Научная статья на тему 'Программа педагогических советов и опыт ее реализации'

Программа педагогических советов и опыт ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа педагогических советов и опыт ее реализации»

Инновации в школе

Яшина Г.А.,

к.п.н., директор Сиденко А.С.,

к.п.н., научный консультант Хачатрян Н.Л.,

заместитель директора по УВР первой ступени СОШ №64 г. Москва

Программа педагогических советов и опыт ее реализации

Мы предлагаем читателю в этом журнале программу проблемных педагогических советов, которые являются системным элементом управления школой в режиме развития, и некоторый опыт осмысления учителями результатов работы по теме первого педагогического совета (Мурушкина Т.И. Развивающая игра - одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе; Морозова Е.Н. Урок «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ»; Михайлова Е.А. Классный час «Сказка за сказкой»).

Тема на год:

«Здоровье школьников как источник стратегического развития педагогического коллектива»

Целью педагогических советов является актуализация в сознании и опыте педагогов роли и функции учителя в решении проблемы здоровьесбережения учащихся.

Обоснование

Как широко известно, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма или психики, а удовлетворенность человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.

Состояние здоровья школьников России вызывает вполне обоснованную тревогу родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием, общественности. По данным Минздравмедпрома, Госэпидемнадзора, Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН, Центра «Школа и здоровье» в ИОСО РАО, лаборатории исследования состояния здоровья школьников В.Ф.Базарного, Московского центра проблем здоро-

вья и многих других учреждений около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1. Стрессовая педагогическая стратегия и тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Излишняя интенсификация учебного процесса;

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

23

Инновации в школе

15-17 лет - 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Одним из важнейших факторов, вредных для здоровья детей, является сегодня постоянно переживаемый ими стресс, вызванный разными причинами:

- ориентацией государства на полноценное образование лишь части детей, что ведет к ранней их селекции;

- некорректностью психологического тестирования детей, проводимого с целью определения уровня их развития, зачастую приводящего к «завышенной самооценке и ощущению «избранности» одних детей, и к обиде, чувству неполноценности других;

- преобладанием в массовой школе авторитарных методов преподавания, позиции учителя на уроке: «я над вами», приводящих к постоянно накапливаемому страху и агрессии ученика;

- введением нового предметного содержания, инновационных технологий без учета возрастных психологических особенностей детей и индивидуальных вариантов их развития;

- повышенной утомляемостью и нагрузкой учащихся, одной из причин которых является пассивная позиция ученика на уроке, и как следствие - скука, потеря интереса к предмету изучения и др.

К числу наиболее значимых по силе отрицательных воздействий на все параметры здоровья, по мнению многих специалистов, относится СТРЕССОВАЯ СТРАТЕГИЯ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Многочисленные исследования показали, что, несмотря на маскировочные меры, она преобладает в большинстве общеобразовательных школ. Ежедневные микрострессы ведут не только к снижению успеваемости, нарушению психического, физического, интеллектуального здоровья, но и искажают развитие эмоционально-образной сферы ребенка, снижают его адаптивные возможности.

Все это приводит к тому, что за период обучения в школе, в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и мочевыводящих путей, в 5 раз - нарушений осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. Наиболее острой становится ситуация с заболеваемостью детей и подростков туберкулезом, венерическими болезнями, наркоманией и токсикоманией.

Велико число школьников с дисгармоничным физическим развитием. К 14-17 годам, когда завершается формирование девочки как будущей матери, у каждой десятой (по мнению действительного члена РАО А.Г. Хрипковой) отмечается дисгармоничное развитие, у каждой четвертой - нарушение формирования скелета, у 10-15% - гинекологические заболевания.

В течение 10-12 лет обучения в школе, особенно в период интенсивного развития и формирования организма, когда организм чувствителен к любым воздействиям внешней среды, ребенок учится в школе. Школа определяет условия обучающей и воспитывающей среды, нагрузки, требования, характер взаимоотношений и многое другое. По исследованиям, проводимым под руководством М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, 60% факторов, включая образ жизни, особенности деятельности, характер взаимодействия с окружающим миром оказывают формирующее влияние на здоровье детей и подростков.

В связи с вышеизложенным возникает насущная потребность разработки в школе комплекса мер, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся.

Целью такой деятельности может являться: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников.

К средствам достижения поставленной цели можно отнести:

• применение на уроках здоровьесберегающих технологий;

• изменение содержания и форм воспитательной работы школы, в основе которых лежит здоровый образ жизни;

• разработку и реализацию системы мер по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании;

• изменение содержания и форм психического, интеллектуального, физического, духовного воспитания, адекватно поставленной цели;

• разработку и реализацию системы мер по охране репродуктивного здоровья.

Каждое из вышеназванных позиций является для Школы Здоровья направлениями стратегического и тактического планирования жизни школы, коллектива, каждого ребенка.

В связи с этим тема: «Здоровый образ жизни» -ключевая идея проектирования образовательной системы школы является актуальной для обсуждения на педагогических советах и при обобщении опыта.

Для воплощения идеи нами была разработана серия педагогических советов. В ходе каждого педагогического совета учителя принимают активное участие, после его проведения материал осмысливается, изучается, апробируется в классе и описываются результаты.

24

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Инновации в школе

Педсовет №1.

Тема: «Анализ проблемы ухудшения психологического здоровья школьников»

Актуальность.

Анализ ситуации в традиционной школе позволил выделить следующие проблемы:

1. Учебные перегрузки учащихся, приводящие к состоянию переутомления.

2. «Школьные стрессы».

3. Распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей.

4. Недостаточная двигательная активность.

5. Нерациональная организация учебного процесса в аспекте здоровьесбережения.

6. Недостаточный уровень культуры здоровья учащихся и педагогов.

7. Некомпетентность педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения.

Кроме того, по многочисленным исследованиям, за годы обучения количество здоровых школьников в РФ снижается в 5 раз. За последние 30 лет число практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) снизилось в восьмых классах с 60% до 48%. Особенно ухудшилось состояние здоровья девочек. 73% имеют нарушения менструальной функции. 30% школьников имеют нервно-психические отклонения. Одна из причин - психологический дискомфорт школьников в образовательном процессе.

Возможное решение.

1. Изучить проблему психологического комфорта ученика на уроке как компонента общего здоровья школьников.

2. Провести диагностику состояния психологического комфорта учеников в своем классе.

3. Выявить и апробировать способ (способы) улучшения психологического комфорта ученика на уроке.

4. Описать результаты.

Педсовет №2.

Тема: «Анализ проблемы ухудшения интеллектуального здоровья школьников»

Актуальность.

Как определено в ряде исследований, причина утомления учащихся на учебных занятиях - однообразие и неинтересная работа, использование, в основном, словесных форм обучения. На самостоятельную активную работу школьников на уроке в традиционной системе обучения отводится от 3 до 7 минут времени в среднем (необходимо до 70% времени учебного занятия).

Возможное решение.

1. Изучить проблему интеллектуального здоровья школьников как компонента общего здоровья учеников.

2. Изучить способы интенсификации самостоятельной активной работы школьников. Выбрать для апробации как минимум один способ. (Например, способы работы с текстом, подходы к развитию мыслительных операций при согласованных педагогических стратегиях (С.Г. Воровщикова, А.Вербицкого).

3. Выбрать критерии и показатели оценки интеллектуального здоровья учащихся.

4. Выбрать один (как минимум) инструментарий для диагностики интеллектуального здоровья учащихся по выбранному критерию.

5. Провести диагностику состояния интеллектуального здоровья учащихся в своем классе.

6. Апробировать способ (способы) улучшения интеллектуального здоровья учащихся на уроке или вне его.

7. Описать результаты.

Педсовет №3.

Тема: «Анализ проблемы ухудшения нравственного здоровья школьников»

Актуальность.

В преподавании в массовой школе поддерживается авторитарный стиль взаимоотношений с учащимися, методы отрицательного стимулирования школьников преобладают над методами положительного стимулирования.

Система контроля, оценки, аттестации учителей не включает показатели состояния здоровья; они не имеют такого значения, как показатели ЗУН. Поэтому учителя массовой школы не мотивированы на сохранение здоровья школьников. Основной ценностью традиционного образования, как широко известно, являются знания, умения и навыки учащихся. О нравственном здоровье школьников, как правило, в традиционной школе не задумываются. В этом назрела острая необходимость.

Возможное решение.

1. Изучить проблему нравственного здоровья школьников как компонента общего здоровья школьников.

2. Провести диагностику состояния нравственного здоровья школьников в своем классе (или группе учащихся).

3. Выявить и апробировать способ (способы) улучшения нравственного здоровья школьников на уроке или вне его.

4. Описать результаты.

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

25

Инновации в школе

Педсовет №4.

Тема: «Анализ проблемы ухудшения культуры здоровья школьников»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность.

Формирование у учащихся общей культуры и как её неотъемлемой части - культуры здоровья, в том числе, сохранения физического здоровья - одна из важнейших проблем сегодняшнего дня.

Требуется создание школьной среды, способствующей безопасности, сохранению и развитию здоровья учеников в образовательном процессе; среды, в которой происходит обучение школьников ответственно относиться к своему здоровью; создаются условия и организуется помощь в избавлении от вредных привычек; учат распределять физические нагрузки, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться и пр.

Возможное решение.

1. Изучить проблему формирования у учащихся общей культуры и как её неотъемлемой части -культуры здоровья.

2. Изучить проблему физического здоровья как компонента общего здоровья школьников.

3. Провести диагностику состояния физического здоровья учеников в своем классе или группе.

4. Выявить и апробировать способ (способы) улучшения физиче ского здоровья школьников на уроке или внеего.

5. Описать результаты.

Приведем пример одной из педагогических разработок по рефлексии здоровьесберегающей деятельности (Хачатрян Н.Л.).

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

В настоящее время одной из главных задач школы является формирование мировоззрения, основанного на ценности здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, создание комфортной психологической среды, умение школьников безболезненно входить во взрослую жизнь.

Понимая важность этой задачи, педагогами школы организация учебно-воспитательного процесса строится с учётом психологического и физиологического воздействия на организм учащегося.

Педагоги школы используют и различные приёмы, техники и технологии, направленные на сохранность и укрепление здоровья учащихся. Это не только соблюдение требований санитарных правил и нормативов, но и работа по оптимизации учебного процесса.

Учителя начальной школы работают по образовательной программе «Школа 2000», применяя на уроках технологию деятельностного метода. Она способствует повышению личной уверенности у учащихся, их самореализации и рефлексии. Это становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в

соблюдение нормативов максимальной аудиторной нагрузки

соблюдение норм дозировки при выполнении домашних заданий

безотметочная система оценивания знаний в первых классах

<1

О

использование

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

вариативность форм и методов обучения

проведение уроков

физкультуры с учетом состояния здоровья учащихся и возрастных групп

воплощение педагогики сотрудничества

соблюдение гигиенических требований к режиму учебно -воспитательного процесса, установленного санитарными правилами (режим, расписание)

26

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Инновации в школе

вариативность методов обучения

обучение на оптимальном уровне трудности

оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок

Здоровьесберегающие

технологии

культивирование знании по вопросам здоровья

формирование положительной мотивации к учебе

(«педагогика

успеха»)

учет врожденных способностей детей, возрастных особенностей их познавательной деятельности

создание

эмоционально

благоприятной

атмосферы

своих глазах и в глазах сверстников. Этому немало способствует и использование такой формы поощрений, как награждение грамотами каждого ученика. Все ученики начальной школы при подведении итогов обучения за четверть получают грамоту за свои «маленькие победы».

В создании комфортных условий пребывания ребёнка в школе наряду с гигиеническими факторами и организацией учебной деятельности весьма значимая роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда «погода в классе» зависит прежде всего от учителя.

Учёба должна дарить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций, то есть организация учебно-воспитательного процесса должна быть подчинена созданию психологического комфорта. Создание комфорта на уроке целиком и полностью лежит на педагоге. Это не только использование инновационных: технологий в обучении, соблюдение гигиенических требований к уроку, но и отношения учителя с каждым учеником, его эмоциональная устойчивость, самообладание, умение владеть аудиторией. От педагога, особенно на начальном этапе обучения, во многом зависит отношение ученика к учёбе, к школе.

Как заместителю директора по учебновоспитательной работе на первой ступени обучения,

мне приходится посещать уроки учителей с демократичным и авторитарным стилем общения. Хочется признать, что в классах с авторитарным педагогом дисциплина лучше, более высокие показатели по сравнению со сверстниками из других классов. Однако психологический дискомфорт, испытываемый учеником на урюке , увеличивает время приготовления уроков, сокращая время прогулки и отдыха. Таким образом, ученик попадает в замкнутый круг: проблемы дома и в школе ещё больше увеличивают невротические изменения психики.

1C сожалению, мне пришлось в своей педагогической практике столкнуться с детьми из класса с авторитарным педагогом. Эти дети отличались психологической неустойчивостью, быстрой утомляемостью, им было сложно наладить товарищеские отношения с новыми одноклассниками, они не могли сломать стереотип старых отношений. И основной задачей было научить их общаться с другими людьми. Через некоторое время ребята, входя в класс, улыбались, переставали обзываться, старались поддержать своих товарищей. Они становились совершенно другими детьми, которым интересно учиться, узнавать что-то новое, к их мнению прислушиваются.

Таким образом, доброжелательное и справедливое отношение к ученику является важной профилактикой нарушений в состоянии психологического здоровья детей.

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.