системы проектной деятельности традиционный подход заключается в том, что основная часть мероприятий по подготовке каждого из вышеназванных проектов выполняется педагогами, а учащиеся привлекаются к данной работе эпизодически, на разных этапах, в соответствии с принципами дифференциации их личностных и учебных возможностей и опережающего развития. Инновационный подход предусматривает совместный практический и творческий поиск, исследовательскую деятельность участников каждого проекта на всех этапах его реализации. Совмещение двух подходов представляется наиболее целесообразным, поскольку, несмотря на все возможности инновационных технологий, реализация проекта в условиях реальной деятельности на селе выдвигает ряд вопросов, которые трудно решить не только младшим, но и старшим школьникам с их уровнем сформированности деловых черт характера даже с помощью взрослых.
Теоретической основой авторской системы проектной деятельности не случайно является опора на теорию трудового воспитания. Исторически в течение развития человечества развитие деловой предприимчивости было обусловлено различными видами трудовой деятельности. Теоретическое и методическое обоснование социально-экономических и педагогических аспектов трудового воспитания сельских школьников представлено в большом числе работ отечественных психологов и педагогов, таких как П.Р. Атутов [1], М.Г. Бушканец [2], В.М. Величкина [3], П.А. Жильцов [6], Г.И. Щукина [16] и др., подчеркивающих ведущую роль трудового воспитания в сельской школе, в реальных условиях сельскохозяйственного труда, стиму-
лирование которого позволяет сформировать готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, деловой активности учащихся.
Разработанный и осуществленный автором совместно с учащимися комплекс проектов предполагает совмещение всех трех видов трудового воспитания. Учебная составляющая деятельности выражается в том, что в процессе реализации поставленной задачи происходит обучение деловой деятельности и деловым качествам со стороны всех участвующих в реализации проекта. Это дает возможность говорить об использовании различных технологий обучения, их комбинации в зависимости от социальной ситуации и окружения, с возможностью их выбора школьниками и учителями. Это позволяет учащимся формировать собственную образовательную траекторию. Общественно-полезная составляющая выражается в том, что итоги деловой деятельности учащихся носят не только личностный результат, но и становятся общественным достоянием. Производственный характер выражается в том, что в процессе деловой и предпринимательской деятельности учащиеся, развивая деловые черты своей личности, получают необходимые для любого сельского жителя трудовые навыки совместно с деловыми - строительные, плотницкие, столярные, сельскохозяйственные, торговые, исследовательские, прогнозные, управленческие, умения вести переговоры и деловые коммуникации и т.д.
Во время мониторинга проводился анализ изменений балльного уровня показателей по каждому блоку и по всей структуре деловых качеств обучаемых в целом (на индивидуальном и групповом уровне), разработанных с опорой на научные исследования А.В. Мудрика [11].
В рамках реализуемого комплекса проектов была создана базовая площадка для системного делового сотрудничества детей и молодёжи села с организациями, в соответствии с соглашениями о долгосрочном взаимодействии (Тальская СОШ, КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярская Епархия, профессиональные образовательные учреждения Красноярского края, районный ресурсный Центр и местные предприятия, Дом Ветеранов и т.д.).
Конечная эффективность реализации системы формирования деловых качеств характера школьников определялась нами также за счет измерения двух критериев: результативности и оптимальности затрат на осуществление (обеспечение эффекта при низких затратах). Для определения показателей результативности проводилась входная и итоговая диагностика каждого учащегося. В качестве основного диагностического инструмента для оценки использовался модифицированный М.И. Шиловой тест А.В. Мудрика, содержащий набор из 40 показателей (качеств). Для обеспечения большей валидности данных применялись методы экспертной оценки и самооценки: учащихся (которые оформляли результаты своей деятельности с использованием технологии портфолио) оценивали и педагоги, и кураторы, и родители, и сами обучаемые.
Проведенный мониторинг по результатам деятельности учащихся выявил качественные и количественные изменения, произошедшие по всем приведенным показателям, в сторону увеличения среднего балла по блокам и, соответственно, общего среднего балла. Так, показатели в коммуникативном блоке в целом у выборки обучаемых изменились в положительную сторону на 64%, положительная динамика показателей психологического блока составила 57%, в социальном блоке произошел рост показателей на 59%, а в инструментальном блоке - на 38%. Средняя системная оценка по выборке обучаемых составила 54,5%-ную положительную динамику, по сравнению с результатами, зафиксированными до начала реализации комплекса проектов. Исследование динамики показателей достигнутого учащимися уровня сформирован-ности деловых черт личности позволило установить у выборки испытуемых рост в среднем на 1 ступень. Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной автором проектной деятельности, направленной на развитие деловых черт характера школьников.
Осуществление проектов позволило сформировать и развить у школьников такие деловые черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, организованность, ответственность, расчетливость, креативность, а также качества, развитие которых возможно только в социальном взаимодействии: умение работать в команде, способность разделять коллективную ответственность, способность к ролевому взаимодействию в процессе деятельности, способность к лидерству.
Что касается затрат на реализацию проектов, то их финансовое обеспечение не входило в задачи школы, поэтому в данном случае реализация предполагала только временные затраты сверх учебного времени, а не финансовые траты. Необходимо отметить, что реализация подобных проектов весьма затруднительна на средства школы, поэтому наличие руководителя проекта, куратора - обязательно, а также изначально подразумевается либо финансовое обеспечение со стороны администрации муниципального образования (поскольку речь идет об общественно-полезной деятельности), либо привлечение спонсорской поддержки (в том числе
пожертвований местных жителей, социальных организаций или бизнеса). В нашей проектной деятельности, в частности, активно использовался второй вариант. И если договоренности о финансировании проектов с местными деловыми кругами изначально устанавливались руководством школы и куратором проекта (автором статьи), то в дальнейшем к данной работе были подключены и учащиеся школы (школьники представляли результаты своей деятельности ответственным лицам из числа сотрудников местных предприятий, рассчитывали и разрабатывали необходимые обоснования для финансирования тех или иных частей проекта, учились отстаивать и аргументировать свою точку зрения, подтверждать достоверность данных, нести ответственность за свои результаты), что позволило им, в том числе, приобрести фандрайзин-говые навыки.
Подводя итог, констатируем: несмотря на то, что осуществленный автором комплекс проектов реализовывался в условиях конкретного населенного пункта, его достоинством является адаптивность и воспроизводимость, то есть возможность применения в других однотипных сельских образовательных учреждениях. Так, в частности, возможно варьировать объект воздействия (например, вместо строительства храма может быть реализован другой проект -строительство детской площадки, выращивание редких пород домашних животных или урожая, реализация местного или международного аграрного научно-исследовательского проекта и т.д.). Единственным необходимым условием является соответствие реализуемых проектов и организуемой деловой деятельности уровню возрастного, личностного развития и предметных компетенций учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Атутов П.Р., Климов П.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии / П.Р. Атутов, П.А. Климов // Вопросы психологии, 1984. - №1. - С. 13-19.
2. Бушканец М.Г. Руководство жизнью и деятельностью школьников в свободное время как педагогическая проблема // Организация свободного времени школьников. - Казань, 1975. - С.12-21.
3. Величкина В.М. Ориентация молодежи на сельскохозяйственные профессии: (Из опыта труд. воспитания и проф. ориентации сельских школьников Московской области) / В.М. Величкина. - М.: Знание, 1980. - 40 с.
4. Гурьянова М.П. Школа и подготовка трудовых ресурсов для села / М.П. Гурьянова // Школа и производство, 2010. - №5. - С. 4-10.
5. Гусакова А.М., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / А.М. Гусако-ва, И.П. Фрейтаг. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
6. Жильцов П.А. Содержание и методы трудового воспитания сельских школьников / П.А. Жильцов. - М.: МГЗПИ, 1989. - 106 с.
7. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя / Д.С. Золотухин. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
8. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования / Н.М. Коны-шева. - М.: Академия, 1999. - 192 с.
9. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания / А.И. Кочетов. - Мн.: Народная асвета, 1989. - 223 с.
10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - С. 65.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик - М.: Академия, 2007. - 196 с.
12. Пивненко П.П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы: Автореф. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 36 с.
13. Степаненков Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2008. - 200 с.
14. Ченцов В.М. Исследовательская и трудовая деятельность ученической производственной бригады «Колос Надежды» как средство профессионального самоопределения и делового становления обучающихся сельской школы/ В.С. Ченцов. - Белгород: изд-во «Везелица», 2012. - 50 с.
15. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе/ М.И. Шилова. -Красноярск: КГПУ, 2007. - 264 с.
16. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
REFERENCES
1. Atutov P.R., Klimov P.A. Problemy psikhologicheskogo obespecheniya podgotovki molodezhi k trudu i vyboru professii / P.R. Atutov, P.A. Klimov // Voprosy psikhologii, 1984. - №1. - S. 13-19.
2. Bushkanets M.G. Rukovodstvo zhiznyu i deyatelnostyu shkolnikov v svobodnoe vremya kak pedagogicheskaya problema // Organizatsiya svobodnogo vremeni shkolnikov. - Kazan, 1975. - S.12-21.
3. Velichkina V.M. Orientatsiya molodezhi na selskokhozyaystvennye professii: (Iz opyta trud. vospitaniya i prof. orientatsii selskikh shkolnikov Moskovskoy oblasti) / V.M. Velichkina. - M.: Znanie, 1980. - 40 s.
4. Guryanova M.P. SHkola i podgotovka trudovykh resursov dlya sela / M.P. Guryanova // SHkola i proizvodstvo, 2010. -№5. - S. 4-10.
5. Gusakova A.M., Freytag I.P. Metodika trudovogo obucheniya s praktikumom v uchebnykh masterskikh / A.M. Gusakova, I.P. Freytag. - M.: Prosveshchenie, 1979. - 144 s.
6. ZHiltsov P.A. Soderzhanie i metody trudovogo vospitaniya selskikh Shkolnikov / P.A. ZHiltsov. - M.: MGZPI, 1989. -106 s.
7. Zolotukhin D.S. Trudovoe vospitanie selskikh shkolnikov: Kniga dlya uchitelya / D.S. Zolotukhin. - M.: Prosveshchenie, 2000. - 159 s.
8. Konysheva N.M. Metodika trudovogo obucheniya mladshikh shkolnikov: Osnovy dizaynobrazovaniya / N.M. Konysheva. - M.: Akademiya, 1999. - 192 s.
9. Kochetov A.I. Osnovy trudovogo vospitaniya / A.I. Kochetov. - Mn.: Narodnaya asveta, 1989. - 223 s.
10. Markova T.A. Vospitanie trudolyubiya u doshkolnikov / T.A. Markova. - M.: Prosveshchenie, 1991. - S. 65.
11. Mudrik A.V. Sotsialnaya pedagogika / A.V. Mudrik - M.: Akademiya, 2007. - 196 s.
12. Pivnenko P.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya rossiyskoy selskoy shkoly: Avtoref. Dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Rost. gos. ped. un-t. - Rostov n/D, 2002. - 36 s.
13. Stepanenkov N.K. Pedagogika shkoly / N.K. Stepanenkov. - Mn.: Adukatsyya i vykhavanne, 2008. - 200 s.
14. CHentsov V.M. Issledovatelskaya i trudovaya deyatelnost uchenicheskoy proizvodstvennoy brigady "Kolos Nadezhdy" kak sredstvo professionalnogo samoopredeleniya i delovogo stanovleniya obuchayushchikhsya selskoy shkoly/ V.S. CHentsov. - Belgorod: izd-vo "Vezelitsa", 2012. - 50 s.
15. SHilova M.I. Sotsializatsiya i vospitanie lichnosti shkolnika v pedagogicheskom protsesse/ M.I. SHilova. - Krasnoyarsk: KGPU, 2007. - 264 s.
16. SHCHukina G.I. Aktualnye voprosy formirovaniya interesa v obuchenii / G.I. SHCHukina. - M.: Prosveshchenie, 1984. - 176 s.