Научная статья на тему 'От здоровьезатратных педагогических технологий — к здоровьесберегающим'

От здоровьезатратных педагогических технологий — к здоровьесберегающим Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРЕССОВЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ / ЗДОРОВЬЕЗАТРАТНЫЙ ХАРАКТЕР АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Галина Алексеевна, Сиденко Алла Степановна

Авторы выделяют школьные факторы риска по убыванию силы влияния на здоровье учащихся, делают вывод о том, что система школьного образования имеет здоровьезатратный характер, так как создает постоянные стрессовые перегрузки. Авторы выделяют идею «здоровый ученик здоровая нация» как концептуальную идею школы, проектируя здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От здоровьезатратных педагогических технологий — к здоровьесберегающим»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;

• создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере;

• активизировать интерес к предмету;

• формировать общие и профессиональные компетенции выпускников;

• овладеть умениями активного построения своей профессиональной карьеры;

• обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Литература

1. Гурьев А. И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы

Всеросс. Научно-практ. конференции.- Горно-Алтайск, 2009.- 160 с.

2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.- СПб.: Каро, 2004.- 372с.

3. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности / Под ред. Н. А. Сорокина.- Тула, 2003.186 с.

4. Мусорина А. А. Использование вариативной части ФГОС СПО третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с учетом запросов работодателей // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

5. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития) / А. М. Новиков; Рос. акад. образования, Ис-след. центр проблем непрерыв. проф. образования, М.: ИЦПНПО, 1997.- 253с.

6. Черепанова В. А. Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии. // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 2.

J

Л

Яшина Галина Алексеевна

канд. пед. наук, директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64 Сиденко Алла Степановна

канд. пед. наук, профессор АПКиППРО г. Москва

от ЗДОРОВЬЕЗАТРАТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ -

к здоровьесберегающим

___________________._______________с

Аннотация. Авторы выделяют школьные факторы риска по убыванию силы влияния на здоровье учащихся, делают вывод о том, что система школьного образования имеет здоровьезатратный характер, так как создает постоянные стрессовые перегрузки. Авторы выделяют идею «здоровый ученик - здоровая нация» как концептуальную идею школы, проектируя здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогические технологии; стрессовые перегрузки; здоровьезатратный характер авторитарной педагогики; здоровьесбережение.

Как широко известно, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье обеспечивает успех ученика.

Состояние здоровья школьников России вызывает вполне обоснованную тревогу родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием, общественности. По данным Минздравмедпрома, Госэпи-демнадзора, Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН, Центра

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

21

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«Школа и здоровье» в ИОСО РАО, лаборатории исследования состояния здоровья школьников В. Ф. Базарного, Московского центра проблем здоровья и многих других учреждений около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что показатели здоровья школьников ухудшаются по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Результаты проведенных исследований позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

• стрессовая педагогическая стратегия и тактика;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

• несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

• провалы в существующей системе физического воспитания;

• излишняя интенсификация учебного процесса;

• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

• частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М. М. Безруких и др., 2009, 2011).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая традиционная система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. На первое место среди причин, создающих у школьников постоянные стрессовые перегрузки ряд авторов ставят авторитарную педагогику [1,4, 5, 9].

ГБОУ СОШ № 64 - школа здоровья, работает над устранением причин, вызывающих такую ситуацию, поэтому ведущая идея школы - «здоровый ученик - здоровая нация». Прежде чем говорить о стратегии Школы Здоровья, хотелось бы остановиться на тех ключевых позициях, которые разработаны в отечественной психологической школе и широко используются педагогами школы [2, 3, 4, 5, 6]:

1) при разработке образовательной политики школы, стратегии и тактики ее реализации, при проектировании здороровьесберегающего пространства образовательного учреждения [1,3];

2) при планировании и проведении проблемных педагогических советов [5, 7];

3) при проведении проблемно-ориентированного анализа школы [8, 9];

4) при проектировании и проведении уроков и воспитательных мероприятий школы;

5) при анализе и самоанализе уроков и мероприятий [5, 6, 8].

С нашей точки зрения использование школьной практикой этих концептуальных положений сохраняет здоровье школьников. Что лежит в основе этих положений? Существует довольно много определений, характеризующих технологическую модель образовательного пространства, здоровьесберегающей направленности: развивающее обучение, развивающее учебное пространство, процесс развития, развивающие подходы в образовании и др. Этой теме посвящено большое количество публикаций. Это работы А. В. Мудрика, В. В. Серикова, Б. З. Вульфова, И. С. Якиманской, А. В. Хуторского и ряда др. исследователей.

Нам представляется важным выделить сущность развивающего пространства (на примере процесса обучения). По Репкиной Г. В., Заика Е. В., сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения обучаемый становится его субъектом. Ученик обучается ради самоизменения. При этом его развитие из побочных и случайных факторов становится главной задачей не только для педагога, но и для ученика. Сам учащийся ощущает потреб-

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ность и способность к самоизменению, он приобретает мотив к саморазвитию. В этом случае учебная деятельность или просто учеба станет для него осмысленным делом, имеющим прямое назначение -его личностное развитие.

В противном случае ученик выполняет по принуждению требования педагога, веря на слово, что это когда-то пойдет ему во благо, но для него остается вопрос - какое? Что изменится в нем самом и нужно ли ему это - остается в традиционном обучении неизвестным для ученика. Таким образом, ключевым понятием педагогики развития становится - субъект-ность учащегося, при которой он осваивает позицию деятеля. Если сказать точнее - ученик становится субъектом учебной деятельности. Учащийся знает, что он должен делать, как, каким образом, с помощью каких средств и для чего он это будет делать; что сделанное изменит в нем самом, нужно ли это ему самому и др. вопросы, на которые должен отвечать ученик, готовый к самоизменению в учебном пространстве.

При этом важно отметить, что потенциально меняться в обучаемых могут все психические функции, такие как: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, отдельные стороны качества личности, такие как: нравственность, ответственность, самостоятельность и прочие другие новообразования личности. А практически развиваются наиболее эффективно те, под которые есть определенный педагогический процесс. То есть, для развития каждой из сторон или качеств личности, каждого типа способностей необходимо проектировать строго определенный образовательный процесс, приводящий к усилению (появлению) выделенного новообразования в личности обучаемого, по Л. С. Выготскому - развитию его способностей. Таким образом, школа «развития» ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Известные российские ученые разработали концепцию развивающего обучения и технологическую модель образовательного пространства, направленную на развитие теоретического мышления.

Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Критерием овладения мыслительными операциями может быть работа с понятиями, как необходимым условием их формирования. Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося

в образовательном пространстве. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

При таком подходе особую значимость приобретает организация и управление учебной деятельностью учащихся. Что стоит за организацией и управлением учебной деятельностью обучаемого? Есть ли отличия при организации учебного процесса в рамках «школы памяти» и «школы развития”? Каковы наиболее существенные признаки этого отличия? Ответы на эти вопросы нам позволили построить образовательное пространство Школы Здоровья. Ключевой позицией является теоретическая разработка Л. С. Выготского о смысле и сущности развития, где под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений («мало-много» знаний, «мало-много» умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, т. е. способностей. В рамках школы Л. С. Выготского сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим, а значит - здоровьесберегающим. Акценты ставятся в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося, значимости осознания учащимися личностного смысла и цели учения, в создании учителем для ученика ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности, понимании роли приобретения средств мыслительной деятельности... В области развития мышления акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, то есть знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.

Над этим мы работаем в течение ряда лет: обсуждая на проблемных педсоветах, мастер-классах, занимаясь самообразованием и повышая квалификацию в этой области через курсовую подготовку.

Ряд ученых - педагогов и психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, И. А. Зимняя и др.) сформулировали условия, при которых образовательное пространство становится развивающим. Эти условия можно отнести к характерным чертам педагогики развития, направленным на сохранение здоровья. Приведем наиболее значимые из них. Образовательное пространство должно:

- мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

23

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

- создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

- создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями;

- строиться на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

- быть построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект - субъектного 1. характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного процесса;

- обеспечивать организацию поисковой продуктивной 2. деятельности учащихся на занятиях;

- проектироваться с опорой на зону ближайшего 3.

развития ученика и осуществлять перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. В учебном процессе могут быть смо- 4.

делированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций 5. ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. Для эффективного развития обучаемого важно создавать в учебном процессе для каждого ученика своеобразный

«банк ситуаций успеха», т. е. таких учебных 6. действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем и пр. Важно, чтобы каждый 7. ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих гла- 8.

зах и в глазах сверстников. На педагогических советах школы мы обсуждаем опыт наших педагогов в реализации таких подходов и оформляем 9. лучший опыт в издаваемых сборниках, публикуемых статьях.

- Педагоги школы здоровья широко используют в своей практике технологии здоровьесберегающей направленности, такие как: исследовательская или проблемно-поисковая, коммуникативная или дискуссионная, имитационного моделирования или игровая, психологическая или самоопределенческая, рефлексивная, проектная и другие. В этом нам видится путь перехода от здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим.

Литература

Александрова И.В., Проценко Е. А. Здоровье детей - будущее страны, основа ее национальной безопасности. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 1.

Зимняя И. А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 2. Иванушкина Л. И. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения как фактор укрепления здоровья детей // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009.- № 3.

Калиниченко В. А. Деловые игры для взрослых - «здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009.- № 4

Сиденко А. С. Внутришкольная работа со школьными факторами риска как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся. /сб. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы полного дня: психологический комфорт ученика. Из опыта работы. Вып.1. Сост. А. С. Сиденко. М.: АПК и ППРО, 2009.

Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 1. Сиденко А. С. Как провести проблемный педсовет? // Практика административной работы в школе.- 2002.-№ 5.

Сиденко А. С. О иновационим и традиционалним моде-лима наставног процеса // Настава и васпитанье. Бео-град.- 2006.- № 2.

Яшина Г. А., Сиденко А. С., Хачатрян Н.Л. Программа педагогических советов и опыт ее реализации. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009.- № 2.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.