Научная статья на тему 'Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов'

Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ФГОСЫ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибкова Надежда Васильевна

В статье автором рассматривается взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальная технология в повышении конкурентоспособности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Грибкова Надежда Васильевна

заместитель директора по учебно-производственной

работе ГБОУ СПО «МОКИТ» г. Егорьевск E-mail: grinadia@yandex.ru

взаимосвязь в преподавании дисциплин «экономика» и специальной технологии как средство повышения конкурентоспособности будущих специалистов

Аннотация. В статье автором рассматривается взаимосвязь в преподавании дисциплин «Экономика» и специальная технология в повышении конкурентоспособности специалистов.

Ключевые слова: компетенции, ФГОСы, рыночные отношения, межпредметные связи.

Современные социально-экономические преобразования - переход страны к рыночной системе хозяйствования привели к реорганизации производства, развитию различных форм собственности, формированию рынка труда и трудоизбыточной экономике. Выпускники профессиональных учебных заведений оказались не подготовлены к конкуренции на рынке труда, не владеющими информацией и умениями активного построения своей профессиональной карьеры. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального профессионального образования (ФГОС) третьего поколения зафиксировано, что основное внимание следует уделять компетенциям выпускника, конкурентоспособности, гражданской активности, духовной, нравственной и профессиональной подготовленности к работе по избранной профессии.

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

Выпускник выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающийся своим главным капиталом - своей квалификацией [5]. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, выпускники должны владеть общими и профессиональными компетенциями и потенциально быть готовыми к самореализации: работать менеджерами, открывать индивидуальные предприятия, т.е. полноценно и эффективно участвовать в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой начального профессионального образования новые цели и ясно осознаваемую потребность глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы образования, и призвана способствовать реформе начального профессионального образования [1,4].

Современное образование требует преодоления разрозненности учебных дисциплин. Каждый предмет в отдельности не может дать целое представление о реальной действительности, быть основой формирования целостных характеристик личности. Известно, что теоретические знания являются основой профессиональных и формируют общую компетентность будущих специалистов. Учебный материал специальной технологии представляет собой теоретическую базу профессиональной подготовки рабочих, является переходным звеном между теоретическим и производственным обучением.

Существующая система профессионального обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей на общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины.

Проблема взаимосвязи учебных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания [2,6].

Межпредметные связи - это установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленных спецификой каждого предмета. Реализация межпредметных связей способствует достижению большего эффекта в общем развитии обучающихся, в гармоничном развитии всех сфер их интеллектуаль-

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис. 1. Межпредметные связи как средство мотивации учащихся к изучению экономики

ной и эмоциональной деятельности. Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей (рис.1).

Каким образом на практике достичь желаемого результата, используя межпредметные связи? В своей практике я применяю межпредметные занятия. Это такая форма занятий, при которой изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких предметов, которые разделены по времени (семестры, курсы). Межпредметное занятие, как правило, ведет один преподаватель.

При построении учебного процесса предлагается использовать следующие виды деятельности:

• освоение знаний посредством практических и лабораторных работ;

• включение в поисково-исследовательскую, проектно-конструктивную деятельность;

• конкурсы, конференции, выставки, защиты;

• семинары.

Реализация программы предполагает широкое использование: метода проектов, деловых игр, лабораторных практикумов, тестов, кроссвордов, компьютерных деловых игр.

Изучая экономику, учащиеся познают основные экономические концепции, законы, модели и принципы принятия рациональных экономических решений; приобретают навыки применения полученных знаний на практике. На первом занятии «Введения в экономику» мы открываем предприятие «Моя про-

фессиональная фирма». Так, учащиеся по профессии «Парикмахер» открывают парикмахерские салоны: придумывают название, фирменный знак, девиз - прямая связь с профессиональной деятельностью. Затем изучаем производственные возможности фирмы, считаем производительность труда сначала одного мастера, а потом всех мастеров салона и строим кривую производственных возможностей. Учащиеся наглядно изучают, сколько услуг может выполнить каждый мастер и все мастера салона вместе, т.е. свои практические знания они применяют в теории. На занятии «Спрос. Предложение. Равновесная цена», занятия делим на три модуля: на первом все учащиеся - клиенты, на втором -все предприниматели, на третьем - определяем равновесную цену парикмахерской услуги. Изучая способ определение цены в теории, учащиеся охотно используют его на практике. На занятии «Организационно-правовые формы предприятий» выбираем форму собственности предприятия «Моя профессиональная фирма», анализируем достоинства и недостатки. При организации собственного бизнеса (малое предприятие - основная форма организации парикмахерского бизнеса), учащиеся используют полученные знания. Актуальными являются темы «Доход. Издержки. Прибыль» и «Ценообразование». Не имея знаний по дисциплинам «Материаловедение», «Технология парикмахерских услуг», нельзя рассчитать себестоимость парикмахерской услуги (например, химической завивки), а следовательно, и прибыль всего предприятия в целом. Любимая тема всех учащихся «Заработная плата». На этом занятии можно начислить заработную плату себе, другим работникам фирмы и даже президенту. Системное применение межпредметных связей общеобразовательных,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

19

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

общепрофессиональных и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений, изучаемого материала и помогает развивать навыки использования теоретических знаний в прикладных дисциплинах.

Проведенный анализ успеваемости учащихся по профессии «Парикмахер» показал следующие результаты (табл. 1, рис. 2):

Таблица 1

Мониторинг качества знаний

№ п/п Курс обу- чения Наименование дисциплины Каче- ство знаний

1. 1 Материаловедение 48%

2. 1 Технология парикмахерских услуг 56%

3. 1 Учебная практика 67%

4. 2 Технология парикмахерских услуг 64%

5. 2 Учебная практика 75%

6. 3 Технология модельной прически 72%

7. 3 Экономика отрасли и предприятия 69%

8. 3 Учебная практика 84%

уеяуг

■ Учения rpjWlWU

Рис.2. Диагностика качества знаний учащихся

По результатам промежуточной аттестации проводился мониторинг качества знаний учащихся с 1 по 3 курс обучения по дисциплинам материаловедение, технология парикмахерских услуг, экономика отрасли и предприятия и учебная практика. Проведенный анализ данных таблицы 1 и диаграммы рис.2 показал, что межпредметные связи на 3 курсе дали положительную динамику роста и качества знаний у учащихся на 17%.

Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на занятиях повышает доступность усвоения связей между экономическими, физическими и другими понятиями. Межпредметные связи, во-первых, создают у учащихся систему обобщенных знаний, во-вторых - систему общепредметных умений в видах деятельности, общих для родственных предметов [3].

Рассмотрение межпредметных связей с позиций целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трех взаимосвязанных типов:

1) содержательно-информационных;

2) операционно-деятельностных;

3) организационно-методических (рис.3).

рис.3. взаимосвязанные типы межпредметных связей

Рассмотрим схему на рис.3:

1. Содержательно-информационные межпредметные связи на уровне фактов, установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории.

2. Операционно-деятельностные межпредметные связи способствует формированию у учащихся общепредметных умений практической деятельности. Перспективные межпредметные связи на уроках экономики выявляют возможные области применения функций, прямых и обратных пропорциональных зависимостей.

3. Организационно-методические межпредметные связи - методические и организационные приёмы на уроках экономики.

Таким образом, межпредметные связи выполняют ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

Итак, межпредметные связи позволяют:

• развивать у учащихся навыки использования знаний общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин для усвоения и понимания спецдисциплин;

• оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий;

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний;

• создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов в производстве и научной сфере;

• активизировать интерес к предмету;

• формировать общие и профессиональные компетенции выпускников;

• овладеть умениями активного построения своей профессиональной карьеры;

• обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Литература

1. Гурьев А. И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы

Всеросс. Научно-практ. конференции.- Горно-Алтайск, 2009.- 160 с.

2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.- СПб.: Каро, 2004.- 372с.

3. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности / Под ред. Н. А. Сорокина.- Тула, 2003.186 с.

4. Мусорина А. А. Использование вариативной части ФГОС СПО третьего поколения для получения дополнительных профессиональных компетенций с учетом запросов работодателей // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

5. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития) / А. М. Новиков; Рос. акад. образования, Ис-след. центр проблем непрерыв. проф. образования, М.: ИЦПНПО, 1997.- 253с.

6. Черепанова В. А. Социальные и педагогические аспекты экономического образования на уроках технологии. // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 2.

J

Л

Яшина Галина Алексеевна

канд. пед. наук, директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64 Сиденко Алла Степановна

канд. пед. наук, профессор АПКиППРО г. Москва

от ЗДОРОВЬЕЗАТРАТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ -

к здоровьесберегающим

___________________._______________с

Аннотация. Авторы выделяют школьные факторы риска по убыванию силы влияния на здоровье учащихся, делают вывод о том, что система школьного образования имеет здоровьезатратный характер, так как создает постоянные стрессовые перегрузки. Авторы выделяют идею «здоровый ученик - здоровая нация» как концептуальную идею школы, проектируя здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогические технологии; стрессовые перегрузки; здоровьезатратный характер авторитарной педагогики; здоровьесбережение.

Как широко известно, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье обеспечивает успех ученика.

Состояние здоровья школьников России вызывает вполне обоснованную тревогу родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием, общественности. По данным Минздравмедпрома, Госэпи-демнадзора, Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН, Центра

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.