Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в формировании деловых черт характера сельских школьников'

Обеспечение эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в формировании деловых черт характера сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / RURAL SCHOOL / BUSINESS CHARACTER TRAITS / FORMATION OF BUSINESS CHARACTER TRAITS OF RURAL SCHOOL STUDENTS / LABOR ACTIVITY AT SCHOOL / PROJECT-BASED LEARNING / PRACTICE-ORIENTED PROJECTS / INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES / BUSINESS ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Евгений Александрович

В статье рассматриваются возможности обеспечения эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в формирования деловых черт характера сельских школьников в рамках разработанной автором системы проектной деятельности. Представлено концептуальное обоснование систем взаимодействия, методические основы, определены условия реализации и критерии оценки эффективности достигнутых результатов, что позволяет адаптировать систему в других сельских средних учебных учреждениях в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE EFFICIENCY OF THE interaction BETWEEN SCHOOL, FAMILY AND SOCIETY IN FORMATION OF BUSINESS character TRAITS OF RURAL SCHOOLCHILDREN

The article considers the possibilities of achieving the efficiency of interaction between school, family and society in formation of business traits of character of rural school students within the system of project-based learning that has been developed by the author. The conceptual substantiation of the interaction systems and methodological foundations has been introduced, the conditions for realization and assessment criteria of the attained result efficiency have been determined. That allows to adapt the system for other rural secondary educational institutions of the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в формировании деловых черт характера сельских школьников»

УДК 37 012

Степанов Евгений Александрович

старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства КГПУ им. В.П. Астафьева editor@hist-edu.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И СОЦИУМА В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЛОВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются возможности обеспечения эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в формирования деловых черт характера сельских школьников в рамках разработанной автором системы проектной деятельности. Представлено концептуальное обоснование систем взаимодействия, методические основы, определены условия реализации и критерии оценки эффективности достигнутых результатов, что позволяет адаптировать систему в других сельских средних учебных учреждениях в регионах России.

Ключевые слова: сельская школа, деловые черты характера, формирование деловых черт характера сельских школьников, трудовая деятельность в школе, технология проектной деятельности, практико-ориентированные проекты, инновационные технологии обучения, деловая активность школьников.

Stepanov Evgeny Aleksandrovich

Senior Lecturer of the Department Technology and Entrepreneurship, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev editor@hist-edu.ru

ENSURING THE EFFICIENCY OF THE INTERACTION BETWEEN SCHOOL, FAMILY AND SOCIETY IN FORMATION OF BUSINESS CHARACTER TRAITS OF RURAL SCHOOLCHILDREN

The article considers the possibilities of achieving the efficiency of interaction between school, family and society in formation of business traits of character of rural school students within the system of project-based learning that has been developed by the author. The conceptual substantiation of the interaction systems and methodological foundations has been introduced, the conditions for realization and assessment criteria of the attained result efficiency have been determined. That allows to adapt the system for other rural secondary educational institutions of the Russian regions.

Key words: rural school, business character traits, formation of business character traits of rural school students, labor activity at school, project-based learning, practice-oriented projects, innovative teaching technologies, business activity of school students.

Эффективность взаимодействия школы, семьи и социума в формировании деловых черт характера сельских школьников достигается за счет реализации совместных практикоориентированных проектов. В настоящее время практико-ориентированный подход признается одним из ведущих в развитии личности школьника, поскольку предполагает активное обучение [1]. Активное обучение как метод развития деловых черт характера - это всегда погружение в процесс, совместная деятельность, обучение на примере.

Практико-ориентированный подход позволяет рассматривать такое погружение в процесс как основной источник познания. Если в случае традиционного подхода к обучению соотношение теории и практики составляет по нашим оценкам 70% на 30%, то в случае практикоориентированного подхода имеет место обратная ситуация - 70% практики к 30% теории, что повышает эффект воспитательно-образовательной работы. При этом важно подчеркнуть, что с точки зрения продуктивности и направленности на перспективу, наиболее эффективными оказываются те проекты, которые позволяют применить знания, полученные в ходе их реализации, в дальнейшей трудовой деятельности. То есть, чем более отвлеченными от реальной трудовой ситуации являются полученные навыки, тем быстрее они утрачиваются.

Важность практико-ориентированного подхода к обучению в школе трудно переоценить, поскольку он позволяет создать условия для развития деловой компетентности школьника, подготовить почву для развития профессиональной компетентности. Разрабатывая программу каждого конкретного практико-ориентированного проекта, необходимо ориентироваться на систему мотивов школьников, поскольку возможность реализации мотивов в ходе обучения имеет важнейшее значение для формирования готовности к обучению. Исследования показывают, что основными мотивами обучения старшеклассников являются мотивы социальные [2]. Старшеклассники ориентированы на получение тех знаний и навыков, которые пригодятся им в практической деятельности. Именно это является причиной неравномерного интереса старшеклассников к школьным предметам. Если школьник считает, что предмет полезен для него (имеет значение для будущей профессиональной деятельности), возникает стремление не только к скрупулезному изучению программы, но и к выходу за рамки программы. В том случае, если предмет не имеет, с точки зрения старшеклассника, практического значения, то он может изучаться поверхностно или вообще игнорироваться. С этой точки зрения практико-ориентированный подход является средством, поз-

воляющим удовлетворить основные мотивы учащихся старших классов, что невозможно при традиционном подходе к обучению, поскольку традиционная фора обучения не предполагает параллельного получения теоретических знаний и практических навыков (т.е. реализации полученных знаний на практике).

Необходимо также выделить ряд дидактических условий, которые наряду с ориентацией на мотивы школьников позволяют повысить эффективность практико-ориентированных проектов. Прежде всего, это организация интенсивного мыслительного процесса школьника. Высокая активность при поиске путей и способов решения поставленной задачи позволяет обеспечить полное вовлечение в процесс, что повышает мотивации. Акцент на безусловной значимости достигнутых результатов, особенно в том случае, если речь идет о коллективной деятельности. Школьнику важно не только испытывать удовлетворение от того, что задача решена, но и осознавать, что она решена благодаря его непосредственному участию. Помимо этого важно обеспечивать в ходе реализации практико-ориентированных проектов возможность индивидуального развития школьника даже в том случае, если проект является коллективным. Задача практико-ориентированного обучения - получение всех предусмотренных знаний и навыков каждым учащимся. Эта задача может решаться, например, за счет чередования индивидуальных и коллективных заданий, а также за счет периодической смены участка деятельности.

С точки зрения обеспечения эффективности взаимодействия школы, семьи и социума в ходе практико-ориентированного обучения, можно говорить о том, что практико-ориентированный проект всегда нацелен на социальные интересы, как самих участников проекта, так и окружающего социума. В качестве примера можно привести проект, который реализуется в с. Талое Емельянов-ского района Красноярского края - возведение храма равноапостольных Кирилла и Мефодия силами жителей села при участии учителей и старшеклассников местной школы. Его социальная значимость определяется тем, что возводимый храм с самого начала подготовки проекта рассматривался как действующий, что определило высокую значимость проекта для верующих жителей с. Талое. Помимо этого, практико-ориентированный проект должен учитывать необходимость соблюдения единства эмоционально-образного и логического компонента содержания. При его реализации важными оказывается не только получение необходимых профессиональных знаний и навыков, но и эмоциональное развитие учащихся. Проект по строительству храма в с. Талое отвечает этому требованию, поскольку в ходе его реализации происходит приобщение к духовным и культурным ценностям русского народа, ориентация на традиционные представления о долге и нравственности, что способствует эмоциональному, нравственному развитию его участников.

В данном случае особое значение имеет то, что данный практико-ориентируемый проект реализуется в условиях села. Значение села для России невозможно переоценить, поскольку Россия

- это страна с большим аграрным потенциалом, который не реализуется на сегодняшний день в полной мере. Одной из основных причин является нехватка квалифицированных молодых специалистов, готовых работать на селе. В России до сих пор отмечается зафиксированный еще в конце 1990-х гг. отток кадров из аграрного сектора. Так в период с 2006 по 2011 гг., по данным Росстата, отток составил в сельском хозяйстве 20,6%, в а в обрабатывающем производстве 16,3%. В таких условиях становится особенно актуальным воспитание молодежи, готовой осваивать профессии, актуальные в сельской местности. В первую очередь речь идет о профессиях, непосредственно связанных с сельским хозяйством. Для этого сельской молодежи необходимо обладать необходимым набором деловых черт характера. Эти черты должны формироваться во время школьного обучения посредством реализации практико-ориентированных проектов.

С нашей точки зрения, эффективная реализация программ развития деловых черт характера невозможна без взаимодействия школы, семьи и социума. Именно это позволит соблюсти принцип единства обучения (школа), воспитания (семья) и развития (социум) личности. Разумеется, функции, которые несет школа, не ограничиваются только обучением, в школе решаются и задачи воспитания, семья и социум также не отвечают изолированно только за воспитание и только за развитие, однако выделенные функции являются для перечисленных социальных институтов ведущими.

В процессе взаимодействия каждая из сторон имеет свои задачи по отношению к другим сторонам. Мы полагаем, что при реализации практико-ориентированных проектов по развитию деловых черт характера школа по отношению к семье и социуму решает следующие задачи:

- повышение воспитательного потенциала семьи и развивающего потенциала социума за счет вовлечения в совместную деятельность (воспитание собственным примером);

- направление воспитательного и развивающего потенциала для решения конкретных задач

- развития деловых черт характера.

Воспитательные предпосылки семьи зависят от типа семьи (нуклеарная или расширенная), ее структуры (соотношения поколений), места проживания (регион и размер населенного пункта), материальной обеспеченности, психологического микроклимата, семейных традиций, уровня культуры и образования старших членов семьи, а также крепости коммуникативных связей в семье. Часть из перечисленных характеристик являются объективными, а часть - субъективными, но все они влияют на повышение или понижение воспитательного потенциала, а также на уровень эффективности взаимодействия со школой в процессе развития деловых черт характера учащегося.

Семья, взаимодействуя со школой при реализации совместных практико-ориентированных проектов, реализует сразу несколько функций:

1. Обеспечение воспитательного процесса на личном примере. В том случае, если семья наравне с учащимся трудится над реализацией проекта, это повышает не только сплоченность семьи, но и уровень значимости проекта для самого учащегося. Помимо этого, личный пример значимых взрослых имеет огромное значение. Если школьник видит, что его отец может эффективно организовывать групповую деятельность и брать на себя лидерство в группе, он стремится подражать ему, учится вести себя подобным образом.

2. Подкрепление авторитета школы. Если члены семьи положительно отзываются о реализуемом проекте, высоко оценивают усилия школы в его разработке, это повышает значимость проекта в глазах.

3. Обеспечение обратной связи. Семья может указывать на повышение уровня развития деловых черт характера учащегося или отсутствие того повышения, а также на удовлетворенность школьника деятельностью в рамках проекта или отсутствие удовлетворенности.

Развивающий потенциал социума в основе своей имеет несколько характеристик, формирующих воспитательные предпосылки. Сюда входят тип социума (сплоченный или разобщенный), его структура (соотношение поколений), уровня взаимодействия со школой, наличия безусловных авторитетов, которые могут повлиять на поведение всего социума, профессионального ресурса (в данном случае имеется в виду наличие предприятий, которые могут быть привлечены к совместной деятельности), человеческого ресурса (наличие отдельных мастеров, которые могут быть привлечены к совместной деятельности.

В ходе взаимодействия при формировании деловых черт характера социум может реализовывать следующие функции:

1. Обеспечение развития школьников в условиях реального производства. При условии готовности руководства местных предприятий и организаций взять на себя функции наставников молодежи, обеспечить профессиональный компонент образовательного процесса, облегчаются задачи организации практико-ориентированного подхода. Необходимо отметить, что при взаимодействии с предприятиями и организациями в первую очередь происходит обучение коллективной деятельности.

2. Обеспечение развития школьников личным примером. При условии наличия признанных мастеров и умельцев, готовых передавать опыт, есть возможность обучения в процессе деятельности на положительном примере. В этом случае обучающиеся не только приобретают практические навыки, но и изучают принципы организации рабочего места, индивидуальной организации рабочего процесса, выделению основных показателей деятельности и принципам контроля за этими показателями. Огромное значение в данном случае имеет легкость обеспечения обратной связи, когда каждый возникающий вопрос может быть решен в ходе непосредственной консультации на месте.

3. Обеспечение социального контроля. В сельской местности при условии высокого уровня сплоченности социума может быть легко обеспечен контроль со стороны общества. Социальное одобрение или неодобрение имеет большое значение и влияет на результаты деятельности -стремление получить одобрение повышает мотивацию и непосредственно влияет на развитие таких качеств как трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность и т.д.

Особенно важно подчеркнуть тот факт, что эффективное взаимодействие школы, семьи и социума происходит при условии, если организацию этого взаимодействия берет на себя школа, как наиболее важный для школьника социальный институт вне его семьи. Семья не может заниматься организацией процесса в виду ограниченности ресурса, а социум - в виду его размеров и неоднородности. Школа не только организует процесс взаимодействия, но и реализует свой образовательный потенциал. Среди характеристик, формирующих этот потенциал, можно выделить: кадровые состав (наличие у него необходимых знаний и умений для реализации практикоориентированного обучения, управленческий потенциал (способность разработать подобный проект и руководить им), авторитет (степень авторитета преподавателей в социуме и семьях школь-

ников), методическая подготовка (возможность методического обеспечения проекта).

При условии высокой или достаточной возможности взаимодействия школы, семьи и социума, можно рассматривать следующие его формы в рамках решаемой задачи, а также организатора этой формы: общие собрания (школа), формирование смешанных бригад (социум), передача опыта (социум), организация соревнований (школа), обеспечение присутствия учащихся (семья), обеспечение коммуникативного процесса (школа).

Разумеется, в данном случае речь идет о наиболее важных из всех возможных форм взаимодействия, а список этих форм существенно шире. Возможна также перекрестная организация формы взаимодействия (например, школой и семьей или семьей и социумом).

Взаимодействие школы, семьи и социума при реализации практико-ориентированных проектов позволяет воздействовать сразу на несколько областей преобразований, а именно: психологопедагогическую, инструментальную и ментальную. Такое тройное воздействие позволяет сделать процесс развития деловых черт характера сельских школьников наиболее успешным. Собственно деловые черты характера выступают в качестве психолого-педагогической области преобразований. Инструментальная область преобразований представляет собой арсенал средств и приемов, которые применяются в процессе преобразования. С психолого-педагогической точки зрения речь идет о практико-ориентированных средствах развития деловых черт характера, которые выступают в качестве инструмента и обеспечивают воздействие на область преобразований.

Ментальная область представляет собой набор знаний и умений, которые необходимы для преобразовательной деятельности. Ментальная область формируется в ходе преобразовательного процесса - набор знаний и умений расширяется, повышается их качество, формируются навыки использования этих знаний и умений не только при реализации конкретного процесса, но и в другой практической деятельности. Расширение ментальной области непосредственно сказывается на формировании деловых черт характера.

Эффективность реализуемого взаимодействия при развитии деловых черт характера обеспечивает эффективность проекта. В свою очередь, эффективность проекта заключается в развитии деловых черт характера и может быть измерена инструментально. Мы предлагаем использовать для данной цели методики, позволяющие оценить эмпирические показатели социализированного человека, поскольку все четыре блока качеств, формирующих социализированного человека, содержат показатели деловых черт характера. Коммуникативный блок содержит показатели делового общения, психологический блок включает в себя достаточно большой набор показателей, например, креативность и творческий подход к решению профессиональных задач. Инструментальный блок включает в себя навыки и умения, реализуемые в профессиональной деятельности, а социальный блок - навыки и умения, необходимые при деловом взаимодействии с коллегами, подчиненными и начальством.

При реализации описанного выше проекта в с. Талое оценка показателей деловых черт характера производилась дважды - перед началом проекта (2010 г.) и в ходе его реализации (2012 г.). Оценка проводилась на основании комплексной оценки, складывающейся из самооценки, оценки классных руководителей и оценки родителей. Проводилась также сравнительная оценка экспериментальной (участвующей в проекте) и контрольной (не принимающей участия в проекте) групп. Анализ статистической достоверности различий в показателях экспериментальной и контрольной групп в 2010 и 2012 гг., а также экспериментальной группы в 2010 и 2012 гг. проводился с помощью методов математической статистики (t-критерий Стьюдента). Была выявлена статистическая достоверность различий в показателях экспериментальной группы в 2010 и 2012 гг., а также экспериментальной и контрольной групп в 2012 г., свидетельствующая об эффективности реализуемого проекта, что дало основание считать доказанным влияние проектной деятельности, направленной на взаимодействие учащихся со школой, семьей и социумом, на развитие деловых черт характера школьников, а также на повышение уровня их социализации.

Полученные данные легли в основу кандидатской диссертации автора «Формирование деловых черт характера сельских школьников в процессе взаимодействия школы, семьи и социума».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. М., 2012.

2. Лакша Е.И. Практико-ориентированное обучение как средство повышения мотивации у учащихся // Управление в социальных и экономических системах: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.